Научная статья на тему 'Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте'

Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2495
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Когут Кристина Ярославовна

Самооценка личности связана с формированием и становлением человека на всех возрастных этапах. В статье рассматриваются особенности развития самооценки в младшем дошкольном возрасте, так как самооценка на этом этапе непосредственно связана с оценкой окружающих более широкого социума, чем семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте»



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Когут Кристина Ярославовна, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. Самооценки личности связана с формированием и становлением человека на всех возрастных этапах. В статье рассматриваются ^ особенности развития самооценки в младшем дошкольном возрасте, так как • самооценка на этом этапе непосредственно связана с оценкой окружающих более широкого социума, чем семья.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, «Я-концепция», деятельность, жизненный уклад.

Одной из важнейших характеристик личности человека является самооценка.

В психологической энциклопедии мы можем найти следующее ее определение: «Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания».

То есть можно сделать вывод, что самооценка - это оценивание личностью самой себя с учетом тех критериев и ценностей, которые имеют для нее наиболее весомое значение.

К. Роджерс утверждал, что помимо того что самооценка влияет на личность внутри нее, можно говорить о том, что самооценка определяет стиль поведения в обществе, а как следствие является одним из факторов, влияющих на социализацию человека.

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный - знание о себе, и эмоциональный — отношение к себе [1].

В целом, следует отметить, что, не смотря на споры ведущиеся учеными вокруг темы самооценки, единогласно мнение о том, что самооценка является

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

одной из важнейших составляющих нашего «Я».

Если брать во внимание «Я-концепцию» личности, то становится понятен и механизм самооценки. Как известно, чем старше человек, тем более дифференцированнее у него самооценка. То есть, взрослый человек может высоко оценивать свои способности в одном деле и в то же время считать, что ничего не смыслит в другом. Это продиктовано тем, что в каждом «Я» существует две подструктуры - это реальное «Я» и идеальное «Я». Но этот же феномен мы можем объяснить с позиции самооценки, которая бывает завышенной, заниженной и адекватной. Так же если расхождение реального и идеального «Я» слишком велико, то можно говорить о том, что у человека возможна неадекватная самооценка, а как следствие трудности в понимании и осознании себя.

Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самодовольство включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой -скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, ^ раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние [2].

В целом можно сказать, что самооценка является одной из важнейших составляющих сложной структуры личности. Самооценка влияет не только на самосознание личности, но и на ее дальнейшее поведение в обществе. Многие ученые говорят о том, что неадекватная самооценка негативно влияет на эффективность деятельности человека, в то время как люди с адекватной самооценкой успешно реализуют себя. Причем, в обществе существует миф, что тяжело приходится только людям с заниженной самооценкой. Это не так. На самом деле и людям с завышенной самооценкой приходится сталкиваться с внутренними конфликтами, неприятием их окружающими и т.д.

На самооценку в целом могут влиять довольно многие факторы, например, пол, возраст, развитие интеллекта. Но одним из главных факторов уже с самого детства является наличие одобрения своей деятельности значимым взрослым.

Для того чтобы лучше понять специфику младшего школьного возраста рассмотрим краткую его характеристику. В первую очередь переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст характеризуется поступлением ребенка в школу, что является необходимым звеном в образовании любого человека. Этот период приходится на возраст от 6-7 до 10-11 лет. Несомненно, для того чтоб этот переход был менее болезненным для ребенка, необходимо заранее приготовить его к школе. И помимо обучения его азам письма, чтения и счета, необходимо проследить за тем, чтоб были достаточно сформированы все психологические процессы характерные этому возрастному периоду. Такие как восприятие, память, мышление, речь, воображение и другие.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания

о

41

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих [5].

В целом как специфическую особенность этого возраста необходимо отметить смену основного вида деятельности. Так если в дошкольном возрасте таковой являлась игра, то в младшем школьном возрасте ею становится учебная деятельность.

Такая смена основного вида деятельности предполагает появление новообразований. Из новообразований этого возраста необходимо выделить произвольность. Как известно, в младшем школьном возрасте у ребенка появляется самостоятельность и осознанность своих действий. Ребенок начинает оценивать свои действия с позиции полученных в итоге результатов. Ребенок, чувствуя ответственность перед школьным учителем, учится бороться с возникающими у него желаниями. Например, не разговаривать во время урока, обязательно каждый день уделять время домашнему заданию.

Так же характерным для младшего школьного возраста новообразованием является потеря детской непосредственности. Эльконин говорил о том, что поступки ребенка в этот период приобретают интеллектуальную сердцевину. Потеря непосредственности и наивности предполагают появление нового компонента в отношении «мысль - поступок», возникает «мысль - переживание -поступок». Именно переживание своих поступков и отличают дошкольников с их непосредственностью и младших школьников.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических

процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий [3].

Но помимо психологических новообразований, появляются и значительные физические изменения. Такие как, «вытягивание роста», смена зубов и другие.

Теперь проследим за тем, как на фоне этих новообразований развивается самооценка младших школьников.

В первую очередь нужно отметить, что самооценка в младшем школьном возрасте является довольно своеобразной, поэтому не всегда на прямую зависит от уровня жизни ребенка и его семьи. Скорее всего, самооценка отражает отношение ребенка к самому себе. Причем можно судить не только о том, каким ребенок ощущает себя на данный момент, но и каким он хочет быть в будущем.

Ребенок переживает значительные изменения жизненного уклада. У него появляются обязанности, которые необходимо выполнять, появляется больше правил ограничивающих свободу его действий. Помимо того именно в школе впервые ребенок сталкивается с критическим оцениванием его труда.

о

42

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Выделим основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки ребенка в этот период: оценка успеваемости в процессе обучения, характер взаимоотношений ребенка с учителем и сверстниками, осмысление выполняемой работы, общение с родителями.

Понимание своей успешности в процессе обучения приходит к ребенку не только за счет оценки его деятельности учителем, но и в процессе обучения, когда ребенок может сравнить свои достижения с достижениями сверстников [4].

Очень часто для ребенка важно не столько его личное мнение о выполненной работе, сколько мнение учителя. И тут на становление самооценки младшего школьника может повлиять любое неосторожное замечание со стороны учителя в его адрес. Задача педагога в этот период в отношении формирования самооценки довольно понятна, но крайне сложна - необходимо построить свою работу с детьми так, чтобы при выставлении оценок каждый ученик знал - по каким критериям его оценивают и как он может исправить отрицательную оценку своей деятельности. Но учитель должен избегать открытой критики. Если есть необходимость обратить внимание на ^ определенные ошибки, учителю следует преподносить эту информацию через положительные стороны деятельности младшего школьника.

Безусловно, школьная жизнь значительно влияет на формирование самооценки младшего школьника. Но не стоит забывать о семейном факторе, который, так или иначе, влиял на формирование самооценки ребенка не только на этом этапе, но и на более ранних стадиях развития. Семья, как известно, является агентом первичной социализации, а значит школа, как агент вторичной социализации не закладывает ничего существенно нового в сознание детей, школа может видоизменять представления их о себе, но ценности, которыми дети будут оперировать анализируя все происходящее с ними в школе напрямую зависят от того, в какой семье он воспитывается.

Мы рассмотрели основные факторы, влияющие на самооценку младших школьников. И, соответственно, возникает необходимость рассмотреть как эти факторы могут повлиять на видоизменение самооценки в данный период. При этом будем учитывать, что существует три вида самооценки: адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная.

Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека.

Рассмотрим детей с неадекватной завышенной самооценкой. Многие ученые, которые исследовали тему самооценки младших школьников утверждают, что, как правило, большинство детей имеют завышенную самооценку, что в свою очередь понижает уровень их притязаний. Процесс

о

43

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

обучения и воспитания должен формировать у ребенка критичность мышления, при чем, очень важно, чтоб ребенок умел производить самоанализ, и умел адекватно оценивать свои возможности. Дети с завышенной самооценкой в связи с отсутствием у них притязаний этого делать не умеют.

Дети же с неадекватной заниженной самооценкой имеют слишком высокий уровень внутреннего притязания, что дает им установку на неуспех. Это может быть опасным для ребенка, ведь если он сам будет уверен в том, что он не может быть успешен в той или иной деятельности, в последствие будет крайне сложно объяснить ему, что возможно достаточно попробовать себя в какой-либо деятельности. То есть заниженная самооценка повышает уровень самокритичности до такой степени, что ребенок перестает верить в собственный успех.

Конечно же, самым оптимальным вариантом является адекватная самооценка. В случае, если у ребенка развивается адекватная самооценка, уровень самокритики достаточен для того чтобы ребенок стремился к развитию, чему-то более сложному, и в то же время не отнимает уверенности в своей ^ успешности.

Как уже писалось выше, на становление адекватной самооценки у учеников младших классов может повлиять, созданная педагогом, атмосфера психологического комфорта в классе, положительной оценки деятельности ребенка учителем и родителями, при необходимости указывать на ошибки, но через положительные оценки и аргументированных доводов поясняющих почему деятельность была недостаточно хороша. Так же в этот период очень важно сформировать у ребенка умение использовать критическое мышление по отношению к самому себе. Ребенок должен научиться анализировать свои ошибки и через самокритику приходить к выводу о том, что эти ошибки в дальнейшем необходимо исправлять.

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения [5].

о

Литература:

1. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника? / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. - 1992. - №3. С. 58-65.

2. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука , 2010. - 392 с. - (Библиотека психолога) . - ISBN 978-5-9765-0945-0 . - ISBN 9785-02-037262-7.

44

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

3. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 1995 - 80-97 с.

4. Савинова Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников [Текст] / Е.Ю. Савинова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 178-180.

5. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем

школьном возрасте [Текст]/А.Т. Фатуллаева//Источник: Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта - СПб.:9(55),2009. - С.97-100.

о

о

45

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.