Научная статья на тему 'Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений'

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е. В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты агрессивности как свойства личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggression as a Property of the Person and the Features of its Display in the Child's Behaviour in the System of Child-Parent Relations

The article considers some aspects of aggression as a property of the person and the peculiarities of its display in the child's behavior in the system of child-parent relations.

Текст научной работы на тему «Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений»

АГРЕССИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Е.В. Тарасова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассмотрены некоторые аспекты агрессивности как свойства личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений.

Проблема проявлений агрессивности у современных детей в сфере детско-родительских отношений находится в поле влияния психосоциальной ситуации их развития как фона и индукции развития личности и свойства. Особенности агрессивности у детей как свойства деструктивного, ненормативного в проявлениях или нормативно-адаптивного, нейтрального в нравственном плане зависят от влияния специфики микросреды родительской семьи, психологии взаимоотношений в ней, особенностей родительского отношения — культурно-исторического явления, характеризуемого в настоящее время как опасно-агрессивное: угрожающее здоровью, развитию, жизни, попирающее индивидуальность, самобытность, блокирующее личностное развитие.

Значимыми социально-психологическими факторами, предопределяющими образование в системе детско-родительских отношений деструктивной в проявлениях агрессивности у детей, являются социально-неприемлемый образ жизни семьи, нарушения в ее структуре и функционировании, внутрисемейном общении и взаимодействии, психологическое, физическое, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку.

Выявлено, что в группе семей с прямым десоциализирующим влиянием (криминально-аморальных, с культом насилия, жестокости, алкогольной, наркотической субкультурой) трансляция детям образа жизни, делегирование характерных для микросреды требований, демонстрация агрессивных моделей поведения, проявления жестокости становятся факторами, предопределяющими проявления у них болезненно-патологической агрессивности, криминальной агрессии в системе детско-родительских и социальных отношений. В группе семей с косвенным десоциализирующим влиянием (неполных, конфликтных, педагогически несостоятельных) фактором, предопределяющим проявления деструктивной агрессивности, конфликтности и враждебности в системе детско-родительских и социальных отношений, является микросоциальная ситуация развития детей, психологически сенситивная к их обретению.

Основным фактором, определяющим специфику проявлений агрессивности у детей, является психологический тип отношения родителей к ребенку. Авторитарно-агрессивные тактики родителей, свойственные психологическому типу ро-

дительского отношения «гиперсоциализация», формируют у детей опосредованно проявляемое ими ответно-агрессивное отношение к родителям. Эмоциональное и физическое дистанцирование, характерное для психологического типа родительского отношения — «отвержение» — формирует у ребенка способность к агрессивному противостоянию родителям. Доминантно-подавляющее отношение родителей, свойственное типу родительского отношения «инфантилизация», умаляющее индивидуально-психологические особенности, обесценивающее личностные достижения, устремления ребенка и характерное для типа отношения «симбиоз» психологическое «оккупирование» родителями ребенка, подавляющее его как личность, формируют у детей беспомощность и эгоизм, негативизм и враждебность.

Функциональными характеристиками агрессивности как личностного свойства, определяемого с позиции морально-этической по факту наличия/отсутствия цели и результата причинения личности вреда, и юридической — соблюдения/ несоблюдения правовых норм, являются: самореализация, самозащита, оборона, достижение цели любыми инструментальными средствами и целенаправленное причинение вреда. Реализация личностью агрессивности в системе детско-родительских отношений в основном рассматривается как вредоносное поведение: насильственное, доминантное, конфликтное, провокационное, неуправляемое, неподконтрольное, эмоционально-неустойчивое.

Раскрыты сущностные характеристики проявления агрессивности как личностного свойства у детей, к которым относятся формы ее проявлений и инструментально-стилевые действия: демонстрация силы и угроз, негативизм, оппозиция, действия в вербальном, косвенном и символическом плане, создающие психологический дискомфорт, активные физические действия, аутоагрессия, причиняющие существенный вред. Формообразование агрессивности у детей преимущественно складывается под влиянием психологически неблагоприятного отношения родителей, субъективно-избирательный характер его проявлений — в силу личностного освоения этого отношения.

Свойство агрессивности у детей базируется на внутриструктурном взаимодействии ряда компонентов (перцептивного, эмоционального, когнитивного, мотивационно-волевого, динамического и оценочного), представленных в процессах и состояниях, взаимодействующих между собою, координирующих с другими свойствами, структурами и характеристиками личности (раздражительностью, подозрительностью, тревожностью, завистью, враждебностью; особенностями мотивации, ценностных ориентаций, потребностей, притязаний, уровнем самооценки, самоконтроля и эмпатии).

Основными структурно-содержательными характеристиками свойства агрессивности у детей являются восприятие и интерпретация субъектов, объектов и явлений как функционально равнозначных ее проявлениям, идентификация избирательных способов, средств нападения или защиты, готовность к применению их в деятельности.

Под воздействием психологически неблагоприятного типа отношения родителей агрессивность у детей, активно вступая во взаимодействие с другими

структурами личности, переходит на новый уровень, представляя собою более сложное образование — сущностное свойство, обладающее возможностями системообразования, определяющего психический склад личности детей. Под влиянием насильственного, доминантно-подавляющего или отстраненно-подавляющего, в целом агрессивного отношения родителей внутренние условия развития детей, активизируемые их субъективными переживаниями, становятся личностными и начинают регулировать взаимодействие с окружающим миром, определяя тип поведения как агрессию и индивидуально-типические формы проявлений агрессивности: физическую, вербальную, косвенную и негативизм.

Агрессивность понимается нами как психологическое свойство, обретающее у детей преимущественно под влиянием психологического типа родительского отношения и его субъективно-личностного освоения нейтральный или деструктивный характер, суть которого в стабильности проявлений в индивидуально-типических формах (физической, вербальной, косвенной, негативизме) негативных эмоций, злонамеренных мыслей и вредоносных действий в широком спектре социальных ситуаций.

В связи с этим особенности проявления агрессивности у детей раскрываются нами в зависимости от микросоциальной среды развития. Так, отмечена тенденция фиксировать отношение родителей — психологически неблагоприятное, нередко социально-недопустимое, в целом агрессивное, вырабатывать поведенческие стереотипы, подражая типу отношения к ним родителей и становиться носителем переданного им синдрома агрессивности. Особенностью проявлений агрессивности у детей является способность к накоплению отрицательных эмоций, вызванных психологически неблагоприятными типами родительского отношения, создающими перенапряжение, требующими разрядки, и фиксации временных негативных состояний на уровне структур личности с последующим обретением их в качестве личностных.

Особенностью проявления агрессивности у детей являются их субъективные переживания, обусловленные доминирующими типами родительского отношения, организующие их сознание, тип ориентировки и формы проявлений агрессивности. Внутриличностное освоение детьми типа родительского отношения запускает психологический механизм, инициирующий у них компоненты свойства агрессивности, определяющий субъективно-избирательные формы ее проявлений и инструментально-стилевые действия в ее проявлениях.

Показателями агрессивности, активизируемой неблагоприятными психологическими типами родительского отношения в механизме ее проявлений у детей, являются негативное восприятие, потеря эмоционального равновесия, низкая осознанность собственных действий, слабый контроль агрессивных тенденций, реализация отрицательных эмоций и злонамеренных мыслей в неконструктивных действиях.

Отвержение родителями ребенка вызывает у него чувство глубокой обиды, перерастающей на уровне структур личности и свойства в гневный протест, реализуемый им в субъективно-избирательной форме проявления агрессивности —

негативизме, посредством инструментально-стилевых действий — непослушания, противостояния родителям, игнорирования их требований.

Доминирующая в отношении родителей к ребенку авторитарная гиперсоциализация вызывает у него стремление к сопротивлению, проявляемому в форме косвенной агрессии, посредством таких инструментально-стилевых действий, как злословие, ненаправленные взрывы ярости, провокация окружающих к проявлениям агрессивности.

Инфантилизация родителями ребенка, вступление с ним в симбиотические отношения приводит его в состояние психологического дискомфорта, состояния глубочайшего неудовольствия, проявляемого в раздражительности, конфликтности, подозрительности и различных формах реализации агрессивности и враждебности.

Индивидуальные особенности детей во многом предопределяют, а личностные характеристики во многом определяют субъективно-избирательный характер проявлений агрессивности. Эмоциональные и активные дети прибегают к наступательным видам проявлений агрессивности, используя такие субъективно-избирательные формы ее в реализации, как физическая агрессия и активный негативизм. Сдержанные, пассивные дети проявляют оборонительную агрессию и прибегают к менее вредоносным формам проявлений агрессивности — вербальной, косвенной агрессии, пассивному негативизму. Неуравновешенные, конфликтные дети с низким уровнем самоконтроля проявляют физическую агрессию; дети импульсивные, с недостаточной социализацией влечений проявляют косвенную агрессию; дети эксплозивные, противоречивые, с неустойчивой самооценкой проявляют негативизм.

Для популярных детей с высоким уровнем общего и социального интеллекта в реализации агрессивности характерны нормативно-инструментальные действия; непопулярные, неуспевающие проявляют импульсивно-демонстративную агрессию; целенаправленно-враждебные действия характеризуют детей, решающих конфликты силой, обладающих статусом в группе себе подобных.

В раннем и дошкольном возрасте агрессивность проявляется в форме неинициативного поведения с функцией самозащиты и самоутверждения; в младшем и среднем школьном возрасте — как активно-адаптивная форма поведения с функцией самореализации с нормативно-инструментальными или деструктивно-инструментальными действиями. Показателями проявлений деструктивной агрессивности у детей младшего школьного возраста являются непослушание, шалости, озорство; у подростков и юношей — проступки и уголовно наказуемые действия.

Мальчики и юноши чаще прибегают к физической агрессии и активному негативизму, девочки и девушки — к вербальной агрессии и пассивному негативизму, и те и другие при влиянии значимых факторов прибегают к косвенной агрессии. Нормативно-инструментальную агрессию в решении социальных проблем проявляют юноши и преимущественно девушки; проявления деструктивной агрессивности в качестве достижения поставленных целей преобладают у младших и старших подростков, преимущественно у мальчиков и юношей и сохраняются при отсутствии социализации агрессивных проявлений.

В заключение отметим, что при состояниях психической травматизации, глубочайшего психологического дискомфорта дети прибегают к физической ау-то- и гетероагрессии, в менее тяжелых — к случаях — к негативизму, вербальной и косвенной агрессии. При сохранности дефицита позитивного родительского отношения и отсутствии социализации агрессивных тенденций, устремлений детей, самоконтроля, проявляемая ими агрессивность, по мере их взросления, приобретает более враждебный окрас, отягчаясь в движении от социально-неодобряемых действий и их форм к уголовно-наказуемым деструктивным деяниям.

AGGRESSION AS A PROPERTY OF THE PERSON AND THE FEATURES OF ITS DISPLAY IN THE CHILD’S BEHAVIOUR IN THE SYSTEM OF CHILD-PARENT RELATIONS

E.V. Tarasova

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers some aspects of aggression as a property of the person and the peculiarities of its display in the child’s behavior in the system of child-parent relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.