Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЕННОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ADOLESCENTS / MENTAL RETARDATION / FEATURES / DEVIANT BEHAVIOR / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Ляпина Анна Михайловна

В статье описаны гендерные особенности девиантного поведения подростков с задержкой психического развития. Проведенное исследование позволило определить различия у мальчиков и девочек с задержкой психического развития в склонности к отклоняющемуся поведению, социально-психологической адаптированности подростков, принадлежности их к группе риска и выраженности форм агрессии и враждебности. Статья будет полезна психологам и педагогам, работающим с этой категорией детей.The article describes the main gender features of deviant behavior identified in adolescents with mental retardation. The study allowed us to determine the differences in boys and girls with a mental retardation in a tendency to deviant behavior, socio-psychological adaptation of adolescents, their belonging to the risk group and the severity of forms of aggression and hostility. The article will be useful to psychologists and educators working with this category of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

показатель ниже и не превышает 50%. В связи с этим, для детального анализа показателей необходимо рассмотреть полученные в результате эксперимента типы реакций подростков в обеих группах.

Таблица 2

Типы реакций в группах подростков с НПР и ЗПР

Направление реакции Тип эеакции,%

НПР ЗПР НПР ЗПР НПР ЗПР НПР ЗПР

O-D O-D E-D E-D N-P N-P Сумма Сумма

E 40,6 45,6 35,4 37,5 37,5 39,6 37,5 39,5

I 35,2 30,4 35,1 29,3 31,2 30,3 33,1 28,3

M 27 38,5 30 33,1 29,5 28,1 29,1 33,2

Сумма 36,5 40,1 33,2 31,3 30,3 29,6

Из таблицы 2 мы видим, что в обеих группах (НПР и ЗПР) преобладающими являются экстрапунитивные реакции, где агрессия направлена вовне (Е),что составляет 37,5% и 39,5%. В группе подростков с НПР интрпунитивных реакций чуть больше (I) - 33,1%, чем импунитивных (M) - 29,1% .В группе подростков с ЗПР импунитивных реакций чуть больше (М) - 33,2%, чем интрапунитивных (I) - 28,3%.

Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») у обеих групп является почти одинаковым, составляет 36,5% в группе подростков с НПР и 40,1% в группе подростков с ЗПР. У всех старших подростков преобладающей является идея препятствия в стрессовых ситуациях.

Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите»), означает слабость «Я» личности является второй по частоте встречаемости в ответах, составляет 33,2% в группе подростков с НПР и 31,3% в группе подростков с ЗПР.

Оценка NP - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой подростки могут разрешать фрустрационные ситуации является последним по частоте встречаемости и составляет 30,3% в группе подростков с НПР и 29,6% в группе подростков с ЗПР.

Полученные данные подтверждают значение показателей GCR в обеих группах, которые свидетельствуют о сниженной социальной адаптации в подростковом возрасте.

Выводы. Таким образом, мы видим, что старшие подростки обеих групп испытывают трудности в социальной адаптации. Выбор копинг стратегий у подростков с НПР и ЗПР имеет свои особенности. В когнитивной и эмоциональной сфере у подростков с НПР преобладают относительно адаптивные копинг-стратегии, у подростков с ЗПР - дезадаптивные. В поведенческой сфере все группы выбирают дезадаптивные копинг-стратегии. Результаты методики Розенцвейга подтверждают полученные данные: наиболее частым является показатель OD, с фиксацией на самом препятствии. Экстрапунитивные (Е), внешне-обвинительные реакции: гнев, злость, раздражение те эмоции встречаются в 37,5% в группе подростков с НПР и в 39,5% в группе подростков с ЗПР. Такие данные являются подтверждением активно протекающего кризиса подросткового возраста у подростков обеих групп.

Литература:

1. Ковалевская А.А. Особенности саморегуляции и стрессоустойчивость подростков / А.А. Ковалевская // Проблемы психологического здоровья личности: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 244 с.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г., 192 с.

4. Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2. С. 33-52.

5. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Психология

УДК 159.9.075

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Ляпина Анна Михайловна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье описаны гендерные особенности девиантного поведения подростков с задержкой психического развития. Проведенное исследование позволило определить различия у мальчиков и девочек с задержкой психического развития в склонности к отклоняющемуся поведению, социально-психологической адаптированности подростков, принадлежности их к группе риска и выраженности форм агрессии и враждебности. Статья будет полезна психологам и педагогам, работающим с этой категорией детей.

Ключевые слова: подростки, задержка психического развития, особенности, девиантное поведение, тендерные различия.

Annotation. The article describes the main gender features of deviant behavior identified in adolescents with mental retardation. The study allowed us to determine the differences in boys and girls with a mental retardation in a tendency to deviant behavior, socio-psychological adaptation of adolescents, their belonging to the risk group and the severity of forms of aggression and hostility. The article will be useful to psychologists and educators working with this category of children.

Keywords: adolescents, mental retardation, features, deviant behavior, gender differences.

Введение. Девиантное поведение подростков, причины, вызывающее его, способы профилактики и коррекции изучали Макаренко А.С., Шацкий Т.С., Блонский П.П., Змановская Е.В. На данный момент проблема девиантного поведения подростков так же является широко обсуждаемой и социально-значимой [7].

Подростки с задержкой психического развития склонны к демонстрации разного вида отклоняющегося поведения - этому способствуют различные факторы [4]. Сюда относят школьную дезадаптацию, неполноценность нервной системы, особенности волевой и аффективной сфер [2]. Не имея возможности стать успешным и получить авторитет в кругу сверстников, подросток с задержкой психического развития начинает искать возможность удовлетворить свои потребности в другом месте.

Несмотря на то, что повышенная склонность к девиантному поведению наблюдается практически у всех подростков с ЗПР [6] в исследованиях недостаточно раскрыты их индивидуальные особенности [5]. Выявление гендерных особенностей подростков с ЗПР и стало основной целью нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с поставленной целью нашего исследования был определен пакет диагностических методик. В наш пакет диагностических методик были включены: методика СОП (А.Н. Орел), опросник СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд), шкала враждебности (В. Кук, Д. Медлей), первичная диагностика и выявление детей группы риска (Рожков, Ковальчук), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки) [1, 3].

В эксперименте приняли участие 60 подростков, из них 30 подростков с диагностированной задержкой психического развития (20 мальчиков и 10 девочек) и 30 подростков с нормальным психическим развитием (15 мальчиков и 15 девочек). Эксперимент проходил на базе специальных (коррекционных) школ, консультативного центра и средних общеобразовательных школ г. Н. Новгорода

Результаты анализа данных, полученных из методики СОП, представлены на рисунках 1, 2 и 3.

Рисунок 1. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

В целом можно отметить, что у девочек с ЗПР показатели практически всегда существенно ниже (разница составляет от 6 до 11%) за исключением шкал 1 (установка на социально-желательные ответы -разница 3,6%) и 7 (склонность к деликвентному поведению, разница менее 1%).

Рисунок 2. Сравнение средних показателей девочек с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Рисунок 3. Сравнение средних показателей мальчиков с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Сравнивая показатели подростков с задержкой психического развития и подростков с нормальным психическим развитием, можно отметить, что и у мальчиков, и у девочек наблюдается примерно одинаковая картина. Показатели по шкале установки на социально-желательные ответы у подростков с НПР выше, что объясняется отсутствием у подростков с ЗПР возможности продолжительное время следовать заданной установке, что связано с особенностями их личностного развития. По всем остальным шкалам показатели мальчиков с НПР существенно ниже показателей мальчиков с ЗПР, разница составляет от 10% (шкала склонности к деликвентному поведению) до 34,49% (шкала склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению.

У девочек в целом наблюдается похожая картина, но разрыв в показателях менее существенен и составляет от 15,59% (шкала волевого контроля эмоциональных реакций) до 23% (шкала склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению). При этом показатели по шкале склонности к преодолению норм и правил различаются всего на 2,25% (у девочек с НПР он выше) и существенные различия наблюдаются по шкале принятия женской социальной роли - у девочек с ЗПР он ниже на 19%.

Результаты по данным, полученным по методике социально-психологической адаптированности, представлены на рисунках 4, 5 и 6.

Рисунок 4. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

Из графика видно, что показатели мальчиков и девочек с задержкой психического развития по всем шкалам практически не различаются. Средние показатели по группам варьируются - в основном данные различаются в пределах 3%. Исключение составляют шкалы интернальность (разница 4,7%, у мальчиков показатель выше) и адаптация (разница 10,6%, у мальчиков показатель выше).

Рисунок 5. Сравнение средних показателей девочек с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Рисунок 6. Сравнение средних показателей мальчиков с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

В целом графики мальчиков и девочек похожи, но у девочек график имеет более резко выраженную динамику.

Результаты, полученные из опроса подростков по шкале враждебности представлены на рисунках 7, 8 и 9.

Сравнение подростков с ЗПР

ю 5 О

Шкала цинизма Шкала Шкала

а г рессивност и враждебности

Рисунок 7. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

В целом по данной методике не выявлено значительных различий между мальчиками и девочками с ЗПР (по шкалам враждебности и цинизма разница в показателях составляет 1,1%). Чуть большая разница заметна по шкале агрессивности - показатели мальчиков выше показателей девочек на 4,23%, что соответствует основным гендерным различиям - мальчики всегда были агрессивнее.

Рисунок 8. Сравнение средних показателей девочек с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Рисунок 9. Сравнение средних показателей мальчиков с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

По сравнению показателей подростков с ЗПР и НПР удалось выявить следующие данные. По шкале циничности показатели обеих гендерных групп практически не различаются (разница 0,22% у девочек и 1,1% у мальчиков). Подростки с ЗПР в целом агрессивнее - их показатели выше на 8,46% у девочек и 8,53%у мальчиков. А вот показатели по шкале враждебности оказались разными - девочки с ЗПР имею показатель ниже на 3,3%, а мальчики с ЗПР - выше на 16,23% по сравнению с показателями гендерных групп с нормальным психическим развитием.

Результаты по данным полученным по первичной диагностике и выявлению детей из группы риска представлены на рисунках 10, 11 и 12.

Сравнение подростков с ЗПР

Рисунок 10. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

Рисунок 11. Сравнение средних показателей девочек с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Рисунок 12. Сравнение средних показателей мальчиков с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

Из полученных данных следует, что девочки с ЗПР могут чаще оказаться в группе риска по 3 параметрам из 4, исключение составляет шкала агрессивность. По остальным шкалам средние показатели девочек выше на 30,40-36,56%. По шкале агрессивность средний показатель мальчиков выше на 7%.

Что касается сравнения гендерных групп с ЗПР и НПР, то можно определить, что подростки с ЗПР чуть более уверенны в себе - показатели подростков с НПР по этой шкале выше - на 6% у девочек и на 2,2% у мальчиков. Небольшое различие отмечено и по шкале недоверие к людям, показатели подростков с ЗПР выше - на 14,43% у девочек и 10,36% у мальчиков. Существенные различия выявлены по шкалам отношение в семье (показатели мальчиков с ЗПР выше на 32,81%, девочек - на 123%) и агрессивность ( показатели мальчиков с ЗПР выше на 91%, девочек - на 257%).

Результаты, полученные по акцентуации характера из методики выявления и первичной диагностики детей группы риска представлены на рисунках 13, 14 и 15.

Сравнение подростков с ЗПР

Рисунок 13. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

Из полученных данных следует, что у мальчиков чаще выявляется гипертимная акцентуация (их средний показатель выше на 26,53%), а у девочек чаще могут быть выявлены остальные три акцентуации - их показатели выше на 44,83% по истероидной акцентуации, на 13,51% по шизоидной и на 22,73% по эмоционально-лабильной.

Рисунок 14. Сравнение средних показателей

Рисунок 15. Сравнение средних показателей

девочек с задержкой психического развития и с мальчиков с задержкой психического развития

нормальным психическим развитием

и с нормальным психическим развитием

Из данных следует, что у девочек с ЗПР средние показатели по всем 4 типам акцентуаций выше, чем у девочек с НПР. При этом разница в значениях по гипертимной и истероидной акцентуации несущественна (3,85% и 5% соответственно). Разница в показателях по эмоционально-лабильной актентуации достигает 12,5%, а по шизоидной - 26%. У мальчиков разница в показателях несколько иная - в частности у мальчиков с НПР чаще наблюдается истероидная акцентуация (разница в показателях 19,5%). По остальным типам акцентуаций средние показатели мальчиков с ЗПР выше - по гипертимной на 18,55%, по шизоидной - на 26,14%, по эмоционально-лабильной - на 22,22%.

Результаты, подученные из обработки данных по методике показателей и форм агрессии представлены на рисунках 16 (сравнение мальчиков и девочек с ЗПР), 17 (сравнение показателей мальчиков с ЗПР и НПР) и 18 (сравнение показателей девочек с ЗПР и НПР) (рис. 16-18).

Рисунок 16. Сравнение средних показателей мальчиков и девочек с задержкой психического

развития

Рисунок 17. Сравнение средних показателей Рисунок 18. Сравнение средних показателей

девочек с задержкой психического развития и с мальчиков с задержкой психического развития нормальным психическим развитием и с нормальным психическим развитием

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что показатели физической и вербальной агрессии у мальчиков и девочек с ЗПР примерно одинаковы, однако у девочек намного выше показатель косвенной агрессии (на 33,33%). По шкалам «Негативизм» и «Обида» гендерных различий не выявлено. Единственная шкала, по которой показатель мальчиков с ЗПР выше - это чувство вины (аутоагрессия). По остальным шкалам показатели девочек с ЗПР выше. По индексам враждебности и агрессивности показатели девочек с ЗПР выше (на 13,92% и 5,1% соответственно).

Если рассмотреть средние показатели мальчиков с ЗПР и НПР, то увидим, что показатели мальчиков с ЗПР всегда выше, и разница составляет от 13,08% (шкала «Чувство вины (аутоагрессия)») до 92% (шкала «Негативизм»). Показатели индекса враждебности и агрессивности у мальчиков с ЗПР так же выше (на 35,64% и 43,18% соответственно). У девочек в целом наблюдается похожая картина, однако, показатели девочек с НПР выше на 28,7% по шкале «Чувство вины (аутоагрессия)». По остальным шкалам показатели девочек с ЗПР выше, но по шкалам «Подозрительность» и «Обида» разница достигает всего 7-8%. По шкалам негативизм, вербальная и косвенная агрессия разница составляет 45,45%, 41,18% и 49,99% соответственно. Наибольшая разница наблюдается по шкале «Физическая агрессия» - показатель девочек с ЗПР выше на 89,13%. Показатели индекса враждебности и агрессивности у девочек с ЗПР так же выше (на 8,23% и 57,91% соответственно).

Выводы. Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены основные гендерные особенности девиантного поведения подростков с задержкой психического развития. У мальчиков с ЗПР склонность к различным видам отклоняющегося поведения выше, чем у девочек за исключением склонности к деликвентному поведению - здесь гендерных различий не выявлено.При этом и показатели девочек с ЗПР, и показатели мальчиков с ЗПР выше показателей гендреных групп подростков с нормальным психическим развитием.

Литература:

1. Буторин Г.Г., Бенько Л.А. Комплексная диагностика девиантного поведения у подростков // Академический журнал западной сибири. - 2016. - №1. - С. 52.

2. Вовк В.Н., Журавлёв А.Д. Поведенческие проявления школьной дезадаптации у подростков с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-2. - С. 273-276.

3. Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - №1. - С. 35-38.

4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Особенности аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития // Карельский научный журнал. - 2019. - № 2 (27). - С. 35-37.

5. Кириллова Е.Б. Гендерные различия черт личности подростков с девиантным поведением // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-10. - С. 238-248.

6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. С. 418-422.

7. Романова А.В. Проблема девиантного поведения подростков // Научный электронный журнал меридиан. - 2020. - № 5 (39). - С. 282-284.

Психология

УДК 378.147

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Ледовских Ирина Александровна

Пензенский государственный университет (г. Пенза)

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С СУПРУЖЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются личностные особенности старших дошкольников, воспитывающихся в семьях с супружескими конфликтами, а также особенности старшего дошкольного возраста, которые развиваются под влиянием многих факторов, среди которых одним из важнейших является семья. Семья - это ближайшее окружение человека, постоянная социальная ситуация, влияющая на еще несформировавшуюся личность ребенка.

Ключевые слова: личностные особенности; агрессивность; тревожность; неадекватная самооценка; семья; старшие дошкольники; конфликты.

Annotation. The article examines the personal characteristics of older preschoolers who are brought up in families with marital conflicts, as well as the characteristics of older preschool children who develop under the influence of many factors, among which the family is one of the most important. A family is a person's immediate environment, a constant social situation that affects the child's still unformed personality.

Keywords: personal characteristics; aggressiveness; anxiety; inadequate self-assessment; family; older preschoolers; conflicts.

Введение. Детские годы оказывают огромное влияние на всю жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится с самого раннего возраста ребенок, во многом зависит его будущее.

Исследования психологов, педагогов, физиологов, врачей свидетельствуют о том, что детство, особенно первые годы жизни человека, является периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. В это время ребенка в основном окружают родители и самые близкие родственники. Это они, в первую очередь мать и отец, слышат первые слова малыша, видят его первые шаги, вводят ребенка в окружающий его мир, направляют на большую дорогу жизни.

Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребенка, от умения направить процесс формирования его личности.

К концу дошкольного возраста, с появлением осознания переживаний, начинают формироваться постоянные (надситуативные) мотивы.

Закладывается фундамент будущей структуры жизненного пространства и направленности личности взрослого человека.

Человек как личность начинает формироваться в семье. Поэтому проблема конфликтов в семье является одной из важнейших в психологии.

Каждый из супругов вступая в брак, имеет сложившуюся систему ценностей, т.е. систему индивидуальных представлений о том, что важно и значимо в жизни. В данной сфере супругов могут быть существенные различия и даже противоположные мнения, суждения, оценки. Конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи, а именно к супружеским конфликтам. А дистабилизация семьи в свою очередь влияет на личностные особенности детей, растущих в данной семье [5].

Поэтому проблема исследования видится нам в изучении вопроса влияния супружеских конфликтов на личность детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.

Цель исследования - изучение личностных особенностей старших дошкольников, воспитывающихся в семьях с супружескими конфликтами для последующей разработки рекомендаций супружеским парам по преодолению конфликтов в семье и оптимизации гармоничного развития детей.

Гипотеза исследования - на формирование агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки старших дошкольников влияют супружеские конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.