Научная статья на тему 'Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья'

Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ / SOCIALIZATION DISABLED / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTIVE BEHAVIOR DISABLED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Птушкин Г. С., Сутырина М. П.

Рассмотрены особенности адаптивного поведения студентов с ограничениями здоровья по сравнению с контрольной группой здоровых студентов, по данным теста Розенцвейга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Птушкин Г. С., Сутырина М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE BEHAVIOR OF PERSONS WITH DISABILITIES

The features of the adaptive behavior of students with disabilities as compared to the control group of students, according to the test Rosenzweig.

Текст научной работы на тему «Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья»

YQK 159.97(075.8) + 316.6(075.8) Ptushkin G.S., Sutyrina M.P. ADAPTIVE BEHAVIOR OF PERSONS WITH DISABILITIES. The features of the adaptive behavior of students with disabilities as compared to the control group of students, according to the test Rosenzweig.

Key words: socialization disabled, social adaptation, adaptive behavior disabled.

Г.С. Птушкин, канд.тех.наук, директор ИСР ФГБОУ ВПО НГТУ, г. Новосибирск, ; М.П. Сутырина, ст. преп. ИСР ФГБОУ ВПО НГТУ, дефектолог-сурдопедагог, г. Новосибирск, E-mail: ptushkin@isr.dnsalias.org

АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рассмотрены особенности адаптивного поведения студентов с ограничениями здоровья по сравнению с контрольной группой здоровых студентов, по данным теста Розенцвейга.

Ключевые слова: социализация инвалидов, социальная адаптация, адаптивное поведение инвалидов.

Понятие адаптивное поведение относится к аспекту взаимоотношения индивида и социума. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это - социальное поведение, оно является интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности. Адаптивное поведение имеет внешне читаемые проявления: поведенческие реакции, акты, поступки, действия, и связано с успешностью и эффективностью социализации человека при нормальном развитии. Поведение лиц с ограничениями здоровья (ОЗ) имеет некоторые особенности, обусловленные тем или иным видом ограничения жизнедеятельности, что проявляется на процессуальном уровне социальной адаптации и объясняется общем дефицитом социального опыта.

У большинства инвалидов наблюдаются проявления социально-психологической дезадаптации различной степени выраженности. В социальной сфере зачастую возникают затруднения в профессионально-трудовой реализации, проведении досуга, семейной жизни, достигая в ряде случаев социальной изоляции. Со стороны психологической сферы у подавляющего большинства инвалидов могут быть выявлены нарушения практически на всех уровнях функционирования психики: на уровне эмоционально-волевой регуляции, индивидуально-психологическом, а также на уровне ценностных ориентаций, ведущих мотивов и установок. Между социальными и психологическими факторами дезадаптации инвалидов в обществе существует неразрывная взаимосвязь. Социальная изоляция неизбежно ведет к психологическим нарушениям, а психологические нарушения в свою очередь препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии - и, таким образом, углубляют социальную изоляцию инвалида [1; 2; 3].

Целью исследования было выявление особенностей и уровня социально-психологической адаптации у студентов с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с контрольной группой здоровых студентов.

Объект и методы исследования. Обследованы две группы студентов: 20 человек - студенты с нарушениями здоровья (патология опорно-двигательного аппарата), учащиеся Института социальной реабилитации НГТУ (9 девушек и 11 юношей), и контрольная группа, 20 человек, из них 8 юношей и 12 девушек, с нормой здоровья. Все испытуемые в возрасте 20- 25 лет.

Применялся тест «рисуночных ассоциаций» С. Розенцвейга (взрослый вариант) [4]. Методика позволяет дать общую характеристику поведенческих реакций, определить общий показатель адаптационных возможностей, прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности, а также определить уровень толерантности к фрустрации, тип реагирования в стрессовой ситуации. При анализе результатов во внимание принимались как направления, так и типы реакций, а также коэффициент группой адаптации (далее КГА), который служит мерой адаптации испытуемого к социальному окружению, и в норме бывает больше 60%. Низкий КГА говорит о том, что испытуемый часто попадает в конфликтные ситуации, не достаточно адаптирован к своему социальному окружению. Полученные данные были обработаны с помощью компьютерной программы Statistica 6.1.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов по тесту Розенцвейга показал следующие результаты. Вычисление коэффициента групповой адаптации в выделенных группах показало, что в контрольной группе он равен 45%, что ниже нормы, а в экспериментальной группе он равен 39,7%, что существенно ниже нормы. Внутри экспериментальной группы показатели КГА в пределах нормы встречаются у четверых человек, ниже нормы - у шестнадцати человек, что говорит о наличии скрытого комплекса неполноценности у большинства испытуемых, неуверенности, и это не являются эффективной формой поведения. Показатель КГА, полученный с помощью методики Розенцвейга, особенно информативен и интересен в случаях, когда коммуникативные взаимодействия с окружающими играют важную роль в жизни человека, когда перед ним часто возникает необходимость разрешения конфликтных ситуаций. В этом случае КГА выступает как определяющий степень соответствия поведения индивида существующим в какой-то конкретной группе эталонам реагирования на фрустрирующие ситуации, позволяющий успешно преодолевать эти ситуации, конструктивно и эффективно разрешать их.

В таблице 1 приведены направления реакций на фрустрацию: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные.

Анализ данных в двух группах по экстрапунитивным реакциям показали, что средние значения в контрольной и экспериментальной группе соответствует стандартному показателю, что говорит об отсутствии неадекватной повышенной требовательности к окружению. Можно отметить незначительную тенденцию в обеих группах экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни не подтверждает различий экстрапунитив-ной реакции в экспериментальной и контрольной группах, уровень р = 0,481.

Интропунитивные реакции - реакции самообвинения. Они обозначаются как 1-реакции. Ответы испытуемого указывают на то, что в ситуациях он обвиняет себя. В ответах присутствует порицание себя, недовольство собой, негодование на себя, признание собственной вины. Такие ответы сопровождаются чувством стыда, угрызения совести, чувством вины. По результатам исследования в контрольной группе показатель интрапунитивной реакции соответствует норме. Это говорит о том, что в конфликтной ситуации направленность отрицательных эмоций на себя соответствует оптимальному уровню, адекватностью чувства вины и достаточной самостоятельности в решении конфликта. В экспериментальной группе наблюдается повышенный показатель ин-тропунитивности. Обычно это указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения. В экспериментальной группе интропунитивная реакция имеет тенденцию с фиксацией на удовлетворение потребностей. Эта реакция свидетельствует об инициативности, стремление полагаться на свои силы при попытке выхода из сложной ситуации или трактоваться как наличие скрытого комплекса неполноценности, неуверенности в себе и желание доказать себе и окружающим обратное. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни подтверждает различия интропунитивной реакции в контрольной и экспе-риментальой группе, уровень р = 0,002.

Таблица 1

Направленность реакций в контрольной экспериментальной группе

№ Контрольная группа Экспериментальная группа

E I 1^ E I 1^

1 14,5 4 5,5 7 10 7

2 12,5 8,5 3 7 12 5

3 10 6 8 11 8,5 4,5

4 10 8 6 11,5 6,5 6

5 13 5 6 8 13 3

6 13 5 6 9,5 10,5 4

7 8 9 7 2 15,5 6,5

8 18 4 2 13 8 3

9 9 8 7 7 11 6

10 4 9 9 12 8 4

11 12 6 6 11 11 2

12 5 11 8 7 8 9

13 7 7 10 9 9 6

14 6 9 9 8 10 6

15 11 7 7 7,5 10 6,5

16 14 5 5 6 9,5 8,5

17 5 7 12 9 9 6

18 9 8 7 8 12 4

19 3 11 10 9,5 5,5 9

20 5 9 10 8 8,5 6,5

Среднее 9,45 7,325 7,175 8,55 9,8 5,6

E - экстрапунитивные реакции - внешне - обвинительные; I - интропунитивные реакции - реакции самообвинения;

1№ - импунитивные реакции - реакции без обвинительные.

Импунитивные реакции (М-реакции) - реакции безобвини-тельные. М-ответы субъекта указывают на его индифферентное отношение к ситуации, его безразличие к ней, её обесценивание или, в некоторых случаях, согласие с ситуацией препятствия или с чьим-то обвинением. В эту же группу входят ответы, в которых испытуемый рассматривает ситуацию примиряющим образом, когда никто не обвиняется. К импунитивным относятся и ответы, указывающие на то, что ситуация может разрешиться сама собой. В контрольной группе импунитивные реакции соответствуют норме. В экспериментальной группе импунитивные реакции ниже нормы. Студенты контрольной группы значительно чаще рассматривали ситуацию как малозначительную, не приписывая кому-либо вины за происходящее, наиболее стрессоустойчивы чем студенты экспериментальной группы. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни подтверждает различия инпунитивной реакции в контрольной и экспериментальнеой группе, уровень р = 0,034.

Типы реакций на фрустрацию приведены в таблице 2.

Препятственно-доминантный тип реакций, обозначаемый как Ой-реакции. При этом типе ответов главную роль играет само препятствие, значимо оно для человека, имеет положительный смысл, или же это препятствие незначимо. Но в любом случае акцент ставится на препятствии, а не на персоне, не на субъекте. Анализируя контрольную и экспериментальную группу, мы видим, что в контрольной группе показатель «с фиксацией на препятствие» соответствует норме, а в экспериментальной этот показатель несколько выше. Это говорит о том, что студентам экспериментальной группы свойственно «зацикливаться» на возникших проблемах и переживать по поводу их наличия. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни подтверждает различия между контрольной и экспериментальной группой в реакции «с фиксацией на припятствии», р = 0,029.

Эго-защитные реакции, или Ей-реакции - тип реакций, когда испытуемый играет наибольшую роль в ситуациях, он либо порицает кого-то и возлагает ответственность на другого, либо берёт вину и ответственность за случившееся на себя. Сюда же относятся и те ответы, в которых звучит нежелание испытуемого вообще кого-либо обвинять. В интерпретации С. Розенцвейга оценка показателя «с фиксацией на самозащите» означает силу или слабость «Я». Соответственно повышение показателя Ей характеризует слабую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредотачиваться в первую

очередь на защите собственного «Я». По результатам обследованных групп тип фиксации слабо выражен и показатели в обеих группах ниже нормы. В контрольной группе показатель «с фиксацией на самозащите» выше, чем в экспериментальной группе. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни подтверждает различия между контрольной и экс-перементальной группой в реакции «с фиксацией на самозащите» р = 0,005.

Необходимостно-упорствующий тип реакций, направленный на удовлетворение потребностей, NP-реакции. В ответах испытуемого при таком типе реакций мы видим его стремление разрешить ситуацию каким-то образом. Может быть, с помощью других лиц, может быть, собственными силами, а в некоторых случаях он доверяет естественному ходу событий снять фрустрацию. С. Розенцвейг называет необходимостно-упорствующий тип реакций конструктивным. В нашем случае в контрольной и экспериментальной группе средний показатель «с фиксацией на удовлетворение потребностей» выше нормы. Как правило, такие люди действуют гибко и успешно адаптируются к социальному окружению. Это - поведенческий компонент стрессоу-стойчивости, отражающий наличие навыков эффективного поведения в конфликте. Статистическая обработка данных с помощью критерия и Манна-Уитни не подтверждает различия между контрольной и эксперементальной группой в реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей» р = 0,881.

Выводы

1. В результате применения и анализа теста Розенцвейга у студентов с нарушениями здоровья выявлены некоторые особенности адаптивного поведения. Коэффициент групповой адаптации в целом в контрольной и экспериментальной группе значительно ниже среднего значения нормы, что говорит о низкой степени адаптации к своему социальному окружению у студентов выделенных групп, независимо от состояния здоровья. Этот факт нуждается в дальнейшем изучении.

2. Повышенный показатель интропунитивности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность студентов с ОЗ, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения. Сниженный уровень импунитивности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной указывает на меньшую стрессо-устойчивость студентов с ОЗ.

3. Студенты с нарушениями здоровья склонны чаще фиксироваться на препятствии, чем здоровые студенты. Им мало присуще стремление к самостоятельному разрешению возник-

Таблица 2

Типы реакций на фрустрацию в контрольной и экспериментальной группе

№ Контрольная группа Экспериментальная группа

OD ED NP OD ED NP

ї 7,5 9 7,5 ї0 ї0 4

2 5 9,5 9,5 5 6 їЗ

З 9 9 6 6,5 6,5 її

4 6 8 ї0 5,5 6,5 ї 2

5 7 9 8 6 8 ї0

6 8 ї 2 4 З,5 9 ї ї ,5

7 5 9 ї0 8 З,5 ї 2,5

8 5 її 8 її 6 7

9 6 її 7 ї З,5 5,5 5

ї0 4 9 її її 7 6

її 7 8 9 З 7 ї 4

ї2 З 8 їЗ ї0 4 ї0

їЗ 4 ї0 ї0 8 ї0 6

ї4 5 8 її 8 5 її

ї5 5 її 9 4 ї2 8

ї6 9 ї0 5 9 6,5 8,5

ї7 7 4 їЗ 6 З ї 5

ї8 6 6 ї2 9 8 7

ї9 З 7 ї4 7,5 4,5 ї 2

20 З 9 ї2 6 9 8

Среднее 5,725 8,875 9,45 7,5 6,85 9,6

шей проблемной ситуации, и они менее склонны фиксировать- 4. В целом, снижение социально-психологической адапта-

ся на самозащите, им свойственна повышенная ранимость, обид- ции студентов с ограничениями по здоровью связано с психоло-чивость, неадекватная самооценка, уязвимость. гическими механизмами.

Библиографический список

1. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Э/р]. - Р/д: www.yspu.yar.ru

2. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы. - Новосибирск, 2003.

3. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р Кудашев, А.А.Баранов. - СПб., 2006.

4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. - Самара, 2006.

Bibliography

ї. Vetrova, I.Yu. Problemih socialjnoyj adaptacii invalidov [Eh/r]. - R/d: www.yspu.yar.ru

2. Professionaljnoe obrazovanie lic s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: problemih i perspektivih. - Novosibirsk, 200З.

3. Psikhologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A.Baranov. - SPb., 2006.

4. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. - Samara, 2006.

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 159.922.74 Reshetova E.E. THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A SPHERE FOR CULTOROLOGICAL WORK WITH PUPILS. The article studies the existing state of cultorological work with pupils within the system of additional education; it discusses the problem of upbringing and education of pupils within the above system.

Key words: additional education, teacher for additional education, cultorological work, culture and education.

Е.Е. Решетова, зам. директора по методической работе Центра эстетического воспитания детей Нижегородской области, г. Нижний Новгород, E-mail: E-mail: metodist@deti-nn.ru

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В статье рассматривается современное состояние культурологической работы с учащимися в системе дополнительного образования, обсуждается проблема воспитания и образования школьников в данной системе.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, культурологическая работа, культура и образование.

Система дополнительного образования (как пространство социального и культурологического образования, воспитания и развития учащихся) неоднократно являлась предметом исследования в современной психологической и педагогической науке. Такие исследователи, как О.С. Газман, Д.В. Зубов, М.Б. Коваль, Л.С. Лотош, И.И. Митина, В.Д. Семенов, С.Б. Серякова,

А.А. Усов и др. убедительно доказали, что учреждения дополнительного образования имеют высокий потенциал в развитии и становлении личности ребенка.

Важной чертой системы дополнительного образования мы считаем то, что, в отличие от общеобразовательных учреждений, дополнительное образование «вооружает не суммой зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.