МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИСЛАМЕ В ПАЛЕСТИНЕ
Е.А. Стёпкин
МИД России, 119200, г. Москва, Смоленская-Сенная пл., д. 32/3
В данной статье рассматривается вопрос о месте и роли политического ислама на Палестинских территориях. Доказывается, что, несмотря на события «арабской весны» и рост популярности исламизма в соседних арабских странах, в Палестине этот тренд поддержан мало. Главная причина кроется в существенном влиянии Израиля на политические, экономические и отчасти социальные процессы, происходящие на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Существенное сдерживающее влияние оказывает и позиция официальной Рамал-лы, выступающей в тандеме с Тель-Авивом против распространения идеологии исламизма в Палестине. Центральное палестинское руководство, пожалуй, является одним из последних удерживающихся у власти в арабских странах политических истеблишментов, стремящихся придерживаться светских принципов управления. В первую очередь это связано с желанием палестинской элиты создать позитивный образ в глазах международного сообщества, от которого она зависит политически и финансово. Также стоит принимать во внимание и позицию самих палестинцев, находящихся сегодня у власти, - в первую очередь президента М. Аббаса. Вместе со своими соратниками по ФАТХи ООП он является представителем старой гвардии светских арабских политиков-националистов, почти повсеместно отстранённых от власти в странах региона после начала «арабской весны» в 2011 г. Наконец, само палестинское общество по-прежнему остаётся объединённым идеей национального освобождения от израильской оккупации, что позволяет отодвинуть вопрос религиозной самоидентификации на второй план. Неслучайно в ответ на просьбу социологов охарактеризовать себя подавляющее большинство палестинцев продолжает ставить на первый план свою национальную идентичность и лишь затем - религиозную (несмотря на очевидный устойчивый курс в сторону исламизации взглядов общества) [1].
Единственным палестинским анклавом, где политический ислам утвердился у власти, является находящийся в изоляции сектор Газа. Однако правящее там «Движение исламского сопротивления» (ХАМАС), несмотря на декларируемые радикальный антисионизм и исламизм, на деле демонстрирует прагматичную готовность к определённой координации действий с Израилем и центральным правительством в Рамалле. На сегодняшний день в анклаве усиливается конфликт уже внутри исламистского лагеря - между ХАМАС и более радикальными салафитами, поддержавшими действия «Исламского государства» в Ираке и Сирии. В конечном счёте, судьба политического ислама в Палестине будет зависеть от успехов процесса ближневосточного урегулирования (БВУ).
Ключевые слова: Палестина, «Исламское Государство», ИГ, Израиль, Ближний Восток, «Арабская весна», ХАМАС, политический ислам, салафиты, палестино-израильский конфликт, ближневосточное урегулирование.
В условиях прокатившейся по Ближнему Востоку «арабской весны», которая стала «звёздным часом» политического ислама в регионе и привела к власти во многих арабских странах исламистские партии, Палестина всегда являлась исключением. На палестинских территориях политический ислам как идеология утвердился лишь в одном изолированном анклаве - секторе Газа, где с 2007 г. у власти находится «Движение исламского сопротивления» (ХАМАС). После захвата власти в анклаве исламистами, а затем смены правящего режима в соседнем Египте в 2013 г. эта палестинская территория оказалась, по сути, полностью изолирована от остального мира. Анклав перманентно блокируется израильскими и египетскими властями по соображениям безопасности или в качестве меры давления на действующие там хамасовские власти.
Существует ряд причин, не позволяющих исламизму «поднять голову» на ЗБРИ. Главной из них является всеобъемлющий контроль Израиля над развивающейся «на местах» политической ситуации и недопущение там хама-совских ячеек на Западном берегу.
Во-вторых, это позиция официальной Рамаллы, которая всячески подчёркивает свой светский характер. Разделение палестинцев по разным группам (религиозным, племенным, региональным и другим) имеет место, однако палестинское руководство старается их не выпячивать. Его официальная риторика подчёркивает, что палестинцы исторически делятся на мусульман и христиан, мирно живущих друг с другом сотни лет.
В Рамалле справедливо опасаются, что разделением палестинцев по религиозному признаку может воспользоваться (и уже пользуется) в своей пропаганде Израиль, стремящийся раздробить палестинское политическое самосознание и подменить его другими (в первую очередь религиозными) идентичностями. Примером может служить принятый в израильском Кнес-сете весной 2014 г. закон, вводящий раздельное представительство для палестинцев-мусульман и палестинцев-христиан, являющихся гражданами Израиля, в Национальной комиссии по трудоустройству. Сторонники закона дали ясно понять, что это не просто легальная формальность, но стремление подавить в палестинцах-христианах арабскую составляющую их идентичности. Один из главных лоббистов нововведения член Кнессета от партии «Ликуд» Я. Левин заявил: «Это - исторически важный шаг, который позволит сбалансировать Государство Израиль и соединить нас с палестинцами-христианами, которых я благоразумно не называю арабами, поскольку они таковыми не являются... Христиане являются нашими природными союзниками, в отличие от мусульман, стремящихся подорвать основы государства изнутри» [2].
В этой связи палестинское руководство, со своей стороны, всячески ограничивает деятель-
ность исламистов на ЗБРИ. Главной его целью является не допустить рост исламского религиозного фанатизма, способного оттолкнуть от общепалестинской борьбы за независимость христиан и светских палестинцев.
В-третьих, само палестинское общество, которое в основной своей массе продолжает оставаться секулярным, несмотря на «ренессанс» ислама и активное внедрение его норм в бытовую жизнь людей на Ближнем Востоке. По оценочным данным Центрального статистического бюро Палестины за 2014 г., численность палестинского населения составляет примерно 4,55 млн. человек. (2,79 млн. - на ЗБРИ и 1,76 млн. - в секторе Газа) [3]. Более 98% составляют мусульмане-сунниты, остальные - христиане (в основном православные и католики, большая часть которых проживает на ЗБРИ, в Восточном Иерусалиме, Вифлееме, Рамалле, Иерихоне, а также в небольших населённых пунктах, например, Тайбе) [4]. При этом, согласно данным социологических опросов, подавляющее число палестинцев (72% ) выступают против деятельности «Исламского Государства» [5].
Исторически поддержка исламистских организаций со стороны палестинской «улицы» увеличивалась в моменты отсутствия политического прогресса в ближневосточном урегулировании (БВУ). Например, в ходе «процесса Осло» в начале 1990-х гг., приведшего к созданию Палестинской национальной администрации, поддержка палестинцами исламистов была минимальна. Однако с тех пор каждый год надежда палестинцев на подвижки в дипломатическом разрешении БВУ таяла, а популярность исламистов, соответственно, росла.
Для большинства палестинцев политический ислам по-прежнему является неприемлемой формой общественного устройства, хотя исламистские движения (в первую очередь ХАМАС) стали заметной и неотъемлемой частью палестинского политического ландшафта.
Впрочем, за прошедшее с момента своего создания время ХАМАС наглядно продемонстрировал, что, несмотря на присущий ему воинственный экстремизм, он может придерживаться вполне прагматичных взглядов как на сосуществование с Израилем, так и на политический диалог с ФАТХ.
Примером подобного прагматизма может служить существующее негласное сотрудничество между хамасовцами и израильтянами в экономической и гуманитарной сферах. Именно Израиль осуществляет поставки существенного объёма электроэнергии и питьевой воды в сектор Газа, и именно с Тель-Авивом «Движение исламского сопротивления» проводит координацию для открытия гуманитарных коридоров в случае экстренной необходимости проезда палестинцев через израильскую территорию. Рутинными стали публикуемые в палестинских и израильских СМИ новости о том, что руко-
■ Мировая политика
водство ХАМАС выезжает в Израиль на лечение в местных клиниках [6].
В настоящее время ХАМАС оказался в условиях фактически полной блокады со стороны обоих своих соседей - Израиля и Египта. Это не может не расшатывать позиции исламистов внутри анклава, где копится недовольство местного населения существующими условиями жизни, многократно ухудшившимися после последней израильской военной операции в Газе летом 2014 г. Несмотря на обещания стран-доноров на конференции в Каире в октябре 2014 г. приступить к скорейшему восстановлению Газы за прошедший год дело почти не сдвинулось с мёртвой точки.
Возросшее социальное напряжение в секторе, и так уже накалённом до предела, ХАМАС пытается канализировать против всех своих формальных «врагов» и «конкурентов»: Израиля («Тель-Авиву на руку затягивание восстановительных работ в Газе, чтобы отвлечь ХАМАС от наращивания военного потенциала» [7]), официальной Рамаллы («центральному правительству на ЗБРИ наплевать на Газу» [8]) и международного сообщества («вы не можете обеспечить нам даже минимум, несмотря на взятые обязательства» [9]).
Однако очевидно, что если реальное восстановление анклава так и не начнётся, то накопившийся негатив газавитян рано или поздно выплеснется на само «Движение исламского сопротивления», а для «загнанного в угол» ХАМАС может не остаться альтернативных ходов, кроме развязывания очередного военного столкновения с Израилем.
При этом, похоже, что в секторе Газа обостряется раскол уже внутри самого «исламистского крыла». Речь идёт о противоречиях между ХАМАС и более радикальными салафи-тами, выступившими в поддержку «Исламского Государства» в Сирии и Ираке.
Идеологические разногласия между «Движением исламского сопротивления» и сторонниками салафизма возникали в Газе и прежде (в частности, ХАМАС критиковали за неспособность юридически закрепить верховенство норм шариата в анклаве). Однако в середине 2013 г. стороны достигли договорённости положить конец «публичным выяснениям отношений» и в будущем решать возникающие проблемы «путём диалога».
Однако на этот раз отношения между обеими сторонами были омрачены разницей в оценке действий «Исламского Государства» (ИГ) в соседних арабских странах, особенно в свете захвата боевиками ИГ палестинского лагеря беженцев Ярмук в Сирии.
Официальные представители ХАМАС всячески отмечают, что ИГ не представлено в секторе Газа. Так, пресс-секретарь движения С. Абу Зухри в одном из своих выступлений подчеркнул, что «в Газе нет экстремистских групп, поддерживающих «Исламское Государство», а
новости о масштабных арестах сторонников ИГ преувеличены» [10].
Хамасовцы постоянно заявляют об отсутствии каких-либо ячеек ИГ в анклаве, и это связано в первую очередь с опасением навлечь на себя обвинения Египта и Израиля, которые уже публично высказывали возможность проникновения боевиков ИГ в Газу через Синайский полуостров.
Однако местные аналитики склонны считать, что в секторе Газа всё же существуют группы, сочувствующие ИГ. К ним, в частности, можно отнести салафитов. Доказательством этого служат их идеологические установки, публикуемые ими речи и организуемые демонстрации.
Именно сторонников салафизма подозревают в неудавшейся попытке взрыва Французского культурного центра в декабре 2014 г. и организации в январе с.г. возле этого же здания демонстрации против публикации антиисламских карикатур в журнале «Шарли Эбдо».
Стоит отметить, что успехи боевиков «Исламского Государства» в их борьбе с США, а также правительственными войсками Сирии и Ирака первоначально заслужили одобрение и части хамасовцев. Однако по мере развития событий стало ясно, что «Исламское Государство» подвергает беспощадному уничтожению всех своих конкурентов, в том числе и сторонников «Движения исламского сопротивления». В ходе атаки на лагерь палестинских беженцев Ярмук боевиками ИГ был убит член ХАМАС Я. Аль-Хурани. Это спровоцировало столкновения между вооружённой группировкой «Ансар Бейт Аль-Макдис» (связанной с ХАМАС) и отрядами ИГ. Несколько десятков палестинцев было убито, ряд хамасовцев - обезглавлено.
Столкновения на поле боя спровоцировали и словесные баталии между противниками: в Интернете ХАМАС развернуло медиа-кампанию против «Исламского Государства». Пресс-секретарь отделения МВД в Газе И. Аль-Бузм раскритиковал «Исламское Государство», назвав его «обречённым на гибель, преходящим явлением, искусственным образованием, идущим вразрез с нормами культуры и религии» [11].
В Газе началась борьба с имамами, открыто поддерживавшими с трибун в ходе пятничных проповедей действия ИГ в Ираке и Сирии. Ряд религиозных служителей были доставлены в полицейские участки для допроса (в том числе шейх А. Майят - видный теоретик салафизма в Газе). Несмотря на то, что все они позже были выпущены, в секторе Газа растёт взаимное напряжение между хамасовцами и сторонниками ИГ, чьи позиции неизбежно укрепляются после каждой новой удачной военной акции боевиков «Исламского Государства» в соседних арабских странах.
В складывающейся ситуации руководство ХАМАС оказывается в трудном положении. С одной стороны, усиление позиций салафитов в Газе может привести к воздушным атакам сил
международной коалиции, аналогичным происходящим сейчас в Сирии и Ираке. Превращение же анклава «в новое логово» сторонников «Исламского Государства» чревато для ХАМАС потерей своих позиций в Газе.
С другой стороны, прямой конфликт между хамасовцами и салафитами внутри сектора может привести к развязыванию междоусобного конфликта с большим числом жертв с обеих сторон. В этой связи «Движение исламского сопротивления» должно пристально следить за развитием ситуации в Сирии и Ираке.
События прошедшего года - неспособность «Братьев-мусульман» решить насущные экономические и социальные проблемы египетского общества и ультрарадикализм боевиков «Исламского Государства» - со всей остротой
поставили перед ХАМАС вопрос о дальнейшем направлении эволюции движения. «Движение исламского сопротивления» не может предложить палестинцам каких-либо новых, принципиально отличных методов борьбы с израильской оккупацией, кроме тех, которые уже были без большого успеха опробованы им по время обеих интифад. Поддержка некоторых идей политического ислама возникла в Палестине не потому, что местные жители не приемлют политические и экономические свободы, а потому, что многие десятилетия они этих свобод были лишены. Поэтому будущее исламизма в Палестине напрямую связано с динамикой БВУ и позицией Тель-Авива в палестино-израильском урегулировании.
Список литературы
1. Khalidi: Palestinian Identity. Institute for Palestine Studies. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.palestine-studies.org/jps/fulltext/40477 (дата обращения 06.09.2015)
2. MK Levin: Christians see what is happening to their brethren throughout the Middle East and want change. The Jerusalem Post, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jpost.com/Israel-News/ Israeli-Arabs-Move-to-differentiate-Christians-an-attempt-to-divide-and-conquer-375909?rumbleredirect=1 (дата обращения 06.09.2015)
3. On the Eve of the International Population Day 11/07/2014. Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS), 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pcbs.gov.ps/site/512/default.aspx?tabID= 512&lang=en&ItemID=1165&mid=3172&wversion=Staging (дата обращения 06.09.2015)
4. On the Eve of the International Population Day 11/07/2014. Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS), 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pcbs.gov.ps/site/512/default.aspx?tabID= 512&lang=en&ItemID=1165&mid=3172&wversion=Staging (дата обращения 06.09.2015)
5. Poll: ISIS Viewed Positively by 24 Percent of Palestinians, 626318. Haaretz, 2014. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.haaretz.com/news/middle-east/1.626318 (дата обращения 06.09.2015)
6. Hamas Leader's Daughter Received Medical Treatment in Israel. Haaretz, 2014. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/1.621585 (дата обращения 06.09.2015)
7. Why is Gaza reconstruction so slow? BBC Middle East, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-33329472 (дата обращения 06.09.2015)
8. Hamdallah arrives in Gaza, locals protest visit. Ma'an News Agency, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.maannews.com/Content.aspx?id=760090 (дата обращения 06.09.2015)
9. Little hope in Gaza ruins a year after devastating war. Ma'an News Agency, 2015. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.maannews.com/Content.aspx?id=766333 (дата обращения 06.09.2015)
10. Hamas officials insist that the presence of ISIS only exist on social media and the internet. The Jerusalem Post, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jpost.com/Middle-East/Hamas-ISIS-has-no-foothold-in-the-Gaza-Strip-only-exist-on-Internet-403104 (дата обращения 06.09.2015)
11. Explosions hit cars of Hamas officials in Gaza City. Aljazeera, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aljazeera.com/news/2015/07/gaza-car-explosions-150719050554616.html (дата обращения 06.09.2015)
Об авторе
Стёпкин Егор Андреевич - атташе Представительства России при ПНА. E-mail: egrs2006@rambler.ru
ON POLITICAL ISLAM IN PALESTINE
E.A. Stepkin
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 119200, Moscow, Smolenskaya-Sennaya Sq.,
bld. 32/3
■ Мировая политика
Abstract: This article deals with analyzing the place and the political Islam occupies on the Palestinian territories. The author tries to prove that despite the "Arab spring" and growing popularity of Islamism in the neighbor Arab countries its popular support among Palestinians is low. The main reason for this is Israeli total control of political, economic and - partially - social processes taking place in the West Bank. Position of the officials in Ramallah who together with Tel-Aviv strictly contain spread of Islamism throughout the West Bank also has a strong suppressing effect. Central Palestinian leadership may be called one of the few secular political establishments that are still in power in the Arab countries. The main explanation for this is the desire to make a positive effect on the international community, which Palestine totally depends on in political and financial terms. Also one should keep in mind secular beliefs of the current political elite in Palestine. President Mahmoud Abbas with his counterparts from FATAH and PLO represent old type of Arab nationalist politicians, almost all of who were stripped from power after the beginning of "Arab spring" in 2011. Finally, Palestinian society itself still feels united by the idea of national liberation from the Israeli occupation. This helps Palestinians to put aside the issue of religious self-identification. According to the surveys, most of Palestinians still rank their national identity number while describing their identity, while religion comes only second (despite the strong stable tendency for growing Islamization of their views).
The only Palestinian enclave where political Islam has gained ground is isolated Gaza Strip. However ruling there "Islamic Resistance Movement" (HAMAS), despite declared anti-Zionism and Islamism, in reality show pragmatic readiness for certain coordination of its actions with Israel and central government in Ramallah. Nowadays one can witness the deepening conflict within the Islamist camp - between HAMAS and more radical Sala fists, who support "Islamic State" in Iraq and Syria. In the final end the fate of Political Islam in Palestine will depend on the success of Middle East peace process.
Key words: Palestine, "Islamic State" "ISIS", Israel, Middle East, "Arab Spring", HAMAS, political Islam, Salafists movement, Israeli-Palestinian conflict, Middle East peace process.
References
1. Khalidi: Palestinian Identity. Institute for Palestine Studies. [Electronic Resource] - Available at: http://www. palestine-studies.org/jps/fulltext/40477 (accessed 06.09.2015)
2. MK Levin: Christians see what is happening to their brethren throughout the Middle East and want change. The Jerusalem Post, 2014. [Electronic Resource] - Available at: http://www.jpost.com/Israel-News/Israeli-Arabs-Move-to-differentiate-Christians-an-attempt-to-divide-and-conquer-375909?rumbleredirect=1 (accessed 06.09.2015)
3. On the Eve of the International Population Day 11/07/2014. Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS), 2014. [Electronic Resource] - Available at: http://www.pcbs.gov.ps/site/512/default.aspx?tabID=512&lan-g=en&ItemID=1165&mid=3172&wversion=Staging (accessed 06.09.2015)
4. On the Eve of the International Population Day 11/07/2014. Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS), 2014. [Electronic Resource] - Available at: http://www.pcbs.gov.ps/site/512/default.aspx?tabID=512&lan-g=en&ItemID=1165&mid=3172&wversion=Staging (accessed 06.09.2015)
5. Poll: ISIS Viewed Positively by 24 Percent of Palestinians, 626318. Haaretz, 2014. [Electronic Resource] -Available at: http://www.haaretz.com/news/middle-east/1.626318 (accessed 06.09.2015)
6. Hamas Leader's Daughter Received Medical Treatment in Israel. Haaretz, 2014. [Electronic Resource] -Available at: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/1.621585 (accessed 06.09.2015)
7. Why is Gaza reconstruction so slow? BBC Middle East, 2015. [Electronic Resource] - Available at: http:// www.bbc.com/news/world-middle-east-33329472 (accessed 06.09.2015)
8. Hamdallah arrives in Gaza, locals protest visit. Ma'an News Agency, 2015. [Electronic Resource] - Available at: https://www.maannews.com/Content.aspx?id=760090 (accessed 06.09.2015)
9. Little hope in Gaza ruins a year after devastating war. Ma'an News Agency, 2015. [Electronic Resource] -Available at: https://www.maannews.com/Content.aspx?id=766333 (accessed 06.09.2015)
10. Hamas officials insist that the presence of ISIS only exist on social media and the internet. The Jerusalem Post, 2015. [Electronic Resource] - Available at: http://www.jpost.com/Middle-East/Hamas-ISIS-has-no-foothold-in-the-Gaza-Strip-only-exist-on-Internet-403104 (accessed 06.09.2015)
11. Explosions hit cars of Hamas officials in Gaza City. Aljazeera, 2015. [Electronic Resource] - Available at: http:// www.aljazeera.com/news/2015/07/gaza-car-explosions-150719050554616.html (accessed 06.09.2015)
About the author
Egor A. Stepkin - Attaché of the Representative Office of the Russian Federation to the Palestinian National Authority. E-mail: egrs2006@rambler.ru