Научная статья на тему 'Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования'

Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / PROFILE EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович

В статье приведены результаты исследования по разработке и внедрению в практику медицинского образования, профилированных учебных модулей по физической культуре врача-специалиста. Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в педагогический процесс подготовки врача-специалиста, профилированных учебных модулей по воспитанию физической культуры личности. В исследованиях участвовало более 1000 человек. Результаты исследования позволили подготовить три учебно-методических пособия, рекомендованных к использованию в образовательном процессе медицинских специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article states the results of investigation in development and introduction into the medical educational practice of experimental educational modules of profile Physical Education. The research goal is the development and realization of the pedagogical process of medical specialists by means of profiled training modules. More than 1,000 people were involved in the research. The results of the survey assisted in preparing three educational methodical manuals, recommended for the use in the educational process of medical specialists

Текст научной работы на тему «Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК [613.71: 614.23]: 378.661: 37.037.1 (075.8) Оригинальная статья

профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования

В. И. Павлов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры физического воспитания, доцент, кандидат педагогических наук.

PROFILE PHYSICAL EDuCATION MODuLES AT MEDICAL uNIVERSITIES

V. I. Pavlov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Physical Training, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Science.

Дата поступления — 07.06.2011 г. Дата принятия в печать — 08.12.2011 г

Павлов В.И. Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 4. С. 984-988.

В статье приведены результаты исследования по разработке и внедрению в практику медицинского образования, профилированных учебных модулей по физической культуре врача-специалиста. Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в педагогический процесс подготовки врача-специалиста, профилированных учебных модулей по воспитанию физической культуры личности. В исследованиях участвовало более 1000 человек. Результаты исследования позволили подготовить три учебно-методических пособия, рекомендованных к использованию в образовательном процессе медицинских специалистов.

Ключевые слова: профилированные учебные модули, физическая культура.

Pavlov VI. Profile Physical Education modules at medical universities // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 4. P. 984-988.

The article states the results of investigation in development and introduction into the medical educational practice of experimental educational modules of profile Physical Education. The research goal is the development and realization of the pedagogical process of medical specialists by means of profiled training modules. More than 1,000 people were involved in the research. The results of the survey assisted in preparing three educational methodical manuals, recommended for the use in the educational process of medical specialists.

Key words: profile educational modules, Physical Education.

Введение. Новые федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом выбора рынка труда. Рынки труда, работодатели, общественное мнение, академические сообщества побуждают к разработке новых образовательных программ. Будущий специалист должен быть компетентен не только в области своей профессии, но и обладать динамичной совокупностью знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и высоким уровнем физической культуры, необходимыми для эффективной профессиональной и социальной деятельности [1, 2].

Физическое воспитание в вузах является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в системе физического воспитания студентов дает основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой [3].

Разработка современной образовательной программы для различных профессий должна учитывать системный организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и

Ответственный автор — Павлов Владимир Иванович.

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.

Тел.: 22-84-93.

E-mail: Pavlov-sgmu@rambler.ru

реализацию образовательного процесса по заданному направлению подготовки специалиста [4].

Вышеизложенные факторы, по мнению В. К. Баль-севича и В. Д. Кряжева, отражаются на стабильности настроения и жизнеспособности личности [5].

Анализ многочисленных литературных данных и собственный многолетний опыт педагогической деятельности свидетельствуют о том, что в системе профессионального образования (подготовка медицинских кадров) остается ряд неразрешенных вопросов и проблем. Так, наряду со многими позитивными моментами «Примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре» имеет, к сожалению, и слабые стороны. Структура и содержание этой программы практически не учитывают возможность использования в полном объеме средств и методов физической культуры и спорта среди студентов старших курсов, выпускников вуза и слушателей факультета повышения квалификации врачей-специалистов (ФПК и ППС).

В. И. Дубровский полагает, что врач не вправе считать себя хорошо подготовленным специалистом, если не обладает теоретическими, методическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области физической культуры и спорта [6].

Л. П. Матвеев считает, что в иерархии ценностей человека психосоматическое здоровье является основополагающим компонентом, существенно влияющим на место в социуме, успешность учебной и трудовой деятельности, отношение в семье и коллективе [7].

Сегодня система медицинского обучения предполагает наличие плановых теоретических и практических занятий по физической культуре с будущими врачами только на этапах довузовской (медицинский лицей, медицинский колледж) и вузовской подготовки (1-2 курс). На 3-4 курсах — факультатив (свободное посещение, занимаются 18-20% от общего количества студентов). На старших курсах (5-6) и этапе последипломного образования врача-специалиста (интернатура, ординатура, аспирантура) занимаются самостоятельно физическими упражнениями 4-6%. У слушателей ФПК и ППС процесс воспитания физической культуры полностью отсутствует.

Такое состояние в системе физического воспитания не позволяет в полном объеме использовать педагогические меры для достижения должного уровня физической культуры личности и объективной психофизической готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения для каждой специальности требует разработки профилированных модулей обучения. Модуль должен предполагать отличие содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющий как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер [8-12].

Методы. Методика исследования включала в себя: анкетирование; анализ литературных источников по проблеме исследования; изучение режима труда и отдыха лицеистов, студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации врачей, врачей-специалистов, хронометраж и педагогический эксперимент.

На основе целей и задач, определенных Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, на кафедре физического воспитания СГМУ были разработаны профилированные учебные модули, педагогическая схема и приемы по воспитанию физической культуры личности будущего специалиста. Исследования проводились на базе СГМУ В исследованиях участвовало более 1000 человек.

Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в образовательный процесс, профилированных учебных модулей, системы балльно-рейтинговой оценки, педагогической схемы и приемов по воспитанию физической культуры личности будущего специалиста врача.

В образовательной системе вуза учебный модуль определялся как основная организационно-содержательная единица (комплекс учебных занятий), охватывающая учебный материал, имеющая относительно самостоятельное значение во всех семестрах каждого курса по учебной дисциплине «Физическая культура».

Основу модуля составляют параметры, которые взаимосвязаны с педагогическими схемами, приемами, методами, средствами воспитания и оценки в системе медицинского образования. К основным параметрам модуля относятся: мониторинг, целепо-лагание и коррекция.

Педагогическая схема включала в себя следующие виды модулей:

— входной (стартовый) который проводился с целью проверки исходных данных по физической подготовленности студента, его соответствия требованиям базисной программы;

— рубежный (промежуточный) который проводился с целью оценки уровня теоретических знаний, физической подготовки, умений и навыков студента;

— выходной — результат аттестации на окончательном этапе изучения и освоения всех разделов учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

Главным методом оценки и контроля является тестирование студентов на всех этапах сдачи модулей, по всем разделам учебной программы. Контрольные тесты разрабатываются, исходя из требований программы, их значимости и связью с профессиональной деятельностью будущего специалиста-врача. Тесты оцениваются в баллах, соответствующих их приоритетной значимости. Учитывается тест «нулевой цикл» развития физических качеств, с которым студенты поступили в медицинский университет. К сдаче всех видов контроля допускаются лица, прошедшие перед тестированием медицинский осмотр и посетившие не менее 60% занятий каждого модуля. Содержание профилированных модулей в системе образования врача постоянно обновляется, требования возрастают, а в выходном модуле они должны соответствовать базисной программе, т.е. отвечать квалификационной характеристике специалиста и требованиям ГОСТа.

После сдачи очередного модуля каждому студенту в академическом журнале теоретических и практических занятий заносится результат тестирования и оценка в баллах. В начале учебного года кафедра разрабатывает модульные ориентиры в пределах объема учебных часов, определенных рабочим учебным планом по всем факультетам университета. Графики сдачи, программы тестирования студентов согласовываются с деканами факультетов и утверждаются на заседании кафедры. Для каждого в конце учебного года определяется личный рейтинг. Личный рейтинг представляет собой результат выполнения студентом индивидуального отношения к учебной дисциплине «Физическая культура»: участие в соревнованиях, выполнение норм спортивных разрядов, выполнение индивидуальных самостоятельных заданий. При расчете часов, отведенных на модуль, общее количество часов на семестр делится на количество модулей (не более трех), остаток от деления прибавляется к рубежному модулю. Модуль считается сданным, если студент получил не менее 60% баллов от их максимально возможного количества. Сведения о ликвидации задолженности по предыдущему модулю проставляются в академический журнал. В конце семестра на основе данных поэтапного контроля сдачи модулей суммируются баллы входного и рубежного рейтинга, принимается решение о сдаче тестов выходного контроля. Если сумма баллов составляет более 60% от максимального рейтинга дисциплины, то по усмотрению преподавателя студенту может быть поставлен зачет без сдачи тестов выходного контроля. Для активных студентов добавляются поощрительные баллы до 30% от личного рейтинга по учебной дисциплине. В случае если студент набрал в течение семестра от 40 до 60% баллов от максимального рейтинга, то он должен сдавать тесты выходного контроля. При занесении в академический журнал показателей сдачи теоретических и практических тестов рядом с результатом зачета в скобках проставляется итоговый рейтинг в баллах, который приводится в соответствие с количеством учебных часов по учебным отделениям (спортивное, основное, специальное). На основе ре-

зультатов сдачи модулей можно сравнить подготовленность как отдельных студентов, так и учебных групп в целом, проводить отбор студентов для занятий тем или иным видом спорта, вносить наиболее обоснованные индивидуальные и групповые корректировки в планы занятий с целью успешного выполнения требований государственной программы и ГОСТа. Годовые учебные модули делятся на два раздела, которые в свою очередь дробятся на более детальные тематические подразделы. По окончании модуля ставится оценка. Если оценка соответствует или выше контрольного балла, модуль считается сданным, студент может переходить к следующему модулю. Если оценка ниже, даются дополнительные рекомендации и модуль дополнительно сдается. Оценка академической успеваемости будущих спе-

циалистов-врачей по дисциплине «Физическая культура» осуществлялась согласно разработанной на кафедре балльно-рейтинговой оценке (табл. 1 и 2).

Статистическая обработка данных исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы Statistica, с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия и коэффициента корреляции показателей. Определяли среднее значение показателей и ошибку среднего (М±т). Различия считались достоверными при р<0,05.

Результаты. По результатам исследований было выявлено, что наибольший процент (58%) респондентов связывают возникающие процессы учебнопроизводственного утомления с неблагоприятными условиями учебы и труда, 34% — с малоподвижным

Таблица 1

Распределение баллов рейтинговой оценки рубежного модуля

Текущий контроль

Тесты по физической подготовленности 50 баллов УГГ 12 баллов Теоретические знания по лекционному материалу 28 баллов Итоговое тестирование 10 баллов Сумма

2 о о т Бег 2000 м (девушки) Бег 3000 м (юноши) Прыжок в длину с места ■ £ го * ю ф 12 Ц и 0) го о. о 0 ш 1 1 ю а б і Подтягивание (юноши) Пресс (девушки) Умение составить и провести Утреннюю гигиеническую гимнастику (УГГ) Тема № 1 « Физическая культура и спорт в России и за рубежом» Тема № 2 «Естественнонаучные основы физического воспитания» Тема № 3 « Гигиенические особенности физического воспитания и спорта» Тема № 4 «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдых»

10 10 10 10 10 12 7 7 7 7 10 100

Отл. — 50 баллов Хор. — 40 баллов Уд. — 30 баллов Неуд. — 20 баллов 12 б 10 б 8 б 6 б

Таблица 2

Распределение баллов рейтинговой оценки выходного модуля

Текущий контроль

Тесты по физической подготовленности 50 баллов Про-извод-ствен-ная гимнастика 10 баллов Массаж 15 баллов Теоретические знания по лекционному материалу 15 баллов Итоговое тестирование 10 баллов Сумма

Бег 100 м Бег 2000 м (девушки) Бег 3000 м (юноши) Прыжок в длину с места Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Подтягивание на перекладине (юноши) Пресс (девушки) Умение составить и провести комплекс производственной гимнастики с учетом профессии Теория и практика Тема № 1 «Основы врачебного контроля и самоконтроля» Тема № 2 «ППФП» Тема № 3 «Специфика спортивного травматизма»

10 10 10 10 10 10 15 5 5 5 10 100

Отл. — 50 б 10 б

Хор. — 40 б 8 б

Уд. — 30 б 6 б

Неуд. — 20 б 4 б

режимом работы, 8% — назвали другие причины (профессиональные заболевания, возраст, производственные отношения, низкий уровень физической культуры и др.). Педагогический эксперимент решал вопрос о выборе средств физической культуры и спорта для профилактики возможных профессиональных заболеваний.

На основе изучения условий учебной и трудовой деятельности (рабочая поза, мышечный режим работы, психические и физические нагрузки и т.п.) были разработаны восстановительно-профилактические комплексы. Комплексы состояли из упражнений с предметами (гимнастическая палка, скакалка, стул и др.), упражнений в равновесии и на координацию, упражнений в лазании, упражнений в метании и ловле мяча, ходьбы, бега, прыжков, а также упражнений для мелких мышечных групп. Кроме того, физические упражнения, развивающие общую физическую подготовку, подбирались с таким расчетом, чтобы обеспечить их влияние на основные группы мышц. Начинать комплексы рекомендовалось с дыхательных упражнений и упражнений в потягивании. Наиболее сложные статические и динамические упражнения прикладного характера (стойки, упоры, кувырки, прыжки) использовались в середине комплекса. Завершающими были упражнения на расслабление. Основной принцип по разработке комплексов корригирующей гимнастики заключался в подборе упражнений для мышц, которые непосредственно не участвуют в трудовых процессах. Если же это не представлялось возможным, то комплекс физических упражнений объединял работу мышц в иной двигательный акт, т.е. мы старались изменить вид работы нервно-мышечной системы (мышцам, участвующим в статическом виде профессиональной работы, предлагался динамический режим выполнения упражнений).

Обсуждение. Отличительной особенностью предлагаемых профилированных учебных модулей является фактор усиления дополнительной образовательной и воспитательной направленности. По результатам мониторинга (изучения анкет, режима труда и отдыха, запросов и потребностей) были сформированы и внедрены в образовательный процесс медицинского вуза тесты и комплексы физических упражнений.

В режиме педагогического эксперимента проходили занятия прикладными видами спорта (плавание, степ-аэробика, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, пауэрлифтинг, гиревой спорт, минифутбол, дартс и др.) продолжительностью 1,5-2 часа, проводились 2-3 раза в неделю, под руководством тренера-преподавателя в группах (8-12 чел.). При этом учитывались персонально особенности каждого занимающегося, пол, возраст, уровень физической подготовленности и соответственно дозировались ритм и темп выполнения нагрузки. Проводимые занятия с музыкальным сопровождением с выраженной эмоциональной направленностью (аэробика, шейпинг, спортивные игры, борьба, спортивные единоборства) позволили совершенствовать устойчивость организма к нервно-эмоциональным нагрузкам. Занятия в спортивных секциях (степ-аэробика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, дартс, лыжные гонки, гиревой спорт, силовое троеборье, армрестлинг) позволили совершенствовать устойчивость к длительному нахождению на ногах в вертикальной позе. Для узких специалистов-врачей (хирург, стоматолог и др.), имеющих дело с очень

сложной и точной работой, требующей значительных энергетических затрат, напряжения органов зрения и опорно-двигательного аппарата, были разработаны специальные комплексы, которые рекомендовали использовать от 5 до 7 раз в течение рабочего дня. Часть комплекса (3-5 упражнений) носила динамический характер, каждое из которых повторялось 4-6 раз.

Таким образом, благодаря воспитанию должного уровня физической культуры происходит перестройка внутреннего отношения личности к здоровому образу жизни, формируется психофизическая готовность к работе, происходит осознание своей пригодности к профессиональной деятельности. В свою очередь успешность внедрения предлагаемых профилированных учебных модулей зависит от квалификации преподавательского состава кафедры физического воспитания и в значительной степени определяется содержанием материально-технической базы, наличием учебно-методического и программного обеспечения.

Выводы:

1. Применение профилированных учебных модулей по воспитанию физической культуры личности в профессиональной подготовке будущего врача-специалиста позволяет целенаправленно развивать прикладные психофизические качества, а также совершенствовать их до оптимального уровня, который не всегда достигается в ходе естественной адаптации.

2. Результаты проведенного исследования дали нам возможность подготовить и опубликовать три учебно-методических пособия, рекомендованных УМО и ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» к использованию в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.

2. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. 379 с.

3. Мусина С. В., Егорычева Е.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах: физическая культура и спорт в 21 веке: сб. науч. тр. Волжский, 2006. С. 238-240.

4. Degree Programme Spécification 2003-2004 Impérial College. London. BSc Degrees in Chemistry. MSci Degrees in chemistry.

5. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. 2000. 275 с.

6. Дубровский В. И. Главные факторы здоровья. Вале-ология. Здоровый образ жизни. М.: KETOKIKA-A: Флинта, 1999. С. 29-41.

7. Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физической культуры: учеб. для инст. физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 492-523.

8. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации: проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

2005. 104 с.

9. Express Yourself instantly with MSN Messenger.

10. Давыденко Д. Н. Основы здорового образа жизни человека // Вестник Балтийской академии. 1996. № 9. С. 15-23.

11. Кабаргин Б.А, Харламов Е. В. Производственная физическая культура: методика самостоятельного освоения // Физическая культура, спорт, туризм в профессиональном

образовании и здоровом образе жизни студентов: сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. С. 31-33.

12. Кряжев В. Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления //Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. С. 58-61.

Translit

1. Bolonskij process: poisk obwnosti evropejskih sistem vys-shego obrazovanija (proekt TUNING) / pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V. I. Bajdenko. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. 211 s.

2. Bolonskij process: seredina puti / pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V. I. Bajdenko. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Rossijskij Novyj Universitet,

2005. 379 s.

3. Musina S. V., Egorycheva E. V. Poisk putej povyshenija jef-fektivnosti uchebnogo processa po fizicheskoj kul'ture v vuzah: fizicheskaja kul'tura i sport v 21 veke: sb. nauch. tr. Volzhskij,

2006. S. 238-240.

4. Degree Programme Specification 2003-2004 Imperial College. London. BSc Degrees in Chemistry. MSci Degrees in Chemistry.

5. Bal’sevich V. K. Ontokineziologija cheloveka // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000. 275 s.

6. Dubrovskij V. I. Glavnye faktory zdorov'ja. Valeologija. Zdorovyj obraz zhizni. M.: KETOKIKA-A: Flinta, 1999. S. 29-41.

7. Matveev L. P. Professional'no-prikladnye formy fizicheskoj kul'tury: ucheb. dlja inst. fiz. kul'tury. M.: Fizkul'tura i sport, 1991.

S. 492-523.

8. Proektirovanie gosudarstvennyh obrazovatel'nyh stand-artov vysshego professional'nogo obrazovanija novogo pokole-nija. Metodicheskie rekomendacii dlja rukovoditelej UMO vuzov Rossijskoj Federacii. Proekt. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. 104 s.

9. Express Yourself instantly with MSN Messenger.

10. Davydenko D. N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni cheloveka // Vestnik Baltijskoj akademii. 1996. № 9. S. 15-23.

11. Kabargin B. A., Harlamov E. V. Proizvodstvennaja fizicheskaja kul'tura: metodika samostojatel'nogo osvoenija // Fizicheskaja kul'tura, sport, turizm v professional'nom obrazova-nii i zdorovom obraze zhizni studentov: sb. nauch. tr. Rostov-na-Donu: RGJeA, 1999. S. 31-33.

12. Krjazhev V.D. Dvigatel'nye vozmozhnosti cheloveka: metodologicheskie aspekty razvitija, sohranenija i vosstanov-lenija //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2003. № 1. S. 58-61.

УДК 614.2:378.661

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конструктивная педагогика как основа повышения качества обучения в вузе

М. Г. Романцов — ГБОУ ВПО Санкт-Петербургская ГМА им. И. И. Мечникова Минздравсоцразвития России, кафедра инфекционных болезней, профессор, доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук; А. А. Шульдяков — ГБОу ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой инфекционных болезней, профессор, доктор медицинских наук; К.Х. Рамазанова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры инфекционных болезней, кандидат медицинских наук; Д. А. Сретенская — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры инфекционных болезней, кандидат медицинских наук.

constructive pedagogics as a basis FOR IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY IN THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

M. G. Romantsov — Saint-Petersburg State Medical Academy n.a. 1.1. Mechnikov, Department of Infectious Diseases, Professor, Doctor of Medical Science, Candidate of Pedagogical Science; A. A. Shuldyakov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Ra-zumovsky Head of Department of Infectious Diseases, Professor, Doctor of Medical Science; K. Kh. Ramazanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Infectious Diseases, Assistant, Candidate of Medical Science; D. A. Sretenskaya — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Infectious Diseases, Assistant, Candidate of Medical Science.

Дата поступления — 19.05.2011 г. Дата принятия в печать — 08.12.2011 г

Романцов М. Г., Шульдяков А. А., Рамазанова К.Х., Сретенская Д. А. Конструктивная педагогика как основа повышения качества обучения в вузе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 4. С. 988-991.

Повышение качества обучения будущих специалистов предполагает интенсификацию обучения с использованием элементов оптимизации учебного процесса в соответствии с рекомендаЦией Болонской декларации и методологией конструктивной педагогики.

Внедрение в учебный процесс элементов конструктивной педагогики, применение индуктивного и дедуктивного методов обучения позволят активизировать познавательную деятельность студентов.

Ключевые слова: Болонская декларация, конструктивная педагогика, интенсификация и оптимизация обучения.

Romantsov M. G. Shuldyakov A.A., Ramazanova K Kh., Sretenkaya D. A. Constructive pedagogics as a basis for improvement of education quality in the institutions of higher education // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 4. P. 988-991.

Education quality improvement of the future specialists assumes the intensification of training, usage of optimization techniques as well as constructive approach in accordance with the Bologna Declaration. Introduction of constructive approach and inductive and deductive strategies in the teaching process will enable to enhance cognitive activity of students.

Key words: the Bologna Declaration, constructive approach, optimization and intensification techniques.

В 1999 г. была принята Болонская декларация, определившая стратегию высшего образования, сформулировавшая основные задачи, которые

Ответственный автор — Шульдяков Андрей Анатольевич.

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.

Тел.: (8-8452) 20-18-09.

E-mail: Shuldaykov@mail.ru

включают разработку методологии модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования, а также содействие межвузовскому сотрудничеству, совместным программам обучения, проведению научных исследований. С целью повышения качества подготовки будущих специалистов предлагается формировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.