Научная статья на тему 'Опорные конспекты как средство реализации метода наглядности в работе с умственно отсталыми обучающимися'

Опорные конспекты как средство реализации метода наглядности в работе с умственно отсталыми обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / НАГЛЯДНОСТЬ / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Екатерина Владимировна

Настоящая статья посвящена изложению опыта применения в образовательном процессе (а именно, на уроках русского языка) одного из ведущих методов обучения метода наглядности, в его конкретном воплощении создание и внедрение в практику специальных папок с опорными конспектами, разработанных для умственно отсталых обучающихся. Данные папки носят именной характер, разрабатываются для каждого умственно отсталого обучающегося, и представляют собой собрание конспектов, алгоритмов, схем, таблиц, в которых в обобщенном, уплотненном, но емком и доступном для умственно отсталых обучающихся виде, излагается теоретический материал курса «Русский язык» за 5-10 классы. Обращение умственно отсталых обучающихся на уроках (и при выполнении домашнего задания в группах продленного дня) к опорным конспектам способствует повышению уровня интереса обучающихся к осваиваемому предмету и материалу, росту их заинтересованности в изучении родного языка и росту мотивированности обучения; приучает детей к последовательному изложению мыслей; позволяет представить изучаемый материал в доступной сознанию и пониманию умственно отсталых обучающихся форме; развивает абстрактное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, воображение детей; оказывает положительное влияние на внимание, делая его более устойчивым и целенаправленным; позволяет снизить уровень тревожности и отвлекаемости умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опорные конспекты как средство реализации метода наглядности в работе с умственно отсталыми обучающимися»

Опорные конспекты как средство реализации метода наглядности в работе с умственно отсталыми обучающимися

Науменко Екатерина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры дефектологии Псковского государственного университета (ПсковГУ), katema-um@rambler.ru

Настоящая статья посвящена изложению опыта применения в образовательном процессе (а именно, на уроках русского языка) одного из ведущих методов обучения - метода наглядности, в его конкретном воплощении - создание и внедрение в практику специальных папок с опорными конспектами, разработанных для умственно отсталых обучающихся. Данные папки носят именной характер, разрабатываются для каждого умственно отсталого обучающегося, и представляют собой собрание конспектов, алгоритмов, схем, таблиц, в которых в обобщенном, уплотненном, но емком и доступном для умственно отсталых обучающихся виде, излагается теоретический материал курса «Русский язык» за 5-10 классы. Обращение умственно отсталых обучающихся на уроках (и при выполнении домашнего задания в группах продленного дня) к опорным конспектам способствует повышению уровня интереса обучающихся к осваиваемому предмету и материалу, росту их заинтересованности в изучении родного языка и росту мотивированности обучения; приучает детей к последовательному изложению мыслей; позволяет представить изучаемый материал в доступной сознанию и пониманию умственно отсталых обучающихся форме; развивает абстрактное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, воображение детей; оказывает положительное влияние на внимание, делая его более устойчивым и целенаправленным; позволяет снизить уровень тревожности и отвлекаемости умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка.

Ключевые слова: русский язык, умственная отсталость, наглядность, опорные конспекты.

Современный образовательный процесс, изобилующий многочисленными методами и приемами, способствующими быстрому и долгосрочному запоминания обучающимися излагаемого на уроках материала, по прежнему выдвигает одним из ведущих методов обучения - метод наглядности.

Наглядность - это многочисленные образы, схемы, объекты, которые демонстрируются обучающимся с целью иллюстрации теоретического материала для более глубокого понимания и усвоения последнего. Вот почему обращение к наглядности было и остается столь частым, независимо от того, о каком предмете школьной программы идет речь [5].

Когда речь идет об обучении умственно отсталых детей вопрос о необходимости обращения к наглядному материалу не вызывает сомнений. Однако, следует сразу оговориться: наглядность, столь необходимая умственно отсталым обучающимся, может стать камнем преткновения, так как слишком частое, неумелое и нецелесообразное обращение к рассматриваемому методу обучения, только отвлекает обучающихся от изучаемого материала [3]. Следовательно, когда мы говорим об обучении «особенных» детей, то должны помнить, что обращение к наглядному материалу должно строго соответствовать тематике урока, подтверждать и иллюстрировать ее и помогать обучающимся понимать и запоминать излагаемый учителем материал.

Чтобы не быть голословными, мы хотим представить в данной статье опыт нашего применения метода наглядности на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью 5-10 классов. Как показала наша практика, современные учебники русского языка для умственно отсталых обучающихся изобилуют сложными и непонятными для детей правилами. Между тем, переформулировка, упрощение представленных в учебниках правил приводит к тому, что обучающиеся легче и быстрее их запоминают и обретают навык их применения на практике. Но, если мы переформулировали правило, рассказали его обучающимся, а в учебнике его нет (или оно прописаны иначе), то где и как смогут они его повторить и

со ^

0

сч

еч

01

выучить. Наличие таковой проблемы привело нас к мысли о необходимости разработки и внедрения в практику специально созданных для умственно отсталых детей (и адаптированных для них) опорных конспектов (как одного из вариантов практического воплощения метода наглядности). Нами были разработаны и отданы в пользование каждому из наших обучающихся специальные папки с опорными конспектами, представляющие собой распечатанные схемы, сигналы, таблицы, алгоритмы и т.п., в которых наглядно и просто представлены все изучаемые по предмету «Русский язык» («Деловое и творческое письмо») правила с 5 по 10 класс. Данные папки являются именными, хранятся у каждого ребенка на протяжении всех лет его обучения в основной школе; на каждом уроке данные папки лежат на столах обучающихся и последние могут обращаться к ним как в случае необходимости, с целью припомнить ранее пройденный материал, так и с целью изучения новых тем.

Опорные конспекты, которые мы предлагаем обучающимся, как следует из вышесказанного, не сводятся собственно к конспектам, а представляют собой особую форму организации теоретического материала в виде графических изображений, записей, пиктограмм, зрительно подчеркивающих соотношение зависимости явлений, характеризующих ту или иную языковую единицу. Опорные конспекты позволяют излагать теоретический материал в обобщенном, уплотненном, но емком и понятном виде.

Создавая опорные конспекты для наших обучающихся, мы опирались на следующие принципы:

- соответствие наглядности возрасту детей. Во-первых, нельзя забывать о том, что одни и те же темы изучаются обучающимися в разных классах, однако дети растут, меняются, поддаются коррекции их познавательная сфера, личностные особенности и т.д., поэтому те таблицы, которые были им понятны в 5 классе, будут скучны в 9, следовательно, требуется их переработка. Вот почему в арсенале наших папок с опорными конспектами имеются несколько вариантов наглядного отражения того или иного правила в виде схемы, таблицы, сориентированные на разный возраст обучающихся. Во-вторых умственно отсталые обучающиеся - разнородная категория [3]. Нет двух абсолютно похожих детей с умственной отсталостью, даже если им поставлен одинаковый диагноз, поэтому, когда мы работаем над созданием папки с опорными конспектами, учитываем специфические особенности каждого обучающегося, для которого готовим данную папку (именно поэтому наши папки, как было сказано выше, именные);

- обращение к опорным конспектам на наших уроках осуществляется только тогда, когда это необходимо [1]. Следует сразу объяснить детям, что папка с конспектами, не просто книжка, которую можно полистать, а - главный помощник, к которому они обращаются в случае возникновения затруднений;

- опорные конспекты не должны быть перегружены материалом, в них необходимо включать только главное, существенное [1];

- слог опорных конспектов должен быть предельно прост и понятен умственно отсталым обучающимся;

- цветовая гамма должна быть предельно сдержанной; мы редко используем в опорных конспектах яркие цвета, поскольку они сильно отвлекают обучающихся от излагаемого в конспекте материала и рассеивают их внимание;

- обращение к опорному конспекту всегда должно сопровождать чтением такового учителем и последующим его прочтением (вслух) обучающимися (если это новая тема); чтением вслух обучающимися в случае, если то или иное правило оказалось забытым всеми одноклассниками (или большинством); беглым просмотром конспекта обучающимся исключительно в тех случаях, когда учитель убежден в том, что ребенок знает правило, но подзабыл, и ему необходимо ухватить взглядом слова-опоры.

- опорными конспектами обучающимся разрешается пользоваться на уроках самостоятельной работы. Сразу отметим, что подобное послабление носит психологическую основу и доказало свою целесообразность. Умственно отсталые обучающиеся, оказавшись один на один с тем или иным задание, часто теряются, хотя материал знают; они понимают, что на самостоятельной работе должны выполнить все без помощи учителя, однако само осознание того, что рядом с ними лежит папка со всеми опорными конспектами, и в нее в любой момент можно посмотреть, вселяет в них определенную уверенность в своих силах, и они легче справляются с самостоятельной работай, даже не обращаясь к имеющимся перед их глазами подсказкам;

- работа с опорными конспектами должна быть регулярной, постоянной и непрерывной; обучающимся необходимо привить навык обращения к опорным конспектам, как главному источнику знаний и помощнику. Несистематическое использование опорных конспектов приводит к тому, что обучающиеся, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать опорный конспект при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений. Однако наш опыт (как, впрочем, и опыт многих других педагогов) показал, что систематическое обращение к опорным конспектам придает сложному многоплановому процессу обучения русскому языку цельность и стабильность;

- если учитель решает излагать правила учебника в форме опорных конспектов с определенной переформулировкой исходных правил, и приучает детей к опорным конспектам, то должен помнить о том, что в дальнейшем он может и должен требовать от обучающихся воспроизведения той формулировки, которая представлена в конспекте. Почему это так важно? Специалистам, работающим с

умственно отсталыми обучающимися, известно, что последние легко теряются и не могут дать ответа на вопрос, если один и тот же вопрос задавать им, используя разные формулировки [3]. Когда мы хотим получить ответ от умственно отсталого обучающегося мы должны задавать ему один и тот же вопрос одними и теми же словами. Тоже самое, и с правилами: если ребенок выучил правило именно так, а не иначе, а учитель начнет его спрашивать, предлагая иную схема ответа, умственно отсталый обучающийся растеряется и, в большинстве случаев, не сможет дать необходимого ответа. Вот почему так важно «закладывать» в память ребенка одну формулировку и впоследствии «пробуждать» в памяти именно ее;

- среди опорных конспектов обязательно должны быть такие, которые представляют собой показ образца действия (размышления), то есть - алгоритмы. Алгоритм представляет собой письменную фиксацию хода рассуждения, заставляющую обучающегося анализировать каждую выполненную операцию. Наш опыт работы с алгоритмами показал, что данная методика облегчает усвоение знаний, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного освоения материала; алгоритмы помогают обучающимся правильно рассуждать.

Обращение к папкам с опорными конспектами позволяет нам на уроках экономить время, устанавливать внутрипредметные связи между разными темами курса беспрепятственно и очень быстро. Когда мы проходим ту или иную темы (возьмем, например, тему «Имя прилагательное»), то рассматривать ее изолированно от всех остальных не получится (более того, работа с умственно отсталыми обучающимися предполагает регулярное повторении пройденного ранее материала). Мы вспоминаем с обучающимися 9 класса определение части речи - прилагательное (оно есть в учебнике), и припоминаем, что у прилагательного есть такая грамматическая категория, как падеж. Однако по ответам обучающихся понимаем, что они подзабыли падежи и падежные вопросы. Перед нами встает дилемма: быстро все напомнить на слух (но это бесполезно, умственно отсталые обучающиеся, не воспримут данную информацию), попросить ребят найти правило о падежах в учебнике (тогда можно забыть об оставшемся уроке, поскольку все отвлекутся, начнут листать, забудут, что искали и о чем, вообще, шла речь на уроке), кроме того, нельзя забывать о том, что данное правило, поскольку было изучено много лет назад, может вообще не содержаться в учебнике. Что делать?! На помощь приходят папки с опорными конспектами. Обучающимся предлагается найти правило в их папках (делают они это моментально, поскольку знают содержание своих папок и последовательность правил в них), и, открыв быстро необходимое правило, которое они уже знали ранее, в привычной для них формулировке, они быстро вспомнят подзабытый материал и воспроизведут его учителю. Кроме того, можно оставить, если

это необходимо, открытые на странице с данным правилом, опорные конспекты и работать дальше.

Поскольку мы много уже сказали о необходимости и целесообразности использования опорных конспектов на уроках русского языка для умственно отсталых обучающихся, назрела необходимости привести ряд примеров тех самых опорных конспектов, которые мы используем на практике. Вот лишь некоторые из них:

Опорный конспект №1

(нумерация конспектов представлена для данной статьи)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Запятая ставится 1. Два и более однородных члена без союзов: ( ), ( ), ( ) Звуки росли, крепли, ширились. 2. Однородные члены с повторяющимися союзами И - И: и ( ), и ( ) И берег, и море молчали. Не то север, не то восток.

Запятая не ставится 1. Однородные члены с одним союзом И: ( ) и ( ) Красные и синие цветы. 2. Внутри группы однородных членов, соединенных попарно: {( ) и ( )}, {( ) и ( )} Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.

Опорный конспект №2

ПРИСТАВКА ИЛИ ПРЕДЛОГ

(как разграничить приставку и предлог)

Алгоритм рассуждения

1. Читаем слово.

2. Задаем к слову вопрос.

3. Если слово отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и является глаголом, то перед нами приставка (пишем ее слитно со словом). Глагол с предлогами не употребляется:

побежал, накрошить, запишет

4. Если слово отвечает на другие вопросы и не является глаголом, то рассуждаем так: между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос:

(на) стул - на новый стул;

(в) деревню - в (какую?) деревню.

Перед нами слово с предлогом, пишем их раздельно.

5. Между приставкой и оставшимся словом нельзя вставить другое слово или поставить вопрос:

(пере) ход

Нельзя задать вопрос пере (какой?) ход или вставить слово пере (долгий) ход. Перед нами слово с приставкой, приставку пишем слитно со словом.

Опорный конспект №3

Неопределенная форма глагола

Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на: -ть (ся), -ти, -чь: читать, мыться, нести, испечь.

Опорный конспект №4

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

II спряжение I спряжение

Все глаголы на - ИТЬ (кроме брить, стелить); Все остальные глаголы на - АТЬ, - ЕТЬ, - ОТЬ, - УТЬ, - ЯТЬ, - ЫТЬ.

7 глаголов на - ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

4 глагола на - АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать;

Опорный конспект №5 Имя существительное

самостоятельная часть речи, обозначающая

предмет

и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

В предложении существительное бывает подлежащим

(если отвечает на вопросы «кто?» или «что?»)

или второстепенным членом

(если отвечает на остальные падежные вопросы).

Грамматические категории имени существительного

РОД

мужской (он мой) конь, юноша женский (она моя) страна, ночь средний (оно мое) окно, поле

|_Предложный_|_о ком? о чем?_

Опорный конспект №6

Безударные окончания прилагательных

Безударное окончание прилагательного проверяем вопросом.

Безударное окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова.

Помните про твердый и мягкий варианты окончаний!

ый ^ добрый Им. п. (какой?) ий ^ хороший

ого ^ доброго Р.п. (какого?) его ^ хорошего

ому ^ доброму Д.п. (какому?) ему ^ хорошему

ого ^ доброго В.п. (какого?) его ^ хорошего

ым ^ добрым Тв.п. (каким?) им ^ хорошим

ом ^ добром Пр.п. (о каком?) ем ^ хорошем Опорный конспект №7

Условные знаки.

Кто? Что? - подлежащее-.

Что делает? - сказуемое ===== .

Другие вопросы - второстепенные члены предложения---.

О, О, О - однородные члены.

-==== . - простое предложение.

-==== , -=== . - сложное предложение.

со

1 0

сч

см

01

ЧИСЛО

единственное стол, край множественное столы, края

ПАДЕЖ

Именительный кто? что?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родительный кого? чего?

Дательный кому? чему?

Винительный кого? что?

Творительный кем? чем?

Практика применения нами папок с опорными конспектами на уроках русского языка для умственно отсталых обучающихся уже дала и дает по сей день положительные результаты:

- способствует увеличению эффективности обучения (обучающиеся стали усваивать материал осмысленней, более заинтересованно, на длительный период);

- способствует созданию доброжелательной, спокойной атмосфера на уроке, позволяющей вести совместную эффективную работу;

- способствует развитию речи обучающихся, позволяет формировать навык грамотного изложения собственных мыслей; приучает детей к логическому, последовательному изложению мыслей (особенно в этом направлении продуктивна работа с алгоритмами);

- применение опорных конспектов оказывает положительное влияние на психику умственно отсталых обучающихся. Обучающиеся становятся более спокойными и уравновешенными, зная, что у них под рукой всегда есть подсказка, которой можно воспользоваться; не столь быстро и сильно утомляются; внимание обучающихся становится устойчивым, целенаправленным, снижается от-влекаемость;

- происходит коррекция и развитие воображения умственно отсталых обучающихся;

- создается ситуация успеха, которая неизменно приводит к зарождению у умственно отсталых обучающихся уверенности в себе, в собственных силах, знаниях, способностях, что, в свою очередь, порождает интерес к изучению предмета «Русский язык» (на уроках по освоению которого обучающийся успешен), желание узнавать новое о родном языке, следовательно и желание учиться.

Таким образом, предлагаемые нами для внедрения в учебный процесс папки с опорными конспектами по русскому языку для умственно отсталых обучающихся облегчают восприятие теоретического материала, способствуют его быстрому, долгосрочному, обдуманному запоминанию, поскольку при подобном представлении учебного материала наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка, материал усваивается и далее предлагается для воспроизведения в константной, понятной для обучающихся форме.

Литература

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004. 316 с.

2. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева/ Под ред В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. 272 с.

3. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие /Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. - М.: Классикс Стиль. 2005. 247 с.

4. Екжанов, Е. А., Резникова, Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008. 210 с.

5. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 311 с.

6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 474 с.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.

П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.

8. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. 112 с.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др./Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.

10. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия. 2002. 160 с.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы / Под. Ред. И. М. Бгажноковой. Москва: Просвещение, 2010. 290 с.

12. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы / Под. Ред. В. В. Воронковой.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. 232 с.

13. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. -М.: ВЛАДОС, 2006. 175 с.

14. Рубинштейн, С. Я. Психология детей с умственной отсталостью. СПб.: Питер. 2004. 384 с.

15. Саютина, С. В. Использование технологии опорных конспектов // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 61-64.

16. Кочнева Т.И. Развитие творческого потенциала учащихся художественной школы средствами информационных технологий. // Инновации и инвестиции. 2014. №4. с.152-154

Basic abstracts as a presentation method implementer in work

with mentally retarded students Naumenko E.V.

Pskov state university (Pskov State University) The present article is devoted to statement of experience of application in educational process (namely, at Russian lessons) one of the leading methods of training - a presentation method, in his concrete embodiment - creation and introduction in practice of the special folders with basic abstracts developed for mentally retarded students. These folders have personalized character, are developed for each mentally retarded student, and represent a collection of abstracts, algorithms, schemes, tables in which in a look, generalized, condensed, but capacious and available to mentally retarded students, theoretical material of the course "Russian" for 5-10 classes is stated. The address of mentally retarded students at lessons (and when performing homework in day-care centers) to basic abstracts promotes increase in level of interest of students in the mastered subject and material, growth of their interest in studying of the native language and growth of motivation of training; accustoms children to consecutive statement of thoughts; allows to present the studied material in a form available to consciousness and understanding of mentally retarded students; develops abstract and logical thinking, visual and acoustical memory, imagination of children; exerts positive impact on attention, doing it steadier and purposeful; allows to

reduce the level of uneasiness and an otvlekayemost of mentally retarded students at Russian lessons. Keywords: Russian, intellectual backwardness, presentation, basic

abstracts. References

1. Aksenova, A.K. Metodika of training in Russian at special (correctional) school: studies. for student. дефектол. Fak. Pedvuzov. - M.: Gumanitar. prod. VLADOS center. 2004.

2. Goneev, A. D., etc. Fundamentals of correctional pedagogics:

Studies. a grant for student. высш. пед. studies. institutions / A.D. Goneev, N.I. Lifintseva, N.V. Yalpayeva/Under ред V.A. Slastenina. - 2nd prod., reslave. - M.: Academy, 2002. 272 pages.

3. Graborov, A. N. Fundamentals of oligophrenopedagogics: Studies. a grant/bus - сост. V.G. Petrova, T.V. Shevyreva. - M.: Классикс Style. 2005. 247 pages.

4. Ekzhanov, E. A., Reznikova, E. V. Bases of the integrated training. - M.: Bustard, 2008. 210 pages.

5. Zankov, L.V. Naglyadnost and activization of pupils in training.

M.: Uchpedgiz, 1960. 311 pages.

6. Kukushin, V. S. Theory and technique of training. - Rostov-on-

Don: Phoenix, 2005. 474 pages.

7. Training of children with violations of intellectual development:

(Oligophrenopedagogics): Studies. a grant for student. высш. пед. studies, institutions / B.P. Puzanov, N.P. Konyaeva, B.B. Gorskin, etc.; Under the editorship of B.P. Puzanov. - M.: Publishing center "Akademiya", 2001. 272 pages.

8. Pakhomova, N.Yu. Metod of the educational project in educational institution: A grant for teachers and students of pedagogical higher education institutions. - 3rd prod., испр. and additional - M.: ARKTI, 2005. 112 pages.

9. Pedagogics: pedagogical theories, systems, technologies: studies. a grant for student. Wednesdays. пед. studies. institutions / S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov, etc. / Under the editorship of S.A. Smirnov. - 4 prod., испр. - M.: Publishing center "Akademiya", 2000. 512 pages.

10. Petrova, V.G. Psikhologiya of mentally retarded school students: Manual / V.G. Petrova, I.V. Belyakova. M.: Academy. 2002. 160 pages.

11. Programs of special (correctional) educational institutions 8 of a look: 5-9 classes / Under. Edition of I.M. Bgazhnokova. Moscow: Education, 2010. 290 pages.

12. Programs of special (correctional) educational institutions 8 of a look 5-9 classes / Under. Edition of V.V. Voronkova.: In 2 сб. / Under the editorship of V.V. Voronkova. M.: Gumanit. prod. VLADOS center, 2001. - Сб. 1. 232 pages.

13. Ratner, F. L., Yusupova, A. Yu. The integrated training of children with limited opportunities of health in the company of healthy children. - M.: VLADOS, 2006. 175 pages.

14. Rubenstein, S.Ya. Psikhologiya of mentally retarded children. SPb.: St. Petersburg. 2004. 384 pages.

15. Sayutina, S. V. Use of technology of basic abstracts//Pedagogical experience: from the theory to practice: materials Mezhdunar. науч. - практ. конф. (Cheboksary, 30 Apr. 2017) / редкол.: O.N. Shirokov [etc.] - Cheboksary: TsNS "Interaktiv plus", 2017. - Page 61-64.

16. Kochneva T.I. The development of the creative potential of students of an art school by means of information technology. // Innovation and investment. 2014. No4. p. 152-154

CO ^

0

СЧ

CM

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.