ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Свечникова Н.С. , Калинина А.А.
Email: Svechnikova1144@scientifictext.ru
1Свечникова Нина Сергеевна - студент, специальность: специальная педагогика и психология, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, факультет педагогики и психологии; 2Калинина Анна Андреевна - старший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: статья представляет собой анализ личностных особенностей детей с ЗПР. Описывается специфика детей младшего школьного возраста с ЗПР и детерминируемые ей особенности межличностных отношений со сверстниками.
В младшем школьном возрасте общение со сверстниками имеет большое значение. Именно там реализуются познавательные потребности, формируются навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Однако по различным параметрам (по содержанию, широте, по устойчивости) межличностные отношения младших школьников с ЗПР остаются на низком уровне развития. Ключевые слова: межличностные отношения, задержка психического развития, младший школьный возраст.
CHARACTERISTICS OF INTERPERSONAL RELATIONS
IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
YOUNGER SCHOOL AGE
12 Svechnikova N.S.1, Kalinina A.A.2
1Svechnikova Nina Sergeevna - Student, SPECIALTY: SPECIAL PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY, DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY; 2Kalinina Anna Andreevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION,
OREL STATE UNIVERSITY I.S. TURGENEV, OREL
Abstract: the article is an analysis of the personal characteristics of children with ZPR. The specificity of children of primary school age with ZPR and the peculiarities of interpersonal relations with peers determined by it is described.
In the Junior school age, socializing with peers is of great importance. It is there that cognitive needs are realized, the skills of interpersonal communication and moral behavior are formed. However, according to various parameters (content, breadth, stability), interpersonal relations of primary school students with ZPR remain at a low level of development. Keywords: interpersonal relationships, mental retardation, primary school age.
УДК 376
В силу разнообразных причин различной этиологии (экологических, экономических, социальных) на данном этапе развития общества дети с ЗПР достаточно часто встречаются в разнообразных детских коллективах.
Традиции изучения детей с ЗПР в нашей стране связаны с именами таких ученых, как Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и другие. Согласно их исследованиям, детям с ЗПР характерно значительное замедление темпа психического развития и качественное отличие от нормы. В связи с этим отмечается и своеобразие межличностного взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками.
В младшем школьном возрасте для социализации ребенка все большее значение приобретает его общение со сверстниками. В процессе общения ребенка со сверстниками более успешно реализуется познавательная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения [2].
Деятельность ребёнка и его общения с взрослыми (а несколько позднее и со сверстниками) - это основные движущие причины его развития. Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка (степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.).
Психологи отмечают, что существуют характерные особенности, которые обуславливают своеобразие межличностных отношений тетей с ЗПР. Для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Исаев Д.Н.).
Именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться такой социально-психологический феномен, как дружба, как индивидуально-избирательные глубокие межличностные детские отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.
Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.
«Дети много выигрывают от близких, доверительных отношений друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение» [2, с. 129].
В настоящее время существуют экспериментальные исследования, отражающие особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Исследователями было показано запаздывание формирования системы социальных отношений у детей с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер). В младшем школьном возрасте дети с ЗПР проявляют выраженную тенденцию к агрессивности в общении и межличностных отношениях. Как отмечает Р.Д. Триггер, младшие школьники с ЗПР предпочитают общаться со сверстниками в малых группах, с детьми более младшего или более старшего возраста.
58
Так, известно, что отношения младших школьников с ЗПР характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически.
Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. То есть в межличностном общении со сверстниками они предпочитают эндогенные группы. Дети утверждают, что с представителями другого пола играть неинтересно.
Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи сходятся в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер.
Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость. У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни.
Лишь у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, не связанные со школой. Большинство межличностных связей, возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к подростковому возрасту.
В результатах, полученных разными авторами, выявлена своеобразная картина отношения к сверстникам у школьников с задержкой психического развития. Обнаруживается как отставание, так и своеобразие этой сферы жизни детей. К проявлениям инфантилизма можно отнести: содержание общения учеников 2-3 классов - подвижные игры при почти полном отсутствии занятий, игр, связанных с познавательной деятельностью; недифференцированное положительное отношение к одноклассникам (свидетельство зарождающегося интереса к сверстникам). Этот интерес появляется у очень небольшого числа учеников с задержкой психического развития.
В отличие от своих нормативно развивающихся сверстников, младшие школьники, обучающиеся в специальных классах для детей с задержкой развития, больше всего ценят в одноклассниках сочувствие, сопереживание, безопасность общения. В товарищеских отношениях для них не имеют значения соблюдение постоянства, устойчивости взаимоотношений, проявление желания быть с другом, заниматься с ним общим делом, готовность прийти на помощь. Главное для них - сочувствие, сопереживание, безопасность общения.
Таким образом, по различным параметрам (по содержанию, широте, по устойчивости) межличностные отношения младших школьников с ЗПР остаются на низком уровне развития. Только к концу младшего школьного возраста у таких детей складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (проявляется стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности сверстников, и т.п.).
В целом можно сделать вывод о том, что специфика общения детей с ЗПР сочетает в себе сниженную познавательную активность, специфику умственной деятельности и личностные особенности. Это препятствует их благоприятной социализации, становлению личности.
Список литературы /References
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
215 с.
2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. С. 90-163.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского,
Н.А. Цыпиной. М.: Владос, 1984. 316 с.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: Тетра Системс, 2000. 167 с.
5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004. 286 с.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003. 318 с.
КВАДРАТИЧНЫЕ И СВОДИМЫЕ К НИМ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ Григорян К.М. Email: Grigoryan1144@scientifictext.ru
Григорян Карине Микитовна - преподаватель, кафедра информационных технологий и естественных наук, Шушинский технологический университет, г. Шуши, Республика Армения
Аннотация: в статье приведены типы задач с параметрами, рассмотрены решения некоторых квадратичных и сводимых к ним уравнений с параметрами графическим и аналитическим методами. Так как не существует единого алгоритма решения таких уравнений, рассмотрены уравнения с заданным условием в области определения для множества решений и уравнения с решением при всех допустимых значениях параметра. Использован графический метод с построением графиков соответствующих квадратичных функций и аналитический с применением теоремы Виета и других способов тождественных преобразований.
Ключевые слова: квадратичное уравнение, параметр, функция, график, неравенство, решение.
QUADRATIC AND REDUCIBLE TO THEM EQUATIONS WITH PARAMETERS Grigoryan K.M.
Grigoryan Karine Mikitovna - Teacher, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY AND NATURAL SCIENCES, SHUSHI UNIVERSITY OF TECHNOLOGY, SHUSHI, REPUBLIC OF ARMENIA
Abstract: the article describes the types of tasks with parameters,the solution of certain quadratic and reducible to them equations with graphical and analytical methods.Since there is no single algorithm for solving these equations are considered the equations with a given condition to determine many solutions, and equations with a solution for all admissible parameter values.Used the graphical method with the graph of the corresponding quadratic functions and analytical application of the theorem of Vieta and other ways identical transformations. Keywords: quadratic equation, parameter, function, graph, inequality, solution.
УДК 378.14
В уравнениях с параметрами F (х,а) = 0 при каждом фиксированном значении параметра получается уравнение с одной переменной х. Множеством решений таких уравнений является множество пар чисел х, а, при подстановке которых в исходное уравнение получается верное равенство. Аргументы х и а неравноправны, так как при решении таких задач требуется найти х, выраженное через а, выяснить зависимость решений от значений параметра