Научная статья на тему 'Особенности отношения к здоровью девиантов юношеского возраста'

Особенности отношения к здоровью девиантов юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIANT / HEALTH / ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к здоровью девиантов юношеского возраста. У них преобладает низкий уровень проявления эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонента отношения к здоровью. Девианты осознают «здоровье» как ценностную категорию. Однако это не проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности. Рассматриваются особенности работы педагога-психолога по формированию активного отношения к здоровью у лиц юношеского возраста с девиантной направленностью личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ATTITUDE TO THE HEALTH OF YOUNG DEVIANTS

The article considers the results of an empirical study of the characteristics of the attitude to the health of young deviants. They have a low level of manifestation of emotional, cognitive, practical, progressive component of attitude to health. Deviants are aware of "health" as a value category. However, this is not manifested in their actions and practical recreational activities. Features of work of the teacher-psychologist on formation of the active attitude to health at persons of youthful age with a deviant orientation of the personality are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения к здоровью девиантов юношеского возраста»

Таблица 3

Типы и направления реакций, выявленные у детей с НПР и с УО по тесту рисуночной фрустрации

С. Розенцвейга

Типы и направления реакции

OD% ED % № % Е % I % М %

Группы детей Й УО УО О > О > О > О >

о ® « -лет хО X© % % % % % % % % % %

лоте 3 т 0 7 5 чо 0 5 0 9 7 0 3

На основании полученных результатов делаем вывод, что во всех группах доминируют экстрапунитивные реакции детей по самозащитному типу.

В целом, это нормальная реакция для детей дошкольного возраста, так как чем младше ребёнок, тем более непосредственно и открыто он выражает свои эмоции, в том числе агрессию, враждебность по отношению к внешнему окружению. Но при этом показатели в группе детей с НПР - в пределах нормы, а в группе детей с УО завышены.

Это означает, что испытуемые с УО очень ранимы и уязвимы, в своих ответах они в первую очередь защищают собственное «Я». Выраженность экстрапунитивной реакции у большинства наших испытуемых с УО может служить признаком неадекватного эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации. У них возникают сложности с преодолением трудностей и адаптацией к условиям ситуации.

Эмоции, сопровождающие экстрапунитивные реакции - это возбуждение, гнев, обвинения в лишениях и препятствиях других людей. В некоторых случаях наблюдается скрытая агрессия и требование от другого лица разрешения фрустрирующего обстоятельства.

Таблица 5

Средние нормативные значенияGCR для разных возрастных групп детей по тесту С. Розенцвейга

Значения GCR Возрастная группа

6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет

В баллах 6,0 7,5 8,6 10,4

В % 59,9 62,6 71,3 69,2

Выводы. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что эмоционально-волевая саморегуляция у старших дошкольников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и недоразвитием, в отличие от сверстников с нормальным развитием. Можно сделать вывод о необходимости следующего этапа работы - разработку комплексной программы психолого- педагогического сопровождения, направленную на развитие эмоционально-волевой саморегуляции умственно отсталых старших дошкольников.

Литература:

1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

3. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С. 150-172.

4. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. - 291 с.

5. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.

Психология

УДК:159.9.07.

кандидат психологических наук, доцент Маркова Ирина Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ДЕВИАНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к здоровью девиантов юношеского возраста. У них преобладает низкий уровень проявления эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонента отношения к здоровью. Девианты осознают «здоровье» как ценностную категорию. Однако это не проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности. Рассматриваются особенности работы педагога-психолога по формированию активного отношения к здоровью у лиц юношеского возраста с девиантной направленностью личности.

Ключевые слова: девиантное поведение, девианты, здоровье, отношение к здоровью.

An^taUm. The article considers the results of an empirical study of the characteristics of the attitude to the health of young deviants. They have a low level of manifestation of emotional, cognitive, practical, progressive component of attitude to health. Deviants are aware of "health" as a value category. However, this is not manifested in their actions and practical recreational activities. Features of work of the teacher-psychologist on formation of the active attitude to health at persons of youthful age with a deviant orientation of the personality are considered.

Keywords: deviant behavior, deviant, health, attitude to health.

Введение. Девиантное поведение в подростковом, юношеском возрасте всегда выступало острой проблемой. Актуализация ее в настоящее время обуславливается усложнением условий функционирования общества в целом, неустойчивостью, напряженностью. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, всплеск делинквентности, алкоголизации, наркотизации, гетеро- и аутоагрессивности, криминальной активности и других психосоциальных расстройств среди молодежи. На сегодняшний день по данным мониторинга наркоситуации в стране около 8,5 млн. чел. потребляет наркотики с разной степенью регулярности. Средний возраст начала употребления наркотиков составляет 15-16 лет, а средний возраст умерших от сопутствующих наркомании заболеваний и передозировок - 30 лет. До 76% подростков в возрасте 14-16 лет имеют опыт употребления пива. По данным обследования школьников общеобразовательных школ, к одиннадцатому классу курят 60% юношей и почти 40% девушек, при этом в 15 лет каждый десятый имеет никотиновую зависимость [2, с. 7, 8].

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Изучение отношения к здоровью у девиантов юношеского возраста необходимо для понимания механизмов формирования ряда девиаций, для понимания специфики профилактической работы с данным контингентом.

Одним из центральных понятий психологии здоровья, по мнению Г.С. Никифорова, можно считать «отношение к здоровью». Отношение к здоровью Г.С. Никифоров [3; с. 279] с соавторами определяют, как «систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния».

Выделяют следующие компоненты отношения к здоровью: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий.

1. Когнитивный компонент предполагает наличие знаний о своем здоровье, осознание того, какую роль играет здоровье в различных сферах жизнедеятельности, понимание негативных и позитивных факторов, влияющих на здоровье.

2. Эмоциональный компонент представлен переживаниями, чувствами, испытываемыми человеком по поводу здоровья.

3. Мотивационно-поведенческий компонент отражает значимость здоровья в ценностной иерархии личности, особенности мотивации вести здоровый образ жизни, особенности поведения в сфере здоровья, степень желания вести здоровый образ жизни, стратегии поведения человека в ситуации ухудшения здоровья.

Изложение основного материала статьи. В исследовании особенностей отношения к здоровью девиантов юношеского возраста принимало участие 45 человек в возрасте 15-17 лет, из них 25 девушек и 20 юношей. Эмпирическое исследование проходило на базе МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области и на базе одного из государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования г. Воронежа.

В основную группу вошло 22 человека, у которых ярко выражены признаки асоциального поведения (по классификации Е.В. Змановской) со следующими его проявлениями: регулярные прогулы уроков в школе и занятий в техникуме, злоупотребление табаком, агрессивность, ложь, злословие, субкультурные девиации (сленг, татуировки). Имели место случаи привода некоторых испытуемых в милицию за распитие спиртных напитков в общественных местах и употребление психоактивных веществ.

В контрольную группу вошло 23 школьника (10-11 классы) без признаков девиантного поведения.

В целях изучения отношения к здоровью у лиц юношеского возраста с девиантной направленностью личности, применялся следующий психодиагностический инструментарий: опросник «Индекс отношения к здоровью», разработанный С. Дерябо, В. Ясвиным; авторский вариант беседы; экспериментальная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; проективный рисунок «Здоровье и болезнь» О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были обработаны путем качественного и количественного анализа. Достоверность различий в основной и контрольной группах определялась с помощью критерия согласия Пирсона. Критерием достоверности различий было выбрано значение p<0,05.

Анализ результатов исследования показал, что в основной группе доминирует низкий уровень (56%), в контрольной - средний уровень (69%) сформированности эмоционального компонента отношения к здоровью.

Испытуемые, склонные к девиантному поведению, недостаточно чувствительны к различным жизненным (витальным) проявлениям своего организма, забота о своем здоровье не вызывает у них положительных эмоций, доминируют отрицательные общественные эмоциональные стереотипы по отношению к здоровому образу жизни.

У 60% девиантов выявлен низкий уровень познавательного компонента отношения к здоровью. Отношение к здоровью у них мало затрагивает познавательную сферу. Они не проявляют интерес к информации о здоровье, размещаемой в средствах массовой информации, демонстрируют равнодушие к данной теме. В контрольной группе примерно в равной степени выражены средние (40 %) и высокие значения (45%) по данному параметру.

Низкий уровень практического компонента отношения к здоровью доминирует у 65% испытуемых основной группы. У них отсутствует желание систематически заниматься спортом, оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки. У школьников в равной степени выражены средний (45%) и высокий уровни (42%) данного компонента отношения к здоровью.

В основной группе у большинства опрашиваемых (60%) низкие значения по параметру «поступок». Они считают, что забота о здоровье - это «личное дело», поэтому не стремятся влиять на отношения других людей к своему здоровью. У старшеклассников чаще встречаются средние значения.

Значимость (доминантность) отношения к здоровью в основной группе выглядит следующим образом: у 40% отношение к здоровью является низко доминантным, у 35% отношение к здоровью имеет средний уровень, высокая доминантность выражена у 25% испытуемых.

Отношение к здоровью является высоко доминантным у 56% испытуемых контрольной группы, средний уровень доминантности выявлен у 28% школьников, низкая доминантность отношения к здоровью определена у 16% испытуемых контрольной группы.

Опрос показал, что большинство испытуемых основной группы (64%) считают себя недостаточно здоровыми людьми. Выделяют различия между психологическим и физическим здоровьем 42% респондентов с девиантным поведением. Физическое здоровье предполагает отсутствие болезней, здоровое тело, психологическое здоровье зависит от душевного состояния человека. Для 33% взаимосвязь физического и психологического компонента здоровья не понятна.

Информационные часы, занятия физической культурой, профилактический осмотр врачей - это наиболее распространенные формы работы по формированию ценностного отношения к здоровью, проводимые в техникуме. Их эффективность оценивается в «4» балла. По мнению испытуемых основной группы, укреплению здоровья способствуют прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, посещение врачей, лекции о ЗОЖ, запрет продажи алкоголя и табака. Однако каждый четвертый скептически относится к необходимости заботиться о своем здоровье. Половина опрашиваемых не смогла сказать, на укрепление физического или психологического здоровья направлено большинство проводимых мероприятий в учебном заведении.

Способы сохранения здоровья интересуют 47% испытуемых, склонных к девиантному поведению, 40% отдают предпочтение информации о вредных привычках и сопутствующих болезнях, у 13% отсутствует интерес, как к здоровью, так и к болезни.

В основной группе быть здоровыми хотят 82% респондентов. По их мнению, здоровье - это хорошее самочувствие, позволяющее прожить долго и счастливо. Проблемы со здоровьем возникают по вине самого человека (неправильный образ жизни), а также обусловлены внешними факторами, например, неблагоприятной экологической обстановкой. Испытуемые с девиантным поведением не понимают смысла возникающих болезней.

В контрольной группе 72% опрашиваемых считают себя здоровыми. Большинство старшеклассников понимают разницу между физическим и психологическом здоровьем («физическое здоровье - это состояние тела, психологическое - состояние души и внутреннего мира»), осознают взаимосвязь между этими понятиями («душевные переживания очень часто сопровождаются плохим самочувствием»).

Старшеклассники отмечают, что формированию ценностного отношения школьников к здоровью способствуют уроки физической культуры и ОБЖ, спортивные секции, внеклассные спортивные мероприятия, классные часы, медицинское обследование, а также занятия, консультации, проводимые педагогом-психологом. Эффективность подобных мероприятий оценивается на «4» балла.

Большинство испытуемых контрольной группы (62%) отмечают, что в школе проводится больше мероприятий по укреплению физического здоровья, нежели психологического (11%). Старшеклассникам интересна преимущественно информация о здоровье, его сохранении и поддержании, а не о болезнях и вредных привычках. Все испытуемые хотят быть здоровыми, чтобы хорошо себя чувствовать, жить долгой и наполненной жизнью. Среди причин заболеваний указываются ослабленные ресурсы организма, нездоровый образ жизни, игнорирование профилактических мероприятий, неблагоприятная экология.

По мнению школьников, болезни существуют как стимулы для разработки новых способов лечения, болезни выступают в качестве сигналов о только возникающих проблемах, как испытание, пройдя через которое, человек становится мудрее, как стимул для укрепления здоровья.

Результаты исследования показали, что в основной группе у 32% уровень самооценки здоровья высокий, у 31 % - адекватный, 37% считают себя больными. По мнению девиантов, больные люди - это те, у которых наблюдаются «отклонения от нормы», «зависимы от психоактивных веществ», «курят, пьют». Абсолютно здоровыми эти испытуемые не могут назвать себя потому, что «часто болеют», «не укрепляют иммунитет», «не берегут здоровье». Те, кто считает себя больными, указывают на зависимость от вредных привычек.

В контрольной группе 72 % уровень самооценки здоровья высокий, у 22 % - адекватный, 6 % считают себя больными. Старшеклассники обращают внимание на то, что «надо уделять больше внимание своему здоровью и занятиям спортом». Здоровые люди, по мнению школьников, редко болеют, физически крепкие, следят за состоянием организма, у них хорошие самочувствие.

Анализ рисунков «Здоровье и болезнь» показал, что у большинства (72%) испытуемых с девиантным поведением недостаточно хорошо сформированы представления и о здоровье, и о болезни. Рисунки схематичны, изображения плохо прорисованы. Их отличает невысокая динамичность, сюжетная ограниченность, бедная цветовая гамма, низкая оригинальность. Болезнь, как правило, ассоциируется с социальной средой, здоровье - с природой.

В контрольной группе лучше сформированы представления о здоровье, чем о болезни. Изображения здоровья, по сравнению с рисунками болезни, отличаются более богатой цветовой гаммой. Образы болезни более стереотипны, чем изображение здоровья. Элементы природы чаще были представлены на рисунках здоровья, чем на рисунках болезни (здоровье-69%, болезнь -31%), тогда как элементы социума преобладают на рисунках болезни (89%).

Результаты исследования отношения к здоровью по опроснику Р.А. Березовской показали, у испытуемых основной (97%) и контрольной (100%) групп доминирует ценностно-мотивируемый компонент. Это свидетельствует о том, что здоровье занимает ведущее место в системе терминальных ценностей и здоровье не рассматривается как средство для достижения обычных целей в жизни.

Как показывает исследование, в юношеском возрасте здоровье рассматривается как ценность, однако ею редко руководствуются в практической деятельности. Это особенность возраста. Молодые люди, входящие в период физического расцвета, чувствуют себя неуязвимыми. Они бесстрашны, готовы к риску, без которого невозможно познание мира. К тому же человеку присущ сверхоптимизм, поэтому страх возникновения заболеваний отсутствует («Не со мной...», «Один раз ничего не будет...»).

Формирование активного отношения к здоровью можно рассматривать как одно из направлений профилактики девиантного поведения на разных возрастных этапах. В последние годы специалисты отмечают необходимость рассмотрения вопросов профилактики не только с позиции патогенеза, но также саногенеза - возникновения и поддержания здоровья. Исследователи предпочитают подход «моделирование здоровья» подходу «моделирование болезни», как более перспективный. Модель здоровья основывается на понятии продвижения к здоровью как профилактике, а точнее - превенции болезней. Понятие превенции -более широкое и предполагает не только уход от болезни, но и развитие протективных факторов, способствующих здоровью. Среди отечественных авторов идеи саногенетической превенции разделяют и развивают В.П. Петленко, Г.Н. Анапасенко, Л.А. Попова, В.П. Наталенко, А.Н. Алехин, Д.Н. Давиденко, Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев и др.

Педагогу-психологу при формировании ценностного отношения к здоровью важно ориентироваться на возрастные задачи юношеского возраста, затрагивать лично интересующие девиантов аспекты здоровья. Например, говоря о вреде психоактивных веществ, необходимо подчеркивать, что наркотики - угроза главному, чего ищут так в юношеском возрасте - силе, свободе, интересной жизни, будущему. Среди лиц юношеского возраста с девиантной направленностью личности много тех, кто считает себя уже больным. В связи с этим необходима организация встреч с медицинскими специалистами (педиатра, андролога, гинеколога, психотерапевта, венеролога, невролога, нарколога), которые информировали бы о тех заболеваниях, которые актуальны для юношеской аудитории.

Педагогу-психологу важно раскрывать психологические аспекты здоровья. Психологическую составляющую здоровьесбережения в образовательном учреждении можно рассматривать как формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Психологическое здоровье - это личностное здоровье, или здоровье личности в целом - мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой, нравственной сферы. Критери психологического здоровья: личностная зрелость (в том числе самоактуализация по А. Маслоу), сформированность мировоззрения, ответственность, самостоятельность, стрессоустойчивость, конструктивность в решении жизненных ситуаций, активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих [1; с. 57].

В деятельности по профилактике девиантных форм поведения ведущим является информационный подход, который базируется на предоставлении частичной информации о вредных привычках, различных формах зависимостей, об их негативных последствиях для здоровья. Однако специалисты оценивают эффективность санитарного просвещения, как низкую. Поэтому педагогу-психологу в работе с девиантами целесообразно использовать активные методы социально-психологического обучения (социально-психологический тренинг; психологические игры; тренинговые занятия; «встречи», флешмобы; перфомансы; психологические акции). С их помощью организуется активность участников в пространстве и времени с целью достижения изменений жизни обучающихся. Данные формы работы, воздействуя на эмоциональную сферу участников, позволяют обеспечить их нужной информацией, пробуждают интерес, способствуют эффективному усвоению материала, помогают сформировать оптимальную личную стратегию поведения в типичных ситуациях, формируют жизненные навыки и др.

Выводы. Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие особенности отношения к здоровью у лиц юношеского возраста с асоциальной направленностью личности. У них преобладает низкий уровень проявления эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонента отношения к здоровью. Изменения в состоянии здоровья игнорируются. Интерес к какой-либо информации о своем здоровье и здоровом образе жизни снижен. Девианты плохо включаются в различные практические действия, направленные на заботу о здоровье. У них не проявляется стремление повлиять на других людей, чтобы те обратили внимание на свое здоровье. Выражен низкий уровень интенсивности отношения к здоровью. Представления, как о здоровье, так и о болезни сформированы слабо, носят хаотичный, бессистемный характер. Девианты осознают «здоровье» как ценностную категорию. Однако это не проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности. Здоровье не рассматривается как средство для достижения успеха в жизни. Состояние здоровья в значительной степени определяется отношением к здоровью и здоровому образу жизни. Девианты считают себя недостаточно здоровыми людьми, поскольку часто болеют, имеют вредные привычки, не заботятся о здоровье. Формирование активного отношения к здоровью можно рассматривать как одно из направлений профилактики девиантного поведения на разных возрастных этапах. Основная работа должна быть направлена на создание сильного образа нормы. Вопросы предупреждения различных форм девиантного поведения необходимо рассматривать не только с позиции патогенеза, но и саногенеза - возникновения и поддержания здоровья.

Литература:

1. Зинченко Т.О. Психология здоровья: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» / Т.О. Зинченко, Л.Э. Филатова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. 142 с.

2. Красненкова С.А. Социализация подростков и риски асоциального поведения: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» / С.А. Красненкова. И.И. Маркова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 368 с.

3. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Питер, 2003. 607 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.