Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте'

Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5426
581
Поделиться
Ключевые слова
САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ / ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / THE SELF-ESTIMATION OF THE YOUNGER SCHOOLBOY / THE FORMATION OF SELF-ESTIMATION / THE INFLUENCE OF FAMILY AND SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатуллаева Аят Тамирлановна

Общеизвестно, что становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались рассмотреть ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте. Мы предполагаем, что самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые учитель, родители. Вот почему именно их оценка так важна в становлении самооценки.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фатуллаева Аят Тамирлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The factors influencing on the development of the self-estimation at primary school age

It is well-known that the formation of self-estimation happens, basically, at primary school age. We have tried to consider a number of factors influencing on formation of self-estimation at this age. We assume that the self-estimation is formed, first of all, under influence of results of educational activity, but the estimation to these results is always given by the adults by teacher, parents. That is why their estimation is so important in forming the self-estimation.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ САМОЦЕНКИ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аят Тамирлановна Фатуллаева, методист,

Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Дербент

Аннотация

Общеизвестно, что становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались рассмотреть ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте. Мы предполагаем, что самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка так важна в становлении самооценки.

Ключевые слова: самооценка младшего школьника, формирование самооценки, влияние семьи и школы.

THE FACTORS INFLUENCING ON THE DEVELOPMENT OF THE SELFESTIMATION AT PRIMARY SCHOOL AGE

Ayat Tamirlanovna Fatullaeva, the methodologist,

Dagestan State Pedagogical University,

Derbent

Annotation

It is well-known that the formation of self-estimation happens, basically, at primary school age. We have tried to consider a number of factors influencing on formation of self-estimation at this age. We assume that the self-estimation is formed, first of all, under influence of results of educational activity, but the estimation to these results is always given by the adults - by teacher, parents. That is why their estimation is so important in forming the self-estimation.

Keywords: the self-estimation of the younger schoolboy, the formation of self-estimation, the influence of family and school.

В психолого-педагогической литературе в качестве центрального ядра индивидуальности рассматривается самооценка.

Становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались разобрать ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые -учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

Как известно, различают адекватную (или реальную) самооценку и неадекватную - завышенную или заниженную. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей

действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению.

Исследователи, изучавшие отношение к себе первоклассников, отмечают, что самооценка большинства детей, как правило, завышена. Отдельные попытки адекватно воспринимать себя относятся лишь к прогностической оценке (оценке своих возможностей перед осуществлением предстоящей деятельности) и появляются только к концу первого класса. Общая оценка себя ребенком имеет тенденцию к завышению и характеризуется относительной устойчивостью и независимостью от обстоятельств [6].

Экспериментальное изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует, что именно в этот период происходит качественный скачок в изменении отношения ребенка к самому себе. Если самооценка дошкольника целостна, т. е. ребенок различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована.

Таким образом, по заключению исследователей учебной деятельности младших школьников, действия контроля и оценки тесно связаны с появлением у детей рефлексии, которая, по их мнению, является новообразованием младшего школьного возраста.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников для педагогической оценки их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.

Экспериментальное изучение уровня самооценки учащихся 1 и 2 классов с разным уровнем готовности к школьному обучению выявило, что отношение ребенка к самому себе связано с успешностью обучения в школе [3, 4].

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать и учитывать психологические особенности младших школьников и индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Учебная деятельность является основной для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте [3].

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.

Наш опыт работы показал, что для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего

заботят родителей - поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Можно предположить, что для формирования адекватной самооценки учебной деятельности ребенка необходимо наличие у него позитивного эмоциональноценностного отношения к собственному "Я", что возможно только при соблюдении в отношениях между ребенком и родителями следующих условий:

1) преобладание поощрения над порицанием, содействие развитию инициативы, самостоятельности ребенка, подтверждение веры в силы и возможности ребенка;

2) вовлечение ребенка в жизнь семьи путем расширения круга не только обязанностей, но и прав;

3) в ситуации необходимого порицания оценивание поступка, а не самого ребенка и безусловный отказ от всякого рода уничижительных оценок.

Не выявлено связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Важнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, к мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество ждет от детей многого: подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и т.д. Дети стараются либо идти навстречу, либо сопротивляться этим навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, типичные сложности развития и обучения - основные препятствия в формировании самоуважения. От родителей, вероятно, потребуется помощь в компенсации разочарований и неудач, которую они могут оказать, выявляя сильные стороны ребенка.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает самокритичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, проявляя объективность, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз.

В современном образовании недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к

устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. В связи с противоречиями, связанными с проблемой изучения самооценки в младшем школьном возрасте, появляется необходимость более подробно исследовать проблему, непосредственно - в условиях общеобразовательной начальной школы.

Учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д.Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с..

2. Давыдов, В.В. Учебная деятельность : состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 5-14.

3. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 24-28.

4. Липкина, А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М., 1975.

5. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 142 с Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 456 с.

Контактная информация: ваА iev82@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ПОМОЩИ «ПРОФИЛИРОВАННО-АДАПТИРОВАННОЙ АНКЕТЫ»

Юлия Александровна Хорева, старший преподаватель,

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского (ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава имени В. И. Разумовского)

Аннотация

В данной работе для выявления аспектов помеховлияющего воздействия на сосредоточение внимания волейболистов представлена оригинальная «Профилированно-адаптированная анкета», разработанная автором.

Полученные результаты исследования дали возможность провести анализ соотношения важности источников помеховлияний и разработать способы оптимизации психических состояний спортсмена.

Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и решения ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.

Ключевые слова: профилированно-адаптированная анкета, внешние источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помеховлияний, внутренние источники помеховлияний, анализ соотношения важности помеховлияний.