Научная статья на тему 'Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте'

Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТСМЕН / ПОМЕХОВЛИЯНИЕ / СОЦИУМ / SPORT / SPORTSMAN / FACTOR-INFLUENCE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткачева Мария Сергеевна

Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы устойчивости спортсмена к помеховлияниям, обусловленным воздействием на него того социума, с которым он непосредственно взаимодействует в своей деятельности. Традиционно в число членов этого социума включают тренеров, товарищей по команде, спортивных соперников и известных в этой области специалистов: все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях. Мы выделили следующие источники помеховлияний, которые можно отнести к окружающему спортсмена социуму: соперники, спортсмены своей команды, поведение тренера, присутствие и поведение зрителей на соревнованиях. По результатам обследования выборки спортсменов (N = 85) различных специализаций и разного уровня достижений были установлены достоверные связи между подверженностью спортсмена негативному воздействию окружающего социума и личностными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests the data of theoretical and empirical research of the problems of sportsmen resistance to factor-influence caused by the influence of society he/she is directly interacting in the course of his/her activity. Traditionally the members of this society are coaches, team-mates, competitors, and specialists of the present area: all these people are the carriers of social opinion on the level of sportsman readiness and his competitive opportunities. The article points out the following sources of factor-influence that can be related to the sportsman’s social environment: competitors, team-mates, coach behavior, presence and behavior of the audience during the competition. As a result of analysis of sample group of sportsmen (N = 85) of different kinds of sport and different level of achievement there has been found the connection between sportsman’s vulnerability to influence of social environment and personal peculiarities.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте»

Библиографический список

1. Мудрик А. В. Человек - объект, субъект и жертва социализации // Изв. РАО. 2008. № 8. C. 48-57.

2. Одинцова М. А. Психологические особенности вик-тимной личности // Вопр. психологии. 2012. № 3. С. 59-67.

3. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2008. 470 с.

4. Андронникова О. О. Тест склонности к виктимному поведению // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. науч. тр. : в 2 ч. Новосибирск, 2004. 246 с.

Relationship Strategies Behaviour in Conflict with Type the Victim Type of Adolescent Behaviour

Oksana B. Bovt

Sevastopol Municipal University of Human Science 1, Kornilov quay., Sevastopol, 99011, Respublika Krym, Russia E-mail: [email protected]

Actuality and social as well as practical significance of studying victim behaviour in adolescence as the most vulnerable are grounded in the article. The results of psychological diagnostic study that was directed to identifying the adolescent behavioral strategies which dominate in a conflict, the teenagers' bent to different types of victim behaviour and correlating connections between the defined indices are described. The analysis of the empirical data resulted in confirming

the hypothesis as the follow: the bent of adolescents to the active models of victim behaviour statistically significantly correlates with the active strategies of rivalry and cooperation, and the bent to the passive forms of victim behaviour statistically significantly correlates with the passive strategies of avoidance and adaptation. The correlation analysis results and the revealed tendencies are described. The prospects of further research are indicated. Key words: victim behaviour, victimization, conflicting behaviour, the strategies of behaviour in a conflict, active and passive forms of behaviour.

References

1. Mudrik A. V. Chelovek - ob"ekt, sub"ekt i zhertva sotsializatsii (Man is object, subject and victim of socialization). Izv. Ros. akad. obrazovaniya (Izvestiya of Russian Academiy of Education), 2008, no. 8, pp. 48-57 (in Russian).

2. Odintsova M. A. Psikhologicheskie osobennosti vik-timnoy lichnosti (Victim personality's psychological features). Voprosy Psikhologii (Voprosy Psychologii), 2012, no. 3, pp. 59-67 (in Russian).

3. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskayapsikhodiagnostika. Metodiki i testy (Practical psychodiagnosis. Methods and tests). Samara, 2008. 470 p. (in Russian).

4. Andronnikova O. O. Test sklonnosti k viktimnomu po-vedeniyu (Test of tendency to victim behavior). Razvitie gumanitarnogo obrazovaniya v Sibiri: sb. nauch. tr.: v 2 ch. (Development of humanity education in Siberia: the collection of scientific papers: in 2 parts). Novosibirsk, 2004. 246 p. (in Russian).

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ СОЦИОГЕННЫХ ПОМЕХОВЛИЯНИЙ В СПОРТЕ

М. С. Ткачева

Ткачева Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: tkachevam @mail.ru

Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы устойчивости спортсмена к помеховлияниям, обусловленным воздействием на него того социума, с которым он непосредственно взаимодействует в своей деятельности. Традиционно в число членов этого социума включают тренеров, товарищей по команде, спортивных соперников и известных в этой области специалистов: все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях. Мы выделили следующие источники помеховлияний, которые можно отнести к окружающему спортсмена социуму: соперники, спортсмены своей команды, поведение тренера, присутствие и поведение зрителей на соревнованиях. По результатам обследования выборки спортсменов (N = 85) различных специализаций и разного уровня достижений

были установлены достоверные связи между подверженностью спортсмена негативному воздействию окружающего социума и личностными особенностями.

Ключевые слова: спорт, спортсмен, помеховлияние, социум.

001: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-265-271

Введение

Категории помеховлияния и помехоустойчивости применительно к спортивной деятельности впервые в отечественной психологии были раскрыты в работах В. И. Страхова. С его точки зрения, спортивно-соревновательную деятельность можно трактовать как единство двух вышеназванных противоположных начал. Согласно этой теории спортивное соревнование рассматривается как столкновение двух или более (в зависимости от того, сколько спортивных соперников единов-

ременно находятся в поле внимания друг друга) систем помеховлияний. При этом у каждой из соревнующихся сторон функционируют специфические механизмы помехоустойчивости. Преимущество в каждой ситуации соревновательной борьбы достигается за счет помеховлияния, к которому противоположная сторона не может найти адекватную помехоустойчивость. Соревновательный успех зависит от преодоления либо непреодоления помеховлиянием помехоустойчивости. Кроме действий соперника источником помеховлияний могут быть своя команда (в том числе и тренер), зрители, внешние условия соревнований, инвентарь и экипировка спортсмена, а также его физическое и психическое состояния [1, 2].

Классифицируя помеховлияния в спорте по источнику их возникновения, мы выделили следующие, которые можно отнести к окружающему спортсмена социуму: соперники, спортсмены своей команды, поведение тренера, присутствие и поведение зрителей на соревнованиях. При этом помеховлияющий эффект могут иметь не только поведенческие проявления окружающих непосредственно в соревновательной ситуации, но и вся сложившаяся система взаимоотношений спортсмена с этими людьми, так как все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях. Особенно это касается, по нашему мнению, тренера и партнеров по команде, поскольку с ними спортсмен взаимодействует наиболее тесно и часто и именно они лучше всех осведомлены обо всем множестве обстоятельств его тренировочной и соревновательной деятельности.

Результаты групповой деятельности и то, как проявляет себя в ней каждый член команды, неизбежно в той или иной мере отражаются на его месте в системе межличностных отношений, и чем сильнее выражена эта зависимость, тем, по мнению Е. С. Жарикова и А. С. Шигаева, выше уровень развития группы как коллектива. Коллектив эти авторы определяют как «группу, в которой межличностные отношения опосредуются социально значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности» [3, с. 55]. Внешним критерием превращения команды в коллектив становится эффективность взаимодействия ее членов во время соревновательного выступления. В. Л. Марищук и Л. К. Серова составили шкалу оценки взаимодействия в команде:

5 баллов - спортсмены взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают партнеров, проявляя инициативу во взаимопомощи;

4 - взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг

друга, когда содержание сообщения достаточно раскрыто, поддержка и одобрение преобладают над упреками, при необходимости оказывают взаимопомощь;

3 - взаимодействуют несогласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, к взаимопомощи не стремятся, оказывают ее лишь по просьбе;

2 - взаимодействуют формально, не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения в ошибках преобладают над позитивными советами, выказывают явное нежелание помочь друг другу;

1 - взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры не понимают друг друга, конфликтуют или демонстративно безразличны, категорически отказываются помочь друг другу [4, с. 34].

Многие исследователи изучали психологию тренера как частный случай психологии педагога. По словам О. А. Черниковой, «личность самого тренера или педагога, его моральный облик, прежде всего, являются образцом для учеников <...> Такие личностные качества тренера, как общительность, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, выдержка, самообладание, смелость, волевая активность, служат обычно молодежи образцом для подражания, оказывают положительное влияние на формирование культуры эмоциональных черт спортсмена <. > К специфическим чертам личности тренера как педагога-воспитателя относятся общительность, доброжелательное и чуткое отношение к своим воспитанникам, заботливость, умение сделать очевидными рост их результатов и успехов» [5, с. 91].

Е. С. Жариков и А. С. Шигаев, характеризуя тренера как руководителя, субъекта управления, особо отмечают в структуре его личности такие качества, как: 1) деловитость - стремление все, что только можно, использовать в деле, приспосабливать для определенных практически полезных целей, сочетающееся с тщательным осмыслением и умением выбрать наиболее рациональный вариант процесса работы; 2) эмпатию - способность встать на точку зрения другого человека и увидеть ситуацию его глазами; 3) дидактичность - умение доводить свои идеи, принятые решения или программы до подчиненных в такой форме, которая обеспечивает понимание, освоение и переработку необходимой для работы информации и доверие к ней; 4) общительность - оптимальное сочетание экстравертных и интровертных черт; 5) рефлексию - единство самоанализа, самонаблюдения, самоконтроля и самокритики; 6) самосовершенствование, в том числе, прежде всего, совершенствование своей способности обучаться; 7) этику - желание действовать в

соответствии с нормами морали. Кроме того, отмечается необходимость наличия у тренера проблемного мышления, т. е. способностей видеть возможности совершенствования спортсмена или команды в уже достигнутых успехах, увидеть благополучную ситуацию с позиции более высокого уровня [3, с. 19-42].

Тренерские умения исследовались А. А. Дер-качом и А. А. Исаевым методом рейтинга на выборке численностью 192 человека. С точки зрения авторов, для успешных тренеров характерны постоянное методическое совершенствование, подчинение всех мероприятий основному педагогическому замыслу, научная организация педагогического труда, педагогическое творчество, стремление выработать свой стиль педагогической деятельности, умения глубоко разбираться в личности, запросах и интересах юных спортсменов, быстро схватывать суть педагогической ситуации и принимать единственно правильное решение. По результатам исследования в деятельности тренера были выявлены следующие умения:

1) проектировочные - планирование системы тренировок в соответствии с особенностями физического развития и подготовленностью воспитанников, определение методов ведения тренировочных занятий, поиск наиболее рациональных приемов овладения новыми упражнениями;

2) конструктивные - формирование у воспитанников системы знаний и умений не только по определенному виду спорта, но и разносторонняя физическая и волевая подготовка, выделение в своей работе главного, существенного, приучение воспитанников к правильному режиму;

3) организаторские - умение организовать регулярное участие команды в соревнованиях, коллективную и индивидуальную деятельность спортсменов, активное руководство тренировками, регулирование их темпа;

4) коммуникативные - нахождение общего языка с воспитанниками, стремление быть требовательным и справедливым, умение возбудить у спортсменов стремления добиваться высоких результатов;

5) гностические - знание избранного вида спорта, использование в своей деятельности рекомендаций спортивной и педагогической литературы, обучение спортсменов специальным навыкам и развитие у них физических способностей, специфичных для избранного вида спорта;

6) информационные - используемые для приема, сохранения, переработки и передачи информации [6, с. 56-60].

Вопрос об управляющем воздействии тренера с помощью разного рода информации подробно рассматривают В. Л. Марищук и

Л. К. Серова, выделяя следующие категории такой информации: мотивирующую (побуждающую спортсмена на социальном уровне к активным соревновательным и тренировочным действиям), мобилизующую (побуждающую к целенаправленному проявлению волевых усилий), организующую (регламентирующую внешнее поведение спортсмена, направленную на поддержание спортивной дисциплины и соблюдение правил соревнований), ориентирующую (указания по технике и тактике соревновательных действий), обучающую (направленную на совершенствование технических и тактических приемов), психорегулирующую (команды и советы по оптимизации эмоционального состояния спортсмена), оценивающую (характеристики успешности выполнения спортивных действий), иррелевантную (сведения, не связанные непосредственно с решением конкретных задач) [4, с. 58-78]. Способы передачи тренером этой информации (ее полнота, экспрессивная окраска, позиция тренера в общении со спортсменами) определяют уровень взаимопонимания между ним и спортсменом и удовлетворенность складывающимся взаимодействием каждой из сторон. В качестве критериев высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена В. Л. Марищук и Л. К. Серова рассматривают полноту выполнения тренерских указаний спортсменом и наличие творческого компонента в деятельности спортсмена; по степени выраженности каждого из этих критериев ими составлена шкала оценки взаимодействия тренера и спортсмена:

5 баллов - спортсмен стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, творчески подходя к ним;

4 - охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет творческой инициативы;

3 - к общению не стремится, не отвергает советы тренера, но и заинтересованности в их получении не проявляет;

2 - к общению с тренером относится негативно, указания его выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет повод не выполнить распоряжений;

1 - стремится избежать контактов с тренером, не выполняет его указаний, пытается делать все наоборот, открыто конфликтует [4, с. 39].

Таким образом, особенности спортивных коллективов и профессионально важные качества тренеров изучены уже глубоко и всесторонне. Но исследований «с другой стороны», т.е. того, какие личностные качества спортсмена связаны с успешностью его взаимодействия с командой и тренером, практически нет. Далее мы представляем результаты нашего исследования взаимосвязи личностных черт спортсменов с

их устойчивостью к действиям помеховлияний социогенного характера - исходящих от соперников, партнеров по команде, тренера, зрителей.

Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование выполнено на выборке спортсменов - студентов Института физической культуры и спорта Саратовского государственного университета (как дневной, так и заочной форм обучения). В общей сложности в этой серии исследований участвовали 85 испытуемых. По уровню спортивной квалификации выборка распределилась следующим образом:

не имеющие разрядов по своей основной спортивной специализации - 17 чел. (20,0%);

имеющие массовые разряды (до 2-го взрослого включительно) - 17 чел. (20,0%);

имеющие 1-й взрослый разряд - 19 чел. (22,4%);

имеющие звание кандидата в мастера спорта

- 20 чел. (23,5%);

имеющие звания мастера спорта и мастера спорта международного класса - 12 чел. (14,1 %).

В этой выборке оказались представители различных спортивных специализаций, в том числе командно-игровых видов, единоборств, циклических и «субъективных» видов. Поскольку в каждом виде спорта роль и формы воплощения отдельных факторов помеховлияний различны, мы ожидали, что даже значимые корреляции между силой их действия и отдельными психологическими характеристиками испытуемых не будут особенно велики.

В своем окончательном виде предлагаемая испытуемым батарея методик выглядела следующим образом: две авторские методики

- опросник по сценарию спортивной карьеры и методика исследования помехоустойчивости; «Опросник темперамента PEN» (Г. и С. Айзен-ков); «Индекс привлекательности группы» Си-шора применительно к спортивным командам; «Взаимоотношение с тренером» (Ю. Ханина, А. Стамбулова); «Характерологический опросник» (К. Леонгарда); адаптированная нами к спортивной деятельности анкета «Мотивация к успеху»; 16-факторный тест Р. Б. Кэттелла (сокращенный вариант С).

При последующей вторичной обработке полученных данных были установлены статистически достоверные связи между значимостью для спортсменов действия отдельных источников помеховлияний (т.е. величиной, фактически обратной уровню помехоустойчивости) и выраженностью каждой из рассматриваемых психологических и педагогических характеристик. Статистическим инструментом такой обработки полученных данных стал коэффициент корреляции Пирсона.

Анализ и обсуждение результатов

Нами были установлены следующие достоверные связи между подверженностью спортсмена действию помеховлияний со стороны окружающего социума и личностными особенностями. Помеховлияющее поведение соперника и фактор I (чувствительность) по Кеттеллу: r = -0,33 (p = 0,01). Отрицательное значение этой связи на первый взгляд кажется неожиданностью, так как данная черта личности трактуется автором методики как мягкость, зависимость, развитая способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Казалось бы, наличие противоположных черт - рассудочности, реалистичности и некоторой черствости по отношению к окружающим - должно поставить в психике спортсмена надежный барьер влияниям со стороны прямого конкурента. Однако художественный склад натуры, присущий людям с выраженной чувствительностью, способствует тому, что обладающий такой чертой спортсмен при соответствующем соревновательном настрое и умении управлять своими эмоциональными состояниями может легче актуализировать в своем воображении картину преодоления по-меховлияния соперника (ответный удар, обгон и т.п.) с учетом видимых недостатков ведения им спортивной борьбы и внушить себе, что для него посильно не только такое преодоление, но и оказание на соперника аналогичного или более сильного помеховлияния. Что же касается психологических, «внесоревновательных» помех соперника, то оградить себя от их негативного влияния спортсмен в состоянии путем оперативного переключения внимания на управление собственным психическим состоянием с помощью, например, аутогенной тренировки, для достижения максимального эффекта которой также немалое значение имеет воображение. Человеку с выраженной противоположной чертой - жесткостью, по Кеттеллу, - будет сложнее абстрагироваться от «материальной» ситуации, и его психическое состояние в большей степени будет зависеть от того, что происходит в реальности, следовательно, ресурсы помехоустойчивости такого спортсмена при прочих равных условиях окажутся менее полными.

Помеховлияния соперника и отношения с тренером (шкала Ю. Ханина и А. Стамбулова): r = 0, 27 (p = 0,01). Эта значимая положительная связь может быть объяснена следующим образом: педагогическое мастерство тренера проявляется, помимо прочего, и в том, как он сочетает в обращении со спортсменами необходимую требовательность и доверительные личные отношения. Адекватная оценка тренера как специалиста формируется у спортсмена далеко не сразу, и кажущийся излишне жестким подход тренера

к работе может оказать заметное отрицательное влияние на общее мнение спортсмена о нем и его эмоциональную оценку взаимоотношений с ним. Однако если наставник не предъявляет своим ученикам максимальных требований, их мастерство, а значит, и помехоустойчивость не достигнут того уровня, на который они могли бы выйти при оптимальных условиях. Но это лишь один из возможных вариантов объяснения данного явления.

Помеховлияющее поведение соперника и фактор Е Кеттелла (доминантность в отношениях с людьми): г = -0,26 ф = 0,05). Такое свойство личности делает человека, по Кеттеллу, независимым, самоуверенным, упрямым до агрессивности, склонным бороться за более высокий статус. Проявление подобных черт в повседневном общении с людьми, естественно, переносится и на спортивно-соревновательную деятельность, где противостояние других воспринимается еще более обостренно и вызывает усиливающееся во много раз по сравнению с обычной жизнью побуждение одержать верх, заставить другого признать свою силу. У таких спортсменов гораздо легче актуализируется чувство «спортивной злости», к тому же непосредственно во время выступления они не склонны заострять внимание на своих ошибках. Мотивация достижения большего успеха, одержания победы в противостоянии является для них чрезвычайно важной побудительной силой, способной подвигнуть их на победу даже над таким соперником, который, казалось бы, объективно сильнее.

Помеховлияния соперника и фактор N Кеттелла (дипломатичность в общении): г = 0,24 = 0,05). Подобная связь неоднозначна: с одной стороны, свойственные «дипломатичным», по Кеттеллу, людям расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и окружающим людям должны были бы помогать спортсменам разбираться в том, что стоит за внешними поступками окружающих, в том числе и спортивных соперников, и, как следствие, не идти на поводу у своих вызываемых этими поступками эмоций. Но, с другой стороны, в процессе тактической и психологической подготовки все спортсмены постигают тонкости соревновательного поведения, в том числе и введения соперника в заблуждение по поводу своих истинных намерений, и, соответственно, учатся сами не поддаваться на всевозможные уловки. Однако такое обучение в принципе не распространяется на повседневное общение, поэтому не у всех спортсменов кеттелловская «дипломатичность» становится устойчивой чертой личности. В любом случае вопрос о влиянии этой черты личности на помехоустойчивость спортсменов нуждается в дальнейшем тщательном изучении.

Помеховлияния соперника и фактор А Кеттелла (общительность): r = -0,21 (р = 0,05). Склонность человека к контактам с людьми (экстраверсия) делает для него общение жизненной необходимостью, а временную невозможность удовлетворить эту потребность - сильным стрессом. В случае с интровертированной личностью картина обратная: стрессогенным фактором становится необходимость подолгу находиться в контакте с окружающими. Это обстоятельство делает спортсмена-интроверта еще более уязвимым к воздействию соперников, тогда как экстравертированная личность вполне в состоянии в течение длительного времени выдерживать общение с себе подобными, в том числе и с прямыми конкурентами, как это имеет место в спортивной деятельности, и не испытывать из-за этого дополнительных нервно-эмоциональных перегрузок, чреватых возможными нарушениями интеллектуально-волевого сосредоточения.

Помеховлияния со стороны тренера и ко -манды и привлекательность команды как группы (индекс ГС Сишора): r = -0,28 (p = 0,01). Столь значительная отрицательная корреляция говорит сама за себя: чем комфортнее чувствует себя спортсмен в составе своей команды, при непосредственном общении с другими ее членами, тем в меньшей степени он воспринимает ее как источник помеховлияний, способных нанести урон его подготовке к соревнованиям. Помехи со стороны спортсменов своей команды могут быть двоякого рода: непосредственно спортивное соперничество или неблагоприятные межличностные отношения. То и другое, естественно, в различной степени снижает привлекательность данного коллектива для спортсмена.

Тренер и команда как источник помеховли-яний и фактор I Кеттелла (чувствительность): r = -0,26 (p = 0,05). Р. Б. Кеттелл включает в свою интерпретацию фактора I развитую способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Способность анализировать чувства окружающих и причины их поступков дает индивиду возможность разумно объяснять для себя поведение значимых других и прогнозировать его, снимая таким образом вызываемые им собственные негативные переживания (обиду, злость, зависть и т.п.). Недостаток же эмпатийных способностей чреват для спортсмена возможными осложнениями отношений с коллегами по команде из-за непонимания глубинных мотивов их поведения и, как следствие, возникновением помеховлияющего эффекта внутри команды.

Помеховлияющее воздействие тренера и команды и педантичный характер (опросник Леонгарда): r = 0,22 (p = 0,05). Педантичная акцентуация характера, по К. Леонгарду, характе-

ризуется инертностью психических процессов, являющейся причиной долгого переживания травмирующих событий и стремления во всем соблюдать порядок, по возможности, не отступая от установленных правил. Имеющего такую личностную черту спортсмена может привести в неблагоприятное состояние любое непредвиденное отклонение от заведенного порядка тренировочных занятий. Причиной этих отклонений чаще всего оказываются импровизационные действия коллег по команде. Это относится не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям: нахождение товарищем новых нестандартных решений позволяет ему добиться большего успеха, по сравнению со спортсменом-«педантом», за счет полной неожиданности для последнего подобной ситуации, вследствие чего действие данного помеховлияния еще более усиливается.

Значимость помеховлияний со стороны зрителей и фактор I Кеттелла (чувствительность): г = -0,21 ф = 0,05). Здесь скорее следует обратить внимание на положительный для спортсмена эффект выражения зрителями своих чувств при его поддержке. Развитые эмпатийные способности в данном случае помогают спортсмену «заразиться» эмоциональным состоянием болельщиков и повысить уверенность в своих возможностях добиться успеха, тогда как противоположные черты - суровость, черствость, излишек практицизма - не дают возможности полноценного использования подобных ресурсов. Прямое же выражение спортсмену своего негативного отношения к нему не настолько распространено среди болельщиков, обычно оно имеет форму демонстративной поддержки соперника. В этом случае способный к сопереживанию спортсмен осознает возникающие у последнего в связи с этим дополнительные возможности и может своевременно перестроить свою тактику так, чтобы «охладить пыл» своего противника. Таким образом, можно сделать следующий вывод: рассматриваемая здесь отрицательная связь «работает», скорее, через противоположности своих компонентов: недостаток эмпатийных способностей не позволяет спортсмену в полной мере воспользоваться поддержкой зрителей.

Другие связи силы действия помеховлияний со стороны зрителей с личностными особенностями спортсменов оказались на уровне тенденций, причем исключительно положительных: отношения с тренером (шкала Ханина - Стам-булова) имеет коэффициент корреляции 0,19, а педантичная акцентуация характера (Леонгард) 0,18. Преобладание не доходящих до статистически значимого уровня корреляций говорит, по нашему мнению, о том, что данные помеховлия-ния в большинстве видов спорта имеют, скорее,

косвенное действие, и их эффект, как правило, не является определяющим для итоговых соревновательных показателей.

Заключение

Окружающий спортсмена социум, в особенности коллектив своей команды - партнеры и тренеры, является значимым источником возможных помеховлияний (по В. И. Страхову). Они проявляются не только непосредственно в соревновательных ситуациях, но и в целом во взаимоотношениях и взаимодействии спортсмена с партнерами и тренерами.

Социально-психологические особенности спортивных коллективов и профессионально важные качества тренера как педагога являются предметом множества разнообразных исследований, но практически отсутствует информация о том, какие качества самого спортсмена повышают эффективность его взаимодействия и улучшают взаимоотношения с тренером и партнерами по команде.

В нашем исследовании взаимосвязи личностных качеств спортсменов с их устойчивостью к действию различных помеховлияний наибольшее количество достоверных корреляций имеет фактор I Кеттелла - чувствительность, подразумевающий наличие таких черт, как романтизм, художественность восприятия мира, эмпатия. Этот фактор имеет связь с устойчивостью ко всем социогенным помеховлия-ниям - соперникам, своей команде, зрителям. Среди качеств, способствующих высокой помехоустойчивости по отношению к данного рода помехам, присутствуют также факторы Кеттелла А - общительность и Е - доминантность. С низкой помехоустойчивостью связана педантичная акцентуация характера по Леонгарду.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшие резервы роста помехоустойчивости по отношению к негативному воздействию спортивного социума находятся в области целенаправленной работы над развитием у спортсмена творческого воображения, спонтанности и избавлением его от давления социальных стереотипов, осложняющих полное раскрытие его соревновательных возможностей.

Библиографический список

1. Страхов В. И. Помехоустойчивость внимания и по-меховлияния в спортивно-игровой деятельности // Вопр. психологии внимания : сб. науч. тр. Саратов, 1976. Вып. 8. С. 17-65.

2. ТкачеваМ. С. Психология спорта : помехоустойчивость и помеховлияние. Саратов, 2000. 180 с.

3. ЖариковЕ. С., ШигаевА. С. Психология управления в хоккее. М., 1983. 184 с.

4. МарищукВ. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М., 1983. 112 с.

5. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980. 104 с.

6. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. 375 с.

Psychological Peculiarities of Sociogenic Factor-Influence in Sports

Mariay S. Tkacheva

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail [email protected]

The article suggests the data of theoretical and empirical research of the problems of sportsmen resistance to factor-influence caused by the influence of society he/she is directly interacting in the course of his/her activity. Traditionally the members of this society are coaches, team-mates, competitors, and specialists of the present area: all these people are the carriers of social opinion on the level of sportsman readiness and his competitive opportunities. The article points out the following sources of factor-influence that can be related to the sportsman's social environment: competitors, team-mates, coach behavior, presence and behavior of the audience during the competition. As a result of analysis of sample group of sportsmen (N = 85) of different kinds of sport and different level of achievement there has been found the connection between sportsman's vulner-

УДК 316.6

А. Р. Вагапова, Т. Л. Больбот

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Больбот Татьяна Львовна - педагог-психолог, гимназия № 1, Саратов, Россия E-mail: [email protected]

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы. В исследовании принимали участие первоклассники (N = 30), родители (N = 30) и классный руководитель. Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (E. С. Еськиной, Т. Л. Больбот), - позволили изучить адаптационную готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ability to influence of social environment and personal peculiarities.

Key words: sport, sportsman, factor-influence, society.

References

1. Strakhov V. I. Pomekhoustoychivost'vnimaniya ipome-khovliyaniya v sportivno-igrovoy deyatel'nosti (Interference resistance of attention and interference influences in sport-play activity). Voprosy psikhologii vnimaniya: sb. nauch. tr. (Questions of attention psychology: the collection of scientific papers). Saratov, 1976, iss. 8, pp. 17-65. (in Russian)

2. Tkacheva M. S. Psikhologiya sporta: pomekhoustoychi-vost' ipomekhovliyanie (Sport psychology: interference resistance and interference influence). Saratov, 2000. 180 p. (in Russian).

3. Zharikov E. S., Shigaev A. S. Psikhologiya upravleniya v khokkee (Psychology of management at hockey). Moscow, 1983. 184 p. (in Russian).

4. Marishchuk V. L., Serova L. K. Informatsionnye aspekty upravleniya sportsmenom (Informational aspects of athlete management). Moscow, 1983. 112 p. (in Russian).

5. Chernikova O. A. Sopernichestvo, risk, samoobladanie v sporte (Rivalry, risk, composure at sport). Moscow, 1980. 104 p. (in Russian).

6. Derkach A. A., Isaev A. A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera (Coach's art ofteaching). Moscow, 1981. 375 p. (in Russian).

Ключевые слова: личность, адаптационная готовность, образовательный процесс.

001: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-271 -275 Введение

В современных условиях, предлагающих родителям, детям и учителям разные образовательные программы, остается нерешенной проблема совмещения возможностей с индивидуально-личностными особенностями всех участников образовательного процесса. В первую очередь, внимание необходимо уделить первоклассникам, так как они лишены возможности самостоятельного выбора и от них требуется мобилизация личностных ресурсов для приспособления к новым условиям. Речь идет об адаптационной готовности детей и их родителей, о некоем потенциале, который по-

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОЦЕНКАХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.