Научная статья на тему 'Уроки внеклассного чтения как ведущий способ повышения читательской активности умственно отсталых обучающихся'

Уроки внеклассного чтения как ведущий способ повышения читательской активности умственно отсталых обучающихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
666
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Науменко Екатерина Владимировна

Настоящая статья посвящена изложению специфики работы учителя русского языка и литературы с умственно отсталыми обучающимися на уроках внеклассного чтения, которые играют ведущую роль в формировании и развитии у умственно отсталых обучающихся потребности в чтении, в повышении читательской активности рассматриваемой читательской группы. Тексты для уроков внеклассного чтения (в отличие от уроков программных) учитель отбирает самостоятельно, и, тем самым, он получает уникальную возможность ориентироваться на интересы и потребности обучающихся, а не необходимость читать те произведения, которые предписаны стандартом и, одновременно решать одну из ведущих задач уроков чтения в целом помогать обучающимся осваивать нравственные, духовные, общекультурные образцы, представленные в произведениях художественной литературы, делая их, через чтение произведений и усвоение их нравственных ценностей, своими. Однако отбор таковых текстов для внеклассного чтения, не может быть случайным, а должен быть системным, хорошо продуманным и обоснованным. В данной статье мы, опираясь на свой педагогический опыт работы с умственно отсталыми обучающимися 5-10 классов, предлагаем подборку текстов для уроков внеклассного чтения (с разделением по классам), которые, как показала наша практика, наиболее интересны и понятны умственно отсталым обучающимся, чтение которых вызывает у них неподдельный интерес и обращение к которым, позволяет, как формировать, так и повышать читательскую активность рассматриваемой читательской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Науменко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки внеклассного чтения как ведущий способ повышения читательской активности умственно отсталых обучающихся»

Уроки внеклассного чтения как ведущий способ повышения читательской активности умственно отсталых обучающихся

Науменко Екатерина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры дефектологии Псковского государственного университета (ПсковГУ), katernaum@rambler.ru

Настоящая статья посвящена изложению специфики работы учителя русского языка и литературы с умственно отсталыми обучающимися на уроках внеклассного чтения, которые играют ведущую роль в формировании и развитии у умственно отсталых обучающихся потребности в чтении, в повышении читательской активности рассматриваемой читательской группы. Тексты для уроков внеклассного чтения (в отличие от уроков программных) учитель отбирает самостоятельно, и, тем самым, он получает уникальную возможность ориентироваться на интересы и потребности обучающихся, а не необходимость читать те произведения, которые предписаны стандартом и, одновременно решать одну из ведущих задач уроков чтения в целом - помогать обучающимся осваивать нравственные, духовные, общекультурные образцы, представленные в произведениях художественной литературы, делая их, через чтение произведений и усвоение их нравственных ценностей, своими. Однако отбор таковых текстов для внеклассного чтения, не может быть случайным, а должен быть системным, хорошо продуманным и обоснованным. В данной статье мы, опираясь на свой педагогический опыт работы с умственно отсталыми обучающимися 5-10 классов, предлагаем подборку текстов для уроков внеклассного чтения (с разделением по классам), которые, как показала наша практика, наиболее интересны и понятны умственно отсталым обучающимся, чтение которых вызывает у них неподдельный интерес и обращение к которым, позволяет, как формировать, так и повышать читательскую активность рассматриваемой читательской группы. Ключевые слова: чтение, внеклассное чтение, читательская активность, умственная отсталость.

СО

О

сч

Чтение выступает одним из ведущих учебных предметов, предусмотренных учебным планом для умственно отсталых обучающихся. Обучение чтению начинается в подготовительном классе и продолжается вплоть до последнего года обучения в образовательном учреждении.

Уроки чтения выступают эффективным средством нравственного и эстетического воспитания умственно отсталых обучающихся [1]. На уроках чтения дети учатся видеть и понимать красоту русской языка, русской природы, знакомятся с историей родной страны, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им нравственную оценку. На уроках чтения, таким образом, расширяются представления обучающихся о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе, о взаимоотношениях. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей [1]. Нельзя забывать и того, что эффективность дальнейшего обучения школьников всем другим предметам на прямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Главная задача уроков чтения - выработка у обучающихся навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Для специалистов, работающих в коррекцион-ных образовательных учреждениях, не секрет, что многие умственно отсталые обучающиеся имеют различные нарушения речевой сферы, вот почему обучение детей чтению - процесс сложный и трудоемкий. Многие умственно отсталые обучающиеся, заканчивая начальную школу и переходя на следующую ступень обучения, так и не овладевают навыком чтения в полном объеме, а продолжают читать по слогам. Между тем, в среднем звене тексты становятся объемнее и сложнее, у обучающихся возникает все больше сложностей, связанных как с их прочтением, так и с их пониманием, следовательно, теряется, и без того не столь развитый и устойчивый, интерес к чтению художественной литературы [4].

Кроме того, отдельно следует сказать о том, что многие тексты, предлагаемые для изучения программой не только не интересны обучающимся, но и не могут быть ими поняты в силу нарушений познавательных процессов и мыслительных операций. Так, например, наш опыт свидетельствует о том, что умственно отсталые обучающиеся совершенно не понимают смысла поэзии В.В. Маяковского, очень тяжело дается им поэзия Н.А.

Некрасова, басни И.А. Крылова, глубинный смысл прозаических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др. писателей остается за пределами понимания обучающихся. И, поскольку последним становится неинтересно читать предлагаемые произведения, они теряют интерес к чтению, чувствуют, что не способны быть успешными на уроках чтения и, следовательно, предмет «Чтение» в целом становится им скучен.

Конечно, мы не можем не изучать произведения тех авторов, которые предложены программой, в наших силах лишь адаптировать их под особенности и потребности детей, посещающих наши уроки, однако, не взирая на имеющиеся трудности, учитель в силах изменить ситуацию и зародить и развить интерес умственно отсталых обучающихся к чтению. На помощь нам в решении данной проблемы приходят уроки внеклассного чтения [3].

На сегодняшний день, стандартом четко не оговорено какое количество уроков внеклассного чтения педагогу необходимо провести в течение учебного года. Традиционно, уроки внеклассного чтения принято ставить после окончания изучения той или иной темы. Мы, опираясь на свой практический опыт, исходим из того, что подобные уроки должны проходить каждый месяц и, в зависимости от ситуации, им может отводиться от одного до трех академических часов.

Уроки внеклассного чтения скрывают в себе большой потенциал, как для педагога, так и для обучающихся. Тексты для подобных уроков учитель отбирает самостоятельно, и, тем самым, он получает уникальную возможность ориентироваться на интересы и потребности обучающихся, а не необходимость читать те произведения, которые предписаны стандартом. Следовательно, чтение изначально будет ориентировано на успех, поскольку дети получат возможность прочесть и обсудить то, что им интересно. Понимание того, что твои желание услышаны, неизбежно порождает определенную долю благодарности и уважения к педагогу, который готов работать с тобой в тандеме. Кроме того, читая то, что ему интересно, ребенок будет более внимательным, лучше сможет понять текст, станет готов к диалогу, обсуждению, следовательно запустится процесс развития познавательных процессов, мышления, творческих способностей, устной речи обучающегося. И для достижения столь объемных, важных и многочисленных целей достаточно сделать лишь одно -верно подобрать текст для урока внеклассного чтения.

Работая с умственно отсталыми обучающимися уже много лет, мы предлагали их вниманию немало текстов для внеклассного прочтения, не все тексты были удачными, однако, на сегодняшний день, наш опыт позволяет нам говорить о том, что есть ряд универсальных текстов, которые воспринимаются большинством умственно отсталых обучающихся позитивно, читаются с удовольствием и понимаются ими. Ниже мы предлагаем перечень подобных текстов с их разделением по классам (и

необходимыми пояснениями, которые могут позволить сделать работу над предложенными текстами более продуктивной и эффективной).

Произведения для уроков внеклассного чтения

5 класс

В пятом классе обучающиеся легко и с удовольствием читают сказки, поэтому мы предлагаем сосредоточить внимание именно на них. Однако при отборе сказок для уроков внеклассного чтения учитель должен быть предельно внимателен: не следует отбирать те сказки, которые детям знакомы, ибо они читали их уже много раз в начальной школе. Мы предлагаем построить работу по изучению сказок следующим образом: уроки внеклассного чтения проводить 1 раз в месяц и отводить на каждый по 2 академических часа (всего 18 часов за учебный год); место постановки пары уроков учитель определяет самостоятельно, но обязательно учитывает на какую тему было произведение, только что прочитанное им с обучающимися (и на эту же тему подбирает сказку).

Нами был разработан специальный проект «Драгоценные сказки» (время реализации - учебный год) и мы по нему работали с умственно отсталыми обучающимися с сентября по май. Основой для проекта стала серия мультфильмов «Гора самоцветов», в которой представлены разнообразные сказки народов мира на всевозможные темы. Наша работа над проектом строилась так: мы отобрали по 2 сказки на каждую тему (тему определили исходя из темы произведения после изучения которого ставили уроки внеклассного чтения), сказки читались обучающимися за неделю до урока внеклассного чтения и накануне, на уроках шло обсуждение сказок, сопровождающееся просмотром двух-трех мультфильмов из серии «Гора самоцветов». Сразу отметим, что сказки лучше всего подбирать не только (и даже не столько) русские народные, но разных народов мира. Удачно работает следующий ход: учитель предлагает обучающимся дома прочесть две сказки, которые на поверку являются одной и той же, но по-разному представленной у разных народов.

Как показал наш опыт, умственно отсталые обучающиеся совершенно не знают сказок народов мира и с удовольствием их читают. Не знакомы им и сказки народов Севера, между тем они очень легко читаются, понятны и просты для понимания нашей категорией обучающихся. Из сказок народов Севера мы рекомендуем, как обязательную к прочтению, ненецкую сказку «Кукушка», можно поставить ее первой для прочтения на уроках внеклассного чтения. Умственно отсталые обучающиеся очень позитивно ее воспринимают, читают с удовольствием, долго помнят.

Отдельно хотим отметить, что обращение на уроках чтения к просмотру мультфильмов из серии «Гора самоцветов» не только станет яркой иллюстрацией к прочитанному обучающимися, но и позволит реализовать межпредметные связи, поскольку к каждому мультфильму данной серии дается предисловие об особенностях жизни, быта,

географических условий проживания того народа, который выступает автором сказки, кроме того, делается небольшой экскурс в его историю. Таким образом, работая над художественным произведением, учитель одновременно обращается к географии, истории, обществознанию, этике и др. областям знаний.

6 класс

1. В. Бианки «Дробинка» (1 час).

2. Дж. Родари «Сказки по телефону» (2 часа).

3. Н. Носов «Фантазёры» (1 час).

4. Сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне» (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков мультфильмов.

5. М. Зощенко Рассказы о Лёле и Миньке (2 часа).

Целесообразно поставить после прочтения рассказа о Лёле и Миньке «Ёлка», предложенного в учебнике, как продолжение темы.

Предполагается прослушивание аудиозаписей чтения рассказов о Лёле и Миньке.

6. Сказки народов Севера (2 час).

Предлагаем поставить урок внеклассного чтения по их изучению после окончания прочтения программных произведений о зиме.

Предполагается просмотр тематических мультфильмов.

7. А.Н. Толстой «Приключения Буратино» (отрывки) (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков художественного фильма. Рекомендуем включать данное произведение в перечень текстов для внеклассного чтения, поскольку, несмотря на то, что обучающиеся знакомы с ним, они с удовольствием его перечитывают и с радостью готовы обсуждать текст.

8. А.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

Рекомендуем поставить урок внеклассного чтения по изучению данного текста, перед уроком по изучению творчества В. Астафьева.

9. В. Чаплина «Дружба».

10. В. Драгунский «Что я люблю», «И что не люблю».

Рекомендуем поставить этот урок после окончания изучения программных произведений.

7 класс

1. П. Ершов «Конек-горбунок» (2 часа).

Предлагаем проводить уроки по изучению данного текста после окончания работы по теме «Устное народное творчество».

Рекомендуем включать данное произведение в перечень текстов для внеклассного чтения, поскольку, далеко не все умственно отсталые обучающиеся знакомы с ним, но всегда с удовольствием его читают и с радостью готовы обсуждать текст. Возможен просмотр мультфильма по произ-п]о ведению.

^ 2. М. Твен «Приключения Тома Сойера» (от-I- рывки) (2 часа).

н Предполагается просмотр отрывков художест-I- венного фильма. 2 3. Л.Н. Толстой «Детство» (2 часа).

4. А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» (2 часа).

5. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков мультфильма.

6. М. Зощенко Рассказы о Лёле и Миньке (2 часа).

Выбираются те рассказы, которые не читались в 5 классе.

7. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных.

Рассказы отбираются учителем самостоятельно.

8. А. Гайдар «Чук и Гек» (2 часа).

9. Г.А. Скребицкий «Воришка», «Мать», «Кот Иваныч» (2 часа).

8 класс

1. Русские народные сказки («Правда и Кривда») (2 часа).

Предполагается прочтение двух вариантов русской народной сказки «Правда и кривда» и проведение их сопоставительного анализа.

Рекомендуем просмотр тематических мультфильмов из серии «Гора самоцветов».

2. А.С. Пушкин «Метель» (2 часа).

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла») (2 часа).

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

4. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (отрывок) (1 час).

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова». Несмотря на то, что предлагаемые тексты совершенно не связаны с творчеством Некрасова, обращение к ним уместно, поскольку дает возможность умственно отсталым обучающимся отдохнуть после изучения очень сложной для их понимания темы.

5. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» (1 час).

Рекомендуем одним из текстов взять произведение «Воробей».

6. В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (2 часа).

7. В.А. Каверин «Два капитана» (отрывки о детстве) (2 часа).

Рекомендуем обращаться к данному тексту предполагая его дальнейшее изучение в 9 и 10 классах.

Предполагается просмотр отрывков из художественного фильма.

8. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (отрывок) (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков художественного фильма.

9. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД». Образы беспризорников (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков художественного фильма.

10. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД». «Великий ростовщик» (2 часа).

Предполагается просмотр отрывков художественного фильма.

Рекомендуем вводить уроки внеклассного чтения текста «Республика ШКИД» в 8 классе и продолжать читать произведение в 9 и 10 классах, поскольку обучающиеся изучают его с большим удовольствием.

9 класс

1. Сказки народов мира (2 часа).

Тематику выбирает педагог, исходя из интересов обучающихся.

Рекомендуем просмотр тематических мультфильмов из серии «Гора самоцветов».

Рекомендуем после обсуждения прочитанных сказок предложить обучающимся написать и проиллюстрировать свою сказку.

2. В.А. Жуковский «Светлана» (1 час).

3. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

4. Н.В. Гоголь «Вий» (2 часа).

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

Рекомендуем обращаться к прочтения повестей Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», поскольку обучающиеся читают их с удовольствием.

5. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (2 часа).

6. О. Генри «Вождь краснокожих» (2 часа).

Рекомендуем просмотр художественного

фильма по произведению.

7. Э. Сетон-Томпсон «Королевская Аналостан-ка» (2 часа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Б. Васильев «А зори здесь тихие» (2 часа).

Рекомендуем просмотр отрывков из художественного фильма по произведению.

9. Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (2 часа).

10 класс

1. Восточные сказки «Тысяча и одна ночь» (2 часа).

2. Сказание о белгородских колодцах (1 час).

3. А.С. Пушкин «Выстрел» (2 часа).

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

4. Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством».

Предлагаем проведение данных уроков внеклассного чтения после окончания изучения темы «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя».

Рекомендуем просмотр фильма по повести.

5. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста» (отрывки) (6 часов).

Рекомендуем отводить на работу с данным текстом по 2 часа в месяц.

6. В. Распутин «Уроки французского» (2 часа).

7. Д.Р.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (отрывки) (2 часа).

8. Д.О. Кервуд «Гризли» (отрывки) (6 часов).

Рекомендуем отводить на работу с данным текстом по 2 часа в месяц.

Для учителей русского языка и литературы далеко не секрет, что желание самостоятельно взяться за чтение художественной литературы у современных детей и подростков (как обучающихся в общеобразовательных школах, так и тех, кто посещает коррекционные образовательные учреждения) возникает крайне редко. Потому на внеклассное чтение обучающиеся должны быть хорошо мотивированы, в первую очередь - учителем, а лучше, если еще и близкими людьми, семьей. Главная цель мотивации - развитие в обучающемся познавательного интереса. Внеклассное чтение не может быть бессистемным, непродуманным, обрывочным, случайным. К нему, как к любому виду интеллектуальной деятельности, прилагаются определённые критерии, ведущим из которых выступает - критерии выбора. Выбранные произведения должны соответствовать возрасту и уровню развития обучающегося, быть ему интересны и понятны, только тогда учитель может рассчитывать на успех, только тогда у обучающихся будет воспитываться чуткое, внимательное, обдуманное отношение к слову, наблюдательность, память, творческие способности и настоящая любовь к книге и к литературе.

Литература

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004. 316 с.

2. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999. 162 с.

3. Внеклассная и внешкольная работа по литературе/Под редакцией Я. А. Ротковича. - Москва: Просвещение. 1970. 223 с.

4. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие /Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. - М.: Классикс Стиль. 2005. 247 с.

5. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 366 с.

6. Зайцева Е. А. Варианты обучения чтению обучающихся с умеренной умственной отсталостью // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (7). - С. 163-165.

7. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987. 96 с.

8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.

9. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия. 2002. 160 с.

10. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 1985. 192 с.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы / Под. Ред. И. М. Бгажноковой. Москва: Просвещение, 2010. 290 с.

12. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы / Под. Ред. В. В. Воронковой.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. 232 с.

13. Рубинштейн С. Я. Психология детей с умственной отсталостью. СПб.: Питер. 2004. 384 с.

14. Стребелева Е. А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.62-66.

15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с

Lessons of a home reading as leading way of increase in

reader's activity of mentally retarded students Naumenko E.V.

Pskov state university (Pskov State University) The present article is devoted to statement of specifics of work of the teacher of Russian and literature with mentally retarded students at lessons of a home reading which play the leading role in formation and development in mentally retarded students of the need for reading, in increase in reader's activity of the considered reader's group. The teacher selects texts for lessons of a home reading (unlike lessons program) independently, and, thereby, he has a unique opportunity to be guided by interests and needs of students, but not need to read those works which are ordered by the standard and, at the same time to decide one of the leading problems of lessons of reading in general - to help to master the student the moral, spiritual, common cultural samples presented in works of fiction, doing them, through reading works and assimilation of their moral values, the. However selection of those texts for a home reading, can't be casual, and has to be system, well thought over and proved. In this article we, relying on the pedagogical experience with mentally retarded students of 5-10 classes, we offer a selection of texts for lessons of a home reading (with division according to classes) which as our practice has shown, are most interesting and clear to mentally retarded students whose reading attracts of them genuine interest and the address to which, allows, both to form, and to increase reader's activity of the considered reader's group. Keywords: reading, home reading, reader's activity, intellectual backwardness.

References

1. Aksenova AK Method of teaching the Russian language in a

special (correctional) school: Textbook. for stud. defectol. fact. Pedagogical universities. - Moscow: The Humanities. ed. center VLADOS. 2004. 316 pp.

2. Bogdanova O. Yu., Leonov SA, Chertov VF Method of teaching

literature. - Moscow: Akadem A, 1999. 162 p.

3. Extracurricular and extracurricular work on literature / Edited by

Ya. A. Rotkovich. - Moscow: Enlightenment. 1970. 223 p.

4. Grabov AN Foundations of oligophrenopedagogy: Proc. allow-

ance / Avt.-sost. VG Petrova, TV Shevyrev. - M .: Classic Style. 2005. 247 pp.

5. Ershov PM, Ershova AP, Bukatov VM Communication in the lesson, or Directing the teacher's behavior. - Ed. 2 nd, revised. and additional. - Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, Flint, 1998. 366 p.

6. Zaitseva EA. Variants of teaching reading to students with mod-

erate mental retardation // Pedagogical experience: theory, methodology, practice: materials VII Intern. scientific-practical. Conf. (Cheboksary, May 15, 2016) / rare: O.N. Shirokov [and others] - Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2016. - No. 2 (7). -P. 163-165.

7. Karpova SN, Trove EI Psychology of speech development of the

child. - Rostov-on-Don, 1987. 96 p.

8. Teaching children with intellectual disabilities: (Oligophrenopeda-

gogy): Proc. allowance for stud. supreme. ped. schools, institutions / BP Puzanov, NP Konyaeva, B. B. Gorskin and others; Ed. B. P. Puzanova. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2001. 272 p.

9. Petrova VG Psychology of mentally retarded schoolchildren: Textbook / V.G. Petrova, I.V. Belyakov. M .: Academy. 2002. 160 pp.

10. Problems of teaching literature in secondary school / Ed. T. F. Kurdyumova. - M., 1985. 192 p.

11. Programs of special (correctional) educational institutions of 8 kinds: grades 5-9 / Under. Ed. I. M. Bgazhnokova. Moscow: Education, 2010. 290 pp.

12. Programs of special (correctional) general educational institutions 8 types 5-9 classes / Under. Ed. VV Voronkova .: In 2 sb. Ed. V. V. Voronkova. M .: Humanité. ed. center of VLADOS, 2001. - Sat. 1. 232 sec.

13. Rubinshtein S. Ya. Psychology of children with mental retardation. St. Petersburg: Peter. 2004. 384 p.

14. Strebeleva EA Formation of thinking in mentally retarded preschool children // Defectology. - 1994. - № 5. - P.62-66.

15. Ushakova OS Development of speech of preschool children -Moscow: Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2001. 256 s

00 ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.