Научная статья на тему 'Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе'

Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1254
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / SUCCESS IN TRAINING / YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тишкина Т.Н.

В статье раскрываются вопросы становления личности младшего школьника через призму его взаимоотношений с одноклассниками и в связи с уровнем школьной успеваемости. Раскрывается важность этих феноменов в личностном развитии и сензитивность именно младшего школьного возраста для развития межличностных отношений, коммуникативных навыков, и основ всей дальнейшей успеваемости в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тишкина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of interpersonal communication and success in teaching in primary school

In article issues of formation of the identity of the younger school student through a prism of his relationship with schoolmates and in connection with the level of school progress reveal. Importance of these phenomena in personal development and sensitivity of younger school age for development of the interpersonal relations, communicative skills, and bases of all further progress in general reveals

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 387-393

Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе

Т.Н. Тишкина

МБОУ «Фрязевская средняя общеобразовательная школа № 41 им. Б.А. Воробьева» 142470, Московская обл., г.о. Электросталь, Степаново, д. 182 MBEI "Fryazevskaya Secondary School № 41 named. B.A. Vorobyov " Stepanovo, 182, Elektrostal, Moscow Region 142470 Russia e-mail: ttn1972@mail.ru

Ключевые слова: межличностное общение, успешность в обучении, младшие школьники.

Key words: interpersonal communication, success in training, younger school students.

Резюме: В статье раскрываются вопросы становления личности младшего школьника через призму его взаимоотношений с одноклассниками и в связи с уровнем школьной успеваемости. Раскрывается важность этих феноменов в личностном развитии и сензитивность именно младшего школьного возраста для развития межличностных отношений, коммуникативных навыков, и основ всей дальнейшей успеваемости в целом.

Abstract: In article issues of formation of the identity of the younger school student through a prism of his relationship with schoolmates and in connection with the level of school progress reveal. Importance of these phenomena in personal development and sensitivity of younger school age for development of the interpersonal relations, communicative skills, and bases of all further progress in general reveals. [Tishkina T.N. The relationship of interpersonal communication and success in teaching in primary school]

Межличностное взаимодействие с другими людьми, будь то взрослые или ровесники, лежит в основе развития личности ребенка, формирования его самосознания.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Они возникают на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно рассматривать как фактор психологического климата в группе. Межличностные отношения в классе определяют путь развития и дальнейшего становления ребенка (Москвина, 2017).

Можно говорить о трех уровнях межличностных отношений:

- функционально-ролевые - фиксируются в

специфических для данной культуры нормах поведения и реализуются в выполнении разных ролей (как игровых так и социальных);

- эмоционально-оценочные - проявляются предпочтениями, симпатиями и антипатиями и разнообразием избирательности привязанностей;

- личностно-смысловые - когда мотив одного субъекта становится личностным смыслом для другого.

Высокая значимость проблематики взаимоотношений между детьми в последнее время часто привлекает к себе внимание специалистов психологии и педагогики. Ее изучение поможет решить не только теоретические, но и практические проблемы. Такая исследовательская работа во многом связана с детальным психолого-педагогическим изучением личности ребенка, анализом контактов детей как со взрослыми так и сверстниками.

Вопросы межличностного взаимодействия детей со сверстниками хорошо изучены в работах В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинского, A. M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, Д.И. Фельдштейна и др.

В рамках множества исследований в этой сфере накоплено большое количество данных, особенно относительно процессов в дошкольном и подростковом возрастах.

Младший школьный возраст с этой точки зрения изучен не в полной мере и остаются еще открытые участки на линии развития межличностных отношений.

Т.к. традиционно ведущей в этом возрасте считают учебную деятельность, то исследования о данном возрастном периоде сконцентрированы преимущественно на изучении психологических способностей, в связи с процессами обучения: познавательных способностей ребенка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и т.п. Общение и отношения со сверстниками исследовались также в рамках учебной деятельности, в качестве средств ее организации (Лисина, 1986).

Но, не следует забывать о том, что кроме общения на уроке, младшие школьники выстраивают достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические

особенности этих отношений по прежнему остаются не вполне изученными.

Обучение в начальной школе служит фундаментом всего дальнейшего общего и профессионального образования. Успешность обучения в младших классах в значительной мере определяет дальнейший путь человека, его будущее, ведь именно в этом возрасте происходит формирование базовых оснований личности человека.

Теоретико-методологической основой исследований по связи межличностных отношений и академической успеваемости служат теоретические представления о влиянии успешности обучения на систему межличностных отношений (в трудах Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, Л.И. Божович, И.С. Славиной, Б.Г. Ананьева, Е.А. Шестаковой и др.).

Можно отметить точку зрения В.А. Синицкой, которая указывала на то, что положение школьника в коллективе детерминируется преимущественно не самими результатами учебной деятельности, то есть не непосредственно успеваемостью ребенка, а его личными качествами (Зимняя, 2005).

Также интересны выводы Я.Л. Коломинского об ответственном отношении к учебным делам класса, которое всегда обусловлено отзывчивостью, умением следовать требованиям коллектива и общительностью и связи успеваемости и статуса, когда успеваемость также детерминирует статус, как и отражает деловую и коллективистическую направленность личности (Волков, Волкова, 2005).

Таким образом, в современной науке сложились разные подходы к объяснению межличностных отношений, в каждом из которых по-разному определен предмет исследования:

• социометрический (опирается на избирательные предпочтения детей);

• социокогнитивный (опирается на познание и оценку другого и решение социальных проблем);

• деятельностный (опирается на отношения, понимаемые как результат общения и совместной деятельности).

Младший школьный возраст - период активного

овладевания навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских связей. Формирование устойчивых навыков социального взаимодействия в группе сверстников и умения создавать дружеские связи представляет собой одну из важнейших задач развития в этот возрастной отрезок. С поступлением ребенка в школу изменяются его взаимоотношения с окружающими людьми, причем довольно значительно. Прежде всего, увеличивается время, предназначенное для обучения. Теперь большую часть дня ребенок проводит, контактируя с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Трансформируется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение. В таком возрасте важно сформировать адекватную самооценку, т. к. ребенок, имеющий адекватную самооценку, характеризуется, бодростью, находчивостью, активностью, общительностью и обладает чувством юмора. Как, правило, такой ученик, будет в своих работах самостоятельно и с интересом искать ошибки в своих работах, при этом выбирая задачи, соответствующие своим способностям и возможностям.

Что касается детей, с высокой адекватной самооценкой, то о них можно сказать, что отличительной особенностью, можно считать активность и стремление добиваться успеха в любом виде деятельности (Бойко, Штанько, 2018).

Процесс личностного роста младшего школьника связан также с оценкой его действий и личности со стороны других людей, а также развитием самооценки. Со временем самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Младший школьник уже способен осознавать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих.

Успешность обучения как уровень качества знаний и сформированности умений и навыков, повышение развития обучающегося, уровня его обученности и обучаемости -является одним из аспектов, обеспечивающих личностное развитие и межличностное взаимодействие в этот период.

Успешность обучения находит свое отражение в академической успеваемости учащихся. Проверка и оценка

знаний, умений и навыков играет воспитательную и образовательную роли, а педагогическая оценка вместе с другими средствами влияния учителя регулирует поведение и деятельность учащегося.

Во время обучения в школе младший школьник находится в окружении других детей, и между ними, как мы уже отметили, формируются определенные взаимоотношения, часто довольно сложные. Исследования социометрического статуса детей, занимающих различное положение в системе межличностных отношений, показало, что есть определенная связь между этим положением и успеваемостью младшего школьника.

Результаты обучения ребенка выраженно влияют на его межличностные отношения среди одноклассников. Часто неуспевающий ребенок становится объектом буллинга. Однако, возможна и обратная ситуация - более умный и успешный ребенок, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.

Школьная оценка прямо влияет и на формирование самооценки. Дети, опираясь на оценку учителя, сами распределяют себя и своих сверстников на отличников, двоечников и троечников, хороших и средних учеников, наделяя представителей каждой группы набором определенных качеств. Оценка успеваемости в младшем школьном возрасте, по сути, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

По данным А.Б. Широкова, первоклассники, занимающие высокое положение, чаще характеризуются привлекательной внешностью, принадлежностью к классному активу, готовностью поделиться своими вещами, сладостями. Далее следуют - успехи в учении, а также качества, связанные с отношениями со сверстниками.

Сначала оценка таких качеств базируется на оценке школьных успехов одноклассника и качества выполнения им школьных обязанностей, причем оценка эта дается в большинстве случаев с позиции учителя. Хороший друг - это ребенок, который хорошо учится, не балуется на уроке и слушается взрослых. По мере взросления, в оценке друзей и одноклассников начинают уже более отчетливо выступать

новые моменты - морально-этические.

Взаимосвязь статуса в группе и успеваемости учащихся имеет психологическое основание. Успеваемость для младших школьников служит показателем развития интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки представляются социальной оценкой компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, т. е. тех качеств, которые высоко ценится в группах сверстников.

Работы Л. И. Божович, И.С. Славиной, Б.Г. Ананьева, Е.А. Шестаковой и др. исследователи показывают, что межличностное общение детей младшего школьного возраста тесно взаимосвязано с уровнем их академической успеваемости (Непомнящая, 2004).

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений то, что межличностные отношения являются совершенно необходимым условием жизни людей, и без него нет эффективного формирования ни одной психической функции, психического процесса или психического свойства, личности в целом. А значит проблематика межличностных отношений, объединяющая в себе целый ряд наук - философию, социологию, социальную психологию, психологию личности и педагогику, служит одной из основных проблем современности. К ней привлечено довольно много внимания и постоянно появляются все новые исследования в нашей стране и за рубежом.

К настоящему времени важность роли сверстника в психическом развитии ребенка является признанным фактом. Особенно важно влияние сверстника на становление основ личности ребенка и в его коммуникативное развитие. Общение со сверстником оказывает положительное и развивающее воздействие на становление личности при условии положительных отношений ребенка со сверстниками. Такой опыт первых контактов со сверстниками лежит в основе дальнейшего социального и нравственного развития ребенка (Бирон, Джонсон, 2003).

В основе развития взаимоотношений в учебном классе находится потребность в общении, и эта потребность

изменяется по мере взросления. И удовлетворение у разных детей происходит неодинаково. Каждый участник группы занимает свое особенное положение как в системе личных так и деловых отношений, которые детерминируются успехами ребенка, его личными предпочтениями, его интересами, речевой культурой, а к концу обучения в младшей школе и индивидуально-нравственными качествами.

Основополагающая значимость проблем

взаимоотношений детей в младшей школе особенно привлекает внимание ученых. Возникает необходимость определить роль межличностных отношений в формировании личности младшего школьника как наиболее ответственном периоде формирования у ребенка новой социально значимой системы отношений. В связи с этим важным становится определение роли такого нового элемента жизни ребенка как педагогическая оценка и уровень успеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

Бирон Д.. Джонсон Б. 2003. Социальная психология. СПб.: Питер. 512 с. Бойко И.Н., Штанько Е.Ю. 2018. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте. С.35-38. - В сб.: Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 28 апреля 2018 г.: в 4-х ч. Ч. 2. Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 146 с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. 2005. Возрастная психология. В 2-х частях. ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 343 с. Зимняя И.А. 2005. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос. 384 с.

Лисина М.И. 1986. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика. 144 с. Москвина А.С. 2017. Особенности межличностных отношений современных младших школьников. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 6 (2): 210-214. Непомнящая Н.И. 2004. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика. 160 с.

Получена / Received: 17.02.2019 Принята/Accepted: 07.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.