Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санников А.В.

В статье обсуждаются некоторые организационно-правовые аспекты регулирования физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в России. Акцент делается на участии государства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санников А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

The article discusses some of the organizational and legal aspects of the regulation of physical culture, health and sports activities in Russia. The emphasis is on state participation in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 349

Санников А.В. ученик 10 класса Специализированный учебно-научный центр Уральский федеральный университет Науч. руководитель Малозёмов О.Ю., канд. пед. наук

доцент

Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация: В статье обсуждаются некоторые организационно-правовые аспекты регулирования физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в России. Акцент делается на участии государства в данной сфере.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, организационно-правовые отношения.

Sannikov A. V. 10th grade student Specialized educational and scientific center

Ural Federal University Research head: Malozyomov O.Yu., cand. ped. sciences

associate professor Ural State Medical University Russia, Yekaterinburg

FEATURES OF RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Annotation: The article discusses some of the organizational and legal aspects of the regulation of physical culture, health and sports activities in Russia. The emphasis is on state participation in this area.

Key words: physical culture, sports, organizational and legal relations.

Одним из базовых аспектов устойчивой управленческой системы является формирование устойчивой и внутренне непротиворечивой правовой системы, отражающей общие черты управленческого процесса. Соответственно, законодательство можно рассматривать как квинтэссенцию любой достаточно развитой и прочной административной системы, через которую она может быть в равной степени просто и справедливо рассмотрена сторонним наблюдателем. Говоря же о социальных отношениях,

регулирование которых - основная цель всякой правовой системы, не менее значимыми представляются отношения в области физической культуры и спорта. Многие законы разного уровня и подзаконные акты в России касаются регулирования деятельности в данной сфере.

Физической культура является, возможно, уникальным явлением в общественной жизни, поскольку она в равной степени просто и эффективно способна осуществлять профилактическое воздействие на многие психофизические системы человека. Простота, доступность и эффективность - вот её главнейшие качества. Спорт же можно считать концентрированной, приобретшей свою высшую форму физической культурой.

Цель публикации - раскрытие основных особенностей и отличительных черт законодательства Российской Федерации в области физической культуры. Кратко коснёмся вопросов, касающихся структуры и форм воздействия на общественные отношения в области физической культуры и спорта спортивных объединений, системы общественной физической культуры, основ государственного регулирования в данной сфере.

Обращаясь к понятию физкультурно-спортивная организация (ФСО) можно сказать, что это юридическое лицо, создаваемое в любой из представленных законодательством организационно-правовых форм, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. ФСО могут ставить в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, являясь коммерческими организациями, либо определять в качестве таковой достижение любых общественно полезных результатов, являясь некоммерческой организацией.

ФСО участвуют в развитии физической культуры и спорта в России, создают условия для укрепления здоровья населения и достижения высоких спортивных результатов спортсменами. Основные формы ФСО с точки зрения их места в физкультурно-спортивной системе России: общероссийские спортивные федерации (ОСФ), региональные спортивные федерации (РСФ), местные спортивные федерации (МСФ), спортивные клубы (СК).

Общероссийская спортивная федерация (ОСФ) - общероссийская общественная организация, получившая государственную аккредитацию, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории РФ, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов национальных спортивных сборных команд. В одном виде спорта может одновременно функционировать только одна ОСФ.

Вновь учреждаемая ОСФ может быть создана только при условии наличия аккредитованных РСФ в том же виде спорта не менее чем в половине субъектов РФ. С учётом сложностей конкретного вида спорта допускается регистрация ОСФ при отсутствии РСФ в том же виде спорта не менее чем в половине субъектов РФ; перечень соответствующих видов спорта определяется Минспортом России с учётом мнения Олимпийского и Паралимпийского комитетов России.

Минспорт России вправе в случае отсутствия ОСФ в данном виде спорта либо при невозможности осуществления ею своих функций наделить соответствующими функциями общероссийскую ФСО по её заявлению.

Членами ОСФ могут быть РСФ, аккредитованные в данном виде спорта. Минспорт России устанавливает перечень видов спорта, членами ОСФ в которых могут быть СК. Уставом ОСФ может быть исключено членство в них физических лиц. В ОСФ могут создаваться попечительский (наблюдательный) совет, порядок формирования и деятельности, компетенция и срок полномочий которого определяется Уставом ОСФ. Руководитель ОСФ избирается из числа граждан РФ на конференции (съезде) или общем собрании членов ОСФ простым большинством голосов от числа присутствующих членов.

Не менее 75% голосов в высшем руководящем органе должны предоставляться РСФ, аккредитованных в данном виде спорта и являющихся членами или структурными подразделениями данной ОСФ. В состав постоянно действующих руководящих органов могут входить только граждане России.

ОСФ имеют право: проводить соревнования по соответствующему виду спорта, разрабатывать правила их проведения и присваивать статус чемпионов и победителей на них, а также делегировать это право на срок до четырёх лет; разрабатывать правила данного вида спорта с учётом требований соответствующей международной спортивной организации; выдвигать спортсменов, тренеров и спортивных судей на присвоение им специальных званий международными организациями; осуществлять подготовку тренеров, спортивных судей, контролёров-распределителей и спортивных агентов (физических или юридических лиц, осуществляющих посредством совершения юридических и иных действий деятельность по содействию в трудоустройстве спортсменов и тренеров в профессиональный спортивный клуб), проводить их аттестацию; формировать осуществлять подготовку и направлять международные соревнования сборные спортивные команды России по соответствующему виду спорта; принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта; вступать в международные спортивные организации, приобретая связанные с эти и не противоречащие законодательству РФ права и обязанности; выступать перед международными спортивными организациями в защиту интересов спортсменов в соответствующем виде спорта; получать финансирование из федерального бюджета; создавать на территории субъекта РФ одну РСФ в виде структурного подразделения или юридического лица, приобретающего членства учредившей его ОСФ.

ОСФ обязаны: участвовать в реализации программ развития соответствующих видов спорта; обеспечивать подготовку спортивных

сборных команд России и достижение ими высоких спортивных результатов; согласовывать проведение спортивных соревнований, организуемых данной ОСФ; разрабатывать правила соответствующих видов спорта и квалификационные требования к спортивным судьям; представлять программы развития соответствующего вида спорта в Минспорт России; проводить детско-юношеские спортивные соревнования по развиваемому виду спорта; ежегодно представлять отчёты о результатах деятельности по развитию соответствующего вида спорта, а также в установленные сроки отчёты о результатах проведения всероссийского и межрегионального спортивных мероприятий и участия в международном спортивном мероприятии; согласовывать должность главного тренера сборной команды России по соответствующему виду спорта с Минспортом России; осуществлять деятельность по противодействию использования допинга в спорте и иных неправомерных средств влияния на исход обязательного спортивного соревнования.

Региональная (РСФ) и местная (МСФ) спортивная федерация может являться структурным подразделением ОСФ или действовать самостоятельно. Являясь структурным подразделением, РСФ может не регистрироваться в качестве юридического лица. На территории одного субъекта РФ может действовать только одна РСФ в каждом виде спорта. При этом, если по данному виду спорта существует ОСФ, данная РСФ должна являться членом такой ОСФ.

РСФ имеет право: проводить спортивные соревнования и иные региональные и межмуниципальные официальные спортивные мероприятия, разрабатывать правила их проведения и присваивать статус чемпионов, победителей; осуществлять подготовку контролеров-распределителей; получать финансирование из соответствующего регионального бюджета.

РСФ обязана: участвовать в реализации программ развития соответствующих видов спорта; согласовывать проведение спортивных соревнований, организуемых данной РСФ; представлять программы развития соответствующего вида спорта в орган исполнительной власти данного субъекта РФ; ежегодно представлять отчёты о результатах деятельности по развитию соответствующего вида спорта, а также в установленные сроки отчеты о результатах проведения регионального и межмуниципального спортивных мероприятий; осуществлять деятельность по противодействию использования допинга в спорте и иных неправомерных средств влияния на исход обязательного спортивного соревнования.

МСФ создаётся и действует в целях развития определённого вида или определённых видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. В остальном отношении вопросы деятельности МСФ регулируются общими положениями законодательства об общественных объединениях.

Спортивные клубы (СК) являются юридическими лицами, осуществляющими тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность и могут создаваться юридическими и физическими лицами в виде физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы, школьных спортивных клубов, студенческих спортивных клубов, профессиональных спортивных клубов, иных спортивных клубов.

СК вправе: организовывать тренировочные мероприятия, осуществлять физкультурную деятельность и физическое воспитание граждан; организовывать и проводить официальные физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия, а также обеспечивать участие граждан в таких мероприятиях; осуществлять подготовку населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

СК обязан: создавать условия для занятия гражданами физической культурой и спортом; проводить антидопинговую пропаганду и пропаганду соблюдения этических норм спорта среди занимающихся им граждан; безвозмездно представлять уполномоченным органам государственной власти информацию в целях формирования статистической отчетности.

Деятельность спортивного клуба осуществляется за счёт собственных средств.

Одним из важнейших направлений в сохранении здоровья средствами физической культуры является формирование системы общественной физической культуры (ОФК), то есть такой социальной структуры, в рамках которой каждый имеет возможность осуществлять физкультурно-спортивную деятельность, без каких-либо препятствий для профессиональной деятельности и иных необходимых жизненных действий. ОФК - это, в первую очередь, создание релевантных условий для занятия физкультурой по месту жительства, работы и учёбы.

Что касается физической культуры в системе образования, то образовательные организации обязаны обеспечить физическое обучение и воспитание обучающихся в пределах осваиваемых ими образовательных программ с учётом установленных образовательных стандартов, а также создать условия для занятия физкультурой и спортом в качестве факультативных занятий; проведение медицинского контроля по организации физического образования и ежегодного мониторинга физической подготовленности обучающихся; формирование у обучающихся навыков физической культуры; формирование у законных представителей несовершеннолетних обучающихся ответственного отношения к здоровью несовершеннолетних обучающихся; содействие и популяризация школьного и студенческого спорта. В образовательных организациях могут также создаваться не являющиеся юридическими лицами спортивные секции и клубы, действующие в порядке, определённом уставом образовательной организации.

В целях развития студенческого спорта создан Российский студенческий спортивный союз, являющийся общероссийской общественной организацией, действующий на основании признания Международной федерацией студенческого спорта.

Физическая культура по месту работы, месту жительства и месту отдыха в реальной практике осуществляется на базе фитнес-центров (ФЦ). Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению возможности заниматься физической культурой и спортом по месту жительства и месту отдыха граждан. Целью деятельности ФЦ является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию. ФЦ организуют работу по формированию здорового образа жизни граждан, создают условия для сохранения и укрепления физического здоровья граждан, а также для их физического воспитания. ФЦ могут входить в общероссийские и международные спортивные объединения.

ФЦ и их объединения вправе: организовывать и оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию; организовывать и (или) проводить официальные физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия; осуществлять подготовку населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

ФЦ и их объединения обязаны: создавать условия по оказанию гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию; привлекать квалифицированных в области оказания физкультурно-спортивных услуг работников; безвозмездно предоставлять компетентным органам государственной власти сведения, необходимые для формирования статистической отчетности.

Относительно физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно отметить следующее. Государство оказывает содействие созданию и деятельности ФСО, включая физкультурно -спортивных объединений инвалидов, направленных на социальную адаптацию инвалидов с использованием физической культуры и спорта, а также проведению физкультурно-спортивных мероприятий с участием лиц с ОВЗ. В России созданы условия для обеспечения инвалидам права на участие в спортивной деятельности. Развитие спорта инвалидов (адаптивного спорта) основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) является основой системы физического воспитания в стране, системой поддержания общественного здоровья и спортивно-соревновательного духа граждан. Сдача нормативов ГТО является добровольной и бесплатной. Вместе с тем, их успешное прохождение способно принести некоторые преференции, такие как дополнительные баллы к результатам ЕГЭ текущего года при поступлении в ВУЗ (по усмотрению последнего, но не более 10), а также возможность претендовать на получение повышенной стипендии; в некоторых образовательных учреждениях

позитивные результаты ГТО могут оказывать существенное влияние на промежуточную аттестацию обучающегося.

Выполнение нормативов испытаний производится в специально учреждаемых центрах тестирования. Такие центры могут создаваться, в том числе, в качестве структурных подразделений общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время разрабатывается Положение и комплекс нормативов для участия в нём лиц с ОВЗ.

Результаты прохождения испытаний ГТО ложатся в основу статистики физического здоровья населения и находят свое отражение в ежегодном докладе Правительства РФ о состоянии физического здоровья граждан.

В заключение, исходя из вышеизложенного, можно кратко сформулировать некоторые значимые особенности законодательного регулирования физической культуры и спорта в России:

1) существование системы формально автономных (в силу их статуса общественных объединений) спортивных федераций, фактически находящихся в прямом подчинении у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;

2) относительная самостоятельность спортсменов от спортивных объединений;

3) наличие системы организации массового физкультурно-спортивного образования;

4) наличие предпосылок к формированию среди широких масс населения активного участия в физической культуре и спорте, в том числе по месту работы и месту жительства;

5) существенная общая зависимость систем и институтов в области спорта от государства, низкая частная инициатива.

Использованные источники:

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 Ш29-ФЗ.

2. Шевченко О.А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и её пути реализации в России. Дисс. ... докт. юридич. наук: 12.00.05 / Шевченко Ольга Александровна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)], 2015. 371 с.

3. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. М.: Изд-во "Спорт-Человек", 2017. 672 с.

4. Алексеев С. В. Спортивное право России : учебник для студентов высш. уч. завед. / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 695 с.

5. Лебедева М.А. Сравнительный анализ правового регулирования труда спортсменов в Российской Федерации и Федеративной республике Германия:

дисс ... канд. юридич. наук: 12.00.05 / Лебедева Марина Алексеевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова], 2017. 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.