УДК 342.9
DOI 10.23672/m2943-8878-6045-g
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор,
Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
St. Petersburg University
Ministry of Internal Affairs of Russia
Особенности
регламентации служебной дисциплины полиции республики кабо-верде в контексте национального права
Features of the regulation of the service discipline of the police of the republic of cape verde: in the context of national law
Аннотация. В статье представлен анализ нормативных положений правовых актов Республики Кабо-Верде, в которых закреплена система дисциплинарных правоотношений, имеющих сущностное значение для решения ключевых вопросов поддержания служебной дисциплины среди служащих Национальной полиции отмеченного государства. Акцентируя внимание на выявлении квалификационных параметров служебной дисциплины, положенных в основу типологии дисциплинарных взысканий, автор приходит к выводу о соответствии исследуемых нормативных положений национального права общепринятым стандартам, распространяющим свое действие на сферу полицейской деятельности и составляющим базу деонтологического поведения служащих Национальной полиции Республики Кабо-Верде.
Ключевые слова: дисциплинарные правоотношения, дисциплинарное воздействие, служебная дисциплина, полиция, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность, деонтология, служебное поведение.
Annotation. The article presents an analysis of the regulatory provisions of legal acts of the Republic of Cape Verde, which enshrined a system of disciplinary legal relations that are essential for solving key issues of maintaining official discipline among employees of the National Police of the noted state. Focusing on the identification of the qualification parameters of service discipline, which form the basis of the typology of disciplinary sanctions, the author comes to the conclusion that the normative provisions of national law under study comply with generally accepted standards that extend to the sphere of police activity and constitute the basis of deontological behavior of employees of the National Police of the Republic of Cape Verde.
Keywords: disciplinary legal relations, disciplinary action, service discipline, police, internal affairs bodies, law enforcement, deontology, official conduct.
Исследуя особенности нормативно-правового регулирования области дисциплинарных правоотношений в полиции отдельных государств африканского региона, представляется необходимым акцентировать внимание на анализе соответствующих правовых актов, распространяющих свое действие на служащих полиции Республики Кабо-Верде(порт. <^N^>0, деятельность которой во многом организована по образцу португальской национальной правовой системы.
Согласно ч. 1 ст. 73 «Положения о персонале Национальной полиции» Республики Кабо-Верде, служащие полиции выполняет свои обязанности и пользуются правами, законодательно закрепленными в отношении других сотрудников и агентов государственной администрации, без
ущерба для законодательных положений о внутренней безопасности, уголовного расследования, чрезвычайных обстоятельств, уважения полиции, а также нормативных требований «Дисциплинарного регламента персонала Национальной полиции» и самого Положения. В ст. 74 Положения указано, что при выполнении своей миссии и без ущерба для положений Кодекса этики (порт. «Código Ético») и Кодекса чести (порт. «Código de Honra»), служащие полиции (PNCV) руководствуются следующими принципами действий:
a) уважительным соблюдением правовых норм, содержащихся в Конституции и других законах Республики;
b) строгой беспристрастностью и ответственностью;
с) строгим соблюдением указаний, приказов и распоряжений начальствующих лиц;
с1) адекватностью отношений с гражданами с использованием корректности и хорошего поведения на службе или за ее пределами, особенно когда к ним обращаются за помощью или когда они вмешиваются в ход полицейской операции;
е) эффективным и твердым предотвращением и пресечением противоправных действий, воспитанием у граждан чувства защищенности, спокойствия и уверенности в действиях полиции;
1) использованием адекватных и строго необходимых принудительных средств для восстановления законности, предотвращения неминуемой или продолжающейся агрессии, в целях самообороны или в других целях, для преодоления сопротивления исполнению законного приказа и сохранения принципа власти;
д) преимущественным использованием средств убеждения перед мерами принуждения для случаев попытки изменения общественного порядка;
И) твердостью, оперативностью и возможностью вмешательства, когда это окажется необходимым;
I) использованием огнестрельного оружия только в случаях, предусмотренных законом;
ДО постоянной доступностью, а также, готовностью к службе и выступлению в качестве агента власти;
к) запрета на использование для получения личной выгоды или выгоды третьих лиц, независимо от ее характера, выданного служебного оружия, а также, имеющегося качества в виде должности или выполняемой функции;
I) запрета на вмешательство в дела исключительно гражданского характера;
т) ограничения своих служебных действий исключительно поддержанием общественного порядка, за исключением попыток примирения граждан в отдельных вопросах второстепенной важности;
п) обеспечения, в рамках своих полномочий, должного сотрудничества с государственными или частными органами или организациями, в случаях, когда они этого запрашивают.
Необходимость концентрации усилий служащих РЫ исключительно на исполнении своего служебного долга продемонстрирована закреплением определенных запретов в ст. 78 Положения о РЫСУ. Согласно ч. 1 отмеченной статьи данного Положения, на служащих полиции распространяется общий режим несовместимости суть запрета в отношении реализации совокупности государственных и частных функций, применимых к области деятельности государственной администрации, без ущерба для нормативных установлений Положения. На основании ч. 2 указанной статьи, служащим полиции запрещается
занимать публично или в частном порядке другие должности государственного или частного характера, за исключением преподавательского труда и проведения научных исследований, представляющих интерес для полицейской корпорации, с предварительного разрешения члена правительства, отвечающего за внутреннюю безопасность.
Кроме того, согласно ст. 79 Положения, введен запрет на ведение коммерческой, промышленной или другой несовместимой со службой деятельности. На основании ч. 1 указанной статьи, служащие полиции должны воздерживаться от любой деятельности коммерческого, промышленного или иного прибыльного характера, осуществляемой самостоятельно или через посредников как несовместимой с выполнением их служебных функций.
Наряду с отмеченным и в соответствии с ч. 2 ст. 79, служащим полиции в целях реализации своих полномочий особо запрещено использовать деятельность городского и междугороднего общественного транспорта, а также такси. Положением о PNCV предусмотрено введение тестирования как разновидности экзаменационного испытания (порт. «sujeigao a exames»). В этой связи и на основании ст. 80, при исполнении служебных обязанностей сотрудники полиции могут быть подвергнуты медицинскому обследованию, тестам или применению других диагностических средств. Целеполагание данной экзаменации заключается в выявлении употребления полицейскими алкогольных напитков, наркотиков и психотропных веществ. При этом уровень алкоголя в крови и характер используемых процессов для его обнаружения устанавливаются совместным постановлением членов правительства, отвечающих за внутреннюю безопасность и здоровье.
Следует заметить, что решение вопросов долженствования при соблюдении полицейскими канонов служебной дисциплины тесным образом связано с этикой их поведения, что находит свое закрепление в ст. 82 «Положения о персонале Национальной полиции», в соответствии с которой на персонал полиции распространяется режим приветствия и почестей, утверждаемый нормативным Декретом. При этом, добросовестное отношение служащих полиции к долгу службы, в соответствии со ст. 119 «Положения о персонале Национальной полиции», должно заслуживать внешнего выражения в виде комплимента и похвалы (порт. «elogio e louvor») [1].
Подробная регламентация дисциплинарных правоотношений между служащими PN в Республике Кабо-Верде осуществлена посредством принятия Декретом № 9/2010 от 28 сентября «Дисциплинарного регламента персонала Национальной полиции», состоящего из 11 глав, включающих 124 параграфа [2]. Мы считаем, что установление общего дисциплинарного режима в отношении служащих PNCV обусловлено:
- во-первых, необходимостью закрепления единого формата деонтологических основ служебной дисциплины, вобравших в себя положения национальной правовой базы;
- во-вторых, важностью консолидации личного Национальной полиции Республики Кабо-Верде.
В контексте внутренней безопасности и достижения целей по предотвращению преступности и ведения борьбы с ней, Дисциплинарный регламент (ЯОРР-РЫ) способствует укреплению правового статуса персонала и дисциплинарного режима его функционирования, адаптированного к условиям новой реальности. Данное обстоятельство тесным образом связано с более рациональным управлением человеческими ресурсами и карьерой полицейских, что призвано существенным образом повышать эффективность и действенность правоохранительной деятельности. В структурном плане ЯОРР-РЫ включает в себя:
- общие положения (ст. 1-6);
- положения о наказании и дисциплинарной ответственности (ст. 7-20);
- общие и специальные обязанности (ст. 21-30);
- дисциплинарные санкции, дополнительные санкции и их последствия (ст. 31-45);
- дисциплинарную компетенцию (ст. 46-48);
- условия наступления дисциплинарной ответственности и ее последствия (ст. 49-61);
- дисциплинарное производство (ст. 62-96);
- ресурсы или порядок обжалования наложенных дисциплинарных взысканий (ст. 97-110);
- процессуальные аспекты дисциплинарного расследования (ст. 111-114); процедуру дознания (ст. 115-121);
- заключительные и переходные положения (ст. 122-124).
Среди обширного массива нормативных установлений ЯОРР-РЫ важное значение имеют следующие положения, распространяющиеся на область дисциплинарных правоотношений в Национальной полиции страны:
Во-первых, касающиеся уточнения действия и бездействия персонала РЫСУ. Согласно ч. 1 ст. 7, если дисциплинарное нарушение связано с проверкой определенного результата, то его реализация может быть осуществлена либо действием, либо бездействием, если законом не предусмотрено иное. При этом на основании ч. 2 данной статьи, выявленный факт бездействия подлежит наказанию только для тех случаев, в отношении которых существует юридическое обязательство, сопряженное с классификацией бездействия, способствующего отсутствию должного результата.
Во-вторых, уточняя пределы «субъективного вменения», ч. 1 ст. 8 ЯОРР-РЫ устанавливает, что любое действие, совершенное умышленно или по неосторожности, карается по классификации дисциплинарного нарушения. Следует заметить, что если иное прямо не предусмотрено законом,
то любая халатность всегда наказывается без ущерба для правил применения, меры и градации наказания (ч. 2 ст. 8).
В-третьих, в соответствии с положением ст. 10, в случае прямого и намеренного побуждения служащего к совершению кого-либо к нарушению, виновный в этом подлежит дисциплинарному наказанию за подстрекательство (порт. «infracgäo»).
В-четвертых, на основании ст. 11, служащий подлежит наказанию за укрывательство (порт. «encobrimento»), если он оказывает кому-либо помощь с целью уклониться от следственной деятельности компетентного органа, или полностью, или частично скрывает или блокирует доказательства в целях сокрытия нарушения.
В-пятых, служащий признается виновным в качестве соучастника (порт. «cumplicidade») правонарушения, если он умышленно и за пределами случаев, предусмотренных в иных статьях RDPP-PN, оказывает кому-либо материальную или моральную помощь в совершении данного правонарушения (ч. 1 ст. 12).
В-шестых, нормативное положение ст. 14 закрепляет действие принципа справедливости наказания, согласно которому, каждый полицейский, являющийся участником правонарушения, должен наказываться в строгом соответствии со своей виной, независимо от наказания или степени вины других участников.
В целях поддержания необходимого уровня служебной дисциплины, к служащим Национальной полиции Республики Кабо-Верде применяются следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) письменный упрек (порт. «repreensäo escrita»);
b ) шт раф (порт. «multa»);
c) отстранение от исполнения обязанностей по должности (порт. «suspensäo»);
d) бездействие (порт. «inactividade»);
e) отставка с выходом на пенсию (порт. «aposentagäo compulsiva»);
f ) у в ол ь нение (порт. «demissäo»).
Наряду с отмеченным, управленческий и иные категории персонала Национальной полиции Республики Кабо-Верде также могут подлежать наложению штрафа в виде прекращения поощрительных выплат (порт. «a pena de cessagäo da comissäo de servigo») (ст. 31).
Фактор целесообразности закрепления мер дисциплинарного воздействия в виде наказания в различных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы служебной дисциплины служащих полиции, имеет важное деонтологиче-ское значение, смысл которого, к примеру, можно проиллюстрировать суждением американского психолога Б.Ф. Скинера. Разрабатывая теорию оперантного обусловливания, указанный ученый установил, что доктрина личной ответственности
человека соответствует определенным методам управления его поведением. Применяемая совокупность данных методов способствует формированию у человека чувства ответственности, сопряженного с осознанием у него долга перед обществом [4, р. 115-116]. Апеллируя к теме наличия корреляционной связи между служебной дисциплиной и правоохранительной миссией служащих полиции Республики Кабо-Верде, представляется необходимым обратить внимание на диссертационное исследование Н.Д. Родригеса (подготовлено в Высшем институте полицейских наук и внутренней безопасности Кабо-Верде), в приложении к которому автор приводит подробное интервью с комиссаром Национальной полиции Кабо-Верде Э.В. Мендесом. Отвечая на вопрос № 6 о соотношении уважения к правам человека и соблюдения канонов служебной дисциплины в условиях упорной борьбы полиции (PNCV) с массовой преступностью в стране, руководитель полицейского ведомства констатирует, что соблюдению законности применяемых полицией сил и средств, а также правильному поведению полицейских в отношении гражданского населения способствует своевременность принятия новых законодательных актов о внутренней безопасности и об уголовных расследованиях [3, р. 108].
Резюмируя относительно правовых оснований служебной дисциплины служащих Национальной полиции Республики Кабо-Верде, нам представляется необходимым сформулировать следующие выводы.
Во-первых, сложившаяся в полицейском ведомстве Республики Кабо-Верде система дисциплинарных правоотношений между служащими Национальной полиции, наиболее подробно закреплена в соответствующих «Положении о персонале Национальной полиции» и «Дисциплинарном регламенте персонала Национальной полиции», основное содержание которых корреспондирует общей практике нормативно-правового ре гл аментирования исследуемой области, принятой во многих других странах.
Во-вторых, указанная система имеет целенаправленно ориентированный характер, доминирующим фактором проявления которого выступает формирование у полицейских развитых качеств должного отношения к выполнению своих функциональных обязанностей, сопряженных с поддержанием в обществе необходимого уровня правопорядка.
Литература:
1. Decreto-Legislativo № 8/2010 de 28 Setembro. Aprova o Estatuto do Pessoal Policial da Polícia Nacional // «B.O.» Da República deCabo Verde. I Série. № 37. 2 Sup. 28 DeSetembro De 2010. URL : https://www.rightofassembly.info/assets/downloads/ Estatuto_do_Pessoal_Policial_da_Pol%C3%AD cia_Nacional_da_2010.pdf (date of application 03.03. 2021)
2. Decreto-Legislativo № 9/2010 de 28 Setembro. Aprova o Regulamento Disciplinar do Pessoal Policial da Polícia Nacional // «B. O.» Da República deCabo Verde. I Série. № 37. 2 Sup. 28 DeSetembro De 2010. URL : https://www.rightofassembly.info/as-sets/downloads/Estatuto_do_Pessoal_Policial_da_ Pol%C3%ADcia_Nacional_da_2010.pdf (date of application 06.03.2021)
3. Rodrigues N.D. Polícia Nacional de Cabo Verde: Análise Historíca e de Competéncias: Dissertagao de Mestrado Integrado em Ciéncias Policiais. Lisboa: Instituto Superior de Ciéncias Policiais e Seguranga Interna, 2016. P.121. URL : https://comum.rcaap.pt/bit-stream/10400.26/15579/1/1 .Dissertagao%20-%20 Nilton%20Rodrigues.pdf#page59 (date of application 03.03.2021)
4. SkinnerB.F. Science and Human Behavior. New-York : The Macmillan Company, 1965. 461 р.
Literature:
1. Decreto-Legislativo № 8/2010 de 28 Setembro. Aprova o Estatuto do Pessoal Policial da Polícia Nacional // «B.O.» Da República deCabo Verde. I Série. № 37. 2 Sup. 28 DeSetembro De 2010. URL : https://www.rightofassembly.info/assets/downloads/ Estatuto_do_Pessoal_Policial_da_Pol%C3%AD cia_Nacional_da_2010.pdf (date of application 03.03. 2021)
2. Decreto-Legislativo № 9/2010 de 28 Setembro. Aprova o Regulamento Disciplinar do Pessoal Policial da Polícia Nacional // «B. O.» Da República deCabo Verde. I Série. № 37. 2 Sup. 28 DeSetembro De 2010. URL : https://www.rightofassembly.info/as-sets/downloads/Estatuto_do_Pessoal_Policial_da_ Pol%C3%ADcia_Nacional_da_2010.pdf (date of application 06.03.2021)
3. Rodrigues N.D. Polícia Nacional de Cabo Verde: Análise Historíca e de Competéncias: Dissertagao de Mestrado Integrado em Ciéncias Policiais. Lisboa: Instituto Superior de Ciéncias Policiais e Seguranga Interna, 2016. P.121. URL : https://comum.rcaap.pt/bit-stream/10400.26/15579/1/1.Dissertagao%20-%20 Nilton%20Rodrigues.pdf#page59 (date of application 03.03.2021)
4. Skinner B.F. Science and Human Behavior. New-York : The Macmillan Company, 1965. 461 р.