Научная статья на тему 'Особенности усвоения исторических понятий обучающимися с умственной отсталостью'

Особенности усвоения исторических понятий обучающимися с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / HISTORICAL CONCEPTS / ИСТОРИЯ / HISTORY / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Корниенко Надежда Алексеевна

В статье рассматривается проблема формирования исторических понятий у умственно отсталых обучающихся. Определяются сущностные характеристики исторического понятия и доказывается его роль и значение в овладении основами исторических знаний. Анализируются данные экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей и уровня усвоения исторических понятий у школьников с умственной отсталостью на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Корниенко Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MASTERING OF HISTORICAL NOTIONS BY STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

The article deals with the problem of the formation of historical concepts among mentally retarded students. The essential characteristics of the historical concept are determined and its role and significance in mastering the basics of historical knowledge is proved. The data of an experimental study aimed at revealing the features and level of assimilation of historical concepts in schoolchildren with mental retardation at different stages of education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности усвоения исторических понятий обучающимися с умственной отсталостью»

Педагогика

УДК 376.8

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка 4 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Олигофренопедагогика» Корниенко Надежда Алексеевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исторических понятий у умственно отсталых обучающихся. Определяются сущностные характеристики исторического понятия и доказывается его роль и значение в овладении основами исторических знаний. Анализируются данные экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей и уровня усвоения исторических понятий у школьников с умственной отсталостью на разных этапах обучения.

Ключевые слова: исторические понятия, история, обучающиеся с умственной отсталостью.

Annotation. the article deals with the problem of the formation of historical concepts among mentally retarded students. The essential characteristics of the historical concept are determined and its role and significance in mastering the basics of historical knowledge is proved. The data of an experimental study aimed at revealing the features and level of assimilation of historical concepts in schoolchildren with mental retardation at different stages of education are analyzed.

Keywords: historical concepts, history, students with mental retardation.

Введение. Основу исторических знаний составляет овладение обучающимся системой понятий, раскрывающих существенные признаки изучаемых явлений. В отличии от исторических представлений сформированные у школьников понятия в курсе история должны носить единообразный и обобщенный характер [7]. Значительные трудности в этом процессе возникают у умственно отсталых учащихся, для которых усвоение знаний, выходящих за зону непосредственного чувственного познания ограниченно [6]. Особенности их познавательной деятельности, крайне бедный жизненный опыт и низкий уровень осведомленности об общественных явлениях и событиях определяют курс истории Отечества как наиболее сложный предмет в специальной (коррекционной) школе. По мнению исследователей, исторические понятия детей с умственной отсталостью характеризуются фрагментарностью, узостью, неточностью, порой искаженностью [1, 5, 8, 9]. Однако, как показывает практика преподавания истории степень усвоения обучающимися с умственно отсталостью понятий в рамках данного предмета различна [2, 3, 4]. Она определяется уровнем абстрактности понятия, возможностью подчерпнуть его содержание из повседневной жизни, практической или общественной деятельности.

Не смотря на активный научно-методический интерес к вопросу формирования исторических понятий у умственно отсталых школьников, проблема усвоения понятий различной степени обобщенности на определенных этапах обучения недостаточно изучена. С практической точки зрения детальный анализ данного вопроса создает условия для обсуждения целесообразности включения в программный материал тех или иных понятий. Остается дискуссионным объем и количество изучаемых понятий в определенной теме и разделе курса истории в специальной (коррекционной) школе. Исходя из актуальности и практической значимости проблемы, нами было реализовано экспериментальное исследование целью, которого стал анализ степени усвоения исторических понятий и их трактовка умственно отсталыми семиклассниками.

Изложение основного материала статьи. Для экспериментального изучения были выбраны девять исторических понятий, изучаемых в первом полугодии седьмого класса, из них четыре являются базовыми и используются на протяжении изучения всего курса истории (век, закон, историческая карта, Родина), три необходимы для изучения раздела «Киевская Русь» (боярин, крещение, натуральное хозяйство), два для изучения темы «Верования восточных славян» и «Славянские войны и богатыри» (волхвы и секира соответственно) [10, 11].

Для оценки оперативного усвоения исторических понятий, необходимых для овладения программного материала к исследованию были привлечены 10 умственно отсталых учащихся 7 класса. С целью анализа прочности и качества усвоения исторических понятий к участию в эксперименте были приглашены 10 учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы. Все обучающиеся имеют легкую степень умственной отсталости.

На начальном этапе экспериментального исследования обучающимся была дана единая инструкция: «объясни смысл данного в таблице слова. Ответ дай в свободной ячейке напротив каждого слова». Во время проведения эксперимента 65% обучающимся с умственной отсталостью потребовалась направляющая и обучающая помощь педагога. 31% школьников охотнее обращались за помощью к однокласснику, 23% детей потребовалась только стимулирующая помощь в виде одобрения их действий. У 46% умственно отсталых учеников были зарегистрированы трудности, связанные с выражением своих мыслей в письменной форме. Им была оказана как стимулирующая помощь (скажи устно, что это обозначает? Молодец, теперь запиши свой ответ.), так и помощь в виде наводящих вопросов. Во время оказания помощи экспериментатором не давались комментарии о правильности ответов и прямые подсказки. 35% испытуемых справились с заданием самостоятельно.

Результаты эксперимента показали, что при ранжировании понятий по правильности усвоения на первое место было поставлено понятие «Родина» у 45% испытуемых, которые использовали предусмотренные программой сущностные характеристики понятия и демонстрировали его понимание. Они определили его, как «Родная страна», «место где ты вырос», «место где ты родился», «где мы живем», «где я родился и вырос». Они правильно отождествляли понятие наша Родина Россия. 35% школьников с умственной отсталостью правильно определили понятие, но не дали комментариев и пояснений. Они предложили ответы: «Родина» как «наша страна», «Россия». Преимущественно адекватная оценка данного понятия, связана, по

нашему мнению, с активным его использованием на подавляющем большинстве предметов и в рамках гражданско-патриотического воспитания. 20% детей с умственной отсталостью не смогли дать верного определения, регламентированного текстом учебника и продемонстрировали полное непонимание смыла термина. В этом случаи были зарегистрированы такие варианты ответов как: «Москва - родина», «это которое место где живем».

Большое количество правильных определений у 45% умственно отсталых школьников раскрывали базовое понятие «век» и уточнили количество лет. Согласно тексту учебника, век - отрезок времени в 100 лет. Испытуемые писали: «это 100 лет». 15% респондентов отнесли его категории, обозначающей абстрактное понятие времени. Были даны ответы: «это про время» или «это о времени». В комментариях 405 испытуемых регистрировалось полное непонимание и неадекватная трактовка. В данном случаи можно отметить такие высказывания о том, что век: «это год», «это время в котором мы живем», «сто лет назад», «это много веков».

Наиболее сложным для усвоения и воспроизведения умственно отсталыми обучающимися 7 и 8 класса стало определение понятия «Закон». Согласно тексту учебника, закон это правила жизни людей. Популярное его обоснование среди 35% испытуемых не смогли дать точного определения, но показали относительную ориентированность в вопросе. Их ответы звучит, как «закон это правило», «какие-то правила», «правило». Ни один респондент не смог самостоятельно дать ответ, соответствующий верному определению, предусмотренному программой. Среди ответов встречались такие, как «судьба человека», «за который могут убить», «место, где судят и убивают».

При определении понятия «историческая карта» лишь 15% испытуемых попытались перечислить ее характерные отличия от географической карты и предложить определение понятия, которое звучит как географическое изображение государства в разные исторические периоды времени. Обладая бедным словарным запасом и испытывая сложности в выражении собственных мыслей, респонденты использовали такие выражения, как «карта, где гражданские войска, где сражались», «на карте где находятся, где была война», «когда и где, в каком году проходили путешествие, война и т.д.». 15% учеников с умственной отсталостью описывали только внешний вид исторической карты. Были даны определения «это плакат, на котором нарисованы стрелки», «это нарисованный рисунок и подписанный». 15% школьников подменили понятие «историческая карта» на близкое ему и дали следующие описание: «карта какого-либо города», «карта нашего города». 10% умственно отсталых учеников определили понятие как «история карты». 45% детей не смогли дать определение и предложить свои варианты ответа.

Понятия, необходимые для текущего оперативного усвоения программного материала по курсу история и крайне редко используемые в повседневной современной жизни усваиваются школьниками с умственной отсталостью наиболее сложно. Так, верно определить понятие «боярин» в соответствии с учебником смогли только 10% испытуемых: «знатный и богатый человек». 30% испытуемых дали недифференцированный ответ «это человек». 15% детей с умственной отсталостью усвоили только часть из существенных характеристик и определили боярина как «кто служит царю». 20% учеников специальной (коррекционной) школы не смогли верно обозначить принадлежность к социальному слою и обозначили его как купца, употребив в своих ответах различные формулировки: «продавец», «тот, кто продает», «это купец», 10% школьников сочли возможным определить статус боярина как воина, 5% дали ответ «это бедный человек». 10% обучающихся не смогли дать определение.

Наиболее близким к верному определение «натуральному хозяйству» дали 20% испытуемых, 25% из них дали ответ «это где все сами выращивали», 75% дали ответ «выращивали овощи сами». В тексте учебника определение понятию звучит, как хозяйство, в котором все производится для жизни. Наиболее популярное определение в группе испытуемых было связано с понятием домоводство и ведение хозяйства, что очевидно связано с личным жизненным опытом воспитанников. Подобные ответы дали 30% испытуемых, отметивших, то натуральное хозяйство - это «это уборка», «это когда дома чисто», «это мытье полов». 10% испытуемых дали ответ «это натуральные (домашние) овощи из огорода». 10% не раскрыли суть понятия, но попытались обозначить хронологию использования данного явления. Они определяют натуральное хозяйство как «хозяйство в те времена». 30% не смогли дать комментарии и отказались от ответа.

Самое популярное и близкое к программным требованиям определение понятию «крещение» было дано 45% испытуемых. Они трактуют крещение как процесс и описывают следующим образом: «когда крестят человека», «крещение человека в детстве и не только»; из них 11% точно определяют место проведение обряда, что безусловно связано с личным опытом обучающихся. Они указывали - «это когда крестят людей в церкви». 10% испытуемых определяют крещение как абстрактное и неопределенное место: «это где крестят». 5% определяет крещение как процесс, но не связывают его с реальным определением: «это происходит в церкви. Там люди крестятся и молятся». 5% определяет крещение как праздник: «это купаться в холодной воде». 35% не смогли дать ответа, приближенного к верному и демонстрировали полное непонимание понятия. В этом случаи встречаются такие ответы как «это цветок», «это религия».

Понятия, необходимые для изучения отдельных тем (секира и волхвы) оказались наиболее сложными для группы испытуемых. В соответствии с программным материалом эти понятия должны определятся следующим образом: секира - это боевой топор; волхвы - служители языческих богов. Ни один испытуемый самостоятельно не смог дать близкого к верному определение. Только многочисленные наводящие вопросы педагога позволили получить фрагментарные комментарии. Не дали никакого определения на понятие «волхвы» 70% испытуемых. 30% умственно отсталых школьников утверждали, что «это горы». Не имея в повседневном обиходе понятия «секира», ни один из испытуемых не дали ему определение понятию и не предпринимали попытки его отождествить с чем-либо.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило теоретическое положение о том, что исторические понятия, обладающие высокой степенью абстрактности и не связанные с чувственным опытом умственно отсталых детей, формируются крайне сложно. В ходе эксперимента было доказано, что узкоспециализированные понятия, не встречающиеся в повседневной практике воспитанников и необходимые для усвоения конкретной темы, с большим трудом усваиваются умственно отсталыми обучающимися. Семиклассники практически не воспроизводят их в соответствии с программными требованиями даже по истечении короткого периода времени после изучения материала. Они демонстрируют непонимание понятия и не используют его в речи. Восьмиклассники не смогли вспомнить и воспроизвести

даже приблизительно верно, изучаемое год назад понятие. В ходе изучения текущих разделом тем они не используют их в речи.

Проведенное нами исследование доказано необходимость систематического закрепления базовых понятий в урочной и внеурочной деятельности. Опираясь на основное положение специальной дидактики о важности и значимости многократного повторения в разнообразных вариантах и различных жизненных ситуациях, мы доказали этот тезис на примере понятия «Родина». Успешность его усвоения продемонстрировали большинство умственно отсталых школьников. Остальные обучающиеся демонстрировали преимущественно адекватную трактовку, но затруднялись с вербализацией понятия.

Ярко проявилась особенность мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью, которая выражается в смешивании сходных по звучанию понятий с наиболее знакомыми или недавно встречающимися в повседневной жизни словами. Например, волхвы - это горы (смешение с географическим понятием «холмы», которое имеет схожий звукокомплекс со словом «волхвы»). Натуральное хозяйство -мыть полы, когда все чисто (смешение с наиболее приближенным к жизни обучающимся понятием «хозяйство», «хозяйничать»).

Выводы. Таким образом, результаты эксперимента показали трудности в формировании понятий различной степени абстрактности и сложности. Доказан факт крайне быстрого забывания исторических понятий, необходимых для усвоения текущего программного материала. Базовые понятия, многократно повторяющиеся в различных видах урочной и неурочной деятельности, усваиваются школьниками с умственно отсталостью более успешно. Системное недоразвитие речи и крайне бедный словарный запас не позволяли детям предложить развернутое определение и использовать понятие в речи. При написании ответов обучающиеся с умственной отсталостью допускали большое количество орфографических ошибок и неточностей. Письменные комментарии им давались с большим трудом, чем устные пояснения.

Литература:

1. Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2014. - №S26. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-korrektsionno-razvivayuschego-obucheniya-podrostkov-na-urokah-istorii-v-spetsialnoy-korrektsionnoy-shkole.

2. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. - Л., 1971. - С. 3-15.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. - М., 1986. - 211 с.

4. Капустин А.М. Исследование уровня сформированности исторических понятий у учащихся 2—5 классов вспомогательной школы/ А.М. Капустин // Дефектология. - 1989. - № 4. - С. 33—37.

5. Кузнецов Ю.Ф. Методика преподавания истории во вспомогательной школе: Учеб. метод. Пособие. - Екатеринбург.: УГПУ, 1997. - 50 с.

6. Кузнецов Ю. Ф. Словарная работа на уроках истории в специальной школе VIII вида // Специальное образование. - 2010. - №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/slovarnaya-rabota-na-urokah-istorii-v-spetsialnoy-shkole-viii-vida.

7. Лапшин В. А. Урок истории во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Сб. / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1993. -С. 96- 105.

8. Ольхина Е.А., Юдаева Ю.С. Роль учебной презентации в формировании исторических понятий у умственно отсталых школьников. Современные наукоемкие технологии. 2015. - № 12-5. С. - 919-923

9. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

10. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с.

11. Пузанов Б.П., Сековец Л.С., Бородина О.И.: История России. 7 класс. Учебник для специальных образовательных учреждений (VIII вид). ФГОС. Владос, 2017. - 115 с.

Педагогика

УДК: 37.

аспирант 3 года факультета "Образование и педагогические науки" Омар Саид

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

ЭТИКА И ДОСТОИНСТВО В ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Говоря о профессии учителя, необходимо учитывать современные глобальные этические вопросы, поднятые в исследованиях механизмов образования. У учеников есть возможность выработать критическую позицию по отношению к некоторым из наиболее острых этических вопросов в области образования и образовательных исследований в современных обществах. В контексте школьного образования и при поддержке школьной политики, программ и практик этическое образование помогает учащимся развивать, например, глубокие знания и понимание своей и других культур.

Ключевые слова: этика, профессия преподавателя, человеческое достоинство, учитель, толерантность, образовательный процесс, мультикультурное образование.

Annotation. Speaking about the profession of the teacher, it is necessary to take into account the modern global ethical issues raised in the studies of the mechanisms of education. The students have the opportunity to develop a critical attitude towards some of the most acute ethical issues in the field of education and educational research in modern societies. In the context of school education and with the support of school policies, programs and practices, ethical education helps students develop, for example, deep knowledge and understanding of their own and other cultures.

Keywords: ethics, teacher's profession, human dignity, teacher, tolerance, educational process, multicultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.