Научная статья на тему 'Специфические свойства личности как негативный полюс проявления индивидуально-типических особенностей ребенка в семье профессионального военнослужащего'

Специфические свойства личности как негативный полюс проявления индивидуально-типических особенностей ребенка в семье профессионального военнослужащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
930
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локтаева Светлана Альбертовна

Специфические условия жизнедеятельности военной семьи, личностные особенности родителей военнослужащих, их супружеские взаимоотношения, доминирующие типы родительского отношения к ребенку послужили социально-психологическими детерминантами проявления тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности детей. В статье приведены результаты исследования свойств личности детей военнослужащих, которые показали высокий уровень тревожности, склонность проявлять агрессивность и враждебность, степень социальной адаптации, не соответствующую возрастным нормативам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Локтаева Светлана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PERSONALITY TRAITS AS NEGATIVE POLE OF MANIFESTATION OF INDIVIDUALLY-TYPICAL CHARACTERISTICS OF A CHILD IN A FAMILY OF PROFESSIONAL SOLDIER

The specific conditions of military families’ life, personal characteristics of parents, their marital relationship and the dominant types of parental attitudes to their child serve as socio-psychological determinants of anxiety manifestations, aggressiveness and social desadaptability of children. The article sums up the results of research of identity properties of soldiers’ children, who showed a high level of anxiety, a tendency to demonstrate aggression and hostility, the degree of social adaptation, not appropriate age standards.

Текст научной работы на тему «Специфические свойства личности как негативный полюс проявления индивидуально-типических особенностей ребенка в семье профессионального военнослужащего»

УДК 159.923

С.А. Локтаева СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

КАК НЕГАТИВНЫЙ ПОЛЮС ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Аннотация. Специфические условия жизнедеятельности военной семьи, личностные особенности родителей военнослужащих, их супружеские взаимоотношения, доминирующие типы родительского отношения к ребенку послужили социально-психологическими детерминантами проявления тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности детей. В статье приведены результаты исследования свойств личности детей военнослужащих, которые показали высокий уровень тревожности, склонность проявлять агрессивность и враждебность, степень социальной адаптации, не соответствующую возрастным нормативам.

Ключевые слова: дети военнослужащих, тревожность, агрессивность, социальная де-задаптивность.

Svetlana Lo^eva SPECIFIC PERSONALITY TRAITS AS NEGATIVE POLE

OF MANIFESTATION OF INDIVIDUALLY-TYPICAL CHARACTERISTICS OF A CHILD IN A FAMILY OF PROFESSIONAL SOLDIER

Annotation. The specific conditions of military families' life, personal characteristics of parents, their marital relationship and the dominant types of parental attitudes to their child serve as socio-psychological determinants of anxiety manifestations, aggressiveness and social desadaptability of children. The article sums up the results of research of identity properties of soldiers' children, who showed a high level of anxiety, a tendency to demonstrate aggression and hostility, the degree of social adaptation, not appropriate age standards. Keywords: children of soldiers, anxiety, aggressiveness, social desadaptability.

Изучение индивидуально-типических свойств личности ребенка в семье кадрового военнослужащего, несомненно, имеет как научное, так и практическое значение, поскольку эти параметры оказывают принципиальное влияние на личностную самореализацию и психическое развитие ре -бенка.

Развитие человека происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т.е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно [2].

Преобразуясь в процессе деятельности, индивидуально-типические свойства человека вносят вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). Источниками развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений - все это человек усваивает в процессе социализации [1].

Семья офицера может являться как мощным фактором развития и эмоционально-

© Локтаева С.А., 2014

психологической поддержки личности ребенка, так и источником психической травмы и связанных с ней негативных личностных свойств - тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивно-сти. Дети, воспитывающиеся в семьях военнослужащих, испытывают трудности социальной адаптации. Это обусловлено тем, что, проживая в отдаленных точках, малонаселенных гарнизонах, закрытых военных городках, дети испытывают специфическое влияние макро- и микросреды. Переезды семьи военнослужащего, частая смена школ, необходимость адаптации ребенка к новым условиям вызывает болезненную реакцию на смену социального окружения. Признаки социальной деза-даптивности детей военнослужащих проявляются в нарушениях норм и ожиданий социальной среды, нестандартности форм поведения, переживании своей неуспешности в сфере принятия решений. Отдельные индивидуально-личностные особенности родителей и внутрисемейные (супружеские) отношения, прежде всего конфликтные, являются важнейшим источником негативного проявления исследуемых свойств личности ребенка в семье военнослужащего, что обуславливает появление у ребенка чувства вины, проявления тревожности, враждебности и несоответствие поведенческих реакций ребенка ожиданиям социума [4].

В ходе исследования целостно рассмотрена проблема психологического отношения родителей к ребенку в семьях профессиональных военнослужащих, в связи с чем выделены и охарактеризованы ведущие типы детско-родительских отношений, в том числе системы воздействия и способы обращения родителей с ребенком, различные виды отношения к ребенку, а также представления о нем, которые могут оказывать существенное влияние на формирование личностных особенностей ребенка. Выявлено, что авторитарно-агрессивные тактики родителей, свойственные психологическому типу родительского отношения «гиперсоциализация», а также характерное для «симбиотических» отношений психологическое давление, угнетающее личность ребенка, формируют у детей тревожность, страх принятия самостоятельного решения, безынициативность и эгоизм, чувство вины, негативизм и враждебность.

Некоторые социально-психологические особенности жизнедеятельности семей профессиональных военнослужащих неблагоприятно сказываются на личностных качествах ребенка, вызывая повышенную тревожность. Специфические условия деятельности отца-офицера, а также переезды на новое место службы, сопряженные со сменой бытовых, социальных условий, потерей друзей и необходимостью создавать новые дружеские отношения, представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны, главным образом, с отсутствием близких людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни [3]. Военнослужащие часто находятся на боевом дежурстве, привлекаются для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств; их семьи живут под страхом потери, увечья (ранения, травмы, контузии) кормильца или его болезни в результате тяжелых условий прохождения военной службы. Стремясь повысить материальное положение семьи, военнослужащие увольняются из армии, но в связи со значительным сокращением Вооруженных сил в условиях роста безработицы в России трудоустройство бывших военнослужащих становится крайне сложной задачей. Столкнувшись с проблемами невостребованности военного специалиста такого уровня в гражданской жизни, вчерашние офицеры (командиры) вынуждены, чаще всего, браться за первую подвернувшуюся работу, что вызывает у них и членов их семей комплекс неполноценности, состояние боязни и обреченности.

Существуют причины, которые наряду с перечисленными, могут оказывать существенное влияние на личностные свойства и психологическое благополучие ребенка в семьях офицеров. Отцы в силу специфики воинской деятельности мало уделяют внимания детям. Позиции матерей и отцов -офицеров, погруженных в условия жизни семей военнослужащих, по отношению к детям имеют разное содержание. Для отцов, в отличие от матерей, характерна трансформация отношений к детям в

сторону авторитарного диктата. Довольно часто встречаются случаи агрессивного поведения родителей-офицеров по отношению к детям. Это может быть следствием деятельности военнослужащих, возможно, их личностных особенностей, которые привели военнослужащего к выбору профессии. Авторитарный отец-офицер стремится блокировать инициативу ребенка, ссылаясь на традиционные авторитеты, на чужой опыт, он тяготеет к статичности, постоянности в своих действиях. Ребенок может быть агрессивным и проявлять садистские наклонности, кроме того, прибегать к самым различным способам причинять себе вред.

Нами системно изучена проблема проявления специфических свойств у детей в семьях кадровых военнослужащих. Выявлены следующие психологические факторы, предопределяющие развитие и проявление негативных личностных свойств:

- субъективные: агрессивность личности ребенка предопределяется факторами внутрилично-стными, характеризующими психологическую деятельность агрессора, степень разрушения объекта агрессии и причинения ему вреда, и социально-нормативными оценочными (морально-этические нормы); ребенок испытывает личностные трудности социальной адаптации, проживая в отдаленных малонаселенных гарнизонах, закрытых военных городках в условиях специфического влияния мезо -и микросреды, болезненно реагируя на смену социального окружения;

- объективные: тревожность личности ребенка обусловлена завышением субъективной значимости исхода предстоящего события, а также постоянными острыми переживаниями тревоги в специфических условиях профессиональной деятельности отца (переезды на новое место службы, смена бытовых, социальных условий, работа в различных чрезвычайных обстоятельствах вызывает страх потери кормильца, его увечья и т.д.; невостребованность родителей военнослужащих, уволенных из армии, влечет за собой состояние боязни и обреченности, ожидания, предчувствия опасности или неприятности); признаки социальной дезадаптивности личности детей военнослужащих связаны прежде всего с регулярно возникающей объективной необходимостью адаптации ребенка к новым условиям.

На фоне негативных факторов социально-психологических особенностей жизнедеятельности военной семьи тревожность, агрессивность и социальная дезадаптивность проявляются в эмоциональном переживании и неуверенности в своем благополучии, склонности испытывать сильное беспокойство, вспышках раздражительности, избыточной обидчивости и чувстве вины, враждебности, драчливости, жестокости, неспособности отвечать требованиям, предъявляемым социумом, переживании длительных внутренних и внешних конфликтов [5]. Эти негативные проявления могут рассматриваться как устойчивые специфические образования личности ребенка, воспитывающегося в семье кадрового военнослужащего, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о влиянии условий воинской деятельности родителей на особенности проявления тревожности, агрессивности и социальной дезадаптивности детей в семьях профессиональных военнослужащих.

Знание индивидуально-типических характеристик детей военнослужащих позволит изучать и оценивать каждое свойство личности не изолированно, само по себе, а в контексте представлений о целостной личности и той функции, которую она выполняет в процессе взаимоотношения ребенка с окружающей его специфической социальной средой. Это создаст условия для более эффективного управления подготовкой ребенка к социальной адаптации и интеграции.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности: сб. - СПб., 2000. -С. 222-230.

2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М., 2000.

4. Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С. 290-300.

5. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.