Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОПРИНЯТИЕ / САМОЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Ю.А., Одрына О.В.

The article presents the results of studying the specifics of self-relationship in adolescence. The most characteristic aspects of adolescent self-attitude are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES THE SELF-ATTITUDE IN ADOLESCENCE

Keywords: PERSONALITY, ADOLESCENTS, SELF-RELATIONSHIP, SELF-ACCEPTANCE, SELF-WORTH

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика1999. 192 с.

4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.

УДК 159.9

Парамонова Ю.А. студент 2 курса факультет «Психологии» Одрына О.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Психологии» Белгородский Гос. Национальный Исследовательский Университет

Россия, г. Белгород ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В статье представлены результаты изучения специфики самоотношения в подростковом возрасте. Рассмотрены наиболее характерные аспекты самоотношения подростков.

Ключевые слова: личность, подростки, самоотношение, самопринятие, самоценность.

Paramonova Y.A.

Student

2 year, Faculty of Psychology Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Odryna O. V. Student of magistracy 2 year, Faculty of Psychology Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod THE FEATURES THE SELF-ATTITUDE IN ADOLESCENCE Abstract: The article presents the results of studying the specifics of self-relationship in adolescence. The most characteristic aspects of adolescent self-attitude are considered.

Key words: Personality, adolescents, self-relationship, self-acceptance, self-

worth.

Отношение к подростку окружающих людей является значимым аспектом, реакция выражается в самоотношении. Для подростка самоотношение может рассматриваться как отражение значения «Я», как

стойкое чувство по отношению к собственному «Я», которое содержит множество факторов, различающихся по эмоциональному фону переживания и по смысловому содержанию. С.Р. Пантелеев [5] рассматривает способ организации самоотношения как целостную систему. Психологическая структура самоотношения не является аддитивной, а выстраивается по принципу динамической иерархии.

Период формирования самоотношения в подростковом возрасте имеет ряд особенностей. У подростков в возрасте 12 лет возрастает интерес к своему внутреннему миру, самопознание постепенно усложняется и углубляется, углубляется его дифференцированность и типичность, характерно самоутверждение и общение в среде сверстников. В возрасте 1516 лет представление о себе, как и у взрослых, становится относительно устойчивым [3]. Структура самоотношения подростка соответствуют взрослой личности [1]. К составляющим относят когнитивный, поведенческий и эмоциональный процессы, при этом последние являются преобладающими. Эмоционально-ценностное отношение к себе становится главным переживанием духовной жизни подростка, что усиливает понимание оценок из вне и самовосприятие, которое вызывает замедление развития когнитивного компонента.

Самоотношение является основополагающей составляющей, которая предопределяет самовосприятие и содержание установок на себя. В современной психологии самоотношение рассматривают как социально-психологический феномен, который имеет собственную структуру и этапы формирования. По мере взросления, начиная со старшего подросткового возраста, самоотношение становится все более самостоятельным, независимым от влияния внешних факторов.

Цель исследования: выявить особенности самоотношения личности подростков.

Для изучения самоотношения подростков нами была использована «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева (МИС). Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» города Белгорода в 9-х классах, количество испытуемых - 31.

Исследование показало, что у подростков наиболее выражены такие характеристики самоотношения как «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопринятие» и «Самопривязанность». Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Выраженность показателей характеристик самоотношения у подростков в целом по выборке (тах=10; в ср.б.)

Значения ряда характеристик самоотношения подростков находятся на среднем уровне (шкалы «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопринятие» и «Самопривязанность»). Это значит, что для большинства испытуемых свойственна уверенность в себе, ориентация на успех, однако, при неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Такие подростки склонны высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность, но другие качества недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. Также они склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки, проявляют избирательность отношения к своим личностным свойствам.

По шкале закрытости всего у 9,7% подростков выявляются высокие показатели. Высокие значения отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой. 42% демонстрируют низкие показатели, что говорит о внутренней честности, открытости отношений подростка с самим собой, относительно развитой рефлексии и глубоком понимании себя.

По показателю «Отраженное самоотношение» 30% подростков имеют высокие показатели, и лишь 13% - низкие. Таким образом, большинство подростков чувствует, что их любят другие, ценят за личностные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам.

Саморуководство подростков находится на низком уровне у 38,7% испытуемых. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к

достижению цели. Лишь 13% имеют высокие показатели по данной шкале. Столь низкий показатель по данной шкале говорит о том, что по-настоящему волевое поведение, сопровождающееся рефлексией, только начинает формироваться в данном возрасте.

Высокая степень внутренней конфликтности и самообвинений также не свойственна большинству подростков: негативный фон отношения к себе преобладает у 13%. У остальных в целом демонстрируется положительное отношение к себе, подростки ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности. Большинство подростков обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях, некоторые сочетают это с периодическим обвинением себя за те или иные поступки и действия. Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что доминирующими характеристиками в структуре самоотношения подростков является «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопринятие» и «Самопривязанность».

Использованные источники:

1. Ананьев, Б.Г. Постановка проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т.-М., - 1999. - Т.2. - С.103-127.

2. Андреева, И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков // И.Г. Андреева: Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», - Тамбов, 2016. - 2(15). - С. 87-93.

3. Диянова, 3.В Самосознание личности // Учеб. пособие / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - Иркутск, 1998. - 54 с.

4. Нецветайлова, Е.А. Самоотношение подростков // Просвещение: Волгоград, - 2015.

5. Пантелеев, С.Р. Методики исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев - М.: Смысл, 2004. - 32с.

УДК 376.42

Плеснивая Е.Ю. воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Надежда»

научный руководитель: Андрусева И. В., к.п.н.

доцент

Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Рассмотрены особенности формирования лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности развития лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы развития лексической стороны речи умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.