педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Трушина Анна Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ МЛАДШИМИ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0029
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2020
SPIN: 8924-9148 AuthorlD: 379295 ResearcherlD: J-7028-2017 ORCID: 0000-0003-0279-381X ScopusID: 57200443941
Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Трушина Анна Анатольевна, студентка 2 курса факультета
психологии и педагогики Нижегородский государственный педагогический университет (603022, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected]) Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей межличностного восприятия младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются общевозрастные и специфические особенности формирования образа сверстника у детей на протяжении младшего школьного возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: младшие школьники с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Также в исследовании участвовали учителя школьников. На основе анализа общевозрастных и специфических, связанных со структурой дефекта, особенностей было доказано единство развития личности у младших школьников с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, со школьниками с задержкой психического развития важно проводить коррекционно- развивающую работу для профилактики личностной дисгармонии. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию межличностного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития. Психокоррекционная программа включала два блока- работу со школьниками и занятий, направленных на работу с педагогами. Основными методами для проведения коррекционной работы стали тренинг, арт- терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели целостности, полноты, дифференциро-ванности, адекватности межличностного восприятия в группе младших школьников с задержкой психического развития изменились в сторону снижения факторов риска дезадаптации. Так же были обнаружены тенденции оптимизации восприятия ребенка педагогами младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: межличностное восприятие, межличностное отношение, социометрический статус.
FEATURES OF PERCEPTION OF PEERS BY YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION
© 2020
Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor,
professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Trushina Anna Anatolievna, 2- nd year student of the faculty of psychology and pedagogy of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected]) Abstract. The article is devoted to the study of the features of interpersonal perception of younger students with mental retardation in comparison with their normally developing peers. General age and specific features of the formation of the image of a peer in children during primary school age are considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: younger students with normal mental development and those with delayed mental development. School teachers also participated in the study. Based on the analysis of age-wide and specific features associated with the structure of the defect, the unity of personality development in younger students with normal mental development and with mental retardation was proved. At the same time, it is important to carry out corrective and developmental work with students with mental retardation to prevent personal disharmony. Based on the results of the ascertaining experiment, a program of the formative experiment was developed and tested, aimed at correcting interpersonal perception in younger students with mental retardation. The psychocorrection program included two blocks-work with students and classes aimed at working with teachers. The main methods for performing corrective work were training and art therapy. The program we developed has proven its effectiveness. Indicators of integrity, completeness, differentiation, and adequacy of interpersonal perception in the group of primary school children with mental retardation have changed in the direction of reducing the risk factors for maladjustment. We also found trends in optimizing the perception of a child by teachers of primary school children with mental retardation. Keywords: interpersonal perception, interpersonal attitude, sociometric status.
которых обосновывается автор; выделение неразре-_В отечественн
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)
процесс формирования 135
Karpushkina Natalya Viktorovna, Trushina Anna Anatolievna FEATURES OF PERCEPTION OF PEERS BY YOUNGER .
pedagogical sciences
структуры детского коллектива в зависимости от социометрического статуса изучали В.Р. Кисловская, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.С. Мухина и другие.
Проблемы социальной перцепции, понимания и восприятия человека человеком активно изучались с 40-х годов прошлого века такими известными психологами, как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, В.Н. Куницына, В.А. Панферов, Л.А. Петровская, А.А. Реан, В.Л. Ситников [6-11] и другие.
Диагностика и коррекция отклонений в межличностном восприятии детей на первых этапах становления самостоятельной личности в коллективе является важной задачей. Правильное восприятие другого человека означает адекватная оценка, создание верного психологического образа воспринимаемого, что позволяет предсказывать поведение человека, а значит и успешно взаимодействовать.
Младший школьной возраст- это период времени становления социальной личности ребенка, огромную роль в его межличностном восприятии и социальном статусе играет педагог. На сегодняшний день педагоги в школах проводят ряд комплексных мер по обучению взаимодействию детей, но не уделяют внимание восприятию, а ведь именно от того как ребенок научится воспринимать- «читать» «другого» и зависит построение отношений и взаимодействие в дальнейшем.
Изучение общения и восприятия детей младшего школьного возраста представлено в работах Д.Б. Эльконина, И.В.Дубровиной, А.М. Прихожан, В.С. Мухиной и др.
У школьников с задержкой психического развития формирование девиаций в поведении во многом обусловлено их неспособностью воспринимать, «читать» человека, неумению взаимодействовать, исходя из ситуации, строить взаимоотношения со сверстниками. Проявляющиеся отрицательные качества младшего школьника с возрастом только усугубляются и нарастают с переходом к подростковому, что только усложняет адаптацию ребенка с ЗПР в обществе.
Детей с ЗПР как субъект общения рассматривали такие исследователи как, А.А. Байбородских (2002), О.Н. Дианова (2001), Е.Е. Дмитриева (2003), Н.В. Карпушкина (2013) И. А.Конева (2013) и другие.
0.К. Агавелян (1999), М.Г. Агавелян (1998), О.С. Гольдфарб (2002), Е.В. Хлыстова (2002), Н.В. Масленникова (2004) Н.В. Карпушкина (2010,2017) и другие исследователи изучали особенности восприятия педагога учащимися с ЗПР [9-13].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания)
Целью нашего исследования стало изучение особенностей межличностного восприятия сверстников с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Постановка задания.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности межличностного восприятия у младших школьников с ЗПР, исследовать у них возрастные особенности развития механизмов и эффектов межличностной перцепции.
2. Выявить взаимосвязь межличностного восприятия и социометрического статуса в коллективе младших школьников.
3. На основании анализа результатов исследования межличностного восприятия младших школьников с ЗПР, разработать практические психолого - педагогические рекомендации по формированию межличностного восприятия у младших школьников с ЗПР для оптимизации взаимоотношений в коллективе.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
Для проведения экспериментального исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Эмоциональные лица» (направлена на изучение содержания и структуры, адекватности и точ-
ности перцепции, способности узнавать и понимать эмоции воспринимаемого);
2. Методика свободных словесных описаний (направленная на изучение структуры образа восприятия, структуры межличностной перцепции).
3. Методика «Незаконченные предложения» (направлена на изучение мотивов выбора, целей, содержания и трудностей общения между одноклассниками в классе);
4. Методика «Приглашение» Я.Л. Коломинского (направленная на изучение выбора, сплоченности коллектива и его структуры);
5. Анкета для педагогов (направлена на диагностику восприятия структуры класса учителем).
В эксперименте участвовали младшие школьники 8-10 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Объектом исследования является психологические особенности социально - перцептивной сферы младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми того же возраста.
С помощью методики «Эмоциональные лица», разработанной в 1993 году Н.Я. Семаго мы оценили адекватность, точность и качество восприятия эмоционального состояния «другого» младшими школьниками с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Данную методику используют в исследованиях развития эмоционально-волевой сферы детей, трудностей в общении в возрастной психологии (Вогуснова Е.А., 2016; Самохвалова А.Г., 2013), в педагогической психологии для изучения социально
- коммуникативного развития детей (Антропольская Т.А., Журавлева С. С., 2016), в специальной психологии для изучения эмоционального словаря, восприятия дошкольников с ЗПР (Хасанова Р.И., 2008) [14-17].
Изучение особенностей восприятия эмоционального состояния, его полноты и дифференцированности, адекватности мы начали с группы детей с нормальным психическим развитием с целью определения возрастного эталона. В эксперименте приняли участие 27 детей 8-9 лет (2 класс).
Эмоциональные реакции младших школьников с НПР на предложенное задание были адекватными и насыщенными, дети с радостью и интересом воспринимали задание. В ходе эксперимента дети неосознанно копировали мимикой, увиденную на фото эмоцию.
Все эмоции, изображенные на схемах, не вызвали никаких трудностей. Дети быстро и без труда называли настроение, изображенное на схемах. Средний балл 3 из 3, дети быстро и безошибочно определяли эмоциональное состояние, обозначая радостное настроение - радостью, весельем; грустное настроение - грустью, печалью; злое
- злостью, ужасным, сердитым настроением.
При распознавании эмоций по фотографиям сверстников наибольшую сложность в распознавании вызвала эмоция страха. Без особого труда дети дифференцировали полюсные эмоции: радость и приветливость, и сердитость.
Итак, анализ особенностей восприятия состояния «другого» у младших школьников с НПР показал, что испытуемые с НПР достаточно компетентны и хорошо владеют эмоциональным словарем. В целом, учитывая то, что в младшей школе дети обучаются в течении четырех лет, мы можем предположить, что их эмоциональный словарь пополнится и расширится. Так же хочется отметить, что дети адекватно воспринимают эмоциональные переживание, настроение другого человека, они достаточно разнообразны в своих высказываниях, практически отсутствуют простые описания настроения, такие как, хорошее и плохое.
Далее рассмотрим результаты эксперимента с младшими школьниками с задержкой психического развития.
педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Трушина Анна Анатольевна
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ МЛАДШИМИ ...
В исследовании приняло участие 28 человек, учащихся специализированной школы - интерната. Это дети, обучающиеся во 2 классе, 9-10 лет.
Эмоциональное состояние детей в ходе эксперимента было более сдержанным. Дети несколько раз переспрашивали задания, пытались подсмотреть и понять правильные ответы, некоторые просто сидели безучастно и без эмоционально, не реагируя и не повторяя. Дети даже не пытались скопировать мимикой, увиденные эмоции на фото. Так же хочется отметить, что эксперимент с детьми с ЗПР занял значительно больше времени, чем с их сверстниками с НПР.
Ниже в таблице 1 приведены сравнительные данные, полученные в ходе эксперимента.
Таблица 1- Сравнительная таблица по результатам эксперимента по методике «Эмоциональные лица».
стимульнын материал Эмоции младшие школьники НПР младшие школьники ЗПР
средний балл удельный вес Средний балл удельный вес (%)
радость 3 100 2,6 36
грус 3 100 2,6 33
3 100 2,7 89
фото радость 2,9 93 2,8 94
и 43 1,5 5
сердитость 2,8 94 23 76
приветливо сть 3 100 2,6 87
стыд вина 2 65 1,2 40
обила 2Д 74 23 75
удивление 2,6 83 23 64
Итого: 26 86% 23 75%
ные были обработаны с помощью контент-анализа. За основы были выбраны категории контент анализа восприятия качеств учителя в работе Н.В. Масленниковой (2004) и доработаны под исследуемую категорию детей: Условные обозначения модальностей, участвующих в формировании образа сверстника указаны в приложении 1.
В таблице 2 приведены сравнительные данные, полученные в ходе эксперимента.
Таблица 2 - Сравнительные данные по анализируемым критериям младших школьников с НПР и ЗПР.
Критерии .Младшие школьники Ш1Р Младшие школьники ЗПР
Количество Удельный вес Количество Удельный вес
К 16 21% 9 18%
ЭД 16 21% 13 36%
и 6 8% 2 4%
в 9 12% 1 2%
Вн 1 1% 3 6%
УД 3 4% 3 6%
КЗ 8 11% 1 2%
сд 16 21% 13 26%
В младшем школьном возрасте при нормальном психическом развитии наблюдается:
1. Наличие позитивной возрастной динамики в степени адекватности и полноты восприятия «другого».
2. Высокий уровень дифференцированности восприятия и понимания эмоций воспринимаемого.
3. Эмоциональный словарь у детей развит в норме, дети полно и развёрнуто описывают состояние, изображенное по фото.
4. Влияние эмоционального опыта на распознание эмоций. Неспособность распознавать некоторые сложные эмоции (страх, вина, обида) связана с недостаточностью жизненного опыта ребенка. Дети в процессе эксперимента показывают хорошую динамику обучения.
Для младших школьников с задержкой психического развития характерно:
1. Отсутствие положительной возрастной динамики в степени полноты и адекватности восприятия сверстника.
2. Структура восприятия сверстника характерна для детей более младшего возраста 4-5 лет.
3. Эмоциональный словарь у детей значительно ниже возрастной нормы.
Исследовав адекватность, точность и качество восприятия эмоционального состояния «другого» мы перешли к исследованию особенностей восприятия сверстника младшими школьниками. Для этого мы воспользовались методикой «Свободных словесных описаний» А.А. Бодалева.
Данную методику использовали в общей и возрастной психологии (Собалева М.А., 2001, Чайковская И.А., 2000). В специальной психологии для изучения детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточности (Щанкина Н.С., 2004; Масленникова Н.В., 2004) [7, 8, 9, 16, 17].
В нашем исследовании мы использовали методику свободных словесных описаний для решения следующих задач:
1. Изучение содержания представлений о своих одноклассниках (адекватность, глубина, полнота, диффе-ренцированность, обобщенность).
2. Изучение структуры образа сверстника - друга (содержание, полнота, целостность).
Полученные в ходе проведенного эксперимента дан-
Для младших школьников с НПР в процессе дружбы практически неважна внешность, лишь одна девочка отметила внешний облик друга в своем сочинении. Достаточно широким синонимическим рядом обладают модальности: «волевые качества» (В). Дети выделяли следующие волевые характеристики: не «бросит в трудную минуту», «всегда приходит на помощь», «добивается побед на соревнованиях» и «критерий знакомства до школы» (КЗ). Дети пишут «лучший друг, потому что вместе были в подготовишке», «рядом живем», «дружат сестры и мамы», «вместе с детского сада» и т.д. Интеллект (И) и учебная деятельность (Уд) так же в сумме имеют 12 % удельного веса. Дети отмечают в своих друзьях ум и достижения («самый умный», «очень умный» «отличник», «лучший по математике»), желание и интерес к учебе («любит учиться в школе»).
В целом хочется отметить, в сочинениях младших школьников с НПР преобладали небольшие предложения, понятные по содержанию и адекватные заданной теме.
Таки образом, можно констатировать у младших школьников с НПР высокий уровень обобщенности и дифференцированности восприятия сверстника в роли «друга».
Рассмотрим особенности содержания восприятия образа сверстника у младших школьников с ЗПР. Данные, полученные в ходе обработки сочинений детей с ЗПР, указывают на очень низкий уровень обобщенности и дифференцированности восприятия сверстника в роли «друга». Для младших школьников с ЗПР огромное значение имеет «эмоционально - динамическая» (ЭД) модальность восприятия образа сверстника - друга (36%). Дети отмечали в друзьях такие качества, как «добрый», «весёлый», «хороший». Показатель «совместной деятельности» (СД) так же актуален для испытуемых (26%). В основном дети отмечали следующее: «сидим вместе», «играем на перемене».
Обращает на себя внимание и лексика, употребляемая при описании друга. В сочинениях присутствовали такие выражения как: «прикольный», «мой король», «лучший друг, потому что дружу».
Анализ репертуара остальных качеств, выделяемых некоторыми младшими школьниками с ЗПР, позволяет нам заметить значимость модальности «коммуникативных качеств сверстников» (К). «Разговорчивый», «не обидит», «подскажет» - так характеризуют друзей младшие школьники с ЗПР. «Характеристики внешности» (Вн) и «учебная деятельность» (Уд) составляют равный удельный вес (6%) в высказываниях детей с ЗПР. «Красота» является критерием выбора друзей, причем противоположного пола, «отличник», «четверышник» - так же являются единственным выбором ребенка на роль друга. «Интеллект» (И), «волевые качества» (В) и критерий знакомства (Кз) имеют незначительный вес.
Сравнивая сочинения детей с НПР и ЗПР, необходимо отметить общее количество признаков в тексте сочи-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)
137
Karpushkina Natalya Viktorovna, Trushina Anna Anatolievna pedagogical
FEATURES OF PERCEPTION OF PEERS BY YOUNGER ... sciences
нений. Величина коэффициента обобщённости (К общ) у детей с НПР равна 75 против 50 у детей с ЗПР. Для них также характерна бедность словесных описаний сверстников. Часто дети ЗПР описывали, что их любит друг и только в личной беседе удавалась узнать, а почему же они сделали выбор именно этого друга. Все это свидетельствует о низком уровне обобщенности восприятия сверстника детьми с ЗПР.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Описанные тенденции межличностного восприятия проявляются и в восприятии учащимися педагогов. Так, для подростков с ЗПР характерна недостаточная адекватность, полнота, дифференцированность межличностного восприятия [12].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования
Таким образом, испытуемые младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием характеризуются следующими особенностями восприятия сверстника:
1. В формирующихся представлениях о сверстнике в младшем школьном возрасте первостепенную значимость имеют нравственные качества.
2. Констатируется достаточно высокий уровень дифференцированности, адекватности восприятия сверстника.
3. Наблюдается, свойственная для этого возраста, идеализация образа друга («эффект ореола»).
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются иные особенности восприятия сверстника:
1. Структура восприятия атипична, проявляется в ее фиксации на более раннем возрастном этапе, характерным для детей дошкольного возраста с НПР.
2. Отмечается недостаточная дифференцирован-ность представлений о нравственно - волевых и интеллектуальных качествах сверстников.
3. Низкий уровень обобщенности восприятия, проявляется в доминировании безоценочных, беспредметных суждениях, отсутствии попыток составить «идеальный» образа друга, отсутствие какого-либо рефлексивного анализа.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении
Полученные данные стали основанием для разработки коррекционно- развивающей программы для младших школьников с задержкой психического развития по оптимизации у них межличностного восприятия.
Её основной целью стало формирование адекватного представления о сверстнике (когнитивный аспект), межличностных отношений (поведенческий аспект) у младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волгунусова Е.А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями // Концепт, 2016
2. Самохвалова А. Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста// Вестник Башкирского университета, 18-1, 2013
3. Антропольская Т.А., Журавлева С.С., Экспериментальное исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде организации дополнительного образования.// Теоретическая и экспериментальная психология, Т9 №1, 2016
4. Хасанова Р.И. Распознавание эмоций дошкольниками с ЗПР при предъявлении разных типов изображений// Вестник Санкт- петербургского университета, вып. 4 СЕР. 12 2008
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
6. БодалевА.А. «Восприятие человека человеком»//Издательство Московского университета. 1982 г. стр. 200
7. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. Психолог. Труды — М. — Воронеж, 1996. — 255 с
8. Байбородских, А.А. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР на материале классов КРО общеобразовательной школы: дис. ... канд. психол. наук /Байбородских Андрей Александрович. - Казань, 2002. - 160 с.
9. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Г. Челябинск, Издатель Татьяна Лурье, 1999, с. 356
10. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. — Тезисы симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми». Л.,1970, с. 114—116
11. Собалева М.А. Психосемантика представлений о другом человеке: дис.... канд. психол. наук. — СПб, 2001, -198 с.
12. Масленникова Н. В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: дис... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2004. — 253 с
13. Щанкина Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дис.... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2004. - 200 с.
14. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152-158.
15. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379- 386.
16. Карпушкина Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддик-тивному поведению / Н. В.Карпушкина, И. А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 659.
17. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М, 2012. - 192 с.
18. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер, 2011г. 580 с.
19. Чеснокова И. И. Самосознание личности /И. И. Чеснокова.-М., 2011. - 216 с.
20. Колосова С. Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. С. 38-41.
Статья поступила в редакцию 26.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020