Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формирующий цены на конкретный продукт — рабочую силу. Эта цена называется зарплатой. Заработная плата - это денежное вознаграждение, которое получает работник за выполнение своих обязанностей. Заработная плата рассчитывается согласно занимаемой должности и зависит от квалификации специалиста, к которой относятся образование, опыт работы, личные и профессиональные качества. На размер заработной платы влияет продолжительность и условия труда. Чем больше квалифицированных работников будет на рынке труда, тем ниже будет их цена. Такая ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Слишком сильное желание неэффективно. Быть менее квалифицированным, чем требуется на рынке труда, выгодно для этих специалистов, поскольку они могут диктовать свои условия работодателям. Однако нехватка специалистов окажет негативное влияние на всю экономику. В результате пострадают все. Оптимальный вариант - чтобы количество специалистов, предоставляющих свои услуги, было равно количеству необходимых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Конечно, есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилье, продуктах питания и одежде не оставит безработными строителей, технологов и производителей продукции и продуктов питания. Если есть заболевания, нужны врачи. Если есть дети, нужны учителя. Если есть преступление, нужны правоохранительные органы. В настоящее время в России активно создается рынок услуг, который через несколько лет может предложить пять миллионов рабочих мест. Особую категорию профессионалов составляют ученые, изобретатели, художники, представители редких профессий, например, реставраторы, космонавты, криптографы, дизайнеры, ювелиры, переводчики, психологи. Это «отдельный» продукт. Если к этой «точке» устремится слишком много людей, возникает конкуренция, которая является неизбежным следствием рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соперничество, соперничество. Конкурентоспособность - это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, начинать марафон с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно.
Список использованной литературы:
1. Буланов, В. С. Методологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество и экономика. - 2019. - 210с.
2. Васильцова, Л.И. Экономика управления персоналом / Л.И. Васильцова, Н.А. Александрова, С.В. Радионова, Е.А. Скворцов. - Екатеринбург, 2018. - С. 165.
© Экаев П., 2024
УДК 338.48
Янабаев П.
Преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Туркменистан, город Ашгабад
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА Аннотация
В статье рассматривается особенности рынка труда и анализируются ее особенности.
Ключевые слова: рынка труда, рыночные условии.
Рынок труда — это система экономических механизмов, правил и институтов, которые связывают фирмы и формируют стоимость рабочей силы под влиянием спроса и предложения. Темы рынка труда:
- во-первых, работники и работодатели;
- во-вторых, посредники между работниками и работодателями (службы занятости);
- в-третьих, представители интересов работников (профсоюзов) и работодателей (профсоюзов).
Ключевые функции рынка труда:
- посредник - связывающий продавца и покупателя рабочей силы;
- цены, заработная плата определяются в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
- экономический - поскольку труд является важнейшим фактором производства, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью получения прибыли;
- социальный - рынок труда, являясь источником доходов и фондом ресурсов, рассчитанных на увеличение рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;
- стимулирование - на современном рынке труда существует ряд финансовых и нематериальных стимулов, повышающих конкурентоспособность работников на высокопроизводительном труде за счет повышения профессиональных знаний и навыков, мобильности. Однако и по сей день наибольшей мотивацией остается заработная плата;
- привести отраслевой, территориальный, профессионально-профессиональный уровень труда в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
- определение численности безработных, видов безработицы. Характеристики рынка труда определяются характеристиками предлагаемого продукта. Согласно определению рынка, объектом купли-продажи на этом рынке является сам труд. Но целенаправленный труд рабочего, поскольку его физическая и умственная энергия затрачивается в процессе производства товаров, не является взаимоисключающим, как человек, и поэтому не может быть ни куплен, ни продан политически и экономически. общество. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а количество и качество образования, уровень профессиональной подготовки, профессиональный уровень, опыт, трудолюбие и т. д. являются зависимыми трудовыми услугами, вместо категории «рынок услуг труда» общепринятые «рынок труда», «спрос на рабочую силу», «предложение рабочей силы» и т.д.
Вышеупомянутые характеристики продукта и тип купли-продажи на рынке труда предопределили следующие характеристики этого рынка:
1. На рынке труда объектом купли-продажи является не сам работник, а только трудовые услуги.
2. В оплату работы входит не только заработная плата, но и медицинское обслуживание, транспорт компании, питание на работе и т.п. с дополнительными преимуществами, такими как Денежная компенсация за короткие льготы затрудняет определение рыночной стоимости труда.
3. На рынке труда при заключении трудового договора, помимо денежного аспекта, большую роль играют неденежные факторы, учитываемые при заключении сделки: содержание и условия работы, сложность и репутация работы, должность безопасность и перспективы продвижения в работе, микроклимат в группе и т. д. м.
4. Рынок труда сильно отличается от товарного рынка, который в основном характеризуется стандартизированными товарами. Работники отличаются друг от друга по своим навыкам и предпочтениям, а также по уровню труда и условиям труда.
5. По сравнению с традиционным рынком рынок труда находится под значительным влиянием различных институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса и профсоюзов. Каждый из них способствует регулированию трудовых отношений в конкретной стране.
В целом подчиняясь законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд характеристик социально-психологического характера, которые отличают его от других рынков. Влияет на рынок труда:
- демографическая ситуация в стране;
- численность населения трудоспособного возраста;
- экономическая активность работающего населения;
- продолжительность годового рабочего времени;
- миграционные процессы;
- преобладающие рыночные условия;
- структура экономики;
- этапы экономического цикла;
- уровень технического развития страны;
- уровень рыночной монополии и т.д. Список использованной литературы:
1. Буланов, В. С. Методологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество и экономика. - 2019. - 210с.
2. Васильцова, Л.И. Экономика управления персоналом / Л. И. Васильцова, Н. А. Александрова, С. В. Радионова, Е. А. Скворцов. - Екатеринбург, 2018. - С. 165.
© Янабаев П., 2024