Научная статья на тему 'Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований'

Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4285
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОСОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО) / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / SELF-ESTEEM / EVALUATION SYSTEM / SELF-CONTROL / SELF-AWARENESS / DEVELOPMENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION (FSES PGE) / EDUCATIONAL ACTIVITIES / JUNIOR SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Алла Сергеевна, Пухова Анна Геннадьевна, Беляева Татьяна Константиновна

Рассматриваются направления исследований, связанных с изучением самооценки в отечественной психологии и педагогике. История изучения проблемы доказывает ее непреходящую актуальность, в настоящее время умноженную введением образовательных стандартов второго поколения, повлекших изменение позиции ученика. Цель статьи показать, что положение учащихся в роли субъекта образовательной деятельности невозможно без новаций в системе оценивания, при которой у учащихся появляется возможность самостоятельно осуществлять учебные действия оценки и самооценки. В статье доказывается полифункциональность самооценки, ее влияние на самосознание и поведение ребенка, рассматриваются факторы, воздействующие на самооценку. Обращается внимание на то, что если система контроля и оценки ограничивается только проверкой усвоения знаний, умений и навыков по предмету, то у школьников нет возможности развивать умение критически оценивать свою и чужую деятельность, не создаются условия для развития самооценки. В заключении авторы дают рекомендации по формированию самооценки в учебной деятельности, намечают перспективы дальнейших исследований проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Алла Сергеевна, Пухова Анна Геннадьевна, Беляева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of self-esteem as an actual field of psychological and pedagogical research

The paper deals with the fields of research related to the study of self-esteem in domestic psychology and pedagogy. The history of the problem study proves its enduring relevance, now multiplied by the introduction of educational standards of the second generation, which led to a change in the position of the student. The purpose of the paper is to show that the position of students in the role of the subject of educational activity is impossible without innovations in the evaluation system, in which students have the opportunity to independently carry out educational activities of evaluation and self-esteem. The paper proves the polyfunctionality of self-esteem, its impact on the self-consciousness and behavior of a child, the factors affecting self-esteem are reviewed. Attention is drawn to the fact that if the system of control and evaluation is limited exclusively to testing the learning of knowledge and skills in the subject, students do not have the opportunity to develop the ability to critically evaluate their own and other people's activities, conditions for the development of self-esteem are not created. In conclusion, the authors give recommendations on the formation of self-esteem in educational activities; outline the prospects for further research of the problem.

Текст научной работы на тему «Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 37.015.3

А. С. Курбатова, А. Г. Пухова, Т. К. Беляева

Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований

Рассматриваются направления исследований, связанных с изучением самооценки в отечественной психологии и педагогике. История изучения проблемы доказывает ее непреходящую актуальность, в настоящее время умноженную введением образовательных стандартов второго поколения, повлекших изменение позиции ученика. Цель статьи показать, что положение учащихся в роли субъекта образовательной деятельности невозможно без новаций в системе оценивания, при которой у учащихся появляется возможность самостоятельно осуществлять учебные действия оценки и самооценки. В статье доказывается полифункциональность самооценки, ее влияние на самосознание и поведение ребенка, рассматриваются факторы, воздействующие на самооценку. Обращается внимание на то, что если система контроля и оценки ограничивается только проверкой усвоения знаний, умений и навыков по предмету, то у школьников нет возможности развивать умение критически оценивать свою и чужую деятельность, не создаются условия для развития самооценки. В заключении авторы дают рекомендации по формированию самооценки в учебной деятельности, намечают перспективы дальнейших исследований проблемы.

Ключевые слова: самооценка, система оценивания, самоконтроль, самосознание, развитие, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), учебная деятельность, младший школьник

Ссылка для цитирования:

Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261. сМ: 10.32744^.2019.1.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 7 December 2018 Published: 28 February 2019

A. S. Kurbatova, A. G. Pukhova, T. K. Belyaeva

The study of self-esteem as an actual field of psychological and pedagogical research

The paper deals with the fields of research related to the study of self-esteem in domestic psychology and pedagogy. The history of the problem study proves its enduring relevance, now multiplied by the introduction of educational standards of the second generation, which led to a change in the position of the student. The purpose of the paper is to show that the position of students in the role of the subject of educational activity is impossible without innovations in the evaluation system, in which students have the opportunity to independently carry out educational activities of evaluation and self-esteem. The paper proves the polyfunctionality of self-esteem, its impact on the self-consciousness and behavior of a child, the factors affecting self-esteem are reviewed. Attention is drawn to the fact that if the system of control and evaluation is limited exclusively to testing the learning of knowledge and skills in the subject, students do not have the opportunity to develop the ability to critically evaluate their own and other people's activities, conditions for the development of self-esteem are not created. In conclusion, the authors give recommendations on the formation of self-esteem in educational activities; outline the prospects for further research of the problem.

Key words: self-esteem, evaluation system, self-control, self-awareness, development, Federal State Educational Standard of Primary General Education (FSES PGE), educational activities, junior school student

For Reference:

Kurbatova, A. S., Pukhova, A. G., & Belyaeva, T. K. (2019). The study of self-esteem as an actual field of psychological and pedagogical research. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.1.18 (In Russ., abstr. in Engl.)

_Введение

/зучение самооценки с привлечением разнообразных методик и приемов - актуальное направление повышения качества начального образования, цель которого определяется как всестороннее развитие личности ребенка. В соответствии с новыми стандартами образования начальная школа для обеспечения всестороннего развития должна, создать возможности для формирования самостоятельности в учебной деятельности, самосовершенствования, в том числе и через самообучение [2]. Результатом образования в первую очередь должно стать «умение учится», связанное с развитием универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), а не только предметные знания. Г.А. Цукерман пишет: «...воспитать у учеников умение учиться, значит воспитать у детей здоровую самооценку» [26, с.23], следуя логике этого высказывания, можно обоснованно поставить знак равенства между целью образования и воспитанием «здоровой» самооценки учащихся.

_Материалы и методы

В качестве материала для заявленной работы были использованы монографические, учебно-методические, психолого-педагогические труды советских и российских авторов, публикации в периодической печати, основным методом являлся теоретический анализ. Методологическую систему исследования составили: социокультурный, системный и диалектический подходы.

_Результаты исследования

Изучение самооценки в отечественных психолого-педагогических исследованиях начинается с семидесятых годов ХХ века, отталкиваясь от работ гуманистического направления западной психологии. Эта тема, активно интересуя советских психологов, находит отражение в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, А.К. Марковой, B.C. Мухиной, И.И. Чесноковой, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина и др. Самооценка рассматривается как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс познания субъектом самого себя), который выражает оценку других лиц, участвующих в развитии личности.

Л.С. Выготский считал, что самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте, как устойчивое, и дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка, по мнению Л.С. Выготского, важнейшая личностная характеристика, которая контролирует собственную деятельность, позволяет выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами [8, с. 289].

А.Н. Леонтьев выделяет когнитивный (знания человека о себе) и эмоциональный компонент самооценки (отношение к себе, как мера удовлетворенности собой) и рассматривает самооценку как устойчивое эмоциональное отношение, которое «является результатом специфического обобщения эмоций» [19, с. 304].

С.Я. Рубинштейн добавляет, что в самооценке отражаются фундаментальные свойства личности, а также ее направленность и активность [23, с. 108].

И.С. Кон отмечает, что самооценка «общий знаменатель, итоговое измерение «Я», которое выражает меру принятия или непринятия индивидом самого себя, отношение к себе (положительное или отрицательное)» [16, с. 156].

Самооценка ребенка младшего школьного возраста формируется через индивидуальный опыт самооценивания. Исследование А.В.Захаровой показало, что неадекватно завышенная или заниженная самооценка отмечается у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, рефлексивно-критическое отношение к себе у таких детей развито недостаточно [11, с. 93].

Направленность процесса обучения на формирование адекватной самооценки школьников диктует необходимость изучения влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников, внедрения новых подходов к организации образовательного процесса, что подчеркивается в исследованиях З.И. Калмыковой, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Г.Н. Мирошниковой, И.П. Подласого и др.

Исследования самооценки в конце ХХ в., привели к дифференциации этого феномена, исследованию традиционных характеристик самооценки, выделяемых по ряду параметров [9, с. 74] и их сочетаний:

1) по уровню: высокая (знания о своих особенностях; способность обобщать ситуации; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений), средняя (ориентация на мнения окружающих; наличие самооценочных суждений узкого содержания), низкая (связь самооценки с эмоциональным состоянием, несоответствие самооценки реальной действительности; самооценочные суждения неглубокие и преимущественно употребляются в категоричных формах);

2) по реалистичности: адекватная и неадекватная (заниженная и завышенная);

3) по особенностям строения: дифференцированная недифференцированная;

4) по стабильности: устойчивая и неустойчивая

5) по форме: обобщенная (общая) самооценка - это отношение определяющаяся совокупностью всех оценок и частная (ситуативная), которую индивид или его окружение дает отдельным качествам, способностям личности или ее действиям.

6) по отношению к данному временному моменту: прогностическая, актуальная, ретроспективная и др.

Наибольший интерес у психологов и педагогов, неизменно вызывает характеристика самооценки по признаку реалистичности, рассмотрим эту характеристику подробнее.

Адекватная самооценка характеризуется тем, что мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет собой. При адекватной самооценке человек достаточно критически относится к себе, реально оценивает собственные успехи и неудачи, старается ставить перед собой такие цели, которых может достичь. Человек с адекватной самооценкой правильно оценивает ситуацию и окружающих людей, демонстрируя развитый социальный интеллект.

Если человек оценивает себя не объективно, его мнение о себе значительно отличатся от мнения людей, которые его окружают, самооценка является неадекватной - завышенной или заниженной [4, с. 114].

Отметим, что в XXI в. прослеживается четкая преемственность в обосновании влияния самооценки на самосознание и развитие личности ребенка, изучаются условия, влияющие на адекватную самооценку, также пристально исследуются такие ее характеристики как дифференцированность и когнитивность, соответствие притязаниям. Вектор работ современных исследователей направлен на анализ специфики формирова-

ния самооценки у детей, находящихся в разных ситуациях развития. Большое внимание уделено самооценке детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития (О.Л.Сидорович, Е.В.Семакова, Г.М.Гусейнова и др.) и дефицитарным развитием: нарушением слуха и речи (П.С.Акимова, Е.Г.Речицкая, А.С.Тымкиев, М.Ю.Орешкина, Н.Ф.Дмитриевская и др.), нарушением зрения (И.Н.Никулина, К.Е.Титова и др.), болезнями опорно-двигательного аппарата (В.И.Долгова, А.А.Рожкова, Ю.А.Рокицкая, В.А.Юдина и др.). Исследуется самооценка детей с девиантным поведением, находящихся в учреждениях закрытого типа (А.М.Прихожан, В.В.Шипилина, Л.В.Зубова, Л.И.Авдеева и др).

Следующий актуальный вектор, подготовленный работами советских психологов - изучение влияния семьи на самооценку ребенка. И.А.Борисова, А.А.Булкакова, А.Л.Гвоздовская, О.В.Суворова, Е.С. Юферова и многие другие представляют свои исследования в этом направлении. Оформились дополнительные линии, связанные с влиянием однодетной, многодетной семьи, отсутствием семьи - проживанием в детском доме на самооценку младшего школьника (Е.С.Уткина, Л.С.Афанасенко, Н.В.Бубчикова и др.).

Изучается возможности коррекции самооценки средствами арт-терапии (О.В.Патеева, А.А.Протасова, А.М.Прихожан, А.А.Егорова), кейс-технологий (С.Н.Шадрина), проектных технологий (Н.В.Иванова), драматизации (С.В.Никитин, А.А.Шмыдко). Анализируется влияние совместной деятельности на самооценку ребенка (Т.В. Зинова, Т.А.Каракулина, Н.В.Смирнов, Л.В.Сысуева и др.).

Отдельным направлением можно считать работы по изучению взаимовлияние тревожности и самооценки (А.М. Прихожан, В.И.Долгова, П.С.Верещака, А.И.Шагиева).

Продолжается вектор исследований, подчеркивающих особую роль учителя в формировании самооценки младших школьников (Э.В.Витушкина, Т.Л. Иванова, Е.Г.Изотова, Т.Г.Пикалова, В.И.Смольская, С.Н.Фрондзей и др.).

Волна интереса к проблеме самооценки, вызванная введением ФГОС НОО, поиск и внедрение инновационных способов оценки учебных достижений, стал толчком для исследований Е.И. Алентьева, М.Н.Андреевой, Э.В.Витушкиной, Ю.И.Ермолинко, А.Ю.Забелиной, Н.В.Федосюк и др.

Кроме этого, можно выделить звено работ по исследованию потенциала предметного содержания в формировании самооценки младших школьников: в контенте математика (Н.Л. Гребенникава, А.В.Васильева, Н.Г.Каменкова и др.), в контенте «Окружающий мир» (Л.Р. Аликова, Л.В. Ижойкина), русский язык (Н.В.Шереметова, Г.А.Шиганова), физическая культура (Ю.В. Гравит и др.)

Современные исследования самооценки продолжают, углубляют и дифференцируют базовые положения, сформулированные советскими педагогами и психологами. На недостаточности внимания к процессу обучению младших школьников действию самооценки обращают внимание Л.И. Авдеева, М.Н. Андреева, О.А. Белобрыкина, Э.В. Витушкина, Л.В.Ижойкина, А.Б. Ларина, Ю.А. Пахомова, Е.Т. Соколова и др. В своих работах они доказывают, что самооценка является важнейшим компонентом, определяющим и личность ребенка, и качество образования в условиях любого образовательного учреждения.

Таким образом, феномен самооценки рассматривается различными учеными в зависимости от направления, который ими представлен, в связи с этим мы можем видеть многообразие характеристик самооценки и подходов к ее определению. Заметно очевидное различие педагогического и психологического подходов: как психологическая

категория, самооценка является ядром самосознания, составляющей «Я-концепции», с педагогической точки зрения это одно из универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность в разных видах деятельности. Самооценка полифункциональна, она влияет на саморегуляцию поведения и в значительной мере обуславливает развитие личности младшего школьника. Остановимся на анализе влияния учебной деятельности на развитие самооценки младших школьников.

Стандарты второго поколения ориентирует ученика на роль субъекта учебной деятельности, на полноценное овладение им действиями самоконтроля и самооценки, на передачу функций контроля и оценивания элементов образовательного процесса самому ребенку. «При прежнем подходе, оценки принадлежали взрослым, школьную отметку ребенок получал от учителя, критерии оценивания он не знал, они для него были непонятны или воспринимались в негативном плане, как уличение в незнании или неумении» [18], при такой организации процесса оценивания ребенок не мог стать субъектом учебной деятельности.

Оценочная деятельность в образовательной среде должна осуществляться через целенаправленное создание ситуаций критической самооценки, а также взаимо- и самоконтроля на основе установленных совместно с учащимися определенных критериев оценки результатов деятельности. Исследователи обращают внимание на то, что младший школьный возраст - благоприятный период для формирования самооценки. Это во многом связано с возрастными новообразованиями, с расширением социальных контактов, ведущим видом деятельности. Учебная деятельность несет в себе большие возможности для развития самооценки, для того, чтобы в дальнейшем самооценка стала дифференцированной, обобщенной, устойчивой и адекватной.

Способность к оценке совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Уникальность младшего школьного возраста связана с тем, что в начале обучения ребенок «пока еще не умеет объективно оценивать результаты своей деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, неадекватно принимает оценку учителя, считая, что она относится не к его деятельности, а к нему самому, и зависит от личного отношению к нему учителя» [18]. Система образования должна предоставлять возможности анализировать, сопоставлять, опираясь на наблюдения, опыт, знание фактов и закономерностей науки, формулировать и аргументировать свою точку зрения, и учебная деятельность дает такую возможность.

Однако если система контроля и оценки ограничивается только проверкой усвоения знаний, умений и навыков по предмету, у школьников нет возможности развивать умение критически оценивать свою и чужую деятельность, находить ошибки, пути их устранения, не создаются условия для развития самооценки.

Рассматривая условия, влияющие на самосознание младшего школьника, формирующие его самооценку, нельзя не отметить роль учителя. Школьное обучение вводит в жизнь ребенка нового значимого взрослого, суждение и оценка учителя становятся сверхважными для ребенка. Инструментом влияния учителя на самооценку школьников служит педагогическая оценка, которая бывает парциальной и фиксированной. Парциальная оценка относится к частному знанию, умению, конкретному акту поведения, форма выражения данной оценки - словесная (замечания и суждения учителя). Фиксированная оценка является более обобщенной и отражает успехи школьника на уроке, форма выражения данной оценки - бальная. Мнение педагога ученик часто переносит в оценку своей личности в целом. Беря во внимание оценку учителя, дети выстраивают свои отношения, общаясь с одноклассниками как с отличниками, хоро-

шистами, троечниками, двоечниками. Как отмечает Е.И. Алентьева, оценка успеваемости в младших классах, по существу, представляет собой оценку личности в целом, от нее зависит социальный статус ребенка [3].

Преобладание в учебной деятельности неуспевающих детей неуспеха над успехом, которое постоянно подкрепляется низкими оценками со стороны взрослых, приводит к неуверенности ребенка в своих силах, появлению чувства неполноценности, тревожность. Ситуацию усугубляет оценки одноклассников, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на другие сферы их личности.

В Постановлении от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» говорится о том, что в первом классе знания детей по бальной шкале не оцениваются, то есть отметки первоклассникам ставится не должны [1].

В то же время еще Б.Г. Ананьев подчеркивал, что отсутствие оценок отрицательно сказывается на детях, приводит к ощущению их собственной незначительности, неуверенности, замедляет личностное развитие [5, с. 178]. Таким образом, учитель должен давать эмоциональную, критериальную словесную оценку, она должна быть объективной позитивной стимулирующей.

В то же время, как отмечает С.Н. Фрондзей, взаимосвязь школьной успеваемости и самооценки младшего школьника не всегда является определяющей. Например, если семья не придает важного значения образованию или школьным отметкам, то самооценка ребенка определяться успехами в школе не будет [25, с. 37].

Также самооценка младших школьников формируется в процессе взаимодействия не только с учителем, но и со сверстниками (еще К. Роджерс заметил, что личность становится видимой посредством отношения с другими). В совместной деятельности дети не только лучше узнают своего партнера, но и учатся объективно оценивать себя. Т.В. Зинова обратила внимание на динамику самооценки в связи с оценками сверстников и пришла к выводу, что «от первого к четвертому классу количество связей между самооценкой и оценками сверстников увеличивается. Это говорит о том, что чем выше ребёнок оценивает свое эмоциональное благополучие, тем выше оценивают его сверстники» [12, с. 58].

Э.В. Витушкина и Т.В. Кружилина рассмотрели особенности развития самооценки у младших школьников от класса к классу [7, с. 50]. Так, первоклассники чаще всего имеют высокую самооценку, которая не всегда адекватна. Свою учебную деятельность они оценивают положительно уже только потому, что они проявили много усилий, старались. Дети могут переоценивать и собственные моральные качества и, в то же время, недооценивать их у своих сверстников. Самооценка учащегося первого класса во многом определяется оценкой и поведением взрослых. Поскольку, пребывание в школе связано с периодом адаптации ребенка к новым социальным условиям, то показатели самооценки могут формироваться «скачкообразно».

А.А. Реан связывает снижение самооценки детей от класса к классу с тем, что устаревшая система школьного образования ориентируется на формирование потенциально заниженной и односторонне ориентированной самооценки ребенка, основываясь на интеллектуальных способностях. При этом педагоги с целью повышения учебной мотивации часто пугают ребенка получением плохой отметки [22, с. 288]. Изменить ситуацию возможно, целенаправленно создав для ребенка ситуацию успеха. Например, способствует повышению самооценки ребенка изобразительная и творче-

ская деятельность, через рисунок ребенок может раскрыть свой внутренний потенциал, а значит повысить самооценку [14, с. 20].

_Обсуждение результатов

Таким образом, самооценка младших школьников представляет собой одновременно и процесс оценки свой личности (на это сделан акцент в педагогическом подходе) и результат - «итоговое измерение «Я»» (психологический подход). Успешность овладения действиями контроля и оценки в процессе учебной деятельности ведет к развитию адекватной самооценки, составляющей благоприятный прогноз развития личности ребенка [20].

Анализ педагогического опыта позволил нам выделить ряд принципов, влияющих на эффективность системы оценивания: «принцип деятельности, т.е. активности самого ученика, его субъектной позиции; принцип непрерывности, когда каждый последующий этап освоения навыка оценивания опирается на предыдущий; принцип психологической комфортности, что проявляется в снятии стрессовых факторов обучения, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; принцип вариативности способность к принятию адекватных решений в ситуации выбора; и принцип комплексности - учету не одного, даже очень важного, а разных критериев» [18].

Результативность учебной деятельности влияет на самооценку. Адекватная самооценка, в отличие от неадекватной (завышенной или заниженной), позволяет ребенку реально соотнести свои силы с задачами и требованиями, которые к нему предъявляются, адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Условиями становления самооценки являются отношения, которые складываются между ребенком и окружающими людьми в процессе психологических контактов, создающих сложную систему с конкурирующими между собой звеньями, например, может полярно отличаться влияние на самооценку оценки учителя и родителей, а оценки учителя и сверстников, как правило, схожи в начале обучения, затем обретают автономность.

Чтобы сформировать адекватную самооценку ребенка младшего школьного возраста необходимо, чтобы педагог соблюдал ряд условий. Прежде всего, необходимо проявлять уважение к мнению ребенка, демонстрировать заинтересованность в его оценочных суждениях, позволяя ребенку накапливать индивидуальный опыт самооценивания. Следует развивать рефлексивные действия, которые наделяют самосознание обратной связью.

Адекватная самооценка формируется на основе сочетания с действиями контроля и самоконтроля, которые нужно использовать корректно и систематически. Оценка должна осуществляться на основе проанализированных и усвоенных критериев и алгоритмов оценивания. В образовательном процессе следует стремиться к созданию сложной многокритериальной системы оценивания, учитывающей не только учебную деятельность ребенка, но и то, что ребенок сам ценит в себе, в этом случае самооценка будет дифференцированной.

Педагог должен помнить о влиянии самооценки на социальный статус ребенка. Психолого-педагогическое воздействие на самооценку неуспевающих младших школьников, травмирующую их межличностные отношения, целесообразно осуществлять через создание ситуаций успеха.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки окружающих ребенка взрослых, поэтому необходимо взаимодействие и согласованность оценок субъектов образовательного процесса, прежде всего родителей и педагогов.

Заключение

Таким образом, изучение самооценки, оставаясь актуальным, будет развиваться в психолого-педагогических исследованиях. Предполагаем, что активно продолжит расширяться направление, анализирующее особенности формирования самооценки у детей с ОВЗ и поведенческими нарушениями, сохранит актуальность вектор исследований, связанных с ролью семьи, будет расти доля исследований, доказывающих возможные корреляционные зависимости, кроме этого, не утратит лидерства направление, изучающее влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников. Обратим внимание, что правильное отношение к учебной деятельности и реализация ФГОС НОО возможны только при правильной организации учебного процесса, создающего возможности школьникам для самостоятельного осуществления учебных действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановлении от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» // Российская газета. 2011. № 54.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011. 45 с.

3. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова // Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.

4. Аликова Л.Р. Способы формирования самоконтроля учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе / Л.Р. Аликова, Н.В. Тимошкина // В сб.: Перспективы науки. Казань, 2016. С. 315-318.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. 339 с.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа «Начальная школа XXI века». М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2014. 25 с.

7. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 48-59.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

9. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятии самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 73-76.

10. Глобина О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. 2013. № 12. С. 52-55.

11. Захарова А.В., Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90-99.

12. Зинова Т.В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Зинова. М. : 2002. 143 с.

13. Ижойкина Л.В. Организация самоконтроля и самооценки учебных действий на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2013. № 3. С. 40-45.

14. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 10. С. 17-22.

15. Каменкова Н.Г. Организация учета учебных достижений как средство развития самооценки младших школьников / Н.Г. Каменкова, В.М. Силеньникова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. № 2. С. 48-55.

16. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978. 367 с.

17. Курбатова А.С. Экологическое образование учащихся начальной школы / А.С. Курбатова, А.А. Горюнова // Начальное образование. 2017. Т.5. № 6. С.14-18.

18. Курбатова А.С. К проблеме создания инновационной системы оценивания образовательных достижений младших школьников /А.С. Курбатова, М.Ю. Рымгайло // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-2. С. 334-338. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36156 (дата обращения 17.10.2018)

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 389 с.

20. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

21. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, № 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

22. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. М.,1989. 389 с.

24. Фаттулаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 69-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // В сб.: Актуальные проблемы начального образования. Ростов-на-Дону, 2016. С. 36-40.

26. Цукерман А.Г. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа Плюс Минус. 2001. № 1. С. 23.

27. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977. 278 с.

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and universal. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, 677, pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6

29. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, 622, pp. 129-135.DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

30. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges. Man in India, 2017, 97 (11), pp. 101-114.

REFERENCES

1. Resolution of December 29, 2010 No. 189 on the approval of SANPIN 2.4.2.2821-10 "Sanitary and epidemiological requirements for conditions and organization of training in educational institutions". Russian newspaper, 2011, no. 54. (in Russian)

2. Federal State Educational Standard of Primary General Education. Moscow, 2011. 45 p. (in Russian)

3. Alentyeva E.I. Formation of adequate self-esteem in younger students / E.A. Alentieva, Yu.Yu. Kurbangaliyeva, N.O. Dubchenkova. Humanitarian research, 2014, no. 4, pp. 113-118. (in Russian)

4. Alikova L.R. Ways of forming students' self-control in the lessons of the outside world in elementary school / L.R. Alikova, N.V. Timoshkina. In Proc.: Perspectives of Science. Kazan, 2016, pp. 315-318. (in Russian)

5. Ananiev B.G. Man as a subject of knowledge. L., 1968. 339 s. (in Russian)

6. Vinogradova N.F. The world. The program "Primary School of the XXI century." Moscow, Publishing Center "VENTANA-GRAF", 2014. 25 p. (in Russian)

7. Vitushkina E.V. Features of the formation of self-esteem of younger students as the basis for achieving a personal result of education / E.V. Vitushkina, T.V. Kruzhilina. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 3, pp. 48-59. (in Russian)

8. Vygotsky L.S. Collected works in 6 volumes: Vol. 2. Problems of general psychology. Moscow, Pedagogy Publ., 1982. 504 p. (in Russian)

9. Gaifulin A.V. Various theoretical approaches in the definition of the concept of self-esteem. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2009, no. 1, pp. 73-76. cc

10. Globina O.A. Improving methods of evaluation in elementary grades. Elementary School, 2013, no. 12, pp. 52-55. (in Russian)

11. Zakharova A.V., Research of the self-assessment of the younger schoolchild in educational activity / A.V. Zakharova, T.Yu. Andrushenko. Voprosy psychologii, 1980, no. 4, pp. 90-99. (in Russian)

12. Zinova T.V. The dynamics of self-esteem in primary school age: Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, 2002. 143 p. (in Russian)

13. Izhoykina L.V. Organization of self-control and self-assessment of educational activities at the lessons of the world. Primary School, 2013, no. 3, pp. 40-45. (in Russian)

14. Ishmametyeva E.V. The development of self-esteem in primary school age. Primary school plus Before and After, 2014, no. 10, pp. 17-22. (in Russian)

15. Kamenkova N.G. Organization of accounting of educational achievements as a means of developing self-assessment of younger schoolchildren / N.G. Kamenkova, V.M. Silennikova. Herzen readings. Elementary education, 2015, no/ 2, pp. 48-55. (in Russian)

16. Kon I.S. Opening "I am". Moscow, 1978. 367 p. (in Russian)

17. Kurbatov A.S. Environmental education of elementary school students / A.S. Kurbatov, A.A. Goryunova. Primary education, 2017, vol. 5, no. 6, pp. 14-18. (in Russian)

18. Kurbatov A.S. To the problem of creating an innovative system for evaluating the educational achievements of younger students / A.C. Kurbatov, M.Yu. Rymgaylo. Modern high technologies, 2016, no. 8-2, pp. 334-338. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36156 (accessed 17 October 2018) (in Russian)

Perspectives of Science & Education. 2019, Vol. 37, No. 1

19. Leontyev A.N. Activity Consciousness. Personality. Moscow, 1975. 389 p. (in Russian)

20. Pomerantseva T.A. The main components of the socialization and individualization of younger schoolchildren in

the modern sociocultural society. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 5, no. 3. DOI: 10.26795 / 2307-1281-

2018-6-3-8 (in Russian)

21. Smirnova Zh.V., Krasikova OG. Modern tools and technologies for assessing learning outcomes. Vestnik Mininskogo

universiteta, 2018, vol. 6, no. 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9 (in Russian)

22. Rean A.A. Human psychology from birth to death. Saint-Petersburg, PRIME-EUROZNAK Publ., 2002. 656 p. (in

Russian)

23. Rubinstein S.L. Basics of general psychology. In 2 vol. Vol.1. Moscow, 1989. 389 p. (in Russian)

24. Fattulaeva A.T. Self-esteem as the basis of the personal development of the younger student. Secondary vocational

education, 2009, no. 6, pp. 69-70. (in Russian)

25. Frondzey S.N. The role of the teacher in shaping the self-esteem of the younger student. In Sat: Actual problems of

primary education. Rostov-on-Don, 2016, pp. 36-40. (in Russian)

26. Tsukerman A.G. Evaluation and self-esteem in training, built on the theory of learning activities. Elementary School

Plus Minus, 2001, no. 1, pp. 23. (in Russian)

27. Chesnokova I.I. The problem of self-consciousness in psychology. Moscow, 1977. 278 p. (in Russian)

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. High quality of great teachers: National and universal. Advances in

Intelligent Systems and Computing, 2018, 677, pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6

29. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional

education as a science. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, 622, pp. 129-135.DOI: 10.1007/978-

3-319-75383-6_17

30. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored

education of teachers: Opportunities and challenges. Man in India, 2017, 97 (11), pp. 101-114.

Информация об авторах Information about the authors

Курбатова Алла Сергеевна Alla S. Kurbatova

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат философских наук, доцент Associate Professor, PhD in Philosophy, Associate

кафедры психологии и педагогики дошкольного и Professor at the Department of Psychology and

начального образования Pedagogy of Pre-School and Primary Education

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет имени К. Минина University (Minin University)

E-mail: alla10135@yandex.ru E-mail: alla10135@yandex.ru

Пухова Анна Геннадьевна Anna G. Pukhova

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат географических наук, заведующий Associate Professor, PhD in Geographical Sciences, Head

кафедрой общеобразовательных дисциплин of the Department of General Education Disciplines

Российский Государственный Университет Russian State University of Justice

Правосудия (Приволжский филиал) (Privolzhsky branch)

E-mail: pag.egf@yandex.ru E-mail: pag.egf@yandex.ru

Беляева Татьяна Константиновна Tatyana K. Belyaeva

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,

кафедры общей и социальной педагогики Associate Professor of the Department of General and

Нижегородский государственный педагогический Social Pedagogy. Kozma Minin Nizhny Novgorod State

университет имени К. Минина Pedagogical University (Minin University)

E-mail: btk66@yandex.ru E-mail: btk66@yandex.ru

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.