Научная статья на тему '«Сделка века» Д. Трампа. Приведет ли новый план США к урегулированию палестино-израильского конфликта'

«Сделка века» Д. Трампа. Приведет ли новый план США к урегулированию палестино-израильского конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1005
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
План Трампа / палестино-израильский конфликт / Израиль / Палестинская автономия / сектор Газа / Trump’s plan / Palestinian-Israeli conflict / Israel / Palestinian Autonomy / Gaza

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карасова Татьяна Анисимовна

План администрации Д. Трампа «От мира к процветанию: пути улучшения жизни израильтян и палестинцев» претендовал на фундаментальное отличие от всех прошлых американских и международных планов урегулирования конфликта. План носит однозначно произраильский характер. Он ущемляет законные права и интересы палестинского народа и вряд ли дает возможность продвижения к долгосрочному миру и независимому палестинскому государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. Trump’s “Deal of the Century”. Will the new American plan lead to the settlement of the Palestinian-Israeli conflict

The Trump administration plan called “Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of Israelis and Palestinians” was presented as a document radically different from all prior American and international initiatives concerning the Middle East settlement. “The Vision” is the most favorable plan for Israel ever presented by an international player. At the same time Trump’s plan cannot offer anything to the Palestinians. The plan infringes the rights and legitimate interests of Palestinians and hardly has a chance of leading to a lasting peace and to a genuine independent Palestinian state.

Текст научной работы на тему ««Сделка века» Д. Трампа. Приведет ли новый план США к урегулированию палестино-израильского конфликта»

Theatrum mundi

«Сделка века» Д. Трампа

Приведет ли новый план США к урегулированию палестино-израильского конфликта

© Карасова Т. А. © Karasova T.

«Сделка века» Д. Трампа. Приведет ли новый план США к урегулированию палестино-израильского конфликта

D. Trump's "Deal of the Century". Will the new American plan lead to the settlement of the Palestinian-Israeli conflict

Аннотация. План администрации Д. Трампа «От мира к процветанию: пути улучшения жизни израильтян и палестинцев» претендовал на фундаментальное отличие от всех прошлых американских и международных планов урегулирования конфликта. План носит однозначно произраильский характер. Он ущемляет законные права и интересы палестинского народа и вряд ли дает возможность продвижения к долгосрочному миру и независимому палестинскому государству.

Annotation. The Trump administration plan called "Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of Israelis and Palestinians" was presented as a document radically different from all prior American and international initiatives concerning the Middle East settlement. "The Vision" is the most favorable plan for Israel ever presented by an international player. At the same time Trump's plan cannot offer anything to the Palestinians. The plan infringes the rights and legitimate interests of Palestinians and hardly has a chance of leading to a lasting peace and to a genuine independent Palestinian state.

Ключевые слова. План Трампа, палестино-израильский конфликт, Израиль, Палестинская автономия, сектор Газа. Key words. Trump's plan, Palestinian-Israeli conflict, Israel, Palestinian Autonomy, Gaza.

Подготовительные шаги американской администрации

После избрания на пост президента США Д. Трампа многие израильские аналитики полагали, что он минимизирует свою включенность в палестино-израильское урегулирование [21]. Однако новая американская администрация почти сразу приступила к разработке проекта окончательного урегулирования на Ближнем Востоке. Была создана специальная команда, в которую вошли Р. Фридман, спецпредставитель президента по международным переговорам, а затем посол США в Израиле; Я. Гринблатт, занимавший с 2017 г. должность спецпредставителя президента и советника Трампа по Израилю; Н. Хейли, посланник США в ООН, курирующий ближневосточную тематику. Возглавил группу зять Трампа Джаред Кушнер, которому было поручено организовать усилия по реализации ближневосточной политики США [6. С. 126].

КАРАСОВА Татьяна Анисимовна — ведущий научный сотрудник отдела Израиля Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

До конца 2018 г. почти не поступало информации о конкретных параметрах готовившегося проекта, хотя и отмечалось, что он выйдет за рамки всего, что предлагалось предыдущими администрациями. В окружении Трампа говорили о детальном плане, предусматривающем разрешение всех кардинальных вопросов конфликта: статуса Иерусалима, поселений, границ, беженцев [21]. Трамп объявил, что заинтересован во всеобъемлющей сделке, но не намерен навязывать ее сторонам. Предвидя острую критику на региональном и международном уровнях, официальные лица в Белом доме уверяли, что «ближневосточный план» администрации не предписывает непременного согласия со всеми его пунктами, а рассматривается только как база для прямых переговоров между сторонами [18]. Участники подготовки, стараясь продемонстрировать свою объективность, постоянно подчеркивали, что он не станет «планом Нетаньяху», а будет представлять программу сбалансированных, реалистичных шагов к миру [18].

В период, предшествовавший оглашению плана, был предпринят ряд подготовительных шагов по дальнейшему практическому воплощению пунктов «сделки века».

Шаг первый. В июне 2019 г. США обнародовали экономическую часть плана, получившую название «От мира к процветанию. Экономический план для палестинского народа» [35], рассчитанный на десять лет. В объемном тексте описывались подробные меры улучшения условий жизни палестинцев, которые можно разделить на три основные «инициативы по поддержанию палестинского общества: экономические, общественные и управленческие». Базовое предложение — привлечение в экономику Палестинской национальной администрации (ПНА) и сектора Газа 50 млрд долларов [35]. Это предполагало снижение бедности в два раза за десять лет, удвоение ВВП, создание миллиона новых рабочих мест, резкое сокращение безработицы, развитие инфраструктуры, образования и медицины [45]1. Авторы плана считали, что он приведет к фундаментальной трансформации Западного берега и Газы и откроет новую страницу в истории Палестины [45]. Для подготовки и реализации плана (включая стадию переговоров) было отведено четыре года.

Палестина заявила, что отвергает предложенный США план, т. к. невозможно обсуждать экономический этап до рассмотрения всех аспектов политического решения. Планы экономического возрождения должны следовать за главным политическим решением о создании независимого палестинского государства [41].

Шаг второй. В ноябре 2019 г. госсекретарь США М. Помпео заявил, что американские власти более не считают строительство Израилем поселений на Западном берегу реки Иордан нарушением международного права [41]. Это заявление ударило не только по позициям Европейского Союза и решениям Женевской конвенции, осуждающей строительство и расширение еврейских поселений на палестинских землях. Оно озна-

1 Для распределения финансовой помощи палестинцам был создан Международный инвестиционный фонд. Из предлагаемых 50 млрд долларов помощи 28 млрд планируется использовать как американские инвестиции в развитие палестинских территорий. Остальную сумму, по плану, предоставят соседним странам для поддержания данного проекта: 7,5 млрд — Иордании, 8 млрд — Египту и 6 млрд — Ливану.

чало отход от привычных требований предыдущих американских администраций, настаивавших на уступках Израиля именно по вопросу о нелегальных поселениях. Заявление М. Помпео противоречило позиции предыдущего президента Б. Обамы и его госсекретаря Дж. Керри на международной арене: в декабре 2016 г. вместо привычного вето представители США воздержались при голосовании Совбеза ООН по вопросу принятия Резолюции 2334, осуждавшей израильские поселения на Западном берегу как «нарушение международного законодательства» [19]2.

Израильское руководство и премьер-министр страны оценили ожидаемое признание аннексии как «прорыв», который позволит закончить нанесение на карту Палестины окончательных контуров границ предполагаемого палестинского государства (mapping process) [27]. Этот план поддержало практически все руководство Израиля3 [40].

Шаг третий. Белый дом совместно с израильскими политиками предпринял усилия, чтобы убедить руководство ряда арабских стран сблизить свои позиции по решению конфликта с позицией Израиля еще на стадии подготовки «сделки» и сделать возможным принятие арабскими странами американо-израильского плана. По замыслу ближневосточной команды Трампа, план урегулирования между Израилем и ПНА должен был оказаться приемлемым и для Египта, Иордании и Саудовской Аравии [10]. Для начала израильское руководство предложило заключить соглашение, которое покончило бы с формально продолжавшейся ситуацией официальной конфронтации арабских государств Персидского залива с Израилем (инициатором был бывший министр иностранных дел Израиля Кац, представивший свои предложения арабским представителям в Вашингтоне). Такое соглашение должно было положить начало сотрудничеству США, Израиля и этих государств вплоть до подписания мирного соглашения [13]. В декабре 2019 г. заместитель советника по национальной безопасности президента США Виктория Коутс организовала серию встреч с представителями Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Омана, Марокко и Бахрейна, в которых участвовали американские послы в этих странах. Встречи носили предварительный характер, но положили начало сближению ряда арабских государств с Израилем и нейтрализации их критики американской «сделки века» [26].

План урегулирования конфликта Д. Трампа и его отличие от предыдущих американских инициатив

Оглашение «сделки» произошло 28 января 2020 г. Время определялось политической ситуацией и в США, и в Израиле: приближался срок

2 В результате Резолюция СБ ООН 2334 с требованием прекратить поселенческую деятельность Израиля на оккупированных палестинских территориях была принята. Израильская сторона тогда же заявила, что не будет выполнять ее.

3 Защитники идеи сохранения еврейских поселений и аннексии части палестинских территорий в Иорданской долине в качестве аргумента приводили решение израильского руководства о выходе из Сектора Газа в 2005 г., что не принесло мира, но усилило террористические атаки ХАМАС на израильской территории. В этом решении подчеркивалось, что американская администрация наконец-то поняла, что бесполезно требовать от Израиля повторения того эксперимента, который может нанести еще больший ущерб еврейскому государству.

новых выборов американского президента, и шла подготовка к новым выборам в Израиле в начале марта 2020 г.

Израильтяне, уставшие от бесконечных планов и переговоров и затянувшегося тупика в урегулировании, определяемого политиками как «статус-кво», с нарастающим нетерпением ждали появления «плана Трампа». Опросы общественного мнения накануне обнародования «сделки века» показали различия в видении будущего урегулирования. 53% опрошенных израильтян высказались за мирные переговоры с палестинцами, 26% — против, 21% — не определились. За нормализацию отношений с ПНА высказались 66%; они выступали за свободу передвижения палестинцев и предоставление им возможности работать в Израиле. В пользу будущего мирного плана Трампа, если он предусматривает признание палестинского государства, высказались 45,1% опрошенных евреев; против — евреи (38,8%) и израильские арабы (15,1%) [25].

Представляя в начале 2020 г. полный текст плана «От мира к процветанию: пути улучшения жизни израильтян и палестинцев», президент Трамп настаивал, что его видение мира фундаментально отличается от всех прошлых планов по урегулированию конфликта. Один из главных разработчиков «сделки века» Дж. Кушнер постоянно подчеркивал, что «все старые планы не сработали.., и если мы потерпим неудачу, мы не хотим ошибаться таким же способом, как это делалось в прошлом» [15]. Действительно, план сильно отличается от предложений Дж. Картера [2. С. 220]4, Р. Рейгана [39]5, Б. Клинтона [4]6, Дж. Буша [28]7 и Б. Обамы [16]8. Параметры усилий президентов были схожи. Они считали, что

4 План президента Картера «К миру на Ближнем Востоке» был подготовлен еще в 1975 г. группой из 16 экспертов Института Брукингса, в том числе Збигневом Бжезинским, который впоследствии стал советником по вопросам национальной безопасности администрации Картера.

5 План Рейгана (1982) подтверждал поддержку введения плана автономии и самоуправления для Западного берега реки Иордан и Газы и отвергал идею независимого палестинского государства. При этом признавалась необходимость ухода Израиля с большей часть оккупированных территорий и замораживание строительства еврейских поселений.

6 По инициативе президента Клинтона в 2000 г. состоялись кэмп-дэвидские переговоры между премьер-министром Израиля И. Бараком и главой ПНА Я. Арафатом. Барак был готов к серьезным уступкам: передать палестинской стороне 92% Западного берега и всю территорию Газы, а также разделить Иерусалим на две столицы — израильскую и палестинскую. В обмен израильская сторона предлагала добиться от палестинцев официального согласия на прекращение конфликта и на отказ от взаимных претензий. Однако Арафат и палестинские представители не согласились с предложениями Барака.

7 Буш и Бейкер рассматривали положение палестинских территорий как израильскую оккупацию, высказывали свое несогласие с идеей аннексии оккупированных территорий или установлением там постоянного контроля, выражали острое несогласие с поселенческой политикой правительства Ликуда.

8 Палестино-израильские переговоры, возобновившиеся при Обаме при активном содействии госсекретаря Керри в конце 2013 г., прекратились в апреле 2014-го. Керри предлагал взаимный обмен территориями, присутствие иностранного контингента на палестинских территориях для обеспечения безопасности границ Израиля. Причиной завершения переговоров стали действия обеих сторон: палестинское руководство предприняло односторонний шаг, обратившись в ООН с просьбой об участии несуществующего государства Палестины в работе международных комиссий (просьбу удовлетворили). Израиль в ответ отказался от дальнейшего замораживания строительства поселений и освобождения группы палестинских заключенных.

израильско-палестинский мирный договор будет означать окончание конфликта и отход от принципа «ничто не согласовано, пока все не согласовано». В результате мирного договора должно появиться палестинское государство (по формуле «два государства для двух народов»). Палестинское государство расположится на 95% территорий Западного берега и Газы (план Э. Ольмерта) [3; 31. P. 323]9, а большинство израильских поселений будут эвакуированы. Некоторые планы предполагали также обмен территориями (swap). В обмен территорий тех поселений, которые отойдут к Израилю, палестинцам может быть предложена часть территорий Израиля, населенных израильскими арабами (правда, с последними этот вопрос никто не обсуждал), а также некоторые территории в западной части пустыни Негев. Все эти планы также признавали необходимость деления Иерусалима на две части — израильскую и палестинскую столицы [15].

К моменту избрания президентом США Д. Трампа были исчерпаны все предложенные ранее варианты урегулирования палестино-израильского конфликта. Провал переговоров с международным сопровождением («Квартет») и двусторонних под эгидой США обозначил тупиковую ситуацию. Каждая новая серия мирных переговоров прерывалась терактами, взрывами, ракетными обстрелами, провокациями. Все переговоры, державшиеся на энтузиазме американского руководства, оказались безнадежными. Они тонули в бесконечных спорах и неувязках, которые не могли быть убраны даже за счет применения традиционных американских методов принуждения и давления на обе стороны конфликта [5. С. 103].

Главная черта всех палестино-израильских переговоров состояла в том, что стороны изначально скептически относятся к возможности соглашения. Слабым звеном этих программ являлось и то, что в документах, с самого начала определенных как промежуточные, не были предусмотрены механизмы решения наиболее сложных проблем конфликта. Эти программы не снимали с повестки дня ключевой вопрос этого конфликта — о будущем палестинского государства. Каждая мирная инициатива не вполне соответствовала интересам и базовым концепциям мирного урегулирования конфликтующих сторон.

План администрации Трампа, как и некоторых ее предшественниц, поддерживал формулу «два государства для двух народов», т. е. создание палестинского государства. Но идеи о том, как это государство будет создано и каким оно станет в будущем, резко отличались от прежних международно признанных схем. План сосредоточен на финальной стадии решения конфликта и носит постановочный характер, утверждающий (а не рекомендующий) параметры окончательного урегулирования. Так, в категоричной форме сформулирована позиция по Иерусалиму как «неделимой столице Израиля». Столицей же арабского государства планируется признать лишь часть Восточного Иерусалима (по словам

9 План премьер-министра Израиля Э. Ольмерта (2006) предусматривал серьезные уступки: уход с большей части Западного берега и эвакуацию 70 тыс. поселенцев, одностороннее отступление с территорий и демонтаж большинства поселений, а также разделение Иерусалима на две столицы.

Нетаньяху, речь идет об иерусалимском пригороде Абу-Дис)10. Так же категорично была определена американская позиция по палестинским беженцам: «не будет права возвращения или абсорбции ни у одного палестинского беженца на территории Израиля» [35]. В той же категоричной форме было извещено о намерении США признать легитимность еврейских поселений на палестинской территории.

В числе главных положений плана — обеспечение безопасности Израиля. Предусматривались демилитаризация будущего государства палестинцев и их отказ от вооруженной борьбы, разоружение ХАМАС и «Исламского джихада», действующих в секторе Газа, установление израильского контроля над воздушным пространством Палестины [45]. Детально определялись границы будущего палестинского государства: оно будет состоять из части Западного берега и Газы. Ему будут переданы около 40% территорий («районы С»), контролируемые Израилем. Вашингтон предлагал связать палестинскую территорию двумя коридорами от Зеленой линии к Иорданской долине. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан должны быть соединены туннелем. Палестинская территория будет формироваться вокруг израильских поселений, как соединенных в блоки, так и в более изолированных районах.

По условиям «сделки», палестинцы смогут вдвое увеличить свою территорию. Отдельные части Палестины предлагалось соединить двумя магистралями с Иорданией с отделением Западного берега от Иордании полосой израильской территории. Сектор Газа предполагалось существенно расширить за счет двух крупных районов вдоль египетской границы. В них планировалось построить высокотехнологичную промышленную зону и новые поселения, а также развивать сельское хозяйство [12]. На карте «сделки века» сирийские Голаны отмечены как территория Израиля.

План расширения израильского суверенитета вел к аннексии как минимум 30% территории Западного берега — в нарушение международного права и Устава ООН. Он давал зеленый свет аннексии Иорданской долины и других стратегически важных районов вокруг Иерусалима — таких, как Маале-Адумим и Гиват ха-Матос. Если палестинцы не примут условия плана в течение четырех лет, Израилю будет разрешено начать застройку тех районов, которые предусмотрены этим планом для палестинцев (зоны А и В) [15]. При этом Трамп предупредил, что подготовленный США план может стать последним шансом для палестинцев обрести государство [15].

Нетаньяху поддержал инициативу США и выразил готовность к немедленному началу переговоров, охарактеризовав план как «сделку века и надежду века». По его мнению, чтобы закончить переговоры, палестинцы должны признать Израиль еврейским государством, а единый

10 Израильский контроль над Иерусалимом планируется обеспечить за счет строительства стены безопасности, которая отделит соседние арабские районы от территорий иерусалимского муниципалитета. В Старом городе сохранится символ арабского присутствия — арабский квартал и Храмовая гора.

Иерусалим — столицей Израиля; признать ответственность Израиля за безопасность на всей территории Западного берега реки Иордан; принять конституцию, предусматривающую демократические права граждан, свободу слова, свободные выборы, свободу вероисповедания. «Это короткий список, — заметил премьер-министр. — Есть и длинный: палестинцы должны разоружить ХАМАС и демилитаризировать Газу» [42]. У ультраправого политического фланга Израиля имелись, однако, свои претензии. Еврейские поселенцы, например, были недовольны тем, что план вообще предусматривал палестинское государство [14].

Президент Трамп уверял, что его план предлагает позитивный прорыв для обеих сторон конфликта [17]. Палестинское же руководство назвало план «мошенничеством века» [15]. Лидер Палестины Махмуд Аббас и представители радикального движения ХАМАС решительно отвергли предложения президента США [15]. Подавляющее число палестинцев (94%) расценили план Трампа как односторонне произраильский, лишающий будущее государство самостоятельности и отдающий его под полный контроль Израиля [33].

Руководство ПНА пытается убедить страны Евросоюза и арабские государства выступить против американского плана. Палестина пригрозила, что вынесет вопрос о законности «сделки века» и аннексии Иорданской долины на рассмотрение Совбеза ООН. В ответ на это в Израиле заявили, что аннексия Иорданской долины начнется в ближайшие недели, каким бы ни было решение ООН. Палестинцы готовы провести конструктивные переговоры с Израилем, но при условии, что США не будут единственным посредником, — диалог должен проходить под патронажем «международного квартета», включая Россию [29].

Российская позиция в отношении представленной президентом Трампом «сделки века» подчеркивает, что план имеет односторонний характер и игнорирует общепризнанную международно-правовую базу по этому вопросу. МИД России указывает, что для осуществления реальных шагов по справедливому двугосударственному урегулированию конфликта Палестины и Израиля требуются, «во-первых, подлинные усилия самих палестинцев и израильтян, а во-вторых — максимально сбалансированное и непредвзятое международное сопровождение процесса» [7].

Реакция ближневосточных государств

В широком смысле план Трампа был адресован не только Рамалле и Газе, но и Эр-Рияду, Дохе и Каиру. Белый дом рассчитывал убедить некоторые суннитские государства не только не заметить одиозность этого плана, но и помочь продавить его принятие палестинской стороной.

Реакция ближневосточных стран оказалась неоднозначной. Правящие круги Ирана и Турции раскритиковали «мирный план» Трампа. Руководители Египта и Иордании призвали тщательно изучить все возможности плана и посчитали возможным начать диалог для возобновления переговоров под эгидой США. Столь же сдержанно отреагировали на план

Трампа почти все другие государства Ближневосточного региона. Американскую инициативу поддержали лишь Саудовская Аравия и Арабские Эмираты [23]. Представитель ОАЭ, посол в Вашингтоне Й. альЮтайба назвал план «серьезной инициативой, призванной решить многие вопросы, копившиеся годами». Министр иностранных дел Саудовской Аравии тоже высоко оценил «усилия администрации президента Трампа в разработке комплексного мирного плана» [11; 17; 23]. Отсутствие единой твердой позиции — «единого фронта» борьбы против «сделки века» — отражает намерения ряда арабских государств нормализовать отношения с Израилем, чтобы совместно противостоять Ирану [32].

Оценка дальнейших перспектив урегулирования конфликта

Подавляющее большинство израильских экспертов определили американский план как «серьезный документ, как важный шаг для Израиля». Бывший глава военной разведки генерал Амос Ядлин, возглавляющий влиятельный Институт исследований национальной безопасности Израиля, анализируя план Трампа, подчеркивал, что он гораздо больше считается с интересами Израиля, чем все предыдущие, в том числе планы администраций Картера, Буша и Обамы. План, по его мнению, учитывает современную ситуацию в конфликте и картину развития Западного берега после 1990-х гг., а также то, что время работает против палестинцев [45].

В то же время многие политики и эксперты (включая и А. Ядлина) считают, что этот план не приведет к миру и не может служить фундаментом для палестино-израильских переговоров, что «так называемая сделка века вовсе не может быть признана мирным планом» [20]. Если бы план действительно предусматривал серьезные дипломатические шаги, то с палестинской стороной должны были бы проводиться предварительные консультации и согласования по всем его пунктам [44].

Вряд ли американский план может быть реализован целиком, и какие его компоненты могут быть приемлемыми для обеих сторон, пока не ясно. Сейчас нет условий возобновления переговоров об окончательном решении на базе двух государств. План также требует экономической и политической поддержки со стороны арабских государств региона, что вряд ли можно считать в настоящее время реалистичным. Возвращение палестинского вопроса в качестве первоочередной повестки дня региональной политики Израиля противоречит его интересам, поскольку он сосредоточен на вопросах безопасности, связанных с иранской ядерной программой, ситуациями в Сирии и Ливане. Израиль не может допустить, чтобы проблемы, которые может создать выполнение плана Трампа, отодвинули эти задачи на второе место в глазах международной, и в первую очередь американской, общественности [45].

Кроме того, реализация условий «сделки века» угрожает Израилю серьезной демографической проблемой [8]. При расширении израильских территорий за счет палестинских и включении в них 5 млн палестинцев,

проживающих на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и Газе, израильтяне окажутся в «ловушке реальности», которая в силу демографических процессов поставит под угрозу еврейский облик Израиля [8].

План соответствует самым амбициозным мечтаниям ультраправых кругов политического спектра Израиля об аннексии большинства палестинских территорий без учета прав палестинцев, и было заранее очевидно, что ни один здравомыслящий палестинский лидер не примет его даже к предварительному обсуждению. Гарантированное отрицание американского плана палестинцами дает возможность израильскому руководству опять переложить всю вину на палестинцев, которые якобы снова упустили возможность достижения мира [33].

Есть ли реальные шансы решения конфликта по формуле «два государства для двух народов»? Сможет ли идея совместного мирного сосуществования примирить постулаты сионизма и палестинского национализма? Печальный опыт взаимной враждебности и недоверия, практики разрушения палестинских домов и строительства еврейских поселений, продолжающиеся террористические акты и ракетные обстрелы территории Израиля сформировали пессимистичное отношение сторон конфликта друг к другу и подорвали веру в возможность мирного будущего для двух соседних государств. На подготовку решений по имплемента-ции пунктов плана обеим сторонам (преимущественно палестинской, от которой ждут наиболее серьезных уступок) отведено четыре года. С учетом общей непредсказуемости политической ситуации в мире и на Ближнем Востоке, все возможные (и невозможные) варианты развития событий снова на повестке дня политической реальности государств региона и мирового сообщества.

План Трампа и новое правительство Израиля

На дальнейшие перспективы продвижения плана Трампа будет влиять изменившаяся политическая обстановка в Израиле. В результате мартовских выборов 2020 г. две основные соперничающие партии, «Ликуд» и «Бело-голубая» партия («Кахоль-Лаван», цвета израильского флага), сформировали «правительство национального единства» с последующей ротацией на посту премьер-министра: сначала Нетаньяху — главы «Ликуда», а затем Ганца, руководителя «Кахоль-Лаван». Между главными партнерами по коалиции уже наметились серьезные разногласия по американскому плану, которые обозначились еще во время коалиционных переговоров. «Ликуд» стремится как можно скорее получить свободу рук в вопросе о сохранении поселений на Западном берегу и аннексии Иорданской долины, пока это «окно возможностей», обещанное планом Трампа, еще открыто. «Кахоль-Лаван» с этим не согласна. Некоторые члены руководства этой партии (например, бывший начальник генштаба Армии обороны Израиля Г. Айзенкот) считают, что расширение израильского суверенитета на Иорданскую долину «будет последним гвоздем в гроб» в отношениях с Иорданией и приведет к разрыву мирного договора с этой страной [22]. Отдельные представители

левоцентристских партий, вошедших в коалицию, также выступают против аннексии большинства палестинских территорий.

«Сделка» поставила целый ряд вопросов. С чем имеют дело стороны конфликта: попытка ли это решения собственных задач администрации Трампа или вера новой американской республиканской элиты в то, что жесткая позиция в отношении палестинской стороны и однозначная поддержка интересов Израиля приведут к новому этапу отношений между сторонами конфликта?

Ситуация на палестинской стороне очень непростая. Палестинское общество разделено на группы интересов. Задача сближения этих интересов с Израилем трудна, т. к. не существует единой позиции. В последнее время в Палестине изменился баланс интересов: идет борьба не по линии ФАТХ—ХАМАС, а между ПНА и сектором Газа.

Насколько Палестинская автономия сможет контролировать ситуацию в секторе Газа? Палестинской молодежи свойственны эмоциональная турбулентность, радикализм, прививка сопротивления любым израильским предложениям. Существует опасность будущего раскола между различными политическими силами в Газе, что может привести к военным действиям не только внутри сектора, но и с ПНА. Встает вопрос: если отказ ПНА от плана продлится четыре года, приведет ли это к тому, что Израиль единолично приступит к воплощению сделки — аннексии Иорданской долины и расширению своего суверенитета на большую часть палестинских территорий? И последний вопрос: как изменится ситуация с урегулированием в случае победы Демократической партии США на предстоящих в ноябре текущего года президентских выборах? Насколько будущая администрация Белого дома будет заинтересована в претворении в жизнь пунктов плана Трампа?

В целом трудно представить, что ситуация может успешно продвигаться в сторону мирных договоренностей. Едва ли существуют реальные условия для возвращения сторон за стол переговоров по окончательному урегулированию палестино-израильского конфликта.

Литература

1. Ганоу У. И. Политический анализ нормативных актов ООН в контексте палестинской проблемы // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2001. Т. 14(53). № 1.

2. Звягельская И. Д., Карасова Т. А., Федорченко А. В. Государство Израиль. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2005.

3. Кадима : Принципы политической программы «Вперед, Израиль» : информационное издание партии «Кадима». Иерусалим, 12.04.2006 (на рус. яз.).

4. Карасова Т. А. Израиль и США : Основные этапы становления стратегического партнерства (1948—2014). М. : Аспект Пресс, 2015.

5. Карасова Т. А. Особенности израильско-американских отношений : Период правления правительств Б. Нетаньяху и администраций Б. Обамы и Д. Трампа (2009—2019) / отв. ред. И. Д. Звягельская. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2019.

6. Карасова Т. А. Палестино-израильские отношения : Можно ли сегодня разрешить конфликт длиною более чем 60 лет. — http://www.golos-ameriki.ru/content/a-33-2009-05-13-voa17/646105.html (дата обращения: 15.04.2020).

7. Лавров С. Д. РФ в рамках «квартета» готова помогать поиску решений между Палестиной и Израилем. — https://tass.ru/politika/7775283 (дата обращения: 17.04.2020).

8. Ловатт Х. «Сделка века» продвигает одногосударственный сценарий разрешения конфликта. — https://penzanews.ru/analysis/140840-2020 (дата обращения: 17.04.2020).

9. Шамир И. Подводя итоги. Иерусалим : Центр изучения наследия Иерусалима, 1994.

10. Шамир Ш. Трамп берется за палестино-израильский конфликт. — https://inosmi.ru/poli-tic/20170330/238998832.html (дата обращения: 15.04.2020).

11. Ярмоленко A. Трамп называет это «сделкой века», а арабские страны жестко критикуют: как США планируют решить конфликт между Израилем и Палестиной. — https://tsn.ua/ru/svit/tramp-nazyvaet-eto-sdelkoy-veka-a-arabskie-strany-zhestko-kritikuyut-kak-ssha-planiruyut-reshit-konflikt-mezhdu-izrailem-i-palestinoy-1483548.html (дата обращения: 15.04.2020).

12. NYT: администрация Трампа готовит проект окончательного урегулирования израильско-палестинского конфликта // News.ru. 2017. 02.11. — http://www.newsru.co.il/mideast/12nov2017/ dogovor_702.html (дата обращения: 15.04.2020).

13. Ahren R. White House said pushing Israeli-Arab non-belligerence agreements. — https://www. timesofisrael.com/white-house-said-pushing-israeli-arab-non-belligerence-agreements/ (дата обращения: 14.04.2020).

14. As peace plan rolls out, Netanyahu says he will annex Jordan Valley, settlements: PM promises to «preserve the possibility for peace», but adds US has okayed moving ahead with annexation of areas that plan says would remain in Israeli control. — https://www.timesofisrael.com/as-peace-plan-rolls-out-netanyahu-says-he-will-annex-jordan-valley-settlements/?utm_source=Breaking+News&utm_campaign=breaking-news-2020-01-28-2230016&utm_medium=email (дата обращения: 15.04.2020).

15. Breaking the Paradigm? The Trump Plan in Historical Perspective. February 2020. — http://www. bicom.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/Trump-Peace-Plan-Feb-2020-FINAL.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

16. Brom Sh. The Failed Israeli-Palestinian negotiations, and what lies ahead // INSS Insight. 2014. № 552. — httpwww.iss.org.il//index.aspx?id=4538&articled=7010 (дата обращения: 15.04.2020).

17. Crowley M., Halbfinger D. M. Trump Releases Mideast Peace Plan That Strongly Favors Israel // The New York Times. 2020. 28.01. — https://www.nytimes.com/2020/01/28/world/middleeast/peace-plan. html (дата обращения: 14.04.2020).

18. Details of US peace plan revealed. — http://www.bicom.org.uk/news/details-us-peace-plan-revealed/ (дата обращения: 14.04.2020).

19. Di Santo D. Pompeo: Israeli Settlements Not Illegal. — https://www.thetrumpet.com/21515-pom-peo-israeli-settlements-not-illegal (дата обращения: 15.04.2020).

20. Eran O. Pyrrhic Victories: Israel and the Palestinians in the International Arena // INSS Insight. 2020. 03.03. № 1267. — https://www.inss.org.il/publication/israel-and-the-palestinians-in-the-international-arena/?utm_source=activetrail&utm_medium=email&utm_campaign=INSS%20Insight%20No.%201267 (дата обращения: 15.04.2020).

21. Ettinger Y. New Era for US-Israel Relations. — http://www.israelhayom.com/site/newsletter_opin-ion.php?=17635 (дата обращения: 14.04.2020).

22. Gantz's Mandate Ends Monday Night. What Will Israel's President Do Next? —https://www. jewishpress.com/news/israel/gantzs-mandate-ends-sunday-night-what-will-israels-president-do-next/2020/04/11/ (дата обращения: 14.04.2020).

23. Hubbard B., Walsh D. A Muted Arab Response to Trump's Mideast Peace Plan // The New York Times. 2020. 28.01. — https://www.nytimes.com/2020/01/28/world/middleeast/arabs-reaction-trump-mideast-peace-plan.html (дата обращения: 14.04.2020).

24. The Israel-Arab Reader. A Documentary History of the Middle East Conflict. 6th ed., rev. / W. Laqueur and B. Rubin (ed.). N. Y. : Penguin Books, 2001.

25. Israeli Voice Index. January 2020. — https://www.jewishvirtuallibrary.org/israeli-polls-regarding-peace-with-the-palestinians (дата обращения: 14.04.2020).

26. Jones E. US Urges Arab Countries to Make «Historic Move» and Improve Relations with Israel. — https://www1.cbn.com/cbnnews/israel/2019/december/us-urges-arab-countries-to-make-lsquo-historic-move-rsquo-and-improve-relations-with-israel (дата обращения: 14.04.2020).

27. Kornbluh J. Who's on the U.S.-Israel committee for annexation. — https://jewishinsider. com/2020/02/whos-on-the-u-s-israel-committee-for-annexation/ (дата обращения: 14.04.2020).

28. Kurtzer D. Do Settlements Matter? An American Perspective // Israel Journal of Foreign Affairs. 2009. Vol. III. № 2.

29. Lieber D. Palestinians Reject Trump Administration's Middle East Peace Plan // The Wall Street Journal. 2020. 02.07. — https://www.wsj.com/articles/palestinians-reject-trump-administrations-middle-east-peace-plan-1580240580 (дата обращения: 14.04.2020).

30. Melman Y., Raviv D. Friends in Deed. Inside US-Israel Alliance. N. Y. : Hyperion, 1999.

31. Miller A. D. The Much Too Promised Land. N. Y. : Bantman Books, 2008.

32. Najjar F. Why are Arab states «divided» in the face of Trump's plan? // Al Jazeera. 2020. 31.01. — https://www.aljazeera.com/news/2020/01/arab-states-divided-face-israeli-plan-200130190515337.html (дата обращения: 14.04.2020).

33. Omer-Jackaman J. Zionist Responses to the Trump Peace Plan (2): Trump's plan is mad, bad and dangerous to all. — https://fathomjournal.org/zionist-responses-to-the-trump-peace-plan-2-trumps-plan-is-mad-bad-and-dangerous-to-all/ (дата обращения: 14.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Peace to Prosperity. The Economic Plan: A New Vision to the Palestinian People. — https://www. whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/06/MEP-narrative-document_FINAL.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

35. Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People. — https:// www.whitehouse.gov/peacetoprosperity/ (дата обращения: 14.04.2020).

36. Public opinion poll № 75. 5—8 February 2020. — https://www.pcpsr.org/http://pcpsr.org/en/ node/799 (дата обращения: 14.04.2020).

37. Quandt W. B. Peace Process: American Diplomacy and the Arab-Israeli Conflit Since 1967. Wash. : Brookings Institution Press : University of California Press, 2005.

38. Rabinovich I. Waging Peace. Israel and Arabs 1948—2003. Princeton (N. Y.) ; Oxford : Princeton University Press, 2004.

39. The Reagan Diaries. — http://mnеnia.zahav.ru/Article Page.aspx?articleID=15145 (дата обращения: 15.04.2020).

40. Stephens B. One Thing Trump Gets Right // The New York Times. 2019. 21.11. — https://www. nytimes.com/2019/11/21/opinion/israel-palestine-trump.html (дата обращения: 14.04.2020).

41. Talmazan Y. Cut out of the process, Palestinians reject Trump's economic plan for Mideast peace // NBC News. 2019. 23.06. — https://www.nbcnews.com/news/world/cut-out-process-palestinians-reject-trump-s-economic-plan-mideast-n1020706 (дата обращения: 14.04.2020).

42. Traiman A. Netanyahu: Accumulation of power creates a new approach for Israel in Mideast. — https://www.clevelandjewishnews.com/jns/netanyahu-accumulation-of-power-creates-a-new-approach-for-israel/article_b0c2d9a2-9cb8-5693-8d18-e496f188c2df.html (дата обращения: 15.04.2020).

43. US peace plan will be a basis for direct talks. — http://www.bicom.org.uk/news/us-peace-plan-will-basis-direct-talks/ (дата обращения: 14.04.2020).

44. Ward A. Trump's Israel-Palestine peace plan, explained. — https://www.vox.com/authors/alex-ward (дата обращения: 14.04.2020).

45. Yadlin A. The Trump Plan: What's Next? // INSS Insight. 2020. 28.01. № 1254. — https://www. inss.org.il/publication/the-trump-plan-whats-next/?utm_source=activetrail&utm_medium=email&utm_ campaign=INSS%20Insight%20No.%201254 (дата обращения: 14.04.2020). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.