Научная статья на тему 'Основные направления минимизации социально-экономических последствий безработицы'

Основные направления минимизации социально-экономических последствий безработицы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления минимизации социально-экономических последствий безработицы»

важнейших направлений совершенствования системы бухгалтерского учета в России.

Литература

1. ПаппэЯ.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника 1992-2000. М., 2000.

2. Материалы зарубежных сайтов // http://www.iso.ru/journal/articles. 2005. Март.

3. Драчева Е.П., Либман А.М. Подходы к определению категории «интегрированные

корпоративные структуры» // Менеджмент в России и зарубежом. 2001. № 4.

С. 25-28.

Институт открытого образования, г. Шахты 19 сентября 2005 г.

© 2005 г. Ф.Н. Муслимова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Проводимая в России экономическая реформа связана с установлением новых конституционных отношений, структурных преобразований в экономике, преодолением монополизма, развитием конкуренции, созданием рыночной инфраструктуры, рынка жилья и т.д. Осуществление этого комплекса мероприятий, необходимого для формирования рыночной сферы в трудовых отношениях и создания новой системы социальной защиты населения от вынужденной незанятости, требует активного государственного вмешательства [1].

Приведем примеры регулирования занятости населения и направления минимизации социально-экономических последствий безработицы в некоторых регионах.

Самарская область. Положительная динамика экономических процессов и активная поддержка властями этой области инвестиционных проектов делает регион привлекательным для капиталовложений и отечественного, и иностранного бизнеса. На занятость населения региона в значительной степени оказывает влияние экономическая ситуация в самом регионе. Уровень безработицы в городах Самарской области составляет менее 1 %, в сельской местности - 1,6 % . В данном регионе изменен порядок начисления пособия по безработице, который теперь основывается на величине регионального прожиточного минимума. Данный подход позволил повысить пособие по безработице в некоторых случаях в два-три раза по сравнению со средней зарплатой по области.

При администрациях городов и районов Самарской области созданы действующие в тесном сотрудничестве с Департаментом федеральной государственной службы занятости по Самарской области координационные комитеты содействия занятости населения (ФГСЗН), решающие конкретные вопросы дополнительного финансирования тех или иных проектов и направлений активной политики занятости: общественных работ, трудоуст-

ройства несовершеннолетних граждан и др. В последние годы уже не редкость, когда в бюджетах районов закладываются средства на подобные мероприятия.

Чтобы повысить рациональное применение средств, смягчить социальную напряженность на менее благополучных территориях, используют так называемую регионализацию, т.е. выделяют три основные локальные группы, в которых уровень безработицы выше, ниже или почти совпадает со среднеобластным показателем. Применительно к выделенным группам разработаны три основные стратегии действия службы занятости: минимальная, умеренная и максимальная.

Минимальная - адресована высокоурбанизированным территориальным образованиям, характеризующимся значительной концентрацией промышленного производства и населения (Самара, Тольятти, Сызрань), и примыкающим к ним районам, для которых характерна значительная маятниковая миграция. Здесь больше вакантных мест и, соответственно, возможности трудоустройства выше по сравнению с другими территориями, а безработица, как правило, не носит застойного характера.

Умеренная - применима в основном к территориям с уровнем безработицы, близким к среднеобластному, где также имеются собственные возможности для выхода из экономического кризиса (Жигулевск, Сергиевский, Исаклинский районы и др.). Ситуация на рынке труда здесь несколько хуже, чем в первой группе. Это связано с незначительным количеством вакансий. Острота проблемы безработицы определяется тем, что кризис затрагивает градообразующие предприятия, являющиеся основными работодателями. Средняя продолжительность безработицы сравнительно высока, хотя и не перетекает в застойную форму.

Максимальная - предназначена в основном для малых городов и районов, где экономическая ситуация и положение на рынке труда отличаются особой сложностью (Похвистнево, Борский, Пестравский районы). Уровень безработицы здесь в несколько раз превышает среднеобластной показатель, а слабая экономическая база не способна обеспечить возможности для преодоления кризиса. На рынке труда практически отсутствуют вакансии, что чревато маргинализацией безработных. Низкий уровень жизни способствует выходу на рынок труда дополнительной рабочей силы и вынуждает работать всех членов семьи трудоспособного возраста, а также подростков и пенсионеров. Здесь не обойтись без определенных протекционистских мер, предусматривающих усиление социальной защиты [2].

Санкт-Петербург. Интересным является опыт работы Департамента ФГСЗН по Санкт-Петербургу, через городскую службу занятости трудоустраиваются 29-31 % обратившихся. Потребность в рабочей силе продолжает превышать предложение: на 20 тыс. безработных приходится свыше 80 тыс. вакансий. Из них 62 тыс. - по рабочим специальностям с высокой зарплатой. В этом городе отмечается тенденция роста заработной платы работников и резкое повышение требований работодателей к качеству рабочей силы.

Департамент ФГСЗН по Санкт-Петербургу тесно взаимодействует с администрацией города, с городскими законодателями. Из последних наиболее важных документов, принятых ими, - законы о занятости населения, квотировании рабочих мест для молодежи, программа общественных работ. Сейчас рассматривается законопроект о создании рабочих мест для социально незащищенных групп населения [3].

Ростовская область. Эта область в своем роде уникальна. Не много в нашей стране регионов, в которых территории столь сильно различаются по социально-экономическим условиям. Соответственно, дифференцирован и рынок труда от относительно гармоничного в миллионом Ростове-на-Дону до разбалансированного - в сельскохозяйственных районах на востоке области.

Особое место занимает восточнодонбасский рынок труда. Проблема занятости высвобождаемых шахтеров, обусловленная реконструкцией угольной отрасли, которая началась в 1995 г., остается одной из самых острых для областной администрации. Так, в результате реорганизации ОАО «Рос-товуголь» и ликвидации ряда шахт высвобождено более 11 тыс. человек. Для региона, где численность экономически активного населения составляет 2127 тыс. человек, а количество занятых не превышает 1864 тыс., такое число оставшихся без работы людей создает дополнительную напряженность на рынке труда. Основное бремя расходов взяли на себя работодатели, областные и местные бюджеты. Например, на реализацию мер, обеспечивающих гарантированное трудоустройство граждан, из областного бюджета в текущем году выделено 12,2 млн р., из местных бюджетов - 4, из средств работодателей - 15 млн р.

Важным направлением деятельности Департамента ФГСЗН по Ростовской области является организация временной занятости, прежде всего организация общественных работ, основным источником финансирования которой сегодня являются средства работодателей, а также региональные и муниципальные бюджеты.

В результате оптимального расходования ресурсов на социальные работы удалось направить почти 19 тыс. человек. Идея благоустройства городов и сел с привлечением безработных поддерживается и муниципальными властями - в местных бюджетах Ростовской области на эти цели на 2003 г. заложено свыше 11 млн р. [4].

Ставрополье. На территории Ставрополья можно выделить несколько типов локальных рынков труда. Многопрофильные рынки труда, сложившиеся в крупных городах края, предоставляют большие возможности для всех форм занятости, получения более высоких доходов, но одновременно предъявляют более высокие требования к уровню образования и квалификации трудовых ресурсов. Соответственно, важнейшими направлениями сохранения занятости являются формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего капиталовложения в основной капитал крупных предприятий, и развитие малого и среднего предпринимательства.

Ситуацию на рынках труда монопрофильных городов и тяготеющих к ним сельских районов определяют градообразующие предприятия. Показатели безработицы здесь, как правило, выше. Развивая новые (сопутствующие) отрасли и организуя переобучение части трудовых ресурсов, можно постепенно решить проблему занятости.

Условно городские и тесно связанные с ними сельские рынки труда ориентируются на агропромышленную специализацию с ограниченной сферой приложения труда, возможности для самозанятости сужены. Сократить безработицу здесь можно, только открыв предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

Депрессивные городские и сельские узкопрофильные рынки, функционирующие в условиях малоэффективного монопрофильного производства, характеризуются неразвитой сферой услуг, существенным распространением скрытой безработицы, низким уровнем оплаты, растущей занятостью в подсобных и приусадебных хозяйствах [5-6].

Ситуацию на этих рынках без реализации специальных программ (в том числе по восстановлению традиционных отраслей хозяйства), финансируемых из краевого или федерального бюджета, вряд ли можно изменить. В условиях прогнозируемой стабилизации экономики и постепенного роста производства повышение уровня занятости в Ставропольском крае будет происходить в рамках нескольких программ, утвержденных или разрабатываемых федеральным и краевым правительствами. Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 гг. будет финансироваться из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в ЮФО.

Главный критерий при конкурсном отборе инвестиционных проектов -социальная эффективность, одним из важнейших элементов порой является сохранение и создание новых рабочих мест, оптимизация и сокращение удельных затрат на организацию одного рабочего места. Реализация отобранных проектов позволит сохранить 80 тыс. старых и создать 40 тыс. новых рабочих мест в различных отраслях Северо-Кавказского региона, в том числе и в Республике Дагестан.

Переходный этап рыночной экономики характеризуется необходимостью усиления государственного участия в обеспечении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, в создании социальных амортизаторов негативных последствий безработицы. Политика занятости и регулирования рынка труда становится одним из центральных вопросов общей стратегии и тактики социально-экономического развития страны.

Государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает создание и использование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития.

Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости [7-8].

Литература

1. Монусова Г. Занятость в социальной сфере России: противоречия роста // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4. С. 70.

2. Ткаченко Л. Сильным - работу, слабым - заботу // Человек и труд. 2002. № 11. С. 37-38.

3. Кротов А., Жолован С. При избытке вакансий - сложности с укомплектованием рабочих мест, требующих высокой квалификации // Человек и труд. 2002. № 11. С. 12.

4. Бедрик А. Оптимизация рынка труда невозможна без консолидации усилий региональных властей, службы занятости и работодателя // Человек и труд. 2002. № 11. С. 36-37.

5. Степанова С., Рязанцев С. Ставрополье: особенности регионального рынка труда // Человек и труд. 2002. С. 38.

6. Томин В.П. Самарская область: общее и частное // Человек и труд. 2003. № 3. С. 36-38.

7. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С. 41.

8. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 г. № И 63-р.

Дагестанский государственный технический университет 10 августа 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.