2. Social media // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Social_media.
3. Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования [Текст] / М.Г. Сергеева, Н.Н. Беденко; Региональный финансово-экономический институт. - Курск, 2012. - 240 с.
4. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 192 с.
5. Броган К., Смит Д. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.
6. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - 360 с.
7. Виннер М. Социальные сети без страха для тех, кому за... - М.: Эксмо, 2012. - 224 с.
8. Елизаров К. Будущее социальных медиа. - Ростов, 2012. - 128 с.
9. Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // URL: http://mediascope.ru/node/524.
10. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] /В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.
11. Королева Г.Э., Сергеева М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г. Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.
12. Косырев В.П., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2008. № 6-1 (31). С. 23-27.
13. Распространённость «социальных сетей» в мире // URL: http://manyeyes.alphaworks.ibm.com/manyeyes/visualizations/world-map-of-social-networks-june-20-2.
14. Семенов Н.А. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации // URL: http://habrahabr.ru/blogs/social _networks/23233/
15. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога в рыночных условиях: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 237 с.
16. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1.С. 107-114.
17. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11. С. 60-67.
18. Сергеева М.Г. Педагогическое обеспечение качества экономического образования // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 8. С. 29-34.
19. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.
20. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 c.
21. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c.
Педагогика
УДК 376.3
кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ, СКЛОННЫХ К НЕВРОЗАМ
Аннотация. Исследование посвящено изучению психологических личностных особенностей подростков с задержкой психического развития, склонных к невротическому развитию, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Определяются специфические особенности таких важнейших показателей личностного развития подростков, как самооценка, образ Я, уровень притязаний, личностная тревожность, акцентуации характера. В статье сделаны четкие выводы об особенностях личностного развития подростков с задержкой психического развития, предопределяющих такое их дисгармоническое развитие, как невроз.
Ключевые слова: невротическое развитие, образ Я, самооценка, уровень притязаний, тревожность, акцентуации характера, подростки, личностное развитие, задержка психического развития.
Annotaition. The study is devoted to the study of psychological personality characteristics of adolescents with mental retardation, prone to neurotic development, in comparison with normally developing peers. The specific features of such important indicators of personal development of adolescents as self-esteem, self-image, level of claims, personal anxiety, character accentuation are determined. The article makes clear conclusions about the features of personal development of adolescents with mental retardation, predetermining their disharmonic development as neurosis.
Keywords: neurotic development, Self-image, self-esteem, level of claims, anxiety, character accentuation, adolescents, personal development, mental retardation.
Введение. Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов онтогенеза человека. Отмечается целый ряд позитивных особенностей личностного становления на этом возрастном этапе: рост самостоятельности, расширение и существенные изменения отношений с окружающими, преобразование сферы деятельности, развитие ответственного отношения к себе и к другим людям и т.д., вероятны и яркие негативные проявления, подготовленные определенными неблагоприятными факторами предыдущего развития, и выражающиеся в различных дисгармониях личностного развития. Среди дисгармоний развития личности самой частой является невроз как нервно-психическое расстройство, вызванное психотравмирующими обстоятельствами в связи с особенностями важных для человека взаимоотношений с его окружением.
Дети и подростки наиболее уязвимы по отношению к возникновению невротического развития в связи с тем, что у них еще недостаточно развиты механизмы психологической защиты, а также они еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов в силу ограниченности жизненного опыта.
Для детей и подростков с задержкой психического развития, главным образом, характерна недостаточная зрелость аффективно - волевой сферы, которая создает «фактор риска» для развития невроза.
За годы многопланового изучения проблем задержки психического развития (ЗПР), на данный момент получены обширные данные о развитии психических функций и условиях коррекции и развития детей с задержанным темпом развития дошкольного (У.В. Ульенкова, 1980, 1990; Е.Е. Дмитриева, 2005; Е.С. Слепович, 1990 и др.) [1] и школьного возраста (Н.Л. Белопольская, 1976; И.А. Конева, 2002; Н.П. Кондратьева, 2002; Н.В. Масленникова, 2004; Р.Д. Тригер, 1981; Д.И. Альрахаль, 1992; Г.В. Грибанова, 1986; и др.) [3], [2], [4]. [6], [7], [5]. Данные исследования доказывают тот факт, что дети с ЗПР имеют достаточный потенциал позитивной социализации, который реализуется при адекватных, благоприятных возможностях [10], [9], [8].
Одна из актуальных и малоизученных проблем клинической и специальной психологии - специфика непсихотических психогенных состояний в пубертатном возрасте. Многозначность психопатологической симптоматики, незавершенность клинических проявлений создают трудности и в диагностике, и в психокоррекционной работе данных нарушений (Сухарева Г.Е., Ковалев В.В., Личко А.Е., Захаров А.И., В.И. Гарбузова).
Современная тенденция к увеличению числа детей с проблемами в развитии, свойственный им высокий риск нарушений поведения, а также отсутствие достаточной и необходимой информации о личностных особенностях данной категории детей, склонных к невротическому развитию личности (в частности, подростков с ЗПР) обусловливает актуальность нашего исследования и его востребованность на современном этапе развития коррекционной практики.
Следует подчеркнуть, что актуальность выбранной нами темы в настоящее время обусловлена также интенсивным обсуждением в коррекционной психологии и педагогике вопроса об интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду.
Целью данной работы является выявление негативных психологических аффективно-личностных особенностей подростков с ЗПР, склонных к невротическому развитию личности.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующее предположение. В структуре личности подростков с задержкой психического развития, склонных к невротическому развитию, преобладают такие аффективно-личностные особенности, как: неадекватно завышенная самооценка, высокий уровень тревожности, бедность содержания образа Я. У подростков с ЗПР будут преобладать определенные акцентуации характера, а именно: эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы.
Были применены следующие методики:
Опросник «Признаки невротического развития» (Методика была разработана нами на основе опросников для исследования уровня невротических состояний и склонности к ним Д.М. Менделевича и А.И. Захарова). Цель: оценки невротической симптоматики у подростка психологом, педагогом и родителями посредством сбора анамнеза признаков невротического развития).
Методика Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М Прихожан. Цель: выявление сформированности самооценки подростка.
Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша (1973) Цель: выявление разных видов тревожности.
Тест установок личности на себя «Кто я?» (Методика М. Куна и Т. Макпартлэнда (1984) в адаптации И.А. Коневой). Цель исследования: выявление вербальных представлений о себе.
«ПДО» А.Е. Личко (Цель: идентификация типов акцентуаций характера у подростков).
Выборка: всего в исследовании приняло участие 50 человек: 25 подростков с нормой психического развития (15-16 лет), обучающихся в средней общеобразовательной школе, и 25 подростков в возрасте 15-16 лет с задержкой психического развития церебрального-органического генеза, обучающихся в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Изложение основного материала статьи.
1. Метод экспертных оценок.
Методика была разработана нами на основе опросников для исследования уровня невротических состояний и склонности к ним Д.М. Менделевича и А.И. Захарова.
Результаты показали, что у двадцати подростков из двадцати пяти испытуемых наличие невроза установлено достоверно, так как они набрали от 20 до 36 баллов, что составляет 80 % от общего числа испытуемых.
Результаты методики свидетельствуют, что общими факторами для формирования невротического типа развития для многих подростков являются неполные семьи, авторитарное отношение к ребенку со стороны родителей, конфликтные отношения с одноклассниками, психосоматические расстройства, частые головные боли, плохой сон, эмоциональная нестабильность, угнетенность, интровертированность.
2. Методика исследования самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Данная методика позволила выявить уровень притязаний и самооценки у подростков.
Методика основана на непосредственной оценке исследуемыми ряда личностных качеств, таких, как здоровье, красота, способности, характер и т.д.
Исследование показало, что уровень притязаний у подростков с ЗПР имеет низкий 30% (6 человек), высокий 45% (9 человек) и адекватный 25% (5 человек) уровни.
В группе подростков с НПР результаты, следующие: низкий уровень притязаний у 15% (3 человека) испытуемых, высокий уровень имеют 20% (4 человека) испытуемых и адекватный уровень притязаний у 65% (13 человек) испытуемых.
Таким образом, мы видим, что среди подростков с ЗПР лишь у немногих выявлен адекватный уровень притязаний, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Этот вывод был статистически доказан расчетом критерия Фишера.
Уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности. И это второй показатель, который мы изучали по этой методике.
Исследование показало, что в группе подростков с ЗПР преобладает завышенный уровень самооценки, а именно 50% (10 человек) опрошенных. В группе подростков с НПР показатель низкой самооценки отсутствует совсем и преобладает адекватный уровень самооценки.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что подростки с ЗПР имеют высокий и низкий уровень самооценки и завышенный или заниженный уровень притязаний, что характеризует их как личностей неуверенных в себе, с повышенным уровнем тревожности. И, как мы видим, данная характеристика свойственна большинству испытуемых подростков с ЗПР.
В случае необъективно низкого или завышенного уровня притязаний в будущем у человека могут возникнуть проблемы как в достижении целей, так и в межличностном общении. У подростков с неоправданно высоким уровнем притязаний, как правило, завышенная самооценка, и, как следствие, в их поведении доминирует эгоизм. Если же уровень притязаний занижен, то и самооценка занижена, это также накладывает отпечаток на возможности дальнейшего развития как в любой деятельности, так и в отношениях с обществом, с друзьями, коллегами и с родственниками.
Существование разницы в показателях в группах подростков с ЗПР и подростков с НПР подтверждается расчетом критерия Фишера.
3. Методика «Оценка уровня тревожности» О. Кондаша. Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (1973). Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе имеет завышенный уровень (у 55%, испытуемых) а в группе подростков с НПР этот показателе имеет нормальный уровень (у 60%).
Уровень самооценочной тревожности среди подростков с ЗПР также, как и в группе подростков с НПР имеет завышенный уровень 40% и 46% соответственно.
Уровень межличностной тревожности в группе подростков с ЗПР выше, чем в группе подростков с НПР: 50% и 46%.
Таким образом, мы видим, что среди подростков с ЗПР в большинстве случаев выявлен завышенный уровень школьной тревожности, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
4. Методика Куна-Макпартленда в модификации И.А. Коневой.
Модификация методики представляет собой открытую форму нестандартизированного самоописания при этом количество ответов не ограничено.
Итак, как показало исследование в группе подростков с НПР преобладает позитивный уровень самопринятия 70% (14 человек), а в группе подростков с ЗПР, наоборот, преобладает негативный уровень самопринятия - 55% (11человек) испытуемых.
У 36% испытуемых в характеристиках указана позитивная оценка своей внешности (это преимущественно мальчики, которые указывали «красивый», «симпатичная», «приятный на внешность»), а реже всего - свои интеллектуальные способности («умный», «хорошо считаю», «хорошо читаю», «учусь на хорошие оценки»). Их указывали, преимущественно те испытуемые, у которых был негативный уровень самопринятия. Как показало исследование, среди подростков с ЗПР с негативным уровнем самопринятия преобладают негативные характеристики своей идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («не нравлюсь своим одноклассникам», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе», «я бы хотел подняться в лице своих одноклассников», «я хочу умереть», «я ужасный человек»). Также, только эти 55 % испытуемых упомянули в характеристиках свой взгляд на будущее («не определился с профессией», «думаю о будущей профессии», «хочу помогать животным»).
У подростков с низким уровнем самопринятия результаты методики «Кто Я?» коррелируют с результатами изучения самооценки и уровня притязаний: у подростков данной группы отмечается низкая самооценка и неадекватно высокий уровень притязаний.
Анализ характеристик самопринятия показал следующие результаты. Преимущественная оценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанность различных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и, как следствие, искаженное восприятие себя. Данный феномен отмечается при невротических расстройствах, и неустойчивость самооценки связана с нестабильностью сложившейся субъективно искаженной картины мира и образа своего «Я».
Позитивный образ «Я», возникает при отрицании признания в себе каких-либо качеств, отрицания наличия каких-либо характеристик, оцениваемых самим индивидом как негативные. Срабатывает такой защитный механизм, как проекция своих негативных качеств на окружающих, представляя основания для непринятия другого человека и отсутствия толерантности по отношению к людям в целом. Проведенное нами исследование подтверждает этот тезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считают противоположными их собственным, оцениваются ими негативно.
Существование разницы в исследуемых показателях в группах подростков с ЗПР и подростков с НПР также доказано статистически.
5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко
Мы использовали данный опросник с целью изучения у подростка характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у всех подростков с ЗПР доминируют определенные типы акцентуаций характера: эпилептоидный - 8 чел.; гипертимный - 2 чел.; лабильный- 3 чел.; смешанный — 2 чел.
Дополнительно были получены результаты по следующим показателям:
1. Конформность: Низкая - 5% (1 чел.); Умеренная - 25% (5 чел.); Средняя - 40% (8 чел.); Высокая -30% (6 чел.).
2. Определение отражения реакции эмансипации в самооценке личности: Слабая - 45% (9 чел.); Умеренная - 35% (7 чел.); Выраженная - 20% (4 чел.).
Данные по патохарактерологическому диагностическому опроснику следующие: у группы подростков с НПР преобладает гипертимный тип акцентуаций характера - 40% исследуемых; 20% - лабильный тип акцентуаций характера; 10% приходится на астено-невротический, сенситивный и неустойчивый тип; 5%-циклоидный и психастенический тип акцентуаций характера.
Конформность: Умеренная - 25% (5 чел.); Средняя - 30% (6 чел.); Высокая - 55% (11 чел.).
2. Определение отражения реакции эмансипации в самооценке личности: Слабая - 20% (4 чел.); Умеренная- 45% (9 чел.); Выраженная- 35% (7 чел.).
Проведенное нами исследование по всем методикам показало, что в структуре личности подростков с задержкой психического развития, склонных к невротическому развитию, преобладают такие аффективно-личностные особенности, как: неадекватно завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний, высокий уровень тревожности, в частности школьной, бедность содержания образа Я. У подростков с ЗПР преобладают определенные акцентуации характера, а именно: эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы.
Выводы. Таким образом, проведенное нами исследование по всем методикам показало, что в структуре личности подростков с задержкой психического развития, склонных к невротическому развитию, преобладают такие аффективно-личностные особенности, как: неадекватно завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний, высокий уровень тревожности, в частности школьной, бедность содержания образа Я. У подростков с ЗПР преобладают определенные акцентуации характера, а именно: эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы, что подтверждает нашу гипотезу.
Литература:
1. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / Под науч. ред. У.В. Ульенковой. Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 252 с.
2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. С. 659.
3. Конева И.А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 11 - 3(18). С. 66-68.
4. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/496 (дата обращения: 15.04.2018).
5. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. № 1. С. 22.
6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 (часть 8) - С. 1526-1528. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8188 (дата обращения: 15.04.2018).
7. Конева И.А., Кондратьева Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие // Вестник Мининского университета. - 2016. -№ 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/240 (дата обращения: 15.04.2018).
8. Конева И.А, Раевская Л.Ш. Особенности самопознания подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных психолого-педагогических условиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-5. С. 530-536.
9. Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 17.
10. Федосеева Н.В. К вопросу о воспитательном потенциале технологий активизации и интенсификации деятельности учащихся // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Чебоксары, 2014. - С. 77-80.
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Концелидзе Елена Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ДИСГРАФИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данная статья раскрывает особенности составления рабочей коррекционной программы, направленной на пропедевтику дисграфии у младших школьников на начальном этапе школьного обучения с точки зрения нейропсихологического подхода к анализу трудностей письма через выбор методов коррекции на основе стоящих за ними механизмов. В основу взяты исследования Т.В. Ахутиной и А.Р. Лурия, развивающего воздействия на блоки мозга. В статье представлена рабочая программа, соответствующая требованиям к организации логопедической работы в школе, и дополненная нейропсихологическими методиками для наиболее эффективного коррекционно-развивающего результата. Данная работа будет интересна учителям и логопедам, работающим на базе школьных логопунктов.
Ключевые слова: дисграфия, нейропсихологические методы, рабочая программа, блоки мозга, синдромы отставания в развитии, кинезиологические упражнения, ритмические структуры.