психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ...
УДК 159:376.4
DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0027
К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2020
AuthorID: 349468 ResearcherID: J-7619-2017 ORCID: 0000-0003-3395-9851
Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
AuthorID: 379295 ResearcherID: J-7028-2017 ORCID: 0000-0003-0279-381X ScopusID: 57200443941
Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Н. Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected]) Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей самосознания подростков с умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются особенности всех компонентов самосознания: образ Я, самооценка, уровень притязаний, особенности поведенческих реакций. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с умственной отсталостью (экспериментальная группа) и подростки с нормальным психическим развитием. Проведенное изучение особенностей самосознания умственно отсталых подростков показывает, что большая их часть не имеет адекватной самооценки и не проявляют адекватной реакции на неудачу с учетом контекста социальной ситуации. У данной категории лиц самоидентификация развита недостаточно, она замещается внушаемостью, подчиняемостью мнению окружающих, значимых других. Подросткам свойственны несамостоятельность при конструировании образа себя, они не могут адекватно оценивать поступки других людей, затрудняется в оценке своих собственных поступков и не испытывают потребности и не умеют планировать свою жизнь. Выявленные особенности самосознания подростков с умственной отсталостью могут стать благоприятной основой для формирования трудностей межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, лечь в основу их социальной дезадаптации. На основе результатов экспериментального исследования была разработана и апробирована коррекционная программа, направленная на оптимизацию развития самосознания подростков с умственной отсталостью, которая показала свою эффективность: компоненты развития самосознания показали позитивную динамику.
Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, самосознание, Я-концепция, образ Я, самооценка, уровень притязаний, формы поведения, интропунитивные реакции, экстрапунитивные реакции, импунитивные реакции.
ON THE PROBLEM OF SELF-AWARENESS CORRECTION IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION
© 2020
Koneva Irina Alekseevna, PhD in psychology, assistant Professor of the Department of special pedagogy and psychology Karpushkina Natalya Viktorovna, PhD in psychology, assistant Professor of the Department of special pedagogy and psychology Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (603005, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected]) Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-consciousness of adolescents with mental retardation in comparison with their normally developing peers. Features of all components of self-consciousness are considered: Self-image, self-esteem, level of claims, features of behavioral reactions. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with mental retardation (experimental group) and adolescents with normal mental development. The study of the features of self-consciousness of mentally retarded adolescents shows that most of them do not have adequate self-esteem and do not show an adequate response to failure, taking into account the context of the social situation. In this category of people, self-identification is not developed enough, it is replaced by suggestibility, subordination to the opinion of others, significant others. Teenagers are characterized by lack of independence in constructing an image of themselves, they can not adequately assess the actions of other people, it is difficult to assess their own actions and do not feel the need and do not know how to plan their lives. The identified features of self-awareness of adolescents with mental retardation can become a favorable basis for the formation of difficulties in interpersonal relationships with peers and adults, and form the basis of their social maladaptation. Based on the results of an experimental study, a corrective program aimed at optimizing the development of self-awareness in adolescents with mental retardation was developed and tested.this program proved to be effective: the components of self-awareness development showed positive dynamics.
Keywords: adolescents with mental retardation, self-awareness, Self-concept, Self-image, self-esteem, level of claims, behaviors, intropunitive reactions, extrapunitive reactions, impunitive reactions.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Самосознание — это довольно сложное и многогранное личностное образование, которое формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека (Б. Г. Ананьев [1], Р. Бернс[2], У. Джеймс [3], И.С. Кон [4], Е.Т. Соколова [5], А.Г. Спиркин [6], В. В. Столин [7], П.Р. Чамата [8], И.И. Чеснокова [9] и др.). Формирование самосознания во многом определяет характер поведения человека в социуме, его нравственное поведение, оказывает прямое
влияние на адекватность взаимодействия с обществом. Процесс самосознания приводит к формированию такого личностного образования как Я-концепция, которое формируется на протяжении всего периода детства и как новообразование предстает в подростковом возрасте (Л.И. Божович [10], Н.Ю. Максимова [11], О.В. Хухлаева [12] и др.).
Обобщая данные научных исследований по проблеме самосознания умственно отсталых и лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности, отмеченные в работах
Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna psychological
ON THE PROBLEM OF SELF-AWARENESS CORRECTION IN ADOLESCENTS ... science
Ч.Б. Кожалиевой [13] Т.И. Кузьминой [14], [15], Н.Л. Белопольской [16], Н.В. Карпушкиной, И.А. Коневой [17], [18], [19], [20], [21], Н.П. Кондратьева [22] и др., можно утверждать, что самосознание при нарушениях интеллектуальных функций и умственной деятельности в целом имеет ряд специфических отличий от самосознания субъектов с нормой развития.
Кроме того, в психологии продолжает существовать большая проблема адекватных методик изучения самосознания и Я-концепции, предпосылок формирования компонентов самосознания у лиц с нарушениями интеллектуальных функций на разных возрастных этапах: от младшего школьного возраста до зрелости. Зачастую, крайне сложно адаптировать имеющиеся методики под особенности изучаемого контингента лиц.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Многие авторы, изучающие личность умственно отсталых подростков подтверждают, что у лиц с интеллектуальной недостаточностью наблюдается обычно неадекватная завышенная самооценка или вовсе отсутствие ее как данности. Также подростки с умственной отсталостью мало способны к рефлексии и оценке своих качеств с точки зрения других людей - со стороны. Также их самооценка по большей части связана с тем, что о них говорят окружающие люди. Для них очень и очень важна оценка именно близких им людей, таких как педагоги, родители и другие близкие и важные люди. Таким образом, можно сделать вывод о ситуативном проявлении самооценки.
И.А Конева (2004) показывает, что у младших подростков с умственной отсталостью не отмечается субъективной активности в плане самопознания, наблюдается недоразвитие рефлексии, а самохарактеристики привязываются к мнению окружающих. Н.Л. Белопольская с соавторами (2007) указывает на наличие у умственно отсталых подростков нарушения различных типов идентификации: именной, возрастной, половой, телесной. Ч.Б. Кожалиева (2007) подчеркивает, что становление Я-концепции у умственно отсталых подростков проходит те же этапы, что у подростков с нормальным развитием, но при этом наблюдаются качественные отличия: младшие подростки с умственной отсталостью в оценке своих внешних (физических) и внутренних (личностных) качеств ориентируются чаще всего на мнение значимых взрослых (учителей, родителей).
Однако исследований многоаспектной структуры самосознания подростков с умственной отсталостью практически нет, чем и объясняется актуальность нашего исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель исследования: изучить особенности самооценки, уровня притязаний, возможность саморегуляции поведения, особенностей образа Я подростков с умственной отсталостью и на основе результатов проведенного исследования представить коррекционную программу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать специфику самосознания подростков с умственной отсталостью.
3. На основе полученных результатов разработать программу коррекции самосознания подростков с умственной отсталостью.
Исследование особенностей самосознания проводилось с помощью следующих методик:
• Методика Дембо-Рубинштейн в адаптации А.Н. Прихожан. Цель методики — исследование самооценки, уровня притязаний и особенностей образа Я.
• Методика «Лесенка» В.Г. Щур. Цель методики — определить особенности самооценки ребенка (как обще-52
го отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
• Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга. Цель методики — методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
В исследовании приняли участие: 25 подростков с легкой степенью умственной отсталости (УО) в возрасте от 14 до 16 лет (экспериментальная группа), 25 подростков с нормальным психическим развитием (НПР) в возрасте от 14 до 16 лет.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Исследование особенностей самосознания подростков с УО в сравнении с особенностями самосознания подростков с НПР показал следующее:
1. У большинства испытуемых подростков с умственной отсталостью достаточно высокий уровень притязаний — 58%. Низкий уровень притязаний находится на втором месте по численности испытуемых — 14%. Адекватный уровень присутствует лишь у немногих испытуемых — 28%.
2. Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн таковы: адекватный уровень самооценки показали наименьшее количество испытуемых 14%. Заниженный уровень самооценки отмечается также у 14% опрошенных подростков и завышенную самооценку показали большинство участников исследования, а именно 72% подростков с УО.
3. По итогам исследования «Лесенка», были получены следующие данные: 60% испытуемых с УО поставили себя на верхнюю ступеньку, и сказали о том, что родители и учителя оценили бы их также; 26% испытуемых поставили себя на 7 ступеньку, по их мнению, учитель и мама оценили бы их ниже (на 2 или 3 ступени); 14% испытуемых поставили себя на самую низкую ступеньку, сообщив о том, что мама и учитель думают также.
4. По итогам диагностического обследования по тесту Розенцвейга подростки с умственной отсталостью имеют низкий уровень показателя GCR - 68% испытуемых. В группе подростков с НПР этот показатель значительно ниже - 14%. Высокий уровень показателя GCR среди подростков с умственной отсталостью наблюдается у 12% испытуемых. В то время как у подростков с НПР этот показатель имеет высокий уровень у 56% испытуемых. Средний уровень показателя GCR наблюдается у 20% испытуемых подростков с умственной отсталостью и у 30% испытуемых подростков с НПР.
5. Среди подростков с умственной отсталостью экс-трапунитивные поведенческие реакции составляют 42%. Среди подростков с умственной отсталостью интропу-нитивные реакции составляют 10%. Импунитивные реакции среди подростков с умственной отсталостью составляют 48%.
Проведенное изучение особенностей самосознания умственно отсталых подростков показывает, что большая их часть не имеет адекватной самооценки и не проявляют адекватной реакции на неудачу с учетом контекста социальной ситуации. У данной категории лиц самоидентификация развита недостаточно, она замещается внушаемостью, подчиняемостью мнению окружающих, значимых других.
Подросткам свойственны несамостоятельность при конструировании образа себя, они не могут адекватно оценивать поступки других людей, затрудняется в оценке своих собственных поступков и не испытывают потребности и не умеют планировать свою жизнь. Выявленные особенности самосознания подростков с умственной отсталостью могут стать благоприятной основой для формирования трудностей межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, лечь в основу их социальной дезадаптации.
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ...
Исходя из результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, можно построить коррекци-онную программу, направленную на развитие всех компонентов Я-концепции, включая поведение у подростков с умственной отсталостью, адекватного социальным ситуациям и более гармоничному самосознанию и формируемым навыкам рефлексии.
Цель программы: актуализация процесса формирования самосознания подростков с умственной отсталостью, с использованием СПТ тренингов.
Задачи:
1) Формирование навыков социально-адекватного поведения подростков с умственной отсталостью.
2) Создание условия для развития образа Я, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний.
3) Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия.
5) Обучить способам выражения своих чувств.
6) Приобретение элементов рефлексии навыков рефлексии.
С целью определения эффективности нашей психо-коррекционной программы экспериментальная группа подростков с умственной отсталостью была поделена на две подгруппы, одна из которых принимала участие в формирующем эксперименте, а другая нет.
Повторное исследование по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А. М. Прихожан показало, в результате проведенного цикла коррекционно-развива-ющих занятий в экспериментальной группе подростков с умственной отсталостью повысился уровень адекватной самооценки и составляет 42% вместо 17%.
Низкий уровень самооценки после проведенных занятий не наблюдается ни у кого из подростков экспериментальной группы. Также небольшие изменения произошли и среди подростков с завышенной самооценкой, а именно их число уменьшилось и составляет 58% вместо 66%.
Адекватный уровень притязаний после проведенного формирующего эксперимента наблюдается у 58% испытуемых экспериментальной группы вместо 25% до проведения коррекционно-развивающих занятий. Низкий уровень притязаний после проведенных занятий не наблюдается ни у кого из подростков экспериментальной группы.
Также изменился показатель высокого уровня притязаний и сейчас он составляет 42% вместо 58%.
Стоит отметить, что после проведения цикла коррек-ционно-развивающих занятий по программе развития самосознания подростки с умственной отсталостью стали более внимательны к себе и стали стараться соотносить свои ответы с реальностью, а не с мнением значимых других.
Результаты исследования по методике «Лесенка» В.Г.Щур до и после формирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе подростков с умственной отсталостью произошли количественные и качественные изменения уровня самооценки. В результате проведенного цикла коррекционно-развивающих занятий в группе подростков с умственной отсталостью повысился уровень адекватной самооценки и составляет 42% вместо 25%. Низкий уровень самооценки после проведенных занятий не проявился ни у кого из подростков экспериментальной группы. Также небольшие изменения произошли и среди подростков с завышенной самооценкой, а именно их число уменьшилось и составляет 58% вместо 66%.
Повторное исследование по методике рисуночной фрустрации Розенцвейга позволило выявить, что в экспериментальной группе подростков с умственной отсталостью по показателю GCR данные изменились следующим образом: низкий уровень наблюдается среди 33% испытуемых, средний уровень остался без изменений и составляет 17% и высокий уровень увеличился до 50% испытуемых.
Экстрапунитивные реакции наблюдаются у 33% испытуемых вместо 50%; интропунитивные реакции наблюдаются у 42% испытуемых вместо 8%; импунитив-ные реакции наблюдаются у 25% испытуемых вместо 42%.
В контрольной группе подростков с умственной отсталостью, не участвовавших в программе коррекции самосознания, показатели остались без изменений.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Итак, подростки с умственной отсталостью в силу специфики развития имеют особенности развития самосознания по сравнению с подростками с нормальным психическим развитием, однако в процессе специально организованной коррекции показывают положительную динамику развития самосознания.
В практическом плане, представленная программа психокоррекционных занятий с играми, тренингами, в основу которой положены принципы активности всех участников, систематичности занятий и ситуативной близости, обеспечивает повышение уровня продуктивной деятельности подростков и как следствие повышение уровня развития самосознания подростков с умственной отсталостью.
Выводы, сделанные на основе анализа представленных в данной работе результатов, могут быть в дальнейшем использованы в практической деятельности педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, воспитателей т.е. всех тех, кто заинтересован в построении эффективной работы по вопросам развития самосознания подростков с умственной отсталостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания /Избр. психол.тр.: В 2 т. — М., 1980, 286 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — М., 1996, 213с.
3. Джеймс У. Психология / У. Джеймс — М., 1991, 99 с.
4. Кон И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон —М, 1987, 277 с.
5. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности /Е.Т. Соколова — М., 1999. 206 с.
6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин М., 2001. 210 с.
7. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин — М.: Московский университет, 1983. 288 с.
8. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Отв. редактор пр. В.М. Банщиков. — М., 1966. 180 с.
9. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова — М.: Наука, 1977. 144 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 2001, 352 с.
11. МаксимоваН.Ю. Оценочная деятельность и формирование самооценки школьников//Вопросы психологии. — 1983. — №5. — С.42-47.
12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/ О.В. Хухлаева — М., 2006, 312 с.
13. Кожалиева Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания и содержания образа «Я» у подростков с нарушением интеллекта: метод. рекомендации. М., 2007.47 с.
14. Кузьмина Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости: автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 2009. 26 с.
15. Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с.
16. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская — М., 1995. 23 с.
17. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 82-85.
18. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1539.
19. Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. № 1. С. 22—25.
20. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 863.
21. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал приклад-
Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna
ON THE PROBLEM OF SELF-AWARENESS CORRECTION IN ADOLESCENTS ..
psychological science
ных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152-158.
22. Конева И.А., Кондратьева Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 13.
Статья поступила в редакцию 12.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
54
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)