Научная статья на тему 'Особенности регулирования труда работников торговли и общественного питания'

Особенности регулирования труда работников торговли и общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАБОТНИКИ ТОРГОВЛИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаревич Марина Леонидовна, Рыкова Анна Михайловна

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирование трудовых отношений в области торговли и общественного питания, выдвигаются предположения о путях повышения ответственности и контроля за соблюдением установленных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаревич Марина Леонидовна, Рыкова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования труда работников торговли и общественного питания»

(e-mail: makarevichm@mail.ru) Mitrofanova Maria Igorevna, student Mitrofanov Anton Alexeevich, student Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF DISABLED PERSONS IN ENTERPRISES OF TRADE

Abstract:: In this article the main problems of employment of people with disabilities in the Russian Federation. Made the analysis of dynamics of employment of people with disabilities and identified key reasons for the low figures. As a result of the study were proposed measures to address the problems of the realization of the right to work of persons with disabilities.

Key words: employment, disability, employment discrimination, workplace quotas.

УДК 347.7

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: makarevichm@mail.ru) Рыкова Анна Михайловна, студент (e-mail: rykova_19@mail.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирование трудовых отношений в области торговли и общественного питания, выдвигаются предположения о путях повышения ответственности и контроля за соблюдением установленных правил.

Ключевые слова: Правовое регулирование, работники торговли, малый бизнес, рынок труда

В последние годы торговля и общественное питание является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики страны. Вклад отрасли в создание ВВП России сопоставим с вкладом промышленности. В 2016 году доля торговли, общественного питания в производстве ВВП составила 22,3%, а рост ВВП более чем на 30%. Объем товарооборота растет темпами, превышающими рост ВВП и рост инвестиций в Российской Федерации. Преобладают малые предприятия в сфере торговли и общественного питания, особенно среди оптовых организаций - более чем на 90%. Малый бизнес обеспечивает около половины оборота отрасли. Исключение составляют предприятия общественного питания, где малые предприятия обеспечивают только 21.2% от оборота. [7] несмотря на динамичное развитие торговли и общественного питания, большинство предприятий отрасли сталкиваются с рядом проблем, напрямую связанных или характеризующих ситуацию в сфере занятости в отрасли. По данным опроса руководителей предприятий торговли и общественного питания, проведенного Росстатом в 2015-16, ключевыми проблемами большинства предприятий

отрасли являются: низкая зарплата работников, нехватка персонала, недостаточный уровень квалификации сотрудников, высокая текучесть кадров и устаревшее оборудование (рис. 1) [7].

70 60 50 40 30 20 10 а

Рисунок 1 - Проблемы на предприятиях торговли и общественного пита-

ния (в % к числу предприятий отрасли, включенных в обследование). Источник: Статистический сборник Росстат «Торговля в России 2016» [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/torg16.pdf

Для работников, занятых в отрасли, в России отсутствуют законодательные положения, касающиеся льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Однако, труд в торговле и общественном питании, особенно для линейного, обычного персонала не может считаться легким. Торговля - одна из самых отсталых отраслей по уровню механизации труда. Недостаточный уровень механизации и автоматизации технологических процессов, определяет их трудоемкость, высокая доля тяжелого ручного труда при транспортировке, складировании (погрузки и разгрузки), внутри механизм хранения товара, упаковка и раскладка товаров. Еще одна особенность работы в торговой сфере является высокая доля работников, которые постоянно вступают в непосредственный контакт с клиентами (потребителями), что связано с большими психофизическими нагрузками, которые вызывают нервное и эмоциональное напряжение. Работники торговли (продавцы, кассиры) имеют дело со значительными материальными ценностями и денежными средствами, что увеличивает травмоопасность этих профессий, ведь по статистике, многие случаи травм и гибели работников на производстве связанны с грабежами и поджогами [1]. Более благоприятные условия работы, особенно в плане механизации и автоматизации технологических процессов, отличают современные торговые предприятия, принадлежащие к крупным торговым компаниям. Специфика

торговой деятельности определяет особые условия труда большинства рабочих в промышленности, в том числе графиков сменной работы, работы в ночные и вечерние часы, выходные и праздничные дни, частые практики сверхурочной работы. Анализ рынка труда работников торговли и общественного питания показывает, что эта сфера, как объект правового регулирования не достаточно развита в области трудового законодательства. Действующие стандарты, которые лежат в этой области в основном связаны к правилам по обеспечению выпуска продукции, а также касаются соблюдения санитарно-гигиенических норм. Как показывает статистика, объекты этой сферы (рынки, торговые точки, рестораны, кафе, пункты бытового обслуживания и т. д.) в Российской Федерации на данный момент находятся на первом месте среди нарушений трудового законодательства, что также свидетельствует о слабом уровне правовой регламентации данной сферы.[3]

Многие эксперты отмечают, что сегодня играет роль тот факт, что существенную долю рынка труда в России составляет теневой сектор экономики. Он составляет в общей сложности 10 - 12 млн человек, официально не трудоустроенных. Что оказывает негативное воздействие на сбор налогов и другие показатели экономики России. Именно в теневой экономике отношения регулируются квазиправовыми нормами, так как являются сферой "серого" трудового права [4].

Нередки случаи нарушения трудовых прав граждан в области торговли и общественного питания: выплата официальной заработной платы не превышает МРОТ, в то время как остальные платежи неофициально выдаются в конвертах, чтобы уменьшить сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию; создание для работников нерегулируемой рабочей недели с возможными недостатками и обработками; непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков и иных трудовых гарантий; использование необоснованных психологических тестов при приеме на работу без оплаты; отсутствие надлежащего оформления трудовых отношений на основе трудового договора и другие нарушения трудового законодательства, которые обращают работников в слабо защищенных граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации в достаточной мере регулирует правовое положение работников, работающих у работодателей субъектов малого бизнеса. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства регулируются главой 48 ТК РФ и новой главой 48.1 предусматривающей специфику регулирования трудовой деятельности работников, работающих у работодателей-субъектов малого бизнеса, относящихся к микропредприятиям.[5] Федеральный закон от 03.07.2016 г. №348-ФЗ относит к таким субъектам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чей годовой доход не превышает 120 миллионов рублей и количество работников у которых составляет не более 15 человек. В отличии от представителей среднего и крупного бизнеса

такие работодатели могут не принимать локальные нормативные акты, регламентирующие их деятельность однако при условии, что трудовые договоры с работниками будут дополнены условиями о детализации режима рабочего времени, и конкретизацией размеров заработной платы, основанием начисления и размером премиальных. Правительство Российской Федерации разработало типовую форму трудовых договоров для микропредприятий. В части 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность по соглашению между работником и работодателем на заключение срочного трудового договора на срок до 5 лет с лицами, поступающими на рабочем месте работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), сотрудники которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек) [8]

Следует учитывать тот факт, что в СССР сфера торговли была под строгим контролем государства и правовое регулирование трудовых отношений осуществлялось только по обязательным централизованным нормам, которые, как правило, не наблюдалось, однако торговые предприятия не были столь многочисленными. Отсутствие в действующем российском трудовом законодательстве специальных норм, регулирующих трудовые отношения в сфере малого бизнеса, в том числе в сфере торговли и бытового обслуживания, дает основания для применения международных стандартов разработанных международными организациями, в основном, международной организацией труда (МОТ).[2]

Рыночная экономика дала мощный стимул для развития розничной торговли и появления самых разнообразных торговых организаций. Массовые нарушения трудовых прав происходят, чаще всего, в организациях среднего и малого бизнеса, в микропередпиятиях, несоблюдение норм рабочего времени, времени отдыха, охраны труда и техники безопасности, невыплата заработной платы и даже полное отсутствие письменного оформления трудовых отношений.[5]

Низкий уровень официально фиксированной заработной платы работников торговли и общественного питания, как правило, не отражает стоимости их реальных заработков. Довольно распространенной является практика выплаты так называемой "серой" или "конвертной" заработной платы, что характерно для российских компаний, в отличие от западных. В то же время, в иностранных компаниях, работающих на российском рынке, работникам устанавливают зарплату на 50-100% выше, чем в среднем по рынку, что стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в эти компании, заставляя российские компании поднимать заработную плату работникам и улучшать условия их трудовой деятельности.[6]

Таким образом, предоставляется целесообразным следующее. Во-первых, разработать и внести в ТК РФ новую главу «Особенности регулирования труда работников торговли», где будут отражены и особенности содержания и заключения трудовых договоров, заключаемых с работника-

ми этого сектора экономики [8-10], включающие, в том числе и обязанность для работников заключать с работодателями договоры о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности.

Во-вторых, усилить меры административной ответственности для руководителей торговых организаций, не оформляющих трудовые договоры с работниками или оформляющих их ненадлежащим образом-путем заключения гражданско-правовых договоров.

В-третьих, сделать обязательным использование требований профессиональных стандартов при приеме на работу в организации торговли работников даже на должности продавцов и кассиров (включить в профстан-дарты требование наличия у этих категорий работников специального образования, хотя бы в объеме 6-месячных курсов)

В-четвертых, оптимизировать контрольно-надзорную деятельность органов государственной инспекции труда для выявления и устранения ранее указанных нарушений в деятельности торговых предприятий. Список литературы

1. Бондаренко А. Системы менеджмента охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2014. N 3. С. 23 - 25.

2. Гершевич О. С. Обзор рынка труда специалистов по продажам // Справочник кадровика. 2015. N 9. С. 119.

3. Головина С.Ю. "Белые пятна" трудового права // Российский ежегодник трудового права. СПб., 2007. С. 148.

4. Куренной А.М. Гибкость в сфере труда: современные российские реалии // В сборнике "Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения". Международная научно-практическая конференция. М., 2014. С. 329.

5. Лебедева Л., Емельянов Е. Роль малого и среднего бизнеса в формировании структуры занятости: мировые тенденции // Вопросы трудового права. М., 2013. N 4. С. 68.

6. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2016. С. 323 - 325.

7. Статистический сборник Росстат «Торговля в России 2016» [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/torg16.pdf

8. Макаревич М. Л., Антонова П. А. Проблемы повышения ответственности транснациональных корпораций в области соблюдения прав работников» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017 №1(19). С. 199-204.

9. Саморуков Д.В., Иванова В.В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.

10. Виноградов Г.А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С.12-13.

Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia (e-mail: makarevichm@mail.ru) Rykova Anna Mikhailovna, student (e-mail: rykova19@mail.ru)

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia FEATURES OF REGULATION OF WORK OF WORKERS OF TRADE AND PUBLIC CATERING

Abstract: This article discusses the peculiarities of legal regulation of labor relations in the field of trade and public catering, we suggested ways of improving accountability and control over observance of the established rules.

Key words: Legal regulation, trade workers, small business, labor market

УДК 339.3

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

Медведева Юлия Юрьевна, к.э.н., доцент

(e-mail: jjmedvet@yandex.ru) Пахоменков Артем Евгеньевич, студент Донской государственный технический университет,

г.Ростов-на-Дону

Проведен анализ влияния информационных технологий на организацию маркетинговой деятельности торгового предприятия, который выявил возможности применения маркетинговых инноваций в сфере торговли. Исследованы основные изменения в сфере маркетинга розничной торговли и представлены способы, которые напрямую влияют на конкурентоспособность предприятий розничной торговли

Ключевые слова: маркетинг, инновации, торговля, информационные технологии.

Инновационный путь развития является важнейшим и необходимым условием укрепления обороноспособности страны, ее экономической и продовольственной безопасности. Важно подчеркнуть, что необходимость активного внедрения инновационных технологий актуальна не только для промышленности, но и для сферы услуг, в том числе для отрасли торговли. Следует отметить, что под влиянием возрастающей конкуренции инновации становятся важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития предприятий торговли. Внедрение инноваций позволяет использовать более совершенные технологии и организацию торгово-технологического процесса, повысить качество обслуживания, обеспечить успех и эффективность деятельности торговых предприятий.

Проанализируем причины, вызывающие острую необходимость широкого внедрения инновационных технологий в розничной торговле. Прежде всего, необходимость активного внедрения инновационных технологий в розничной торговле связана с проблемой повышения экономической эффективности деятельности розничных торговых предприятий, которая в условиях роста конкуренции становится все более острой. Только широкое применение современных технологий позволяет добиться оптимального использования торговых площадей, оборудования и торгового персонала, обеспечивая высокую эффективность работы торгового предприятия в целом [4]. Однако в настоящее время такие технологии (зачастую в ограни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.