объединить три субъекта в один (Ленинградская, Новгородская и Псковская область)7 . Что подвигает нас сделать такое предложение? Тот самый анализ демографической ситуации. Напомним, что численность населения региона к 2020 г. составит 6,6 млн. чел., а без С.-Петербурга - 2,1 млн. чел. К 2050 г. численность населения региона остановится на уровне С.-Петербурга - 4,6 млн. чел. Если не остановить процесс демографического коллапса, то на селе вообще не останется ни одного жителя. Отметим, что в развитых странах численность населения региона составляет не менее 3 млн. чел.8 Если кто-то скажет: "а как же исторические основы Пскова и Великого Новгорода?" Можно ввести для них особый статус управления.
Во-вторых, на ближайшую перспективу необходимо выбрать приоритеты в экономическом развитии. По нашему мнению, необходимо использовать тот потенциал, которым мы располагаем сегодня. Только необходимо придать региону инвестиционную привлекательность, усовершенствовать законодательную базу, дать возможность предпринимательским структурам использовать научно-технические достижения во всех сферах экономики. Для этого нужна комплексная целевая программа, и не одна!
В-третьих, как решить демографическую проблему, без которой невозможно реше-
ние экономических и социальных вопросов. Нами предлагаются следующие решения:
- увеличить материнский капитал до 1 млн. руб. и дать возможность использовать его не в дальней перспективе, а в более короткий промежуток времени;
- решить жилищную проблему не только за счет коммерческих проектов (ипотека и т.п.), но и за счет государственного строительства;
- снизить смертность за счет качественного здравоохранения, борьбы с алкоголизмом и наркозависимостью, снижения преступности;
- развивать в людях вкус к здоровому образу жизни;
- развивать чувство понимания своей исторической миссии;
- решить проблему социальной справедливости;
- создать благоприятные условия подконтрольной внешней миграции и упростить получение Российского гражданства.
Подводя итог, следует резюмировать то, с чего мы начинали наш путь в исследовании. Территория - первична. Все что происходит на ней - вторично. Иначе говоря, давнишний спор, с чего же начинать: с отраслей или территории, мы говорим в пользу территории. И еще один аргумент: территория - это общее, отрасли -частное. Философия учит нас восхождению от общего к частному, и от частного к общему.
М. Н. ГОЛИКОВ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ трудовых ресурсов региона, мо- крайне сложно прогнозировать и планировать
ниторинг регионального рынка труда, прогно- поступательное развитие экономики Псковс-
зирование будущих тенденций и уровня без- кой области. Современная ситуация на рынке
работицы - это задачи, без решения которых трудовых ресурсов показывает актуальность
7 Точка зрения редколлегии журнала на вопрос объединения Ленинградской, Псковской и Новгородской областей прямо противоположна позиции автора статьи, т.к. последнее может привести к еще большему обнищанию населения и демографическому оскудению территории Псковской области (см. статьи Файбусовича Э. Л., Мартынова В. Л. "Тенденции и перспективы изменения административно-территориального деления России", Манакова А. Г. "Федерализм и единство России" в Псковском регионологическом журнале, 2006, № 2, а также статью Манакова А. Г., Григорьевой Н. В. в данном номере журнала).
8В развитых западноевропейских странах численность населения не является решающим фактором выделения регионов, намного более значимыми являются историко-культурные предпосылки формирования территориальных сообществ людей (прим ред.).
анализа текущих тенденций, определение наиболее остро стоящих проблем и путей их решения. Попытаемся сделать это применительно к Псковской области на основе статистических данных, предоставленных Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Псковской области и мнений экспертов.
Анализ рынка труда Псковской области
Ситуация на рынке труда складывается из тех показателей, которые характеризуют сферу занятости и рынок незанятых граждан, желающих найти работу.
Согласно анализу рынка труда, осуществленному Управлением ФГСЗН по Псковской области, за 2003-2004 гг. численность занятого населения увеличилась на 2,6 тыс. чел., или на 0,8%. Положительная динамика занятости сохранилась и в 2005 г. Численность занятого населения в 2005 г. составила 339,7 тыс. чел., или 92,4% от экономически активного населения. Треть всех занятых приходится на работников малых предприятий и занятых индивидуальным частным предпринимательством, на граждан, работающих по найму у отдельных лиц, фермеров и другое самозанятое население. Именно за счет увеличения данной категории работающего населения отмечается некоторый рост численности занятого населения в экономике области.
Преобладающая часть занятых концентрируется и работает на крупных и средних предприятиях. В ноябре 2005 г. среднесписочная численность таких работников составила 234 тыс. чел., или 69% от общей численности занятого населения. В январе-ноябре 2005 г. на данных предприятиях отмечалось по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. снижение на 3% численности работающего населения. В то же время увеличилась численность работников в оптовой и розничной торговле (7%), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (9%).
Продолжалось уменьшение доли занятых в государственном секторе экономики и соответственно рост в частном. К началу 2005 г. на предприятиях государственно-муниципального сектора было занято 39,2% от всей численности работающих против 40,1% в
2003 г. и 40% в 2002 г.
С ростом объемов промышленного производства продолжает улучшаться использование рабочей силы, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. В течение 9 месяцев 2005 г. только 3,1 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени, тогда как в январе-сентябре 2004 г. - в 1,7 раза больше -5,3 тыс. чел. В вынужденных административных отпусках находились 4,4 тыс. чел. (в январе-сентябре 2004 г. - 6,5 тыс. чел.).
Однако на фоне отдельных положительных характеристик сферы занятости, продолжают отмечаться негативные явления. Так, оборот рабочей силы по-прежнему характеризуется отрицательным сальдо приема и выбытия. За 2003-2004 гг. принято на предприятия и организации области 123,3 тыс. чел., за этот же период выбыло 132 тыс. чел.
Девять месяцев 2005 г. данную тенденцию не изменили: принято 42,8 тыс. чел., выбыло 47,4 тыс. чел., из них 10,1% - по сокращению и 71,1% - по собственному желанию (в январе-сентябре 2004 г. - 5 и 72,1% соответственно). Коэффициент возмещения выбывших работников вновь принятыми составил 90,1%. Снизилась численность приема работ -ников на новые рабочие места на крупных и средних предприятиях. За 9 месяцев 2005 г. их численность составила 1,7 тыс. против 2,2 тыс. в соответствующем периоде 2004 г.
В последние годы в силу различных причин рынок труда в сельской местности характеризовался высокой напряженностью. Курс на полную занятость, характерный для советских времен, в условиях рыночной экономики сменился на стремление оптимизировать работу организаций и учреждений, сократить себестоимость работ и услуг, сделать их конкурентоспособными в борьбе с зарубежными товаропроизводителями. При этом наиболее сложной ситуация сложилась в сельских районах. В результате ускоренного реформирования колхозов и совхозов в 1990-е гг. большинство занятых в сельских районах остались без работы. Усилилась миграция, особенно молодежи, в города, что привело к "старению" сельского населения. Все эти процессы были характерны для многих
российских регионов, в том числе и для Псковской области, где в сельских районах проживает большая часть населения.
Проблема усиливается, когда оба члена семьи являются безработными. Таких случаев на конец октября 2006 г. было зарегистрировано 84. Большая часть таких семей проживают в сельской местности. Отсутствие рабочих мест и низкая оплата труда, а также оплата через взаимозачеты за предоставленные услуги (привозка дров, обработка огородов и т.п.) на селе способствует миграции наиболее активной части населения в города. Активное развитие сельскохозяйственного производства агрохолдингами могло бы способствовать снижению напряженности на сельском рынке труда. Ведь для работы перерабатывающих производств необходимы сельскохозяйственные продукты, производство которых можно развивать на территории Псковской области. И успешные примеры такой поддержки селу уже есть, правда на се-
годняшний день их пока еще недостаточно, чтобы переломить ситуацию.
В отношении рынка незанятых граждан стоит сказать, что безработица в 2005 г. продолжала оставаться высокой. И если на конец
2004 г. число, граждан, ищущих работу, составляло 29,3 тыс. чел. (так называемая общая безработица), то на конец 2005 г. их стало 28,6 (что составляет 8% к экономически активному населению). Регистрируемый сектор, т.е. число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 8%. На учете в службе занятости на конец декабря стояло 11,5 тыс. безработных граждан, что составляет 3,2% от ЭАН.
Относительно невысокая зарплата стимулировала развитие так называемой неформальной или неучтенной занятости. По данным обследования органов статистики в мае 2006 г. в неформальном секторе экономики работали 29% от общей численности занятого населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика занятости в неформальном секторе экономики (в % к общей численности занятого населения)
2GG2 г. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG6 г.
Россия 14,4 15 17 18
СЗФО 9,6 10,1 12 12
Псковская 16 19,1 22 29
область
Источник: по данным Управления ФГСЗН по Псковской области
Основная проблема городского рынка труда, на наш взгляд, имеет глубокие психологические корни. Как известно, зарплата в коммерческих структурах - это часть расходов компании, а расходы необходимо сокращать, чтобы продукция была конкурентоспособной. Соответственно, зарплаты не могут быть большими по определению. И если посмотреть на высоко обеспеченных людей, то может оказаться, что у них относительно невысокие зарплаты (у них высокие доходы, а зарплата для них, это лишь одна из многих составляющих дохода). Секрет их успеха в создании собственного бизнеса. Другими словами, было бы здорово, если бы в школах на
уроках экономики ученикам объясняли, что высокий доход и зарплата предполагают активную инициативную деятельность, а не нахождение на работе с 8 до 17 часов. Повышение активности населения могло бы способствовать снижению безработицы и развитию малого бизнеса. Другое дело, что зарплата все же должна покрывать стоимость приобретения необходимого для жизни набора товаров и услуг, что далеко не всегда происходит.
Как отмечает начальник Отдела программ занятости и рынка труда Управления ФГСЗН по Псковской области Татьяна Шара-бура, "спрос на рабочую силу определяется количеством вакансий у работодателей. На
конец декабря 2005 г. количество вакансий, заявленных в службу занятости, составляло 2,2 тыс. И если мы посчитаем, сколько вакансий приходилось на одного официально зарегистрированного незанятого гражданина, то получается 5,2 чел. Рынок труда 2005 г. оказался более напряженным. Заработная плата росла, но большинство вакансий характеризовалось невысокой зарплатой".
Отметим, что на сегодняшний день, по данным Управления федеральной налоговой службы по Псковской области, в регионе порядка 350 организаций, выплачивающих заработную плату сотрудникам ниже прожиточного минимума, руководство 64 из них, а также 47 предпринимателей, вызваны на комиссию.
В то же время на рынке труда Псковской области наблюдается дефицит менеджеров среднего звена. По мнению исполнительного директора агентства по подбору персонала "Кадры" Светланы Винницкой, на рынок труда Псковской области также влияет всеобщий рост дефицита кадров, вызванный динамичным развитием российского бизнеса. Нарастание кадрового голода приводит к мобильности рабочей силы. "К нам поступают заявки от столичных компаний, которые предъявляют спрос на квалифицированные кадры. Другая тенденция, организация представительств крупных предприятий в Псковской области. Наиболее востребованными специалистами, которых ищут компании через рекрутинговые агентства, являются про-
фессиональные бухгалтера и спе-циалисты в сфере продаж, способные достойно представлять интересы псковских и иногородних фирм в Псковской области".
Отметим, что спецификой сферы продаж является прямая зависимость оплаты труда от уровня продаж (выручки компании). Соответственно, несмотря на высокую оплату труда, такая работа выглядит менее привлекательной для человека, желающего иметь стабильный гарантированный ежемесячный доход и нормированный рабочий день, а таких людей, на наш взгляд, в области большинство.
Кому сложнее найти работу: "портрет безработного" Псковской области
По словам руководителя Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Псковской области Леонида Кириллова, "портрет безработного Псковской области - женщина 35-40 имеет среднее, средне-специальное образование и одного-двух несовершеннолетних детей.
Трудоустройство женщин - вторая по значимости проблема псковского рынка труда после сельской безработицы. По некоторым районам до 70% безработных - женщины. Ведь очень часто требуются рабочие специальности, на которые запрашивают, как правило, мужчин".
Более подробный портрет безработного характеризует табл. 2.
Таблица 2
Состав зарегистрированных безработных в службе занятости Псковской области (в процентах)
Показатели 1998 2001 2002 2003 2004 2005
По группам:
Женщины 60,0 66,5 65,7 65,6 63,7 61,5
Молодежь 24,5 24,2 24,1 24,3 24,8 22,8
Инвалиды 3,1 5,7 7,4 9,1 8,3 8,2
Беженцы 0,8 0,4 0,3 0,1 0,1 0,03
Проживающие в сельской местности 19,4 31,4 32,8 34,6 39,5 40,2
По причинам незанятости:
Уволены по собственному желанию 39 59 63 56,3 56,1 44,3
Высвобожденные работники 25 13,7 10,5 13,7 12,5 3,4
Выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений 5,6 4,1 3,8 3,6 4,0 3,4
По уровню образования: Высшее профессиональное 7,5 9,1 9,0 8,7 8,0 9,6
Среднее профессиональное 21,7 26,1 24,6 24,3 21,7 22,5
Начальное профессиональное 17,3 14,0 12,9 12,4 13,4 14,3
Среднее общее 39,7 38,3 41,2 42,0 43,9 40,1
Неполное среднее По возрасту: 13,8 12,4 12,2 12,6 13,0 13,4
Молодежь 16-29 лет 24,5 24,2 24,1 24,3 24,8 22,8
Лица среднего возраста 67,2 67,8 67,5 65,6 63,8 62,4
Лица предпенсионного возраста 8,2 8,0 8,4 10,1 11,4 14,8
Отдельные категории безработных: Ранее не приступавшие к трудовой деятельности 8,7 7,6 7,6 8,5 10,5 8,2
Не имеющие профессии, специальности 7,1 5,2 4,4 3,8 5,3 5,3
Источник: По данным Управления ФГСЗН по Псковской области
По данным Управления ФГСЗН по Псковской области каждый четвертый гражданин до обращения в службу занятости не работал свыше года. Среди молодежи многие не имеют опыта работы, постоянной занятости, часто сменяют виды деятельности, не имеют профессионального образования. Доля молодых безработных 16-29 лет удерживается в числе всех безработных в пределах 23%. Среди безработной молодежи, зарегистрированной в службе занятости, на конец 2005 г. 299 выпускника высшего, среднего и начального профессионального образования.
Низкий уровень жизни отдельных слоев населения, социально-демографические факторы, прочие обстоятельства продолжают сказываться на росте в структуре официальной безработицы граждан старших возрастных групп, а также предпенсионного возраста (с 11,4% в 2004 г. до 14,8% в 2005 г.).
Светлана Винницкая выделяет категорию граждан, которая имеет работу, и потому не может считаться незанятой с точки зрения общепринятой терминологии. В эту категорию входят креативные люди, склонные к саморазвитию, нацеленные на профессиональную самореализацию. Для такой категории граждан поиск более интересной и перспективной работы является постоянным явле-
нием, стимулирующим повышение профессиональной квалификации.
Направления государственного регулирования занятости населения
Служба занятости работает по программе содействия занятости населения. В рамках программы служба занятости реализует как "пассивную", так и "активную" политику. Пассивная политика заключается в выплате пособий, материальной помощи начислении досрочных пенсий и финансируется из средств федерального бюджета.
Наибольший интерес представляет так называемая активная политика, средства на которую выделяются из федерального бюджета, а также привлекаются средства работодателей.
Можно выделить шесть основных направлений активной политики содействия занятости населения Псковской области.
Во-первых, осуществляются мероприятия, позволяющие устроиться временно. Например, организация общественных работ. Как правило, речь идет о таких видах работ, которые не требуют высокой квалификации, но необходимы области, району, городу. Например, работы по посадкам зеленых насаждений, уходу за престарелыми, осуществлению переписи населения. И безработный,
устраиваясь на 2-3 месяца, получает не только пособие, но и зарплату и в то же время ищет постоянную работу. С другой стороны, работодатель, увидев его отношение к труду, может оставить его на постоянную работу.
Во-вторых, государственная служба занятости финансирует переобучение и повышение квалификации. К примеру, в 2005 г. было переобучено порядка 1520 чел., при этом, что действительно важно и является критерием оценки таких программ, ни один безработный не был признан повторным безработным, все смогли трудоустроиться.
В-третьих, профессиональная ориентация. За 2005 г. 30 322 чел. смогли через программы профориентации получить квалифицированную помощь со стороны государственной службы занятости.
Отметим, что профориентационная работа в сочетании с психологической поддержкой населения ориентирована на различные категории граждан. Приоритетные направления в развитии профриентационных услуг со стороны службы занятости включают в себя построение активной политики взаимодействия с работодателями, оказание консультационных услуг гражданам, дальнейшее развитие групповых и клубных форм работы, превентивную профориентационную работу с выпускниками школ и профессиональных учебных заведений, создание условий для адоптации безработных граждан к меняющимся социальным условиям, обучение навыкам преодоления стрессовых ситуаций, овладение элементами делового и межличностного сотрудничества и многое другое.
В-четвертых, ярмарки вакансий, которые проводятся не только в крупных городах, но и в районах и позволяют не только познакомить работодателей и безработных, но и получить консультацию юристов, специали-стов-профконсультантов. Только в 2005 г. было проведено 60 ярмарок вакансий.
В-пятых, трудоустройство особо нуждающихся граждан: инвалидов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, многодетных матерей, беженцев. Как отмечает Татьяна Шарабура, "служба занятости уделяет этой категории особое внимание. И мы договариваемся с работодателями, доплачиваем работникам. Например, приходит человек из мест
лишения свободы. Кто его возьмет? Поэтому мы предлагаем руководителям предприятий взять его на 2-3 месяца, ведь возможно у него золотые руки. Мы поддерживаем человека, доплачиваем ему, а работодатель, выплачивая определенную зарплату, начинает присматриваться к новому работнику. Так в 2005 г. мы трудоустроили 661 человека".
В-шестых, трудоустройство подростков, когда организуются работы, не требующие высоких профессиональных навыков, например, ремонт школ, уборка территорий. В результате и школа отремонтированы, и подростки заработали деньги. В 2005 г. по этой программе трудились 3028 чел.
Повысить привлекательность работы в бюджетной сфере способен рост оплаты труда. В 2005-2006 гг. тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений области была повышена на 52,8%. За 2 года (2005-2006 гг.) заработная плата медицинских работников, выплата которым происходит за счет средств областного бюджета, выросла на 71%, в том числе с 1 декабря 2004 г.
- на 20%, с 1 сентября 2005 г. - на 11%, с 1 мая 2006 г. - в среднем на 20%, с 1 октября 2006 г. в среднем на 11%. В целом по области заработная плата повысилась у более 56 тысяч работников образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, что составляет почти 24% всех работающих области. Хочется верить, что в 2007-2008 гг. мы будем наблюдать рост оплаты труда, характеризующийся не меньшими темпами.
Помимо государственной службы занятости, решением проблемам трудоустройства занимаются коммерческие организации. Деятельность последних помогает государству трудоустроить граждан, а бизнесу найти высококвалифицированных работников. Рекрутинговые компании исследуют потребности российского и регионального бизнеса, пытаясь удовлетворить спрос работодателей преимущественно на специальности, требующие высокой профессиональной подготовки. В условиях, когда столичный бизнес идет в регионы, а также существует возможность переноса части производств с территории стран Балтии в приграничную Псковскую область, кадровые агентства способны оказать весомую поддер-
жку развитию трансграничного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
По словам Светланы Винницкой, на сегодняшний день бизнес перешел из состояния поддержания текущего положения на рынке к стратегии развития. Поэтому требуются люди, способные создавать и внедрять инновации. Важна способность человека быть социально активным. И если человек выходит на рынок, чтобы развиваться, найти более интересную и высокооплачиваемую работу, он может реализовать себя.
"Главное - желание, движение и развитие. Человеку важно определить стратегию поиска, как себя представить, определить свои конкурентные преимущества, написать интересное резюме. Мы помогаем сделать это через тестирование, тренинги, психологические консультации. Ведь профессионалу важно уметь подать себя, трезво оценивая свои способности и деловые качества.
Есть люди, согласные на переезд, и те, кто желает реализовать себя в Пскове. Такой своеобразный патриотизм присущ части нашего населения. И наше дело, как профессионалов, рассмотреть все эти аспекты, определить, способен ли человек переехать и реализовать себя в Москве или С.-Петербурге, или он сможет найти достойную работу в Пскове".
Проблемы регионального рынка труда
Просматривая списки вакансий и анализируя профессиональную структуру безработных граждан невольно делаешь вывод о дисбалансе спроса и предложения в профессиональном разрезе. Налицо высокий спрос на рабочие специальности. При этом в 1990-е гг., когда "пошла мода" на высшее образование и так называемые "престижные специальности" в сфере экономики и юриспруденции, многие училища ввели дополнительные профессии, к примеру, начали выпуск менеджеров, но все это делалось спонтанно, что затрудняло прогнозирование востребованности выпускников на рынке труда.
"В отношении подготовки рабочих кадров мы многое можем сделать, - говорит вицегубернатор Псковской области Юрий Демьяненко, - и в этом году мы очень плотно этим занимаемся. Это наши учебные заведения, и
нам определять профессии, по которым они должны работать, и количество выпускников. Наше нераспаханное поле деятельности - начальное и среднее специальное образование. Мы должны сделать расчет потребностей в рабочих специальностях, и в этой работе должен участвовать работодатель. И первые шаги к этому уже сделаны.
Стоит вспомнить и тот ценный опыт, который был в советское время, когда 80% телеэфира было посвящено рабочим профессиям, и процесс профориентации шел, начиная со школьной скамьи. Ведь сегодня по телевизору мы видим преуспевающих бизнесменов, экономистов, юристов, как они много получают и как они красиво живут, а об обычных профессиях мы очень редко читаем в газетах и практически ничего не видим по телевидению. И усилия школ и службы занятости разбиваются о вал информации в СМИ, пропагандирующей не рабочие специальности".
Конечно, рекомендовать негосударственной прессе посвятить большую часть материалов человеку труда административными методами невозможно. Необходимо государственное финансирование так называемой социальной рекламы, направленной на ликвидацию дисбаланса между спросом и предложением на региональном рынке труда. Однако, любопытно, почему на протяжении многих лет (а потребность предприятий области в рабочих специальностях появилась далеко не сегодня) созданию позитивного имиджа человека рабочей профессии в региональных СМИ не уделялось должного внимания, почему бизнес не инвестировал в это средства? Возможно, поэтому доля так называемого "производительного населения", о необходимости роста которой говорили классики (Уильям Пети, Адам Смит), относительно мизерна в структуре населения региона, что мешает развитию псковской промышленности.
Как сказал Леонид Кириллов, с 2005 г. в Псковской области работает новое направление по трудоустройству молодежи "Первое рабочее место", предназначенное для молодежи 18-20 лет, закончившей начальное профессиональное и средне-специальное образование. Это своего рода стажировка выпускника, который после окончания с помощью служ-
бы занятости устраивается на работу по специальности, при этом государство доплачивает ему. За 2005 г. уже трудоустроено 53 чел.
С целью решения проблемы сельской занятости при помощи программ ТАСИС Уп -равление ФГСЗН по Псковской области надеется на реализацию ряда минипроектов, направленных на снижение сельской безработицы. Кроме того, предполагается организация общественных работ в сельской местности.
Как отметил Леонид Кириллов, "мы постараемся более активно работать с бизнесом, фондами, создавать Клубы работодателей в тех районах, где они еще не созданы. Мы традиционно протягиваем каждому работодателю, независимо от форм собственности, свою руку сотрудничества".
Выводы исследования
Ситуация на рынке труда Псковской области является своего рода индикатором экономического развития региона. Поэтому внимание к проблемам занятости населения сложно переоценить. И очевидно, что решать эти проблемы успешно можно лишь сообща. При этом необходимо участие не только государственных структур и коммерческих организаций, формирующих инфраструктуру рынка труда, но и учебных заведений. Важно, чтобы сегодняшний студент не стал завтрашним безработным.
Необходимо повышение уровня жизни населения Псковской области, что исключило бы саму возможность установления со стороны бизнеса низких зарплат. С одной стороны, статистика говорит о росте денежных доходов населения. В сентябре 2005 г. объем денежных доходов населения составил 3644,6 млн. руб. и увеличился на 12% по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. Население израсходовало 3269,1 млн. руб. на покупку товаров и оплату услуг, 413,6 млн. руб. - на сбережения, что соответственно на 16,9 и на 53,8% больше, чем в сентябре 2004 г.
В сентябре 2006 г. объем денежных доходов населения составил 4961,2 млн. руб. и увеличился на 33% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 3843,6 млн. руб., что на 16% больше, чем в сентябре 2005 г. Объем денежных средств на-
правленных на сбережения составил 387,2 млн. руб., что на 3% больше, чем в сентябре
2005 г. Вклады населения области в рублях на 1 октября 2006 г. составили 5803 млн. руб. Вклады населения области в инвалюте (в руб -левом эквиваленте) составили на 1 октября
2006 г. 839,7 млн. руб.
С другой стороны, мы наблюдаем дифференциацию этих доходов. В городе Пскове зарегистрировано более 70000 автомобилей, более половины жителей области пользуется услугами сотовой связи. В то же время в сельских районах велика доля населения с низким уровнем дохода. Самой низкооплачиваемой отраслью, по данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по Псковской области, в регионе является рыболовство и рыбоводство. Здесь средняя официальная заработная плата составляет немногим более 2 тыс. руб. Такая же картина наблюдается в сельском и лесном хозяйствах и охот-хозяйствах, где зарплата составляет немногим более 4 тыс. руб. Также низкие заработки отмечаются в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг и образовании. Отметим, что низкий уровень зарплат может не только сказаться на качестве работы, но и спровоцировать отсутствие специалистов по целому ряду профессий в будущем.
В отношении безработицы отметим, что особую роль в решении этой проблемы стоит отвести бизнесу. Конечно, с точки зрения экономической теории, безработица необходима для создания конкуренции предложения рабочей силы, с целью повышения качества трудовых ресурсов, однако понятие рабочей силы не должно ассоциироваться с понятием "рабского труда", когда работнику предлагаются зарплаты ниже величины прожиточного минимума.
Стоит согласиться с Татьяной Шарабу-рой, что "в целом создание рабочих мест во многом определяется инвестициями в экономику. Идут инвестиции, расширяется производство, и появляются вакансии". Поэтому курс на создание конкурентной среды в экономике Псковской области, активизацию внешнеэкономической деятельности псковских компаний и улучшение инвестиционного климата в регионе одновременно способен создать благоприятные условия для измене-
ния ситуации на рынке труда.
Особый акцент стоит сделать на решение проблемы сельской безработицы. Без развития социальной и производственной инфраструктуры, строительства промышленных предприятий очевидно решить ее невозможно. Думаю, это прекрасно понимают и в районах. Поэтому новости об инвестиционных проектах в сельской местности не могут не радовать.
К примеру, в Локнянском районе Псковской области на базе производственных площадей бывшего филиала радиозавода планируется открытие совместного российско-шведского предприятия по производству рабочей одежды. Ожидаемый объем инвестиций
- 7 млн. руб., ожидается, что за три года работы предприятие обеспечит 500 дополнительных рабочих мест. Заработная плата на предприятии будет зависеть от объема выпускаемой продукции (до 10 тыс. в месяц), что даст дополнительный стимул для развития.
В Дедовичском районе запущен в реализацию проект строительства завода по производству беленой целлюлозы, что позволит
в будущем создать 2000 новых рабочих мест. Продолжается работа по вопросам строительства нефтеперерабатывающего завода в Великих Луках.
Хотелось бы, чтобы таких примеров с каждым годом становилось все больше и больше, и на экране телевизора новости об экономических успехах доминировали над сериалами и криминальными хрониками. К тому же появляются и предпосылки для этого, к примеру, активизация газификации Псковской области. Ведь газификация является фактором снижения себестоимости выпускаемой продукции. Вопрос состоит лишь в активности муниципалитетов, в которые приходит природный газ, в привлечении инвестиций.
Как бы то ни было, или муниципалитеты будут активно привлекать инвестиции, в том числе иностранные, либо в них просто не кому будет работать. Согласимся, непростой выбор. Однако выбор есть, и важно его правильно сделать. Ведь трудовые ресурсы - это будущее, которое рождается сегодня.
А. Г. МАНАКОВ, Н. В. ГРИГОРЬЕВА
СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ9
Псковская область - единственный регион Европейской России, граничащий сразу с тремя странами (Эстония, Латвия и Белоруссия). На государственные рубежи приходится около половины границ области. Эстония и Латвия с мая 2004 г. входят в Европейский Союз. В России сейчас только пять регионов имеют общую границу с Евросоюзом, и только три из них - сразу с двумя странами ЕС. Один из этих трех регионов - Псковская область.
Для Псковской области немаловажно то обстоятельство, что она является единственным регионом России, пограничным с Латви-
ей. Сухопутную границу с Эстонией, кроме Псковской области, обслуживает также Ленинградская область. Но при этом длина ленинградского участка российско-эстонской границы меньше протяженности псковского участка. На границе с Эстонией и Латвией крупные таможенные пункты созданы в трех районах Псковской области - Печорском, Пы-таловском и Себежском.
Таможенный статус непосредственно отражается как на современной социальноэкономической ситуации, так и на перспективах развития этих районов. Уровень развития
9Исследование осуществлено при финансовой поддержке Псковского педагогического научного фонда ПГПУ им. С. М. Кирова (конкурс 2006 г.)