ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Е.В. Тарасова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. б, Москва, Россия, 117198
В статье на основе эмпирического исследования рассматриваются особенности агрессивности у детей в зависимости от типов детско-родительских отношений. Содержится описание этапов, анализ результатов диагностики и коррекции выраженности агрессивности у детей, специфики отношения к ним родителей.
Под агрессивностью в исследовании понимается социально-психологическое свойство, формируемое у детей на этапе первичной социализации, под влиянием наиболее значимых факторов приобретающее нейтральную или деструктивную выраженность, суть которой в стабильности проявлений в индивидуально-типических формах — негативизме, физической, вербальной или косвенной агрессии, негативных эмоциях, злонамеренных мыслях и вредоносных действиях в широком спектре социальных ситуаций. Специфика развития агрессивности у современных детей определяется психологическими особенностями системы детско-родительских отношений, а именно: характером (типом) отношения родителей к детям и его переживанием как отношением детей, определяющим ее выраженность.
В предлагаемой работе приводятся результаты эмпирического исследования особенностей агрессивности у детей в зависимости от типов детско-родительских отношений.
Начальный этап исследования включает диагностику выраженности показателей и форм агрессивности у детей (методика А. Басса, А. Дарки, в адаптированном варианте А.К. Осницкого), анализ диагностических данных (табл. 1).
Таблица 1
Выраженность агрессивности у детей
Среднее значение Показатели и формы
физи ческая агрес- сия (Ф.А.) вер- баль- ная агрес- сия (В.А.) косвенная агрессия (К.А.) негати- визм (Н.) раз- дра- жи- тель- ность (Р-) подо- зри- тель- нссть (П.) обид- чи- вость (Об.) чувство вины или- ауто- агрес- сия (Ч.В.) индекс агрессивности, включающий суммарные баллы по Ф.А., В.А. и К.А. (И.А.) индекс враждебности, включающий баллы по П. и О. (И.В.)
Пол/№
Мальчики № — 42 64,7 48,2 58,3 48,6 42,2 63,4 49,7 68,6 58,6 57,7
Девочки № — 30 44 43,2 45,5 48 33 65,3 49,8 69,9 46,1 57,6
Все дети № — 72 56,1 46,1 52,9 48,3 38,3 64,2 49,8 68,9 53,4 57,6
В этой связи выявлена специфика выраженности агрессивности (ее количественно-качественное своеобразие) у детей исследуемой группы: ее удельный вес (И. А.), как и враждебности (И.В), которую А. Басс, А. Дарки выделили как категорию готовности к деструктивной агрессии, имеют высокие показатели. Группа детей характеризуется также тенденцией к отстаиванию собственных интересов: они неуступчивы, склонны к активному и пассивному сопротивлению, оппозиционному поведению, — негативизму (Н.). Свойственная им агрессивность выражается в физическом (Ф.А.), вербальном (В.А.) и косвенном плане (К.А.): драках, криках и угрозах, действиях исподтишка, провоцировании других на проявления агрессии, ненаправленных взрывах ярости, злословии, наушничестве. Отличительной ее особенностью является сопряженность с раздражительностью (Р.). подозрительностью (П.), обидчивостью (Об.) и чувством вины (Ч.В.), показатели которых также имеют высокую степень выраженности. Установлено, что выраженность агрессивности у мальчиков и девочек различается показателями: мальчики более агрессивны, чем девочки, показатели (Ф.А.), (В А.) и (К.А) и (Р.) у них значительно выше. Девочки не столь агрессивны, сколь враждебны, им в большей степени, чем мальчикам, свойственно проявлять подозрительность (П.) и обидчивость (Об.), у них также сильнее развито чувство вины (Ч.В.). Таким образом, детям группы, особенно мальчикам, свойственно проявлять агрессивность, враждебность. Мальчики прибегают к физической, вербальной и косвенной формам выраженности агрессивности в проявлениях. Девочки также проявляют агрессивность в вербальной, косвенной и физической форме, но показатели ее выраженности ниже, чем у мальчиков, они менее агрессивны. Девочки скорее враждебны, чем агрессивны, для них характерны обидчивость и подозрительность, они также склонны к самообвинению, аутоагрессии, поскольку у них сильно развито чувство вины. Мальчики агрессивны и враждебны почти в равной степени. Почти в равной степени мальчикам и девочкам свойственно проявлять агрессивность в форме активного и пассивного негативизма.
Следующий этап исследования включает диагностику типов отношения родителей к детям (методика А.Я. Варги и В.В. Столина), интерпретацию материала (табл. 2).
Таблица 2
Выраженность отношения родителей к детям
Среднее Показатели и типы родительского отношения
значение отвержение (О.) кооперация (К.) симбиоз (С.) авторитарная гиперсоциализа- ция (А/Г.) и нфантил изация (И.)
мальчики № — 42 48,1 47,8 60,9 63,6 72,8
девочки № — 30 49,2 28,6 68,9 64,3 68,6
все дети №-72 48,5 40,6 64,3 63,9 71,4
В этой связи выявлены особенности родительского отношения к детям исследуемой группы: по количественной выраженности доминируют типы «инфантилизация» (И.), «симбиоз» (С.), «авторитарная гиперсоциализация» (А/Г); менее выражен показатель «отвержение» (О.), наименьшая выраженность показателя типа «кооперация» (К). Преобладание типов (И), (А/Г), (С.) позволяет заключить, что в основном психологическая сущность родительского отношения сводится к лишению детей самостоятельности, блокированию личностного развития. Родители (И), (А/Г.), (С.) не в состоянии принять точку зрения детей, прийти к совместному согласованному решению. Так, родители (И) постоянно ощущают тревогу за детей, поскольку они кажутся им незрелыми, несамостоятельными, неуспешными, они не доверяют им, чрезмерно опекают, инфантилизируют. В большей степени тип отношения (И.) характерен для родителей мальчиков. Родители (С.) тревожны, подозрительны, недоверчивы по причине мнимой или реальной несамостоятельности детей, они усиленно опекают, контролируют их и при малейшей попытке автономизиро-ваться отстаивают право на симбиотические отношения. В большей степени тип отношения (С.) характерен для родителей девочек. Третью позицию по выраженности занимает тип отношения, в котором отчетливо просматривается авторитаризм родителей —(А/Г.). Родители (А/Г.) пристально следят за социальными достижениями детей, жестко контролируют, требуют безоговорочного послушания, наказывают за неуспехи и своеволие. Социальнонежелательный и психологически-неприемлемый тип родительского отношения отвержение (О.) занимает в рейтинге предпоследнюю позицию. Родители (О.) убеждены в дурных наклонностях, невысоких способностях, неприспособленности детей к жизни; испытывают в связи с этим раздражение, досаду, злость, лишают их эмоционального тепла. Тип отношения (О.) характерен для родителей как мальчиков, так и девочек, но в большей степени отвергают последних. Основной тактикой воспитания родителей при типах отношения (И.), (А/Г.), (С.) и (О.) является психологическое давление, попрание самобытности личности детей. Психологически-оптимальный и социально-желательный тип отношения кооперация (К.) занимает последнюю позицию, в большей степени родители кооперируются с мальчиками.
Таким образом, характерными доминирующими особенностями родительского отношения в исследуемой группе детей являются: приписывание им личностной и социальной несостоятельности, несбалансированность степени доверия и контроля, заботы и эмоционального тепла.
Далее в работе представлен анализ корреляций изучаемых переменных и описание установленных взаимосвязей. Полученные диагностические данные были подвергнуты корреляционному анализу при помощи непараметрического метода вычисления ранговой корреляции по формуле Спирмена при уровне значимости между параметрами **р < 0,01 *р < 0,05 с использованием программы ЖУ5 11.0. Была построена матрица корреляций, представленная в табл. 3.
Таблица 3
Взаимосвязь выраженности агрессивности у детей в зависимости от типов детско-родительских отношений
Выраженность агрессивности у детей Типы родительского отношения
отвержение (0.) кооперация (К.) симбиоз (С.) гиперсоциализация (Г.) инфантилизация (И.)
Физическая -0,109 -0,054 0,02 0,112 0,138
Вербальная -0,262 0,052 -0,081 0,122 -0,036
Косвенная 0,196 0,136 0,047 0,232 0,003
Негативизм 0,352 -0,298 -0,173 -0,217 0,005
Раздражение 0,027 -0,197 -0,221 0,045 0,086
Подозрительность 0,013 -0,067 -0,127 -0,034 0,115
Обида -0,07 -0,172 -0,166 -0,036 0,071
Чувство вины -0,035 -0,267 -0,247 -0,316 -0,134
Индекс агрессивности 0,186 -0,073 -0,127 0,116 0,052
Индекс враждебности -0,035 -0,147 -0,179 -0,037 0,116
Примечание. Максимальные по выраженности параметры выделены жирным шрифтом.
Анализ матрицы показал тесную прямую связь между отвержением и негативизмом, гиперсоциализацией и косвенной агрессией и обратную — между гиперсоциализацией и чувством вины, отвержением и вербальной агрессией, кооперацией и негативизмом, симбиозом и чувством вины. Значимые взаимосвязи были интерпретированы следующим образом: чем в большей степени родители стремятся к социальному нормированию детей, ориентируя на высокие достижения, контролируя, лишая самостоятельного выбора, тем в большей степени становятся характерными для детей проявления агрессивности в косвенной форме (переносе агрессии на более доступный объект, провокации, действиях исподтишка, ненаправленных взрывах ярости); чем в большей степени родители эмоционально отвергают детей, не доверяют, не уважают, лишают внимания, тем в большей степени дети проявляют негативизм в активной и пассивной формах (неуважении, непослушании, бойкотировании требований и правил, оппозиции, конфронтации); чем в большей степени родители заботятся о детях, доверяют им, не прибегают к авторитарным методам и жесткому контролю, проявляют участие, симпатию, т.е. находятся в отношениях сотрудничества, тем в меньшей степени дети проявляют свое отношение к родителям в оппозиционном поведении и бойкотировании их требований.
Исходя из результатов, мы пришли к выводу: на становление и специфику выраженности изучаемого свойства у детей влияют характерно-объединяющие особенности доминирующих типов родительского отношения: приписывание личностной и социальной несостоятельности, лишение самостоятельности и возможности самовыражения, несбалансированность степени контроля и эмоциональной отзывчивости. Эти особенности, проявляющиеся как психологическое насилие, принимающее форму жесткой социальной ориентации, регламентации, санкционирования при отношении «авторитарная гиперсоциализация», и как моральная жестокость, принимающая форму эмоционального дистанци-
рования при отношении «отвержение», приводят к становлению агрессивности у детей с формами выраженности негативизма, косвенной агрессии. Подведя итоги анализа, мы пришли к выводу о существовании индивидуально-типиче-ских форм выраженности агрессивности у детей, обусловленной влиянием специфических психологических особенностей доминирующих типов родительского отношения. Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают правомерность выдвинутой нами первой части гипотезы и становятся основанием для доказательства второй.
Следующий этап исследования связан с апробацией коррекционной программы, целью которой является нивелирование высоких показателей и «ок-культирование» форм выраженности агрессивности у детей при формировании у родителей к ним отношения, снимающего этот симптом; описанием ее особенностей; этапов коррекционной деятельности; результатов.
Методологической основой программы являются положения о личности ребенка как продукте системы значимых отношений; позитивном воздействии, активизирующим саморегуляцию, саморазвитие и самоизменение личности; смене психологических позиций личности при активно-позитивном воздействии в специально организованной деятельности. (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мя-сищев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская). Основными задачами программы и коррекционной деятельности являются активизация у детей потребности в эмоциональном равновесии, формирование способности к позитивному когнитивному и эмоциональному реагированию и самовыражению, обогащение их поведенческого репертуара образцами социально-приемлемых форм взаимодействия; активизация у родителей потребности в изменении воспитательных позиций, стратегий, стереотипов отношения, расширение их информационного поля знаниями о способах взаимодействия с детьми, переводящих детско-родительские отношения на новый, более качественный уровень. Основным методом коррекции (формой которой является групповая работа) агрессивности у детей является многофункциональная игра как заместитель действительности, механизм освобождения от негативных эмоций и модель обучения (А. Адлер, К. Роджерс, А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Клаус, Э. Берн, Н. Пезешкиан, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Карвасарский,
А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Основным методом и формой работы с родителями является личностно-ориентированное консультирование (с применением техник, активизирующих эмпатию, рефлексию), способствующее изменению качества отношения к детям и решению проблемы детской агрессивности (К. Роджерс, А. Маслоу, А.С. Спиваковская, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Г.С. Абрамова, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, О.В. Хухлаева). Методами сбора дополнительной информации и анализа эффективности работы с детьми выступают диагностические методики, направленные на выявление изменения характера внутрисемейных отношений, настроения, эмоциональных состояний, отношения их к самим себе, членам группы, родителям (А.Н. Лутошкин, А.О. Прохоров, Г.Н. Геннинг, Р. Бернс); с родителями — тесты, направленные на выявление изменения характера отношения к детям (Т.В. Архиреева, И.И. Марковская, В.В. Столин, В.В. Тащева).
Психологическое содержание программы, адресованное групповой работе с детьми, и технология ее проведения отвечают поставленным задачам: коррекции их эмоционального самовыражения и когнитивного реагирования, обучению приемам релаксации, саморегуляции, навыкам ориентировки в социальной среде, оценки ее ситуаций; расширению поведенческого репертуара при моделировании образцов конструктивных форм взаимодействия. Основными этапами консультирования являются: стереоскопичный взгляд на проблему, совместное ее решение при отработке выдвигаемых гипотез. Психологическое содержание индивидуального консультирования включает профессиональное обеспечение принятия родителем ребенка, мотивирование у него стремления к изменению сложившегося стереотипа отношения, вооружение знаниями о способах построения позитивных детско-родительских отношений. Сутью коррекционной программы и коррекционной деятельности по решению проблемы агрессивности детей являются направленность, комплексность, системность активно-позитивного воздействия, изменяющего специфику выраженности свойства и типа родительского отношения, инициирующего у родителей и детей продуцирование новых видов и форм поведения отношений.
В процессе консультирования родителей детей с высокими показателями агрессивности выявлены особенности проблематики обращений: немотивированные колебания настроения, аффективные вспышки у детей, агрессия по отношению к младшим членам семьи, реакции протеста, намеренные «действия назло», игнорирование требований, нарушение дисциплины и конфликты в школе. Определен характер запросов: оказать содействие по вопросу урегулирования отношений с детьми, проявляющими агрессивность. В процесс консультирования выявлено, что типичным для родителей детей, проявляющих агрессивность в косвенной форме, являются обостренное чувство долга, повышенная принципиальность, требовательность; для родителей детей, отличающихся негативизмом, — раздражительность, недоверчивость, агрессивность. И первая, и вторая подгруппы родителей характеризуются невысоким уровнем знаний о действенных методах регуляции дисциплины, представления их не всегда соотносятся с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. С учетом данных эмпирического исследования и динамического изучения типов родительского отношения для родителей составлены рекомендации адресного значения — своего рода «психологическое меню» и «психологическое табу». В основе «меню» для авторитарных родителей заложена идея о необходимости создания условий для автономии ребенка, проявления к нему доверия и уважения, оценки не только его результатов, но и стараний. В основе «меню» для эмоционально отстраненных родителей — проявления действенной заботы, внимания к детям. В основе «психологического табу» заключен смысл построения отношений со своим ребенком таким образом, чтобы у него отпала необходимость агрессивно защищаться (прямо или косвенно) или доказывать свое «Я» активным или пассивным противостоянием. Анализ результатов контрольной диагностики родительского отношения (по методикам Т.В. Архиреевой, И.И. Марковской,
В.В. Столина, В.В. Тащевой) позволяет заключить, что в процессе консультирования стереотип его изменяется. Авторитарные родители, снизив планку требо-
ваний к детям, отмечают, что их взаимоотношения стали более доверительными, возникла тенденция к взаимопониманию, дети реже и в меньшей степени проявляют агрессивность. Родители, уделяющие мало времени детям, изменив в некоторой степени свой стиль и ритм жизни, отмечают, что по мере возрастания их сопричастности друг к другу у детей снижается потребность в оппозиции, они более сговорчивы и менее агрессивны.
В процессе коррекционной работы с детьми выявлены особенности выраженности агрессивности в установленных формах: общим является быстрая потеря психологического равновесия и низкая осознанность собственных действий; специфическим — способ выраженности. Дети, проявляющие агрессивность в косвенной форме, зачастую играют не по правилам, но обвиняют в этом соперников и инициируют проявления агрессивности у них; дети, отличающиеся негативизмом, вступают в агрессивное противостояние или выходят из игры.
По результатам диагностических срезов (по методикам А.Н. Лутошкина, А.О. Прохорова и Г.Н. Геннинга), установлено, что у детей постепенно происходит стабилизация эмоциональных состояний, возникает тенденция к дифференцированной оценке своего настроения. По результатам теста («Автопортрет» Р. Бернса) выявлена положительная динамика в изменении отношения детей к самим себе и окружающим, рост уверенности в своих возможностях, мотивация к осмыслению своих поступков, стремление к умению управлять своим поведением. Вместе с тем, согласно результатам диагностического среза (по методике «Несуществующее животное») к середине цикла занятий у некоторых детей еще сохраняется актуальная потребность в проявлениях агрессивности. Результаты контрольного среза (В. Гудимов «Музыкальные инструменты») позволяют заключить, что у подавляющего большинства детей произошли существенные изменения во взаимоотношениях с родителями: они дают положительные вербальные характеристики им и другим членам семьи. Перечисленные изменения позволяют заключить, что в процессе коррекционной работы у детей возникает потребность и способность к формоизменению выраженности и снижению степени вредоносности агрессивности. Таким образом, мы подтвердили правомерность второй части гипотезы: коррекция выраженности агрессивности у детей способствует нивелированию ее высоких показателей и культивированию форм при формировании в процессе психологического консультирования родителей более конструктивного родительского отношения к детям.
На основе обобщения результатов теоретического и эмпирического исследований, сформулированы общие выводы:
— агрессивность описывается как системное социальное качество, формируемое под влиянием наиболее значимых факторов и условий этапа первичной социализации, проявляющееся в индивидуальных формах типично агрессивного поведения личности в обществе, если условия и влияния носят негативный характер;
— наиболее значимым фактором в развитии агрессивности у детей является психологическое отношение родителей, важнейшее значение в становлении ее выраженности имеет личностное освоение, переживание этого отношения детьми;
— существуют специфические психологические аспекты родительского отношения, доминирующие в развитии, следовательно, и становлении выраженности агрессивности у детей;
— специфика выраженности агрессивности у детей ярче всего проявляется при доминировании в отношении к ним родителей следующих специфических аспектов: жесткой социальной ориентации, регламентации, санкционирования, — психологического насилия, эмоционального дистанцирования, депривации базовых потребностей — моральной жестокости, присущих психологическим типам «авторитарная гиперсоциализация» и «отвержение»;
— специфика выраженности агрессивности у детей при типе отношения «авторитарная гиперсоциализация» и «отвержение» заключается в подозрительности, — негативном восприятии, раздражительности, — быстрой потере эмоционального равновесия, импульсивности, — низкой осознанности собственных действий, обидчивости, — интерпретации негативного родительского отношения;
— специфика выраженности агрессивности в индивидуально-типической форме проявления агрессии «негативизме», обусловленного типом отношения «отвержение», заключается в совершении прямых физических, вербальных и символических действий, связанных с отказом выполнять требования и задачи негативно воспринимаемых людей — родителей;
— специфика выраженности агрессивности в форме «косвенной агрессии», обусловленной типом отношения «авторитарная гиперсоциализация», заключается в совершении символических актов и действий, деятельности в косвенном плане, скрывающей собственную агрессивность и инициирующую ее проявления у других.
— основные направления, содержание и технология психологической коррекции специфики выраженности агрессивности обеспечиваются и реализуются системностью и комплексностью работы с детьми и их родителями.
FEATURES OF AGGRESSION IN CHILDREN DEPENDING ON TYPES OF CHILD-PARENTAL RELATIONSHIP
E.V.Tarasova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198
The article examines the features of aggression in children depending on types of child-parental relationship on the basis of empirical research. The article contains the description of stages, the analysis of diagnostics results and the correction of aggression manifestation in children, the specifics of parental attitude to them.