Пациенты с хроническим болевым синдромом также входят в категорию заболеваний психосоматического спектра, но для продуктивной психологической адаптации необходимы иные способы воздействия. При работе с данной группой большое значение имеет установление доверительного контакта, как правило, такие пациенты имеют неразрешенные конфликты или находятся в ситуации утраты, патологического переживания горя. Описываемая группа менее ориентирована на работу с психологами и психотерапевта, поэтому требуется более длительный период времени для безопасного снижение механизмов отрицания, которые одни из ведущих в иерархии психологических защит. Пациенты данной группы нуждаются в индивидуальных формах работы и психотерапии специалиста с большим опытом.
Выводы:
1. Обнаружено, что у пациентов с метаболическим синдромом сильнее выражена тревога и депрессия, чем у пациентов с хроническим болевым синдромом, что может способствовать дальнейшему усугублению заболевания.
2. Обнаружено, что пациенты обеих групп демонстрируют низкую самооценку своего здоровья, при этом не компенсируют ее в других сферах.
3. Выявлено, что в обеих группах пациенты используют неэффективные защитные механизмы (ХБС - отрицание; МС - регрессия) и копинг-стратегии (ХБС - принятие ответственности; МС - поиск социальной поддержки), что усложняет процесс лечения заболеваний.
4. Гипотеза о том, что пациенты с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом имеют различия в личностных особенностях и адаптационных возможностях подтверждается. Пациенты с метаболическими нарушениями склонны к более выраженным тревожно-депрессивным проявлениям, для снижения которых, используют регрессию и поиск социальной поддержки, что нивелирует активность пациента в процессе лечения. Пациенты с болевым синдромом менее тревожны, что тесно связано с тенденцией к отрицанию, которая приводит к снижению эффективности совладания с заболеванием.
Литература:
1. Бокарев И.Н. О метаболическом синдроме // Клинический опыт двадцатки. 2013. № 4 (20). С. 6-12.
2. Яхно Н.Н. Неврология боли // Российский журнал боли. 2013. № 2 (39). С. 3-5.
Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Васютина Светлана Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой регуляции у старших дошкольников с нормой развития и их сверстников с умственной отсталостью.
В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с умственной отсталостью специфических особенностей эмоционально- волевой саморегуляции поведения. Выявленные особенности требуют проведения коррекционно- развивающей работы.
Ключевые слова: эмоционально-волевая саморегуляция, умственная отсталость, фрустрация, дошкольный возраст.
Annotation. The article discusses the features of emotional and volitional regulation in older preschoolers with normal development and their peers with mental retardation.
The article presents the results of diagnosis, confirming the presence of older preschoolers with mental retardation specific features of emotional - volitional self-regulation of behavior. The identified features require corrective and developmental work.
Keywords: emotional and volitional self-regulation, mental retardation, frustration, preschool age.
Введение. Целью нашего исследования стало проведение исследования особенностей эмоционально-волевой саморегуляции умственно отсталых старших дошкольников и их нормотипичных сверстников.
Актуальность исследования обусловлена относительно небольшим количеством работ, в которых происходит сравнительный анализ эмоционально-волевой саморегуляции в старшем дошкольном возрасте.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №14» г. Городца. В исследование принимали участие воспитанники учреждения групп компенсирующей направленности - 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет и 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет с нормой развития.
Для реализации первого этапа эксперимента нами были подобраны следующие методики:
1. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева).
2. Методика изучения мобилизации волевых усилий.
3. Методика изучения достижения цели в условии помех.
4. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (Модификация Н.В. Тарабриной).
Первым экспериментом было проведение методики «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева) [1, 41.
Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
В группе детей с нормой развития 87% детей просидели с закрытыми глазами больше 4 минут, но так же отмечалось подглядывание меньше 5 раз, 10% детей просидели ровно 3 минуты, так же отмечалось подглядывание и 3% детей хитрыми способами подглядывали во время эксперимента и чем через две минуты открывали глаза.
В группе детей с умственной отсталостью с заданием справился 3 % детей, ребенок просидел с закрытыми глазами все три минуты.
97% детей не справились с заданием. Из этих 97% детей, 34% подглядывали, но просидели минуту, а 66% детей сразу открыли глаза.
Так же у всех детей отмечались самостоятельные действия. Результат представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаевой)
Время ожидания Число подглядываний Кол-во самостоятельных действий
н и м г 3мин 2мин 1мин >1мин о 5 > 5 V о 5 > 5 V
НР УО НР О ^ НР УО НР О НР УО НР УО НР УО НР УО НР УО НР УО НР УО
хО чО чО чО % чО % чО % ■чО чО
7 00 о 0 % т % т о о 4 т о 6 о % т 7 00 4 т 3 6 о о 7 % т 3 т 7
Вторая серия. «Дождись своей очереди». В опыте участвуют двое детей. Экспериментатор предлагает одному из них поиграть в новую игру, а другому (испытуемому) посидеть 3 мин с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.
В группе детей с нормой развития 67% детей просидели с закрытыми глазами больше 4 минут, но так же отмечалось подглядывание меньше 5 раз, 23% детей просидели ровно 3 минуты, так же отмечалось подглядывание и 10% детей хитрыми способами подглядывали во время эксперимента и чем через две минуты открывали глаза.
В группе детей с умственной отсталостью с заданием справился 3 % детей, ребенок просидел с закрытыми глазами все три минуты.
97% детей не справились с заданием. Из этих 97% детей, 34% подглядывали, но просидели минуту, а 66% детей сразу открыли глаза.
Так же у всех детей отмечались самостоятельные действия. Результат представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования по методике мобилизации волевых усилий (Г.А. Урунтаевой)
Время ожидания Число подглядываний Кол-во самостоятельных действий
4мин 3мин 2мин 1мин >1мин о 5 > 5 V о 5 > 5 V
НР О О О О О О о О О о О
чО 7 о чО 3 X© % т чО 0 о о чО 4 т о чО 6 о о чО 7 чО 7 т чО 3 т чО 6 о о чО 7 чО % т чО 3 т х© 7
Анализируя результаты исследования можно сделать вывод, что большинство старших дошкольников с нормой развития умеют удерживать и достигать цели, поставленной взрослым, но выполняют требования взрослого не точно, после напоминаний, демонстрируют досаду. Умеют достигать цели в условиях препятствий, доводить дело до конца, но на препятствия реагируют с обидой. Особенно ярко это выражалось во второй серии эксперимента, когда одному ребенку приходилось ждать своей очереди, пока другой играет в игрушку. Так же стоит отметить репертуар самостоятельных действий детей. Большинство детей выражали замещающие действия: рисовали на столе пальцем, чесали нос, постукивали ногой по ножке стола и т.д. Волевые качества и привычки у старших дошкольников развиты слабо, но все же они развиты гораздо больше, чем у их сверстников с умственной отсталостью.
В группе детей с умственной отсталостью наблюдались негативные реакции на инструкцию взрослого, агрессивность по отношению к другому ребенку. Некоторые дети пытались отобрать игрушку у своего соседа, не дождавшись своей очереди.
Далее рассмотрим результаты проведения методики «Изучение мобилизации волевых усилий».
В эксперименте участвуют одновременно несколько детей одного возраста (4-7 лет). Ребёнку предлагают прыгнуть как можно дальше, измеряя длину прыжка. После того как вся группа выполнит задание, детям объясняют, что теперь их научат прыгать на большое расстояние так, как это делают спортсмены.
Эксперимент в обеих группах детей показал, что мотивация влияет на изменение длины прыжка, а следовательно, на мобилизацию волевых усилий.
Измерение длины прыжка после мотивационной инструкции показало, что каждый ребенок прыгнул дальше, чем в первый раз. Длина прыжка в первый и второй раз зависела только от половой принадлежности ребенка (длина прыжка у девочек была меньше, чем у мальчиков), и общего физического состояния (в группе детей с легкой степенью умственной отсталости были дети с плохой координацией).
В группе детей с нормой развития 30% мальчиков после мотивации прыгнули на расстояние больше метра. 50% мальчиков прыгнули на расстояние в 90 см, а 20 % девочек после мотивации улучшили свой прыжок на 10 см.
В группе детей с умственной отсталостью на длину второго прыжка так же повлияла мотивация. И во второй раз все дети улучшили свой результат.
Рассмотрим результаты проведения методики «Изучение достижения цели в условии помех». Исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает заполнить ребенку весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.
В группе детей с нормой развития с заданием справились 67% детей, то есть в протоколе зафиксировали отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (67% +), у 27% детей выявили наличие отвлечения (+; -) и у 6% детей зафиксировали невыполнение задания (-).
В группе детей с легкой степенью умственной отсталости у 10% детей выявили наличие отвлечения (+; -), у 73% детей зафиксировали невыполнение задания (-) и 17% детей не поняли инструкцию. Стоит отметить, что некоторые дети из второй группы чертили не в каждой клеточке, некоторые просто рисовали на листе, некоторые ставили не черточки, а другие знаки. Результат представлен на Рисунке 1.
100%
+ 1 +; - 1 - + 1 +; - 1 -
Дети с НР Дети с УО
Рисунок 1. График выполнения задания детей в обеих группах
Последним этапом исследования было проведение методики С. Розенцвейга (детский вариант в модификации Н.В. Тарабриной) [2, 3, 51.
Анализируя результаты исследования по методике С. Розенцвейга, можно сказать, что у 67% детей с нормой развития социальная адаптация происходит достаточно эффективно. Их коэффициент социальной адаптации приближен к норме и составляет в среднем по выборке 58,7%, при норме 59,9% для дошкольного возраста. Уровень социальной адаптации остальных детей с НПР ниже нормативного значения. Среди них у одного ребёнка самый низкий индивидуальный показатель GCR равен 30%.
В группе детей с УО результаты отличаются. Только 13,3% детей имеют коэффициент GCR в пределах нормы, а 86,7% детей имеют трудности социальной адаптации, испытывают сложности во взаимоотношениях с окружающими. У детей с умственной отсталостью среднее по выборке значение GCR ниже стандартных данных и составляет 49,8%.
Затем, мы перешли к выявлению профиля фрустрационных реакций. В Таблице 3 приведены показатели типа и направления реакции у детей с НПР и с УО.
Таблица 3
Типы и направления реакций, выявленные у детей с НПР и с УО по тесту рисуночной фрустрации
С. Розенцвейга
Типы и направления реакции
OD% ED % № % Е % I % М %
Группы детей Й УО УО О > О > О > О >
о ® « -лет хО X© % % % % % % % % % %
лоте 3 т 0 7 5 чо 0 5 0 9 7 0 3
На основании полученных результатов делаем вывод, что во всех группах доминируют экстрапунитивные реакции детей по самозащитному типу.
В целом, это нормальная реакция для детей дошкольного возраста, так как чем младше ребёнок, тем более непосредственно и открыто он выражает свои эмоции, в том числе агрессию, враждебность по отношению к внешнему окружению. Но при этом показатели в группе детей с НПР - в пределах нормы, а в группе детей с УО завышены.
Это означает, что испытуемые с УО очень ранимы и уязвимы, в своих ответах они в первую очередь защищают собственное «Я». Выраженность экстрапунитивной реакции у большинства наших испытуемых с УО может служить признаком неадекватного эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации. У них возникают сложности с преодолением трудностей и адаптацией к условиям ситуации.
Эмоции, сопровождающие экстрапунитивные реакции - это возбуждение, гнев, обвинения в лишениях и препятствиях других людей. В некоторых случаях наблюдается скрытая агрессия и требование от другого лица разрешения фрустрирующего обстоятельства.
Таблица 5
Средние нормативные значенияGCR для разных возрастных групп детей по тесту С. Розенцвейга
Значения GCR Возрастная группа
6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
В баллах 6,0 7,5 8,6 10,4
В % 59,9 62,6 71,3 69,2
Выводы. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что эмоционально-волевая саморегуляция у старших дошкольников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и недоразвитием, в отличие от сверстников с нормальным развитием. Можно сделать вывод о необходимости следующего этапа работы - разработку комплексной программы психолого- педагогического сопровождения, направленную на развитие эмоционально-волевой саморегуляции умственно отсталых старших дошкольников.
Литература:
1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.
2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
3. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С. 150-172.
4. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. - 291 с.
5. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
Психология
УДК:159.9.07.
кандидат психологических наук, доцент Маркова Ирина Ивановна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ДЕВИАНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к здоровью девиантов юношеского возраста. У них преобладает низкий уровень проявления эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонента отношения к здоровью. Девианты осознают «здоровье» как ценностную категорию. Однако это не проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности. Рассматриваются особенности работы педагога-психолога по формированию активного отношения к здоровью у лиц юношеского возраста с девиантной направленностью личности.