--------------------------------- © Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиснко,
2007
УДК 331.5 (06)
Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиенко
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕЗРАБОТИЦЫ В УГОЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИЙСКОГО ДОНБАССА
Семинар № 8
Проводимая в последнее десятилетие реструктуризация угольной отрасли, интенсивное реформирование угольных компаний породили ряд глубоко негативных тенденций в социальной сфере и создали напряженность на рынке труда в регионе Российского Донбасса. Развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социально-экономических проблем, разрешение которых затрудняется тем, что в силу исторических причин это явление в нашей стране относительно молодо.
Рынок труда, отражая взаимодействие спроса и предложения рабочей силы, находится под непосредственным влиянием обшей экономической и демографической ситуации. В России появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, однако служит причиной ухудшения материального положения большинства населения. По оценочным данным сводного баланса трудовых ресурсов и занятости в 2005 году численность населения г. Шахты составляет 251,5 тыс. человек, численность трудовых ресурсов - 156,5 тыс. чел., из которых заняты в экономике 96,74 тыс. чел., в том числе 19,9 % -в государственном секторе, 76,8 % - в частном секторе, 2,1 % - на предприятиях смешанных форм собственности, 0,6 % - в обшественных объединениях и организациях и 0,6 % - на
совместных предприятиях. Число зарегистрированных в поисках работы -5683 человек, что на 12,1 % меньше, чем за аналогичный период 2004 года.
Численность граждан, ишуших работу, состояших на учете в службе занятости г. Шахты на 1 января 2005 года составляет 2893 человека, из них имеют статус безработного -2780 человек, получают пособие по безработице 2657 чел. Уровень регистрируемой безработицы составил на 31 декабря 2004 года 2,4 % к численности экономически активного населения.
Из обшего числа вакансий на долю рабочих приходится 78,4 %, на долю служаших - 21,6 %. Из числа незанятых граждан, состояших на учете, на одну вакансию претендуют 2,4 человека, из числа безработных граждан -2,3 человека. Значительную долю среди заявленных свободных рабочих мест составляют заявки по рабочим мужским профессиям. Необходимо отметить, что на одну вакансию рабочего претендуют 1,5 человека, а на одну вакансию ИТР и служаших - 5 человек, причем, на одну вакансию бухгалтера претендуют 24 человека, на одну вакансию юриста - 20 человек, на одну вакансию инженера - 9 человек. Однако, на сушествуюшие вакансии врачей различного профиля, мастеров производственного обучения, социальных работников, машинистов,
Динамика безработицы в угледобывающем регионе
18000
X
3 16000
X
5 14000
ю
12000
со
10000
Ю
£ 8000 и
о 6000
X
Ф 4000 Ц
25 2000 У
0
□ зарегистрировано в Службе занятости □ трудоустроено
ГР? ГРр
Б
пь
лы
ттг
Гйг
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
годы
поваров, швей, электрогазосварщиков практически нет соискателей.
Наибольшей возможностью трудоустройства располагают граждане, имеющие рабочую специальность. Стабильным спросом на рынке труда пользуются рабочие всех строительных специальностей. Наиболее уязвимой оказалась интеллигенция, что является результатом общего спада производства, его сокращения, резкого изменения социального статуса и роли представителей интеллектуального труда. Трудоустройство инженерно-технических работников и служащих, как и в предыдущие годы, затруднено. Достаточно высоким спросом на рынке труда пользуются граждане, имеющие специальности врача, преподавателя, учителя, однако вакансии по этим специальностям заполняются медленно из-за низкого уровня заработной платы и отсутствия среди граждан, состоящих на учете в службе занятости, специалистов в данных областях.
Динамика роста безработицы в г. Шахты представлена на рисунке.
Безработица как социальноэкономическое явление приводит к деструктивным процессам в развитии, как отдельной личности, так и трудового потенциала региона, страны в целом, к концентрации бедности, при этом происходит размывание групп среднего класса. Особенно эти тенденции актуальны для угледобывающего региона, где в результате реструктуризации резко снизилось количество добывающих предприятий, ранее обеспечивающих работой до 30 % трудоспособного населения практически всех уровней профессиональной подготовленности: от рабочих до специалистов высшей инженерноэкономической квалификации. Среди обратившихся за 2004 год в службу занятости г. Шахты 30,2 % составляют ранее работавшие по профессиям рабочих; 14,8 % - на должностях служащих; 23,4 % составляют учащиеся, желающие работать в свободное от
Зарегистрировано в СЗ 2001 2002 2003 2004 2005
- военнослужащие 10937 16042 11696 12307 4412
- женщины 85 62 45 55 45
-занятые трудовой деятельностью 5363 6936 5797 6054 2255
- учащиеся 0 1 1 0 0
- инвалиды 3233 4006 3874 2878 1079
-молодежь 16-29лет 356 701 604 758 273
- беженцы 4573 4689 5187 4785 2035
- лица предпенсионного возраста 8 12 6 8 1
- высвобожденные по ликвидации предприятия 281 728 266 419 138
ликвидаторы Чернобыльской аварии 431 6196 623 2454 498
учебы время; 31,7 % составляют ищущие работу впервые, ранее не работавшие и другие категории незанятых граждан. Женщины составляют 49,2 % от числа обратившихся, 38,9 % - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, что представляет большую тревогу, поскольку молодежная безработица может представлять криминогенную опасность и застойные формы незанятости.
Данные о структуре безработных граждан в период с 2000 по 2005 годы представлены в таблице.
Закрытие шахт стало причиной ликвидации более 40 предприятий вспомогательного комплекса, что привело к потере десятков тысяч рабочих мест в регионе с высокой плотностью населения. Следует отметить, что сокращение численности стало приобретать отрицательный характер.
Сегодня это не сокращение людей, не обеспеченных работой, а во многих
случаях потеря высокопрофессиональных кадров, на обучение которых в угольной промышленности уходят годы. С предприятий ООО "Компания "Ростовуголь", расположенных на территории г. Шахты, уволено около 3,5 тысяч человек, кроме того, произошла ликвидация предприятий, обслуживающих угольную отрасль, в результате которой уволено свыше 700 человек. Таким образом, свыше 4 тысяч человек пополнили рынок труда г. Шахты, что способствовало обострению ситуации на рынке труда и росту в 1,5 раза уровня регистрируемой безработицы.
За 2004 г. в службе занятости г. Шахты было зарегистрировано 2562 человек из числа бывших работников угольной отрасли, что в 2,6 раза превышает число граждан данной категории, зарегистрированных за 2003 год. Из них признано безработными 1757 человека. Было трудоустроено
1411 человек, доля трудоустройства граждан этой категории составила 46,5%. Следует отметить, что заявленная в службу занятости на 31 декабря 2004 года потребность в работниках угольной отрасли составила 372 единицы, в то время как на учете состояло на эту дату 999 человек, что значительно затрудняет трудоустройство данной категории граждан. Особые трудности с трудоустройством испытывают женщины, имеющие инженерно-технические специальности и уволенные из предприятий угольной промышленности.
Угольные предприятия города проводили массовые увольнения работников, поэтому задача службы занятости в сложившейся обстановке заключалась в предотвращении критической ситуации на рынке труда. На закрывающихся шахтах были организованы постоянно действующие консультационные пункты для оказания предувольнительных консультаций на ликвидируемых предприятиях, организована работа по регистрации высвобожденных работников, организации их трудоустройства, временной занятости и переподготовки по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда города.
Для снижения социально-экономической напряженности на рынке труда одной из основных мер является подготовка безработных к активным действиям на рынке труда, формирование реальных профессиональных планов, исходя из своих интересов, знаний, умений и в соответствии с жесткими требованиями рынка труда, формирование активной жизненной позиции. Анализ данных показал, что если раньше обращение в службу занятости воспринималось как вынужденная мера, поиск материальной и социальной выгоды, то в последнее время безработные начинают гораздо
больше ценить другие возможности, предоставляемые службой, в частности, право переобучения и обучения новой профессии. В результате перенасыщения рынка труда дипломированными кадрами повышаются требования к специалистам всех, даже непрестижных профессий.
Закон о занятости населения устанавливает основные принципы государственной политики в сфере содействия занятости, обеспечения социальных гарантий и компенсаций при безработице. В соответствии с данным Законом в Российской Федерации, безработным гражданам гарантируются:
- социальная поддержка;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
- компенсация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
С целью поддержания занятости в угольной отрасли в шахтерских городах реализуются программы местного развития, направленные на оказание предувольнительных консультаций,
профессиональное обучение бывших работников угольной отрасли, организацию общественных работ, поддержку малого бизнеса, создание новых рабочих мест.
В Ростовской области на реализацию программ местного развития за период 1998-2004 гг. было направлено из средств государственной поддержки всего 940 146,1 тыс. руб., в том числе:
консультации 648,9 тыс. руб.;
переобучение 5 111,1 тыс. руб.; общественные работы 201 710,8 тыс. руб.;
малый бизнес 91 714,5 тыс. руб.; новые рабочие места 640 960,8 тыс. тыс. руб.
За период с 1998 по 2004 годы на финансирование мероприятий по социальной защите работников, высвобожденных с действующих и ликвидируемых организаций угольной промышленности в связи с их реструктуризацией, из средств федерального бюджета по Ростовской области всего выделено 3 860 044,3 тыс. руб., в том числе:
выплата выходных пособий
201 117,3 тыс.руб.; погашение задолженности по заработной плате 1 392 904,7 тыс.руб.; обеспечение бесплатным углем
1 853 699,1 тыс.руб.; дополнительная пенсия
412 323,2 тыс.руб.
Для регулирования городского рынка труда Шахтинский городской центр занятости населения проводит различные мероприятия по реализации областной целевой программы содействия занятости населения Ростовской области, источниками финансирования которой помимо федерального бюджета, являются средства областного бюджета, средства работодателей и средства государственной поддержки. Средства областного бюджета были использованы на реализацию мероприятий по организации общественных работ, на реализацию мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.
Средства работодателей расходо-ваны по следующим направлениям: организация профессионального обучения безработных граждан, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Средства государственной поддержки были использованы на реализацию мероприятий по организации общественных работ, на поддержку доходов участников общественных работ.
Принимаемые службой занятости города Шахты меры по регулированию ситуации на рынке труда, проводимая работа по реализации основных мероприятий по содействию занятости населения, в том числе по организации общественных, временных профессионального обучения, позволяют снижать социальную напряженность в городе. ПТЩ
— Коротко об авторах----------------------------------------------------------
Черкесова Э.Ю. - доктор экономических наук, профессор,
Топчиенко Л.Н. - ст. преподаватель,
Шахтинский Институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), г. Шахты, Ростовской обл.