Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Я- КОНЦЕПЦИЯ» / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / САМООЦЕНКА / ИНДИВИДУЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / “I- CONCEPT” / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / MENTAL RETARDATION / SELF-ESTEEM / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS / LEVEL OF CLAIMS / MULTIMODAL THERAPY / ART THERAPY / PSYCHO-CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Комарова Дарья Павловна

В статье рассматриваются результаты исследования Образа Я младших школьников с умственной отсталостью. Дается сравнительная характеристика Образа Я по двум группам школьников в возрастной динамике. Младшие школьники с умственной отсталостью часто обнаруживают недостатки формирования самооценки и уровня притязаний, в том числе и специфики структуры Образа Я. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных с применением техник мультимодальной арт- терапии, способствует оптимизации самовосприятия младших школьников с умственной отсталостью.The article deals with the results of a study of the Self-Image of primary school children with mental retardation. A comparative characteristic of the Self Image for two groups of schoolchildren in age dynamics is given. Younger students with mental retardation often find shortcomings in the formation of self-esteem and the level of claims, including the specifics of the structure of the image of the Self. the Study showed that the implementation of a program of correctional and developmental classes developed using multimodal art therapy techniques helps to optimize the self -perception of younger students with mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Комарова Дарья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Из представленной таблицы видно, что младшие школьники с ЗПР характеризуются качественным и количественным своеобразием развития эмоционального интеллекта по сравнению со сверстниками с нормальным психическим развитием. Младшим школьникам с ЗПР необходимо сформировать и усовершенствовать навык восприятии и распознавания простых, схематичных изображений.

Выводы. Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте показал, что при нормальном психическом развитии наблюдается позитивная возрастная динамика в адекватности и полноте восприятия «другого», дифференцированности восприятия и понимания эмоций воспринимаемого, достаточный эмоциональный словарь.

При задержке психического развития у младших школьников наблюдается фиксация восприятия сверстника, уровня эмоционального интеллекта на более ранней возрастной ступени. Эмоциональный словарь у младших школьников с ЗПР значительно ниже возрастной нормы.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционной работы по оптимизации развития эмоционального интеллекта, межличностного восприятия младших школьников с ЗПР.

Литература:

1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Г. Челябинск, Издатель Татьяна Лурье, 1999, с. 356

2. Байбородских А.А. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР на материале классов КРО общеобразовательной школы: дис. ... канд. психол. наук / Байбородских Андрей Александрович. - Казань, 2002. - 160 с.

3. Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком» // Издательство Московского университета. 1982 г. стр. 200

4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

5. Карпушкина Н.В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 659.

6. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379-386.

7. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152-158.

8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2012. - 192 с.

9. Масленникова Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: дис... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2004. - 253 с.

10. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. — Тезисы симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми». Л., 1970, с. 114-116

11. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер, 2011 г. 580 с.

12. Чеснокова И.И. Самосознание личности / И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 216 с.

13. Щанкина Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дис. . канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2004. - 200 с.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Комарова Дарья Павловна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования Образа Я младших школьников с умственной отсталостью. Дается сравнительная характеристика Образа Я по двум группам школьников в возрастной динамике. Младшие школьники с умственной отсталостью часто обнаруживают недостатки формирования самооценки и уровня притязаний, в том числе и специфики структуры Образа Я. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных с применением техник мультимодальной арт- терапии, способствует оптимизации самовосприятия младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: «Я- концепция», младшие школьники, умственная отсталость, самооценка, индивидульно- типологические особенности, уровень притязаний, мультимодальная терапия, арт-терапия, психокоррекция.

Annоtation. The article deals with the results of a study of the Self-Image of primary school children with mental retardation. A comparative characteristic of the Self Image for two groups of schoolchildren in age dynamics is given. Younger students with mental retardation often find shortcomings in the formation of self-esteem and the level of claims, including the specifics of the structure of the image of the Self. the Study showed that the implementation of a program of correctional and developmental classes developed using multimodal art therapy techniques helps to optimize the self -perception of younger students with mental retardation.

Keywords: "I- concept", younger school students, mental retardation, self-esteem, individual typological characteristics, level of claims, multimodal therapy, art therapy, psycho-correction.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте упоминается, что основной целью образования является- развитие личности ребенка. Проблема формирования и развития «Я- концепции» у младших школьников имеет большое значение со стороны современной психологии и педагогики. Данный вопрос изучается такими современными исследователями, как М.Б. Позина, А.М. Щетинина, А.Г. Абдулин, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев Н.С. Лейтес, П.П. Астрейко, Л.И. Божович, К.Е. Масленкова, П.П.Столярова, Е.Р. Тумбасова и др. В работах исследователей изучены отдельные компоненты, оставляющие «Я- концепцию».

«Я- концепция» является одним из ведущих звеньев в развитии личности. Данный феномен определяет человека, как самоценность, как члена общества, имеющего собственные суждения, оценку и позицию Умственно отсталые школьники нуждаются в создании специальных условий для развития их «Я-концепции», являющейся адекватной возрастным и социальным нормам [5].

Изложение основного материала статьи. Мы не можем не согласиться с тем, что современное общество запрашивает и задает ритм развитию «нового» человека. Родители, заинтересованные в успешном будущем своего ребенка, с рождения уделяют внимание его своевременному развитию, правилам поведения в социуме, умению выстраивать отношения с другими людьми. Но все эти знания не имеют особой ценности, без адекватных представлений о себе [6].

Как известно, по мере взросления, человек попадает в различные социальные группы, где происходит формирование определенных качеств, которые служат основой «Я- концепции». Младший школьный возраст является одним из самых ранних и ответственных периодов, в плане развития и формирования адекватной «Я- концепции». Это обусловлено тем, что для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я». Было проведено множество исследований в зарубежной и отечественной психологии, по результатам которых можно проследить, как формируются компоненты, заложенные в «Я-концепцию» младших школьников [2, 3, 4, 5]. Исследователи полагают, что у ребенка данного возраста развиваются устойчивые во времени установки по отношению к вещам и людям, в том числе и по отношению к себе. (Р. Кеган, Т.В. Архиева, А.М. Щетинина) [1].

Цель проведенного нами исследования- определить уровень сформированности отдельных компонентов и целостной «Я- концепции» у младших школьников с умственной отсталостью.

В исследовании принимали участие 2 группы детей: экспериментальная группа - умственно отсталые младшие школьники (обучающиеся 4 классов с диагнозом легкая умственная отсталость) - 30 человек; контрольная группа - младшие школьники с нормативным развитием (обучающиеся 4 классов) - 30 человек. Исследование проводилось на базе - МКОУ «Школа № 107» и МБОУ «Школа № 75» города Нижнего Новгорода.

Для комплексной оценки «Я- концепции» у младших школьников с умственной отсталостью был разработан диагностический комплекс, включающий:

1. Комплект методик, направленный на всестороннее изучение компонентов «Я- концепции» у умственно отсталых младших школьников:

У Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

У Методика «Автопортрет».

У Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе.

У «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд.

2. Анкета- опросник для педагогов, разработанная на основе анкеты Ж. Лендел.

С целью изучения самооценки, мы использовали методику «Лесенка» (В.Г. Щур). По результатам диагностики можно сказать, что уровень самооценки у учеников экспериментальной и контрольной группы значительно отличается. Так, средний уровень самооценки наиболее присущ ученикам контрольной группы, количество которых составило 73%, что превышает на 46,5% экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что ученики контрольной группы могут наиболее адекватно оценивать себя, свое местоположение в обществе не данный момент, что нельзя сказать об учениках экспериментальной группы. Большинство младших школьников с умственной отсталостью обладают высоким уровнем самооценки, количество которых составило 70%, что свидетельствует о несформированности адекватных представлений о себе, и неспособности оценить себя. Но мы наблюдаем одинаковое количество учеников в обеих группах, а именно 3,5%, которые имеют низкий уровень самооценки.

Большинство учеников экспериментальной группы, ставили себя на самые верхние ступени, обосновывая свой выбор так: «Я хороший», «Мама говорит, что я самый хороший», «У меня много друзей». В то же время, ученики общеобразовательной школы, в основном адекватно себя оценивали, говоря о том, что: «Я не достаточно хорош, чтоб быть на верхней ступени, но со мной всегда весело, я хорошо учусь, у меня много увлечений и друзей, поэтому я могу быть где-то в середине»

Можно сделать вывод о том, что умственно отсталые младшие школьники не могут адекватно себя оценить, ввиду того, что не замечают многих вещей в себе, не могут провести самоанализ и определить себя обществе. Результаты данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные методики «Лесенка» В.Г. Щур

Критерии Количество учеников (%)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Низкий уровень самооценки 3,5% 3,5%

Средний уровень самооценки 26,5% 73%

Высокий уровень самооценки 70% 23,5%

Для изучения индивидуально-типологических особенностей ребенка, мы использовали методику «Автопортрет» (Р. Бернс). По результатам диагностики можно сказать, что младшие школьники с умственной отсталостью в преимуществе обладают высоким уровнем самооценки, когда большинство учеников общеобразовательной школы имеют средний уровень самооценки. По критерию «самооценка», оценивалось месторасположение рисунка на листе. Большинство младших школьников с умственной отсталостью располагали свой автопортрет в верхней части листа, а ученики общеобразовательной школы в середине.

Так же большинство учеников экспериментальной группы имеют низкий уровень интеллектуальной и социальной адекватности. Средний уровень интеллектуальной и социальной адекватности принадлежит 33,5% учеников экспериментальной группы, когда в контрольной группе средним уровнем обладает 83% учеников, и высоким уровнем интеллектуальной и социальной адекватности обладают преимущественно ученики контрольной группы. Данный критерий на рисунке оценивался по пропорциональности головы и тела. Большинство детей изобразили себя целиком, некоторые предпочли нарисовать только голову, что затруднило оценить пропорциональность относительно тела. 59,5% учеников экспериментальной группы в своих автопортретах нарисовали голову меньше, чем все тело, когда ни один ученик контрольной группы так себя не нарисовал. Нормально развивающиеся младшие школьники в большинстве соблюдали пропорциональность в рисунке, и только 17% учеников нарисовали голову больше чем остальное тело, что говорит о высокой социальной и интеллектуальной адекватности.

По результатам диагностики чувствительность к критике и общественному мнению присуща 30% младшим школьникам с умственной отсталостью и 37% их нормально развивающимся сверстникам. Можно сказать, что меньше половины учеником в обеих группах чувствительны к критике и общественному мнению, скорее всего это связано с поверхностным осознанием себя в обществе и податливости окружению. Тревожность почти одинаково присуща ученикам обеих групп. Страхи почти одинаково присущи как ученикам экспериментальной, так и контрольной группы. Результаты разнятся в 3,5% с преимуществом в сторону нормально развивающихся младших школьников. Можно сделать вывод, что это связано с высокими требованиями к ученикам, как со стороны родителей, так и со стороны школы.

Агрессивность присуща 40% младшим школьникам с умственной отсталостью, это на 13% больше их нормально развивающихся сверстников. На рисунке данный критерий в большинстве, определялся силой нажима. Ученик экспериментальной группы изобразил себя в виде вампира, сделав акцент на дополнительных деталях- острые зубы, сдвинутые брови, выделенные брови. Выраженная защита характеризовалась изображением на лице улыбки и спрятанных рук. Данный критерий наиболее присущ ученикам контрольной группы в количестве 50%. Ученики экспериментальной группы, редко используют на изображении улыбку, поэтому их число составило 43%. Это свидетельствует о том, что многие не испытывают чувства опасности и самозащиты.. По критерию - эгоизм количество учеников в обеих группах имеют разницу в 3,5%. Данным критерием обладает меньше половины учеников обеих групп. Демонстративность, присуща обеим группам учеников, 30% младшим школьникам с умственной отсталостью, 40% их нормативно развивающимся сверстникам. Основную часть по данному критерию составили девочки обеих групп.

С целью определения уровня притязаний, мы использовали методику «Оценка уровня притязаний» (Ф. Хоппе).

По результатам методики можно сказать, что в экспериментальной группе есть ученики, в количестве 9,5%, которые обладают низким уровнем притязаний, когда в общеобразовательной школе таких учеников не наблюдается. Так же мы видим, что в экспериментальной группе преобладают младшие школьники с высоким уровнем притязаний. Средним же уровнем притязаний обладает 43,5% учеников, это на 3,5% меньше, чем количество младших школьников с умственной отсталостью с высоким уровнем притязаний. Мы можем констатировать, что так же заметна разница с нормально развивающимися младшими школьниками. В большинстве, они имеют средний уровень притязаний, их количество на 22,5% больше, чем младших школьников с умственной отсталостью. И совершенно другая картина среди учеников с высоким уровнем притязаний: в экспериментальной группе на 13% учеников больше.

Согласно полученным результатам большинство умственно отсталых младших школьников имеют высокий уровень притязаний, это говорит об их неспособности адекватно оценить уровень своих возможностей. Они берутся за сложные задания и не справляются с ними. Наличие в экспериментальной группе учеников с низким уровнем притязаний, может свидетельствовать о неудачах в решении большинства задач в учебной и повседневной жизни, а так же соприкасаться с уровнем самооценки личности. Но, тем не менее, мы наблюдаем, что имеются ученики со средним уровнем притязаний, в большинстве в контрольной группе. Это говорит о том, что младшие школьники, для достижений более высоких целей могут поставить реальные задачи. Можно взять более легкие задания, но успешно с ними справиться. Что в меньшей степени свойственно младшим школьникам с умственной отсталостью. Результаты методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные методики «Оценка уровня притязаний» Ф. Хоппе

Критерии Количество учеников (%)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Низкий уровень притязаний 9,5% 0%

Средний уровень притязаний 43,5% 66%

Высокий уровень притязаний 47% 34%

Для изучения и определения структуры «Я- концепции» младших школьников была использована методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд.

По результатам методики можно сказать, что у младших школьников с умственной отсталостью и у их нормативно развивающихся сверстников преобладает социальный компонент Я-концепция. Младшие

школьники, в большинстве, на вопрос «Кто Я?»- давали такие ответы, как «мальчик/девочка, сын/дочь, ученик/ученица», что и определило ведущей- социальную Я- концепцию. Так же, среди младших школьников обеих групп на второй позиции рефлексивное Я. Одинаковое количество учеников в специальной (коррекционной) школе - 3,5% имеют коммуникативный и деятельностный компоненты Я-концепции.

Ввиду вышесказанного, можно сделать вывод, что младшие школьники с умственной отсталостью мыслят конкретно, определяя свое «Я» общими словами, обусловленными малой заинтересованностью и развитостью Я- концепции. Результаты данной методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Данные методики «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд

Я-концепция Количество учеников (%)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Социальное Я 79,5% 32,5%

Коммуникативное Я 3,5% 14%

Материальное Я 0% 3,5%

Физическое Я 0% 3,5%

Деятельное Я 3,5% 20%

Деятельное Я 0% 3,5%

Рефлексивное Я 13,5% 23%

Таким образом, экспериментальное исследование позволило нам изучить отдельные компоненты «Я-концепции» у младших школьников с умственной отсталостью. По результатам экспериментального исследования была разработана и реализована программа формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента: разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения формирования «Я- концепции» у младших школьников с умственной отсталостью.

Для коррекции «Я-концепции» младших школьников с умственной отсталостью нами была выбрана мультимодальная арт- терапия. Мы предполагаем, что реализация программы коррекции «Я-концепции» посредством мультимодальной арт- терапии позволит повысить уровень самосознания умственно отсталых младших школьников. М.С. Вальсе- Одриосола, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева доказывают эффективность использования арт- терапии в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта [2].

Выводы. Таким образом, в статье представлен анализ особенностей формирования « Я-концепции» у младших школьников с умственной отсталостью, лписаны составляющие «Я-концепции», которые нуждаются в развитии и коррекции, представлено новое направление формирования «Я- концепции» средствами мультимодальной арт- терапии.

Литература:

1. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 158 с.

2. Карпушкина Н.В., Бардушкина К.Н. Особенности образа Я подростков с задержкой психического развития // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья-Симферополь, 2019. - С. 217-220.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. -2016 - № 1. - С. 82-85.

5. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования - 2018 - № 59 (2). - С. 418-422.

6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с: ил.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2018. - 76 с.

8. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.

9. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей. / Психология личности. Теория и эксперимент. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.