6. Tret'yakov A. A., Drogobitskiy V. V., Agoshkov V. V. (2014), "Analysis of the relationship between the level of somatic health of students with physical activity", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 279.
7. Global recommendations on physical activity for Health Organization (2010), available at: http://www. who. int/dietphy sicalactivity/factsheet_recommendations/en/
Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2016
УДК 796.012.1
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Георгиевич Жалбэ, магистрант,
Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования профессионально значимых физических и психофизиологических качеств у студентов направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиля «Электроснабжение» в процессе физического воспитания в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации, а также содержание учебно-тренировочных модулей для их целенаправленного развития на учебных занятиях по плаванию и волейболу. Реализация разработанных модулей показала достоверное улучшение показателей развиваемых качеств, что позволяет их рекомендовать к использованию в процессе физического воспитания.
Ключевые слова: студенты вуза; электроэнергетика; профессиональный стандарт; учебно-тренировочный модуль; физическая подготовленность, психофизические качества.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PSYCHOPHYSICAL QUALITIES OF FUTURE ELECTROPOWER ENGINEERING SPECIALISTS
Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate pf pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Georgiyevich Zhalbe, the graduate student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Annotation
The article presents the research results covering the professionally significant physical and psychophysiological qualities of the students studying under "Power and electrical engineering" profile of "Electricity supply" in the process of physical education in the conditions of free choice of the sports specialization, as well as the content of the training modules for targeted development at classes in swimming and volleyball. Implementation of the developed modules has shown the significant improvement of the developed qualities, which allows recommending them for applying in the process of the physical education.
Keywords: students of the University, power engineering, professional standards, training module, physical fitness, physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Каждая профессия устанавливает свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, и свой уровень развития психофизических качеств. Чтобы удовлетворить этот высокий уровень требований со стороны сферы труда, государственные законы, приказы и стандарты в области образования обязывают высшие учебные заведения организовывать физическое воспитание студентов профессиональной направленности.
Ученые предлагают использовать различные подходы к применению современных физкультурных, спортивных и оздоровительных технологий в профессионально-прикладной физической подготовке к будущей профессиональной деятельности [6, 7].
Имеющаяся в большинстве вузов возможность выбора студентом вида и формы двигательной активности повышает интерес и мотивацию студентов к занятиям физической культурой [5].
Вместе с этим, в процессе физического воспитания, организованного на основе свободного выбора физкультурно-спортивной специализации, задача достижения максимального профессионально-прикладного эффекта осложняется тем, что на учебном занятии занимаются студенты, обучающиеся на различных факультетах, по различным направлениям подготовки, что осложняет решение задачи развития и совершенствования профессионально значимых физических и психофизических качеств.
Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что на современном этапе необходима научно-обоснованная технология развития профессионально значимых психофизических качеств у студентов направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиля «Электроснабжение» в процессе физического воспитания в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации.
Задачами исследования явились выявление профессионально значимых физических и психофизиологических качеств работников отрасли «Электроснабжение» и изучение динамики их развития в процессе физического воспитания у студентов соответствующего направления подготовки. А также разработка учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально значимых качеств у студентов, будущих электроэнергетиков.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». В нем приняли участие 36 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электроснабжение» (далее ЭиЭ), а также 98 юношей, будущих бакалавров других направлений подготовки («Доку-ментоведение», «Менеджмент», «Нефтегазовое дело», «Педагогическое образование»). Определялись такие показатели как простая зрительно-моторная реакция на свет рукой (ПЗМР), сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), простая слухо-моторная реакция на звук рукой (ПСМР), время индивидуальной минуты (ИМ). Физическая подготовленность студентов оценивалась комплексом стандартных тестов. Для оценки физического здоровья использовался индекс здоровья по Апанасенко, физическая работоспособность определялась с помощью пробы Руфье-Диксона.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучив профессиональный стандарт работников отрасли электроснабжение, были выявлены характерные трудовые функции:
- осуществление осмотров и обходов электротехнического оборудования, устройств и механизмов;
- работа с персональным компьютером;
- действия по ликвидации аварий;
- умение оперативно вести себя в быстроразвивающейся опасной ситуации, выбирать состав и последовательность требуемых действий при выполнении работ;
- умение делать чертежи и читать электрические схемы; работать с большими объемами информации;
- работать в команде; обладать организаторскими навыками;
- уметь решать комплексные сложные задачи [3].
Также специалистов данного профиля, обязывают выполнять трудовые функции рабочих профессий, в частности, электромонтеров, характерными трудовыми функциями, действиями и умениями которых являются умение проверять состояние изоляции электрооборудования, измерять электрические параметры электроизмерительными при-
борами, выявлять и устранять мелкие неисправности в работе электрооборудования.
По результатам анализа литературных источников и профессионального стандарта работников отрасли электроснабжение были выделены следующие профессионально значимые физические и психофизиологические качества, которые проявляются в процессе труда:
- общая динамическая и статическая выносливость;
- скорость и точность мелкой моторики;
- статическая и динамическая выносливость мышц верхнего плечевого пояса;
- оперативное мышление, распределение, объем и переключение внимания;
- устойчивость концентрированного внимания;
- работоспособность, здоровье и адаптационные возможности организма.
Мониторинг физической и психофизиологической подготовленности, а также показателей здоровья студентов, обучающихся по направлению подготовки ЭиЭ профиль «Электроснабжение» показал следующее.
Таблица - Динамика показателей физической подготовленности студентов вуза и юношей, обучающихся по направлению подготовки ЭиЭ (Х±т)_
Направление подготовки Курс Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища за 30 сек, кол-во Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во Сгиб-разгиб. рук в упоре лежа, кол-во Наклон вперед, сидя на полу, см Челночный бег 3x10 м, с
Общее 1 225,3±4,2 30,1±0,5 114,2±5,4 37,5±2,2 8,9±1,5* 8,7±0,1
2 225,0±4,5 30,2±0,8 110,4±5,5 33,9±2,0 8,5±1,4* 8,5±0,1
3 215,7±6,3 29,3±0,7 107,9±5,6 33,7±2,1 7,8±1,6* 8,1±0,2
ЭиЭ 1 229,5±3,8 29,9±1,6 115,6± 7,5 39,9±2,8 4,0±1,4 8,6±0,3
2 222,0±9,9 28,4±1,3 115,4±10,7 32,4±2,2 2,6±2,3 8,2±0,2
3 218,5±6,8 27,8±1,1 113,5±9,6 33,6±3,3 2,4±3,0 8,3±1,4
Динамика физической подготовленности студентов направления подготовки ЭиЭ и других направлений подготовки показала снижение результативности выполнения тестовых упражнений от 1-го к 3-му курсу достоверно (р<0,05) в проявлении скоростно-силовых качеств, силовой выносливости мышц верхних конечностей. Достоверные различия в проявлении тестируемых физических качеств были обнаружены в результатах тестирования гибкости - у студентов-электроснабженцев проявление данного качества достоверно ниже, чем у остальных юношей.
Психофизиологическое тестирование студентов направления подготовки ЭиЭ показало: ПЗМР составила 292,4±11,1 мс, СЗМР - 338,6±12,6 мс, ПСМР - 287,8±16,4 мс. Среднее время ИМ составило у юношей, будущих электроснабженцев, 55,2±3,93 с, при этом только у 33% студентов уровень определился как высокий, у 7% - средний, у 60% -низкий. Сравнив с аналогичными данными других авторов, изучавших данные показатели у студентов других направлений подготовки, оказалось, что будущие электроснабженцы в показателе ПЗМР не отличаются от результатов будущих юристов - 290,7 мс, ИМ - 60,4 с, и отстают в проявлении ПСМР (243,9 мс) [2]. Будущие экономисты превосходят по показателям ПЗМР (227,7±2,5 мс) и не отличаются в СЗМР (347,1±1,8 мс) [4]. Будущие врачи имеют более высокие результаты в тесте ПЗМР 243±3 мс и низкие в проявлении СЗМР - 382±4 мс [1].
Сравнительный анализ индекса здоровья по Апанасенко показал отсутствие достоверных различий между показателями студентов, будущих электроснабженцев и студентов, обучающихся по другим направлениям подготовки (соответственно 4,2±0,35 и 5,2±0,35). Оценивание физической работоспособности по индексу Руфье-Диксона также не выявило достоверных различий (соответственно 9,9±0,26 и 9,8±0,45).
Проведенный анализ позволил выделить физические и психофизические качества, требующие целенаправленного развития на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура»: точность мелкой моторики, выносливость мышц верхнего плечевого по-
яса, оперативное мышление, устойчивость концентрированного внимания. Для их целенаправленного развития на занятиях плаванием и волейболом были разработаны соответствующие учебно-тренировочные модули.
В модуль на развитие точности мелкой моторики на занятиях плаванием использовались упражнения с малыми резиновыми мячами - броски, передачи, выполняемые стоя в воде по грудь и на плаву; доставание небольших предметов со дна. На занятиях волейболом модуль включал упражнения на жонглирование теннисными мячами,
При разработке тренировочного модуля на развитие оперативного мышления использовали такие методические приемы, как, например, выполнение смежных заданий, контрольных заданий с резким изменением условий выполнения. В развивающий модуль вошли: игра «попади в цель» с метанием в вертикальную цель, плавание с изменением направления по свистку или жесту преподавателя, комплексное плавание со сменой стиля по сигналу. Для занятий волейболом было подобрано комплексное задание, выполняемое по сигналу: удар мяча об пол - имитация приема мяча с падением, мяч вверх - имитация блокирования, передача мяча над собой - перемещение назад на 3-4 шага, замах для нападающего удара - перемещение вперед на 3-4 шага с имитацией приема мяча снизу двумя руками. Также в модуль вошло выполнение передвижений в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый, а также различных вращений и прыжков вокруг своей оси при работе с мячом.
В модуле на развитие устойчивости концентрированного внимания использовали плавание с выполнением ведения мяча, плавание по ориентирам. В волейболе - выполнение основных упражнений на технику с особым вниманием на правильное исполнение одного из элементов (длительные передачи мяча в парах, индивидуальная отработка приема мяча сверху, снизу).
В тренировочный модуль пловцов на развитие выносливости мышц верхних конечностей вошли упражнения - силовые упражнения у бортика (подъем в упор руками), буксировка партнера, плавание на руках. На волейболе перемещение вдоль сетки с выполнением бросков набивными мячами двумя руками сверху через сетку, упражнение «тачка».
Учебные занятия с применением разработанных модулей, проводятся в течение шести недель: два раза в неделю по два академических часа. Тренировочные модули 1-3-й предусматриваются для использования в начале основной части занятия в течение 1015 минут, 4-ый модуль в конце основной части. Темп выполнения упражнений - средний, способ выполнения упражнений - поточный, фронтальный и групповой. Количество упражнений и подходов имеют разную дозировку, в зависимости от направленности модули. Между повторениями, в течение отдыха на занятиях плаванием выполняются выдохи в воду, на волейболе - упражнения на расслабление.
ВЫВОДЫ
Реализация разработанных модулей в практике физического воспитания студентов, обучающихся по направлению подготовки ЭиЭ профиль «Электроснабжение» показала достоверное улучшение показателей развиваемых качеств, что позволяет их рекомендовать к использованию в процессе физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородин, П.В. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинского университета на основе внедрения аппаратно-компьютерных комплексов / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 24-31.
2. Коломийцева, О.Э. Уровень физической подготовленности и развития психомоторных качеств студентов военно-юридического факультета / О.Э. Коломийцева // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2014. - № 1 (39). - С. 53-57.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции», приказ от 6 июля 2015 года N 428н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/420291405. - Дата обращения 10.10.2016.
4. Остапенко, Ю.А. Профессионально-значимые психофизиологические качества информационно-логической группы специальностей при реализации экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов / Ю.А. Остапенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2014. - № 4. - С. 34-39.
5. Пащенко, Л.Г. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации / Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 45-48.
6. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
7. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.О. Новосельцева, О.В. Костромин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180185
REFERENCES
1. Borodin, P.V. and Tutukov, V.G. (2015), "Improvement of process of physical education of medical students through the introduction of hardware computer systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, рр. 24-31.
2. Kolomiytseva, O.E. (2014), "The Level of physical fitness and development of psychomotor qualities of students of military-legal faculty", Slobozhanskyi scientific sports Herald, Vol. 39, No. 1, рр. 53-57.
3. About the approval of the professional standard "The Worker on the Organization of Operation of the Electrotechnical Equipment of Thermal Power Plant", the Order of July 6, 2015 N 428 N of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, available at: http://docs.cntd.ru/document/420291405.
4. Ostapenko, Yu.A. (2014), "Professionally significant psychophysiological qualities of information logical group of specialties at implementation of the experimental program of professionally applied physical training of students", Pedagogies, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 4, рр. 34-39.
5. Pashchenko, L.G., Korichko A.V. (2015), "Effectiveness of physical education students of the University in terms of self-selection physical training and sport specialization", Theory and practice of physical culture, No. 12, рр. 45-48.
6. Rudenko G.V. and Chistyakov V.A. (2012), "Model characteristics of psychophysical readiness of the graduate of the rescuers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, рр. 110-113.
7. Chistyakov V.A., Novoseltseva O.O. and Kostromin, O.V. (2014), "The Structure of the pedagogical concept of this principle of physical training in technical College by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, рр. 180-185.
Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2016