Научная статья на тему 'Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках'

Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МИКРОСОЦИУМ / INTERPERSONAL RELATIONS / SUBJECT PERCEPTION / JUNIOR TEENAGERS / JUNIOR TEENAGERS WITH THE RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT / SOCIAL ENVIRONMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шешукова Наталья Николаевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению психологических особенностей субъектного восприятия межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в коррекционной школе VII вида. Анализируются условия микросоциума класса, влияющие на особенности их психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of Junior Teenagers with a Delay of Mental Development about Schoolmates

The article presents results of the experimental studies of psychological peculiarities of subjective perceiving of interpersonal relations between junior teenagers of the same age with mental retardation taught in the special school of Type VII. The author analyzes the social environment of the class that influences the pupils' psychological development.

Текст научной работы на тему «Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках»

Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках

Н. Н. Шешукова

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению психологических особенностей субъектного восприятия межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в коррекционной школе VII вида. Анализируются условия микросоциума класса, влияющие на особенности их психического развития.

Ключевые слова: межличностные отношения, субъектное восприятие, младший подросток, младший подросток с задержкой психического развития, микросоциум.

Representations of Junior Teenagers with a Delay of Mental Development about Schoolmates

N. N. Sheshukova

The article presents results of the experimental studies of psychological peculiarities of subjective perceiving of interpersonal relations between junior teenagers of the same age with mental retardation taught in the special school of Type VII. The author analyzes the social environment of the class that influences the pupils' psychological development.

Key words: interpersonal relations, subject perception, junior teenagers, junior teenagers with the retardation of mental development, social environment.

Проблема изучения межличностных отношений - одна из основополагающих в жизни личности, что определяет научно-исследовательский интерес к данной сфере. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского развитие психики ребёнка происходит в процессе его социального взаимодействия и общения со взрослым.

Специфика межличностных отношений подростков с проблемами развития, в том числе и младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обусловлена, прежде всего, дефектом в их развитии. Дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы отражения, понимания подростками других людей, а следовательно, и на межличностные отношения с ними. Однако, с другой стороны, микросоциум, ближайшее окружение, сензитивное для развития подростков общение со сверстниками также не может не оказывать влияния на их психическое развитие.

В статье мы представим в кратком изложении результаты нашего экспериментального исследования. Мы провели сравнительное изучение особенностей субъектного восприятия одноклассников, межличностных отношений с ними у младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (НПР). Мы исходили из следующей гипотезы: восприятие одноклассников и межличностных отношений с ними у младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися подростками имеет свои особенности, обусловленные как социаль-

ной ситуацией развития, так и своеобразием дефекта.

В рамках исследования мы решали следующие конкретные задачи: выявить доминирующий фон эмоциональной атмосферы в классах подростков с ЗПР и нормой психического развития; проследить особенности субъектного восприятия сверстников и межличностных отношений с ними у младших подростков с ЗПР в сравнении со сверстниками с НПР.

Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VII вида и массовой общеобразовательной школы. В исследовании принимали участие 90 младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет, из них 30 человек - подростки с ЗПР, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VII вида, 60 человек - их нормально развивающиеся сверстники.

Уже по результатам некоторых наблюдений мы заметили, что у значительной части младших подростков с ЗПР, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, проявляются импульсивность в поведении, плохое подчинение дисциплинарным требованиям, повышенная конфликтность при взаимодействии как со сверстниками, так и с учителями.

Для исследования особенностей субъектного восприятия подростками межличностных отношений со сверстниками, особенностей самочувствия в классах экспериментальных групп был проведен констатирующий эксперимент, в котором применялась методика написания сочинения на тему «Наш класс». С помощью этой методики

мы надеялись получить ответ на первую из поставленных нами задач.

Обработка сочинений заключалась в выявлении наиболее характерных суждений, в их классификации по содержанию и эмоциональной направленности.

Перейдём к сравнительному анализу полученных фактических данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного исследования полярности фиксированных характеристик класса младшими подростками с ЗПР и с НПР

Так, в группе младших подростков с НПР выборочное среднее значение положительных характеристик в описании класса составляет 3,1; среди младших подростков с ЗПР - 1,8. Среднее выборочное значение отрицательных характеристик класса у младших подростков с НПР равно 0,7; среди младших подростков с ЗПР - 3,3. Таким образом, анализ соотношения положительных и отрицательных характеристик в описании класса учащимися показал значительный перевес выборочных средних значений положительных характеристик над отрицательными у подростков с нормой психического развития. Коэффициент альтернативной оценки (Као) у них составляет 0,6. Так, учащиеся писали: «Нравится мой класс», «Помогаем в трудную минуту», «Класс у нас добрый, хорошие ребята», «Дружим друг с другом», «Хотя возникают ссоры между нами, но мы дорожим друг другом». В группе подростков с ЗПР проявилась другая тенденция - перевес выборочных средних значений отрицательных характеристик над положительными. Вследствие этого коэффициент альтернативной оценки у них -0,3. Эти учащиеся часто писали: «Ненавижу всех из нашего класса, потому что они сумасшедшие», «Всё время орут, чего-то не нравится», «Мне нечего написать про свой класс», «Недоволен отношением к себе одноклассников, потому что не обращают на меня внимания». Иначе говоря, у подростков с ЗПР главным образом может быть подчёркнута односторонность характеристик класса, одноклассников, отношений с ними, выражающаяся почти в полном отсутствии положительных характеристик.

Таким образом, можно сделать вывод, что у младших подростков с НПР наблюдается более положительное восприятие своего класса, одноклассников, отношений с ними, в сравнении с подростками с ЗПР. Младшие подростки с ЗПР чаще акцентируют внимание на отрицательных характеристиках своего класса и одноклассников, отношений с ними. Эти факты, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что в классах нормально развивающихся подростков присутствует положительная эмоциональная атмосфера принятия друг друга. В классах подростков с ЗПР имеет место неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера для их развития, которая не способствует созданию положительных эмоционально насыщенных отношений друг с другом. Полученные данные подтверждаются результатами исследования Е. В. Самойленко (2005), которые отражают крайне негативные суждения подростков с ЗПР об одноклассниках, что свидетельствует об ослаб-ленности психологических связей ребенка с детским сообществом и о дезинтеграции детского ученического коллектива в целом.

Далее перейдём к анализу категорий, используемых младшими подростками при описании класса, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования содержательных аспектов

описания класса младшими подростками с НПР и с ЗПР

Категории Младшие подростки с НПР Младшие подростки с ЗПР

Среднее значение % Среднее значение %

Оценка поведения 0,7 17 0,9 17

Оценка внешности учащихся 0 0 0 0

Отношение учащихся к одноклассникам 0,5 12 0,53 10

Оценка интеллектуальных качеств учащихся 0,1 4 0 0

Обобщенная оценка личности одноклассни- 0,7 17 0,9 17

ков

Эмоционально-динамические суждения 0,3 7 0,9 17

Обобщенная оценка класса 1 27 1,4 27

Оценка коммуникативных качеств 0 0 0,13 2,5

Оценка количественного состава класса 0,01 1 0,13 2,5

Субъективная оценка самочувствия в классе 0,35 9 0,33 6

Отношение к оформлению класса 0 0 0,06 1

Категория испытуемых Положительные характеристики (ср. балл) Отриц ательные характеристики (ср. балл) Као

Подростки с НПР 3,1 0,7 0,6

Подростки с ЗПР 1,8 3,3 -0,3

Категории Младшие подростки с НПР Младшие подростки с ЗПР

Среднее значение % Среднее значение %

Оценка разделения состава класса по полово- 0,15 4 0 0

му признаку

Оценочное описание учителя 0,06 2 0 0

Всего суждений 3,87 100 5,28 100

Из таблицы 2 следует, что данные по обеим экспериментальным группам, полученные в ходе исследования, имеют отличия. Количественные данные позволяют увидеть, что объем высказываний, суждений в группе подростков с нормальным темпом психического развития составляет 3,87, а среди младших подростков с ЗПР этот показатель равен 5,28. Однако содержательная характеристика категорий богаче у учащихся с НПР. Кроме того, в группе младших подростков с НПР суждения имеют в основном позитивную направленность, тогда как у подростков с ЗПР они, главным образом, негативны.

В описании класса подростки обеих экспериментальных групп, как видно из таблицы 2, мало использовали оценочные суждения общего плана: «Оценка количественного состава класса» у учащихся с НПР - 1 %, у учащихся с ЗПР -2,5 %; «Оценка разделения состава класса по половому признаку» у учащихся с НПР - 4 %, у подростков с ЗПР эта категория не представлена. Категория, характеризующая особенности внешнего вида одноклассников, вообще не была использована ни в одной из групп.

Выявлено, что большинство младших подростков, как с НПР, так и с ЗПР, часто обращаются к такой категории, как «Обобщенная оценка класса в целом»: по 27 % в каждой группе. Однако следует отметить, что по знаку информации эти суждения различны. Подростки с НПР оценивают класс, проявляют положительное отношение («класс дружный», «класс лучший»), а подростки с ЗПР - агрессивное («ненавижу наш класс», «класс недружный»).

Подростки высказывали и более частные суждения, описывающие поведенческие проявления отдельных учащихся по отношению к одноклассникам - «поведенческие суждения», давалась и «Обобщённая оценка отдельных личностей одноклассников». Среди группы подростков с НПР, как и среди группы подростков с ЗПР, такие суждения составляют 17 %. По знаку здесь наблюдается такая же тенденция: у учащихся с

ЗПР преобладают негативные описания и в целом отношение к одноклассникам («в трудную минуту мы друг другу не поможем», «деремся часто»; «сумасшедшие», «тормозные», «вредные»). Очень редко даётся позитивная оценка одноклассников («добрые», «трудящиеся», «хорошие»).

Подростки с ЗПР предпочитают описывать свой класс, используя негативный знак эмоционально-динамических суждений (17 %), отмечая проявление отрицательных эмоций: «орут», «обзываются» и т. п. Подростки с НПР - в основном положительные характеристики («спокойные», «активные»). Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что подростки с ЗПР, обозначая отрицательные эмоции по отношению к одноклассникам, выражают недовольство тем, что они «орут», «стукачат», «обзываются», «хамят», используя весьма своеобразную лексику.

Категория «Отношение учащихся к одноклассникам» представлена у подростков с НПР чаще (12 %), чем у подростков с ЗПР, характерно положительное отношение: «они мне нравятся», «они лучшие». У подростков с ЗПР эта категория представлена 9 %, они чаще подчёркивают отрицательное отношение к одноклассникам: «ненавижу всех из нашего класса», «они мне не нравятся». Однако наряду с этим подростки с ЗПР в редких случаях отмечают и наличие «лучших друзей», «отличных друзей».

Категория «Оценка самочувствия в классе» у подростков с НПР отмечена в 9 % анкет: «Мне хорошо в моем классе», «Думаю, всем в нашем классе хорошо»; у подростков с ЗПР эта категория встречается реже - в 6 % работ: они чаще оценивают своё самочувствие как неблагополучное и только в некоторых случаях указали, что им «в этом классе лучше».

Единичные суждения встречались по категории «Интеллектуальные суждения»: среди подростков с НПР - 4 %, у подростков с ЗПР эта категория вообще не представлена. Этот факт мы можем объяснить тем, что младшие подростки с НПР начинают проявлять интерес к содержательной стороне личности сверстника, к его внутреннему миру независимо от его интеллектуальных способностей. Что же касается младших подростков с ЗПР, то в этом направлении их развитие отстаёт.

По категории «Коммуникативные суждения» выявлены лишь единичные суждения у подростков с ЗПР (2,5 %), но они не проявились у подростков с НПР.

Оценка внешнего вида (оформления) класса в суждениях подростков ни одной из групп не представлена.

Результаты исследования показывают наличие неблагополучия в восприятии одноклассников, в системе межличностных отношений со сверстниками у подростков с ЗПР, что выражается в доминировании пренебрежительного отношения и плохого поведения в классе, создании неблагополучной эмоционально-психологической атмосферы. Все это не может не отягощать психического развития школьников.

Полученные нами фактические данные говорят о том, что необходимо создавать коррекцион-но-развивающие программы по оптимизации поведения младших подростков с ЗПР и их взаимоотношений со сверстниками.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский // Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 306-327.

2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 5. - 368 с.

3. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] : в 6 т. /Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 4.

4. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

5. Ульенкова, У В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] : учебн. пособие для студ. / У В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.