Научная статья на тему 'Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизического состояния'

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизического состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
776
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Хотимченко Алла Васильевна, Цуман Наталья Александровна

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений с использованием методики SF-36 является не только отражением субъективного оценивания своего физического и психического благополучия, что в целом отражает уровень текущего психофизического состояния, но и представляет «определенный тип самопереживания человека». В юношеском возрасте особый интерес представляют данные, свидетельствующие об уровне самооценки физического, психического и социального благополучия при сравнении их по полу и типу учебного заведения. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентами разных профессиональных учебных заведений города Хабаровска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Хотимченко Алла Васильевна, Цуман Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-esteem of the health by the professional education institutions students of Khabarovsk as a component of their psychophysical condition

Self-esteem of health by the professional education institutions students using the methodology SF-36 is not only a reflection of the subjective evaluation of the physical and mental well-being, which generally reflects the current level of psychophysical condition, but is "a certain type of self-experience of man." The data testifying to the level of self-evaluation of physical, mental and social well-being compared it by gender and type of institution is of particular interest at the youthful age. The study findings were obtained on the features of self-esteem of health by the professional education institutions students of Khabarovsk city.

Текст научной работы на тему «Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизического состояния»

2. Vishnyakov, K. S. (2014), “Analysis of the result of the winners of the major international competitions in kayaking”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 40-44.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2014.

УДК 378/377.5/ 314: 330.12

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХАБАРОВСКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Виктория Михайловна Изотова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

Алла Васильевна Хотимченко, профессор,

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), Наталья Александровна Цуман, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

Хабаровск

Аннотация

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений с использованием методики SF-36 является не только отражением субъективного оценивания своего физического и психического благополучия, что в целом отражает уровень текущего психофизического состояния, но и представляет «определенный тип самопереживания человека». В юношеском возрасте особый интерес представляют данные, свидетельствующие об уровне самооценки физического, психического и социального благополучия при сравнении их по полу и типу учебного заведения. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентами разных профессиональных учебных заведений города Хабаровска.

Ключевые слова: студенты, самооценка здоровья, психофизическое состояние.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p24-28 SELF-ESTEEM OF THE HEALTH BY THE PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS STUDENTS OF KHABAROVSK AS A COMPONENT OF THEIR PSYCHOPHYSICAL CONDITION

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Far East State Academy of Physical Culture,

Victoria Mikhaelovna Izotova, the senior teacher,

Far East State Medical University,

Alla Vasilyevna Hotimchenko, the professor,

Far East State Humanities University,

Natalya Aleksandrovna Tsuman, the senior teacher,

Far East State Medical University,

Khabarovsk

Annotation

Self-esteem of health by the professional education institutions students using the methodology SF-36 is not only a reflection of the subjective evaluation of the physical and mental well-being, which generally reflects the current level of psychophysical condition, but is "a certain type of self-experience of man." The data testifying to the level of self-evaluation of physical, mental and social well-being compared it by gender and type of institution is of particular interest at the youthful age. The professional education institutions students of Khabarovsk city obtained the study findings on the features of self-esteem of

health.

Keywords: students, self-esteem of health, psychological and physical condition.

ВВЕДЕНИЕ

В свете ухудшающегося здоровья населения России, постоянно наращивают свою актуальность вопросы, связанные не только с изучением отдельных аспектов здоровья, его адекватного измерения у различных групп населения, но и формирования сознательного отношения к нему у людей разного возраста, и в первую очередь у молодежи, поскольку это возраст вступления во взрослую жизнь, возраст принятия ответственности за себя и свое будущее. Н.Н. Визитей [1], рассуждая о дефиниции «здоровье», приходит к выводу, что одним из смысловых наполнений данного феномена является «определенный тип самопереживания человека» [1, C. 169]. Помимо прочего, переживание предполагает и осмысление человеком осознанного отношения к своему здоровью, которое формируется в процессе жизнедеятельности, особенно в ситуациях, в которых ощущается недостаток ресурсов собственного здоровья и физических кондиций, например, на занятиях по физической культуре в учебном заведении, при участии в соревнованиях, где присутствуют более подготовленные соперники. Во взрослом возрасте недостаток физических ресурсов острее ощущается во время болезней, однако в юношеском возрасте, когда организм не «накопил» хронических заболеваний, достаточно сложно актуализировать потребность в применении оздоровительных технологий. На наш взгляд, анкетирование является одним из способов задуматься над своим здоровьем и физическими кондициями, отражающими психофизическое состояние человека.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для определения самооценки здоровья нами использовалась методика "SF-36 Health Status Survey", относящаяся к неспецифическим вопросникам для оценки качества жизни. Данный вопросник в настоящее время используется не только для определения качества жизни больных (вопросник имеет модификации для больных различных нозологических групп и изначально создавался именно в таких целях) [8], но и для вполне здоровых людей, для определения ими своих физического, психического и социального благополучия [2-7]. Вопросы анкеты сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование (PF), ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), социальное функционирование (SF), ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE), психическое здоровье (МН). Максимально набираемые баллы по разным шкалам составляют от 0 до 100. Причем по семи шкалам самые лучшие показатели это сто баллов, а по одной шкале: интенсивность боли - лучший показатель -0 баллов, поскольку отражает ответы, связанные с отсутствием боли. У полностью здорового человека, в так называемом идеальном варианте, должны присутствовать ответы, при обработке дающие сумму сто баллов по семи шкалам и ноль баллов по одной.

При помощи данной методики были опрошены 452 студента, обучающиеся в пяти учебных профессиональных заведениях города Хабаровска: Дальневосточном государственном гуманитарном университете (ДВГГУ), Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ), Дальневосточном государственном межрегиональном индустриально-экономическом колледже (ДВГМИЭК), Хабаровском краевом колледже искусств (ХККИ), а также в Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта (ХТЖТ), из них 176 юношей и 276 девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основные данные, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице.

Таблица

Средние показатели шкал самооценки здоровья студентами средних и высших ___________________профессиональных учебных заведений _______________________

Учебное заведение Количество респондентов, пол РБ ЯР Р ОН УТ ЯЕ МН

ДВГМИЭК 90 человек, юноши 91,7 79,7 16,8 45,9 66,2 37,5 63,3 72

ХККИ, ХТЖТ 86 человек, юноши 91,1 72,1 18,7 43,4 60,4 31,1 52,3 65,7

ДВГМУ 186 человек, девушки 90,1 71,1 18,5 46,8 51,1 41,3 39,4 58,1

ДВГГУ 90 человек, девушки 89,5 67,5 18,4 44,7 57,1 34,2 47,8 62,2

По показателю «физическое функционирование» - все респонденты, кроме студенток ДВГГУ, набрали более 90 баллов (при максимальных 100 баллов). Вопросы анкеты, относящиеся к определению данного фрагмента физического здоровья, отражают элементарные физические возможности человека. Студенты-юноши при ответах на данные вопросы достаточно часто высказывали сомнения по поводу их элементарности. Однако уже второй параметр, отраженный в вопроснике и связанный с ролевым функционированием, обусловленным физическим состоянием, набрал достоверно меньшее количество баллов.

Наименьшая разница (12 баллов) наблюдается у студентов ДВГМИЭК, однако их сверстники, обучающиеся в других средних специальных учебных заведениях, по разнице с первым показателем вопросника отражают тенденцию девушек-студенток, более старших по возрасту. Интенсивность боли - третий показатель вопросника у здоровых людей - должна составлять 0 баллов, однако у респондентов он составил от 16,8 до 18,7 баллов. Это говорит о том, что даже здоровые студенты, отнесенные к основной медицинской группе, периодически испытывают какие-либо боли, ограничивающие их активность.

Субъективное оценивание общего состояния здоровья, на наш взгляд, находится на достаточно низком уровне, поскольку максимально возможный балл - 100, а студенты не набирают и пятидесятипроцентного рубежа. Причем не наблюдается различий между юношами и девушками и различными возрастными группами (средний возраст испытуемых в колледжах и техникуме - 17 лет, а студенток вузов - 19 лет). Показатель жизненной активности, отражающий психическое здоровье исследуемых, различен у выделенных групп: у юношей показатель выше, чем у девушек. Показатели социального функционирования находятся на низком уровне, данный факт возможно объяснить возрастом испытуемых и несформированностью социальной позиции. Наибольшие значения по этому показателю у студенток ДВГМУ, что можно обосновать более осознанным выбором профессии, и, вследствие этого, более развитым чувством ответственности. Однако, учитывая максимально возможные сто баллов по данному показателю, важно отметить необходимость целенаправленного формирования данных качеств в высшем учебном заведении. Эмоциональное состояние, напротив, ниже всех оценено именно студентками медицинского вуза, в то время как самые высокие показатели у юношей, обучающихся в ДВГМИЭК. Это объясняется напряженностью учебного графика, сложностью изучаемых дисциплин, обилием выполняемых видов работ в вузе, большей самостоятельностью в посещении учебных занятий, большей ответственностью, поэтому студентки имеют меньшие показатели ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием. Психическое здоровье оценено респондентами наиболее разнородно. Самые большие показатели у юношей, обучающихся в ДВГМИЭК, самые низкие - у студенток ДВГМУ. Полученные данные требуют дальнейшего изучения и интерпретации, однако даже на данном этапе можно сделать основной вывод о том, что имеется некоторая разница по отдельным показателям между юношами и девушками разного возраста. Накладывает ли отпечаток на самооценку здоровья специфика самого учебного заведения, сказать сложно, однако определенные тенденции просматриваются даже сейчас. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что каждый параметр опросника необходимо

интерпретировать в соответствии с так называемым «шагом», который заложен в шкалах. Восемь шкал опросника делятся на шесть групп по «шагу» шкалы. В шкалах опросника присутствуют следующие «шаги»: четыре балла (шкала восьмого параметра - психическое здоровье), пять баллов (шкалы первого параметра - физического функционирования, четвертого параметра - общее состояние здоровья, пятого параметра - жизненной активности), десять баллов (шкала третьего параметра - интенсивность боли), двенадцать с половиной баллов (шкала шестого параметра - социальное функционирование), двадцать пять баллов (шкала второго параметра - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием) и тридцать три и три десятых балла (шкала седьмого параметра - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием).

Величину «шага» следует учитывать при обработке данных, в частности при расчете средних арифметических величин. Например, вопросы, отражающие второй параметр, содержат формулировки, связанные с выполнением повседневных обязанностей, и рассчитанные средние арифметические показатели у испытуемых ниже, чем по первой шкале. Однако здесь необходимо учитывать тот факт, что данный параметр представлен меньшим количеством вопросов и соответственно каждый отрицательный ответ дает больший балл. В то же время количество стобалльных ответов составляет 42,0% (228 человек), то есть этот показатель больше, чем в шкале физического функционирования.

Также опыт обработки показателей показывает, что целесообразно высчитывать процент респондентов, набравших максимальное количество баллов, а также распределить всех респондентов при помощи полигона частот. Так, например, при ответах на вопросы, содержащие оценивание простых двигательных умений, требующих незначительных энергетических затрат, 100 баллов набрали всего лишь 192 человека (35,5% опрошенных), также 16 человек (3,0%) имели сумму баллов менее 50. Основная масса респондентов набрала по 90 и 95 баллов. То есть, можно сделать вывод о том, что уже в молодом возрасте физическое функционирование начинает ограничиваться, и если за отличный показатель принять сто баллов, то данную шкалу можно использовать для выявления субъективного оценивания снижения физического здоровья.

В процессе проведения исследования были обнаружены низкие показатели по социальному функционированию, ролевому функционированию, связанному с эмоциональным состоянием, а также жизненной активности. Другими словами обнаружено, что студенты не активно проявляют свою социальную и гражданскую позиции, имеют нестабильное эмоциональное состояние. Для повышения данных показателей средствами физической культуры необходима разработка системы мероприятий, включающая не только традиционные средства физического воспитания, но и весь разнообразный спектр социального влияния физической культуры и спорта на личность человека.

ВЫВОДЫ

Таким образом, использование предлагаемой методики для определения психофизического состояния студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, на наш взгляд, возможно по нескольким причинам. Во-первых, в возрасте 17-19 лет у людей вполне сформировано дифференцированное восприятие своего самочувствия как физического, так и психического, что в свою очередь, на наш взгляд, наиболее полно отражает понятие «психофизическое состояние». Проведение при соблюдении определенных условиях анкетирования в свою очередь позволяет актуализировать у студентов проблемы осознания собственного здоровья, что было видно при заполнении анкет: студенты задумывались над формулировками вопросов, большинство вопросов содержали оценочные шкалы, где необходимо было поставить баллы: от одного до пяти. Условиями проведения анкетирования являются: спокойная доброжелательная обстановка; достаточное, но не избыточное время проведения; объяснение целей проведения анкетирования, причем как целей проводящего, так и их собственных; донесение результатов анке-

тирования до респондентов с пояснением полученных данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : философские очерки / Н.Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 183 с. - (Спорт без границ).

2. Галай, О.И. Состояние здоровья студентов специального отделения северного Приобья / О.И. Галай, Н.И. Санникова, С.И. Еремеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 8 (78). - С. 39-43.

3. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 69-74.

4. Малкина-Пых, И.Г. Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоровье личности / И.Г. Малкина-Пых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 122-127.

5. Момот, Д. А. Влияние особенностей структуры личности и актуального психического состояния на представление о собственном здоровье у спортсменов / Д.А. Момот, Д.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 107-112.

6. Момот, Д. А. К вопросу о применении тестов самооценки психологического и физического благополучия спортсменов / Д.А. Момот, С.Е. Бакулев, Д.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 116-120.

7. Сивас, Н.В. Двигательная активность - основа повышения качества жизни студентов / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 155-158.

8. Чумакова, И. О. Психологическая адаптация пациентов с фибрилляцией предсердий в отдаленный послеоперационный период / И.О. Чумакова, Е.А. Трифонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 169-176.

REFERENCES

1. Visitey, N. (2009), Theory of physical culture: an adjustment to the basic concepts. Philosophical Essays, Soviet Sport, Moscow.

2. Galai, O.I., Sannikova, N.I. and Eremeev, S.I. (2011), “Health status of students of the Northern Ob special branch”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 39-43.

3. Ilyina, N.L. (2010), “Influence of the physical culture on psychological well-being of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 69-74.

4. Malkina-Pykh, I.G. (2011), “Study of the impact of rhythmic motor health-improving physical culture on the psychological health of person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 122-127.

5. Momot, D.A. and Kuzmin, D.V. (2012), “Influence of structure peculiarities of personality and actual mental status on the image of the athletes’ health”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 107-112.

6. Momot D.A., Bakulev S.E., Kuzmin D.V. (2012), To the question of application of selfassessment tests for psychological and physical well-being of athletes, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 116-120.

7. Sivas, N.V. (2011), “Physical activity - the basis of quality of students’ life”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 155-158.

8. Chumakova, I.A. and Trifonova, E.A. (2012), “Psychological adaptation of patients with atrial fibrillation in the long-term postoperative period”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 169-176.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.