Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ЭМОТИВНОГО СЛОВАРЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ЭМОТИВНОГО СЛОВАРЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ / ЭМОТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеснивая Е.Ю., Андрусева И.В.

Рассмотрены особенности обогащения глагольного эмотивного словаря посредством художественной литературы у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности обогащения глагольной эмотивной лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы обогащения глагольной эмотивной лексики посредством художественной литературы у умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHMENT OF THE GLOBAL EMOTIVE DICTIONARY THROUGH THE ART OF LITERATURE FOR STUDENTS WITH MENTAL LEAVE

Features of the enrichment of the verbal emotional vocabulary through fiction in children with mental retardation are considered. The difficulties of enriching the verbal emotional vocabulary in mentally retarded students are characterized. Methods of enriching the verbal emotional vocabulary by means of fiction in mentally retarded children are described.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ЭМОТИВНОГО СЛОВАРЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; обращения-повеления к одному или нескольким лицам. Проводится систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, что, в свою очередь, способствует развитию сознательного восприятия речи. Задают вопросы, которые требуют понимание изменения форм слов и их связей в предложении. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Использованные источники:

1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / под ред. С. П. Белокуровой. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2007. - 222 с.

3. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Пузанова, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Б. П. Пузанова ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

5. Токарева, О. А. Расстройство чтения и письма [Текст] / О. А. Токарева. -М. : Медицина, 1969 . - 265 с.

6. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1993. - 321 с.

УДК 376.42

Плеснивая Е.Ю. воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Надежда»

научный руководитель: Андрусева И. В., к.п.н.

доцент

Республика Крым, г. Симферополь ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО ЭМОТИВНОГО СЛОВАРЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Рассмотрены особенности обогащения глагольного эмотивного словаря посредством художественной литературы у детей с умственной отсталостью. Охарактеризованы трудности обогащения глагольной эмотивной лексики у умственно отсталых учащихся. Описаны методы обогащения глагольной эмотивной лексики посредством художественной литературы у умственно отсталых детей.

Ключевые слова: речь, лексический строй речи, глагольный словарь, эмотивный словарь, художественная литература, умственно отсталые учащиеся.

Plesnivaya E. Y.

Educator of the extended day group, the Municipal Budgetary Educational Institution "Special (Correctional) Comprehensive School

"Nadezhda", Simferopol, Republic of Crimea Supervisor: Andrusyova I. V.

c. p. s, docent

ENRICHMENT OF THE GLOBAL EMOTIVE DICTIONARY THROUGH THE ART OF LITERATURE FOR STUDENTS WITH

MENTAL LEAVE

Annotation. Features of the enrichment of the verbal emotional vocabulary through fiction in children with mental retardation are considered. The difficulties of enriching the verbal emotional vocabulary in mentally retarded students are characterized. Methods of enriching the verbal emotional vocabulary by means of fiction in mentally retarded children are described.

Key words: speech, lexical system of speech, verbal dictionary, emotive dictionary, fiction, mentally retarded students.

Речь - высшая психическая функция, формирующаяся прижизненно. Наша речь состоит из слов, которые являются основной и самой важной единицей языка. Слова, в свою очередь, входят в состав словаря. Словарь -один из компонентов речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Глагольная система является важным компонентом языковой системы речи ребенка. Без глаголов невозможно построить предложение, выразить какую-либо мысль. Он выражает все действия, которые совершает учащийся сам или окружающие его люди.

Эмотивность - это выражение языковыми или речевыми средствами чувств, настроений, переживаний человека [1]. Для описания своих эмоций люди, в большинстве случаев, используют глаголы, которые, вследствие этого, приобретают эмоциональный окрас. Таким образом, глагольный эмотивный словарь содержит слова, выражающие эмоции детей, связанные с теми или иными явлениями. Без них ученик не сможет построить предложение и правильно сформулировать свою мысль.

Таким образом, к глагольному эмотивному словарю мы относим слова, которые обозначают эмоцию как процесс; это глаголы, имеющие эмоциональный окрас, выражают эмоции детей.

Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных,

прилагательных, глаголов, наречий. Особенно страдает глагольная лексика. В глагольном словаре школьников с нарушением интеллекта преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудности вызывают прилагательные, которые характеризуют личность.

Умственно отсталый ребёнок практически не в состоянии вразумительно задать или ответить на вопрос. Это обусловлено ограниченным словарным запасом и грамматически неправильным составлением предложений. Если речь выходит за рамки привычных для них ситуаций, то они затрудняются с ответом. Именно с целью преодоления нарушений правильной формулировки своей мысли и логически обоснованного употребления слов в предложении используют художественную литературу.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Изобразительные средства языка в ней, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление и увеличивает словарь детей. Это благотворно сказывается на развитии глагольного эмотивного словаря умственно отсталого ребенка. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) пр едставления.

Художественная литература служит материалом для обогащения глагольного эмотивного словаря умственно отсталых детей. Изучение ее происходит на уроках чтения, русского языка, тематических мероприятиях и т. д. [3].

У умственно отсталых учащихся во время изучения художественной литературы возникают трудности, связанные с дефицитом слов, определяющих свойства человеческой личности [4].

Для удачного обогащения глагольного эмотивного словаря учащихся специальной (коррекционной) школы посредством художественной литературы необходимо придерживаться следующих педагогических условий: сочетание обогащения у умственно отсталых учащихся глагольного эмотивного словаря и правильное восприятие художественных произведений; создание индивидуального подхода при увеличении лексической стороны речи; использование беседы и опроса в процессе обогащение глагольной эмотивной лексической стороны речи; сочетание учения с разнообразной учебной деятельностью; повышение профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов [2].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе целенаправленного использования художественной литературы, реализуя

специально созданные педагогические условия, соответствующие коррекционным принципам, можно добиться усвоения материала, в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями учащихся специально (коррекционной) школы, обогащения и правильного и уместного применения глагольного эмотивного словаря.

Использованные источники:

1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / под ред. С. П. Белокуровой. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2007. - 222 с.

3. Пузанова, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Б. П. Пузанова ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

4. Токарева, О. А. Расстройство чтения и письма [Текст] / О. А. Токарева. -М. : Медицина, 1969 . - 265 с.

УДК 371.39

Примук Г.А.

начальник отдела организационного обеспечения и развития

Управление довузовской подготовки Томский государственный педагогический университет

Россия, г. Томск

Head of Department of organizational support and development

Management of pre-University training Tomsk State Pedagogical University

Russia, Tomsk

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «ШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УСПЕХ»

Аннотация: Статья посвящена основным особенностям организационно-методической модели целевого сайта «Школьная академия Успех». Приведены аргументы актуальности данной организационно-методической модели в условиях реализации нового образовательного стандарта.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, организационно-методическое сопровождение, организационно-

методическая модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.