Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плеснивая Е.Ю.

Рассмотрены особенности формирования лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности развития лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы развития лексической стороны речи умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF THE SPEECH OF DELIVERIES WITH MENTAL FENCES

Features of the formation of the lexical aspect of speech in children with mental retardation are considered. Difficulties in the development of vocabulary among mentally retarded students are characterized. Methods for developing the lexical side of speech of mentally retarded children are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

достижению цели. Лишь 13% имеют высокие показатели по данной шкале. Столь низкий показатель по данной шкале говорит о том, что по-настоящему волевое поведение, сопровождающееся рефлексией, только начинает формироваться в данном возрасте.

Высокая степень внутренней конфликтности и самообвинений также не свойственна большинству подростков: негативный фон отношения к себе преобладает у 13%. У остальных в целом демонстрируется положительное отношение к себе, подростки ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности. Большинство подростков обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях, некоторые сочетают это с периодическим обвинением себя за те или иные поступки и действия. Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что доминирующими характеристиками в структуре самоотношения подростков является «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопринятие» и «Самопривязанность».

Использованные источники:

1. Ананьев, Б.Г. Постановка проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т.-М., - 1999. - Т.2. - С.103-127.

2. Андреева, И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков // И.Г. Андреева: Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», - Тамбов, 2016. - 2(15). - С. 87-93.

3. Диянова, 3.В Самосознание личности // Учеб. пособие / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - Иркутск, 1998. - 54 с.

4. Нецветайлова, Е.А. Самоотношение подростков // Просвещение: Волгоград, - 2015.

5. Пантелеев, С.Р. Методики исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев - М.: Смысл, 2004. - 32с.

УДК 376.42

Плеснивая Е.Ю. воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Надежда»

научный руководитель: Андрусева И. В., к.п.н.

доцент

Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Рассмотрены особенности формирования лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности развития лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы развития лексической стороны речи умственно отсталых детей.

Ключевые слова: речь, лексический строй речи, умственно отсталые учащиеся.

Plesnivaya E. Y.

Educator of the extended day group, the Municipal Budgetary Educational Institution "Special (Correctional) Comprehensive School

"Nadezhda", Simferopol, Republic of Crimea Supervisor: Andrusyova I. V.

c. p. s, docent

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF THE SPEECH OF DELIVERIES WITH MENTAL FENCES

Annotation. Features of the formation of the lexical aspect of speech in children with mental retardation are considered. Difficulties in the development of vocabulary among mentally retarded students are characterized. Methods for developing the lexical side of speech of mentally retarded children are described.

Key words: speech, lexical system of speech, mentally retarded students.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед специальными учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Цель статьи - показать особенности формирование лексической стороны речи у умственно отсталых детей.

У учащихся вспомогательной школы должны быть сформированы основы учебной деятельности: они должны уметь ставить перед собой цель и достигать её, планировать свою деятельность, достигать поставленных целей. Также должны адекватно оценивать свою деятельность и взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Описывая характерные особенности речи умственно отсталых детей, многие авторы выделяют нарушение лексических компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

Лексика - (от греч. lexis — речь; способ выражения, слог; оборот, слово) - совокупность всех слов языка, его словарный состав. В лексике

отражаются история и современное состояние народа - носителя данного языка. Лексика рассматривается с точки зрения происхождения (исконно русская и заимствованная), сферы употребления: общеупотребительная и ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы и т. д.) [ 1; с. 156]

Словарный запас каждого человека делится на активный и пассивный. К активному словарному запасу относятся слова, которые нам хорошо знакомы и которые мы часто употребляем. А к пассивному словарному запасу - все остальные слова, которые мы знаем, но редко или вообще не употребляем [2].

Важное место в накоплении и обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя языка, понимании синтаксических конструкций и развития связной речи играют уроки чтения. Если у ребёнка будет плохо развита лексическая сторона речи, то он не сможет грамотно составить предложение [3].

Дети усваивают в импрессивной речи названия предметов, действий, совершаемых самим ребенком, постепенно приучаются различать признаки предметов. Материалом для проведения таких занятий являются игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д. [6].

Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. д.

Токарева О. А. в своих работах отмечала, что систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи [5].

Необходимо приучить детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. С этой целью используется ряд специальных заданий на привлечение их внимания к составу предложения и связи слов в предложении [4].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития лексической стороны речи важную роль играет освоение детьми навыка чтения. А так же усвоение лексических значений, это дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Устную речь у школьников надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности. Учащихся учат различать грамматические

формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; обращения-повеления к одному или нескольким лицам. Проводится систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, что, в свою очередь, способствует развитию сознательного восприятия речи. Задают вопросы, которые требуют понимание изменения форм слов и их связей в предложении. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Использованные источники:

1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / под ред. С. П. Белокуровой. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2007. - 222 с.

3. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Пузанова, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Б. П. Пузанова ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

5. Токарева, О. А. Расстройство чтения и письма [Текст] / О. А. Токарева. -М. : Медицина, 1969 . - 265 с.

6. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1993. - 321 с.

УДК 376.42

Плеснивая Е.Ю. воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Надежда»

научный руководитель: Андрусева И. В., к.п.н.

доцент

Республика Крым, г. Симферополь ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ЭМОТИВНОГО СЛОВАРЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Рассмотрены особенности обогащения глагольного эмотивного словаря посредством художественной литературы у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности обогащения глагольной эмотивной лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы обогащения глагольной эмотивной лексики посредством художественной литературы у умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.