УДК 376.42+37.025.3
ББК Ч456+Ю948.2 ГСНТИ 14.29.23
С. А. Дмитриева S. A. Dmitrieva Тюмень, Россия
Н. Ю. Верхотурова
Красноярск, Россия
Код ВАК 13.00.03
Tyumen, Russia N. Yu. Verkhoturtseva
Krasnoyarsk, Russia
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМОКОМПЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
STUDY OF PSYCHOLOGICAL SYMPTOMS OF ORPHANS WITH PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT DELAY IN THE PROCESS OF EVALUATION OF THEIR EMOTIONAL COMPETENCE
Аннотация. В статье рассматриваются агрессия и другие компоненты эмоциональной сферы ребенка, особенности психологических симптомоком-плексов, характерных для личности детей-сирот. Представлены сравнительные данные о воспитанницах детского дома и детях, воспитывающихся в семьях, характерные проявления таких качеств, как агрессивность, обидчивость, раздражительность и т. д.
Ключевые слова: компетентно-стный подход, эмоциональная компетентность, агрессия.
Сведения об авторе: Дмитриева Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент.
Место работы: кафедра дефектологии Тюменского государственнго университета, г. Тюмень.
Abstract. The article deals with aggression and other components of the emotional sphere of a child, especially the psychological symptom characteristic of the personality of orphans. Comparative data from children's homes and children living in families are presented including typical manifestations of qualities like aggression, resentment, irritability, etc.
Key words: competence-based approach, emotional competence, aggression.
About the author: Dmitrieva Svetlana Alekseevna, Candidate
of Psychology, Associate Professor.
Place of employment: Chair of Defectolofy, Tyumen State University, Tyumen.
Контактная информация: 625007, г. Тюмень, пр-д 9 Мая, 5.
Сведения об авторе: Верхотурова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент .
Место работы: кафедра специальной психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. Астафьева, г. Крас-
About the author: Verkhoturova Natalia Yurievna, Candidate of Psychology, Associate Professor.
Place of employment: Chair
of Special Psychology, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.
ноярск.
Контактная информация: 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 100. E-mail: [email protected].
В последние годы в нашей стране в связи с реализацией положений Болонского соглашения осуществляется активный переход на новую парадигму образования — компетентностный подход. Происходит это в системе высшего и среднего профессионального образования, общего образования, где подготовлены концепции и госстандарты начального общего и общего среднего образования. Подготовлена Единая рамочная концепция качества дошкольного образования, в которой просматриваются концептуальные аспекты компетентностного подхода. Подготовлен также проект Федерального госстандарта специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целый ряд работ посвящен рассмотрению проблемы формирования различных учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ [9; 3 и др.], однако исследований, посвященных изучению компетенций эмоционального характера у детей, среди доступной нам литературы не встретилось.
В связи с этим считаем важным поднять проблему формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в младшем школьном возрасте эмоциональных компетенций и навыков управления ими. Эмоциональная компетентность находится в непрерывном развитии и на каждом возрастном этапе обеспечивает соответствующую потребностям возраста ориентацию ребенка в ситуациях взаимодействия с другими людьми, участ-
© Дмитриева С. А., Верхотурова Н. Ю., 2013
вует в процессах, определяющих выбор конструктивных стратегий поведения в социальных отношениях. Также в данном возрасте происходит активное становление субъектной позиции ребенка в учебной деятельности. Обзор теоретических и экспериментальных исследований позволяет говорить о том, что в младшем школьном возрасте на успешность ребенка в построении отношений с другим человеком оказывает существенное влияние умение обращаться с собственными эмоциями и понимать эмоции другого человека.
Проблема детской агрессии является актуальной для общества в целом и для детской психологии в частности. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, трудности регуляции и контроля агрессивных проявлений вызывают озабоченность педагогов и воспитателей детских домов [4].
В процессе развития эмоциональной компетентности повышается уровень осознанности собственных эмоций, эмоций другого, ситуации и способов поведения в ней. Это дает основание говорить о том, что целенаправленность поведения и эмоциональная компетентность являются регуляторами агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, позволяющими трансформировать неконструктивные формы проявления агрессии в конструктивные. Под эмоциональной компетентностью следует понимать способность управления различными компонентами эмоциональной сфе-
ры, в том числе агрессивностью, тревожностью, радостью, гневом, обидчивостью и др. [2].
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста разнообразно по формам и проявлениям. Некоторые дети осознают собственную агрессию и способны ее контролировать, дозировать, направлять, другие осознают собственную агрессию в минимальной степени и малоспособны к управлению ею. Еще один важный аспект — использование агрессии. Некоторые дети применяют агрессию в решении большинства ситуаций взаимодействия, другие делают это избирательно, гибко и в определенных ситуациях. Таким аспектом взаимодействия, как агрессия, учащихся младшего школьного возраста занималась большая группа исследователей у нас в стране, а также зарубежные специалисты. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике.
Феномен агрессии в свое время исследовали гуманисты-психологи В. Франкл [10], внесли свой вклад в рассмотрение этого явления
Э. Фромм [11], К. Лоренц [5] и др. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана [7], Т. Г. Румянцеву [8] и др.
Что касается воспитанников детского дома с задержкой психического развития (ЗПР), то в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к формированию такого личностного новооб-
разования, как агрессия (нестабильность эмоционально-волевой сферы как проявление отклонения в развитии, часто неблагоприятные условия семейного воспитания, сложности, возникающие в учебной деятельности), агрессия не может способствовать успешному становлению их личности.
Определения понятиям «агрессия», «агрессивность» даются в работах различных авторов. По мнению А. Басса [См.: 6], агрессивные действия можно описать с использованием трех шкал: физические — вербальные, прямые — непрямые и активные — пассивные. Комбинации этих параметров дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как избиение, когда один человек применяет физическое насилие по отношению к другому, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. А, скажем, распространение слухов или пренебрежительные высказывания «за глаза» можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые.
Психологические причины агрессии могут крыться во внутреннем конфликте, связанном с неверным представлением о собственном образе «Я», недостаточным обоснованием цели, предчувствием объективных трудностей, необходимостью выбора между различными образцами действия, неадекватным уровнем притязаний. Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, а порой — через асоциальные формы поведе-
ния. Невозможность в притязании на признание приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но прежде всего нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства, что приводит к психической депривации.
Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от незначительных странностей, не выходящих за границы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллектуальной и личностной сфер. Характерными чертами депривационного синдрома являются агрессия, депрессия, страхи, интеллектуальные расстройства различной степени. В качестве физиологических причин называют болезни, действие на организм психофармакологических препаратов.
Многих проявлений детской социальной дезадаптации можно было бы избежать (частично или полностью), если бы в младшем школьном возрасте целенаправленно формировались психологические механизмы, позволяющие адекватно реагировать на ту новую ситуацию деятельности и общения, в которую ребенку предстоит войти в преддверии кризисного периода.
Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросо-циальных условиях своей позитивной роли, соответствующей его возможностям, а также приводящее к изоляции, лишению или утрате основной потребности в полноценном развитии и самореализации. Такое состояние может привести к психологическому стрессу. Стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, изменяются личностные особенности.
Ряд авторов, исследуя проблему агрессии, считают, что она в настоящее время становится всё более актуальной. Агрессия возникает вследствие кризисов в сфере политики и экономики, роста преступности, терроризма, проблем в личной жизни и профессиональной деятельности. Состояние агрессивности связано с эмоциональным дискомфортом, имеет значимый риск-фактор, приводящий к возникновению психосоматических заболеваний. Ввиду актуальности данной проблемы целевой установкой нашего исследования стало сравнительное изучение состояния агрессивности у детей с задержкой психического развития из детского дома и здоровых детей, имеющих полноценные семьи.
Можно провести ряд параллелей между выдвигаемыми Э. Фроммом
положениями об агрессии и развитием эмоциональной сферы воспитанников детских домов и интернатов. У детей-сирот проявляются и могут быть ярко выражены псевдоагрессия, оборонительная, непреднамеренная агрессия, агрессия самоутверждения. В своих исследованиях мы использовали методику оценки проявлений агрессии по опроснику А. Басса и А. Дарки [См.: 1].
Опросник Басса — Дарки широко применяется в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках отсутствуют. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях между испытуемым и психологом. При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребност-ной сферы личности. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов защиты, который часто выбирают дети, основан на простом умозаключении: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись тебя. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка.
Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и в избегании лиц, от которых происходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение своих невоплощенных потребностей.
На наш взгляд, исследования помогут решить ряд проблем детей младшего школьного возраста с ЗПР, в том числе проблемы развития личности ребенка-сироты в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Для комплексной оценки с помощью опросника Басса — Дарки выявляются следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
• Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
• Косвенная агрессия — под
этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся
в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Склонность к раздражению (коротко, раздражение) — готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость.
• Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
• Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
• Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
• Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Кроме того, выделяется еще одна форма — угрызения совести, чувство вины. Эта форма выража-
ет сдерживающее влияние чувства вины на проявление других форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Она также выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки,
вследствие чего проявляется наличие у него угрызений совести.
Нами были обследованы воспитанницы детских домов, отнесенные психолого-медико-педаго-гической комиссией к категории детей с задержкой психического развития, и здоровые дети из семей в возрасте 7—8 лет. В каждой группе было обследовано по 12 детей. В результате анализа полученных данных (см. табл.) оказалось, что значения показателей по большинству видов агрессии намного выше у детей из детского дома, нежели у воспитывающихся в семьях.
Таблица.
Показатели агрессивности эмоциональной сферы (в баллах) у девочек 7—8-летнего возраста (по системе Басса — Дарки)
Симптомокомплексы Воспитывающиеся в семьях Воспитывающиеся в детском доме Проценты
Угрызения совести, чувство вины 5,6 ± 0,38 4,5 ± 0,62 - 19,6
Подозрительность 5,4 ± 0,5 5,5 + 0,34 + 1,9
Вербальная агрессия 4,2 ± 0,54 6,5 ± 0,51 + 54,8
Физическая агрессия 3,6 ± 0,45 6,0 ± 0,30 + 66,7
Раздражительность 3,4 ± 0,51 4,3 ± 0,39 + 26,5
Обида 3,2 ± 0,48 5,1 ± 0,33 + 59,4
Негативизм 2,3 ± 0,24 3,2 ± 0,41 + 39,1
Косвенная агрессия 1,9 ± 0,51 2,2 ± 0,34 + 15,8
Нами проведено ранжирова- агрессии у детей, воспитывающих-
ние по видам агрессии, которое по- ся в семьях и в детских домах, свя-
казало разницу в иерархии видов занную с различием социальных
ситуаций этих групп детей. У детей из семей на первом месте направленные на себя виды агрессии — чувство вины и угрызения совести, связанные с определенным уровнем сформированности нравственных понятий и социальных чувств, в частности чувства ответственности, эмпатии. У детей из детского дома на первом месте находятся виды агрессии, направленные на других — вербальная и физическая. На последних местах у девочек из семей и детского дома находится косвенная агрессия.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что воспитанницы детских домов младшего школьного возраста имеют больше проблем в развитии эмоциональной сферы, чем их сверстницы, воспитывающиеся в семьях.
Проведенные нами исследования показали необходимость формирования у детей такого важного качества, как эмоциональная компетентность. В первую очередь это относится к детям-сиротам с ЗПР, поскольку изучаемые симптомо-комплексы у них значительно более выражены, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Ориентиром в проведении психокоррекционной работы для педагога-психолога
детского дома могут служить представленные нами параметры эмоциональной сферы исследуемого контингента детей.
Литература
1. Арнольд, Т. Агрессивность, совесть и рациональное мышление / Т. Арнольд // Дружба народов. — 1996. — № 9. — С. 141—155.
2. Верхотурова, Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития / Н. Ю. Верхотурова // Вестн. Череповец. гос. ун-та. — Череповец, 2012. — № 4 (43), т. 2. — С. 142—146.
3. Дель, С. В. Формирование ком-
муникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Дель С. В. ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург,
2005. — 23 с.
4. Дмитриева, С. А. Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития / С. А. Дмитриева // Сибир. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 311—319.
5. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. — М. : Наука, 1994. — 361 с.
6. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. — М. : Гума-нит. изд. центр «Владос», 2003. — 248 с.
7. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психоло-гич. журн. — 1996. — Т. 17, № 5. — С. 3—18.
8. Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль /Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81—89.
9. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Туманова. — М., 2005. — 397 с.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 245 с.
11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Просвещение, 1994. — 285 с.