Научная статья на тему 'Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенности коррекции'

Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенности коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
725
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е. В.

В статье приведены некоторые результаты теоретического анализа и эмпирического изучения проблемы агрессивности ребенка, в частности акцентировано внимание на специфику и формы ее проявления в системе детско-родительских отношений и особенности коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aggression of a Child in the System of Child-Parental Relations: the specificity and forms of the display, features of correction

In the article some results of the theoretical analysis and empirical studying of the problem of the aggression of a child are given, the attention is drawn to the specificity and forms of its display in the system of child-parental relations, to the peculiarities of the correction of aggression of a child.

Текст научной работы на тему «Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенности коррекции»

АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: СПЕЦИФИКА И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ

Е.В. Тарасова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье приведены некоторые результаты теоретического анализа и эмпирического изучения проблемы агрессивности ребенка, в частности акцентировано внимание на специфику и формы ее проявления в системе детско-родительских отношений и особенности коррекции.

Для современного этапа развития российского общества характерно нарастание тенденций к проявлениям агрессивности как в сфере социального взаимодействия в целом, так и семейного в частности. Это оказывает существенное влияние на становление личности подрастающего поколения, на дальнейшее ее развитие как гражданина, родителя, профессионала. В связи с этим возрастает и потребность психологической и педагогической науки в выявлении объективных и субъективных факторов, особенностей проявлений агрессивности личности в семье, особенно на ранних этапах ее развития и социализации. Рассматривая агрессивность как системно-функциональное свойство личности, проявляемое, как правило, в не соответствующих принятым нормам формах поведения, важно исследовать не только факторы, влияющие на проявления агрессивности у детей, но и формы ее проявлений в зависимости от особенностей детско-родительских отношений, необходимо разрабатывать соответствующие методы и средства коррекции агрессивного поведения личности в семье, технологии психологического консультирования родителей и педагогов по данной проблеме.

Психологический феномен агрессии человека и в частности ребенка, представлен в многочисленных работах, опирающихся на известные концепции агрессии (А. Ардри, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зилманн, К. Лоренц, Н. Миллер, Р. Уолтерс, З. Фрейд); в исследованиях проблемы детской агрессивности (Дж. Боубли, К. Бютнер, В.В. Ковалев, Г. Паренс, А. Фрейд, Э. Эриксон) и детско-родительских отношений (А. Адлер, К. Бютнер, А.Я. Варга, Ю.Б. Гип-пенрейтер, Ф. Дольто, В.Н. Дружинин, К. Роджерс, Р. Сирс, Б. Скиннер, А.С. Спи-ваковская, В.В. Столин, Дж. Уотсон, Э. Фромм, Э.Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон).

Достаточно подробно рассмотрены психологические особенности агрессивности личности: факторы, специфика, динамика, последствия, контроль, получены данные о связи агрессивности личности детей с неблагоприятными социальными условиями, нарушениями процесса социализации, стилями семейного воспитания, насильственной воспитательной практикой, общением, уровнем общей, правовой культуры общества и психологической главных агентов социализации,

средствами массовой информации (Г. Аммон, А. Басс, К. Бютнер, Н.Д. Левитов, Г. Крайг, Д. Креч, К. Левин, М.И. Лисина, Г.М. Миньковская, А.Ф. Полис, Л. Пулккилен, М. Раттер, Т.Г. Румянцева, Р. Сирс, В.Я. Титаренко, Б. Холыст); проанализирована взаимосвязь агрессивности с другими свойствами, характером, темпераментом, личностными чертами, состоянием здоровья и рассмотрена специфика ее проявлений в разных возрастных и половых группах (Б.Г. Ананьев, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, Ж. Годфруа, А.И. Захаров, П.А. Ковалев, В.В. Лебединский, Д. Майерс, Ю.Б. Можгинский, В.Н. Мясищев, А.А. Реан, И.А. Фурманов, Х. Хекхаузен, К. Хорни).

Вместе с тем в исследованиях не уделено должного внимания вопросу изучения агрессивности в единстве анализа ее индивидуально-типических характеристик у детей на ранних этапах развития и социализации в семье с психологическими типами родительского отношения. Актуальность проблемы и недостаточная разработка названного вопроса предопределили цель исследования (выявление психологических особенностей проявления агрессивности как личностного свойства детей в системе детско-родительских отношений) и соответствующие его задачи, в результате решения которых можно выделить следующие позиции.

Проблема проявлений агрессивности у современных детей в сфере детско-родительских отношений находится в поле влияния психосоциальной ситуации их развития как фона и индукции развития их личности. Особенности агрессивности у детей как свойства деструктивного, ненормативного в проявлениях или нормативно-адаптивного, нейтрального в нравственном плане зависят от влияния специфики микросреды родительской семьи, психологии взаимоотношений в ней, особенностей родительского отношения к детям в системе детско-родительских отношений в семье.

Существенно значимыми психологическими факторами, предопределяющими образование в системе детско-родительских отношений деструктивной в проявлениях агрессивности у детей, являются: социально неприемлемый образ жизни семьи, нарушения в ее структуре и функционировании, внутрисемейном общении и взаимодействии, психологическое, физическое, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку. При этом в группе семей с прямым десоциализирующим влиянием факторами, предопределяющими проявления у детей болезненно-патологической агрессивности, криминальной агрессии выступают трансляция детям асоциального образа жизни родителей, делегирование характерных для микросреды требований, демонстрация агрессивных моделей поведения, проявления жестокости; в группе семей с косвенным десоциализирующим влиянием — микросоциальная ситуация развития детей, психологически сенситивная к их обретению.

Ведущим фактором, определяющим специфику проявлений агрессивности у детей, является психологический тип родительского отношения. Результаты, полученные при помощи непараметрического метода вычисления ранговой корреляции между названными параметрами по формуле Спирмена при уровне значимости **Р < 0,01 *Р < 0,05 с использованием программы 8Р8Б 11.0, подтверждают, что авторитарно-агрессивные тактики родителей, свойственные психологи-

ческому типу родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация», формируют у детей ответно-агрессивное отношение к родителям (косвенная агрессия г = 0,232); эмоциональное и физическое дистанцирование, характерное для психологического типа родительского отношения «отвержение», формирует у ребенка способность к агрессивному противостоянию родителям (негативизм г = 0,352); доминантно-подавляющее отношение родителей, свойственное типу родительского отношения «инфантилизация», умаляющее индивидуально-психологические особенности, обесценивающее личностные достижения, устремления ребенка и характерное для типа отношения «симбиоз» психологическое «оккупи-рование» родителями ребенка, подавляющее его как личность, формируют у детей выученную беспомощность и эгоизм, негативизм и враждебность (при ин-фантилизации индекс агрессивности г = 0,052; индекс враждебности г = 0, 160).

Агрессивность понимается нами как психологическое свойство, обретающее у детей преимущественно под влиянием психологического типа родительского отношения и его субъективно-личностного освоения нейтральный или деструктивный характер, суть которого в стабильности проявлений в индивидуально-типических формах (физической, вербальной, косвенной, негативизме) негативных эмоций, злонамеренных мыслей и вредоносных действий в широком спектре социальных ситуаций. Функциональными характеристиками агрессивности как многомерного свойства личности являются самореализация, самозащита, оборона, достижение цели любыми инструментальными средствами и целенаправленное причинение вреда. Реализация личностью агрессивности в системе детско-родительских отношений рассматривается как вредоносное поведение — насильственное, доминантное, конфликтное, провокационное, неуправляемое, неподконтрольное, эмоционально-неустойчивое.

К индивидуальным характеристикам агрессивности как личностного свойства у детей относятся формы ее проявлений, инструментально-стилевые действия: демонстрация силы и угроз, негативизм, оппозиция, действия в вербальном, косвенном и символическом плане, создающие психологический дискомфорт, активные физические действия, аутоагрессия, причиняющие существенный вред. Формообразование агрессивности у детей преимущественно складывается под влиянием психологически неблагоприятного отношения родителей, субъективноизбирательный характер его проявлений — в силу личностного освоения этого отношения. Под воздействием психологически неблагоприятного типа отношения родителей, агрессивность у детей, активно вступая во взаимодействие с другими структурами личности, переходит на новый уровень, представляя собою более сложное образование — сущностное свойство, обладающее возможностями системообразования, определяющего психический склад личности детей. Под влиянием насильственного, доминантно-подавляющего или отстраненно-подавляющего, в целом, агрессивного отношения родителей, внутренние условия развития детей, активизируемые их субъективными переживаниями, становятся личностными, и начинают регулировать взаимодействие с окружающим миром, определяя тип поведения как агрессию и индивидуально-типические формы проявлений агрессивности: физическую, вербальную, косвенную и негативизм.

Общей для детей, находящихся в различных микросоциальных ситуациях развития, является тенденция фиксировать отношение родителей (психологически неблагоприятного, нередко социально недопустимого), в целом агрессивного, вырабатывать поведенческие стереотипы, подражая типу отношения к ним родителей и становиться носителем переданного им синдрома агрессивности. Важнейшими психологическими особенностями проявлений агрессивности у детей выступают: способность к накоплению отрицательных эмоций, вызванных психологически неблагоприятными типами родительского отношения, создающих перенапряжение, требующее разрядки, и фиксации временных негативных состояний на уровне структур личности с последующим обретением их в качестве личностных; субъективные переживания детей, обусловленные доминирующими типами родительского к ним отношения.

Критерии (перцептивный, эмоциональный, когнитивный, мотивационно-волевой, динамический и оценочный) и показатели проявления агрессивности у детей выделяются в соответствие с внутриструктурными взаимосвязанными друг с другом ее компонентами, представленными в процессах и состояниях, взаимодействующих между собою и с другими свойствами и характеристиками личности (раздражительностью, подозрительностью, тревожностью, завистью, враждебностью; особенностями мотивации, ценностных ориентаций, потребностей, притязаний, уровнем самооценки, самоконтроля и эмпатии).

Индивидуальные формы проявлений агрессивности у детей обусловлены спецификой влияния типов родительского отношения, а именно: доминирующая «авторитарная гиперсоциализация» влечет ее проявления в форме косвенной агрессии, психологический тип «отвержение» или психологическое дистанцирование — в форме негативизма.

Общим в содержании проявлений агрессивности в установленных формах, отраженным в показателях раздражительности, обиды, подозрительности, чувства вины и враждебности, является негативное восприятие, потеря эмоционального равновесия, готовность к деструктивным действиям — переживание-реагирование на психологическое насилие родителей при «гиперсоциализации» и их моральную жестокость при «отвержении»; особенным — форма, характер инструментально-стилевых действий детей.

Особенным в проявлениях агрессивности у детей в косвенной форме является: недоверчивость, ненаправленные взрывы ярости, перенос деструктивных действий на более доступный объект, их опосредованная реализация и инициирование у других; особенным в форме негативизма — раздражительность, подозрительность, отказ выполнять требования негативно воспринимаемых родителей, противостояние им, оппозиция посредством прямых или символических физических и вербальных действий.

Нивелированию, формоизменению проявлений агрессивности у детей и развитию ее самоконтроля способствуют стимулирование потребности в психологическом равновесии, обучение приемам преодоления эмоционального напряжения; формирование навыков ориентации в различных социальных ситуациях,

моделирование социально-приемлемых образцов поведения; развитие позитивной моральной позиции, эмпатии. Основной формой деятельности по коррекции проявлений агрессивности у детей младшего школьного возраста является групповая работа, ведущим методом, отвечающим поставленным задачам и возрасту, — игра. Основной стратегией в реконструкции психологически неблагоприятных типов родительского отношения является профессиональное воздействие на эмоциональную и когнитивную сферы их личности с целью изменения сложившегося стереотипа отношения к детям, выработка адресных «психологического меню» и «психологическое табу» с учетом форм проявлений ими агрессивности. Применение подхода, позволяющего держать в центре внимания обе стороны участников процесса, способствует построению более конструктивных форм отношений в детско-родительской системе, нивелирующих проявления агрессивности у детей и родителей.

Технологии консультирования родителей по проблеме взаимоотношений с детьми, проявляющими агрессивность, разрабатываются на основе поэтапности решения существующей проблемы и направлены на обеспечение стереоскопичности взгляда на нее и совместную отработку гипотез ее решения, психологическое сопровождение принятия родителем ребенка, мотивирование у него стремления к изменению сложившегося отношения к ребенку, вооружение его знаниями о методах и способах построения более позитивных отношений в детско-родительской системе. В основе «меню» для авторитарных родителей заложена идея о необходимости создания условий для автономии ребенка, проявлении к нему доверия и уважения, оценки не только результатов его деятельности, но и стремлений. В основе «меню» для эмоционально отстраненных родителей заложена идея о необходимости проявления действенных заботы, внимания к детям, не демонстрации участия, а его конкретного проявления. В основе идеи «психологического табу» заключена донесенная до родителей мысль о необходимости построения отношений со своим ребенком таким образом, чтобы у него отпала необходимость агрессивно защищаться (прямо или косвенно) или доказывать свое Я противостоянием. Дефицит благотворного родительского отношения к детям и коррекция агрессивности у детей на ранних этапах их развития и воспитания в семье способствует становлению ее в качестве сущностного свойства личности с закрепленными формами реализации, приобретающими по мере их взросления более враждебную выраженность. И напротив, своевременная психологическая коррекция инструментально-стилевых действий детей в реализуемой агрессивности в присущих им индивидуальных формах, купирует их вредоносность и блокирует переход свойства в социальную характеристику личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

[2] Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Сер. «Психология». — 1986. — № 4.

[3] Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопросы психологии. — 1976. — № 6.

[4] Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.

[5] ПаренсГ. Агрессия наших детей / Пер. с англ. — М.: Форум, 1997.

[6] Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Педагогика, 1980.

[7] Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учеб. пособ. / Под ред. Д.Я. Райго-родского. — Самара: Бахрах.

[8] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5.

[9] Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.

[10] Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.

[11] Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / Семья и формирование личности. — М., 1981.

[12] Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Академия, 2002.

[13] Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2001.

[14] Титаренко Т.М. Такие разные дети. — Киев: Рядянська школа, 1989.

[15] Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. — Минск, 1996.

THE AGGRESSION OF A CHILD IN THE SYSTEM OF CHILD-PARENTAL RELATIONS:

THE SPECIFICITY AND FORMS OF THE DISPLAY, FEATURES OF CORRECTION

Y.V. Tarasova

Social and Differential Psychology Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article some results of the theoretical analysis and empirical studying of the problem of the aggression of a child are given, the attention is drawn to the specificity and forms of its display in the system of child-parental relations, to the peculiarities of the correction of aggression of a child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.