Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКИ С ЗПР / STRESS / STRESS TOLERANCE / COPING STRATEGIES / OLDER ADOLESCENTS / ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Гусева Арина Михайловна

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования по выявлению особенностей стрессоустойчивости старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с результатами старших подростков с нормой психического развития. Разработаны рекомендации по коррекции уровня стресса, формирования эффективных копинг- стратегий у подростков с ЗПР.The article discusses the results of an experimental study to identify the features of stress resistance of older adolescents with mental retardation in comparison with the results of older adolescents with normal mental development. Recommendations for correcting stress levels and forming effective coping strategies in adolescents with PO have been developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Гусева Арина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Гусева Арина Михайловна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования по выявлению особенностей стрессоустойчивости старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с результатами старших подростков с нормой психического развития. Разработаны рекомендации по коррекции уровня стресса, формирования эффективных копинг- стратегий у подростков с ЗПР.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, копинг-стратегии, старшие подростки, подростки с ЗПР.

Annotation. The article discusses the results of an experimental study to identify the features of stress resistance of older adolescents with mental retardation in comparison with the results of older adolescents with normal mental development. Recommendations for correcting stress levels and forming effective coping strategies in adolescents with PO have been developed.

Keywords. stress, stress tolerance, coping strategies, older adolescents, adolescents with mental retardation.

Введение. Стратегии совладания со стрессом отражают психологическое состояние подростка и оказывают существенное влияние на его психическое здоровье. Дезадаптивные стратегии совладания, предпочтение избегающего и дефицитарность проблемно-сфокусированного поведения встречаются у подростков довольно часто, о чем свидетельствуют исследования Ковалевской А.А. [1].

В исследовании Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского было установлено, что базисные совладающие стратегии развиваются в подростковом возрасте, а так же в этот период формируются и ситуационно-специфические копинг-стратегии, которые по мере развития становятся основными и характеризуют стиль совладающих стратегий личности [2, 3].

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., отмечают, что при активном стиле совладания человек может модулировать негативные эмоции, что помогает снизить стресс и изменить негативные эмоциональные проявления и девиантное поведение [3]. При пассивном стиле человек демонстрирует уход от реальности, не способен проверить свои поведенческие гипотезы, приобрести новый опыт, продуктивно разрешить эмоциональное напряжение, что, скорее, приведет к девиантному поведению. Пассивные стратегии копинга, поведенческое отстранение, невовлеченность и самообвинение связаны с высоким уровнем депрессивных состояний [5].

Теоретический анализ научной литературы по вопросу стрессоустойчивости старших подростков с задержкой психического развития показал, что данные исследования являются немногочисленными. В данной статье мы рассматриваем особенности совладания со стрессом у подростков с задержкой психического развития.

Изложение основного материала статьи. Цель нашего исследования: изучить особенности стрессоустойчивости подростков с ЗПР.

Экспериментальную группу составили 30 старших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) и 30 старших подростков с нормой психического развития (НИР).

Для реализации поставленной цели мы использовали методики:

1. «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой).

2. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

3. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Рассмотрим данные, полученные в результате эксперимента [4].

По методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) мы определили доминирующие копинг - стрессовые поведенческие стратегии подростков. Были получены следующие результаты в группе подростков с НПР:

40К «Х ЗОИ 1 5Гс 20Х 15ÎÎ 10«

решение задачи эмоцил изЬегание

Рисунок 1. Доминирующие копинг - стрессовые поведенческие стратегии подростков с НПР по результатам методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный

вариант Т.А. Крюковой)

У подростков с НПР ведущей является копинг - стратегия, ориентированная на эмоции, здесь большинство респондентов набрали высокое количество баллов - 35%. Например, подростки отмечали, что винят себя за нерешительность, за то, что оказались в данной неприятной ситуации, переживают за то, что не смогут с ней справиться. Вторая по количеству набранных баллов является стратегия поведения, ориентированная на избегание - 31%. Здесь подростки указывали, что в сложных ситуациях они думают о хороших ситуациях, которые происходили в их жизни, делают то, что считают подходящим в данный момент, стараются больше спать, балуют себя любимой едой. Копинг - стратегию, ориентированную на решение задачи выбрала меньшая часть -26%. Некоторые подростки отмечали, что стараются тщательно распределять свое время, сосредотачиваться на проблеме и искать пути ее решения или вспоминают, как бы решили эту проблему раньше, стараются вникнуть в ситуацию. Полученный результат и выбор копинг-стратегии, ориентированной на эмоции у большинства подростков соответствует особенностям подросткового возраста, когда ведущее место занимают эмоциональные переживания. Рассмотрим результаты, полученные в группе подростков с ЗПР.

Рисунок 2. Доминирующие копинг - стрессовые поведенческие стратегии подростков с ЗПР по результатам «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой)

В группе подростков с ЗПР большая часть респондентов выбрала копинг-стратегию, ориентированную на избегание -50%. Так, подростки отмечали, что в сложных ситуациях стараются больше спать, балуют себя любимой едой, идут перекусить, покупают себе какую-либо вещь или идут на вечеринку. Следующей по количеству набранных баллов является стратегия, ориентированная на эмоции- 46%. Подростки обвиняют себя за случившееся, не знают, как поступить, «замораживаются» в ситуации, беспокоятся о том, что будут делать, говорят себе, что такого не случится вновь. Копинг - стратегию, ориентированную на решение задачи выбрало только 2%. Подростки указали, что старается вникнуть в ситуацию, предпринимает действия, чтобы ее исправить, обдумывает случившееся и анализирует проблему. Полученные результаты показывают так же, как и в группе подростков с НПР своеобразие подросткового возраста с преобладающими чертами замкнутости, скрытности, отсутствия желания и неготовность делиться своими переживаниями с окружающими людьми.

По методике определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма результаты распределяются в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Рассмотрим данные у подростков с НПР.

Рисунок 3. Индивидуальные копинг-стратегии подростков с НПР по результатам методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

Мы видим, что в когнитивной сфере подростки выбирают относительно адаптивные копинг-стратегии чаще всего - в 44%. Например, встречались ответы, в которых подростки использовали изоляцицю, диссимиляцию, связывали возникающие проблемы с религией: «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности», «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо», «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Дезадаптивные копинг-стратегии также встречались в 34% ответов: смирение с ситуацией, растерянность: «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться», «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». Адаптивные копинг-стратегии выбирались реже, в 23%. Это анализ ситуаций, их логическое объяснение: «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».

В эмоциональной сфере так же преобладают относительно адаптивные копинг-стратегии - 40%: протест, доверие проблем другим людям: «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую», «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне». Адаптивные стратегии так же встречались в ответах подростков в 33% - оптимизм, уверенность в возможности выхода из неприятных ситуаций: «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации». Дезадаптивные копинг-стратегии встречались реже, в 26% - подростки прибегают к эмоциональной разрядке, подавляют эмоции в себе, впадают в агрессивные состояния: «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу», «Я подавляю эмоции в себе», «Я впадаю в состояние безнадежности», «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам», «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В поведенческой сфере преобладают дезадаптивные копинг-стратегии - 44%. Это активное избегание проблем, отступление и изоляция: «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях», «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой». Относительно адаптивные стратегии используются чуть реже, в 33%. Это альтруизм, отвлечение от проблем, компенсация, обращение за помощью к другим людям: «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях», «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях», «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом». Адаптивные стратегии встречались реже, в 23% - сотрудничество со значимыми людьми: «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

У подростков с ЗПР получились следующие результаты.

Рисунок 4. Индивидуальные копинг-стратегий подростков с ЗПР по результатам методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

В когнитивной сфере подростки выбирают дезадаптивные копинг-стратегии 46% (смирение с ситуацией, растерянность). Относительно адаптивные копинг-стратегии занимают второе место по количеству выбранных ответов и составляют 44% (изоляция, диссимиляция, религия). Адаптивные копинг-стратегии выбирались несколькими респондентами и составили 10% - анализ ситуаций, их логическое объяснение.

В эмоциональной сфере так же преобладают дезадаптивные копинг-стратегии 46% - подростки прибегают к эмоциональной разрядке, подавляют эмоции в себе, впадают в агрессивные состояния. Относительно адаптивные копинг- стратегии так же встречаются в 40% - протест, доверие своих проблем другим людям. Адаптивные стратегии выбирались не часто, лишь в 12% - оптимизм, уверенность в возможности выхода из неприятных ситуаций.

В поведенческой сфере преобладают дезадаптивные копинг- стратегии 50%. Это активное избегание проблем, отступление и изоляция. Относительно адаптивные стратегии используются реже, в 40% -альтруизм, отвлечение от проблем, компенсация, обращение за помощью к другим людям. Адаптивные стратегии в виде сотрудничества со значимыми людьми встречаются редко, в 10% ответах.

Таким образом, выбор копинг стратегий у подростков с НПР и ЗПР имеет свои особенности. В когнитивной и эмоциональной сфере у подростков с НПР преобладают относительно адаптивные копинг-стратегии, у подростков с ЗПР - дезадаптивные. В поведенческой сфере все группы выбирают дезадаптивные копинг-стратегии, что является подтверждением активно протекающего кризиса подросткового возраста у подростков обеих групп.

Перейдем к анализу методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Рассмотрим результаты, которые получились в обеих группах:

Рисунок 5. Результаты методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в группе подростков с

НПР

Мы видим, что в двух группах подростков ситуации обвинения встречались чаще, чем ситуации препятствия. Ответы ситуаций обвинения в группе подростков с НПР составили 50%, в группе подростков с ЗПР - 56%. Перейдем к анализу направления реакций.

Рисунок 6. Результаты методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в группе подростков с

НПР по направлению реакций

Из рисунка мы видим, что в группе старших подростков с НПР экстрапунитивные реакции встречались чаще, составили 42%, фрустрирующая ситация подчеркивалась, осуждались внешние причины проблем. Интропунитивные реакции встречались реже, в 33%, поскольку здесь необходимо было понять, что ответственность лежит только на себе самом. Импунитивные реакции встречались реже всего, в 23% -ситуация может быть исправлена сама с течением времени. В группе подростков с ЗПР экстрапунитивные реакции встречались чаще, в 58%, фрустрирующая ситуация подчеркивалась, осуждались внешние причины проблем. Интропунитивные и импунитивные реакции встречались реже, в 23% и 20%, поскольку необходимо было подумать, найти способ выхода из сложившейся неприятной ситуации.

Рассмотрим показатель GCR, групповой конформности, который определяет индивидуальную адаптацию подростков к своему социальному окружению. В таблице представлены результаты в группах подростков с НПР и ЗПР.

Таблица 1

Показатель GCR, в группах подростков с НПР и ЗПР

Группа подростков ЗПР НПР

Критерий GCR 46,5% 53,5%

Из таблицы 1 мы видим, что коэффициент групповой конформности - показатель GCR имеет низкий процент как в группе подростков с ЗПР - 46,5%, так и в группе подростков с НПР - 53,5%. Это свидетельствует о сниженной социальной адаптации обеих групп. Однако в группе подростков с ЗПР данный

показатель ниже и не превышает 50%. В связи с этим, для детального анализа показателей необходимо рассмотреть полученные в результате эксперимента типы реакций подростков в обеих группах.

Таблица 2

Типы реакций в группах подростков с НПР и ЗПР

Направление реакции Тип эеакции,%

НПР ЗПР НПР ЗПР НПР ЗПР НПР ЗПР

О^ О^ Е-Э Е^ №Р №Р Сумма Сумма

Е 40,6 45,6 35,4 37,5 37,5 39,6 37,5 39,5

I 35,2 30,4 35,1 29,3 31,2 30,3 33,1 28,3

М 27 38,5 30 33,1 29,5 28,1 29,1 33,2

Сумма 36,5 40,1 33,2 31,3 30,3 29,6

Из таблицы 2 мы видим, что в обеих группах (НПР и ЗПР) преобладающими являются экстрапунитивные реакции, где агрессия направлена вовне (Е),что составляет 37,5% и 39,5%. В группе подростков с НПР интрпунитивных реакций чуть больше (I) - 33,1%, чем импунитивных (М) - 29,1% .В группе подростков с ЗПР импунитивных реакций чуть больше (М) - 33,2%, чем интрапунитивных (I) - 28,3%.

Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») у обеих групп является почти одинаковым, составляет 36,5% в группе подростков с НПР и 40,1% в группе подростков с ЗПР. У всех старших подростков преобладающей является идея препятствия в стрессовых ситуациях.

Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите»), означает слабость «Я» личности является второй по частоте встречаемости в ответах, составляет 33,2% в группе подростков с НПР и 31,3% в группе подростков с ЗПР.

Оценка № - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой подростки могут разрешать фрустрационные ситуации является последним по частоте встречаемости и составляет 30,3% в группе подростков с НПР и 29,6% в группе подростков с ЗПР.

Полученные данные подтверждают значение показателей GCR в обеих группах, которые свидетельствуют о сниженной социальной адаптации в подростковом возрасте.

Выводы. Таким образом, мы видим, что старшие подростки обеих групп испытывают трудности в социальной адаптации. Выбор копинг стратегий у подростков с НПР и ЗПР имеет свои особенности. В когнитивной и эмоциональной сфере у подростков с НПР преобладают относительно адаптивные копинг-стратегии, у подростков с ЗПР - дезадаптивные. В поведенческой сфере все группы выбирают дезадаптивные копинг-стратегии. Результаты методики Розенцвейга подтверждают полученные данные: наиболее частым является показатель OD, с фиксацией на самом препятствии. Экстрапунитивные (Е), внешне-обвинительные реакции: гнев, злость, раздражение те эмоции встречаются в 37,5% в группе подростков с НПР и в 39,5% в группе подростков с ЗПР. Такие данные являются подтверждением активно протекающего кризиса подросткового возраста у подростков обеих групп.

Литература:

1. Ковалевская А.А. Особенности саморегуляции и стрессоустойчивость подростков / А.А. Ковалевская // Проблемы психологического здоровья личности: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 244 с.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г., 192 с.

4. Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2. С. 33-52.

5. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Психология

УДК 159.9.075

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Ляпина Анна Михайловна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье описаны гендерные особенности девиантного поведения подростков с задержкой психического развития. Проведенное исследование позволило определить различия у мальчиков и девочек с задержкой психического развития в склонности к отклоняющемуся поведению, социально-психологической адаптированности подростков, принадлежности их к группе риска и выраженности форм агрессии и враждебности. Статья будет полезна психологам и педагогам, работающим с этой категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.