ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С.А. Локтаева
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Приведены результаты эмпирического исследования особенностей проявления специфических свойств личности детей военнослужащих (тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности). Показано, что принципиальное влияние на проявления данных свойств оказывают специфические условия жизнедеятельности семьи, личностные особенности родителей-военнослужа-щих, их супружеские взаимоотношения, доминирующие типы родительского отношения.
Ключевые слова: дети военнослужащих, тревожность, агрессивность, социальная дезадаптивность личности.
Специфические условия жизнедеятельности семьи военных, личностные особенности родителей-военнослужащих, их супружеские взаимоотношения, доминирующие типы родительского отношения к ребенку послужили социально-психологическими детерминантами проявления тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности детей. Изучение проявления личностных свойств подростка в системе детско-родительских отношений семей кадровых военнослужащих имеет не только научное, но и практическое значение, так как эти проявления оказывают большое влияние на уровень сформированности особенностей личности, во многом определяющих возможность самореализации ребенка.
Нами было проведено эмпирическое изучение свойств личности подростков 11—13 лет из семей профессиональных военнослужащих в зависимости от типа детско-родительских отношений. С этой целью на начальном этапе исследования были изучены особенности проявлений агрессивности, тревожности и социальной дезадаптивности у детей из семей военнослужащих с помощью следующих методик: адаптированный детский вариант шкалы явной тревожности CMAS А.М. Прихожан; методика А. Басса, А. Дарки для измерения степени проявления различных форм агрессивного поведения; «Тест фрустрационных реакций С. Ро-зенцвейга» (детский вариант Е.Е. Даниловой) для определения степени социальной адаптации субъекта к своему окружению; тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ проявлений изучаемых свойств личности у детей экспериментальной (дети военнослужащих) и контрольной групп (дети из семей гражданских лиц). На третьем этапе исследования с целью определения компонентов агрессивности у детей из семей профессиональных военнослужащих и детей из других семей осуществлен качественный анализ результатов исследования
агрессивности и найдены взаимосвязи между показателями форм агрессивных реакций по методике А. Басса, А. Дарки и переменных компонентов агрессивности по методике А.И. Крупнова. На четвертом этапе исследования изучено влияния доминирующего типа отношения родителей к ребенку на проявление специфических свойств личности детей военнослужащих в сравнении с семьями гражданских лиц. И на последнем этапе проведен сравнительный анализ гендерных и возрастных различий детей экспериментальной и контрольной групп.
Результаты исследования показали, что особенностью проявлений тревожности у детей профессиональных военнослужащих является наличие очень высокой тревожности, что связано с ожиданием опасности, с предчувствием ее. Дети офицеров живут под страхом потери кормильца, его увечья, социальное положение военнослужащих вызывает у их детей появление комплекса неполноценности, состояние боязни и обреченности. В результате диагностики выявлена группа подростков с высоким уровнем проявления тревожности — 42,6%. Девочки из этих семей значительно тревожнее мальчиков. Наиболее высокий уровень тревожности детей наблюдается в 11 и 13 лет, что выражается в хроническом переживании ожидания опасности, неблагополучия, в устойчивой склонности испытывать приступы сильного страха [1].
Наиболее агрессивными и враждебными являются 42,5% испытуемых. Свойственные этим детям агрессивные реакции в формах вербальной и физической агрессии проявляются в драках, криках, угрозах, оговорах и злословии, они раздражительны, подозрительны, склонны проявлять агрессию непрямым путем в сочетании с чувством вины, показатели которого также имеют высокую степень выраженности. Мальчики склонны к физической и вербальной формам проявлений агрессивности и раздражению, девочки характеризуются обидчивостью, подозрительностью, проявляют агрессивность в формах косвенной агрессии, у них сильнее развито чувство вины. В семьях офицеров у детей в возрастном периоде 11—13 лет наблюдается рост раздражения, подозрительности, а также значительно усиливаются проявления вербальной агрессии и негативизма. Обнаружено, что у детей экспериментальной группы высокий уровень выраженности физической, вербальной агрессии и раздражения, вместе образующих суммарный индекс агрессивности, проявляется у 12,7%, а обиды и подозрительности — индекс враждебности у 36,2%. Следовательно, высокий уровень враждебности у детей офицеров в 3 раза превышает индекс агрессивных реакций, что проявляется как общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим, готовность к агрессивному поведению [4]. Агрессивность этих детей, в отличие от детей из гражданских семей, по степени выраженности установочно-целевого компонента проявляется в достижении общественно значимых целей; с содержательной стороны по направленности мотивации агрессивное поведение побуждается намерением защитить права других людей; по степени осознанности понимания агрессивности — как нанесение ущерба другому человеку; в сфере приложения результата агрессивного поведения — стремлением успешнее выполнить задуманное, сохранить дистанцию в отношениях; с инструментально-стилевой стороны по на-
правленности эмоциональных переживаний дети офицеров испытывают угрызения совести за содеянное, склонны к аутоагрессии, их чувство вины значительно преобладает над аффективностью; по типу волевой регуляции они склонны считать, что агрессивность зависит в большей степени от внешних условий; по формам проявления агрессии им свойственно выражение негативных чувств в форме крика, словесных проклятий, угроз, скандальности; по характеру проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессивность, испытывают трудности в межличностных отношениях из-за вспыльчивости и неумения сдерживать агрессию [2].
Социальная дезадаптивность детей офицеров проявляется в нарушениях норм и ожиданий социальной среды, нестандартности форм поведения, переживании своей неуспешности в сфере принятия решений. По результатам диагностики выявлено, что дети военнослужащих проявляют очень низкий уровень социальной адаптации к своему окружению (26,91%), это значительно ниже нормы для подростков 11—13 лет. Диагностические показатели степени адаптации в социальной среде у девочек из семей военнослужащих значительно выше, чем у мальчиков, однако и те, и другие проявляют признаки социальной дезадапти-рованности, что выражается в переживании своей неуспешности в сфере принятия решений и нарушениях норм и ожиданий социальной среды [3].
Детско-родительские отношения в семьях военнослужащих основаны на ограничении, подавлении со стороны отцов, в большинстве семей они строятся по типу «авторитарной гиперсоциализации». Отцы-офицеры переносят в отношения с детьми стереотип армейской иерархии. Запреты, выговоры, наказания, угрозы — наиболее часто встречающиеся способы воздействия на детей. При таком воспитании у детей формируются экстрапунитивные реакции, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, они испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. В школьной среде военных городков также чувствуется армейская атмосфера. С одной стороны, строгая дисциплина позволяет сделать систему обучения и воспитания более организованной, с другой — это проявляется в агрессивности [5], враждебности ребенка, склонности к аутоагрессии, кроме того, тревожности, вызываемой боязнью сделать что-то не так, как нужно. Ребенку свойственно состояние внутреннего дискомфорта, переживание своей неуспешности, отсутствие воли, инициативы, проявляются признаки социальной дезадаптивности.
Доминирующие отношения матерей к детям строятся по типу «симбиоз» и выражаются в мелочной опеке, лишении самостоятельности, стремлении удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость, отсутствие навыков общения, самообслуживания, чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний и подозрительность к окружающим.
Выраженность доминирующих типов родительского отношения к детям в семьях офицеров показана на рисунке.
Количество семей, % 70
60
50
40
30
20
10
0
В работе представлен анализ корреляций изучаемых переменных (типов родительского отношения и проявлений специфических личностных свойств у детей военнослужащих) и описание установленных между ними взаимосвязей. Полученные диагностические данные были подвергнуты корреляционному анализу при помощи непараметрического метода вычисления ранговой корреляции по формуле Спирмена при уровне значимости между параметрами **р < 0,01 *р < 0,05 с использованием программы SPSS 11.0. Построена матрица корреляций, анализ которой показал тесноту прямой связи между «симбиозом» со стороны матери и вербальной агрессией, подозрительностью и тревожностью ребенка; «авторитарной гиперсоциализацией» со стороны отца и вербальной и косвенной агрессией ребенка, индексом враждебности, тревожностью и обратной — между «симбиозом» со стороны матери и вербальной агрессией, степенью социальной адаптации; «гиперсоциализацией» со стороны отца и субъектностью ребенка.
На основании анализа и интерпретации взаимосвязей изучаемых параметров можно утверждать, что дети, чрезмерно опекаемые родителями, особенно матерью, слишком зависимые от нее, являются более тревожными, беспомощными и беззащитными в ситуации новизны. Их неуверенность и страх базируются на отсутствии навыков общения, самообслуживания. Эти дети характеризуются чрезмерной настойчивостью в осуществлении своих желаний и тревожностью, их агрессивность проявляется в формах вербальной агрессии, подозрительности к окружающим, враждебности. Доминирующее материнское отношение по типу «симбиоз» сочетает в себе разные тактики родительского отношения, повышенную эмоциональную заботу, усиление контроля за поведением ребенка. Такие особенности воспитания способствуют росту агрессивности и тревожности и снижению уровня социальной адаптивности ребенка. В случае доминирования отцовского отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» отчетливо просматриваются слишком жесткие методы воспитания. Отец старается навязать ребенку свою волю и не может поддержать его точку зрения. За непослушание ребенка сурово наказывают. Отношение отца к успехам ребенка тревожно-мнительное, наблюдается чрезмерная озабоченность родителя будущим ребенка. Властные,
(А/1)
тл
(И)
(А/Г)
(И)
(к) (О) | (О) , (К) —,—1—1—
Матери Отцы
Рис. Выраженность доминирующих типов родительских отношений в семьях военнослужащих
деспотичные родители-военнослужащие могут вызвать в своем ребенке аналогичные черты — грубость, несдержанность, склонность к подавлению других и прямо противоположные — подавленность, робость, страх [6]. Дети, воспитывающиеся в военных семьях, «обязаны» исполнять чужие приказания. Такое влияние отца-офицера лишает ребенка самого главного — способности самостоятельно мыслить, анализировать и принимать решения. Эти характеристики стиля способствуют проявлению агрессивности у детей в форме косвенной агрессии посредством таких инструментально-стилевых действий, как смещение ее на более доступный объект, провокациях, действиях исподтишка, взрывах ненаправленной ярости, наушничестве, тайном злословии, тревожности, а также переживанию не-успешности ребенка, ему свойственно состояние внутреннего дискомфорта, отсутствие воли, инициативы, проявляются признаки социальной дезадаптивности. В подростковом возрасте, не умея адаптироваться в группе сверстников, они нарушают нормы и ожидания социальной среды, отличаются нестандартностью форм поведения;
На фоне негативных факторов социально-психологических особенностей жизнедеятельности военной семьи, тревожность, агрессивность и социальная дезадаптивность, проявляются в эмоциональном переживании и неуверенности в своем благополучии, склонности к сильному беспокойству, вспышках раздражительности, избыточной обидчивости и чувстве вины, враждебности, драчливости, жестокости, неспособности отвечать требованиям, предъявляемым социумом, переживании длительных внутренних и внешних конфликтов. Эти характерные свойства детей, обусловленные влиянием социальной макро- и микросреды [7], могут рассматриваться как устойчивые специфические образования личности ребенка, воспитывающегося в семье кадрового военнослужащего.
Таким образом, факторами, способствующими усилению тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности детей военнослужащих, следует считать такие стили родительского отношения, как «авторитарная гиперсоциализация» со стороны отцов-офицеров и «симбиоз» со стороны матерей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11—17.
[2] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М.: Изд-во РУДН, 1995.
[3] Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1979.
[4] Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. — СПб., 1997.
[5] Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — № 5. — С. 3—16.
[6] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.
[7] Касаткина Н.Э., Руднева Е.Л. Мониторинг изучения проблемы семьи // Здоровье, личность, образование. — Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1996.
THE DEMONSTRATION OF PERSONAL PROPERTY OF CHILDREN WITH VARIOUS TYPES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN THE FAMILIES OF PROFESSIONAL SOLDIERS
S.A. Loktaeva
Chair of Psychology and Pedagogics Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Results of an empirical research of features of display of specific properties of the person of children of military men (uneasiness, aggression and social deadaptiveness) are resulted. It is shown that basic influence on displays of the given properties is rendered by specific conditions of military families’ life, personal characteristics of parents, their marital relationship and the dominant types of parental attitudes to their child.
Key words: children of soldiers, anxiety, aggressiveness, social desadaptability of person.