Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ПОДРОСТКИ С НПР / ОБРАЗ Я / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION / ADOLESCENTS WITH NPD / SELF-IMAGE OF ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Гришина Мария Юрьевна

В данной статье рассматриваются результаты исследования Образа Я подростков с умственной отсталостью. Дается сравнительная характеристика Образа Я по двум группам подростков в возрастной динамике. Подростки с умственной отсталостью часто обнаруживают недостатки формирования самооценки и уровня притязаний, в том числе и спецификой Образа Я. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных на основе результатов исследования, способствуют оптимизации самовосприятия подростков с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE IMAGE I AM IN ADOLESCENT TEENAGERS

This article discusses the results of the study of the Self-Image of adolescents with mental retardation. The comparative characteristic of the image of the Self for two groups of adolescents in age dynamics is given. Adolescents with mental retardation often find shortcomings in the formation of self-esteem and the level of claims, including the specifics of the Image of Ya. the Study showed that the implementation of the program of correctional and developmental activities, developed on the basis of the results of the study, contribute to the optimization of self-perception of adolescents with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

4. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С. 150-172.

5. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. - 291 с.

6. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гришина Мария Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты исследования Образа Я подростков с умственной отсталостью. Дается сравнительная характеристика Образа Я по двум группам подростков в возрастной динамике. Подростки с умственной отсталостью часто обнаруживают недостатки формирования самооценки и уровня притязаний, в том числе и спецификой Образа Я. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных на основе результатов исследования, способствуют оптимизации самовосприятия подростков с умственной отсталостью.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, подростки с НПР, Образ Я, подростковый возраст.

Annotation. This article discusses the results of the study of the Self-Image of adolescents with mental retardation. The comparative characteristic of the image of the Self for two groups of adolescents in age dynamics is given. Adolescents with mental retardation often find shortcomings in the formation of self-esteem and the level of claims, including the specifics of the Image of Ya. the Study showed that the implementation of the program of correctional and developmental activities, developed on the basis of the results of the study, contribute to the optimization of self-perception of adolescents with mental retardation.

Keywords: Adolescents with mental retardation, adolescents with NPD, self-Image of adolescents with mental retardation, adolescence.

Введение. Подростковый возраст в целом - это насыщенный период в становлении личности. Наиболее часто в таком возрасте возникает чувство тревожности, психологического дискомфорта, обидчивости, обостряется реакция на мнения окружающих. В подростковом периоде подростки еще зависят от родителей и находятся под их контролем или контролем учителей в школе, поэтому очень часто компенсацию этой зависимости находят вне дома и школы, где требования к завоеванию авторитета совсем другие [1, 2, 3, 4, 5].

Что касается подростков с умственной отсталостью, то они характеризуются ведомым поведением, легче подпадают под влияние других людей и часто не осознают тяжесть последствий своих поступков [2, 3, 4].

Нами было проведено исследование Образа Я подростков с нормальным психическим развитием (далее подростки с НПР) и умственной отсталостью.

В эксперименте участвовали 30 подростков с умственной отсталостью и 30 подростков с НПР, а также их родители. Для организации эксперимента были использованы следующие методики: методика Дембо-Рубинштейн (исследование самооценки) в модификации А.М. Прихожан; методика изучения Я-концепции Е. Пирса и Д. Харриса; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев, В.В. Столин (МИС).

Методика Дембо-Рубинштейн была проведена нами на первом этапе эксперимента. Согласно стандартной процедуре обработки, были получены следующие результаты.

Таблица 1

Результаты диагностики особенностей самооценки подростков с использованием методики

Дембо-Рубинштейн

Название шкал Подростки с умственной отсталостью Подростки с НПР

Среднее Ст. отклон. Среднее Ст. отклон.

1. Здоровье 93,63 9,36 87,10 12,81

2. Умственные способности 79,23 22,63 89,97 10,96

3. Характер 77,70 20,88 91,47 7,13

4. Авторитет у сверстников 77,37 25,41 77,07 20,35

5. Умение многое делать своими руками 81,30 26,32 81,97 20,24

6. Внешность 78,50 27,13 83,60 13,45

7. Уверенность в себе 83,40 17,31 85,23 14,12

Среднее значение 81,59 12,25 79,77 13,65

Результаты диагностики позволяют говорить о том, что подростки с умственной отсталостью характеризуются более высоким уровнем притязаний применительно оценки собственного здоровья (93,63) по сравнению с участниками с НПР (87,10).

С другой стороны, подростки с НПР имеют более высокий уровень самооценки собственного характера (91,47) по сравнению с подростками с умственной отсталостью (77,70), а также имеют более высокий уровень притязаний применительно собственных умственных способностей (89,97) по сравнению с подростками с умственной отсталостью (79,23).

Соотношение показателей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Профиль средних значений показателей уровня притязаний

В целом, можно говорить о том, что большинство подростков в двух группах характеризуются достаточно высоким уровнем притязаний применительно здоровья, умственного развития, характерологических особенностей, внешности, уверенности в себе. Также можно говорить о несколько более высоком уровне притязаний у подростков с умственной отсталостью по сравнению с подростками с НПР.

Была осуществлена процедура определения особенностей сформированности уровня самооценки применительно различных значимых характеристик и особенностей.

Соотношение показателей уровня притязаний в двух группах подростков с умственной отсталостью и с НПР представлено в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики особенностей самооценки подростков с использованием методики Дембо-Рубинштейн (уровень самооценки)

Подростки с умственной отсталостью Подростки с НПР

Среднее Ст. отклон. Среднее Ст. отклон.

1. Здоровье 75,77 20,19 73,80 16,65

2. Умственные способности 68,50 25,01 73,73 10,99

3. Характер 73,67 18,86 75,30 13,26

4. Авторитет у сверстников 53,03 27,73 59,70 21,82

5. Умение многое делать своими руками 73,90 24,85 65,63 20,71

6. Внешность 69,37 26,51 62,57 16,46

7. Уверенность в себе 58,97 27,70 66,77 17,10

Среднее значение 67,60 14,56 68,92 14,82

Результаты диагностики позволяют говорить о том, что показатели в двух группах характеризуются сходным уровнем. Определено, что наименьшие оценки имеют показатели авторитета у сверстников (53,03 в группе подростков с умственной отсталостью, а также у 59,70 в группе подростков с НПР). Несколько больший уровень имеют показатели уверенности в себе в целом с более высоким уровнем уверенности в себе в группе подростков с НПР.

Также выявлено, что подростки с умственной отсталостью имеют более высокий уровень оценки собственного здоровья, умения делать что-либо собственными руками. Подростки с НПР, напротив, имеют более высокий уровень самооценки собственных умственных качеств и особенностей, более высокий уровень самооценки собственного характера.

В рамках анализа особенностей различий в уровне притязаний и самооценки были полученные следующие результаты.

Таблица 2

Разница в показателях самооценки и уровня притязаний у подростков с умственной отсталостью и

с НПР

Подростки с умственной отсталостью Подростки с НПР

Среднее Ст. отклон. Среднее Ст. отклон.

1. Здоровье 17,87 20,00 13,30 14,18

2. Умственные способности 10,73 26,91 16,23 10,16

3. Характер 4,03 14,39 16,17 13,95

4. Авторитет у сверстников 24,33 26,65 17,37 19,95

5. Умение многое делать своими руками 7,40 21,23 16,33 14,80

6. Внешность 9,13 25,29 21,03 20,78

7. Уверенность в себе 24,43 26,07 18,47 17,06

Среднее значение 13,99 13,93 10,84 14,13

Полученные в ходе исследования показатели позволяют говорить о том, что наиболее выраженные различия выявлены применительно показателей авторитета у сверстников и уверенности в себе у подростков с умственной отсталостью, а также показателей оценки собственной внешности.

Выполнена процедура статистического анализа изучаемых показателей притязаний и самооценки в двух группах.

Результаты статистического анализа указывают на то, что две группы различаются по показателям притязаний применительно характера (р=0,03), а также оценки собственного здоровья (р=0,01) Можно говорить о том, что подростки с умственной отсталостью характеризуются более низким уровнем притязаний относительно развития собственного характера, а также более высокий уровень развития собственного здоровья.

Определено соотношение показателей уровня притязаний в двух группах. Показано, что имеют место определенного рода различия в уровне притязаний применительно здоровья, авторитета, умения что-либо делать своими руками, не достигающие статистически достоверно уровня. В ходе диагностики особенностей самооценки наиболее выраженные различия диагностируются применительно самооценки здоровья и умения что-либо делать своими руками. Показано, что уровень притязаний применительно оценки собственного характера достоверно выше у участников исследования с умственной отсталостью, чем у участников исследования с НПР.

Обратимся к описанию результатов диагностики особенностей сформированности Я-концепции с применением методики Е. Пирса и Д. Харриса. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики особенностей сформированности Я-концепции по Е. Пирсу и Д. Харрису

Подростки с умственной отсталостью Подростки с НПР

Среднее Ст. отклон. Среднее Ст. отклон.

I. Поведение (П) 9,17 2,74 10,83 1,21

II. Интеллект, положение в школе (И) 8,77 2,75 10,80 2,27

III. Ситуация в школе (Ш) 3,63 1,43 4,43 1,19

IV. Внешность (В) 7,87 2,46 8,87 2,37

V. Тревожность (Т) 6,47 1,85 8,47 2,08

VI. Общение (О) 11,03 3,53 14,93 3,11

VII. Счастье и удовлетворенность (У) 6,93 1,87 7,60 1,16

VIII. Положение в семье (С) 5,27 1,86 11,40 4,38

IX. Уверенность в себе 12,47 2,57 10,60 4,14

Результаты диагностики позволяют заключить, что существуют выраженные различия в показателях сформированности Я-концепции личности. Определено, что участники исследования с умственной отсталостью характеризуются в целом несколько низким уровнем показателя по шкале общение (11,03), по сравнению с подростками с НПР (14,93). Также определено, что подростки с умственной отсталостью отмечают в целом более низкий уровень удовлетворенности положением в семье (5,27) по сравнению с участниками группы сравнения (11,40). Также определено, что подростки с умственной отсталостью отмечают в целом более низкий уровень интеллекта, а также тревожности по сравнению с участниками

группы сравнения. Также для подростков с умственной отсталостью характерным является более высокий уверенности в себе.

Можно говорить о том, что подростки в целом нейтрально относятся к взаимоотношениям в школе, они склонны благоприятным образом оценивать собственное поведение и собственный уровень интеллектуального развития.

Также можно говорить о том, что подростки в двух группах характеризуются умеренным уровнем тревожности, а также счастью и удовлетворенностью.

Результаты диагностики отражены в наглядной форме на рисунке 2.

Рисунок 2. Соотношение средних значений показателей Я-концепции подростков

Результаты статистического анализа указывают на то, что существуют достоверные различия по показателям поведения (р=0,02), интеллекта (р=0,01), оценки ситуации в школе (р=0,04), тревожности (р=0,03), общения (р<0,01), а также положения в семье (р<0,01). Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что для подростков с умственной отсталостью характерным является более низкий уровень оценки собственного интеллекта, более низкий уровень тревожности и общения, а также имеют менее благоприятные оценки собственного положения в семье.

Таким образом, очевидно, что подростковый возраст - это тот период, в котором адекватное формирование Образа Я самостоятельно может не произойти, это зависит от многочисленных факторов, как внешних, так и внутренних. Отклонения имеют место быть, как показывают результаты диагностики, поэтому необходимо максимально внимательно отнестись к этой возрастной группе, как родителям, так и педагогам, сотрудничая в команде и слаженно, успех гарантирован.

Данные выводы подтверждают и результаты диагностики по методике исследования самоотношения подростков С.Р. Пантелеева, В.В. Столина (МИС). После обработки были получены следующие результаты.

Таблица 4

Результаты диагностики с использованием методики исследования самоотношения (по В.В. Столину, С.Р. Пантелееву)

Название шкал Подростки с умственной отсталостью Подростки с НПР

Среднее Ст. отклон. Среднее Ст. отклон.

Шкала 1. Открытость 6,03 1,69 6,47 1,46

Шкала 2. Самоуверенность 7,27 2,13 10,03 2,19

Шкала 3. Саморуководство 6,63 2,13 7,17 2,26

Шкала 4. Зеркальное Я 5,03 1,88 6,63 2,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала 5. Самоценность 7,17 2,72 10,00 1,91

Шкала 6. Самопринятие 6,20 2,68 7,77 1,48

Шкала 7. Самопривязанность 5,77 1,92 4,47 1,33

Шкала 8. Конфликтность 6,13 3,00 4,60 2,18

Шкала 9. Самообвинение 4,37 2,11 3,03 1,90

Результаты диагностики позволяют говорить о том, что существуют выраженные различия в показателях Я-концепции подростков. Определено, что уровень самоуверенности у подростков с НПР в целом выше (10,03) по сравнению с подростками с умственной отсталостью (7,27). Также сходные показателя

диагностируются по шкале самоценности (10 в группе сравнения и в 7,17 в группе подростков с умственной отсталостью).

Применительно показателя самопривязанности и конфликтности в группе подростков с умственной отсталостью диагностируются более высокие показатели по сравнению с подростками с НПР. С другой стороны, уровень саморуководства и уровень показателя по шкале «Зеркальное Я» в целом выше в группе подростков с НПР.

Также было определено, что уровень открытости примерно одинаковый в двух группах.

Статистически достоверные различия диагностируются по шкалам «самоуверенность» (р<0,01), самоценность (р<0,01), самопринятие (р=0,01), «Зеркального Я» (р=0,01), конфликтности (р=0,03), самообвинения (р=0,01), а также по шкале определения самопривязанности (р=0,03). Данные обстоятельства указывают на то, что для подростков с умственной отсталостью характерным достоверно более высокий уровень самоуверенности, самоценности, более высокий уровень самопринятия, а также самопривязанности.

Выводы. Таким образом, подростковый период - непростой период, как для подростков с НПР, так и для подростков с умственной отсталостью. На данном этапе очень важно разговаривать с подростком, помогать сориентироваться в его проблемах, не терять с ним связь, чтобы более четко представлять его психологическое состояние, знать об его увлечениях, окружении и тревогах. Зачастую они очень импульсивны, рьяно отстаивают свою точку зрения, конфликтны. Но, как никогда подростки нуждаются в этот период, как в поддержке родителей, так и педагогов. Сотрудничество взрослых один из необходимых факторов для благополучного формирования Образа Я подростков.

Литература:

1. Карпушкина Н.В., Бардушкина К.Н. Особенности образа Я подростков с задержкой психического развития // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья -Симферополь, 2019. - С. 217-220.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. -2016 - № 1. - С. 82-85.

4. Карпушкина Н.В., Кручинина Н.С. Характерологические особенности подростков с задержкой психического развития и их влияние на социометрический статус // Социально- педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья - Симферополь, 2019. - С. 231-235.

5. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования - 2018 - № 59 (2). -С. 418-422.

Психология

УДК: 37.015.3

кандидат психологических наук Кузнецова Дарья Анатольевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье представлено исследование особенностей восприятия представителей других культур обучающихся в вузе. Показано преобладание равнодушных оценок к представителям других культур, ориентация на возможность взаимодействия с ними, неоднозначность трактовки собственной культуры и ее традиций. Отражены особенности включения в образовательный процесс магистрантов-психологов дисциплины «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура», особенности изучаемых тем и применяемых активных методов обучения, ориентация на практику.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, корпоративная культура, образовательный процесс. An^Mion. The article presents a study of the peculiarities of perception of representatives of other cultures of students in the university. The prevalence of indifferent assessments to representatives of other cultures, orientation to the possibility of interaction with them, ambiguity of interpretation of own culture and its traditions are shown. The peculiarities of inclusion in the educational process of master psychologists of the discipline "Intercultural communication and corporate culture," peculiarities of studied topics and applied active methods of training, orientation to practice are reflected.

Keywords: Intercultural communication, corporate culture, education.

Введение. Современное психологическое образование, опираясь на базовые фундаментальные дисциплины, кроме создания прочного методологического и понятийного аппарата предъявляет определенные требования и к созданию и реализации в ходе обучения программных дисциплин, предполагающих опыт получения прикладных знаний и навыков. Особую значимость, по нашему мнению, имеет разработка образовательных курсов с практической ориентацией для обучающихся по программе магистратуры, где акцент делается на то, что базовая подготовка существует, слушатель углубляет знания, получает психологическую специализацию.

В то же время, требования к образовательным программам включают формирование у обучающихся определенных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), прописанных в приказе об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки уровня магистратуры [5]. Кроме базовой и вариативной части учебного плана каждое образовательное учреждение включает дисциплины по выбору, соответствующие профилю обучения. В данной статье представлен наш опыт участия в разработке и реализации программы магистратуры с включением в образовательный процесс дисциплины «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.