Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД КАДЕНЦИИ Б. НЕТАНЬЯХУ (2009-2019 ГГ.)'

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД КАДЕНЦИИ Б. НЕТАНЬЯХУ (2009-2019 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА / ИЗРАИЛЬ / РОССИЯ / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ "КВАРТЕТ" / США / НЕТАНЬЯХУ / СЕКТОР ГАЗА / ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ Р. ИОРДАН / HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS / PALESTINIAN PROBLEM / ISRAEL / RUSSIA / MIDDLE EAST QUARTET / USA / NETANYAHU / GAZA STRIP / WEST BANK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмутова М.И.

Анализируются взаимоотношения между Москвой и Западным Иерусалимом в контексте палестинской проблемы в период каденции Б. Нетяньяху. Выбранный временной отрезок соответствует его периоду пребывания на премьерском посту. Методологической базой исследования является системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. В ходе исследования было выявлено, что международные посредники не раз предпринимали попытки урегулировать конфликт в период пребывания на премьерском посту Б. Нетаньяху, при этом Москва прилагала немалые дипломатические усилия. Однако ее настораживали односторонние попытки США разрешить проблему без учета позиций всех палестинских движений и партий. К настоящему моменту Россия осталась одним из самых нейтральных посредников среди участников «квартета», который смог сохранить баланс между всеми ключевыми участниками конфликта, а именно между Израилем, ХАМАСом и ПНА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN-ISRAELI RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE PALESTINIAN PROBLEM DURING NETANYAHU'S PERIOD IN OFFICE (2009-2019)

The aim of this paper is to analyze the relations between Moscow and West Jerusalem in the context of the Palestinian problem during Netanyahu's period in office. In this study, we use the systems approach whereby the research object is considered as an integral complex of interconnected elements. We show that international mediators repeatedly attempted to resolve the conflict during Netanyahu's tenure as Prime Minister, and Moscow made considerable diplomatic efforts. However, Russia was alarmed by the US unilateral attempts to resolve the problem without taking into account the positions of all Palestinian movements and parties. Currently, Russia remains one of the most neutral intermediaries among the participants in the Quartet that has been able to maintain a balance between all the key participants in the conflict, especially between Israel, Hamas and the PNA.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД КАДЕНЦИИ Б. НЕТАНЬЯХУ (2009-2019 ГГ.)»

Исто рия

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 220220, № 1, с. 65-76

65

УДК 327

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД КАДЕНЦИИ Б. НЕТАНЬЯХУ (2009-2019 ГГ.)

© 2020 г. М.И. Махмутова

Институт востоковедения РАН, Москва

makhmutova. maria@yandex. т

Пеступело в рвдокцею 23.09.2019

Анализируются взаимоотношения между Москвой и Западным Иерусалимом в контексте палестинской проблемы в период каденции Б. Нетяньяху. Выбранный временной отрезок соответствует его периоду пребывания на премьерском посту. Методологической базой исследования является системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. В ходе исследования было выявлено, что международные посредники не раз предпринимали попытки урегулировать конфликт в период пребывания на премьерском посту Б. Нетаньяху, при этом Москва прилагала немалые дипломатические усилия. Однако ее настораживали односторонние попытки США разрешить проблему без учета позиций всех палестинских движений и партий. К настоящему моменту Россия осталась одним из самых нейтральных посредников среди участников «квартета», который смог сохранить баланс между всеми ключевыми участниками конфликта, а именно между Израилем, ХАМАСом и ПНА.

Ключввыв слево: история международных отношений, палестинская проблема, Израиль, Россия, ближневосточный «квартет», США, Нетаньяху, сектор Газа, Западный берег р. Иордан.

Палестино-израильская проблема продолжает привлекать внимание международного сообщества в связи с периодическими проявлениями насилия в регионе, которым невозможно положить конец уже более 70 лет. Для изучения данного вопроса и подхода к нему Москвы необходимо обращаться к первоисточникам, среди них официальные документы ООН, заявления и сообщения Министерства иностранных дел РФ, выступления официальных лиц.

Исследования по палестинско-израильскому конфликту акцентируют внимание на сложности урегулирования данной проблемы и политическом «тупике». Среди наиболее значимых работ стоит выделить труды российского исследователя А.В. Крылова (2013), который указывает на военно-экономические аспекты. Так, он отмечает обостренную проблему безопасности для Западного Иерусалима, намеренного сохранить за собой контроль Западного берега р. Иордан в связи с его важным геополитическим положением - он стал буфером между Израилем и арабским миром. Вдобавок автор не раз указывает на трудность вывода поселений с данных территорий в связи с постоянно растущей численностью их жителей, единиц жилья и болезненностью этого вопроса для религиозного населения. Заслуживает также интерес совместный труд А.В. Крылова с учеными В.М. Морозовым и А.В. Федорченко (2017), где

авторы постарались охватить исторический, политический, экономические и культурные аспекты палестинской проблемы. Указывая на количественные показатели, они справедливо ставят вопрос о самой возможности создания независимой Палестины, в то время как израильский суверенитет год от года распространяется на Западном берегу р. Иордан. Вдобавок исследователи отмечают сложность межпалестинского конфликта и кровное противостояние двух ключевых организаций - ХАМАС и ФАТХ, что только омрачает перспективы возобновления диалога Рамаллы и Западного Иерусалима. Особый интерес представляет труд Е.А. Якимовой (2019), которая обращает внимание на альтернативные способы урегулирования палестинской проблемы, то есть отхода от общепринятой формулы «два государства для двух народов». Исследовательница реалистично оценивает перспективы «иорданской опции», расширение Газы за счет Синая, обмен территориями между Израилем и ПНА, указывая на сложность реализации каждой из них. Стоит отметить монографию российской ученой И.Д. Звягельской (2014), в которой автор постаралась охватить позицию России и ее маневры в отношении всех ключевых кризисов в арабо-мусульманском регионе. В работе отдельная глава посвящена палестино-израильской проблеме, где исследовательница

отмечает попытки Москвы способствовать примирению двух сторон в период 1990-х гг., а также в ходе Интифады Аль-Акса. Отмечена работа России на межпалестинском направлении. Помимо этого, указываются моменты изменения позиции державы в отношении Израиля и палестинцев. Несомненно, важным трудом является монография востоковеда А.М. Васильева (2018), анализирующего политику Москвы на Ближнем Востоке с советских времен. Автор показывает динамику подходов России, отмечая, что по отношению к палестинской проблеме она вынуждена придерживаться консервативного подхода.

Наиболее полной и академически уникальной монографией по палестино-израильскому урегулированию можно считать работу американского профессора А. Дж. Ваниса-Ст. (2011). В данной работе автор старается рассмотреть указанный процесс с конца 1980-х гг. и выявить мотивы не только участников конфликта, но и показать мотивы посредников. Так, он акцентирует внимание, что Россия в отличие от других международных участников (США, ЕС, Норвегия) не являлась столь активной на указанном направлении, однако ее позиция всегда была значима, поскольку даже после распада СССР Москва оставалась ключевым игроком в международной системе. При этом уже в настоящий период, по мнению исследователя, перспектива разрешения конфликта навряд ли предвидится в связи со значительной трансформацией ситуации по сравнению с 1990-ми гг.

После победы на выборах 2009 г. Б. Нетань-яху выступил с речью в университете Бар-Илан и озвучил ключевые приоритеты во внешней политике Израиля. Ближневосточное урегулирование стояло на третьем месте. На первом оказалась угроза со стороны Ирана, а на втором -мировой экономический кризис [1]. В Москве выступление Б. Нетаньяху расценили как его готовность к началу переговоров с палестинской стороной по урегулированию конфликта. В данном контексте Россия настаивала на необходимости проведения прямых переговоров между сторонами [2]. Дабы не упустить шанс начать диалог, в Израиль был направлен заместитель министра иностранных дел В. Салтанов, подтвердивший готовность России участвовать в качестве коспонсора мирного процесса [3].

Как отмечает Э. Джон, по состоянию на 2010 г. затянувшийся мирный процесс все еще имел потенциал для утверждения справедливого мира для обеих сторон, однако эта перспектива казалась довольно туманной. Преобладающий политический климат в регионе характеризовался следующими фактами: возвращением

Б. Нетаньяху на пост премьер-министра, ранее яростно выступавшего против формулы «два государства для двух народов», политической фрагментацией палестинцев, масштабной операцией израильтян в Газе, напряженностью между Израилем и Хизбаллой [4, р. 201].

Надежды на урегулирование появились после решения Исполкома ООП начать непрямые переговоры с Израилем, которые планировалось провести в течение четырех месяцев, обе стороны обязались отказаться от провокаций [5]. Толчок к переговорам давала новая политика Тель-Авива в отношении Газы. Израиль увеличил поставки строительных материалов, расширил деятельность пунктов на пересечении границ и установил четкий перечень запрещенных товаров для поставок в Сектор [6]. Данные меры Россия встретила положительно, а «квартет» призвал к решению конфликта так, чтобы в ходе переговорного процесса учитывалась безопасность Израиля, поскольку в Газу осуществлялась контрабанда оружия [7]. Но в очередной раз диалог был сорван. Одной из причин стала постоянно расширяющаяся поселенческая политика Израиля, что, по мнению Москвы, могло привести к очередному «тупику» и активизации террористической деятельности.

В 2011 г. в связи с революциями в арабских странах палестино-израильский вопрос был отодвинут на задний план. Тель-Авив опасался падения королевской власти в Иордании и возможного прихода исламистов к власти, которые начали выдвигать антиизраильские лозунги. Израильский политолог З. Ханин пишет: «У Израиля нет мира ни с одним арабским народом, есть мир с режимами. И даже не с режимами, а людьми, стоящими во главе политических систем. Арабские народы не уверены в том, что Израиль имеет право на существование» [8]. В 2012 г. осложнилась ситуация на Синае, тогда у ХАМАСа появилась возможность увеличить контрабанду оружия. Новый президент Египта М. Мурси поддерживал ХАМАС в Газе и игнорировал правительство в Ра-малле. Между тем ситуация в Сирии осложнила положение на Голанах, появилась опасность, что к власти могут прийти исламисты. Более того, исламизм в арабском мире привел к тому, что руководство ПНА столкнулось с падением своей популярности. Гипотетически Израилем рассматривался вопрос о возможном отделении Газы и ПНА для возобновления мирного процесса [9, с. 491-495].

В ходе официальных встреч и визитов российские дипломаты указывали, что палестинскую проблему нельзя откладывать и снимать с повестки дня [10]. Б. Нетаньяху продолжал со-

хранять жесткую позицию и не стремился идти на уступки ПНА. В Рамалле к тому времени предлагали отказаться от соглашений Осло с целью укрепления позиций ПНА и урегулирования палестинского вопроса. Израиль рассматривал это как попытку провозглашения независимого государства и готовился к разрыву договоренностей. Совет по национальной безопасности во главе с Я. Амидрором занимался выработкой новых мер в случае такого сценария. В Израиле указывали, что отмена соглашений Осло способна привести к серьезным последствиям и полностью парализовать деятельность ПНА. В результате палестинцы могли бы лишиться источников денежных средств, которые выплачиваются Израилем [11].

В августе 2013 г. было объявлено о новом раунде переговоров между ПНА и Израилем в Иерусалиме, известном как инициатива Дж. Керри. США представляли М. Индик и Ф. Ловен-стейн. Переговорщиками от Израиля выступили министр юстиции Ц. Ливни и советник премьер-министра по палестинскому вопросу М. Ицхак, а от палестинцев - один из членов ФАТХ С. Эри-кат и министр экономики М. Штайех [12, с. 105]. Стороны обсуждали самые острые вопросы, ставшие камнем преткновения в переговорах между ПНА и Израилем еще в 1990-е гг. Согласно заявлениям, атмосфера не была позитивной, и сама подготовка к переговорам проходила крайне сложно [13]. Изначально государственный секретарь США Дж. Керри планировал начать диалог со следующим условием: стороны должны прийти к решению о формировании двух государств [14, с. 8]. Он ставил цель - добиться подписания соглашения об окончательном статусе к апрелю 2014 г. Однако после понимания неготовности участников к этому Керри предложил более реалистичный вариант - рамочное соглашение, которое легло бы в основу окончательного документа [15, а 423-424].

Перед началом мирных переговоров Рамалла и Тель-Авив смогли пойти на уступки. ПНА предложила отложить международное признание Палестины в качестве независимого государства. Израиль освободил палестинских заключенных из тюрем [16]. Стороны договорились о сохранении поселений в обмен на передачу ПНА арабского «Треугольника» в восточных границах Центрального и Хайфского округов [17]. Затем появились сообщения, согласно которым 80% поселений останутся за Израилем и будут обеспечены высокотехнологичными мерами безопасности, а остальные будут эвакуированы, эта земля перейдет под контроль палестинцев [18]. Однако даже к апрелю 2014 г.

границы между будущей Палестиной и Израилем не были четко определены, их планировалось установить после полного замораживания строительства поселений. По поводу Иерусалима Б. Нетаньяху не собирался идти на уступки и провозгласил неделимость города. Он стремился добиться от главы ПНА М. Аббаса признания Израиля в качестве «еврейского и демократического государства» в равной степени [19], однако Аббас отказался, опасаясь ущемления прав палестинского меньшинства на его территории [20].

В марте 2014 г. стало известно, что США, Израиль и ПНА ведут переговоры о «великой сделке», чтобы «спасти мирные переговоры» [21]. На тот момент была попытка подменить международную формулу «земля в обмен на мир» формулой «обмена территориями» («обмена свопами»). Де-факто это означало бы полное признание права Израиля развивать стратегически важные блоки поселений Маале-Адумим, Гуш-Эмуним, Ариэль и Модиин [22]. Но в дальнейшем диалог вновь зашел в «тупик». 3 апреля 2014 г. соперничающие пале-с тинские фракции ХАМАС и ФАТХ согласились сформировать правительство национального единства и провести новые выборы [23]. Б. Нетаньяху заявил, что Аббасу придется выбирать между миром с Израилем и миром с ХАМАСом. Между тем официальные лица ПНА отреагировали следующим образом: это внутренний вопрос палестинцев и мир с Израилем будет укреплен путем объединения палестинского народа. Тогда Б. Нетаньяху приостановил мирные переговоры: «Иерусалим не станет вести переговоры с палестинским правительством, поддерживаемым террористической организацией ХАМАС, призывающей к уничтожению Израиля» [24]. В дальнейшем он ввел экономические санкции и возобновил планы с троительства жилья для палестинцев на Западном берегу [25].

В ходе переговорного процесса при посредничестве Керри был допущен крен в сторону израильских интересов [26, с. 20]. Формула двухгосударственного решения потеряла смысл, так как израильский истеблишмент фактически стал осуществлять план по присоединению Иорданской долины [12, с. 105]. Данная территория и северо-западное побережье Мертвого моря важны с точки зрения безопасности для Израиля. Сплошная полоса по руслу реки Иордан позволяет контролировать водные ресурсы, передвижение людей и товаров. Отторжение Иорданской долины от Западного берега полностью исключает возможность создания независимого государства. Также она рассматривается

в качестве буферной зоны между Израилем и арабо-мусульманским миром, где Тель-Авив может разместить свои ПВО [27].

Россия, оставаясь в «квартете» посредников, призывала обе стороны к активному диалогу и отказу от односторонних действий, способных негативно отразиться на переговорном процессе [28]. Проводились консультации с обеими сторонами конфликта, которые, скорее всего, надеялись склонить Москву на свою сторону.

Срыв переговоров привел к очередному витку напряженности [29]. В связи с провокацией с обеих сторон Израиль начал операцию «Нерушимая скала» (2014 г.) [30]. Ее ключевой целью была ликвидация инфраструктуры ХАМАСа [31, с. 24], который запускал ракеты «Кассам» по Иерусалиму, Тель-Авиву, Ашдоду, Бэер-Шеве и Сдероту. Предполагалось, что в случае активизации террористической активности израильские войска будут введены в Газу. В ходе операции часть солдат были захвачены в плен, их похищение осуществлялось через туннели, проходящие под разделительной стеной. Россия выступала с критикой обеих сторон, не осуществляя жестких мер в отношении Израиля и ХАМАСа. На тот момент Москва впервые признала серьезность ракетных обстрелов, которым подвергался Израиль. Однако она не соглашалась с тем, что насилие осуществлялось по типу «око за око, зуб за зуб» [32, с. 189]. По завершении конфликта Россия выразила надежды на возобновление мирного процесса [33].

После эскалации конфликта в Кремле отметили снижение уровня доверия между израильским и палестинским руководством и деградацию мирного процесса, призвав к его возобновлению [34]. Москва говорила о готовности задействовать «квартет» для мирного диалога и при необходимости использовать министерский формат [35]. По заявлениям МИД РФ, «квартет» в 2015 г. вел активную работу для реанимации мирных переговоров. Россия настаивала на сохранении территориальной целостности Палестины и создании суверенного государства со столицей в Восточном Иерусалиме [36]. В течение года Москва постоянно поддерживала и укрепляла контакт с участниками ближневосточного конфликта, о чем свидетельствуют поездки российских дипломатов на Ближний Восток.

С момента начала военной операции России в Сирии появились новые вызовы в российско-израильских отношениях [37, с. 20]. Тель-Авив изначально желал иметь свободное небо для своих ВВС, чтобы облегчить себе задачу по сдерживанию Хизбаллы, по военным силам которой наносились удары [38]. Изменение поло-

жения на сирийско-ливанской границе, свидетельствующее об укреплении позиций Хизбаллы, расценивалось Тель-Авивом как возможность открытия ее армией нового фронта вблизи Голан. Кроме того, беспокойство Израиля стала вызывать активизация Ирана в Сирии. Расширение иранского контингента воспринимается Тель-Авивом как попытка создания плацдарма для оказания на него давления. Оно может проявляться не напрямую, а путем ослабления группировок на юго-западе Сирии, получающих поддержку Израиля [39]. В свою очередь Россия стремилась предотвратить политический вакуум в стране, повторение ливийского или иракского сценариев и рост экстремизма в регионе. Косвенно Москва поддерживает шиитскую «ось», поскольку противодействует попыткам устранения президента Б. Асада с его поста, а он является союзником Ирана и Хизбаллы [40]. По заявлениям Б. Нета-ньяху, между Москвой и Тель-Авивом существуют договоренности в Сирии, позволяющие избежать столкновений [41].

В июле 2016 г. был обнародован доклад «квартета» международных посредников. В нем говорилось о необходимости урегулирования проблемы между палестинцами и израильтянами путем создания независимого государства. «Квартет» вынес следующее решение: односторонние действия с обеих сторон не способны обеспечить исход переговоров и повлиять на решение международного сообщества [42]. Однако уже очевидно, что усилия «квартета» не приносят результата. Арабоязычное население в зоне С постоянно сталкивается с разрушением своих домов, школ, захватом сельскохозяйственных инфраструктур. Около 60% не имеют постоянного доступа к питьевой воде и не могут получить разрешение на строительство инфраструктуры от израильских властей. Площадь легального строительства в данной зоне составляет 0.59% от общей территории. Израильский суверенитет распространяется на еврейские поселения, которые расположены в зоне В (10 кв. км), зоне А (6.4 кв. км) и располагаются на стратегически важных высотах. Палестинцы, имеющие документы, подтверждающие их право на владение недвижимостью и утвержденные планы строительства на своей земле, могут в любой момент лишиться собственности. Израильское военное командование не раз отдавало распоряжения о депортации [43, с. 181-182].

В течение 2016 г. контакты между Россией и Израилем относительно ближневосточного урегулирования продолжились. В июне премьер-министр Д. Медведев совершил визит в Израиль и ПНА, предложив в очередной раз прове-

сти совместную трехстороннюю конференцию в Москве [43, с. 182]. Вероятно, в связи с активизацией на Ближнем Востоке Россия намерена в будущем стать ключевым посредником между ХАМАСом, ПНА и Израилем, предложив свои инициативы для разрешения конфликта. Для укрепления позиций в регионе Кремлю выгоднее работать на двусторонней основе с конфликтующими сторонами. Путь для этого открывают связи с различными палестинскими течениями, а также секретные переговоры между ХАМАСом и Израилем (возможно, с 2014 г.). Их причиной, скорее всего, является осознание важной роли ХАМАСа, которую нельзя игнорировать. В 2017 г. его члены изменили хартию и признали Израиль в границах 1967 г. [44].

Скромные надежды на мирное урегулирование появились после избрания Д. Трампа президентом США, но очень скоро стало ясно, что он не разбирается в тонкостях конфликта и его значении в регионе. Неясным осталось заявление Д. Трампа: «Мне нравится то, что нравится обеим сторонам. Я рассматриваю два государства и одно государство» [45]. С одной стороны, это свидетельствовало о сохранении желания США оставаться посредником между сторонами. С другой - такие слова давали простор для маневра, показывали готовность пересматривать уже достигнутые соглашения между конфликтующими сторонами [46]. Затем регион стали посещать специальный представитель президента США на Ближнем Востоке Дж. Гринблат, ортодоксальный еврей, и ближайший советник президента США (и его зять) Дж. Кушнер, еврей по происхождению. По-видимому, перед ними стояла цель усадить обе стороны за стол переговоров, чтобы в дальнейшем появилась возможность для выстраивания системы региональной безопасности на Ближнем Востоке. Дж. Гринблат предлагал отбросить в сторону эмоциональную и историческую часть вопроса, а также прекратить финансирование ПНА до прихода конфликтующих сторон к определенным договоренностям [47].

Видимо, американская сторона надеялась построить систему региональной безопасности на Ближнем Востоке, куда должны войти Израиль, суннитские монархии и Египет, и попыталась подтолкнуть Рамаллу к переговорам с Тель-Авивом. Заключение мирного соглашения между ними сняло бы с повестки дня один из самых острых и затяжных конфликтов в регионе, который подрывает стабильность, но вопрос о секторе Газа и ХАМАСе не поднимался.

6 декабря 2017 г. Д. Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля. В ре-

зультате палестино-израильская проблема вернулась в повестку дня [48]. Данное заявление свидетельствует о том, что нынешняя администрация США не имеет возможности усадить за стол две стороны конфликта. Вашингтон предполагает его разрешение в одностороннем порядке, являясь при этом исключительно внешним актором и посредником, который по всем канонам не обладает правом осуществлять односторонние решения. Вместе с тем была подтверждена приверженность США достижению прочного мира между израильтянами и палестинцами, а также готовность поддержать двух-государственное урегулирование конфликта при согласии на это обеих сторон. Д. Трамп подчеркнул, что своим решением он поспособствовал мирному процессу, сняв с повестки дня самый острый вопрос. Однако в то же время отметил: «Мы не занимаем определенной позиции по поводу окончательного статуса, включая конкретные границы суверенитета Израиля в Иерусалиме или разрешение оспариваемых границ» [49]. Так заявление президента США можно трактовать как попытку давления на Ра-маллу, которая в ответ разорвала практически все связи с США.

Решения Вашингтона относительно признания Иерусалима столицей Израиля было положительно оценено со стороны израильского руководства. Б. Нетаньяху назвал это событие историческим днем и призвал другие страны мира (Гондурас и Панама) последовать примеру США [50]. Такая реакция свидетельствует о попытке внедрить данную практику в международное право и изменить в свою пользу уже ранее заключенные договоренности. Б. Нетань-яху необходима поддержка своих избирателей, которые, в свою очередь, также одобряют решение американской администрации. Пока Ли-куд находится у власти, Израиль не будет ставить перед собой цель начать конструктивный диалог по урегулированию палестинского вопроса. Программы всех коалиций Б. Нетаньяху исключают идею создания независимой Палестины. Состояние ни войны, ни мира позволяет Тель-Авиву осуществлять поселенческую политику и контроль над стратегическими высотами на Западном берегу [26, с. 22].

Протест заявлению Трампа внутри Израиля выразили палестинские арабы, являющиеся его гражданами. Один из представителей меньшинства Ю. Джабарин, уполномоченный фракции «Объединенный список», назвал его заявление «решением в духе колониализма, противоречащим международным нормам» [51]. Негативное отношение к позиции Вашингтона продемонстрировали арабские депутаты в Кнессете, ко-

гда туда прибыл вице-президент США М. Пенс 22 января 2018 г. Они встретили американского представителя с плакатами «Иерусалим - столица Палестины», но из зала заседания их удалили диспетчеры [52]. Израиль столкнулся с новой волной затяжных протестов со стороны палестинцев в Газе, а также с призывами ХАМАС начать новую интифаду [53].

Москва с обеспокоенностью восприняла действия Вашингтона в связи с возможным усложнением обстановки в регионе. Россия подтвердила свою приверженность международному праву, ранее достигнутым соглашениям, неизменность своей позиции [54]. Она поддержала проект резолюции Турции и Йемена относительно статуса Иерусалима. Документ подтверждает силу ранее изданных международных документов, касающихся палестино-израильского вопроса [55]. Проект был принят в результате голосования в ГА ООН, которое состоялось 21 декабря 2017 г. За высказались 128 государств, включая Россию, 9 - против, 35 - воздержались [56].

Кроме того, в январе 2019 г. посол России в Израиле А.Д. Викторов подтвердил в интервью, что вопрос о переносе российского посольства из Тель-Авива в Иерусалим не рассматривается, так как Москва продолжает придерживаться международно-правовой базы по палестинской проблеме [57]. На текущий момент Кремль оценивает данный вопрос как «застойный», а меры Вашингтона рассматриваются как негативные, поскольку они нарушают резолюции Совбеза и Генассамблеи ООН, «Мадридские принципы», «Принципы Осло» и Арабскую мирную инициативу [58]. Инцидент, связанный со сносом инфраструктуры в Сух Бахр в июле 2019 г., был оценен Москвой как незаконный и усугубляющий палестинскую проблему. Озабоченность также вызвал предвыборный маневр Б. Нетань-ху, когда он предложил распространить суверенитет Израиля на всю Иорданскую долину. Россия заявила, что такие меры способны привести к эскалации в регионе и подорвать перспективы установления мира [59]. По оценке Москвы, «сделка века», предложенная администрацией Д. Трампа, имеет негативный эффект, так как предлагает нормализацию отношений между арабскими странами и Израилем, а уже после этого решение палестинской проблемы. В свою очередь, это противоречит Арабской мирной инициативе. Россия считает, что такие меры способны только усугубить проблему, что также будет иметь негативное влияние на интересы Израиля [60]. Как справедливо отмечает исследовательница Е.А. Якимова, текущие предложения по альтернативным вариантам решения

палестинской проблемы «являются в большей степени дополнением существующих мирных инициатив» [61, с. 144-145].

В ходе визитов Б. Нетаньяху в Москву в течение 2019 г. стороны навряд ли затрагивали палестинский вопрос. Но, несмотря на то что обе стороны имеют много разнополярных точек зрения на одни и те же вопросы, они демонстрируют способность договариваться. Это необходимо в свете завершения антитеррористической кампании в Сирии, усиления Ирана на Ближнем Востоке и Хизбаллы, получившей важный для нее военный опыт. Россия стала очень влиятельным игроком не только в указанном регионе, но и на международной арене, что заставляет многие центры силы считаться с ее позицией. Так, после уничтожения Израилем командира палестинской группировки «Исламский джихад» Акрама аль-Аджури в Дамаске Россия осудила данный акт и заявила о своем неприятии, отметив, что в результате удара пострадали не только военные, но и гражданские лица. При этом Москва указала на важность соблюдения суверенитета Сирии [62]. Что касается заявления госсекретаря М. Помпео о том, что США больше не считают строительство поселений нарушением международного права, то Москва расценила это как «шаг, направленный на слом международно-правовой базы ближневосточного урегулирования, который обострит и без того напряженную обстановку в палестино-израильских отношениях» [63].

По мнению А. Васильева, если бы Москва признала израильский подход по вопросу урегулирования палестинской проблемы, то она бы столкнулась с ослаблением своего имиджа в регионе. Во-первых, отход от мадридских принципов подорвал бы доверие арабо-мусульманского мира к России. Во-вторых, беспринципное урегулирование означало бы диктат сильной стороны - Израиля. Тогда регион столкнулся бы с еще более разрушительным военным противостоянием. Текущая форма конфликта между палестинцами и израильтянами будет продолжаться довольно долго, и Израиль продолжит постепенно присваивать себе земли на Западном берегу [64, с. 621-622].

Таким образом, в течение 2010-2019 гг. можно наблюдать сохранение консервативной позиции российской дипломатии в отношениях с Израилем в контексте ближневосточного урегулирования. Под вопросом остается будущее ближневосточного «квартета» и его легитимность, ведь он долгое время не принимал реального участия в реанимировании мирного процесса. Нынешние действия Москвы говорят о постоянном сохранении ее заинтересованности

в разрешении конфликта. Последние визиты израильских и российских лидеров свидетельствуют о наличии доверия между странами. Израиль ценит отношения с РФ и ее связи с арабо-мусульманским миром, которые могут оказаться для него полезными, особенно в свете сохраняющейся нестабильности в регионе.

Ключевые положения и выводы статьи были подготовлены в рамках Института востоковедения РАН для защиты кандидатской диссертации.

Список литературы

1. f7'N -a DIM - -mm рэтп а"ЛК- (Премьер-министр Беньямин Нетаньяху - Речь в Бар-Илане) [Электронный ресурс] // Youtube. Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=n9kLAvpBCYk (дата обращения: 15.03.2019). (иврит.)

2. Ответ официального представителя МИД России

A.А. Нестеренко на вопросы СМИ в связи с выступлением премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху по тематике ближневосточного урегулирования [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps /il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/289714 (дата обращения: 15.03.2019).

3. О встречах спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку, заместителя министра иностранных дел А.В. Салтанова в Израиле [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/ il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/284758 (дата обращения: 15.03.2019).

4. Wanis-St. A.J. Back Channel Negotiation: Secrecy in the Middle East Peace Process. - Syracuse University Press, 2011.

5. оjjó iiL^jlLJl jMijl (Начало непрямых переговоров) [Электронный ресурс] // Аль-Джазира. Режим

доступа: https://www._aljazeera.net/news/arabic/2010/5

/9/0 jjt-d^jlLJl-j^ijl (дата обращения: 15.03.2019). (араб.)

6. Behind the Headlines: A New Policy for Gaza [Electronic source] // Israel Ministry of Foreign Affairs. Mode of access: http://www.mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/hu manitarian/pages/a-new-policy-for-gaza-6-jul-2010.aspx (accessed: 15.03.2019).

7. Заявления ближневосточного «квартета» международных посредников в связи с решением израильского правительства по Газе [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_ publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/244966 (дата обращения: 15.03.2019).

8. Серьёзный разговор [Электронный ресурс] // 9 канал. Режим доступа: http://9tv.co.il/video/2017/08/04/ 68518.html (дата обращения: 15.03.2019).

9. Карасова Т.А. Израиль и некоторые итоги «арабской весны» // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Наумкин,

B.В. Попов, В.А. Кузнецов. ИВ РАН; Фак. мировой

политики и ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ИВ РАН, 2012. С. 486-499.

10. Ответ официального представителя МИД России А.К. Лукашевича на вопросы СМИ о ситуации в палестино-израильском урегулировании [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/ il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/152350 (дата обращения: 15.03.2019).

11. СМИ: администрация Махмуда Аббаса готовится расторгнуть соглашения Осло [Электронный ресурс] // News.ru. Режим доступа: http://www.newsru.co.il/mid east/18sep2012/oslo_002_print.html (дата обращения: 15.03.2019).

12. Крылов А.В., Морозов В.М. Палестино-израильский трек: провал ближневосточной политики администрации Б. Обамы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4 (55).

13. Israelis and Palestinians meet for peace talks [Electronic source] // The Guardian. Mode of access: https ://www. theguardian. com/world/2013/aug/14/israelis -palestinians-peace-talks (accessed: 15.03.2019).

14. Amrov S. Intractable Peace 2.0.1.3: Israel - Palestine. SETA, 2014.

15. Карасова Т.А. Израиль и США: Основные этапы становления стратегического партнёрства (1948-2014). М., 2015. С. 464.

16. Harris E. Kerry Tries To Get Israeli-Palestinian Peace Talks Back on Track [Electronic source] // NPR. Mode of access: http://www.npr.org/2013/11/06/2435378 92/kerry-tries-to-get-israel-palestine-peace-talks-back-on-tr ack (accessed: 15.03.2019).

17. Winer S. Israel reportedly offering land and its 300,000 residents to Palestinians [Electronic source] // The Times of Israel. Mode of access: http://www.timesofisrael. com/israel-reportedly-offering-land-and-its-300000-residen ts-to-palestinians/ (accessed:15.03.2019).

18. Lazareva I. Hundreds of thousands of settlers may stay put under leaked framework for Middle East peace deal [Electronic source] // Telegraph. Mode of access: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/is rael/10610803/Hundreds-of-thousands-of-settlers-may-stay-put-under-leaked-framework-for-Middle-East-peace-deal. html (accessed: 15.03.2019).

19. Netanyahu pushes to define Israel as nation state of Jewish people only [Electronic source] // The Guardian. -Mode of access: https://www.theguardian.com/world/2014/ may/04/binyamin-netanyahu-israel-jewish-state (accessed: 15.03.2019).

20. Abbas: Palestinians will never recognize Israel as Jewish state [Electronic source] // Jewish Telegraph Egen-cy. Mode of access: http://www.jta.org/2014/04/27/ news-opinion/israel-middle-east/abbas-palestinians-will-ne ver-recognize-israel-as-jewish-state (accessed: 15.03.2019).

21. Hamas and Fatah unveil Palestinian reconciliation deal [Electronic source] // BBC. Read more: http://www. bbc.com/news/world-middle-east-27128902 (accessed: 15.03.2019).

22. Крылов А.В. Провал ближневосточной политики США на палестино-израильском треке [Электронный ресурс] // МГИМО. Режим доступа: https://mgimo. ru/upload/iblock/14f/Выступление%20на%20конференци и%20в%20НН^ (дата обращения: 16.02.2018).

23. Hamas and Fatah unveil Palestinian reconciliation deal [Electronic source] // BBC. http://www.bbc.com/news/ world-middle-east-27128902 (accessed: 15.03.2019).

24. Somfalvi A. Sanctions and suspended talks - Israel responds to Palestinian reconciliation [Electronic source] // Ynetnews.com. Read more: http://www.ynetnews.com/ articles/0,7340,L-4513046,00.html (accessed: 15.03.2019).

25. Levy E. Israel begins implementing economic sanctions against Palestinians [Electronic source] // Ynet news.com. Read more: http://www.ynetnews.com/articles/ 0,7340,L-4514309,00.html (accessed: 15.03.2019).

26. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки // Аналитические доклады ИМИ. Вып. 1(47). М.: МГИМО-Университет, 2017.

27. Крылов А.В. Граница безопасности Израиля пройдет по руслу реки Иордан [Электронный ресурс] // МГИМО. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/ experts/243007/?sphrase_id=8695755 (дата обращения: 16.02.2018).

28. Комментарий Департамента информации и печати МИД России по ситуации на палестино-израильском направлении ближневосточного урегулирования [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/iP-/asset_publisher/IkK5VYQ A0maG/content/id/82018 (дата обращения: 15.03.2019).

29. Wroughton L. Kerry warns Israel of troubles ahead if peace talks fail [Electronic source] //Reuters. Read more: https://www.reuters.com/article/us-palestinians-israel-kerry-idUSBRE9A60P220131107 (accessed: 15.03.2019).

30. Ермаков А.А., Корнилов А.А., Рыжов И.В. Новый этап палестино-израильского противостояния // Азия и Африка сегодня. 2016. № 11 (712).

31. Ермаков А.А., Рыжов И.В. «Интифада Аль-Кудса» и ее место в палестино-израильском противостоянии // Азия и Африка сегодня. 2016. № 2 (703).

32. Звягельская И.Д. Ближневосточный клинч: Конфликты на Ближнем Востоке и политика России. М.: Аспект Пресс, 2014.

33. Комментарий Департамента информации и печати МИД России по поводу палестино-израильских договоренностей о прекращении огня [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/ maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/content/id/67 3077 (дата обращения: 15.03.2019).

34. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с рабочим визитом в Россию министра иностранных дел Израиля А. Либермана [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www. mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/cont ent/id/910288 (дата обращения: 15.03.2019).

35. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Государства Израиль А. Либерманом, Москва, 26 января 2015 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www. mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/con tent/id/911395 (дата обращения: 15.03.2019).

36. О переговорах министра иностранных дел России С.В. Лаврова с делегацией министерской контактной группы Организации исламского сотрудничества по Палестине и Восточному Иерусалиму [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/ il/-/asset_publisher/IkK5VYQAÜmaG/content/id/968302 (дата обращения: 15.03.2019).

37. Ермаков А.А., Корнилов А.А. Израиль: война на два фронта // Азия и Африка сегодня. 2016. № 6 (707).

38. Звягельская И. Россия и меняющийся Ближний Восток [Электронный ресурс] // РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ rossiya-i-menyayushchiysya-blizhniy-vostok/ (дата обращения: 15.07.2017).

39. Мелконян С. Израильский сценарий будущего Сирии [Электронный ресурс] // РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/iz railskiy-stsenariy-budushchego-sirii/?sphrase_id=785206 (дата обращения: 15.03.2019).

40. Марьясис Д. Восточное Средиземноморье по-прежнему на радарах [Электронный ресурс] // РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-com ments/analytics/vostochnoe-sredizemnomore-po-prezhne mu-na-radarakh/ (дата обращения: 15.03.2019).

41. Israel's Prime Minister welcomes Trump Presidency [Electronic source] //CBS. Read more: https://www. cbsnews.com/news/60-minutes-benjamin-netanyahu-us-isra el-relations-donald-trump/ (accessed: 15.03.2019).

42. Доклад ближневосточного «квартета» международных посредников [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publis her/IkK5VYQAÜmaG/content/id/2340565 (дата обращения: 15.03.2019).

43. Федорченко А.В., Крылов А.В., Морозов В.М. Государство Палестина: право на будущее: Монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр ближневосточных исследований Ин-та междунар. исследований. М.: МГИМО-Университет, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. j^'-'u. -'ä cljajj d/llj^j J/^' cljl^'

ИЧУ jjja. (ХАМАС отказывается от уничтожения Израиля и готов принять палестинское государство на границах) [Электронный ресурс] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Zh8a8ntceGo (дата обращения: 15.03.2019). (араб.)

45. Kershner I. Is 2-State Solution Dead? In Israel, a Debate Over What's Next [Electronic source] // The New York Times. Read more: https://www.nytimes.com/ 2017/02/16/world/middleeast/israel-palestinians-two-state-solution.html (accessed: 15.03.2019).

46. Крылов А.В. Сенсационные заявления Д. Трампа по проблемам ближневосточного урегулирования [Электронный ресурс] // МГИМО. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/c51/krylov.pdf (дата обращения: 16.02.2018).

47. Мирный план [Электронный ресурс] // 9 канал. Режим доступа: http://9tv.co.il/video/2017/06/24/67800. html (дата обращения: 15.03.2019).

48. Россия на Ближнем Востоке: игра на всех полях. Материал для обсуждения на Ближневосточной конференции клуба «Валдай» [Электронный ресурс] // Вал-

дай. Режим доступа: http://ru.valdaiclub.com/files/19004/ (дата обращения: 25.02.2018).

49. Trump calls Jerusalem Israel's capital [Electronic source] // CNN. Read more: https://edition.cnn.com/ 2017/12/06/politics/president-donald-trump-j erusalem/ index.html (accessed: 05.02.2018).

50. N'rn л-гал? -mm ра'лз л?^аал та- лтоп^лл эак-О Т?ЛП (Обращение премьер-министра Биньямина Нетаньяху по поводу заявления президента США Дональда Трампа) [Электронный ресурс] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4Dq 83ClT qZM (дата обращения: 05.02.2018). (иврит)

51. ^^flLLj jlja jA ^ uljj' jlja ' '""j; ^¿Ull JjJl jjlill (Депутат Юсеф Джабарин: Решение Трампа является колониальным решением и противоречит международному праву) [Электронный ресурс] // Аль-Араб. Режим доступа: http://www.alarab.com/Article/ 836684 (дата обращения: 05.02.2019). (араб.)

52. лот латала пул :тэл лта'ул! q^it лтэ (Плакат Иерусалима и физическая конфронтация: документальная информация о шуме в Кнессете) [Электронный ресурс] // Ynet. Режим доступа: https://www.ynet.co.il /articles/0,7340,L-5074581,00.html (дата обращения: 05.02.2018). (иврит.)

53. к'л эак-о л-лет ^кэ'лгкз -па тлэ? к-v окап лап?а лг-эл (ХАМАС призывает начать интифаду завтра: Декларация Трампа - это объявление войны) [Электронный ресурс] // Ха-Арэц. Режим доступа: https://www.haaretz.co.il/news/politics/1.4672702 (дата обращения: 05.02.2018). (иврит.)

54. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с признанием США Иерусалима столицей Израиля [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/il7-/asset_ publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/2980367 (дата обращения: 05.02.2018).

55. Status of Jerusalem. Turkey and Yemen: draft resolution [Electronic source] // The United Nations. Mode of access: https://docs.voanews.eu/tr-TR/2017/12/21/3945459e -9e6e-4ac0-8c11-1a1a39b1ade8.pdf (accessed: 05.02.2018).

56. Voting of draft resolution - General Assembly's tenth emergency special session [Electronic source] // The United Nations. Mode of access: http://webtv.un. org/search/voting-of-draft-resolution-general-assemblys-tenth-emergency-special-session/5689483170001/?term= jerusalem&sort=date (accessed: 05.02.2018).

57. Интервью посла России в Израиле А.Д. Викторова информационному агентству ТАСС, 7 февраля 2019 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа:

http://www.mid.rU/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA OmaG/content/id/3 510091 (дата обращения: 05.02.2019).

58. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с государственным министром по иностранным делам Королевства Саудовская Аравия Аделем Аль-Джубейром, Эр-Рияд, 4 марта 2019 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/ maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/35 57170 (дата обращения: 15.03.2019).

59. О ситуации в палестино-израильском урегулировании [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA OmaG/content/id/3782913 (дата обращения: 15.09.2019).

60. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам недели высокого уровня 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 27 сентября 2019 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_ puЫisherЛkK5VYQAOmaG/content/id/3822554 (дата обращения: 15.09.2019).

61. Якимова Е.А. В поисках Палестинского государства: Альтернативы резолюции 181 (II) // Становление еврейской государственности в XX веке: ключевые события: Коллективные монографии. Кн. II / Отв. ред. Т.А. Карасова, Д.А. Марьясис; Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2019.

62. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с израильскими ударами по Сирии [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQ AOmaG/content/id/3907046 (дата обращения: 22.11.2019).

63. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с заявлением Госсекретаря США М. Помпео по вопросу поселенческой деятельности Израиля на оккупированных палестинских территориях Сирии [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK 5VYQAOmaG/content/id/3905543 (дата обращения: 22.11.2019).

64. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Центрополи-граф, 2018.

FEATURES OF RUSSIAN-ISRAELI RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE PALESTINIAN PROBLEM DURING NETANYAHU'S PERIOD IN OFFICE (2009-2019)

M.I. Makhmutova

The aim of this paper is to analyze the relations between Moscow and West Jerusalem in the context of the Palestinian problem during Netanyahu's period in office. In this study, we use the systems approach whereby the research object is considered as an integral complex of interconnected elements. We show that international mediators repeatedly attempted to resolve the conflict during Netanyahu's tenure as Prime Minister, and Moscow made considerable diplomatic efforts. However, Russia was alarmed by the US unilateral attempts to resolve the problem without taking into account the positions of all Palestinian movements and parties. Currently, Russia remains one of the most neutral intermediaries among the participants in the Quartet that has been able to maintain a balance between all the key participants in the conflict, especially between Israel, Hamas and the PNA.

Keywords: history of international relations, Palestinian problem, Israel, Russia, Middle East Quartet, USA, Netanyahu, Gaza Strip, West Bank.

References

Lft'S "Q mxa - IH^m (Prem'er-

ministr Ben'yamin Netan'yahu - Rech' v Bar-Ilane [El-ektronnyj resurs] // Youtube. Rezhim dostupa: https:// www.youtube.com/watch?v=n9kLAvpBCYk (data obra-shcheniya: 15.03.2019). (ivrit/)

2. Otvet oficial'nogo predstavitelya MID Rossii A.A. Nesterenko na voprosy SMI v svyazi s vystupleniem prem'er-ministra Izrailya B. Netan'yahu po tematike blizhnevostochnogo uregulirovaniya [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/289714 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

3. O vstrechah specpredstavitelya prezidenta Rossii po Blizhnemu Vostoku, zamestitelya ministra inostrannyh del A.V. Saltanova v Izraile [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/as set_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/284758 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

4. Wanis-St. A.J. Back Channel Negotiation: Secrecy in the Middle East Peace Process. Syracuse University Press, 2011.

5. ¿l^jliJl jjt oj^LJl (Nachalo nepryamyh peregovorov) [Elektronnyj resurs] // Al'-Dzhazira. Rezhim dostupa: https://www.aljazeera.net/news/arabic/2010/5 /9/j^-^l-ùl^jli^il-jjà-ojilj^ll (data obrashcheniya: 15.03.2019). (arab.)

6. Behind the Headlines: A New Policy for Gaza [Electronic source] // Israel Ministry of Foreign Affairs. Mode of access: http://www.mfa.gov.il/mfa/foreignpoli cy/peace/humanitarian/pages/a-new-policy-for-gaza-6-ju l-2010.aspx (accessed: 15.03.2019).

7. Zayavleniya blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdunarodnyh posrednikov v svyazi s resheniem iz-rail'skogo pravitel'stva po Gaze [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_ publish-er/IkK5VYQAOmaG/content/id/244966 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

8. Ser'yoznyj razgovor [Elektronnyj resurs] // 9 kanal. Rezhim dostupa: http://9tv.co.il/video/2017/08/04/ 68518.html (data obrashcheniya: 15.03.2019).

9. Karasova T.A. Izrail' i nekotorye itogi «arabskoj vesny» // Blizhnij Vostok, Arabskoe probuzhdenie i Rossiya: chto dal'she? Sb. st. / Otv. red. V.V. Naumkin, V.V. Popov, V.A. Kuznecov. IV RAN; Fak. mirovoj politiki i ISAA MGU im. M.V. Lomonosova. M.: IV RAN, 2012. S. 486-499.

10. Otvet oficial'nogo predstavitelya MID Rossii A.K. Lukashevicha na voprosy SMI o situacii v palesti-no-izrail'skom uregulirovanii [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset _publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/152350 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

11. SMI: administraciya Mahmuda Abbasa go-tovitsya rastorgnut' soglasheniya Oslo [Elektronnyj resurs] // News.ru. Rezhim dostupa: http://www.newsru. co.il/mideast/18sep2012/oslo_002_print.html (data obrashcheniya: 15.03.2019).

12. Krylov A.V., Morozov V.M. Palestino-izrail'skij trek: proval blizhnevostochnoj politiki administracii B. Obamy // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2017. № 4 (55).

13. Israelis and Palestinians meet for peace talks [Electronic source] // The Guardian. Mode of access: https://www.theguardian.com/world/2013/aug/14/israelis -palestinians-peace-talks (accessed: 15.03.2019).

14. Amrov S. Intractable Peace 2.0.1.3: Israel - Palestine. SETA, 2014.

15. Karasova T.A. Izrail' i SShA: Osnovnye etapy stanovleniya strategicheskogo partnyorstva (1948-2014). M., 2015. S. 464.

16. Harris E. Kerry Tries To Get Israeli-Palestinian Peace Talks Back on Track [Electronic source] // NPR. Mode of access: http://www.npr.org/2013/11/06/24353 7892/kerry-tries-to-get-israel-palestine-peace-talks-back-on-track (accessed: 15.03.2019).

17. Winer S. Israel reportedly offering land and its 300,000 residents to Palestinians [Electronic source] // The Times of Israel. Mode of access: http://www. timesofisrael.com/israel-reportedly-offering-land-and-it s-300000-residents-to-palestinians/ (accessed:15.03.2019).

18. Lazareva I. Hundreds of thousands of settlers may stay put under leaked framework for Middle East peace deal [Electronic source] // Telegraph. Mode of access: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/mid dleeast/israel/10610803/Hundreds-of-thousands-of-settl ers-may-stay-put-under-leaked-framework-for-Middle-East-peace-deal.html (accessed:15.03.2019).

19. Netanyahu pushes to define Israel as nation state of Jewish people only [Electronic source] // The Guardian. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ world/2014/may/04/binyamin-netanyahu-israel-j ewish-state (accessed: 15.03.2019).

20. Abbas: Palestinians will never recognize Israel as Jewish state [Electronic source] // Jewish Telegraph Egency. Mode of access: http://www.jta.org/2014/04/27/ news-opinion/israel-middle-east/abbas-palestinians-will-never-recognize-israel-as-jewish-state (accessed: 15.03.2019).

21. Hamas and Fatah unveil Palestinian reconciliation deal [Electronic source] // BBC. Read more: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-27128902 (accessed: 15.03.2019).

22. Krylov A.V. Proval blizhnevostochnoj politiki SShA na palestino-izrail'skom treke [Elektronnyj resurs] // MGIMO. Rezhim dostupa: https://mgimo. ru/upload/iblock/14f/Vystuplenie%20na%20konferencii %20v%20NN.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2018).

23. Hamas and Fatah unveil Palestinian reconciliation deal [Electronic source] // BBC. http://www.bbc.com/news/world-middle-east-27128902 (accessed: 15.03.2019).

24. Somfalvi A. Sanctions and suspended talks - Israel responds to Palestinian reconciliation [Electronic source] // Ynetnews.com. Read more: http://www.ynet news.com/ articles/0,7340,L-4513046,00.html (accessed: 15.03.2019).

25. Levy E. Israel begins implementing economic sanctions against Palestinians [Electronic source] // Ynet news.com. Read more: http://www.ynetnews.com/arti cles/ 0,7340,L-4514309,00.html (accessed:15.03.2019).

26. Srednesrochnyj prognoz razvitiya situacii v re-gione Blizhnego Vostoka i Severnoj Afriki // Analitich-eskie doklady IMI. Vyp. 1(47). M.: MGIMO-Universitet, 2017.

27. Krylov A.V. Granica bezopasnosti Izrailya pro-jdet po ruslu reki Iordan [Elektronnyj resurs] // MGIMO. Rezhim dostupa: https://mgimo.ru/about/news/experts/243 007/?sphrase_id=8695755 (data obrashcheniya: 16.02.2018).

28. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii po situacii na palestinoizrail'skom naprav-lenii blizhnevostochnogo uregulirovaniya [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Feder-acii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/content/id/82018 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

29. Wroughton L. Kerry warns Israel of troubles ahead if peace talks fail [Electronic source] //Reuters. Read more: https://www.reuters.com/article/us-palestini ans-israel-kerry-idUSBRE9A60P220131107 (accessed: 15.03.2019).

30. Ermakov A.A., Kornilov A.A., Ryzhov I.V. No-vyj etap palestino-izrail'skogo protivostoyaniya // Aziya i Afrika segodnya. 2016. № 11 (712).

31. Ermakov A.A., Ryzhov I.V. «Intifada Al'-Kudsa» i ee mesto v palestino-izrail'skom protivostoyanii // Azi-ya i Afrika segodnya. 2016. № 2 (703).

32. Zvyagel'skaya I.D. Blizhnevostochnyj klinch: Konflikty na Blizhnem Vostoke i politika Rossii. M.: Aspekt Press. 2014.

33. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii po povodu palestino-izrail'skih dogovoren-nostej o prekrashchenii ognya [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset _publisher/IkK5VYQAOmaG/content/id/673077 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

34. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii v svyazi s rabochim vizitom v Rossiyu ministra inostrannyh del Izrailya A. Libermana [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/content/id/910288 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

35. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii po itogam peregovorov s ministrom inostrannyh del Gosudarstva Izrail' A. Libermanom, Moskva, 26 yanvarya 2015 goda [Elektronnyj resurs] // Mini-sterstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_ publisher/IkK5VYQA0maG/content/id/911395 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

36. O peregovorah ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova s delegaciej ministerskoj kontaktnoj grup-py Organizacii islamskogo sotrudnichestva po Palestine i Vostochnomu Ierusalimu [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher /IkK5VYQA0maG/content/id/968302 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

37. Ermakov A.A., Kornilov A.A. Izrail': vojna na dva fronta // Aziya i Afrika segodnya. 2016. № 6 (707).

38. Zvyagel'skaya I. Rossiya i menyayushchijsya Blizhnij Vostok [Elektronnyj resurs] // RSMD. Rezhim dostupa: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comment s/analytics/rossiya-i-menyayushchiysya-blizhniy-vostok/ (data obrashcheniya: 15.07.2017).

39. Melkonyan S. Izrail'skij scenarij budushchego Sirii [Elektronnyj resurs] // RSMD. Rezhim dostupa: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analyti cs/izrailskiy-stsenariy-budushchego-sirii/?sphrase_id=7 85206 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

40. Mar'yasis D. Vostochnoe Sredizemnomor'e po-prezhnemu na radarah [Elektronnyj resurs] // RSMD. Rezhim dostupa: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vostochnoe-sredizemnomore-po-pre zhnemu-na-radarakh/ (data obrashcheniya: 15.03.2019).

41. Israel's Prime Minister welcomes Trump Presidency [Electronic source] //CBS. Read more: https:// www.cbsnews.com/news/60-minutes-benjamin-netanya hu-us-israel-relations-donald-trump/ (accessed: 15.03.2019).

42. Doklad blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdu-narodnyh posrednikov [Elektronnyj resurs] // Minister-stvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publish-er/IkK5VYQAOmaG/content/id/2340565 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

43. Fedorchenko A.V., Krylov A.V., Morozov V.M. Gosudarstvo Palestina: pravo na budushchee: Mono-grafiya / Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) M-va inostr. del Ros. Federacii, Centr blizhnevostochnyh issledovanij In-ta mezhdunar. issledovanij. M.: MGIMO-Universitet, 2018.

44. JjLjjj" ^^ jl^" ü^lj^j J^'j

jjj^ mV (HAMAS otkazyvaetsya ot unichtozhe-niya Izrailya i gotov prinyat' palestinskoe gosudarstvo na granicah) [Elektronnyj resurs] // YouTube. Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=Zh8a8ntce Go (data obrashcheniya: 15.03.2019). (arab.)

45. Kershner I. Is 2-State Solution Dead? In Israel, a Debate Over What's Next [Electronic source] // The New York Times. Read more: https://www.nytimes.com/ 2017/02/16/world/middleeast/israel-palestinians-two-sta te-solution.html (accessed: 15.03.2019).

46. Krylov A.V. Sensacionnye zayavleniya D. Trampa po problemam blizhnevostochnogo uregulirovaniya [Elektronnyj resurs] // MGIMO. Rezhim dostupa: https://mgimo.ru/upload/iblock/c51/krylov.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2018).

47. Mirnyj plan [Elektronnyj resurs] // 9 kanal. Rezhim dostupa: http://9tv.co.il/video/2017/06/24/67 800. html (data obrashcheniya: 15.03.2019).

48. Rossiya na Blizhnem Vostoke: igra na vsekh pol-yah. Material dlya obsuzhdeniya na Blizhnevostochnoj konferencii kluba «Valdaj» [Elektronnyj resurs] // Val-daj. Rezhim dostupa: http://ru.valdaiclub.com/files/ 19004/ (data obrashcheniya: 25.02.2018).

49. Trump calls Jerusalem Israel's capital [Electronic source] // CNN. Read more: https://edition. cnn.com/2017/12/06/politics/president-donald-trump-je rusalem/index.html (accessed: 05.02.2018).

50. mon'Tin ran ra'n m^m r-insn? N'm

DöNHü (Obrashchenie prem'er-ministra Bin'yamina Netan'yahu po povodu zayavleniya prezi-denta SShA Donal'da Trampa) [Elektronnyj resurs] //

YouTube. Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/ watch?v=4Dq 83C1T qZM (data obrashcheniya: 05.02.2018). (ivrit.)

51. ^LÎUJI ■ °" j ^jjL^.: jlj ^ulj' jA jlja JIJJj¡^sLjjj ¿jLSlI JjJl (Deputat Yusef Dzhabarin: Reshenie Trampa yavlyaetsya kolonial'nym resheniem i protivorechit mezhdunarodnomu pravu) [Elektronnyj resurs] // Al'-Arab. Rezhim dostupa: http://www.alarab.com/Article/ 836684 (data obrashcheniya: 05.02.2019). (arab.)

52. mro d'^it ma'ym 'ran: 7wr namana rorn (Plakat Ierusalima i fizicheskaya konfrontaciya: doku-mental'naya informaciya o shume v Knessete) [Elektronnyj resurs] // Ynet. Rezhim dostupa: https:// www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5074581,00.html (data obrashcheniya: 05.02.2018). (ivrit.)

53. osan snip mrs1? nna mssTU'sn: r-rnn sasno s'n mnn nan^a (HAMAS prizyvaet nachat' intifadu zavtra: Deklaraciya Trampa - eto ob"yavlenie vojny) [Elektronnyj resurs] // Ha-Arec. Rezhim dostupa: https://www.haaretz.co.il/news/politics/1.4672702 (data obrashcheniya: 05.02.2018). (ivrit.)

54. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii v svyazi s priznaniem SShA Ierusalima stol-icej Izrailya [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo in-ostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publish-er/IkK5V YQA0maG/content/id/2980367 (data obrashcheniya: 05.02.2018).

55. Status of Jerusalem. Turkey and Yemen: draft resolution [Electronic source] // The United Nations. Mode of access: https://docs.voanews.eu/tr-TR/2017/12 /21/3 945459e-9e6e-4ac0-8c11-1a1a3 9b1ade8.pdf (accessed: 05.02.2018).

56. Voting of draft resolution - General Assembly's tenth emergency special session [Electronic source] // The United Nations. Mode of access: http://webtv.un. org/search/voting-of-draft-resolution-general-assemblys-tenth-emergency-special-session/5689483170001/?term= jerusalem&sort=date (accessed: 05.02.2018).

57. Interv'yu posla Rossii v Izraile A.D. Viktorova informacionnomu agentstvu TASS, 7 fevralya 2019 goda [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/ maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQA0maG/content/id/ 3510091 (data obrashcheniya: 05.02.2019).

58. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii po itogam peregovorov s gosudar-stvennym ministrom po inostrannym delam Korolevstva Saudovskaya Araviya Adelem Al'-Dzhubejrom, Er-Riyad, 4 marta 2019 goda [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher /IkK5VYQAOmaG/content/id/3 557170 (data obrashcheniya: 15.03.2019).

59. O situacii v palestino-izrail'skom uregulirovanii [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/ id/3782913 (data obrashcheniya: 15.09.2019).

60. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode press-konferencii po itogam nedeli vysokogo urovnya 74-j sessii General'noj Assamblei OON, N'yu-Jork, 27 sentyabrya 2019 goda [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/ru/maps/il/-/asset_publisher /IkK5VYQAOmaG/content/id/3822554 (data obrash-cheniya: 15.09.2019).

61. Yakimova E.A. V poiskah Palestinskogo gosu-darstva: Al'ternativy rezolyucii 181 (II) // Stanovlenie evrejskoj gosudarstvennosti v XX veke: klyuchevye sobytiya: Kollektivnye monografii. Kn. II / Otv. red. T.A. Karasova, D.A. Mar'yasis; Institut vostokovedeniya RAN. M.: IV RAN, 2019.

62. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii v svyazi s izrail'skimi udarami po Sirii [El-ektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: https://www.mid.ru/ ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content /id/3907046 (data obrashcheniya: 22.11.2019).

63. Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii v svyazi s zayavleniem Gossekretarya SShA M. Pompeo po voprosu poselencheskoj deyatel'nosti Izrailya na okkupirovannyh palestinskih territoriyah Sirii [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: https://www.mid.ru/ ru/maps/il/-/asset_publisher/IkK5VYQAOmaG/content/ id/3905543 (data obrashcheniya: 22.11.2019).

64. Vasil'ev A.M. Ot Lenina do Putina. Rossiya na Blizhnem i Srednem Vostoke. M.: Centropoligraf, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.