8-11 классов на успешную сдачу ГИА и ЕГЭ, при этом жизненно важный вопрос правильного выбора профессии практически не решается.
Достижение целей профильного обучения, изложенных в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», возможно, на наш взгляд, при активной профориентационной работе со школьниками, при выявлении их интересов и способностей, оказании помощи в правильном выборе профессии, соответствующей как их личностным особенностям, так и потребностям рынка труда, организации возможности осуществления учащимися профессиональных проб. Решение вопроса о выборе учащимися востребованной профессии видится нами в создании системы мониторинга текущих и перспективных потребностей региональных рынков труда в кадрах различной квалификации.
По мнению же М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, проблема школы в профессиональном самоопределении школьников заключается не только в слабой организации профориентирующей деятельности, но и, в немалой степени, в общей ценностно - нормативной неопределенности российского общества. «...быть врачом или преподавателем общественно значимо, однако не прибыльно. На что ориентировать учащихся? На престижную бедность или на девиантный достаток?» Повышение качества профессиональной ориентации учащихся в средней школе исследователи видят в становлении прогрессивной структуры рынка труда, в росте спроса со стороны предприятий и учреждений на квалифицированные профессии и специальности [1, с. 229].
Литература:
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ. -2010. - 592 с.
2. Деденко Н.И., Эргардт О.И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №2. - С. 49-52.
3. Коркунова Е.Н. Профильное обучение в старшей школе // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010. - №12. - С. 49-52.
4. Краличкина Е.А. Профильное обучение как фактор социализации учащихся // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 676-679.
5. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2 (58) Т. 2. - С. 136-140.
6. Мещерякова И.А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. - 2006. - №4. - С. 52-59.
7. Митюкова И.В. Мотивационные и личностные факторы профессионального самоопределения студентов железнодорожного вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии». - Чита, 2006. - 206 с.
8. Печерица Э.И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС // Вестник ТГПУ. - 2014. - №6 (147). - С. 102-107.
9. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".
10. Пушкина О.В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник ТГПУ. - 2009. - №1. - С. 29-32.
11. Решетников В.В. Психолого-педагогические факторы профессионального самоопределения студентов // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2013. - № 2. - С. 102-104.
12. Шмакова А.Д. Профильное обучение как предмет исследования педагогической психологии: исторический аспект // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №5. - С. 190-193.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Гуреева Ирина Лазаревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет имени академика И.П. Павлова» (г. Санкт-Петербург);
выпускница кафедры общей и клинической психологии Хафизова Луиза Рагилевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет имени академика И.П. Павлова» (г. Санкт-Петербург)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ И ХРОНИЧЕСКИМ
БОЛЕВЫМ СИНДРОМАМИ
Аннотация. В связи с высокой распространенностью психосоматических заболеваний, актуальным является изучение психологических особенностей пациентов разных нозологий. В исследовании участвовали пациенты с метаболическим и хроническим болевым синдромами. В результате проведенного исследования пациентов с психосоматическими заболеваниями, в частности с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом, были выявлены адаптационные особенности данных групп. При сравнении средних значений, группы казались похожими и результаты однородными, но при подробном анализе становится ясно, что различные варианты приспособления к внешним условиям и болезни запускают разного рода механизмы, которые нарушают эффективность адаптации. Для ведения данных нозологических групп необходима разработка специализированных программ для психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.
Ключевые слова: психосоматика, метаболический синдром, хронический болевой синдром, тревога, защитные механизмы психики, отношение к здоровью.
An^tatton. Due to the high prevalence of psychosomatic diseases, it is important to study the psychological characteristics of patients with different nosologies. The study involved patients with metabolic and chronic pain
syndromes. As a result of the study of patients with psychosomatic diseases, in particular with metabolic syndrome and chronic pain syndrome, adaptive features of these groups were identified. When comparing the mean values, the groups seemed similar and the results homogeneous, but a detailed analysis makes it clear that different options for adaptation to external conditions and disease trigger different kinds of mechanisms that disrupt the effectiveness of adaptation. For the management of these nosological groups it is necessary to develop specialized programs for psychotherapeutic and rehabilitation activities.
Keyword: psychosomatics, metabolic syndrome, chronic pain syndrome, anxiety, defense mechanisms of the psyche, attitude to health.
Введение. Проблема психосоматических взаимосвязей — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то, что соотношение психического и соматического изучается многие века, со времен Гиппократа и Аристотеля [1].
В связи с высокой распространенностью психосоматических заболеваний, актуальным является изучение психологических особенностей пациентов разных нозологий. Для нашего исследования были выбраны пациенты с метаболическим (МС) и хроническим болевым синдромом (ХБС). Данные заболевания являются значительными проблемами здравоохранения 21-го века и общества в целом, в связи с этим не маловажным является исследование психологических особенностей пациентов, которые приводят одних к заеданию и нарушению обмена веществ, других - к болевому синдрому.
Гипотеза исследования:
Пациенты с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом имеют различия в личностных особенностях и адаптационных возможностях, что должно учитываться при разработке психокоррекционных программ.
Целью работы является изучение личностных особенностей пациентов разных нозологических групп (метаболический синдром, хронический болевой синдром) для дальнейшей конкретизации направления психологической помощи для пациентов с психосоматическими заболеваниями.
Задачи:
1. Измерить степень выраженности тревожных проявлений у пациентов с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом.
2. Оценить отношение к здоровью у пациентов с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом.
3. Определить защитные формы поведения пациентов с метаболическим синдромом хроническим болевым синдромом.
4. Выявить ведущие копинг-механизмы пациентов с метаболическим синдромом и ХБС.
Объектом исследования выступают пациенты с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом.
Предметом исследования выступают личностные особенности пациентов с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом.
Методики исследования: Методика самооценки Дембо-Рубинштейн, Методика Келермана-Плутчика «индекс жизненного стиля», Методика определения копинг-стратегий (тест Лазаруса), Госпитальная шкала тревоги и депрессии ХАДС.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняло участие 50 пациентов, среди которых 25 человек с метаболическим синдромом (МС) и 25 пациентов с хроническим болевым синдромом (ХБС). Ниже приведены биографические и клинические данные участников исследования (Таблица 1, 2).
Таблица 1
Биографические данные исследуемых пациентов
характеристика Метаболический синдром Хронический болевой синдром
Возраст 53 57
Пол (Ж|М) 20/5 17/8
Таблица 2
Клинические данные исследуемых пациентов
характеристика Метаболический синдром Хронический болевой синдром
Степень тяжести заболевания Средней тяжести Средней тяжести
Длительность заболевания (лет) 7-9 3-5
На основе наблюдения и клинической беседы, можно отметить более выраженные тревожно-депрессивные проявления пациентов в группе с метаболическим синдромом. Пациенты этой категории чаще беспокоились по поводу конфиденциальности исследования и влиянии результатов на лечение и взаимоотношения с лечащим врачом. Пациенты данной категории имели высокую истощаемость и утомляемость, могли прерывать процесс обследования, когда видели предстоящий, достаточно большой, объем работы, но в силу своих тревожных тенденций быстро мотивировались и продолжали выполнение тестирования. Со стороны эмоциональной сферы наблюдается высокая лабильность эмоций и легкость их возникновения. В процессе беседы могли легко заплакать, погружаясь в воспоминания, но в тоже время были веселы и доброжелательно настроены по отношению к психологу, проводившему обследование, интересовались образованием и жизнью в целом.
Пациенты с хроническим болевым синдромом, в противовес первой группе, были сконцентрированы не на внешних обстоятельствах и на взаимодействии с врачом и психологом, а на собственных переживаниях и в первую очередь на болевых ощущениях.
Для сравнения полученных показателей по методикам были вычислены средние значения в группах с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом по каждому исследуемому показателю.
По методике Дембо-Рубинштейн нормативные показатели соответствуют интервалу от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) и удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Наименьшее значение в обеих группах имеет шкала - самооценка здоровья, что свидетельствует он значимости данной сферы и наличие беспокойства. Остальные показатели в пределах нормативных значений у всех исследуемых групп.
Что касается уровня притязаний, его реалистический уровень характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно демонстрирует нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.
Интересно, что группа с хроническим болевым синдромом предъявляет наибольший уровень притязания в сфере здоровья, а пациенты с метаболическим синдромом больший акцент делают на переживании счастья.
Методика Келермана-Плутчика «индекс жизненного стиля» предполагает выявление степени напряженности и иерархии защитных механизмов психики.
В обеих группах наибольшее напряжение выявляется в защите реактивное образование. А наименьшие показатели и в той и в другой группе получила шкала - замещение. На втором месте, среди защитных механизмов психики, в группе с хронической болью выявляется отрицание, а у пациентов с метаболическими нарушениями - регрессия.
Тест Лазаруса направлен на выявление целенаправленных действий для изменения ситуации или отношения к ней.
Степень предпочтительности стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
• показатель меньше 40 баллов - редкое использование соответствующей стратегии;
• 40 баллов < показатель < 60 баллов - умеренное использование соответствующей стратегии;
• показатель более 60 баллов - выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Пациенты с ХБС при возникновении проблемы или в стрессовой ситуации наиболее часто прибегают к копинг-мехнизму планирование решения проблемы (65). В группе с метаболическим синдромом наиболее популярным способом в совладании со стрессовой ситуацией оказался механизм поиска социальной поддержки (69).
Госпитальная шкала тревоги и депрессии выявляет степень склонности к тревожно-депрессивным переживаниям. При интерпретации результатов учитывается суммарный показатель по каждой подшкале, при этом выделяют три области его значений:
• 0-7 баллов - нормативные показатели или отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии;
• 8-10 баллов - субклинически выраженная тревога/депрессия;
• 11 и более баллов - клинически выраженная тревога/депрессия.
В группе с метаболическим синдромом тревожно-депрессивные проявления выражены субклически (9), а в группе с хронической болью находятся в пределах нормативных значений(6).
В результате применения критерия Шапиро-Уилка были выявлены переменные соответствующие нормальному распределению при уровне значимости р>0.05.
Переменные значения, соответствующие нормальному распределению Стьюдента:
• Самооценка относительно ума
• Удовлетворенность собой
• Оптимизм
• Внешность
• Конфронтационный копинг
• Дистанцирование
• Самоконтроль
• Принятие ответственности
• Бегство, избегание
• Положительная переоценка
• Тревога
Среди них значимые отличия выявляются только по тревоге.
Используя переменные, имеющие достоверные отличия и соответственно связанные с симптомом, мы попытались построить модель логистической регрессии для выявления наиболее чувствительных переменных к метаболическому и хроническому болевому синдромам. Данные переменные оценивались нами как предикторы того или иного заболевания. При проверке информационным критерием Акаике (А1С), среди всех моделей, учитывавших предикторы, наиболее значимой оказалась модель с предиктором «тревога».
В результате проведенного исследования пациентов с психосоматическими заболеваниями, в частности с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом, были выявлены адаптационные особенности данных групп. При сравнении средних значений, группы казались похожими и результаты однородными, но при подробном анализе становится ясно, что различные варианты приспособления к внешним условиям и болезни запускают разного рода механизмы, которые нарушают эффективность адаптации. Для ведения данных нозологических групп необходима разработка специализированных программ для психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.
Так, пациентам с хроническим метаболическим синдромом первую очередь необходимо повышение мотивации для поддержания здорового образа жизни. Пациентам требуется создание новых стереотипов поведения, в частности устранение из рациона высококалорийной пищи и переедания. Требуется внедрение в режим физических нагрузок, постепенно для формирования привычки на длительный срок, с целью не только снизить вес, но и оздоровить организм в целом. Основной задачей психологов и психотерапевтов при работе с данной категорией служит снижение тревожно-депрессивных тенденций и помощь в выборе эффективных стратегий совладания со стрессом и проблемными ситуациями. Ориентировка на социальное окружение повысит эффективность адаптации и вместе с тем лечения в целом, в связи с этим рекомендуется групповые формы работы и тренинги [2].
Пациенты с хроническим болевым синдромом также входят в категорию заболеваний психосоматического спектра, но для продуктивной психологической адаптации необходимы иные способы воздействия. При работе с данной группой большое значение имеет установление доверительного контакта, как правило, такие пациенты имеют неразрешенные конфликты или находятся в ситуации утраты, патологического переживания горя. Описываемая группа менее ориентирована на работу с психологами и психотерапевта, поэтому требуется более длительный период времени для безопасного снижение механизмов отрицания, которые одни из ведущих в иерархии психологических защит. Пациенты данной группы нуждаются в индивидуальных формах работы и психотерапии специалиста с большим опытом.
Выводы:
1. Обнаружено, что у пациентов с метаболическим синдромом сильнее выражена тревога и депрессия, чем у пациентов с хроническим болевым синдромом, что может способствовать дальнейшему усугублению заболевания.
2. Обнаружено, что пациенты обеих групп демонстрируют низкую самооценку своего здоровья, при этом не компенсируют ее в других сферах.
3. Выявлено, что в обеих группах пациенты используют неэффективные защитные механизмы (ХБС - отрицание; МС - регрессия) и копинг-стратегии (ХБС - принятие ответственности; МС - поиск социальной поддержки), что усложняет процесс лечения заболеваний.
4. Гипотеза о том, что пациенты с метаболическим синдромом и хроническим болевым синдромом имеют различия в личностных особенностях и адаптационных возможностях подтверждается. Пациенты с метаболическими нарушениями склонны к более выраженным тревожно-депрессивным проявлениям, для снижения которых, используют регрессию и поиск социальной поддержки, что нивелирует активность пациента в процессе лечения. Пациенты с болевым синдромом менее тревожны, что тесно связано с тенденцией к отрицанию, которая приводит к снижению эффективности совладания с заболеванием.
Литература:
1. Бокарев И.Н. О метаболическом синдроме // Клинический опыт двадцатки. 2013. № 4 (20). С. 6-12.
2. Яхно Н.Н. Неврология боли // Российский журнал боли. 2013. № 2 (39). С. 3-5.
Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Васютина Светлана Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой регуляции у старших дошкольников с нормой развития и их сверстников с умственной отсталостью.
В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с умственной отсталостью специфических особенностей эмоционально- волевой саморегуляции поведения. Выявленные особенности требуют проведения коррекционно- развивающей работы.
Ключевые слова: эмоционально-волевая саморегуляция, умственная отсталость, фрустрация, дошкольный возраст.
Annotation. The article discusses the features of emotional and volitional regulation in older preschoolers with normal development and their peers with mental retardation.
The article presents the results of diagnosis, confirming the presence of older preschoolers with mental retardation specific features of emotional - volitional self-regulation of behavior. The identified features require corrective and developmental work.
Keywords: emotional and volitional self-regulation, mental retardation, frustration, preschool age.
Введение. Целью нашего исследования стало проведение исследования особенностей эмоционально-волевой саморегуляции умственно отсталых старших дошкольников и их нормотипичных сверстников.
Актуальность исследования обусловлена относительно небольшим количеством работ, в которых происходит сравнительный анализ эмоционально-волевой саморегуляции в старшем дошкольном возрасте.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №14» г. Городца. В исследование принимали участие воспитанники учреждения групп компенсирующей направленности - 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет и 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет с нормой развития.
Для реализации первого этапа эксперимента нами были подобраны следующие методики:
1. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева).
2. Методика изучения мобилизации волевых усилий.
3. Методика изучения достижения цели в условии помех.
4. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (Модификация Н.В. Тарабриной).
Первым экспериментом было проведение методики «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева) [1, 41.
Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
В группе детей с нормой развития 87% детей просидели с закрытыми глазами больше 4 минут, но так же отмечалось подглядывание меньше 5 раз, 10% детей просидели ровно 3 минуты, так же отмечалось подглядывание и 3% детей хитрыми способами подглядывали во время эксперимента и чем через две минуты открывали глаза.