8. Тиунова, О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом [Текст]: методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова -М. : Советский спорт, 2013. - 38 с. - ISBN 978-5-97180640-0
9. Фильченков, Д.А. Актуальные вопросы подготовки рабочих программ дисциплины "Физическая культура" в соответствии с требованиями образовательных стандартов [Текст] / Д.А. Фильченков, С.Г. Ларина, О.В. Тиунова, И.Ю. Семочкина // Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография] - М. : Издательство "Перо", 2015. - С. 50-80
REFERENCES
1. Ageevets, A.V., Yefimov-Komarov V.Y. and Yefimov-Komarov L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.
2. Basova, N. V. and Dimitrov I. L. (2016), "On the need of fundraising for development of the socially important sports projects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 7-10.
3. Baranov V.N. , Zakharov K.V. and Tiunova O.V. (2017). "System analysis of the topics of dissertation researches as a method to identify the main trends in the development of sports science", Vestnik sportivnoy nauki, No. 2, pp. 64-70.
4. Dissertation Council of the University, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/dissertacionnyy-sovet.
5. Eliseev, S.A., Zhurin N.V. and Zhurina T. N. (2016), "Professiography of practicing psychologist in sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 242246.
6. Tiunova, O.V. (2017), "Development and implementation of multilevel system of qualification increase in sports psychology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 223-228.
7. Tiunova, O. V. (2017), "The psychological support system for participants and experts of working professions championship worldskills", Sportivniypsiholog, Vol. 44, No. 1, pp. 32-36.
8. Tiunova, O.V., Filchenkov, D.A. and Tomilova M.V. (2013), Use of different forms of motivation to maintain a healthy lifestyle, physical culture and sports, Methodical recommendations, Soviet sport, Moscow, ISBN 978-5-9718-0640-0
9. Filchenkov, D.A., Larin' S.G. and Tiunova, O.V. (2013), "Topical issues of preparation of the working programs of the discipline "Physical culture" in accordance with the requirements of educational standards", in monograph Problems of development of education and training: theory and practice, Publishing house "Pero", Moscow, pp. 50-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 159.99
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Татьяна Борисовна Юшачкова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
Работа посвящена проблеме отношения к здоровью в юношеском возрасте, содержит результаты исследования ценности здоровья и его самооценки на данном возрастном этапе, описание психологических особенностей юношей и девушек, для которых здоровье имеет высшую и, наоборот, наименьшую ценность.
Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, ценность здоровья, самооценка здоровья, юношеский возраст.
ATTITUDE TO THE HEALTH AMONG YOUNG PEOPLE
Tatyana Borisovna Yushachkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk
Annotation
Work is devoted to the problem of the attitude towards the health of men and women, it contains the results of research of the value of health and its self-assessment, the description of psychological features of men and women for which health has the supreme and smallest value.
Keywords: health, attitude to health, value of health, self-esteem of health, men, women.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире большое внимание уделяется проблеме здоровья населения. Созданы различные модели здоровья, среди которых: медицинская, биомедицинская, биосоциальная, ценностно-социальная.
Критерии здоровья и его определения в разных концепциях имеют свои специфические особенности. Так, согласно ценностно-социальному подходу, здоровье - это ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в социальной жизни, экономической, культурной и других видах деятельности.
Отношение к здоровью является одним из актуальных вопросов психологии здоровья, который интересует в равной степени и отечественных, и зарубежных психологов.
В отношении человека к собственному здоровью выделяют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент включает знания человека о своем здоровье, понимание значения здоровья в жизнедеятельности, представление об основных факторах, влияющих на него. Эмоциональный компонент отражает эмоции, связанные с состоянием здоровья. Мотивационно-поведенческий - касается места здоровья в иерархии ценностей, мотивацию в области здорового образа жизни, а также особенности поведения относительно здоровья.
Формирование отношения к собственному здоровью обусловлено множеством переменных, таких как: пол, возраст, личностные особенности, состояние здоровья, особенности окружающей среды и др.
Отношение к здоровью имеет возрастную динамику. Установлено, что молодых людей отличает отношение к нему как к чему-то важному, но при этом абстрактному. Особое внимание они уделяют физической составляющей здоровья. Для них характерна внутренняя ориентированность в объяснении возникающих проблем со здоровьем, а забота о нем обусловлена потребностью в самосохранении. С возрастом люди больше сосредоточены на своем здоровье, чаще оценивают его негативно, забота о нем становится в большей степени вынужденной мерой. В рамках данной проблемы нами было проведено исследование, направленное на установление степени значимости здоровья и его самооценки в юношеском возрасте. Помимо этого, нас интересовали психологических особенностей юношей и девушек, для которых здоровье имеет высшую и, наоборот, наименьшую ценность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие студенты Магнитогорского государственного технического университета в количестве 73 человек.
Блок используемых диагностических средств включал 16-факторный опросник Р. Кеттелла, субтест «группы экспрессии», входящий в методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, а также методики, разработанные В.Н. Куни-цыной: ЦО-36 (модификация теста ценностных предпочтений С. Шварца), тест «Самооценка», опросник СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения), ме-
тодика КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), методика СТАЛЬ (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности). Ценность здоровья, отражающая важность отсутствия физических и душевных недугов, диагностировалась с помощью методики ЦО-36, а самооценка здоровья определялась посредством теста «Самооценка». Максимальное значение выраженности изучаемых параметров соответствовало 12 баллам.
РЕЗУЛЬАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно полученным данным, здоровье в юношеском возрасте входит в число высоко значимых ценностей, так ценность здоровья оценивается в 9,44 балла, а самооценка здоровья в 7,3 балла, из 12 баллов. При этом себя юноши и девушки не считают абсолютно здоровыми - оценивают состояние здоровья немного выше среднего уровня.
Анализ распределения полученных показателей свидетельствует о том, что для 75,3% испытуемых ценность здоровья является наиболее важной, 24,7% - относят данную ценность к разряду средне значимых для себя. И нет ни одного человека, для которого эта ценность была бы абсолютно не актуальной.
Определяя уровень собственного здоровья, 35,6% опрошенных оценили его очень высоко, 52,1% - средне и 12,3% - отметили, что имеют проблемы со здоровьем.
Сопоставление данных параметров выявило наиболее часто встречаемое сочетание высокой ценности здоровья и высокого уровня самооценки здоровья (30,1%), а также высокой ценности здоровья и средней оценки собственного здоровья (35,6%).
Как показал корреляционный анализ, ценность здоровья положительно связана с самооценкой здоровья (г=0,231; р<0,05). Таким образом, на уровне статистической значимости можно утверждать, что в юношеском возрасте высокая оценка состояния собственного здоровья сочетается с его большой ценностью.
Помимо этого, как видно из таблицы 1, актуальность здоровья связана с важностью защищенности близких людей. Можно предположить, что в сознании людей их здоровье рассматривается как одна из составляющих безопасности близких. С другой стороны, сочетание ценности здоровья и защиты семьи может говорить о том, что безопасность близких людей придает человеку физические и духовные силы.
Таблица 1 - Корреляции ценности и самооценки здоровья с отдельными свойствами личности в юношеском возрасте_
Свойства личности Ценность здоровья Самооценка здоровья
Фактор Е (подчиненность - доминантность) 0,117 0,256*
Фактор О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения) -0,101 -0,245*
Фактор I (жесткость - чувствительность) -0,115 -0,34**
Ценность защиты семьи 0,257* 0,063
Ценность интеллекта -0,263* 0,022
Ценность социального признания 0,233* 0,082
Самооценка выносливости -0,245* 0,431**
Самооценка самообладания 0,127 0,469**
Самооценка знания себя -0,005 0,412**
Самооценка способности управлять событиями своей жизни 0,012 0,47**
Примечание: ** р < 0,01; * р< 0,05
Низкая оценка собственной выносливости, работоспособности сочетается со значимостью для человека здоровья. Не способность выдерживать длительные нагрузки может способствовать росту ценности здоровья.
Отрицательная взаимосвязь ценности здоровья и интеллекта подчеркивает отнесенность здоровья как ценности к физическому, телесному Я человека.
Ценность здоровья напрямую связана с важностью социального признания. Заинтересованность в одобрении и уважении со стороны других людей сочетается с повышенным вниманием к своему здоровью, его ценностью.
Анализ корреляций самооценки здоровья свидетельствует о том, что высокая оценка состояния собственного здоровья сочетается с жесткостью, рациональностью, практичностью личности, независимостью и настойчивостью, потворствованием своим желаниям и не ориентированностью на общепринятые правила и нормы, а также высокой оценкой собственной выносливости, самообладания, знания себя и способности управлять событиями свой жизни.
Таким образом, мы видим, что высокая самооценка собственного здоровья наблюдается при активной позиции личности, включающей практичность, напористость, уверенность, ориентированность на себя.
В ходе исследования были сформированы группы испытуемых, для которых здоровье имеет высшую и, наоборот, наименьшую ценность. В каждую вошло по 18 человек.
Согласно полученным данным, юношей и девушек, для которых здоровье является одной из высших ценностей, отличает не очень глубокое знание себя, своих индивидуальных особенностей, некоторая неуверенность в себе, ориентированность на мнение окружающих, общепринятые правила, стремление к безопасности себя и тех, кого они любят. Их можно назвать людьми, заботящимися о своем здоровье, имидже, стремящимися контролировать свои эмоции, при этом способных к проявлению сочувствия. Они предпочитают избегать сложностей в отношениях, ценят в них доверительность и стабильность, на данный момент не в полной мере удовлетворены своими отношениями с другими людьми. Они критично относятся к собственным коммуникативным умениям, считают, что недостаточно социально компетентны и предприимчивы, мотивация достижения у них развита слабо. Интересно, что как субъекты межличностного познания они не очень успешны: низко оценивают свою способность к пониманию людей и ситуаций, не всегда точны в распознании состояния другого человека по его невербальному поведению.
Несколько иные психологические особенности отличают испытуемых противоположной группы. Юноши и девушки, для которых здоровье не является высоко значимой ценностью, отличаются средними показателями уверенности в себе, достаточно высокой оценкой собственных коммуникативных навыков, предприимчивостью, нацеленностью на достижение высоких результатов в работе, способностью идти на риск. Для них важно общение, они считают себя в нем успешными - легко вступают в контакт, непосредственны, активны, в сложных ситуациях могут использовать разные стратегии реагирования. При этом они не всегда могут контролировать свои эмоции и чувства, ранимы. В отношениях также ценят стабильность и доверительность. Как субъекты межличностного познания они примерно одинаково средне оценивают собственную способность к пониманию людей и ситуаций, испытывают определенные трудности в понимании невербального поведения - точность распознавания невербальных сигналов находится на среднем уровне.
Результаты оценки статистической значимости выявленных различий представлены в таблице 2.
Таким образом, на уровне статистической значимости юношей и девушек, высоко ценящих собственное здоровье, отличают большая зависимость от других людей, сдержанность в оценках себя и своих способностей, ориентированность на социальное одобрение, высокая ценность безопасности близких людей.
Таблица 2 - Показатели, по которым различия между группами являются статистически значимыми по 1 - критерию Стьюдента_
Свойства личности В ЦЗд Н ЦЗд t — критерий
М о М о
Фактор Q2 (конформизм - нонконформизм) 4,22 1,93 5,67 2,2 2,098*
Ценность защиты семьи 11,39 0,85 10,22 1,48 2,904**
Ценность интеллекта 6,72 1,78 8,28 1,27 3,019**
Самооценка выносливости 7,67 1,97 9,34 2,0 2,6*
Самооценка уверенности 7,0 1,9 8,61 1,75 2,636*
Самооценка готовности жертвовать для блага других своими личными интересами 6,22 1,77 8,5 2,31 3,325**
Общая самооценка 7,28 1,53 8,39 1,46 2,231*
Понимание невербального поведения другого человека 4,83 1,65 6,06 1,47 2,341*
Примечание: В ЦЗд - высокая ценность здоровья; Н ЦЗд - низкая ценность здоровья; М - среднее значение, о -величина стандартного отклонения; ** - различия значимы на уровне р < 0,01; * - различия значимы на уровне р < 0,05
В отличие от них, юноши и девушки, для которых здоровье не представляет особой ценности, более независимы, самоуверенны, высоко оценивают себя, свою выносливость, считают себя людьми способными жертвовать для блага других своими личными интересами, чуть менее ценят безопасность близких людей, хотя это для них также важно. Высокую значимость для них имеет интеллектуальная деятельность, способность к логике, анализу, они более успешны в распознавании состояния другого человека по его невербальным реакциям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по данным проведенного исследования здоровье в юношеском возрасте входит в число высоко значимых ценностей. При этом себя юноши и девушки не считают абсолютно здоровыми, оценивают состояние собственного здоровья немного выше среднего. Существует прямая связь ценности здоровья и его самооценки. Различие в ценности здоровья отражается на отношении к себе и другим людям. На данном возрастном этапе людей, высоко ценящих здоровье, отличает невысокая самооценка, ориентированность на других, значимость заботы о близких людях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения : дис. ... док. психол. наук / В.Н. Куницына. - СПб., 1991. - 366 с.
2. Отношение населения к здоровью / И.В. Журавлева, Л.С. Шилова, В.З. Коган, О.С. Ко-пина. - М. : Институт социологии РАН, 1993. - 178 с.
REFERENCES
3. Kunitsyna, V.N. (1991), The difficulties of interpersonal communication, dissertation, St. Petersburg.
4. Zhuravleva, I.V., Shilova, L.S., Kogan, V.Z., Kopina O.S. (1993), The attitude of thepopulation to health, Institute of Sociology of the RAS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2017