Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ЛИЦ С ОВЗ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ЛИЦ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОВЗ / АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / PERSONS WITH DISABILITIES / ADAPTATION / COPING BEHAVIOR / COPING MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Фирер Наталья Демьяновна, Суслова Дарья Владимировна

Статья посвящена проблеме адаптации и формирования механизмов копинг-поведения у людей с ОВЗ. По результатам проведенного исследования была выявлена неоднозначность отношения большинства людей с ОВЗ к поведенческим копинг-стратегиям и предпочтительное использование когнитивных копинг-стратегий, которые направлены на индивидуальную переработку проблем. Экспериментально доказано, что люди с ОВЗ обладают некоторой спецификой поведения, которая обусловлена низким уровнем социальной компетентности. Формирующий эксперимент показал, что испытуемые стали более приспособлены к существованию в обществе за счет баланса развития копинг-поведения.The article is devoted to the problem of adaptation and formation of coping behavior mechanisms in people with disabilities. According to the results of the study, the ambiguity of the attitude of the majority of people with disabilities to behavioral coping strategies and the preferred use of cognitive coping strategies that are aimed at individual processing of problems were revealed. It has been experimentally proved that people with disabilities have some specific behavior, which is due to the low level of social competence. Formative experiment showed that the subjects became more adapted to existence in society due to the balance of development of coping behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ЛИЦ С ОВЗ»

1. Лебедева, Е.В. Временная трансспектива студентов в условиях конфликтующих реальностей / Е.В. Лебедева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - №11. - С. 4-12.

2. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в парадигме психологического знания / И.А. Ральникова // Психологический журнал. - 2009. - Т. 12. - № 3. - С. 15-19.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ЛИЦ С ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации и формирования механизмов копинг-поведения у людей с ОВЗ. По результатам проведенного исследования была выявлена неоднозначность отношения большинства людей с ОВЗ к поведенческим копинг-стратегиям и предпочтительное использование когнитивных копинг-стратегий, которые направлены на индивидуальную переработку проблем. Экспериментально доказано, что люди с ОВЗ обладают некоторой спецификой поведения, которая обусловлена низким уровнем социальной компетентности. Формирующий эксперимент показал, что испытуемые стали более приспособлены к существованию в обществе за счет баланса развития копинг-поведения.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, адаптация, копинг-поведение, совладающее поведение, копинг-механизмы.

Annotation. The article is devoted to the problem of adaptation and formation of coping behavior mechanisms in people with disabilities. According to the results of the study, the ambiguity of the attitude of the majority of people with disabilities to behavioral coping strategies and the preferred use of cognitive coping strategies that are aimed at individual processing of problems were revealed. It has been experimentally proved that people with disabilities have some specific behavior, which is due to the low level of social competence. Formative experiment showed that the subjects became more adapted to existence in society due to the balance of development of coping behavior.

Keywords: persons with disabilities, adaptation, coping behavior, coping behavior, coping mechanisms.

Введение. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся к одной из социально незащищённых категорий населения. Существует ряд проблем, осложняющих их полноценное существование в обществе. Чаще это трудности с получением образования и трудоустройством, значительно низким уровнем дохода и повышенном уровне потребностей в медицинском и социальном обслуживании. В современных условиях более остро стала ощущаться потребность в социальной и трудовой адаптации и необходимости выявления существующих проблем с целью предотвращения их усугубления и принятия своевременных мер в целях стабилизации социального положения этой категории населения.

Исследования, позволяющие оказывать помощь лицам с ОВЗ, становятся все более востребованы, в свете ориентации государственной политики РФ на создание людям данной категории условий для компенсации или же преодоления ограничений жизнедеятельности, реализации прав на участие в жизни общества. Одним из главных свидетельств станет проведение в сентябре 2017 года в одном из крупнейших российских городов Первого Всемирного Конгресса людей с инвалидностью. Он призван обратить внимание на изменение отношения общества к людям-инвалидам, налаживание коммуникации между ними в условиях городской среды. Кроме этого обсуждению подлежат проблемы потребностей людей с ОВЗ и их потенциальные возможности [3].

Изложение основного материала статьи. Тяжелое хроническое заболевание, способствующее ограничению возможностей в здоровье, является стрессогенным и ставит человека в ситуацию постоянного и неустанного преодоления. Подобные состояния, как и «дистрессовые», и «трудные жизненные» ситуации определяются как воздействия внешней и внутренней среды, к которым вырабатывается (приобретается) устойчивость в процессе адаптации человека [1].

Известно о существовании механизмов и процессов, выступающих в виде единой защитной системы, которая призвана трансформировать внутренние переживания личности и сохранять баланс между личными потребностями и требованиями общества, что способствовало социально-психологической адаптации человека. Изучением данных механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения занимались А. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолкман.

На данный момент существует относительно малое количество исследований, посвященных изучению копинг-поведения людей с ОВЗ, а также возможностей формирования у лиц данной категории адаптивных стратегий совладания.

Изучив различные подходы к исследованию «совладающего поведения» мы пришли к выводу, что на современном этапе существует три подхода к данному определению. Первый - диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса. Второй подход - ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. Третий подход к совладающему поведению - интегративный.

Понятие «совладание» означает использование воли человека в ситуации, которая предполагает концентрацию и контроль над собой, т.е. над своими мыслями, желаниями, чувствами и т.д. Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией, что во-многом определяет процесс его социально-психологической адаптации. Для успешности данного процесса и сохранения психологического здоровья необходимо активное использование когнитивных, эмоциональных и познавательных стратегий совладания.

Ситуация ограничений возможностей здоровья отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих личности. В условиях ограниченных возможностей здоровья адаптация человека к условиям жизненной среды требует значительного повышения затрат его психологических ресурсов, которых порой оказывается недостаточно для саморазвития. Вместе с тем, анализируя потенциал человека, исследователи, в частности, С.А. Калашникова, отмечает, что большинство людей используют очень малую часть своего возможного сознания и меньшую часть ресурсов головного мозга. Чтобы система оптимально функционировала, необходимо соотношение и взаимное приспособление всех её компонентов. Поэтому принцип интеграции, понимаемый как взаимная адаптация компонентов системы «человек с ОВЗ -жизненная среда», должен стать базовым условием, специфическим социально-психологическим ресурсом саморазвития человека в ситуации ограниченных возможностей здоровья [2].

Инвалиды являются особой социально-демографической группой. Для которой характерны: низкий уровень дохода, трудности с получением образования, участием в производственной деятельности, созданием собственной семьи. Имеет место пониженный интерес к жизни и общественной деятельности.

Некоторые исследователи считают, что принятие обществом идеи равных прав и возможностей для лиц с ОВЗ выступает одним из главных условий достижения целей их социальной адаптации. Обращая внимание, что их взаимоотношения со здоровыми людьми - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Люди данной категории, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать, в силу устоявшихся негативных стереотипов и неоднозначности отношения других людей. Его можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой - как лишённые многих возможностей. Это может порождать у общества, с одной стороны, неприятие сограждан с ОВЗ, и сочувствие по отношению к ним, с другой стороны. В целом, отмечается неготовность многих людей к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим им реализовать свои возможности наравне со всеми.

У многих людей с ОВЗ не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Далеко не всегда они могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимая других людей несколько обобщенно, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств (доброты, отзывчивости и т.п.).

Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ОВЗ вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что они предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим [4].

Переживания своих затруднений создает дополнительные расстройства, напрямую не связанные с основным нарушением: тревожность, подавленность, неверие в свои силы, что ухудшит и без того невысокую работоспособность, адаптивные возможности и может привести к серьезным дополнительным расстройствам психики [2].

Поэтому механизмы психологической защиты и стратегии совладания со стрессом выступают как единая защитная система, призванная трансформировать внутренние переживания личности и сохранить баланс между личными потребностями и требованиями общества, тем самым реализуя функции социально-психологической адаптации. Системы защитно-совладающего комплекса лиц с ОВЗ обладает некоторой спецификой, которая обусловлена личностными особенностями, характером воспитания, уровнем ригидности, особенностями нарушений в когнитивной волевой сферах, низким уровнем социальной компетентности и перцептивными искажениями.

В целях определения особенностей копинг-поведения и социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие две группы респондентов. В состав экспериментальной группы вошли лица с ОВЗ. Выборка исследования составила 15 человек, в возрасте от 33 до 54 лет. Контрольная группа была сформирована из респондентов, в возрасте от 30 до 60, не имеющих каких-либо отклонений в развитии или ограничений здоровья.

Нами использовался следующий диагностический инструментарий:

Методика «Модели преодолевающего поведения» (шкала «SACS») С. Хобфолл

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Обобщая результаты, полученные в ходе первичного диагностического исследования экспериментальной и контрольной групп, можно выделить некоторые особенности копинг-поведения категории людей с ОВЗ: 1) в условиях возникающих трудностей или стресса респонденты чаще обращаются к «поиску социальной поддержки», обращаясь за помощью и поддержкой для разрешения проблемы к окружающей среде (семье, друзьям, значимым другим). Кроме этого предпочтительным является разрешение проблем, через активацию имеющихся личностных ресурсов, что характеризует когнитивные копинг-стратегии. Возможно обращение к импульсивным действиям, быстрым, необдуманным решениям. 2) Им свойственно использование эмоциональных копинг-стратегий, например, «уход от проблем» и «избегание». Это может быть вызвано наличием некоторых перцептивных искажений, связанных с особенностями заболевания участников данной экспериментальной группы. Не всегда, в силу искаженного восприятия проблемной ситуации, становиться возможным уход от ее разрешения. 3) Необходимо отметить неоднозначность отношения к некоторым копинг-стратегиям, в то время как для людей не имеющих какие-либо ограничения здоровья, не характерно проявление выраженной разности между показателями различных моделей поведения, что свидетельствует о функционировании стратегий совладания в когнитивной, эмоциальной и поведенческой сфере. 4) Лица с ОВЗ имеют меньшую склонность к проявлению агрессивных

действий, которые могут быть направленны на других людей, проявляться в тенденции испытывать негативные чувства при неудачах и конфликтах. Ими, в большей степени, отмечается ориентация на установление социальных контактов и выстраивание отношений, даже при условии, что не всегда имеется установка на получение поддержки или сочувствия.

По результатам проведенного исследования была выявлена неоднозначность отношения большинства людей с ОВЗ к поведенческим копинг-стратегиям и предпочтительное использование когнитивных копинг-стратегий, которые направлены на индивидуальную переработку проблем.

В то время, как поведенческая копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» может выступать одним из самых мощных копинг-ресурсов, позволяя смягчить влияние стрессоров на организм, сохраняя здоровье и благополучие человека.

Микросреда, в которую оказывается включен человек в условиях интерната, обладает огромными потенциальными ресурсами для повышения возможностей адаптации в социальной среде. Нахождение клиентов в непосредственной близости позволяет деликатно осуществлять коррекцию поведения и подкрепление достигнутых результатов. Поэтому, средством формирования поведенческих копинг-стратегий нами было выбрано специально организованное обучение - коррекционно-развивающий тренинг.

Основными мишенями воздействия выступают такие категории как социальная поддержка, социальное восприятие, стратегии преодоления негативных эмоциональных состояний, саморегуляция, эффективное общение.

При реализации программы учитываются общие правила и методические принципы групповой психологической работы.

Цель программы - создание условий для формирования поведенческих копинг-стратегий и повышения адаптационных возможностей людей с ОВЗ.

В соответствии с целью она направлена на последовательное решение следующих задач:

- обучать эффективным способам общения и конструктивного межличностного взаимодействия;

- развивать способность принимать взвешенные решения и предпринимать обдуманные действия;

- развивать стремление к вступлению в социальный контакт при решении проблемных ситуаций;

- формировать поведенческие копинг-стратегии.

Адресатами коррекционно-развивающей программы выступают лица с ОВЗ при сохранении социально приемлемого поведения, имеющие желание участвовать в тренинге и готовность сотрудничать с ведущими.

Участниками могут стать лица в неактивной стадии болезни, в том числе с остаточной продуктивной симптоматикой, расстройствами, не препятствующими, упорядоченности социального поведения и возможности трудоустройства. Также важно отсутствие выраженных обострений и глубоких личностных изменений, наличие установки на автономное социальное функционирование.

На первом этапе проводится беседа с предполагаемыми участниками, в ходе которой объясняется важность участия в тренинге для улучшения социальной адаптации, устанавливается позитивный контакт, происходит информирование о целях и задачах работы, ожидаемых результатах, а также мотивирование на участие в работе.

Следующий этап - проведение занятий. Каждое занятие предусматривает выполнение: упражнений, направленных на снятие психоэмоциональной напряженности, повышение групповой сплоченности, развитие вербальных и невербальных коммуникаций, социального восприятия, формирование элементов эффективного межличностного взаимодействия, заявленных копинг-стратегий. Используются упражнения, выполняемые коллективно и содержащие элементы релаксации.

В формирующем эксперименте приняли участие лица с ОВЗ в количестве 6 человек, которые в течение месяца занимались по разработанной системе занятий. Повторная диагностика, фиксирующая результаты формирующего эксперимента, была проведена с использованием следующих методик: «Модели преодолевающего поведения» (шкала «SACS» С. Хобфолл), «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), методика диагностики социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Оценка эффективности психологической программы формирования поведенческих копинг-стратегий и повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ осуществлялась на основе математико-статистического анализа результатов формирующего эксперимента (оценка различий в уровне выраженности исследуемых признаков). Для этого был использован непараметрический t-критерий Уилкоксона (Вилкоксона).

Выводы. Из результатов следует, что обращение к стратегии «вступление в социальный контакт» стало более значимым для испытуемых. Большую ценность приобретает возможность налаживания отношений, установления социальной связи для взаимодействия с другими людьми при решении проблемных ситуаций. Повышение показателей использования стратегии «поиск социальной поддержки», зафиксированное после участия в эксперименте, указывает на нацеленность испытуемых к кооперации с другими людьми для обсуждения или более эффективного разрешения проблемных ситуаций. Наблюдается большая ориентированность на получение прямой помощи информационной, эмоциональной или в виде конкретных действий.

Положительная динамика показателей «поиск социальной поддержки», выявленная с помощью методики «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), является признаком повышения ориентированности испытуемых на использование внешних ресурсов при решении проблем. Увеличивается необходимость в получении внимания, эмпатичного отклика, конкретного совета или участия других людей.

Повышение показателей обращения к данным копинг-стратегиям в результате участия в коррекционно-развивающей программе является статистически значимым (р<0.05). У 83,3 % испытуемых мы можем наблюдать проявление или стремление к модели поведения, активности, которая позволила бы поделиться собственными переживаниями с другими людьми, рассчитывая на какую-либо поддержку в разрешении критической ситуации. Некоторые из них были проработаны в рамках занятий психологической программы.

Из математико-статистического анализа полученных результатов, представленных в таблице 4, следует, что изменения показателей адаптации статистически значимы при p<0.05. Мы получили подтверждение, что уровень адаптации после участия в программе превышают показатели до участия в программе. Это дает нам основания полагать, что участники эксперимента стали более приспособлены к существованию в обществе, при этом достигнуто стремление к балансу между требованиями этого общества и интересами испытуемых.

Литература:

1. Воскресенская, Л.А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Воскресенская // Психология стресса и совладающего поведения. - 2013. - Т. 1. - С. 89

2. Калашникова, С.А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях / С.А. Калашникова // Гуманитарный вектор. -2013. - № 33. - С. 172-179

3. Первый Всемирный Конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: официальный сайт Первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья. - Режим доступа: http://kongress2017.ш/главная/

4. Сербина, Л.Ф. Психологические проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ф. Сербина // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность. - 2012. - С. 28-32

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у младших школьников с более низкого уровня с задержкой психического развития активности, полноты, дифференцированности межличностного восприятия, недостаточной его адекватности. По результатам экспериментального исследования была разработана программа формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, межличностное восприятие, ребенок с задержкой психического развития, эмпатия, младший школьный возраст.

Annotation. The article discusses the features of emotional intelligence development in primary school children with mental retardation in comparison with peers with normal mental development. The article presents the results of diagnostics that confirm the presence of activity, completeness, differentiation of interpersonal perception, and its insufficient adequacy in younger students with a lower level of mental development with a delay. Based on the results of an experimental study, a program for the formation of emotional intelligence in primary school children with mental retardation was developed.

Keywords: emotional intelligence, interpersonal perception, child with mental retardation, empathy, primary school age.

Введение. Изучение межличностного общения и восприятия детей младшего школьного возраста представлено в работах Д.Б. Эльконина, И.В.Дубровиной, А.М. Прихожан, В.С. Мухиной и др.

В исследованиях по специальной психологии показано, что социальная дезадаптация школьников с задержкой психического развития во многом обусловлена их неспособностью воспринимать, «читать» человека, несформированностью социальных навыков. Реакции дезадаптации младших школьников с возрастом усугубляются и нарастают с переходом к подростковому.

Субъектный опыт взаимодействия с окружающими школьников с ЗПР рассматривался в исследованиях А.А. Байбородских, Н.В. Карпушкиной, О.К. Агавеляна, О.С. Гольдфарб, Е.В. Хлыстовой, Н.В. Масленников и других [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9]. В то же время, возрастные особенности межличностного восприятия и взаимодействия в исследованиях практически не рассматриваются.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим, объектом нашего исследования являются психологические особенности межличностного восприятия у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми того же возраста.

Целью нашего исследования стало изучение эмоционального интеллекта у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели мы использовали методику «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго. Возрастной диапазон данной методики составляет от 3 до 12 лет, что соответствует возрастному диапазону исследуемой группы детей. Данную методику используют в исследованиях развития эмоционально-волевой сферы детей, трудностей в общении в возрастной психологии. В исследованиях по специальной психологии методику «Эмоциональные лица» использовали для изучения эмоционального словаря, межличностного восприятия школьников с ЗПР.

В качестве стимульного материала нами использовались две серии изображений эмоционально- лицевой экспрессии:

1. Контурные схематичные изображения эмоций: злость или гнев; печаль или грусть; радость.

2. Фотографии детей обоих полов с изображением эмоций: явная радость; страх; сердитость; приветливость; стыд или вина; обида; удивление.

Наше экспериментальное исследование проводилось в два этапа. В начале испытуемым предъявлялись схематичные изображения эмоций, разложенных в случайном порядке. Инструкция была следующая: «Посмотри на эти картинки, какое у каждого лица настроение». После того, как ребенок ответил на вопрос и назвал изображенное настроение, порядок карточек изменялся, чтобы исключить и минимизировать случайность ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.