Научная статья на тему 'Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей волейболистов при помощи «Профилированно-адаптированной анкеты»'

Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей волейболистов при помощи «Профилированно-адаптированной анкеты» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИРОВАННО-АДАПТИРОВАННАЯ АНКЕТА / ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ПОМЕХОВЛИЯНИЙ / ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ПОМЕХОВЛИЯНИЙ / АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ВАЖНОСТИ ПОМЕХОВЛИЯНИЙ / THE PROFILE-ADAPTED QUESTIONNAIRE / THE EXTERNAL DISTRACTION SOURCES / THE INTERNAL DISTRACTION SOURCES / THE CORRELATION ANALYSIS OF IMPORTANCE OF DISTRACTION SOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хорева Юлия Александровна

В данной работе для выявления аспектов помеховлияющего воздействия на сосредоточение внимания волейболистов представлена оригинальная «Профилированно-адаптированная анкета», разработанная автором. Полученные результаты исследования дали возможность провести анализ соотношения важности источников помеховлияний и разработать способы оптимизации психических состояний спортсмена. Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и решения ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the experiment covering the studing and evaluating of individual psychological and pedagogical features of the volleyball players with the help of the profile-adapted questionnaire

The original Profile-adapted questionnaire developed by its author is presented in the study to discover the aspects of factors influencing on the attention focusing of volleyball players. Different sports factors influencing are determined as a result of the research which gives an opportunity to develop methods of improving optimization of sportsman's mental conditions. The obtained study results gave the opportunity to carry out the analysis of correlation of sources of distraction and develop the ways of athletes` mental condition` optimization.

Текст научной работы на тему «Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей волейболистов при помощи «Профилированно-адаптированной анкеты»»

устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. В связи с противоречиями, связанными с проблемой изучения самооценки в младшем школьном возрасте, появляется необходимость более подробно исследовать проблему, непосредственно - в условиях общеобразовательной начальной школы.

Учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д.Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с..

2. Давыдов, В.В. Учебная деятельность : состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 5-14.

3. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 24-28.

4. Липкина, А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М., 1975.

5. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л.А. Рыбак ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 142 с Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 456 с.

Контактная информация: ваА [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ПОМОЩИ «ПРОФИЛИРОВАННО-АДАПТИРОВАННОЙ АНКЕТЫ»

Юлия Александровна Хорева, старший преподаватель,

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского (ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава имени В. И. Разумовского)

Аннотация

В данной работе для выявления аспектов помеховлияющего воздействия на сосредоточение внимания волейболистов представлена оригинальная «Профилированно-адаптированная анкета», разработанная автором.

Полученные результаты исследования дали возможность провести анализ соотношения важности источников помеховлияний и разработать способы оптимизации психических состояний спортсмена.

Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и решения ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.

Ключевые слова: профилированно-адаптированная анкета, внешние источники

помеховлияний, внутренние источники помеховлияний, анализ соотношения важности помеховлияний.

THE RESULTS OF THE EXPERIMENT COVERING THE STUDING AND EVALUATING OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE VOLLEYBALL PLAYERS WITH THE HELP OF THE “PROFILE-ADAPTED QUESTIONNAIRE”

Ulia Aleksandrovna Khoreva, the senior teacher,

Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky

Annotation

The original “Profile-adapted questionnaire” developed by its author is presented in the study to discover the aspects of factors influencing on the attention focusing of volleyball players. Different sports factors influencing are determined as a result of the research which gives an opportunity to develop methods of improving optimization of sportsman’s mental conditions.

The obtained study results gave the opportunity to carry out the analysis of correlation of sources of distraction and develop the ways of athletes' mental condition' optimization.

Key word: the profile-adapted questionnaire, the external distraction sources, the internal distraction sources, the correlation analysis of importance of distraction sources.

Вопрос об уровне воздействия помеховлияний на спортсмена и определяющих этот уровень показателей решается путем рассмотрения реакции спортсмена при столкновении с ними.

Информация из литературных источников [2, 5, 6, 7], а также собственный игровой опыт автора, позволяет сделать вывод о наличии как минимум двух определяющих критериев уровня воздействия на спортсмена помеховлияющих факторов. Первый из них - это объективные помеховлияния, второй - субъективные помеховлияния (собственная психика спортсмена).

Именно на этом представлении основана авторская методика диагностики выявления помеховлияющих факторов в игровой и соревновательной деятельности волейболистов.

Для выявления аспектов помеховлияющего воздействия на сосредоточение внимания волейболистов автором разработана «Профилированно-адаптированная анкета». Вопросы составлялись на основе учета специфики волейбола и сопутствующей данной игре психологической картины переживаний спортсменов, влекущих за собой те или иные игровые издержки. Анкетирование проводилось среди женских и мужских команд первой и высшей лиги чемпионата России по волейболу. Основной контингент исследуемых игроков имеет квалификацию кандидатов в мастера спорта и первого спортивного разряда. «Профилированно-адаптированная анкета» состоит из 30-и вопросов, по каждому из которых возможны три варианта ответов. Испытуемый, отвечая на вопрос, должен выбрать один из трех вариантов, среди которых вариант «а» оценивается в 3 балла, «б» - в 2 балла, «в» - в 1 балл. Набранные по всем вопросам баллы суммируются, и чем больше оказывается общая сумма, набранная испытуемым, тем сильнее его подверженность действию помеховлияний.

Так, некоторые вопросы анкеты выглядит следующим образом:

1. Уверены ли Вы в своих силах, выходя на игру?

а) чаще всего нервничаю; б) не всегда; в) да.

2. Являются ли для Вас помеховлиянием язвительные замечания и пренебрежительные жесты тренера в Ваш адрес?

а) да; 6) иногда; в) нет.

3. Легко ли Вам удержаться от замечания товарищу по команде, если он допустил ошибку?

а) готов сказать все, что о нем думаю;

б) делаю замечания, только когда игрок сам виноват;

в) да, в игре каждый может допустить ошибку.

4. Сохраняете ли Вы бодрость и уверенность в крупных и ответственных

соревнованиях?

а) нет, меня беспокоят возможные неудачи;

б) бывает по-разному;

в) да, я всегда уверен в своих силах.

5. Заставляет ли Вас опасаться и нервничать большое количество зрителей на соревнованиях?

а) да;

б) иногда, если зрители ведут себя активно и шумно;

в) не придаю этому большого значения.

6. Склонны ли Вы к излишнему риску на соревнованиях?

а) нет; б) редко; в) да.

7. Легко ли Вам продолжать соревнования, если в самом начале их Вы потерпели неудачу, допустили ошибку?

а) быстро теряю уверенность в своих силах;

б) бывает по-разному;

в) никогда не теряю надежды отыграться.

8. Бывают ли в игре моменты, когда Вы боитесь взять мяч или действовать более активно?

а) да; б) редко; в) нет, в игре я всегда хладнокровен и собран.

9. Можете ли Вы легко остаться спокойным и сдержанным, если судьи допускают ошибку по отношению к Вам?

а) буду доказывать судье, что он неправ; б) иногда; в) да.

Полученные результаты дали возможность провести анализ соотношения важности источников помеховлияний, т.е. выделить наиболее эффективные помеховлияния, незначительные (на уровне минимальных) и промежуточные по силе действия помеховлияния, в большей или меньшей степени затрудняющие выполнение спортсменом порученных игровых функций.

Группу максимальных по эффекту помеховлияний составили три наиболее значимых для спортсменов источника помеховлияний:

1. Облик зала. О значимости этого фактора свидетельствует то, что абсолютно все испытуемые (как и в случае с двумя следующими факторами) упомянули о сильном воздействии на них таких помех, как освещение, размеры зала, покрытие площадки, низкие потолки, окраска зала, расположение трибун.

2. Игровые действия противника, т.е. незнакомая тактика ведения игры, новые комбинации, игра без ошибок, быстрый темп игры, стабильный блок.

3. Игра в большом или маленьком зале.

Группа средних по значимости помеховлияний, в большей или меньшей степени затрудняющих выполнение спортсменом игровых функций:

1. Игра в день приезда. Игроки указали на сильное воздействие на них таких помех, как усталость с дороги, отсутствие настроя на игру, преобладание мыслей не об игре, а о последующем отдыхе, волнение, растерянность. Все перечисленные помехи негативно влияют на сосредоточение внимания спортсмена и на выполнение им игровых функций. Таким образом, возникновение такого рода помеховлияний в подавляющем большинстве случаев лишает команду возможности показать высокий результат.

2. Реплики тренера. Некоторые тренеры считают, что успех их работы зависит от величины шума, который они создают. Большинство игроков указали, что помеховлияния такого рода тяжело преодолеваются ими.

3. Присутствие на игре близких людей. Такой помеховлияющий фактор вызван различными условиями и ситуациями: боязнью ответственности за исход соревнований, боязнью показать плохой результат, робостью при необычных условиях игровой ситуации, опасением подвести и разочаровать родителей. Возникновение такого рода помех воздействует на эмоционально-волевую сферу волейболиста и

негативно сказывается на выполнении игровых функций.

4. Длительность матча. Соревновательные ситуации воздействуют на эмоциональную устойчивость игроков, парализуя, в первую очередь, именно их внимание, что ведет к нарушению точности поражения цели в спортивных играх.

5. Игра после травмы. Когда сознание человека фиксируется на испытываемых болевых ощущениях, это непременно приводит к усилению чувства страха по поводу возможности усугубления травмы, что, в свою очередь, вызывает рефлекторное напряжение мускулатуры поврежденного участка и, тем самым, рождает неуверенность и скованность в движениях, перечисленные помеховлиянимя могут помешать успешному выступлению спортсмена.

Источники минимальных по значимости помеховлияний, которые в очень малой степени нарушают внимание спортсмена:

1. Большое количество зрителей. Анализ полученных результатов по данному фактору помеховлияний позволяет сделать вывод, что высокий уровень шумов, исходящих от зрителей в самые ответственные моменты игры, нередко приводит к дискоординации движений спортсмена и в еще большей степени коллективных действий команды, снижая, тем самым, их эффективность и вызывая негативные эмоции.

2. Предстартовое поведение соперника. Этот помеховлияющий фактор является самым легко преодолимым большинством спортсменов. Это объясняется тем, что игроки довольно давно участвуют в чемпионате России по волейболу и проводили с другими командами по много матчей. И как бы соперник ни вел себя перед игрой, команда знает, на что он способен в действительности, и понимает, что, обращая на себя внимание, противоборствующая команда преследует цель запугать, вызвать негативные эмоции и неверие в себя.

Результаты проведённого исследования дают возможность разработать способы оптимизации психических состояний спортсмена, дать рекомендации по практическому использованию вариантов преодоления помеховлияющих факторов, что позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процесса. Тренеру значительно могут помочь точные данные о каждом из своих воспитанников в отношении достигнутого уровня развития помехоустойчивости и овладения средствами помеховлияния. Опираясь на эти данные, тренер получил бы возможность проводить занятия с упором на их совершенствование и решение ряда других вопросов в сфере спортивного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. -М. : Физкультура и спорт, 1978. - 135 с.

2. Ивойлов, А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А. В. Ивойлов. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 110 с.

3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск : Петроком, 1992. - 320 с.

4. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.К. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

5. Страхов, В.И. Помехоустойчивость внимания и помеховлияния в спортивно-игровой деятельности // Вопросы психологии внимания : сборник научных трудов. Вып. 8. - Саратов : Изд-во СГПИ, 1976. - С. 17-65.

6. Страхов, В.И. Помеховлияние как фактор деформации психического состояния (на модели спортивной деятельности) / М.С. Ткачева. // Психология психических состояний : сборник статей. - Казань : Изд-во КГПУ ; Набережные Челны : Изд-во Ин-та управления, 2001. - С. 342-351.

7. Ткачева, М. С. Психология спорта: помехоустойчивость и помеховлияние / М.С. Ткачева. - Саратов : Изд-во СГПИ, 2000. - 180 с.

Контактная информация: [email protected]

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Татьяна Викторовна Цубина, соискатель,

Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ)

Аннотация

Статья посвящена проблеме социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Приведен анализ опыта внедрения модели социально-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, профессиональное

самоопределение, жизненный план, девиантный подросток.

THE QUESTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS WITH DEVIANT

BEHAVIOUR

Tatyana Viktorovna Tsubina, the competitor Moscow Humanitarian Pedagogical Institute

Annotation

The article is devoted to the social and pedagogical support in the professional selfdetermination of adolescents with behavioral problems. The analysis of the experience of implementing the model of social and pedagogical support is carried out.

Key words: the social and pedagogical support, the self-determination, the life-cycle strategy, the deviant teenager.

Сегодня проблема социально-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность. В практике работы педагоги и психологи школы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора профессиональной деятельности. Понимание того, что навыки профессионального планирования должны формироваться уже в школе, привело педагогов школы к созданию программы по предпрофильной подготовке [2]. Важной задачей педагогов является предоставление учащимся подробной информации о социальноэкономической ситуации на рынке труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска. В этой связи весьма актуальна проблема поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению, их особенностей.

Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебно-воспитательного комплекса мер.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов [1]. Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.