-►
Экономика труда
УДК 331.52
Зайцева И.В.
обоснование мероприятий по снижению кризисной напряженности регионального рынка труда1
Рынок труда в России на протяжении ряда последних лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Слом тренда роста приходится на 2008 год. Кризис изменил структуру рынка труда в России и, как следствие, повлек за собой существенный рост безработицы. В данных условиях одной из центральных социально-экономических проблем становится занятость населения. Это актуализирует целенаправленные воздействия на рынок труда для минимизации масштабов высвобождения занятых, сохранения его устойчивости и возможности развития.
На современном этапе рынок труда в России формируется, прежде всего, на уровне регионов. При этом каждый регион характеризуется целым рядом социально-экономических, природно-географических, исторических, этнических и прочих условий, которые определяют особенности его развития. В связи с этим формирование и функционирование рынка труда в регионе должно характеризоваться не только общими, но и специфическими чертами, определяющими особенности социально-экономического развития конкретного региона.
Объектом исследования выбран региональный рынок труда Ставропольского края, входящего в состав Северо-Кавказского экономического района и Южного федерального округа. Площадь края составляет 66,5 тыс. км (0,4 % от общей площади РФ, 48-е место в ряду других субъектов), численность населения - 2 652,9 тыс. чел. (1,8 % и 21-е место соответственно; данные на 01.01.1998 г.). Край образуют 34 района, три городских района (в г. Ставрополе), 10 городов краевого подчинения, 10 городов районного подчинения, 18 рабочих и курортных поселков.
В качестве основных отраслей промышленности края можно выделить машиностроение (электротехническое оборудования, станки,
приборы, автокраны, автоприцепы), пищевую, легкую, добычу нефти и газа, химическую (минеральные удобрения), электроэнергетическую, строительных материалов, мебельную.
Сельское хозяйство края специализируется на выращивании зерна и подсолнечника; в животноводстве ведущая роль принадлежит скотоводству, тонкорунному овцеводству. Широко развито садоводство, виноградарство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство.
Ситуацию на рынке труда Ставропольского края определяет целый ряд социально-экономических показателей, динамика которых представлена в табл. 1 [6].
К числу процессов с положительной динамикой следует отнести:
тенденцию роста объемов продукции промышленности с 28,4 млрд руб. в 2000 году до 63 млрд руб. в 2004 году и сельского хозяйства с 19,6 млрд руб. в 2000 году до 70,7 млрд руб. в 2007 году;
увеличение денежных доходов на душу населения в 5,8 раза, а среднемесячной номинальной заработной платы - в 6 раз;
увеличение объемов инвестиций в основной капитал в 3,5 раза;
увеличение среднегодовой численности занятых в экономике края;
уменьшение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
увеличение оборота розничной торговли и общественного питания, а также платных услуг населению края.
Отрицательную динамику представляют: тенденция увеличения общей численности безработных, в том числе официально зарегистрированных;
тенденция уменьшения численности населения края на 35,8 тыс. чел. в 2007 году по сравнению с 2000 годом.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 08-02-00245а).
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Ставропольского края
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность населения (на конец года, с учетом итогов ВПН 2002 г.), тыс. чел. 2740,9 2736,2 2732,5 2726,4 2718 2710,3 2701,2 2705,1
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 1062,5 1079,3 1086,4 1118,3 1124,9 1159,6 1182,4 1208,2
Численность безработных, тыс.
общая официально зарегистрированных 177,7 9,3 120,4 10,9 115,8 12,4 133,9 13,9 121,1 21,4 90 29,7 116,2 34,3 87,9 24,8
Продукция промышленности, млрд руб. 28,4 37,6 41,7 54,1 63 - - -
Продукция сельского хозяйства, млрд руб. 19,6 24,8 27 31,4 42 45,4 52,2 70,7
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 15,9 16,6 19,5 22,2 24,7 31,7 42 55,4
Оборот розничной торговли, млрд руб. 30,4 39,5 49,9 60,5 79,9 101,4 123,9 158,7
Оборот общественного питания, млрд руб. 1,0 1,4 1,7 2,4 3,4 4,6 6,1 8,1
Платные услуги населению, млрд руб. 10,3 14,0 17,2 21,7 25,9 35,3 41,4 50,4
Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, руб. 1405 1766,5 2335,1 3071,8 3886,1 5172,9 6587,3 8273,4
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике, руб. 1438 2099 2837 3512 4497 5416 6733 8648
Величина прожиточного минимума населения (в среднем на душу населения в месяц), руб. 1078 1314 1603 1903 2159 2550 2984 3379
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. В процентах от общей численности населения 1238,9 45,2 1181,3 43,1 1078,1 39,4 918,1 33,6 782,5 28,7 665,9 24,5 585,2 21,6 497,4 18,4
К числу задач, требующих первоочередного решения, следует отнести:
сохранение больших объемов занятости, в том числе неформальной, уменьшающих значительные размеры общей безработицы;
увеличение притока в службу занятости граждан, желающих сменить место работы на более высокооплачиваемое, в связи со снижением уровня жизни населения;
довольно низкое качество вакансий, сведениями о которых располагает служба занятости;
значительное несоответствие профессионально-квалификационного и половозрастного состава безработных и имеющихся вакансий;
сохраняющуюся рассогласованность объемов и профилей обучения в учебных заведениях и потребностей рынка труда края.
Рынок рабочей силы края динамичен по своей природе и тесно связан с демографической ситуацией, изменение которой характеризует рис. 1.
Низкое качество вакансий, сведениями о которых располагает служба занятости края и заработ-
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
-К X х X у -х
90 96 00 01 02 03 04 05 06 07
Рис. 1. Динамика численности населения Ставропольского края по возрастным группам 1 - все население; 2 - трудоспособного возраста;
3 - старше трудоспособного;
4 - младше трудоспособного (Ось абсцисс - год в сокращении)
ная плата по которым ниже среднерегиональной, затрудняет трудоустройство. Значительное несоответствие профессионально-квалификационного и половозрастного состава безработных и имеющихся вакансий приводит к диссонансу между потребностями предприятий края и безработными. На рис. 2 представлена численная динамика потребности предприятий края в работниках, заявленной в службу занятости, и численности граждан, имеющих статус безработных. Очевидно, что необходимо повышение эффективности работы службы занятости совместно со всеми заинтересованными органами. Для этого можно, например, организовать переподготовку кадров, провести мониторинг рынка труда с публикацией его результатов в СМИ.
Тыс. чел
600
500 400 300 200 100
■Л
96 97 98 99 00 01 02 03 04 05 06 0708
Рис. 2. Сравнительная динамика потребности предприятий края в работниках (1) и численности граждан, имеющих статус безработных (2) (Ось абсцисс - год в сокращении)
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в 2007 году на рынке труда края сохранялась стабильная занятость населения при снижении численности безработных [4]. На регистрируемом рынке труда продолжалось снижение численности официально зарегистрированных безработных относительно соответствующего периода прошлого года. В сравнении с сентябрем 2006 года их число сократилось на 31,5 %, а с январем 1997 - в 1,7 раза. К концу сентября органами государственной службы занятости края был присвоен статус официального безработного 19,8 тыс. чел. (1,5 % экономически активного населения против 2,2 % в сентябре 2006 г.).
В 2007 году демографическая ситуация в крае стала улучшаться. По состоянию на 1 сентября численность населения края составила 2702,7 тыс. чел. Торможение процесса депопуляции происходило за счет роста рождаемости на 10,1 % и снижения смертности на 7,6 %. За восемь месяцев этого года естественная убыль составила 1,3 (в расчете на 1000 жителей) против 4,8 в январе-августе 2006 года.
В декабре 2008 года среднесписочная численность работников предприятий города (без субъектов малого предпринимательства) составила 113,7 тыс. чел. Кроме того, на предприятия привлеклись 8 тыс. чел. на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера. Общее число замещенных рабочих мест составило 121,7 тыс. чел.
Наиболее высокая доля рабочих мест среднесписочного состава приходилась на систему образования - 18 %; государственное управление и обязательное социальное обеспечение - 15 %, здравоохранение - 13,2, обрабатывающие производства - 11,7, оптовая и розничная торговля - 11,4, услуги по операциям с недвижимым имуществом - 9,9, транспорт и связь - 5,4 %.
Численность зарегистрированных органами краевой службы занятости безработных за 2008 год увеличилась на 23 % и составила к началу 2009 года 30,5 тыс. чел. Так, на 10 февраля на учете уже состояли 33,8 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы за период мониторинга вырос с 1,76 (22.10.2008) до 2,53 % (10.02.2009) [6]. Из общей численности зарегистрированных безработных граждан более 70 % - жители сельской местности, каждый четвертый - в возрасте до 30 лет, 65 % - женщины.
Такая ситуация на рынке труда требует всестороннего анализа текущих проблем для опера-
тивной разработки мер экономической поддержки занятости. На сегодняшний день остаются недоиспользованными возможности по самозанятости экономически активного населения в отраслях АПК по направлениям производства, хранения и переработки сельхозпродукции, а также по стимулированию учебных заведений к открытию специальностей, востребованных на рынке труда.
За 2008 год в крупных и средних организациях были приняты на работу 44,7 тыс. чел. (38,5 % от среднесписочной численности работников), из них 1,5 тысячи - на дополнительные рабочие места. За этот период выбыло 45,6 тыс. чел., или 39,3 % от среднесписочной численности, в том числе 1 тыс. чел. в связи с сокращением численности персонала (2,2 % от общего числа выбывших). Восполнение работников, выбывших по различным причинам, вновь принятыми работниками составило 102,1 %.
С января по декабрь 2008 года 188 работникам были предоставлены отпуска по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, что составило 0,2 % к среднесписочной численности всех работников. Наметилась необходимость в реализации мероприятий по социальному партнерству на рынке труда.
На конец января 2009 года в органах городской службы занятости состояло на учете 3446 не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, из них 3049 имели статус безработного, 2871 получали пособие по безработице.
За январь 2009 года поставлено на учет 992 не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу; получили статус безработного 826 человек. Сняты с учета - 473 безработных, из них нашли работу (доходное занятие) 132 человека, 18 оформлены на досрочную пенсию,75 направлены на профессиональное обучение.
На конец января 2009 года принимали участие в общественных работах 26 человек.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника крупных и средних предприятий города в 2008 году составила 14523,7 р. и выросла по сравнению с 2007 годом на 33,6 %.
В строительстве заработная плата составила 15668,9 р., транспорте и связи - 14712,7, в обрабатывающих производствах - 11684,9, образовании - 10540,6, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 10014,8, финансовой деятельности - 33793,1 р. Реальный размер заработной платы (с учетом изменения индекса потребительских цен) составил 114,9 % к 2007 году.
На 1 февраля 2009 года задолженность по выплате средств на заработную плату по наблюдаемым видам экономической деятельности составила 252 тыс. р., т. е. 38,2 месячных фонда заработной платы всех предприятий, имеющих задолженность, или 8,1 тыс. р. в расчете на одного работника.
Следует отметить, что Ставропольский край по уровню безработицы выглядит сравнительно благополучно, занимая 53-е место в Российской Федерации и 5-е среди субъектов Южного федерального округа.
Проанализировать изменения в уровне заработной платы по отраслям экономики Ставропольского края можно пользуясь данными табл. 2.
В табл. 2 представлены данные об изменении реальной заработной платы - характеризующей объем товаров и услуг, который на нее можно приобрести в текущем периоде исходя из цен базисного периода в отраслях региональной экономики.
Данные таблицы, представленные графически (рис. 3), показывают что темпы изменения заработной платы в различных отраслях близки и свидетельствуют о достаточно тесной взаимосвязи между различными сегментами рынка труда.
Тесная взаимосвязь отраслей дает основание считать, что даже при наличии среди них "локомотивных" прочие не останутся без трудовых ресурсов.
Следует отметить, что в аграрном крае обострилась проблема рационального использования трудовых ресурсов и их занятости. В сельской местности уровень безработицы значительно выше, чем в городе. Вместе с тем предприятия
100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рис. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности (Кривые снизу вверх - 2002-2007 годы соответственно; по оси абсцисс цифры соответствуют нумерации отраслей в табл. 2)
Таблица 2
Изменение реальной заработной платы работников предприятий и организаций в отраслях экономики Ставропольского края с 2002 по 2007 год
Отрасль экономики 2002 2003 2004 2005 2006 2007
В с е г о 2837 3512 4497 5416 6733 8647
1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1454 1806 2597 3007 3954 5684
2. Добыча полезных ископаемых 5030 5964 6907 7413 9472 11330
3. Обрабатывающие производства 2972 3639 4487 5724 6437 8033
4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5022 5521 6611 8684 9837 12191
5. Строительство 3037 3820 5423 6080 7112 10334
6. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт-
ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования; торговля автотранспортными 1949 2374 3915 3738 5462 7080
средствами и мотоциклами, их техническое обслужива-
ние и ремонт
7. Гостиницы и рестораны 1508 1819 2878 2241 5417 7098
8. Транспорт и связь 3753 5090 6720 7817 8872 10812
9. Финансовая деятельность, финансовое посредничество 10347 12658 12445 14501 16802 24309
10. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3418 4284 5399 6796 8458 9501
11. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 4275 5614 6392 8576 10475 12910
12. Образование 2127 2417 3011 3872 4810 6001
13. Здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг 2429 2793 3568 4562 6005 7328
14. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1990 2401 2888 4483 5157 6084
Примечание. В таблице приведены данные территориального органа по Ставропольскому краю Федеральной службы государственной статистики России.
агропромышленного комплекса (АПК) и сельское хозяйство Ставропольского края испытывают кадровый голод. Только в случае увеличения ставки заработной платы отрасли удастся нанять столько работников, сколько ей потребуется.
Если бы зарплата в АПК и сельском хозяйстве края росла так, как того требуют законы экономического развития, этот сектор экономики мог бы стать для Ставрополья передовым, чему способствуют и природно-климатические факторы. Выходом из данной ситуации должны стать конкретные меры социально-экономического характера краевых властей.
Растущая зарплата в этом случае будет привлекать в АПК и сельское хозяйство все больше работников, увеличится число секторов региональной экономики, ощущающих нехватку рабочей силы
по отношению к их основному капиталу. Это обусловит рост предельного продукта труда во всех отраслях и увеличение зарплаты на предприятиях. А положительный коэффициент предложения рабочей силы в одной отрасли послужит сигналом к росту альтернативной стоимости для работников других отраслей.
Законодательно введенная в 1991 году государственная служба занятости - одно из главных учреждений, организующих рынок труда, согласующих спрос и предложение на рабочую силу. Законодательные правила постановки на учет гражданина в качестве безработного, а также размер пособия по безработице и сроки его выполнения являются важными детерминантами, определяющими различия в сроках пребывания на учете в службе занятости [1].
Таблица 3
Результаты деятельности Управления федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю (1991-2008 гг.)
Год Обратились в органы службы занятости населения, всего В т.ч. по вопросу трудоустройства Признано безработными Назначено пособие по безработице Трудоустроено с учетом проф. обучения Участвовало в общественных работах Временная занятость несовершеннолетних граждан Направлено на проф. обучение Направлено на досрочную пенсию
1991 30950 25634 3861 н/д 14958 2631 н/д 132 н/д
1992 47556 33228 10743 н/д 11366 56 н/д 518 н/д
1993 54103 25488 9838 6665 13588 2005 н/д 1290 1164
1994 105790 50478 28284 22106 17547 2879 н/д 3396 2170
1995 189981 63685 30764 28807 35271 6584 15252 3406 2197
1996 232745 71428 40911 41333 31976 5750 15507 2891 1065
1997 290734 54554 31792 32855 29029 2388 6598 1376 440
1998 323356 52743 21760 22081 27884 717 9398 1740 298
1999 349161 52376 19647 18452 34806 970 12715 2702 342
2000 243169 52540 18285 18192 36751 1868 15882 3953 348
2001 298783 72008 22531 22092 54830 7071 27015 4820 383
2002 278833 70088 27352 26556 51132 7811 24010 3550 242
2003 246192 65088 28633 28249 46792 7408 16177 4297 362
2004 297985 73826 40540 40636 46295 7395 15479 4310 493
2005 378113 91179 59382 59734 46801 5436 14157 4293 558
2006 104297 67568 43100 32587 46007 2593 12543 3628 598
2007 218100 87804 53213 49267 43100 4500 9300 3615 617
2008 174100 95800 60900 83800 44400 5124 15268 4300 614
Примечание. Обозначение н/д - нет данных.
В статистических сборниках [5] и [2], приуроченных к 15-летию основания службы занятости Ставропольского края, достаточно полно представлены данные о масштабах и структуре общей безработицы, половозрастном составе безработных, трудоустройстве населения органами государственной службы занятости.
Основные итоги деятельности Ставропольского Управления федеральной службы занятости отражены в табл. 3.
Из данных табл. 3 следует, что за 15 лет в органы службы занятости Ставропольского края обратились по вопросу трудоустройства и получили различные консультации 3,4 млн чел., что в 2,7 раза превышает современную численность экономически активного населения, составляющего 1267 тыс. чел. Пик обратившихся в органы занятости пришелся на 2005-й год - всего 91,2 тыс. чел., а минимум по этому показателю принадлежит 1993-му году, когда поступили обращения от 25,5 тыс. чел.
Действия органов службы занятости населения способствуют смягчению или полному снятию социальной напряженности, росту числа трудоустроенных безработных и незанятых граждан, т. е. более полному использованию человеческого капитала.
Проделанная службой занятости края работа в указанный период по данным мониторинга [2] позволила:
подобрать работу (включая трудоустройство после профессионального обучения) или помочь организовать собственное дело почти полумиллиону граждан, что составило 58 % от числа обратившихся по вопросу трудоустройства. Максимальное за рассматриваемый период времени число трудоустроенных пришлось на 2001 год (54,8 тыс. чел.), а минимальное - на 1992 год (11,4 тыс. чел.), когда служба еще только набирала опыт, темп работы и начала привлекать внимание граждан;
привлечь к участию в общественных работах (благоустройство, уход за престарелыми и т. п.)
61 тыс. чел. или 7,1 % от числа ищущих работу граждан. Наибольшее количество граждан - участников общественных работ было зафиксировано в 2002 году (7,2 тыс. чел.), а наименьшее - в 1992-м; всего 56 человек;
организовать временное трудоустройство 172,2 тыс. чел. - несовершеннолетних граждан с целью приобщения молодежи к общественно полезному производительному труду, приобретения ими профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности. Эта работа приводила к разным количественным результатам в разные годы. Так, если в 1995 году было трудоустроено 15,3 тыс. чел. в возрастной группе 14-17 лет, то в 1997-м это число уменьшилось до 6,6 тыс. чел. Далее наблюдался рост показателя к 2001 году до 27 тыс. чел., а затем снова снижение до 14,2 тыс. чел. в 2005 году. Подобные колебания скорее всего свидетельствуют о неритмичности работы службы занятости по данному направлению;
создать условия для профессионального обучения и переподготовки для 42,6 тыс. чел. Удельный вес граждан данной группы в общей численности безработных, зарегистрированных в течение 15 лет, составил 10,8 %. Обучение граждан проводилось на базе действующих в крае учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также специализированных учебных центров типа Модельного учебного центра ДФГЗН по Ставропольскому краю в г. Минеральные Воды. В период обучения безработным выплачивались стипендии. Максимальное число безработных на рассматриваемом временном горизонте было направлено на обучение и переподготовку в 2001 году (4820 чел.), а минимальное - в стартовом 1991-м. В 2005 году это число было равно 4293;
предоставить услуги профессиональной ориентации 684,4 тыс. чел. Это направление службы занятости населения с 1995 года превратилось в некую самостоятельную область услуг, которая призвана способствовать повышению эластичности рынка труда и мобильности рабочей силы в целях снижения уровня безработицы. Численность граждан, получивших профориентационные услуги, неуклонно растет, и если в 1996 году их было 37,7 тыс. чел., то в 2005 году это число увеличилось до 97,8;
оформить на досрочную пенсию 10,1 тыс. чел. - безработных граждан или 2,6 % от числа зарегистрированных безработных. Максимум и минимум этого показателя были достигнуты в
1995 (2196 чел.) и в 2002 году (242 чел.) соответственно. В 2005 году на досрочную пенсию направлено 558 безработных;
ежемесячно производить выплаты пособий по безработице. За 15 лет в крае официально признаны безработными 394,1 тыс. чел., из них более 93 % назначено пособие по безработице, в абсолютном выражении это 367,8 тыс. чел.
В течение 15 лет в общей численности безработных, зарегистрированных на начало 2006 года, возросла доля безработных, проживающих в сельской местности, что неприемлемо для территории, претендующей на роль житницы страны и стоящей в ряду ведущих производителей отечественного продовольствия. Доля безработных сельской местности менялась со следующей динамикой: в 1992-1995-м годах наблюдался ее рост от 6,4 до 42,3 %; с 1996 по 2000 год происходило снижение с 42 до 26,2 %, которое сменилось ростом в период 2001-2006 годов с 27,4 до 68,1 %.
Регулирование рынка труда требует разработки и практического применения комплекса правовых, экономических, социальных мер, которые положительно влияли бы на рыночную среду, создавая условия для равновесия рынка.
С началом финансового кризиса на региональном рынке труда начались серьезные процессы снижения производства, которые привели к увеличению объемов высвобождения работников. В особенно сложной ситуации оказались предприятия обрабатывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, частично финансового сектора и других отраслей.
Краевая служба занятости в соответствии с Постановлением правительства РФ подготовила ряд мероприятий, призванных снизить напряженность на рынке занятости. Одним из конкретных примеров таких мер может служить краевая программа "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году" [3].
Сглаживанию негативных последствий наступившего кризиса на рынке труда могут также способствовать мероприятия, осуществляемые в двух следующих направлениях: по борьбе с безработицей; повышения эффективности работы службы занятости.
Первое направление предполагает: расширение малого и среднего бизнеса; проведение финансовой политики по поддержанию отраслей материального производства,
в первую очередь промышленности, сокращение налогового бремени на эти отрасли;
поддержку сельскохозяйственного производства как основной сферы приложения труда сельских жителей, развитие на селе несельскохозяйственных отраслей;
поддержку высокотехнологичных отраслей производства, в первую очередь ВПК, где заняты наиболее высококвалифицированные кадры;
налоговое стимулирование работодателей, создающих новые рабочие места, принимающих на работу лиц из числа социально слабозащищен-ных категорий населения (молодежь, подростки, инвалиды);
применение штрафных санкций к предприятиям, не выполняющим обязательства по квотированию рабочих мест для социально слабозащи-щенных граждан.
Реализация второго направления должна предусматривать:
повышение информированности населения о положении и динамике рынка труда с использованием всех возможных средств;
более тесное и взаимовыгодное сотрудничество с работодателями в части трудоустройства на существующие рабочие места;
планирование и прогнозирование рынка образовательных услуг края;
оказание материальной поддержки безработным и членам их семей.
Таким образом, в настоящей работе обобщены численные данные территориального органа по Ставропольскому краю Федеральной службы государственной статистики России по регистрируемому рынку труда и предложены социально-экономические мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края. Приведенный анализ регионального рынка труда и деятельности государственной службы занятости населения Ставропольского края показал его необходимость и, как следствие, выявил ряд проблем, требующих непосредственного решения. Средством для решения некоторых из них может стать разработка экономико-математической модели регионального рынка труда, позволяющей определять его устойчивость и возможность развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон "О занятости населения в Российской Федерации". № 1032-1 М., 1991.
2. Мониторинг деятельности службы занятости Ставропольского края. 1991-2005 годы / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2006.
3. Ситуация на рынке труда в крае не взрывоопасная, а контролируемая // Вестник профсоюзов. 2009. № 136.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю // http//www.stavstatra.
5. Труд и занятость в Ставропольском крае // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2007.
6. Управление ФГСЗН по Ставропольскому краю // http//www.stavropoLшstmd.m
УДК 331.215.7
Истомина Н.Н.
Применение системы грейдирования для формирования модели оплаты труда муниципальных служащих
Одна из главных целей экономических реформ - совершенствование управления, в том числе и местного, предполагающее новые методы, прерогативы и качество муниципальной деятельности, ее развитие и правовое регулирование. Реализацию различных общественно полезных целей и задач и вместе с тем обеспечение исполнения функций государственной власти осуществляют работники органов местного самоуправления.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 [2] ввело с 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов с ограничением, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не должна быть меньше заработной платы