Литература:
1. Воскресенская, Л.А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Воскресенская // Психология стресса и совладающего поведения. - 2013. - Т. 1. - С. 89
2. Калашникова, С.А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях / С.А. Калашникова // Гуманитарный вектор. -2013. - № 33. - С. 172-179
3. Первый Всемирный Конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: официальный сайт Первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья. - Режим доступа: http://kongress2017.ш/главная/
4. Сербина, Л.Ф. Психологические проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ф. Сербина // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность. - 2012. - С. 28-32
Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у младших школьников с более низкого уровня с задержкой психического развития активности, полноты, дифференцированности межличностного восприятия, недостаточной его адекватности. По результатам экспериментального исследования была разработана программа формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, межличностное восприятие, ребенок с задержкой психического развития, эмпатия, младший школьный возраст.
Annotation. The article discusses the features of emotional intelligence development in primary school children with mental retardation in comparison with peers with normal mental development. The article presents the results of diagnostics that confirm the presence of activity, completeness, differentiation of interpersonal perception, and its insufficient adequacy in younger students with a lower level of mental development with a delay. Based on the results of an experimental study, a program for the formation of emotional intelligence in primary school children with mental retardation was developed.
Keywords: emotional intelligence, interpersonal perception, child with mental retardation, empathy, primary school age.
Введение. Изучение межличностного общения и восприятия детей младшего школьного возраста представлено в работах Д.Б. Эльконина, И.В.Дубровиной, А.М. Прихожан, В.С. Мухиной и др.
В исследованиях по специальной психологии показано, что социальная дезадаптация школьников с задержкой психического развития во многом обусловлена их неспособностью воспринимать, «читать» человека, несформированностью социальных навыков. Реакции дезадаптации младших школьников с возрастом усугубляются и нарастают с переходом к подростковому.
Субъектный опыт взаимодействия с окружающими школьников с ЗПР рассматривался в исследованиях А.А. Байбородских, Н.В. Карпушкиной, О.К. Агавеляна, О.С. Гольдфарб, Е.В. Хлыстовой, Н.В. Масленников и других [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9]. В то же время, возрастные особенности межличностного восприятия и взаимодействия в исследованиях практически не рассматриваются.
Изложение основного материала статьи. В связи с этим, объектом нашего исследования являются психологические особенности межличностного восприятия у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми того же возраста.
Целью нашего исследования стало изучение эмоционального интеллекта у младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели мы использовали методику «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго. Возрастной диапазон данной методики составляет от 3 до 12 лет, что соответствует возрастному диапазону исследуемой группы детей. Данную методику используют в исследованиях развития эмоционально-волевой сферы детей, трудностей в общении в возрастной психологии. В исследованиях по специальной психологии методику «Эмоциональные лица» использовали для изучения эмоционального словаря, межличностного восприятия школьников с ЗПР.
В качестве стимульного материала нами использовались две серии изображений эмоционально- лицевой экспрессии:
1. Контурные схематичные изображения эмоций: злость или гнев; печаль или грусть; радость.
2. Фотографии детей обоих полов с изображением эмоций: явная радость; страх; сердитость; приветливость; стыд или вина; обида; удивление.
Наше экспериментальное исследование проводилось в два этапа. В начале испытуемым предъявлялись схематичные изображения эмоций, разложенных в случайном порядке. Инструкция была следующая: «Посмотри на эти картинки, какое у каждого лица настроение». После того, как ребенок ответил на вопрос и назвал изображенное настроение, порядок карточек изменялся, чтобы исключить и минимизировать случайность ответов.
На втором этапе испытуемым предъявлялись реальные изображения детей в соответствии с полом ребенка, в указанной последовательности. Инструкция: «Я покажу тебе другие изображения, фотографии девочек (мальчиков). Посмотри, как ты думаешь какое настроение у этого ребенка?». После ответа испытуемого на вопрос, мы спрашивали: «Почему у девочки (мальчика) на фото такое настроение, что стало причиной?».
Изучения особенностей восприятия эмоционального состояния; полноты, разнообразия, адекватности межличностного восприятия мы начали с группы детей с нормальным психическим развитием с целью определения возрастного эталона. В эксперименте приняли участие 30 детей 8-9 лет.
В ходе эксперимента эмоциональные реакции младших школьников с нормальным психическим развитием были адекватными и насыщенными, дети с радостью и интересом воспринимали задание. В ходе эксперимента дети неосознанно копировали мимикой, пантомимикой увиденную на фото эмоцию.
Все эмоции, изображенные на схемах, не вызвали никаких трудностей. Дети быстро и без труда называли настроение, изображенное на схемах. Дети с НПР быстро и безошибочно определяли эмоциональное состояние, обозначая радостное настроение - радостью, весельем; грустное настроение -грустью, печалью; злое - злостью, ужасным, сердитым настроением.
Ответы, полученные в ходе эксперимента на предъявляемые эмоциональные фото, на наш взгляд требует детального рассмотрения.
Явную радость опознали и описали практически все младшие школьники с НПР.
Эмоцию страха определили безошибочно 30% испытуемых из группы, назвав ее страхом. Остальные дети с нормальным психическим развитием перепутали эмоцию страха с удивлением, и, несмотря на то, что им было предложено сравнить эти две эмоции (были показаны фото с эмоцией страха и эмоцией удивление), они по-прежнему ее не дифференцировали, утверждая, что ребенок на фото удивляется. При этом они предполагали, что на фото с изображением страха детей удивляет что-то плохое, а на фото с удивлением хорошее. Нужно отметить, что за определение страха испытуемые получили самый низкий балл 1,3, что намного ниже нормы. После завершения эксперимента младшим школьникам был озвучен правильный ответ. Более половины сказали, что знакомы с этой эмоцией, и объяснили, почему ее не распознали. Они руководствовались своим опытом, когда дети испытывали страх.
По нашему мнению, недостаточная компетентность в опознании страха младшими школьниками с НПР связана с тем, что в жизни дети не испытывали настоящий страх, и им не приходилось звать на помощь (открытый рот), их лишь пугала картинка в кино, а следовательно, все что нужно, что бы перестать боятся -закрыть глаза.
Сердитость была определена младшими школьниками с НПР как настроение строгое, злое, хмурое, что соответствует возрастной норме. И 1/5 определили настроение как «обиженное», что ниже возрастной нормы. На вопрос, почему вы решили, что человек на фото обижен, дети пояснили, что поняли по сморщенному лбу и нахмуренным бровям. Лишь только в сравнении с фото эмоции обиды, дети распознали сердитое настроение. Это говорит о недостаточном жизненном опыте. Для младших школьников эти две эмоции были тождественны.
Приветливость была определена всеми детьми безошибочно. Дети охарактеризовали приветливое настроение как «радостное, веселое, довольное, хорошее, улыбчивое, отличное», что соответствует возрастной норме.
Эмоциональное состояние стыда и вины определялось младшими школьниками с НПР с трудом. Лишь 30 % от всех испытуемых с НПР, определили это состояние как «виноватый и стыдно». Остальные опознали вину, как «печаль, грусть, скуку, задумчивость». Испытуемые были искренне удивлены, когда исследователь озвучил, что на картинке эмоция стыда и вины.
Дифференциация эмоции обиды вызвала так же большие сложности у младших школьников с НПР. Испытуемые называли грустное настроение, и лишь небольшая часть детей правильно назвала эмоцию, изображенную на фото: «расстроенное настроение, плачет, обида».
Удивление. Испытуемые с нормальным психическим развитием в основном определяли удивление правильно, хотя небольшая часть все же указывала на радостное, весёлое настроение, что является ниже возрастной нормы.
В таблице 1 приведены средние показатели испытуемых с нормальным психическим развитием, полученные в эксперименте по методике «Эмоциональные лица».
Таблица 1
Результаты исследования эмоционального интеллекта младших школьников с НПР по методике
«Эмоциональные лица»
Схемы Фото
се- при-
рди вет-
ра- ра- ст- тос ли- стыд\ обида удив- Ср.ар.
дость грусть злость дость рах ть вость вина ление
Средний балл дети НПР 3,0 3,0 3,0 2,9 1,3 2,8 3,0 2,0 2,2 2,6 2,6
Данные таблицы 1 показывают, что наиболее сложной в распознавании является эмоция страха. Младшие школьники без особого труда дифференцировали контр- противоположные эмоции: радость и приветливость, сердитость.
Итак, анализ особенностей восприятия эмоционального состояния «другого» у младших школьников с НПР показал, что испытуемые с НПР достаточно компетентны в формировании эмоционального интеллекта и хорошо владеют эмоциональным словарем. Дети адекватно воспринимают базовые эмоции, настроение
другого человека, они достаточно разнообразны в своих высказываниях, практически отсутствуют простые описания настроения, такие как, хорошее плохое.
Далее представим анализ эмоционального интеллекта и особенностей межличностного восприятия «другого» младшими школьниками с задержкой психического развития.
Эмоциональное состояние младших школьников с ЗПР в ходе эксперимента было более сдержанным. Дети несколько раз переспрашивали задания, пытались подсмотреть и понять правильные ответы, некоторые сидели безучастно и безэмоционально, не реагируя и не повторяя. Дети даже не пытались скопировать мимикой увиденные эмоции на фото.
В исследовании приняло участие 28 человек, учащихся специализированной школы - интерната. Дети 2 класса 9-10 лет.
На первом этапе исследования некоторые учащиеся с ЗПР не смогли определить эмоции по схемам.
Второй этап эксперимента, где показывали фото с изображением различных эмоций, так же проходил с трудом и занял большее количество времени, чем с детьми с НПР.
Рассмотрим результаты исследования по каждому эмоциональному состоянию.
Так, эмоция явной радости практически не вызвала затруднений. Основная часть младших школьников с ЗПР охарактеризовала это настроение как «веселое и радостное», лишь двое высказались как «хорошее», что ниже возрастной нормы.
Очень интересный результат показала дифференциация эмоции страха. Показатель её актуализации у младших школьников с ЗПР выше, чем у детей с НПР. Следовательно, мы можем предположить, что младшие школьники с ЗПР чаще испытывают в жизни страх и лучше могут его определить. 30 % младших школьников с ЗПР, как и дети с НПР спутали страх с удивлением, небольшая часть определила испуг, как грусть.
Сердитость в основном правильно дифференцировали как злость, «рассерженное настроение и сердитость», хотя были и такие, которые определили как «грубое, грустное, что-то задумал, грозное».
Приветливое настроение достаточно легко удалось определить испытуемым с ЗПР, в основном дети определяли его как «веселое, радостное приветливое», но были и простые прилагательные как «хорошее», что ниже возрастной нормы. На уточняющий вопрос экспериментатора, что значит хорошее, дети затруднялись в ответе и молчали.
Самый низкий показатель, а именно 1,2 балла из 3 возможных, был зафиксирован при дифференциации эмоции стыда/вины. Ни один из испытуемых с ЗПР не назвал эту эмоцию, дети путали стыд с «грустью, скукой, задумчивостью, недовольством, обидой», что свойственно детям 4-5 лет. Были так же те, кто не смог ответить, либо назвал настроение «нормальным, не радостным и даже хорошим». Это говорит о недостаточной развитости эмоционального интеллекта ребенка, отсутствии чувства стыда и вины, а значит не способность к рефлексии, самокритики.
Обиду испытуемые с ЗПР напротив определили лучше, чем их сверстники с НПР. Следовательно, мы можем предположить, что с этой эмоцией дети с ЗПР встречаются чаще и распознают ее лучше. Так же хочется отметить, что при показе фото с расстроенным, обиженным ребенком, некоторые дети с ЗПР так же изменялись в лице, гладили и жалели ребенка на фото, проявляли эмпатию и сопереживание.
Опознание состояния удивление вызвало затруднение. Дети называли его как радость, веселье, что соответствует возрастной норме 4-5 лет.
Нужно так же отметить, что с возрастом восприятие другого не изменяется, дети 8 и 10 лет одинаково плохо воспринимают и интерпретируют образ «другого».
Сравнительные данные по опознаванию эмоций младших школьников с нормальным психическим развитием и с задержкой приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная таблица по результатам эксперимента по методике "Эмоциональные лица"
младшие школьники НПР младшие школьники ЗПР
стимульный материал Эмоции средний балл удельный вес (%) средний балл удельный вес (%)
радость 3 100 2,6 86
грусть 3 100 2,6 88
схемы злость 3 100 2,7 89
радость 2,9 98 2,8 94
страх 1,3 43 1,5 5
сердитость 2,8 94 2,3 76
приветливость 3 100 2,6 87
стыд/вина 2 65 1,2 40
обида 2,2 74 2,3 75
фото удивление 2,6 88 2,5 64
Итого: 26 86% 23 75%
Из представленной таблицы видно, что младшие школьники с ЗПР характеризуются качественным и количественным своеобразием развития эмоционального интеллекта по сравнению со сверстниками с нормальным психическим развитием. Младшим школьникам с ЗПР необходимо сформировать и усовершенствовать навык восприятии и распознавания простых, схематичных изображений.
Выводы. Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте показал, что при нормальном психическом развитии наблюдается позитивная возрастная динамика в адекватности и полноте восприятия «другого», дифференцированности восприятия и понимания эмоций воспринимаемого, достаточный эмоциональный словарь.
При задержке психического развития у младших школьников наблюдается фиксация восприятия сверстника, уровня эмоционального интеллекта на более ранней возрастной ступени. Эмоциональный словарь у младших школьников с ЗПР значительно ниже возрастной нормы.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционной работы по оптимизации развития эмоционального интеллекта, межличностного восприятия младших школьников с ЗПР.
Литература:
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Г. Челябинск, Издатель Татьяна Лурье, 1999, с. 356
2. Байбородских А.А. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР на материале классов КРО общеобразовательной школы: дис. ... канд. психол. наук / Байбородских Андрей Александрович. - Казань, 2002. - 160 с.
3. Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком» // Издательство Московского университета. 1982 г. стр. 200
4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.
5. Карпушкина Н.В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 659.
6. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379-386.
7. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152-158.
8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2012. - 192 с.
9. Масленникова Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: дис... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2004. - 253 с.
10. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. — Тезисы симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми». Л., 1970, с. 114-116
11. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер, 2011 г. 580 с.
12. Чеснокова И.И. Самосознание личности / И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 216 с.
13. Щанкина Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дис. . канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2004. - 200 с.
Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Комарова Дарья Павловна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования Образа Я младших школьников с умственной отсталостью. Дается сравнительная характеристика Образа Я по двум группам школьников в возрастной динамике. Младшие школьники с умственной отсталостью часто обнаруживают недостатки формирования самооценки и уровня притязаний, в том числе и специфики структуры Образа Я. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных с применением техник мультимодальной арт- терапии, способствует оптимизации самовосприятия младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевые слова: «Я- концепция», младшие школьники, умственная отсталость, самооценка, индивидульно- типологические особенности, уровень притязаний, мультимодальная терапия, арт-терапия, психокоррекция.
Annоtation. The article deals with the results of a study of the Self-Image of primary school children with mental retardation. A comparative characteristic of the Self Image for two groups of schoolchildren in age dynamics is given. Younger students with mental retardation often find shortcomings in the formation of self-esteem and the level of claims, including the specifics of the structure of the image of the Self. the Study showed that the implementation of a program of correctional and developmental classes developed using multimodal art therapy techniques helps to optimize the self -perception of younger students with mental retardation.