Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ)'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОВЗ / АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / PERSONS WITH DISABILITIES / ADAPTATION / COPING BEHAVIOR / COPING MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Фирер Наталья Демьяновна, Суслова Дарья Владимировна

В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи копинг-механизмов и показателей социально-психологической адаптации у людей с ОВЗ. Обнаруженные корреляции доказали, что чем активнее люди с ОВЗ используют социальные контакты для преодоления каких-либо трудностей, тем лучше они адаптируются. Следовательно, можно говорить о социальных отношениях и навыках взаимодействия с социумом как адаптационном ресурсе.The article presents the results of an experimental study of the relationship of coping mechanisms and indicators of socio-psychological adaptation in people with disabilities. The discovered correlations proved that the more actively people with disabilities use social contacts to overcome any difficulties, the better they adapt. Therefore, we can talk about social relations and skills of interaction with society as an adaptive resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ)»

чтобы никто не заходил в спальню во время диагностики без крайней надобности.

Требования к процедуре: диагностика проводится в утренние часы в одинаковой последовательности заданий для всех детей. Все инструкции проговариваются детям в точном соответствии формулировкам, данным в рабочей тетради. Ключевым процедурным условием является безоценочность: нельзя давать содержательную обратную связь и оценивать правильность ответов ребенка, важно не выражать эмоции на ответы ребенка, нельзя давать подсказки и каким-либо образом отступать от прописанных инструкций (например, просить ребенка «подумай еще», если он дал неправильный ответ. Однако тестер может поддерживать ребенка в процессе выполнения заданий. Допускаются такие выражения, как «Ты хорошо работаешь», «Я вижу, как здорово ты стараешься». Слова «Молодец/Умница» допускаются, но не должны находиться в связке только с правильными ответами ребенка (если эти слова используются тестером в качестве поощрения, то должны относиться и к неправильным ответам тоже). Универсальной фразой, сопровождающей переход от одной методики к другой, является «Спасибо. Ты здорово справился. Давай поиграем еще в одну игру (или сделаем еще одно задание)». После завершения диагностики нужно благодарить ребенка «Спасибо. Ты здорово справился и сделал все задания».

Выводы. Таким образом, актуальность гендерного подхода к воспитанию обусловлена также важнейшей задачей современного образования - социализацией подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Целью гендерного подхода в психологии является раскрытию их потенциалов и возможностей в современном обществе, вне зависимости от половой принадлежности.

Литература:

1. Веракса, А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе / А.Н. Веракса, В.А. Якупова, О.В. Алмазова, М.Н. Мартыненко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 3. - С. 97-108. DOI: 10.21638/11701^рЬи16.2016.309

2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2019. - 332 с.

3. Криволапчук, И.А., Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе / И. Криволапчук, С.А. Кесель // Новые исследования. - 2012. - №5. - С. 74-89.

4. Прохорова, М.П. Проблема готовности детей к обучению к школе / М.П. Прохорова // Проблемы педагогики. - 2015. - №3. - С. 11-14.

5. Ситак, Л.А. Проблема развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе / Л.А. Ситак, Ю.А. Золотарева // Профессиональная ориентация. - 2017. - №1. - С. 280-281.

6. Чабыев, И.П. Возрастная психология: Учебное пособие / И.П. Чабыев. - Якутск: ЯГУ, 1985. - 105 с.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ)

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи копинг-механизмов и показателей социально-психологической адаптации у людей с ОВЗ. Обнаруженные корреляции доказали, что чем активнее люди с ОВЗ используют социальные контакты для преодоления каких-либо трудностей, тем лучше они адаптируются. Следовательно, можно говорить о социальных отношениях и навыках взаимодействия с социумом как адаптационном ресурсе.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, адаптация, копинг-поведение, совладающее поведение, копинг-механизмы. Annotation. The article presents the results of an experimental study of the relationship of coping mechanisms and indicators of socio-psychological adaptation in people with disabilities. The discovered correlations proved that the more actively people with disabilities use social contacts to overcome any difficulties, the better they adapt. Therefore, we can talk about social relations and skills of interaction with society as an adaptive resource. Keywords: persons with disabilities, adaptation, coping behavior, coping behavior, coping mechanisms.

Введение. Совладающее поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, психологической защиты направлены на смягчение психического дискомфорта.

Актуальность исследования совладающего поведения людей с ОВЗ обусловлена тем, что наличие каких-либо ограничений сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с

организацией жизни, так и с личными взаимоотношениями. Наиболее трудным является адаптационный период, когда происходит вхождение в новую социальную ситуацию развития. Кризисность данного периода подтверждается объективными показателями, такими, как изменение и часто ухудшение качества жизни, а также субъективными - это переживания людьми сложности либо неспособности перестроиться с учетом новой жизненной ситуации [3].

Совладающее (копинг) поведение является индивидуальным способом взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией, требования которой превышают ресурсы личности. Это совокупность осознанных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение или разрешение критической ситуации либо позволяющих привыкнуть к ней, терпеть ее воздействие либо уклониться от требований, которые она предъявляет.

Изложение основного материала статьи. В целях определения взаимосвязи копинг-механизмов и компонентов социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие две группы респондентов. В состав экспериментальной группы вошли лица с ОВЗ. Выборка исследования составила 15 человек, в возрасте от 33 до 54 лет. Контрольная группа была сформирована из респондентов, в возрасте от 30 до 60, не имеющих каких-либо отклонений в развитии или ограничений здоровья.

Нами использовался следующий диагностический инструментарий:

1. Методика «Модели преодолевающего поведения» (шкала «SACS») С. Хобфолл.

2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

По результатам первичного диагностического обследования экспериментальной группы, нами был проведён корреляционный анализ и составлена интеркорреляционная матрица. Были сформулированы следующие выводы:

1. Шкала «Вступление в социальный контакт» методики «SACS» имеет положительную взаимосвязь со шкалой методики диагностики социально-психологической адаптации «Эмоциональная комфортность» (r=0,64), при уровне значимости p<0,05. Это указывает на то, что по мере нарастания стремления к развитию социальных контактов и отношений, позволяющих более эффективно разрешить критическую ситуацию, преобладающими становятся позитивные эмоции, например, оптимизм и уравновешенность.

2. Установлена положительная взаимозависимость шкалы «Поиск социальной поддержки методики «SACS» со шкалой «Эмоциональная комфортность» (r=0,59) методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05. Это позволяет нам полагать, что активное обращение за помощью и поддержкой к окружающим людям позволяет достигнуть состояния определенности в своем эмоциональном отношении к происходящему, которое, в свою очередь, характеризуется снижением тревожности и беспокойства.

3. Прямо пропорциональная связь шкалы «Избегание» методики «SACS и шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации «Эмоциональная комфортность» (r=0,52), при уровне значимости p<0,05, становится признаком того, что стремление к уклонению от принятия решительных мер при разрешении проблем, ответственности за последствия, а также попытки переключиться на другие виды деятельности, позволяют испытуемым добиваться ощущения благополучия и равновесия.

4. Положительная взаимосвязь, характеризующая отношения шкалы «Агрессивные действия» методики «SACS» и шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации «Эмоциональная комфортность» (r=0,53), при уровне значимости p<0,05, свидетельствует, что при неудачах и конфликтах, возможность совершения действий, которые могут нанести ущерб или доставить дискомфорт другим людям, способно влиять на достижение состояния уверенности. Подобное поведение может позволить открыто выражать собственные чувства, освободиться от ощущения тревоги.

5. Шкала «Осторожные действия» методики «SACS и шкала методики диагностики социально-психологической адаптации «Адаптация» (r=-0,54) имеют отрицательную взаимосвязь, при уровне значимости p<0,05. Для нас это может означать, что длительное принятие решений в критических ситуациях, проявление недоверия замедляет процесс приспособления к существованию в обществе.

6. Между шкалой «Импульсивные действия» методики «SACS и шкалой «Интернальность» методики диагностики социально-психологической адаптации установлена обратно-пропорциональная связь (r=-0,53), при уровне значимости p<0,05. Данная зависимость говорит о том, что нарастание тенденции в условиях возникающих проблем действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания принимаемых решений, ослабляет переживание чувства ответственности за происходящие события. Локус контроля смещается к экстернальности, при которой причины происходящего воспринимаются как влияние внешних обстоятельств или среды.

Корреляционный анализ был использован нами и для определения взаимосвязи составляющих копинг-поведения и социально-психологической адаптации по результатам первичной диагностики контрольной группы. Основываясь на полученных данных, мы можем говорить о следующем:

1. Положительная взаимосвязь между шкалой «Поиск социальной поддержки» методики «SACS» и шкалой методики диагностики социально-психологической адаптации «Самопринятие» (r=0,57), при уровне значимости p<0,05, может быть расценена как свидетельство того, что инициатива в обращении при возникновении стрессовых ситуаций к другим людям за поддержкой, помощью, позитивно отражается на самооценке испытуемых, одобрении собственных личностных характеристик.

2. Шкала «Манипулятивные (непрямые) действия» методики «SACS» прямо-пропорционально связана со шкалой «Интернальность» (r=0,63) методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05, т.е. скрыто побуждая других людей к выполнению действий, которые бы позволили достичь необходимых целей, респонденты контрольной группы ощущают большую ответственность за результат деятельности. Подобное избегание прямоты позволяет считать причинами происходящего собственное поведение или способности.

3. Связь между шкалой «Асоциальные действия» методики «SACS» и шкалой «Эмоциональная комфортность» методики диагностики социально-психологической адаптации также является положительной (r=0,54), при уровне значимости p<0,05. На основании данного факта, мы можем сделать вывод: позволяя себе прибегнуть к действиям, выходящим за рамки социально-допустимых, при удовлетворении собственных

желаний, испытуемые, с большей вероятностью, достигают состояния уравновешенности и ощущения благополучия.

4. Зафиксирована прямо-пропорциональная связь шкалы «Асоциальные действия» методики «SACS и шкалы «Интернальность» (r=0,76), методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05. Из этого следует, что усиление влияния эгоцентризма при принятии решений, стремление действовать без учета обстоятельств и интересов других людей, в итоге, создает ощущение внутреннего контроля над ситуацией.

5. По шкале «Агрессивные действия» методики «SACS прослеживается положительная взаимосвязь со шкалой «Избегание» (r=0,54) методики «Индикатор копинг-стратегий», при уровне значимости p<0,05.H основе этого мы формируем представление о том, что усиление негативных чувств, например, гнев, раздражение, разочарование, большее проявление склонности к обвинению окружающих при неудачах и конфликтах влечет за собой изменения в поведении человека, которые характеризуются склонностью уходить от решения надвигающихся проблем, путем уклонения от контакта с окружающей действительностью.

6. Прямо-пропорционально связана шкала «Разрешение проблем» методики «Индикатор копинг-стратегий» и шкала «Эмоциональная комфортность» (r=0,52), методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05. Выяснение данного обстоятельства дает нам основания полагать, что состояния внутренней удовлетворенности и уравновешенности испытуемым также позволяет достичь активное использование всех имеющихся личностных ресурсов для эффективного разрешения проблемы.

На протяжении 4 месяцев была реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на актуализацию поведенческих копинг-стратегий и повышение адаптационных возможностей людей с ОВЗ. Проведение повторной диагностики с использованием тех же методик, что и на первом этапе, позволил получить новые данные. На основании результатов повторного обследования, нами был проведён корреляционный анализ и составлена интеркорреляционная матрица. Анализ представленных в ней результатов позволяет отметить следующее:

1. Положительная взаимосвязь (r=0,94) установлена между шкалой «Вступление в социальный контакт» методики «SACS» и шкалой «Адаптация» методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05, что свидетельствует о том, что вслед за увеличением потребности в межличностных отношениях с другими людьми, сотрудничестве с ними, мы можем наблюдать повышение уровня адаптации.

2. Также шкала «Вступление в социальный контакт» методики «SACS» прямо пропорционально связана со шкалами методики «Индикатор копинг-стратегий»: «Поиск социальной поддержки» (r=0,82) и «Избегание» (r=0,88), при уровне значимости p<0,05. Следовательно, расширение круга межличностных отношений повышает возможности лиц с ОВЗ найти поддержку в трудной ситуации со стороны других людей. Кроме того, это может повлиять на повышение стремления к отказу от самостоятельного решения проблемы.

3. Шкала «Поиск социальной поддержки» методики «SACS» коррелирует со шкалой «Адаптация» (r=0,93) методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05. Это позволяет нам говорить о положительном влиянии на повышение уровня адаптации стремления испытуемых к обсуждению собственных проблемных ситуаций и переживаний с другими людьми. Развитие сочувствующих и понимающих отношений способствует приспособлению к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами личности.

4. Пошкале «Поиск социальной поддержки» методики «SACS» также выявлена положительная взаимосвязь со шкалами методики «Индикатор копинг-стратегий»: «Разрешение проблем» (r=0,87), «Поиск социальной поддержки» (r=0,90), при уровне значимости p<0,05. На основании чего, мы можем сделать вывод, что обсуждение проблемных ситуаций и переживаний с другими людьми, получение эмоционального отклика, стимулирует использование имеющихся собственных личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

5. Выявленная прямо-пропорциональная связь шкалы «Осторожные действия» методики «SACS» со шкалой «Эмоциональная комфортность» (r=0,94) методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05, дает основания полагать, что более частое обращение к продолжительному анализу вариантов решения и возможных последствий, стремление к избеганию риска неудачи помогает достичь состояния удовлетворенности собственным положением и ситуацией, в целом.

6. Наличие взаимосвязи шкалы «Осторожные действия» методики «SACS» со шкалой «Избегание» (r=0,88) методики «Индикатор копинг-стратегий», при уровне значимости p<0,05, становится свидетельством того, что проявление осмотрительности при появлении проблемной ситуации, учет возможных вариантов и последствий повышает возможность отказа от ее решения в дальнейшем.

7. На основании выявленной отрицательной взаимосвязи между шкалой «Ассертивные действия» методики «SACS» со шкалой «Интернальность» (r=-0,84) методики диагностика социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05, мы можем сделать вывод о том, что повышение активности при отстаивании собственных интересов и стремления к открытому выражению своих целей и намерений, уважая при этом интересы окружающих, снижает необходимость воздействия и поддержки извне.

8. Установлена обратно-пропорциональная связь между шкалой «Агрессивные действия» методики «SACS» со шкалой «Интернальность» (r= -0,92) методики диагностики социально-психологической адаптации, при уровне значимости p<0,05, т.е. нарастание негативных чувств и агрессивности по отношению к другим людям при неудачах или конфликтах, способно отразиться на восприятии человека себя, как активного объекта собственной деятельности. А именно снизить ощущение личной ответственности и компетентности в решении жизненных задач.

Выводы. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что проявление копинг-механизмов напрямую связано с феноменом адаптации, при развитии эффективного совладающего поведения у людей с ОВЗ повышается адаптивность и наоборот. Это очень важно учитывать при планировании и реализации коррекционно-развивающих мероприятий особенно на начальных этапах, так как

этот процесс сопровождается многими стрессовыми ситуациями, из которых человек еще не умеет выходить. При изменении одной из детерминант в том же направлении и изменяется поведение личности. Литература:

1. Артюхова, Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса / Т.Ю. Артюхова // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№22. - С. 49-53.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Лукьянова Дарья Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена «жизненные перспективы» и особенностям проявления в студенчестве. Предполагается, что у студентов заочной формы обучения, включенных в определенную профессиональную деятельность, наблюдается большая выраженность жизненных перспектив. Экспериментально доказано, что иерархия ценностей, которыми руководствуются студенты заочной формы обучения в целом уже сложилась; ориентации на духовное удовлетворение, личные достижения доминируют; уровень профессиональной направленности в структуре жизненных перспектив у студентов заочной формы обучения выше по сравнению со студентами очной формы обучения.

Ключевые слова: жизненные перспективы, временная перспектива, профессиональная направленность, студенчество, студенты заочной формы обучения.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of "life prospects" and the features of manifestation in students. It is assumed that part-time students included in certain professional activities have a greater severity of life prospects. It has been experimentally proved that the hierarchy of values that guide the students of correspondence courses as a whole has already developed; orientation to spiritual satisfaction; personal achievements dominate; the level of professional orientation in the structure of life prospects for part-time students is higher compared to full-time students.

Keywords: life prospects, temporary perspective, professional orientation, students, part-time students.

Введение. Антропологическая направленность в развитии современного общества позволяют человеку максимально достигнуть социальной эффективности и успешности. Профессиональное сообщество педагогов и психологов изучает пути совершенствования, углубления индивидуальных жизнетворческих процессов молодых людей, особенно в период личностного и профессионального самоопределения в процессе жизненного самоосуществления. Анализ студенческой молодёжи демонстрирует некоторое ограничение жизненной перспективы возможностями ситуации и условиями образовательной среды во время учёбы в профессиональном учебном заведении. Студент в процессе образовательной социализации осваивает спектр разнообразных умений и способов приспособления, позволяющих адаптироваться к требованиям значимой для него среды (а именно среды вуза). И поэтому, жизненная перспектива может быть несколько разнонаправленной и слабо дифференцированной, поскольку необходимые будущие способы адаптации к конкретным условиям жизнедеятельности (трудовая социализация, семейная жизнь) размыты.

Считаем актуальным разрешение противоречий в контексте изучения жизненных перспектив человека как целостного образования на этапе жизненного «перелома», примером которого вполне может стать период профессионального образования, и, вместе с этим, отсутствие научного подхода, способного обеспечить данное познание. Большое значение приобретают не только сами события, а их развивающий потенциал, мотивирующий студента, будущего профессионала на достижения.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития психологии в ее научном поле, наряду с термином «жизненная перспектива», распространены такие понятия, как «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «личное будущее», «временной кругозор», «временная перспектива будущего» и др. Какие-то из них являются синонимами, между другими существуют определенные различия. Некоторые авторы считают, что временная перспектива и жизненная перспектива обозначают один и тот же субъективный параметр времени [2].

Теоретический анализ научной литературы показал ведущую роль жизненной перспективы в управлении личностью временем своей жизни, доказали значимость жизненных целей и способы их реализации в конкретном контексте. Жизненная перспектива проявляется как определённые представления, планы, диспозиции, ценности относительно активности в наиболее актуальных и значимых сферах жизнедеятельности в «будущей временной перспективе» [1].

Жизненная перспектива представляет собой цели и планы, ценностные ориентации, которые являются и компонентами жизненного самоопределения. Самоопределение в этом случае необходимо рассматривать как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.