Научная статья на тему 'Занятость населения города как отражение социально-экономической ситуации страны (на примере г. Рассказово Тамбовской области)'

Занятость населения города как отражение социально-экономической ситуации страны (на примере г. Рассказово Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Л. Ф.

The article deals with labor market of Rasskazovo town, which is influenced by social-economic situation of the country. Various factors of employment of population are analyzed. The program of social-economic development of Rasskazovo town in 2007-2010 is examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятость населения города как отражение социально-экономической ситуации страны (на примере г. Рассказово Тамбовской области)»

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. РАССКАЗОВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Л. Ф. ГОЛУБЕВА Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

The article deals with labor market of Rasskazovo town, which is influenced by social-economic situation of the country. Various factors of employment of population are analyzed. The program of social-economic development of Rass-kazovo town in 2007-2010 is examined.

Рынок труда г. Рассказово находится под воздействием социально-экономической ситуации страны и является ее зеркальным отражением. На фоне общего роста объемов промышленной продукции ситуация на многих предприятиях остается затруднительной при решении материально-сырьевых, кадровых, финансовых проблем.

Проблема ограниченности инвестирования в современные технологии сдерживает создание новых рабочих мест на промышленных предприятиях города - основного условия обеспечения занятости населения. Из-за продолжающихся процессов увольнений работников по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятий сокращается количество действующих рабочих мест в городе. Заработная плата на большинстве предприятий, организаций хотя и повышается, но продолжает оставаться низкой, способствует дестабилизации занятости и росту безработицы.

Малое предпринимательство развивается в городе более динамично и является существенным резервом создания новых рабочих мест, но пока темпы его развития недостаточны.

Общий спрос на рабочую силу в городе значительно отстает от ее предложения или количества граждан, ищущих работу. Кроме того, усиливается несоответствие затребованных профессий, специальностей и имеющихся на рынке труда. Повышаются требования работодателей к образовательному уровню, возрасту и т. д.

Отсутствие возможности трудоустройства на предприятиях города, необходимость выживания в сложных условиях побуждает значительную часть населения города к «теневой» или неформальной доходной деятельности. К ней относится

наемный труд, не оформленный трудовым договором, незарегистрированное предпринимательство или самозанятость граждан.

Отличительной особенностью г. Рассказово является массовая занятость населения изготовлением изделий из шерсти без соответствующей регистрации и реализацией их на местном товарном рынке и в других регионах.

Остается сложной и ситуация с занятостью выпускников профессиональных училищ города, а также Рассказовского представительства Тамбовского университета им. Г. Р. Державина. На рынок труда вышло около сотни его выпускников по специальностям менеджер и бухгалтер, не востребованных в городе в таких объемах. И это только первый выпуск, в последующие годы обострится проблема трудоустройства других специалистов, подготовленных данным учреждением, - юристов и психологов.

Воздействие на рынок труда перечисленных факторов способствует высокому уровню общей безработицы в городе (около половины трудоспособного населения в трудоспособном возрасте не имеют официальной занятости), снижает возможности городской службы в содействии занятости населения. Общая численность граждан на регистрируемом рынке труда (с учетом лиц, не трудоустроенных на начало 2006 г.) составила около тысячи человек.

От работодателей за этот же период поступило чуть более семисот вакансий. Преобладал спрос на рабочие профессии (около 90 % общего банка вакансий), при этом соотношение рабочих и служащих в общей численности безработных в последние годы почти выровнялось. Это обстоя-

тельство существенно затрудняет трудоустройство служащих.

Оплата труда предлагаемых рабочих мест оставалась в основном крайне низкой (от 1400 до 3000 рублей), у отдельных работодателей - на минимальном уровне оплаты труда. Средний уровень оплаты труда требуемых специалистов, служащих также низок - 2700 рублей.

Ситуация на рынке труда просто парадоксальная - при 6-10 претендентах на одно рабочее место значительная часть вакансий остается длительное время незаполненной, а большая часть безработных граждан становится длительно безработными. При этом нельзя не учитывать и человеческий фактор: у большинства безработных граждан проявляется низкая мотивация к труду, нежелание заниматься самостоятельным поиском работы.

Социально-экономическое развитие города Рассказово в 2004-2006 гг. характеризовалось неоднозначной динамикой. Во всех отраслях экономики, за исключением промышленности, достигнуты темпы роста к уровню предыдущих лет. Основное же место в структуре валового продукта города занимает промышленность, которой принадлежит решающая роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании социально-экономических предпосылок для преобразований в сфере труда и обслуживания. В ней занята пятая часть экономически активного населения, от ее деятельности в бюджеты всех уровней поступает свыше 30 % всех налоговых поступлений.

В городе действует 9 крупных и средних предприятий, 8 из них - промышленные предприятия. Для города характерна следующая отраслевая структура производства промышленной продукции: доля продукции легкой промышленности (ООО ПФ «Раском», ООО «Рассказовские меха») в общем объеме производства составляет 39 %, пищевой промышленности (ОАО «Биохим», ЗАО НП «Хлеб», ОАО «Рассказовский молочный завод») - 34 %, машиностроения и металлообработки (ОАО «Элтра», ОАО «Рематтра») - 21 %, электроэнергетики (МУП «Горкоммунэнерго» (до 2005 г.) - 5,9 %, полиграфической (филиал ТОГУ Редакция газеты «Трудовая новь») - 0,1 %.

Доля крупных и средних предприятий в общем объеме производства продукции города в 2005 г. составила более 81 %.

Динамика развития промышленного производства за последние годы имеет переменный характер. Индекс физического объема по выпуску продукции характеризуется спадом производства (табл. 1).

Таблица 1

Объем производства промышленной продукции

Показа- тели 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка)

всего, млн. руб. индекс физ. объема, % все- го, млн. руб- индекс физ. объема, % все- го, млн. руб индекс физ. объема, %

Производство продукции промышленности, всего 619,3 96,6 567,9 91,7 593,9 92,6

Среднесписочная численность работников крупных и средних промышленных предприятий за 2005 г. снизилась на 18 % к уровню 2004 г. и составила 2219 человек. Среднемесячная заработная плата на них в 2005 г. составила 4273 руб. или 120% к уровню 2004 г., но при этом остается низкой и существенно отстает от среднеобластной в промышленности. Межотраслевые, меж-профессиональные различия в оплате труда провоцировали увеличение интенсивности увольнений по собственному желанию, препятствовали заполнению вакансий и рабочих мест, снижали престижность многих специальностей и профессий.

Основным резервом, позволяющим повысить конкурентоспособность города, ускорить экономический рост, создать новые рабочие места, является малое предпринимательство (табл. 2).

Таблица 2

Развитие малого предпринимательства

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка)

Количество малых предприятий, всего, (ед.) 100 95 120

Численность занятых на малых предприятиях, чел. 770 940 1000

Оборот малых предприятий, всего (млн. руб.) 134,6 163, 6 167,7

Индекс производства (% к предыдущему году) 84,3 121,5 102.5

Малое предпринимательство характеризуется положительной динамикой развития, но темпы его развития пока недостаточны. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет 30 единиц. Во все уровни бюджета от малого бизнеса за 2005 г. поступило порядка 25 млн. руб., или на 40 % больше 2004 г. Доля налогов от предпринимательской деятельности в собственных доходах городского бюджета составляет четвертую часть. Всего в сфере малого

бизнеса занято около 4500 человек (21 % экономически активного населения города).

Важным индикатором повышения благосостояния населения явилось динамичное развитие в последние годы потребительского рынка со среднегодовыми темпами роста - 109 % (табл. 3).

Одним из источников устойчивого экономического роста города и обеспечения занятости населения является увеличение объема инвестиций в основной капитал (табл. 4).

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал

В динамике инвестиций в основной капитал отмечается тенденция роста. Особой инвестиционной активностью отличался 2004 г., что связано с увеличением объемов финансирования из федерального и областного бюджетов на строительство объектов социальной сферы.

Существенный недостаток инвестиций испытывает промышленность - основа экономического потенциала города. Неустойчивость, нестабильность и недостаточность инвестиционных ресурсов создает определенные трудности для будущего развития города.

Доходы местного бюджета за 2005 г. составили 229,0 млн. руб., доля финансовой помощи, предоставленной городу из областного бюджета, -

54,5 млн. руб., или 67 %. Произведенные за 2005 г. расходы составили 228,7 млн. руб., обеспечив профицит бюджета.

В течение 2004-2006 гг. отмечался рост денежных доходов населения (табл. 5). В их струк-

туре наибольший удельный вес занимает оплата труда.

Таблица 5

Уровень жизни населения

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка)

Денежные доходы населения, всего (млн. руб.) 2174,7 2613,1 2990,4

В том числе оплата труда, млн. руб. 407,4 476,8 570,0

Среднемесячная заработная плата (руб./мес.), всего: 3403,0 4183,0 5053,0

в том числе в промышленности 3552,0 4273,0 5127,0

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. 3983,0 4839,0 5600,0

Реальные денежные доходы, % к предыдущему году 116,7 107,3 105,2

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, руб. 2016,0 2303,0 2444,0

Численность и удельный вес населения со среднедушевым доходом ниже черты прожиточного минимума (%) 27,6 34,2 32,5

Номинальная начисленная заработная плата одного работающего увеличилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 23 %.

Среднедушевые доходы населения города за последние годы существенно увеличились. За

2005 г. среднемесячный доход населения увечился до 4839 руб. против 3983 руб. в 2004 г., однако этот показатель по-прежнему остается низким и существенно отстает от среднего показателя по городам области (7114 руб.). При этом величина прожиточного минимума для трудоспособного населения увеличилась с 2016 рублей в 2004 г. до 2444 рублей в 2006 г.

Доходы от оплачиваемой работы в среднем на одного работника в 2005 г. превышали уровень прожиточного минимума трудоспособного населения (2303 руб.) в 1,8 раза. С учетом неформального сектора экономики города расчетные среднемесячные доходы на душу населения достигают среднеобластного уровня.

Социально-экономическое развитие города в 2007-2008 гг. предусматривается в соответствии с разработанной целевой Программой социальноэкономического развития города Рассказово на 2007-2010 гг., основная цель которой - создание условий для формирования эффективной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения города [3].

Таблица 3

Рынок товаров и услуг

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка)

Оборот розничной торговли, млн. руб. 1512,9 1831,5 2138,0

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к предыдущему году 107,3 109,8 107,0

Объем платных услуг населению, млн. руб. 311,9 372,0 455,8

Индекс платных услуг, % к предыдущему году 102,2 101, 6 106,6

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка)

Объем инвестиций за счет всех источников финансирования, млн. руб. 163,7 129,7 133,3

Индекс физического объема, % к предыдущему году 181,4 67,9 92,4

Приоритетными направлениями Программы являются:

- экономическое - формирование сильного экономического потенциала, обеспечивающего инвестиционную привлекательность и устойчивое развитие конкурентоспособности экономики города;

- социальное - создание условий для развития человеческого капитала и обеспечение социального благополучия населения города.

Основой экономического и социального развития города должно стать развитое промышленное производство. Сохранение и развитие сформировавшегося в течение многих лет производственного потенциала промышленности становится основным приоритетом развития реального сектора экономики города в среднесрочной перспективе, что позволит обеспечить решение основных городских задач:

а) обеспечение роста реальных поступлений в бюджет и сокращение дотационности городского бюджета;

б) обеспечение занятости населения;

в) улучшение общей социальной обстановки в городе, направленной на повышение качества жизни населения.

Поставленные задачи будут решаться путем проведения эффективной системы мониторинга проблемных отраслей производства и оздоровления финансово неустойчивых предприятий. Модернизация и реформирование неконкурентоспособных производств приведут их организационную и производственную структуры в соответствие с объемами продукции, на которую имеется платежеспособный спрос.

При этом предполагается оптимизировать соотношение между доходами предприятий и их затратами, обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции и инвестиционную привлекательность предприятий. Ожидаемый рост объемов производства составит: в 2007 г. -

117,6 %, в 2008 г. - 102,9 % [2].

В 2007-2008 гг. предусматривается активное содействие развитию малого предпринимательства, его производственной сферы по следующим основным направлениям:

- увеличение объемов инвестиционных ресурсов;

- содействие загрузке производственных мощностей, используя возможности муниципального заказа;

- содействие открытию фирменных магазинов, реализующих продукцию местных товаропроизводителей.

Предусмотрено создание новых производств конкурентоспособной продукции в сфере малого бизнеса, что обеспечит:

- создание новых рабочих мест;

- рост числа занятых в малом предпринимательстве;

- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней от малого бизнеса;

- развитие кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями.

- изменение отраслевой структуры малого бизнеса в сторону увеличения числа малых предприятий, действующих в производственной сфере города.

Развитие потребительского рынка в среднесрочной перспективе направлено на улучшение рыночной инфраструктуры, формирование конкурентной среды, развитие современных форм обслуживания населения.

Основным средством развития потребительского рынка становится увеличение инвестиций в развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка. Предусмотрено строительство 12 магазинов, 13 предприятий общественного питания, реконструкция 18 объектов торговли, 8 объектов общественного питания, реконструкция муниципального унитарного предприятия «Рассказовский рынок».

Выполнение основных перечисленных мероприятий, предусмотренных на 2007-2008 гг., создание новых рабочих мест будет способствовать улучшению ситуации на рынке труда и повышению уровня занятости населения.

Финансирование мероприятий и проектов данной Программы предусмотрено за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, собственных и привлеченных средств предприятий и организаций, заемных средств, а также средств населения.

Общий объем финансирования мероприятий на период 2007-2010 гг. составит 783,2 млн. руб., на период 2007-2008 гг. - 514,3 млн. руб., из них по источникам финансирования:

1) Средства федерального бюджета -

118,9 млн. руб.

2) Средства областного бюджета -

95.5 млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Средства городского бюджета -

22.6 млн. руб.

4) Внебюджетные источники финансирования - 277,4 млн. руб.

Рынок труда г. Рассказово, отражая основные тенденции областного рынка труда имеет свои особенности.

Основные характеристики состояния рынка труда в 2004-2006 гг. определялись не только состоянием экономики и социальной сферы, но и демографическими факторами, состоянием трудовых ресурсов, параметрами спроса и предложения рабочей силы (табл. 6).

Таблица 6

Состояние трудовых ресурсов [3]

Сокращение численности населения города негативно отражается как на численности трудовых ресурсов, так и на их структуре. Статистические данные указывают на устойчивую тенденцию сокращения численности населения, его общее старение. Доля трудоспособного населения -58 %, старше трудоспособного возраста - 30 %, моложе - 12 % от общей численности населения.

По состоянию на 1 января 2006 г. каждый третий житель города достиг пенсионного возраста (13,5 из 45,0 тыс. чел.), численность данной категории населения превысила численность детей и подростков более чем в два раза. Численность группы лиц в возрасте моложе трудоспособного стала ежегодно уменьшаться.

Демографическая ситуация в городе в 20072008 гг. будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и

миграции населения, которая, несмотря на некоторое повышение показателей рождаемости, указывает на продолжение тенденции к сокращению населения.

Состояние трудовых ресурсов города на период до 2008 г. предполагает дальнейшее сокращение их численности: в 2007 г. до 25,8 тыс. чел., в 2008 г. - до 25,5 тыс. чел. После 2006 г. процесс старения населения усилится и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста (численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет превышать число вступающих в трудоспособный возраст), что является неблагоприятным фактором, увеличивающим демографическую нагрузку на трудоспособное население

В 2004-2006 гг. отмечалось перераспределение рабочей силы по секторам экономики (табл. 7). В государственном секторе численность занятых уменьшилась на 10 % и в 2006 г. ожидается на уровне 24 % всех занятых в экономике; в частном секторе, наоборот, увеличилась на 10 % и ожидается на уровне 67 %.

Из общей численности занятых в экономике на предприятиях и в организациях всех форм собственности численность работников составила: в 2004 г. - 9,7 тыс. чел., в 2005 г. - 9,5 тыс. чел., в 2006 г. - 9,4 тыс. чел.

Таблица 7

Численность занятых в экономике города [3]

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. оценка Прогноз

2007 г. 2008 г.

Занято в экономике, всего (чел.) 19,0 19,1 19,3 19,8 20,0

Из них по формам собственности:

- государственной и муниципальной формы собственности 5,2 5,2 4,7 4,6 4,5

- собственности обществ и религиозных организаций 0,04 0,05 0,05 0,06 0,1

- смешанной российской формы собственности 2,3 2,2 2,1 1,5 1,5

- частной собственности 11,4 11,6 12,5 13,7 13,9

в том числе:

Занято на частных предприятиях 2,1 2,0 2,5 3,0 3,1

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. оценка Прогноз

2007 г. 2008 г.

Численность постоянного населения (тыс. чел.) 45,5 45,0 44,5 44,1 43,7

Численность трудовых ресурсов (тыс. чел.) 26,7 26,3 26,0 25,8 25,5

в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте 26,4 25,9 25,5 25,3 25,0

Общий коэффициент рождаемости, человек на 1 тыс. населения 9,9 9,8 9,9 10,0 10,1

Общий коэффициент смертности, человек на 1 тыс. населения 18,7 17,4 17,2 176,2 17,2

Коэффициент естественного прироста (убыли), человек на 1 тыс. населения -87,8 -7,6 -7,3 -7,2 7,0

Коэффициент миграционного прироста, человек на 10 тыс. населения -24,8 -34,4 -24,3 -22,7 -22,7

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

оценка 2007 г. 2008 г.

Занято индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации 9,3 9,6 9,9 10,7 10,8

В экономике города преобладает частный сектор, который наряду со свойственными ему позитивными моментами отличается высокими масштабами неформальной занятости населения.

В сложной ситуации на рынке труда деятельность городской службы занятости направлена на решение первоочередной социальной проблемы города - обеспечения занятости населения.

На начало 2006 г. на учете в службе занятости состояло 243 человек, ищущих работу, в том числе со статусом безработного - 203.

В течение I полугодия 2006 г. в Центр занятости по различным вопросам обратилось около трех тысяч человек. В целях поиска работы зарегистрировано 730 человек, половина из них -длительное время не работающих и ищущих работу впервые, каждый четвертый - из числа высвобожденных с предприятий города. В числе обратившихся преобладают женщины.

Для большинства клиентов Центра занятости предлагаемая работа в соответствии с действующим законодательством являлась неподходящей по уровню оплаты труда - каждый третий из них получает пособие на уровне среднеобластной заработной платы.

Реализуя городскую Программу содействия занятости населения на 2004-2006 гг., Центр занятости населения в своей деятельности считает важнейшими и наиболее эффективными мерами на рынке труда следующие: организацию общественных работ; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; выпускников начальных и средних профессиональных учреждений в возрасте от 18 до 20 лет; несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Участникам перечисленных мероприятий на период трудоустройства наряду с оплатой труда предоставляется материальная поддержка из средств федерального бюджета. Так, в общественных работах приняли участие 200 безработных, временную работу в свободное от учебы

время и в период летних каникул получили около 300 учащихся общеобразовательных учреждений города, временную работу с материальной поддержкой получили 3 инвалида, 1 человек предпенсионного возраста, 2 выпускника средних профессиональных учреждений.

Всего при посредничестве Центра занятости в I полугодии 2006 г. трудоустроено свыше 500 человек (75% от числа обратившихся).

Важное значение придается профобучению безработных граждан, профориентации и программам социальной адаптации, содействию предпринимательской деятельности и самозанятости.

Повышению эффективности трудоустройства обратившегося населения способствует проведение различных форм информационно-массовых мероприятий, в I полугодии в них приняли участие около полутора тысяч человек.

На конец I полугодия 2006 г. численность безработных составила 264 человека, уровень официальной безработицы - 2 % от численности экономически активного населения [1].

Положительные тенденции на общем рынке труда позитивно отразились и на регистрируемом рынке труда.

Ситуация в регистрируемом секторе рынка труда в 2004-2006 гг. характеризовалась меньшей напряженностью (табл. 8). Городской службой занятости принимались все возможные меры для обеспечения занятости населения.

В 2006 г. отмечалась тенденция сокращения числа граждан, обратившихся за содействием в городскую службу занятости населения и поставленных на учет, которая сохранится и в 2007-2008 гг.

Основными составляющими регистрируемого рынка труда являются незанятые граждане, в том числе уволившиеся с работы по собственному желанию - около 25 %, уволенные в связи с ликвидацией организаций или сокращением штатов - 20 %, а также длительное время неработающие - свыше 40 %, конкурентоспособность на рынке труда последних остается крайне низкой.

Кроме незанятого населения регистрируемый рынок труда испытывает существенное давление со стороны учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время. Доля (в общей численности) обратившихся в 2005-2006 гг. превышает 30 %. Уменьшение их доли в 2007-2008 гг. может объясняться ухудшением демографической ситуации и снижением доли данной возрастной категории в общей численности населения.

Таблица 8

Предложение рабочей силы

Организация временного трудоустройства учащихся несовершеннолетнего возраста осуществляется на основе совместной работы администрации города, Центра занятости населения и работодателей различных форм собственности по созданию дополнительных рабочих мест и совместному их финансированию.

Доля незанятых граждан, в составе обратившихся, не будет уменьшаться, что подтверждает

растущую потребность населения в услугах городской службы занятости населения.

В общей численности незанятого населения продолжает преобладать доля женщин (в среднем 60 %). Доля граждан, уволенных с предприятий в связи с ликвидацией либо сокращением численности работников, сокращается до 20 % в связи с уменьшением масштабов высвобождений работников с предприятий и использованием резервов их перераспределения на другие рабочие места данных предприятий.

Регистрируемый рынок труда города отличался повышением доли безработных, ранее работавших специалистами и служащими. Соотношение рабочих и служащих на рынке труда почти выровнялось в отличие от предыдущих лет, когда значительно преобладала численность безработных, имеющих рабочие профессии.

Наметилась тенденция сокращения среди безработных доли выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования за счет реализации системных мер по содействию их трудоустройству, в то же время усиливается давление на рынок труда со стороны выпускников высших учебных заведений, лиц старших возрастов и предпенсионного возраста, а также инвалидов.

В результате тесного взаимодействия городской службы занятости населения с администрацией города и работодателями основная часть общего спроса на рабочую силу (табл. 9) аккумулируется в банке вакансий в Центре занятости населения на основе поступающих заявок от работодателей. Информацию о вакансиях представляют более 100 предприятий и организаций различных форм собственности.

Таблица 9

Спрос на рабочую силу

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

(оценка) 2007 г. 2008 г.

Вакансии на начало года 18 31 32 35 30

Потребность в работниках на новые рабочие места, на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала 991 803 777 810 830

Итого: 1009 834 809 845 860

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. оценка Прогноз

2007 г. 2008 г.

1. Общая численность незанятых граждан, ищущих работу, чел. 1058 1161 1013 1130 1160

в том числе:

- Численность незанятых граждан, зарегистрированных на начало года 266 290 243 320 380

из них со статусом безработного 247 245 203 300 350

- Численность незанятых граждан, обратившихся в целях поиска работы в течение года 792 871 770 810 780

2. Численность занятых трудовой деятельностью, обратившихся в целях поиска работы в течение года (чел.) 75 45 5 40 30

3. Численность учащихся, желающих работать в свободное от учебы время (чел.) 329 521 425 250 240

4. Общее предложение рабочей силы (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) 1462 1727 1443 1420 1430

Признано безработными в течение года 586 675 600 650 630

На конец года:

Общая численность ищущих работу граждан 290 243 320 380 350

в том числе со статусом безработного (чел.) 245 203 300 350 320

- Коэффициент напряженности (чел.) 8 6 5 5 4

- Уровень безработицы (% к ЭАН) 1,2 1,0 1,4 1,6 1,5

- Продолжительность безработицы (мес.) 3,9 4,4 4,8 4,5 4,2

Сравнительный анализ спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда указывает на отставание спроса от предложения.

Центром занятости населения принимаются все возможные меры по сокращению имеющегося дисбаланса и изысканию дополнительных возможностей для трудоустройства населения.

На протяжении ряда лет осуществляется тесное взаимодействие Центра занятости с администрацией города и ее структурными подразделениями, работодателями всех форм собственности по созданию дополнительных рабочих мест (табл. 10) для организации общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на условиях софинансирования из различных источников: федерального и местного бюджетов, средств работодателей. Участникам общественных и временных работ наряду с заработной платой предоставляется материальная поддержка за счет федерального бюджета.

В 2007-2008 гг. предусмотрено продолжение работы по созданию дополнительных рабочих мест и их финансированию из различных источников.

Таблица 10 Создание дополнительных рабочих мест

В профессионально-квалификационном разрезе преобладает спрос на рабочих (свыше 80 % общего спроса), в то время как соотношение рабочих и служащих на рынке труда почти равное.

Среди рабочих наибольшим спросом пользуются работники без специального образования и подготовки: грузчик, подсобный рабочий, сторож, дворник, уборщик, санитар и др. Эти вакансии в основном низкооплачиваемые, и в связи с этим текучесть кадров высокая.

Среди профессий, требующих квалификации, наибольшим спросом пользуются специальности:

- продавец продовольственных товаров;

- портной, швея;

- водитель;

- газоэлектросварщик;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- токарь, станочник;

- слесарь различных направлений.

Среди должностей служащих наиболее востребованы: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, финансист, агент страховой, эксперт по кредитам, менеджер. Работодателями предъявлялись конкретные требования по владению специфическими компьютерными программами, современными знаниями, опытом работы.

В 2004-2006 гг. на рынке труда сохранялся значительный разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее как в количественном, так и в качественном выражении. В 2007-2008 гг., как и прежде, наибольшим спросом на рынке труда (на замену естественной убыли и в результате развития производства) будут пользоваться рабочие профессии: газоэлектросварщик, водитель, токарь, станочник, слесарь, а также электрик, рабочие строительных профессий (плиточник, каменщик).

Существенно не изменится структура спроса на специалистов и служащих.

Невостребованными остаются молодые специалисты, не имеющие опыта работы, а также представители массовых технологических профессий, уволенные в связи с ликвидацией предприятий или сокращением штата. Отсутствие у последних смежных профессий, невысокий образовательный уровень, возрастной барьер затрудняют их трудоустройство на имеющиеся вакансии. В результате период их трудоустройства более продолжительный, чем у других категорий граждан, что сказывается на повышении средней продолжительности безработицы.

Среди основных проблем, препятствующих обеспечению занятости населения, первоочередными являются отсутствие реального спроса на рабочую силу, качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Спрос и предложение дифференцированы по следующим параметрам: половозрастной, профессионально-квалификационный, дисципли-

нарным требованиям, условиям труда, гарантиям занятости, регулярности выплаты заработной платы.

Воздействие различных факторов дифференциации на рынке труда привело к необходимости выделения категорийных рынков труда: женского, молодежного, рынка труда инвалидов и других категорий граждан, отличающихся низкой

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

оценка 2007 г. 2008 г.

Создано дополнительных рабочих мест для организации общественных работ 310 200 220 100 90

Создано дополнительных рабочих мест для организации временного трудоустройства учащихся в свободное от учебы время 331 524 428 250 240

конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы. Как правило, трудоустройство перечисленных категорий граждан без содействия городской службы занятости населения крайне затруднено.

Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы обусловил преобладание структурной составляющей в характеристике безработицы, в результате имеет место низкая конкурентоспособность значительной части граждан, вышедших на рынок труда, ограниченное или полное отсутствие возможностей их трудоустройства на заявленные вакансии, низкая трудовая мобильность.

При этом немаловажное значение имеет и человеческий фактор: у значительной части безработных граждан проявляются низкая трудовая мобильность, предъявление нереальных требований к условиям труда и оплаты, нежелание заниматься самостоятельным поиском работы, негативные эмоциональные реакции на предлагаемые вакансии.

В 2004-2006 гг. обеспечено выполнение мероприятий и контрольных показателей программы содействия занятости населения города Рас-сказово на 2004-2006 гг. по всем направлениям активной политики и социальной поддержки безработных граждан.

В 2007-2008 гг. предусматривается продолжение совместных действий вышеуказанных структур, направленных на повышение качества рабочей силы, уровня занятости населения города.

Реализация мероприятий активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан направлены на повышение уровня занятости населения и снижение уровня безработицы.

Сравнительная ситуация на общем и регистрируемом рынке труда города по состоянию на конец 2004-2006 гг. и ее прогноз на конец 20072008 гг. выглядит следующим образом (табл. 11).

Таблица 11

Масштабы общей и регистрируемой безработицы

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

2007 г. 2008 г.

Общая численность безработных, чел. 870 790 820 850 810

Численность экономически активного населения (ЭАН), чел. 21200 21200 21300 21700 22000

Уровень общей безработицы, % к ЭАН 4,1 3,7 3,8 3,9 3,7

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, чел. 245 203 300 350 320

Уровень регистрируемой безработицы, % к ЭАН 1,2 1,0 1,4 1,6 1,5

За период 2004-2006 гг. достигнуто снижение уровня общей безработицы с 4,1 до 3,8 %, поддержание уровня официальной безработицы в пределах 1,5 % от численности экономически активного населения.

Активная политика на рынке труда в 20072008 гг. обеспечит снижение уровня общей безработицы до 3 %, регистрируемая безработица предполагается не выше 1,5 %.

При этом в статистической отчетности, представляемой Центром занятости населения в областное Управление ФГСЗН, при расчете показателей общей и регистрируемой безработицы до сих пор используются официальные данные облком-стата о численности экономически активного населения на уровне 13,2 тыс. чел., что существенно завышает уровень безработицы и не соответствует действительной ситуации с занятостью населения.

Данная проблема требует своего решения в областном Управлении ФГСЗН в ближайшее время.

Официальный статус безработных на конец 2004 г. имели 245 человек, 2005 г. - 203, на конец

2006 г. - 300 человек (табл. 12).

Таблица 12

Структура общей и регистрируемой безработицы

Показатели Численность общей безработицы, человек Численность регист| рируемой безработицы, человек

2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

Всего: 870 790 820 850 810 245 203 300 350 320

в т. ч. по полу: женщин 635 540 470 585 550 186 127 204 240 220

мужчин 235 190 250 265 260 59 76 96 110 100

в т. ч. по возрасту: в возр. 16-29 лет 215 160 170 175 170 66 39 60 70 65

в предпенсионном возрасте 170 210 220 230 225 44 70 90 100 95

Показатели Численность общей безработицы, человек Численность регист] эируемой безработицы, человек

2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз 2004 г. 2005 г. 2006 г. Прогноз

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

в других возрастах 485 420 430 445 415 135 94 150 180 160

в т. ч. по образованию: имеющих высшее и среднее проф. образование 515 480 495 520 510 149 124 180 210 200

начальное проф. и среднее общее образование 280 250 280 285 270 82 64 110 125 115

не имеющих полного среднего образования 75 60 45 45 30 14 15 10 15 5

в т. ч. по причине незанятости: уволенных из организаций в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации 270 255 240 200 160 112 102 110 105 100

уволившиеся по собственному желанию 220 200 210 250 240 57 33 60 95 90

выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы 50 40 50 45 40 18 9 10 10 10

потерявшие работу по др. причинам 330 295 320 355 370 58 59 120 130 120

в т. ч. по продолжительности поиска работы: ищут работу до 1 месяца 85 90 105 110 1000 32 38 45 60 60

от 1 месяца до года 575 510 515 525 505 205 154 237 275 250

более года (хроническая безработица) 210 190 200 215 205 8 11 18 15 10

Среднее время поиска работы у граждан, ищущих работу самостоятельно, составляет около 8 месяцев. Обращение в городскую службу занятости населения за содействием в трудоустройстве способствует сокращению этого периода вдвое.

Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие здесь обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием экономического развития, трудовая сфера по своим основным характеристикам не

соответствует в полной мере требованиям эффективного функционирующего рынка труда [2].

Литература

1. Пикулина Н. Рынок труда - зеркальное отражение социально-экономического развития города // Выступление на радио, 2006.

2. Программа занятости населения города Рас-сказово на 2007-2008 гг. Рассказово, 2006.

3. Программа социально-экономического развития города Рассказово на 2007-2010 гг. Рассказово, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.